Певица которая не умела петь. Лысая певица с сифилисом. Как жила самая бездарная примадонна современности. Концерты для друзей

Фло́ренс Фо́стер Дже́нкинс (англ. Florence Foster Jenkins ; 19 июля 1868, Уилкс-Барре, штат Пенсильвания — 26 ноября1944) — американская пианистка и певица (сопрано), одна из самых первых представительниц т. н. «аутсайдерской музыки» (outsider music), ставшая известной благодаря полному отсутствию музыкального слуха, чувства ритма и певческого таланта. Несмотря на это, саму себя она считала непревзойденной вокалисткой (разновидность т. н. «эффекта Даннинга-Крюгера», когда человек уверен в том, что он талантлив или гениален, хотя объективно это не так).

Биография

Дженкинс родилась в 1868 году в семье Чарльза Дорранса Фостера и Мэри Джейн Хогланд. С 8 лет она обучалась игре на фортепиано, а в семнадцать заявила о своём желании уехать в Европу изучать музыку. Чарльз Фостер — богатый промышленник — отказался оплачивать её проект, поэтому она сбежала в Филадельфию с врачом Френком Торнтоном Дженкинсом, который позже стал её мужем. На жизнь она зарабатывала, давая частные уроки музыки. Брак с Френком оказался несчастливым, и в 1902 году она с ним развелась. После смерти отца в 1909 году Флоренс унаследовала от него внушительную сумму, что позволило ей заняться своей певческой карьерой, о которой она долго мечтала и к идее которой неодобрительно относились её родители и бывший муж. Она брала уроки у некой очень знаменитой оперной звезды, имя которой, помимо, конечно, самой Флоренс, знала (но так и не выдала) только её бессменная управляющая Клэр Бэйфилд. Активно включившись в музыкальную жизнь Филадельфии и Нью-Йорка, она основала нечто вроде общества любителей классической музыки — «Клуб Верди».


В 1912 году на собственные средства она организовала свой первый сольный концерт. Далее она стала выступать на сценах Ньюпорта, Вашингтона, Бостона и Саратоги-Спрингс. Понемногу, год за годом, старания мадам Дженкинс увенчались успехом: она стала местной знаменитостью в Нью-Йорке, и один раз в году она давала закрытый концерт в отеле Риц-Карлтон, на который приглашались только избранные — друзья, поклонники, критики и коллеги по цеху. В зал набивалось до 800 человек. В 1928 году умерла её мать.


Голос Флоренс был уникальным в том смысле, что никто до неё не осмеливался так петь для широкой публики (да ещё профессионально). У неё напрочь отсутствовали музыкальный слух и чувство ритма, и она совершенно не могла держать ноту. «Она кудахтала и вопила, трубила и вибрировала», — писал критик Даниель Диксон в декабре 1957 года, вспоминая мадам Дженкинс. Её постоянный на протяжении многих лет аккомпаниатор Косме МакМун с трудом мог подавить смех во время её концертов. «Когда приходило время петь, она забывала обо всем. Ничто не могло её остановить. Она думала, что она великая артистка», — рассказывал он. Смех публики, доносящийся из зала, Флоренс расценивала как проявление профессиональной зависти.


Её репертуар состоял из популярных сценических арий Моцарта, Верди, Штрауса, песен Брамса, а также написанных ею самой и МакМуном. Часто мадам Дженкинс надевала для выступлений «шикарные» сценические костюмы, которые она придумывала сама. Самый известный её образ был «Ангел Вдохновения» (Angel Of Inspiration) — шелковое платье с блестками и картонными крыльями за спиной (в нём она предстаёт на обложке диска The Glory (????) Of The Human Voice).


В 1937 году звукозаписывающая студия Meloton Recording предложила Флоренс записать грампластинку. Мадам Дженкинс проявила весьма оригинальный подход к студийной работе. Все репетиции и настройки аппаратуры были ею отвергнуты. Она просто пришла и запела, диск записывался, и все дорожки были записаны с первого раза. После прослушивания записей она назвала их «превосходными» и потребовала, чтобы грампластинки были отпечатаны именно с них.


