Паратов описание. Образ и характеристика сергея паратова в пьесе бесприданница островского сочинение

Лунин Михаил Сергеевич

Характеристика Паратова. Чем мог он увлечь Ларису, что она в нём нашла?

Сергей Сергеич Паратов – один из главных героев произведения
«Бесприданница», он блестящий барин, из судохозяев, лет за тридцать.
Паратов богатый человек, живущий ради наживы, другими словами, его главной целью является получение прибыли; для этого он продал свои баржи и готов продать всё что угодно, если в этом будет толк для него – прибыль.

«Паратов. Что такое «жаль», этого я не знаю. У меня, Мокий Парменыч, ничего заветного нет; найду выгоду, так всё продам, что угодно. А теперь, господа, у меня другие дела и другие расчёты. Я женюсь на девушке, очень богатой, беру в приданое золотые прииски».

Впервые Паратов предстаёт нам в пятом явлении первого действия. Он одет:
«…чёрный однобортный сюртук в обтяжку, высокие лаковые сапоги, белая фуражка, через плечо дорожная сумка…». В остальных действиях Паратов также следит за своим внешним видом, держится всегда очень строго.
Не смотря на то, что Сергей Сергеич Паратов – барин, он спокойно позволяет себе разговаривать на равных с хозяином кофейни, с его слугой и пр. Паратов щедрый человек (когда Иван бросился обметать веничком Сергея
Сергеича, тот заплатил ему рубль).
Паратов общительный человек, с барской речью, иногда он говорит поговорками, свойственными для народной, простой речи.
Для Паратова очень важна свобода личности, он никогда ни от кого не зависел, но так как он женится, ему придётся проститься со своей прежней весёлой жизнью и стать связанным узами брака.

«Паратов. Но достанется оно (счастье) мне не дёшево: я должен проститься с моей свободой, с моей весёлой жизнью; поэтому надо постараться как можно веселей провести последние дни».

Паратов действительно ни от кого не зависит. Люди для него лишь игрушки, хотя он и ведёт себя с ними довольно хорошо. Тем не менее, он бессердечен и это проявляется в том, что когда он проплывал мимо острова и решил взять с собой человека, который там оказался, он взял его, как игрушку, не стал брать обоих людей, потому что ему нужен был актёр, который бы развлекал его в дальнейшем путешествии.
По отношению к Ларисе Паратов ведёт себя не однозначно. С одной стороны он решает навестить Ларису, хотя должен бы знать, что это принесёт ей страдания, т.е. он не заботится о ней. Но с другой стороны он признаётся
Василию, что счастлив за Ларису, за то, что она выходит за муж.
Среди «своего» общества Паратов – желанный гость. Его везде хорошо принимают. Лариса же опять признаётся ему в любви, не понимая его как человека.
Автор относится к этому герою по-разному. Где-то он поддерживает его, но где-то и осуждает.

Для Ларисы Паратов – это идол, идеал настоящего мужчины. Что-то типа
«прекрасного принца на белом скакуне», о котором все мечтают. На самом деле
Лариса любит не Паратова, а идеал, который она сама себе создала. Она видит только «маску», которую сама на него одела и не хочет заглядывать под неё, чтобы понять Паратова, чтобы осознать его настоящую сущность.

Паратов Сергей Сергеевич — «блестящий барин, из судохо-зяев, лет за 30». Несмотря на производимое впечатление, П. на самом деле персонаж намного более примитивный, чем Лариса и Карандышев. Этот герой тесно связан с типом шикарных прожигателей жизни, красавцев мужчин, бар, оказывающихся в финале искателями приданого, претендентами на руки богатых купчих, чье страстное сердце и привязанность кладет конец их жизненным поискам (Дульчин, Окоемов).

Черты П., которые восхищают Ларису, не представляют ценности в мире Островского. В «шикарности», внешнем блеске таких персонажей драматург видит только позу, в них нет подлинной эмоциональной жизни, нет ясности чувств. Отличаются они от героя типа Карандышева тем, что именно в этой позе они чувствуют себя наиболее удобно, маска стала для них второй натурой. При этом в П. легко сочетается барская иррациональность (способность сорить деньгами, выходки со стрельбой в любимую женщину и т. д.) и простой, неприглядный расчет. Однако умение театрализовать, сделать эффектным и загадочным любой свой поступок, основанное на очень точном ощущении того «амплуа» богатого и рокового барина, в котором он выступает (этого ощущения катастрофически не хватает таким «дилетантам», как Карандышев), дает ему способность даже откровенную низость подать как что-то необычайно благородное. Это проявляется, например, в разговоре с матерью Ларисы о его женитьбе по расчету, а также в эффектных фразах, которыми он пытается отделаться от Ларисы в финале пьесы: «Допускаете ли вы, что человек, скованный по рукам и по ногам неразрывными цепями, может так увлечься, что забудет все на свете, забудет и гнетущую его действительность, забудет и свои цепи?» И цепи, и «гнетущая действительность» — есть только прикрытие неблаговидного поступка и уже не могут обмануть. Для П. в этот момент важно только как можно эффектнее выглядеть, сохранить маску.

