Почему евгений онегиным назван евгением онегиным. Почему «Евгений Онегин» назван Пушкиным «свободным романом»? Анализ жанровой специфики текста

Ни для кого не секрет, что литературные произведения принадлежат к определённым жанрам и родам литературы. И если ограничиваются тремя категориями: эпос, лирика, драма, то жанров существует гораздо большее количество.

«Евгений Онегин»: жанр

Знаменитое художественное произведение «Евгений Онегин», принадлежащее перу великого русского поэта Александра Сергеевича Пушкина, уже давно находится под пристальным вниманием филологов и литературоведов. Мало того что это произведение наполнено глубоким смысловым содержанием, весьма неоднозначны ещё и его жанровые характеристики. Итак, чем же так необычно определение жанра «Евгения Онегина»?

Роды и жанры литературы

Для начала следует отметить, что произведение написано в стихотворной форме, значит, к которому оно принадлежит, - лирический. Однако, несмотря на то что история описана в стихах, назвать её простым стихотворением абсолютно невозможно. Развёрнутый сюжет, динамика развития событий, психологизм и произведения внутри произведения с полным правом позволяют отнести «Евгения Онегина» к жанру романа. Согласно определению из толкового словаря Сергея Ивановича Ожегова, роман - это прозаическое эпическое литературное произведение с несколькими героями и сложной структурой сюжета. Опираясь на него, можно сказать, что по смыслу и содержанию «Евгений Онегин» относится, скорее, к роду эпоса и романному жанру литературы.

Краткое описание сюжета

По сюжету, избалованный и эгоистичный столичный юноша Евгений Онегин, устав от бесконечных балов и светских приёмов, решает удалиться жить в деревню, чтобы хоть как-то внести разнообразие в свои одинаковые будни. Однако в деревне жизнь оказывается скучнее, чем в Петербурге, на Евгения вновь нападает хандра. Он знакомится с молодыми жителями деревни: восемнадцатилетним талантливый поэтом Владимиром Ленским, сёстрами Лариными - красивой и весёлой Ольгой, задумчивой и мечтательной Татьяной.

Они же и становятся главными действующими лицами в сюжете. Ленский помолвлен с Ольгой, в то время как Татьяна влюбилась в Евгения. Однако на чувства девушки он не отвечает взаимностью, а получив письмо с пылким и нежным признанием в любви, и вовсе пытается наставить её на путь истинный, советуя не излагать в дальнейшем свои чувства малознакомым людям. Татьяна смущена и обижена. А Ленский тем временем вызывает Онегина на дуэль за то, что тот неоднократно приглашал на танец его невесту Ольгу. Перед самой дуэлью Татьяна видит сон, в котором Евгений убивает Владимира, но девушка не знает о намерении молодых людей стреляться, иначе она предотвратила бы поединок. Онегин убивает Ленского, боясь отменить дуэль и прослыть в светском обществе трусом. Ольга же недолго оплакивает своего возлюбленного и вскоре выходит замуж за другого. Спустя некоторое время венчается и Татьяна, какое-то время она ещё продолжает любить Евгения, но потом пелена спадает с её глаз.

Однажды на светском балу эти двое встретились: по-прежнему скучающий и хандрящий Онегин и недоступная благородная жена генерала Татьяна. И в эту встречу герои поменялись ролями, Евгений понял, что влюбился в прекрасную княгиню, Татьяна же ответила ему фразой, впоследствии ставшей знаменитой: «Но я другому отдана и буду век ему верна».

Анализ жанровой специфики текста

Итак, как, собственно, определить в произведении "Евгений Онегин" жанр? О сюжете можно сказать, что он действительно богат событиями, а диалоги и монологи героев полны чувственности и психологизма. Эти черты позволяют причислить произведение к жанру романа. Однако стихотворная форма знаменитого творения Пушкина оставляет вопрос открытым. Специалисты склонны утверждать, что жанр «Евгения Онегина» - роман в стихах. Однако, по мнению некоторых литературных критиков, в том числе Виссариона Григорьевича Белинского, это не так. Они утверждают, что жанр «Евгения Онегина» - поэма, поскольку в произведении в полной мере и почти с исторической достоверностью воспроизведена жизнь российской общественности в столице и за её пределами. В. Г. Белинский, не скупясь, назвал «Евгения Онегина» «энциклопедией русской жизни». Но для поэмы произведение всё же имеет слишком большой объём, количество текста ближе к романному. В этом заключается первое противоречие.

Второе противоречие связано с содержанием романа. Опять же критики называют «Евгения Онегина» не только «романом о романе», но также «романом в романе». И если на первое определение напрямую влияет жанр «Евгения Онегина» Пушкина А. С., а также любовная линия - центральная тема сюжета, то вторая характеристика имеет прямое отношение к внутри произведения.