В 1943 году такси, в котором ехала Флоренс, попало в аварию. Певица осталась целой и невредимой и даже вдруг обнаружила, что после пережитого потрясения теперь может взять самую высокую ноту фа, чего раньше не могла. И вместо того, чтобы подать в суд на таксиста, она послала ему в знак благодарности коробку дорогих сигар.

Долгое время поклонники мадам Дженкинс упрашивали её выступить на самой престижной сцене Нью-Йорка — в Карнеги Холл, но она по неизвестным причинам отказывалась. Но 25 октября 1944 года 76-летняя Флоренс наконец-то даёт там концерт. Ажиотаж был таким, что все билеты были распроданы за несколько недель до концерта, и цена на них достигала $20.


Через месяц после своего триумфа, 26 ноября 1944 года Флоренс Фостер Дженкинс умерла. Ходили слухи, что она скончалась, не перенеся многочисленных насмешливых отзывов критиков на выступление в Карнеги Холл. «Они такие невежи, такие невежи!» — сокрушалась она по поводу них. Однако всё говорит о том, что она умерла счастливым человеком. После её смерти МакМун пытался завладеть её имуществом, заявив, что был её любовником, несмотря на все свидетельства, что он был гомосексуалом.

По мотивам жизни мадам Дженкинс было поставлено три пьесы. Первая была поставлена в 2001 Крисом Баллансом в Эдинбург Фриндж. Вторая пьеса, «Сувенир» — на Бродвее в 2005. Третья — «Великолепная» — с успехом была показана в Лондоне и даже номинировалась на театральную премию Лоуренса Оливье.

Самая ужасная певица в мире, единственный записанный певец-кастрат и «стратосферная» колоратура - предлагаем вашему вниманию небольшую подборку удивительных и уникальных аудиозаписей, сделанных более века назад.

Алессандро Морески - единственный певец-кастрат, чей голос был записан на фонограф


Лев XIII

Кастрация мальчиков в раннем возрасте с целью воспитания певцов просуществовала до второй половины 19 века. Эти мальчики не проходили через гормональные изменения в период полового созревания, поэтому ломки голоса у них не происходило. Это значит, что, став взрослыми, они могли исполнять партии сопрано (то есть сохраняли свой детский тембр).

Алессандро Морески

В 1870 году католическая церковь запретила кастрацию с целью воспитания певцов, а всех оставшихся кастратов папа Лев XIII собрал под своё покровительство в хор Сикстинской капеллы, чтобы они могли спокойно дожить свои жизни (к тому времени эти люди превратились в объекты постоянных насмешек).

Одним из них был Алессандро Морески, который прослужил в капелле 30 лет. В 1902 году его голос был записан на фонограф, благодаря чему мы можем услышать, как звучал голос настоящего кастрата-певца. К моменту, когда была сделана эта запись, Морески было уже за 44 года, и его голос уже утратил часть своего очарования, хотя по другим свидетельствам, он никогда особенно интересным певцом и не был.

Мадо Робен и её «стратосферная» колоратура

Эта потрясающая французская певица взяла одну из самых высоких нот в истории классической музыки - ре четвертой октавы, которой соответствует частота 2300 Гц.

Последние ноты этой песни звучат так, что… лучше уберите хрусталь в безопасное место.

Флоренс Фостер Дженкинс - самая ужасная певица в мире

Флоренс Дженкинс - уникальная певица, прославившаяся благодаря… полному и абсолютному отсутствию музыкального слуха, чувства ритма и вообще каких бы то ни было певческих способностей. «Она кудахтала и вопила, трубила и вибрировала», - писал критик Даниель Диксон. Что, впрочем, не мешало ей считать саму себя непревзойденной вокалисткой.

Смех публики во время концертов мадам Дженкинс расценивала исключительно как проявление зависти или невежества.

Хотите верьте, хотите - нет, но этой с позволения сказать певице удалось даже дать сольный концерт в Карнеги-холл. Причём ажиотаж был таким, что все билеты были распроданы за несколько недель до концерта.