Совершая неприглядные поступки, мстя Карандышеву, потешаясь над Робинзоном, которого держит при себе в роли шута, увозя для своей прихоти Ларису прямо с обеда, устроенного ее женихом, П. примыкает к ряду грязных «шутников», способных для собственной прихоти и удовлетворения своих амбиций растоптать чужую жизнь и чувство собственного достоинства.

За эффектной позой П. ничего нет. Он мираж, фантом, созданный воображением Ларисы и отчасти Карандышева. Он пустое место в самых разных отношениях, и это хорошо понимают Кнуров и Вожеватов, противопоставленные ему как подлинные хозяева жизни — человеку, живущему эфемерной, иллюзорной жизнью.

Роль П. в пьесе исключительно отрицательная. Его появление вносит беспорядок в уже более или менее установившуюся жизнь, резко нарушает хрупкое равновесие в душе Ларисы между желанием примириться со своей участью и тоской по яркой и красивой жизни. Для него и из-за него совершаются почти все события в пьесе.

Его речи и поведению присуща своеобразная театральность, умение принять в зависимости от собеседника и обстановки именно тот тон, который представит его в наиболее выигрышном свете: с Кнуровым, Вожеватовым и матерью Ларисы он говорит цинично, прямо сообщая о своих намерениях выгодно продать себя, с Карандышевым в присутствии Ларисы принимает вызывающий тон, демонстрируя превосходство над своим соперником, наедине с Ларисой стремится уязвить и бросить ей вызов почти печоринскими фразами: «Мне хочется знать, скоро ли женщина забывает страстно любимого человека: на другой день после разлуки с ним, через неделю или через месяц... имел ли право Гамлет сказать матери, что она «башмаков еще не износила» — и т. д.

Паратов

ПАРАТОВ - герой драмы А.Н.Островского «Бесприданница» (1878). Островский считал своей обязанностью «во имя вечной правды разрушать идеалы прошедшего, когда они отжили, опошлились и сделались фальшивыми». «Так на моей памяти,- пишет драматург,- отжили наши Печорины». «Блестящий барин» П.- это Печорин семидесятых годов, о котором Лариса восхищенно говорит: «Это идеал мужчины». Для ревнивого и завистливого Карандышева П.- всего-навсего «промотавшийся кутила», «развратный человек», любитель «пыль в глаза пускать». Точнее всего истинная сущность П. раскрывается в его собственных словах: «У меня ничего заветного нет; найду выгоду, так все продам, что угодно». В поэтике Островского это означает, что у П. нет души. Душу ему заменяет игра страстей, волнение крови. Ради острых ощущений он готов на все, с легкостью «переступая» через людей и оставаясь абсолютно равнодушным к чужим «терзаниям». Утонченное издевательство над Карандышевым на глазах у Ларисы - красноречивое тому подтверждение. В этом есть нечто «ставрогинское», но, разумеется, без всякой «метафизики». Только с Ларисой связаны у П. остатки человечности - «благородные чувства», волнения души. Слушая ее пение, он «проклинает» себя, понимает, что «должен презирать себя» за «малодушие», за поставленный выше любви «расчет». В этот момент он искренне верит, что это «не совсем опошлился, не совсем огрубел». Но момент проходит, душа замолкает, и удовлетворенная страсть приводит к победе «здравого рассудка»: «волюшка» продана - надо честно выполнять условия сделки. Взгляд Островского на своего героя строго реалистичен: ни «романтизма» Печорина, ни «демонизма» Ставрогина. Все проще, грубее, пошлее. Драматург оставляет для П. финал открытым. Дважды повторенный возглас: «Велите замолчать!» - может означать потрясение П., его раскаяние или что-то другое, противоположное. Первый исполнитель роли П.- А.П.Ленский (1878). Среди других исполнителей - М.Ф.Астангов (1940).

Все характеристики по алфавиту:

- - - - - - - - - - - - - - -


Сергей Сергеевич Паратов – «блестящий барин, из судохозяев», красивый и эффектный мужчина, в возрасте слегка за тридцать. Паратов производит впечатление шикарного прожигателя жизни, а в финале пьесы оказывается обычным охотником за приданым богатых купчих.

Черты Паратова, которые так восхищают Ларису, на самом деле пустой обман. За блестящей внешностью героя скрывается отсутствие искренних эмоций и ясности чувств. Он словно мираж, который был создан воображением Ларисы и Карандышева.

В реальности Паратов – пустое место. Настоящие хозяева жизни Кнуров и Вожеватов прекрасно это понимают. В Паратове очень легко сочетаются широта барской натуры (он запросто сорит деньгами) и жесткий, холодный расчет. При этом ему всегда удается преподнести свои поступки, как эффектные и немного загадочные. Это качество позволяет Паратову даже самую откровенную низость (обман Ларисы, издевательства над Робинзоном) выдать за нечто благородное. Ради собственной прихоти и полного удовлетворения своих амбиций, Паратов способен унизить человека, сломать ему жизнь, растоптать его чувства. Образ Паратова в пьесе крайне отрицательный.

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.