«Роман о романе»

Итак, как уже было выяснено ранее, по своему жанру произведение относится скорее к роману, несмотря на изложение в стихах. И это первая составляющая определения «роман о романе». Вторая, несомненно, отражает наличие любовных событий в сюжете. По ходу развития действия читатель может наблюдать, как развиваются взаимоотношения двух пар: Ольги Лариной и Владимира Ленского и её сестры Татьяны и Евгения Онегина. Однако на первый план выходят всё же отношения последних. Именно вокруг этой пары и вращается сюжет. Таким образом, выражение «роман о романе» сообщает не только о наличии любовной линии в тексте, но также в очередной раз подчеркивает, что в произведении «Евгений Онегин» жанр характеризуется как роман.

«Роман в романе»

В данной характеристике также имеется отсылка к жанру пушкинского творения. Однако теперь, когда уже не возникает вопроса "Евгений Онегин" - какой жанр?", расшифровки второй части словосочетания не требуется. Речь, разумеется, идёт об отношении к жанру. Зато первая часть определения напоминает о наличии в тексте другого романа - письма Татьяны Лариной, почти художественного произведения. Признаваясь Онегину в любви, Татьяна письменно рассказала о своих чувствах. И Александр Сергеевич Пушкин в полном объёме отразил её порыв. Именно об этом романе как о жанровой характеристике внутри другого романа - самого произведения - идёт речь. Татьяна Ларина, изливая свою любовь к Евгению, произвела на свет свой собственный роман в стихах, отобразив его в письме.

Итак, даже проанализировав произведение «Евгений Онегин», жанр его по-прежнему установить проблематично. По форме это поэма, по содержанию - роман. Возможно, только такому талантливому и великому поэту, как Александр Сергеевич Пушкин, позволено изобрести свой собственный жанр - роман в стихах - и продемонстрировать его на лучшем примере.

Вопрос этот не решен окончательно, потому что о выборе фамилии Онегин сам Пушкин не оставил никаких записей. Самая распространенная версия говорит о том, что поэт мог сам образовать фамилию Онегин от географического названия, ему хорошо известного, Онега. Такое наименование носит река Онега, впадающая в Белое море, и город, стоящий в ее устье. Населенный пункт с названием Онега известен еще с XVI века. Конечно, нужно вспомнить и о другом, похожем географическом названии (но уже с окончанием о) Онего. Это древнерусское название Онежского озера, огромного и красивейшего водоема на северо-западе европейской части СССР.Исторические источники рассказали ученым, что существовала и реальная фамилия Онегин. Она была распространена на севере России и первоначально означала «житель с реки Онега». Большинство людей, носивших фамилию Онегин, были лесорубами или сплавщиками леса.Итак, Пушкин для героя своего романа в стихах мог взять или готовую фамилию, гдето им услышанную или прочитанную, либо создать ее по правилам русской речи. Используя такую «северную» фамилию, поэт, возможно, хотел подчеркнуть суровость Евгения, его холодное сердце, трезвый, слишком рассудочный ум. Представим себе на минуту, что у Евгения Онегина была бы другая фамилия... Кажется, ну и что же ничего особенного, ведь основное действие, идеи романа не изменились бы. Да, все осталось бы в основном на своих местах. Но русский читатель наверняка уже менее образно воспринимал бы те строки, которые говорят о холодности, суровости Онегина: «...рано чувства в нем остыли; Ему наскучил света шум»; «Ничто не трогало его, Не замечал он ничего» ; «Они сошлись, Волна и камень, Стихи и проза, лед и пламень Не столь различны меж собой» и другие отрывки.Есть кроме такого возможного внутреннего содержания «холода» у фамилии Онегин и еще однаособенность. Она необычно благозвучно сочетается с именем. Вслушайтесь: Евгений Онегин. В обоих этих словах совпадает количество слогов. В них одна и та же гласная буква е несет на себе ударение. Обратное повторение слогов ген нег обладает мелодичностью. К тому же в этом словосочетании Евгений Онегин трижды повторяются е и н. А ведь благозвучие, мелодичность имен и названий играли для Пушкина не последнюю роль. Вспомним, что об имени Татьяна, впервые упоминая о нем в романе «Евгений Онегин», поэт говорит, что оно «приятно, звучно». Этот же довод Пушкин почти дословно повторяет в поэме «Медный всадник», где герой носит имя Евгений: «Мы будем нашего героя звать этим именем. Оно звучит приятно; с ним давно Мое перо к тому же дружно»... Так что в художественной литературе, особенно в поэзии, для авторов имеет значение не только реальность имен, фамилий персонажей, но и их звучание, музыкальное и эстетическое впечатление от них.

Наверное, многие читали знаменитый роман А. С. Пушкина "Евгений Онегин" и задумывались над его названием. Почему роман назван "Евгений Онегин"?

Этот роман назван именем того героя, которого Пушкин представлял центральным персонажем своего романа в стихах, именно о его жизни повествуется на протяжении всего произведения. Евгений - молодой человек, представитель "золотой дворянской молодежи", свою жихнь проводит праздно и пестро на балах, в ресторанах и в театрах. Но тем не менее, он не глуп, и такая жизнь ему быстро наскучивает, он ищет себе новые интересы. В образе главного героя заключен конфликт между средой и личностью, который был не только у одного Онегина, но и у многих людей тоже. Онегин - это собирательный образ молодых дворян его времени. Благодаря этому роман также назван "Евгений Онегин".