Поразительно, но Флоренс всегда была окружена толпой поклонников, и не просто ничего не смыслящих в музыке юнцов - среди них, на минуточку, был великий Энрико Карузо. В общем, чтобы понять и поверить, её пение надо услышать самому.

Любопытно, что после записи этой песни (с первого раза и без репетиций!) Флоренс заявила своему звукоинженеру, что всё получилось просто «превосходно» и никакой второй попытки не требуется. Произведение, которое звучит на этой записи - ария Королевы Ночи Моцарта.

Флоренс Фостер Дженкинс – знаменитая певица, которая совершенно не умела петь Вы считаете, что только в наше время человек может прославиться как певец, будучи напрочь лишенным способностей к пению? Ничего подобного! Знакомьтесь: Флоренс Фостер Дженкинс. У нее не было ни музыкального слуха, ни чувства ритма, ни певческого таланта. И именно поэтому она и стала известной на весь мир.

Флоренс родилась в 1868 году в семье Чарльза Дорранса Фостера и Мэри Джейн Хогланд. С 8 лет она обучалась игре на фортепиано, а в семнадцать заявила о своём желании уехать в Европу изучать музыку. Отец, богатый промышленник, отказался оплачивать её проект, поэтому она сбежала в Филадельфию с врачом Френком Торнтоном Дженкинсом, который позже стал её мужем. На жизнь она зарабатывала, давая частные уроки музыки. Брак с Френком оказался несчастливым, и в 1902 году Флоренс с ним развелась. А после смерти отца в 1909 году Флоренс унаследовала внушительную сумму, что позволило ей заняться своей певческой карьерой, о которой она так долго мечтала. Еще раз отметим: петь Флоренс совершенно не умела, никаких способностей к пению у нее не было. При этом она считала себя непревзойденной вокалисткой. В психологии есть такое понятие – «эффект Даннинга – Крюгера», оно описывает явление, когда люди, имеющие низкий уровень квалификации, делают ошибочные выводы, принимают неудачные решения и при этом неспособны осознавать свои ошибки в силу низкого уровня своей квалификации. Так вот, Флоренс была уверена в том, что она гениальна, и совершенно неспособна понять, что это не так. Активно включившись в музыкальную жизнь Филадельфии и Нью-Йорка, она основала нечто вроде общества любителей классической музыки - «Клуб Верди». В 1912 году на собственные средства она организовала свой первый сольный концерт. Далее она стала выступать на сценах Ньюпорта, Вашингтона, Бостона и Саратоги-Спрингс. Понемногу, год за годом, старания мадам Дженкинс увенчались успехом: она стала местной знаменитостью в Нью-Йорке, и один раз в году она давала закрытый концерт в отеле Ритц-Карлтон, на который приглашались только избранные - друзья, поклонники, критики и коллеги по цеху. В зал набивалось до 800 человек. «Она кудахтала и вопила, трубила и вибрировала», - писал критик Даниель Диксон в декабре 1957 года, вспоминая мадам Дженкинс. Её постоянный на протяжении многих лет аккомпаниатор Косме Макмун с трудом мог подавить смех во время её концертов. «Когда приходило время петь, она забывала обо всем. Ничто не могло её остановить. Она думала, что она великая артистка», - рассказывал он. Смех публики, доносящийся из зала, Флоренс расценивала как проявление профессиональной зависти. Если вам тоже кажется, что недоброжелатели завидовали таланту Флоренс, послушайте её пение, ведь довольно много её записей дошли до наших дней. Но мы, если что, вас предупреждали.

Это куплеты Адели из «Летучей мыши» Штрауса, если вы вдруг не узнали Её репертуар состоял из популярных сценических арий Моцарта, Верди, Штрауса, песен Брамса, а также написанных ею самой и Макмуном. Часто мадам Дженкинс надевала для выступлений «шикарные» сценические костюмы, которые она придумывала сама. Самым известным её образом был «Ангел Вдохновения» - шёлковое платье с блестками и картонными крыльями за спиной.

В 1937 году звукозаписывающая студия Meloton Recording предложила Флоренс записать грампластинку. Мадам Дженкинс проявила весьма оригинальный подход к студийной работе. Все репетиции и настройки аппаратуры были ею отвергнуты. Она просто пришла и запела, диск записывался, и все дорожки были записаны с первого раза. После прослушивания записей она назвала их «превосходными» и потребовала, чтобы грампластинки были отпечатаны именно с них. В 1943 году такси, в котором ехала Флоренс, попало в аварию. Певица осталась целой и невредимой и даже вдруг обнаружила, что после пережитого потрясения теперь может взять самую высокую ноту фа, чего раньше не могла. И вместо того, чтобы подать в суд на таксиста, она послала ему в знак благодарности коробку дорогих сигар. Долгое время поклонники мадам Дженкинс упрашивали её выступить на самой престижной сцене Нью-Йорка - в Карнеги-Холл, но она по неизвестным причинам отказывалась. Однако 25 октября 1944 года 76-летняя Флоренс наконец-то даёт там концерт. Ажиотаж был таким, что все билеты были распроданы за несколько недель до концерта, и цена на них достигала $20 (немалые деньги по тем временам!). Через месяц после своего триумфа, 26 ноября 1944 года, Флоренс Фостер Дженкинс умерла. Ходили слухи, что она скончалась, не перенеся многочисленных насмешливых отзывов критиков на выступление в Карнеги-Холл. «Они такие невежи, такие невежи!» - сокрушалась она по поводу них. Однако всё говорит о том, что она умерла счастливым человеком. А ведь это, наверное, и есть самое главное. По мотивам жизни Флоренс было поставлено несколько пьес. А в 2016 году вышел фильм «Фостер Дженкинс», главную роль в котором блестяще исполнила Мерил Стрип.

Увы, у девочки не было ни голоса, ни слуха, но проблемой это стало несколько позже, когда решительная и упрямая Флоренс твердо заявила родителям о желании продолжать музыкальное образование за границей, чтобы стать непревзойденной оперной артисткой.


Удивительная история Флоренс Фостер Дженкинс легла в основу четырех пьес только за последние годы. Третья из них, "Souvenir" Стивена Темперли (Stephen Temperley), стартовала на Бродвее (Broadway) в ноябре 2005, а четвертая, "Glorious!" Питера Килтера (Peter Quilter), в то же время была поставлена в Англии (England). С тех пор она была переведена на многие языки и вышла более чем в 20 странах. Музыканты посвящали Дженкинс свои альбомы, на радио выходили целые программы о ней и ее творчестве. Наверное, в самом скором времени можно ожидать интереса к жизни Дженкинс и со стороны голливудских продюсеров.

Между тем, бродвейская звезда Джуди Кей (Judy Kaye), сыгравшая Флоренс в "Souvenir", рассказывала, что очень трудно было хорошо "спеть так плохо". Современники и потомки называли Дженкинс самой ужасной оперной певицей всех времен и народов и величайшей артисткой из всех плохих певиц, а зрители, собравшиеся в Карнеги-Холле (Carnegie Hall) на ее знаменитое выступление в 1944 году, даже не пытались сдерживать смех. Критики писали, что эта певица полностью лишена таланта, голоса, чувства ритма, музыкального слуха, дикции, контроля дыхания, владения голосом и даже хоть сколько-нибудь приятного тембра, и современный слушатель полностью согласится с ними – от Дженкинс остались записи, вполне доступные для прослушивания на YouTube, и они звучат как жестокая пародия на оперное искусство.

Почему же люди все еще помнят Дженкинс, почему пишут и говорят о ней, почему она не исчезла из человеческой памяти, хотя с момента ее смерти прошло почти 70 лет? Причиной тому, как говорят итальянцы, il sacro fuoco, "священный огонь", горевший в ней всю ее жизнь – его оказалось достаточно, чтобы оживить ее образ и вернуть его на сцену в качестве литературной героини.

Флоренс была полна решимости сделать певческую карьеру и абсолютно непоколебима в своих амбициях. Даже умирая, Флоренс искренне верила, что она – величайшая оперная певица в мире, а смех в зрительных залах и критика в прессе – не более чем нападки со стороны злобных завистников ее божественного сопрано. Современные исследователи, однако, считают такое состояние одним из видов когнитивного расстройства и даже дали ему научное название.