Теперь обратимся к значению имени главного героя. С греческого имя "Евгений" значит "благородный", а его фамилия происходит от названия реки Севера "Онега". Сочетание именно этой фамилии и имени очень мелодично, что важно для любого стихотворения, а этот роман, как известно, написан в стихах. Кроме того, фамилия "Онегин" как бы подчеркивает расчетливость и холодность главного героя этого романа.

Подведем итог в вопросе о том, почему роман назван именем Онегина:

  • Евгений Онегин - главный герой романа, в произведении рассказывается о его жизни, повествование строится вокруг этого персонажа;
  • Евгений Онегин - собирательный образ молодых людей-дворян своего времени, он олицетворяет собой конфликт между средой и личностью;
  • Звучание имени и фамилии "Евгений Онегин" мелодично и красиво, что очень важно для стихотворной формы романа.

Роман Пушкина «Евгений Онегин», едва появившись, получил заслуженное одобрение и даже восхищение публики и критики. Но необходимо заметить, что для русской литературы того времени это был настоящий прорыв – ничего подобного еще не создавали русские писатели. Да и до сих пор ни один писатель не дерзнул повторить опыт великого мастера слова и написать реалистический роман в стихах. Именно реалистический, потому что, будь это произведение написано в романтическом ключе, следуя традициям Жуковского, его можно было бы назвать разве что только поэмой, а отнюдь не романом.

«Евгения Онегина» можно назвать пафосом отрезвления. Он подан открыто и без каких бы то ни было прикрас – стилевых и прочих. Любая высокопарность была бы здесь неуместна, звучала бы пародией. И Пушкин, действительно, в конце седьмой главы пародирует ложноклассический эпос.

Так же непринужденно еще в начале он пародирует опошленную бездарными писаками романтическую элегию. Современники не могли читать без улыбки предсмертные стихи Ленского – настолько все эти «весны моей златые дни» напоминали им продукцию текущей журнальной периодики.

Пушкин ведет непрестанную борьбу в романе, по крайней мере, на два фронта: против уходящего классицизма и против еще любезной его сердцу романтики. Борьба нешуточная. Она глубоко пережита Пушкиным. Настолько пережита, что выходит за пределы внутрилитературной распри.

Это борьба за язык русского общества, за освобождение языка от наносных влияний и веяний, от запоздалых славянизмов, от новейшей иностранщины, от школьной и семинарской скованности. Всему этому животрепещущему материалу дан полный простор в строфах романа. И это одно из тех оснований, по которым можно назвать «Евгения Онегина» «свободным романом».

В конечном счете, борьба еще шире. Это вполне назревшая для Пушкина борьба за народность, за общую демократизацию русской культуры. Ведь к концу работы над романом уже написаны «Борис Годунов» и сказки. Поэт в разгаре творческого освоения народности, в расцвете сил. В романе он распорядился этим достоянием неслыханно смело. Он передоверил стихию народности своей героине.

Если бы не Татьяна, читатель так и не услышал бы толковой, истовой и неторопливой речи её няни, не услышал бы и другой крепостной крестьянки, онегинской ключницы Аксиньи. Не услышал бы и той «Песни девушек», которая всем своим лукавым, веселым, озорным содержанием дерзко контрастирует со смущением и смятением самой Татьяны. Вот и еще одно основание назвать «роман свободным».

К тому же Пушкин очень свободно повел себя и в отношении формы своего произведения. В то время в русской литературе не было примеров реалистического романа, и писателю пришлось самому изобретать стилистические приемы и сюжетные повороты. В этом отношении Пушкин был тоже очень свободен в своих творческих порывах.

Волшебное, колдовское искусство Пушкина празднует одну из самых поразительных своих побед. Двусложный, двухтактный ямб звучит в темпе вальса, когда идет описание сна Татьяны:

Однообразный и безумный,

Как вихорь жизни молодой,

Кружится вальса вихорь шумный;

Чета мелькает за четой…

Иногда строки наполняются звуками: треск, гром, дребезг… Но они к тому же и живописны. Читатель воочию видит «припрыжки, каблуки, усы»:

Мазурка раздалась. Бывало

Когда гремел мазурки гром,

В огромной зале все дрожало,

Паркет дрожал под каблуком,

Тряслися, дребезжали рамы…

Какой свободой дышат строки романа Пушкина, какое мастерское обращение с родным русским языком! Да, это свободный роман!

А образ автора! Разве какой-нибудь писатель до Пушкина, да и после него, мог позволить себе так свободно выносить свой образ в произведение, так откровенно говорить о своих потаенных мыслях, продиктованных не художественной необходимостью, а личным стремлением и желанием. Разве мог другой писатель, напрямую обращаясь к читателю, иронизировать над ним:

Читатель ждет уж рифмы розы;

На, вот возьми её скорей!

Да, «Евгений Онегин» действительно «свободный роман», в котором все принятые и устоявшиеся традиции низвергаются: от выбора имени героям до стилистических приемов в выборе формы романа.