Итак, история Нарциссы Флоренс Фостер (Narcissa Florence Foster) началась 19 июля 1868 года в городе Уилкс-Барре, штат Пенсильвания (Wilkes-Barre, Pennsylvania). Любящие родители, Чарльз Дорранс Фостер (Charles Dorrance Foster) и его жена Мэри Джейн (Mary Jane Hoagland), позаботились о том, чтобы Флоренс получила хорошее образование, и конечно, как все девочки из хороших семей, она брала уроки музыки. Увы, у девочки не было ни голоса, ни слуха, но проблемой это стало несколько позже, когд

а решительная и упрямая Флоренс твердо заявила родителям о желании продолжать музыкальное образование за границей, чтобы стать непревзойденной оперной артисткой. Несмотря на толстый кошелек, отец отказался оплачивать ее счета, и тогда Флоренс сбежала из родительского дома в Филадельфию (Philadelphia) с неким Фрэнком Торнтоном Дженкинсом (Frank Thornton Jenkins), доктором по профессии. Они поженились в 1885, но брак оказался неудачным – выяснилось, что муж тоже не одобрял артистические наклонности своей юной супруги, - и, в конце концов, в 1902 году они развелись.

После развода Флоренс осталась в Филадельфии и зарабатывала на жизнь преподаванием и игрой на фортепиано. В 1908 в ее жизни появился театральный актер Сент-Клэр Бэйфилд (St. Clair Bayfield), позже взявший на себя обязанности ее менеджера, и вот этим-то отношениям и было суждено продолжаться до конца ее жизни.

Когда в 1909 умер ее отец, Дженкинс, которой пошел уже пятый десяток, унаследовала внушительное состояние, которое, наконец, позволило ей озаботиться своей певческой карьерой. Она брала уроки вокала у некой оперной дивы, чье имя тщательно скрывала, и начала вращаться в музыкальных кругах Филадельфии и Нью-Йорка (New York City), где основала клуб любителей музыки Верди (Verdi).

В 1912 Флоренс начала выступать с концертами, причем сначала ей самой приходилось финансировать свои выступления.

В 1928 умерла ее мать, и певица добавила к своему счету дополнительные средства. Ей исполнилось к тому времени уже 60 лет, но Флоренс и не думала о том, чтобы покинуть сцену. Со временем она стала не просто знаменитостью, она превратилась в легенду. Репертуар Дженкинс состоял из произведений Моцарта (Mozart), Верди, Штрауса (Strauss) и романсов Брамса (Brahms), которые находились далеко за пределами ее технических возможностей. По воспоминаниям очевидцев, даже ее бессменный аккомпаниатор Косме Макмун (Cosmé McMoon) вынужден был порой корчить рожи за спиной Флоренс, чтобы удержаться от смеха.

Флоренс любила сложные костюмы, которые придумывала сама, и часто выходила на сцену в образе "Ангела вдохновения", в изысканном шелковом платье с картонными крыльями за спиной, что, может, и пошло бы юной стройной девочке, но на корпулентной немолодой даме создавало дополнительный комический эффект. Публика валом валила на ее концерты.

Апофеозом ее карьеры стало выступление в Карнеги-холле 25 октября 1944 года – места были распроданы за несколько недель вперед, несмотря на военное время, кризис и высокую стоимость билетов. Бурные аплодисменты даже заглушали смех в зале.

Она умерла через месяц, 26 ноября 1944 года, исполнив свою мечту. Флоренс хотела петь, и она пела, а остальное, в сущности, неважно.

Сегодня мы расскажем о том, кто такая Флоренс Фостер Дженкинс. Биография ее будет подробно описана ниже. Речь идет об американской пианистке и певице с голосом сопрано. Она является одной из первых представительниц так называемой аутсайдерской музыки. Она стала известной благодаря отсутствию певческого таланта, и При этом она считала себя непревзойденной вокалисткой. У нее наблюдалась разновидность так называемого эффекта Даннинга-Крюгера. В таком состоянии человек уверен в своей гениальности или таланте, хотя это объективно не так.

Биография

Фостер Дженкинс Флоренс - пианистка, которая появилась на свет в 1868 г. Ее родителей звали Чарльз Дорранс и Мэри Джейн. Она обучалась фортепианной игре с восьми лет. В 17 заявила о желании отправится в Европу, чтобы изучать музыку. Богатый промышленник Чарльз Фостер её проект оплачивать отказался. В результате она сбежала с врачом по имени Френк Торнтон Дженкинс в Филадельфию. Позже он стал мужем нашей героини. Флоренс Фостер Дженкинс зарабатывала на жизнь тем, что давала уроки музыки.

С Френком брак оказался несчастливым. Они развелась в 1902 г. В 1909 году, после ухода отца из жизни наша героиня унаследовала внушительную сумму. Это позволило ей начать свою певческую карьеру. Об этом она мечтала очень долго. Однако к этой идее неодобрительно относился бывший муж и родители.

«Клуб Верди»

Флоренс Фостер Дженкинс брала уроки у знаменитой оперной певицы, однако имя ее знала только наша героиня и Клэр Бэйфилд - ее управляющая. Активно включившись в творческую музыкальную жизнь Нью-Йорка и Филадельфии, она основала «Клуб Верди». Он напоминал общество ценителей классической музыки.

Флоренс Фостер Дженкинс в 1912 г. на личные средства организовала дебютный сольный концерт. Далее начала выступать на различных сценах Саратоги-Спрингс, Бостона, Вашингтона и Ньюпорта. Со временем старания нашей героини увенчались успехом. Она в Нью-Йорке стала знаменитостью. Ежегодно она давала в отеле «Риц-Карлтон» закрытый концерт. На это мероприятие приглашались лишь избранные: коллеги, критики, поклонники и друзья. Набивалось в зал до 800 человек. В 1928 г. умерла мать нашей героини.

Особенность

Феномен Флоринс Дженкинс Флоренс заключается в уникальности ее голоса. Дело в том, что до неё никто не осмеливался петь так для широкой публики. У неё отсутствовали напрочь чувство ритма и музыкальный слух. Она не могла совершенно держать ноту. Косме Макмун, постоянный ее аккомпаниатор, мог с трудом подавить смех на её концертах. Хохот публики, который доносился из зала, наша героиня расценивала как профессиональную зависть. Репертуар ее состоял из известных сценических арий Штрауса, Верди, Моцарта, песен Брамса. Также в него входили написанные ею и Макмуном произведения.

Сцена

Флоренс Фостер Дженкинс для выступлений часто надевала необыкновенные придуманные ею самой. Самый известный образ - «Ангел Вдохновения», шёлковое платье с картонными крыльями и блестками. В 1937 г. звукозаписывающая студия под названием Meloton Recording предложила нашей героини записать грампластинку.

Она отличилась весьма оригинальным подходом к работе в студии. Все настройки аппаратуры и репетиции ею были отвергнуты. Она пришла в студию и запела. Все дорожки диска были записаны с одного раза. После прослушивания полученного результата певица признала его превосходным. Она потребовала, чтобы пластинки были созданы именно на основе этих записей.

В 1943 г. такси, перевозившее Флоренс, пострадало в аварии. Певица осталась невредимой. Кроме того, она обнаружила, что именно после пережитого события может взять наиболее высокую ноту фа. Ранее она этого делать не могла. В результате она послала таксисту коробку с дорогими сигарами в знак благодарности.

Долгое время нашу героиню упрашивали выступить на сцене «Карнеги-холла» - самой престижной площадки Нью-Йорка. Однако она отказывалась, не объяснив причины. Но в 1944 году, 25 октября, Флоренс в возрасте 76 лет наконец дала там концерт. Ажиотаж был настолько велик, что все билеты удалось распродать еще за несколько недель до концерта. Флоренс Фостер Дженкинс умерла спустя месяц после триумфа. Случилось это в 1944 году, 26 ноября.