Крестный отец сюжет фильма кратко. Крёстный отец (фильм). Рецензии на книгу «Крестный отец»

С амый знаменитый гангстерский фильм по роману Марио Пьюзо. В Нью-Йорке живет одна уважаемая семья, для правительства успешные торговцы оливковым маслом. Но на самом деле интересы этой семьи простираются куда дальше. Мудро наблюдает за развитием семьи великий Крестный отец, и нет такой проблемы, которую он не мог бы решить.

Действие картины начинает разворачиваться летом 1945 года во время праздничного приёма в доме дона Вито Корлеоне в честь свадьбы его дочери Конни и Карло Рицци). В это время дон Вито — глава мафиозного клана Корлеоне, известный всем как «Крёстный отец», — и личный юрист семейства и консильери Том Хэген принимают поздравления и слушают просьбы от друзей и партнёров, которые те высказывают, зная, что «ни один сицилиец не сможет отказать в просьбе в день свадьбы своей дочери». Тем временем любимый младший сын дона Майкл, герой Второй мировой войны, честно рассказывает своей подруге Кей Адамс истории о «специфической» профессии своего отца и его окружающих, однако заверяет её, что «это его семья, но не он сам».

Среди приглашённых гостей на празднике появляется известный певец Джонни Фонтэйн, крестник Корлеоне, прибывший из Голливуда, чтобы попросить дона Вито помочь получить роль в фильме, которая оживит его затухающую славу. Джонни говорит, что глава киностудии Джек Вольц не даёт ему роль, на что дон отвечает, что «сделает ему предложение, от которого он не сможет отказаться» и посылает Хэгена в Калифорнию устранить проблему. Джек Вольц сначала резко, а потом (узнав, кого представляет Хэген) более дипломатично, настаивает на своей позиции и говорит, что ни за что не даст роль Фонтейну, потому что тот отбил любовницу у Вольца — восходящую кинозвезду. На следующее утро Вольц в ужасе обнаруживает у себя в постели отрубленную голову племенного скакуна, приобретённого за 600 000 долларов. Фонтейн получает роль.

Семья Корлеоне за долгие годы упорной работы практически монополизировала связи, обеспечивающие политическое прикрытие сицилийским преступным кланам. Такое положение дел совсем не устраивает остальные кланы, ведь с каждым годом клан Корлеоне становится всё более богатым и влиятельным. Реализуя тщательно спланированный и продуманный план, они начинают наступление на клан Корлеоне. Операция начинается якобы с просьбы недавно прибывшего из Европы Вёрджила «Турка» Солоццо, поддерживаемого кланом Татталья. Солоццо вежливо, но достаточно настойчиво просит дона Корлеоне оказать политическое и юридическое прикрытие в новом перспективном направлении — торговле наркотиками. Взамен Солоццо предлагает возможность частично финансировать наркоторговлю и долю в 30 %. Дон Корлеоне понимает, что всё решили без его клана и его ставят перед фактом. Дон Корлеоне отказывается, объясняя это тем, что его политическое влияние было бы дискредитировано причастностью к торговле наркотиками. Дон Корлеоне понимает, что без политического прикрытия, которое может обеспечить только его клан, бизнес Солоццо обойтись всё-таки не может. Вито понимает — отказав Солоццо и отказавшись участвовать в сверхприбыльном наркотическом бизнесе, семья Корлеоне ослабляет свои позиции и вынуждает Солоццо и тех, кто стоит за ним, устранять преграду. Желая предупредить следующие действия конкурирующих кланов и Солоццо, Вито, не желая ждать их следующего хода, посылает своего лучшего бойца Луку Брази войти в доверие Солоццо и клану Таталья. Враждебный клан безошибочно угадывает ход Корлеоне и убивает Луку Брази. Война фактически объявлена.

Накануне Рождества в дона Корлеоне выпускают из револьверов пять пуль. Заменяющий внезапно заболевшего охранника средний брат Фредо не смог защитить отца. Основная сила клана Корлеоне — это личные связи дона Корлеоне, с его смертью монополия на политическое прикрытие будет разрушена, а клан Корлеоне лишится своего главного козыря. Уверенные в смерти Вито Корлеоне, Солоццо и Татталья, демонстрируя силу, похищают Хэгена, чтобы передать через него предложение для временно принявшего на себя обязанности главы семьи старшего сына Корлеоне, Сонни, принять их условия. Однако Вито Корлеоне выжил после покушения. Взбешённый покушением на отца, Сонни отказывается вести переговоры и ставит клану Татталья ультиматум — либо они выдают для расправы Солоццо, либо семья Корлеоне объявляет войну всем. Сонни до сих пор не понимает, что дело совсем не в Солоццо, а война уже давно объявлена.

Клан Корлеоне собирается на совет. Майкл отстранённо наблюдает за первыми распоряжениями Сонни в качестве главы семьи. Первыми распоряжениями Сонни являются приказ убить охранника дона, который оказался больным в день покушения, и найти куда-то пропавшего Луку Брази. Татталья отказываются выдать Солоццо и вместо этого, демонстрируя силу и провоцируя Сантино, посылают Корлеоне доказательство смерти Луки Брази — дохлую рыбу, завёрнутую в бронежилет Луки.

Майкл навещает своего отца в больнице и с ужасом обнаруживает, что охрана из полицейских кем-то снята и дона никто не охраняет. Понимая, что на отца прямо сейчас будет совершено повторное покушение, он перемещает его в другую палату, предупреждает по телефону Сонни о беззащитности отца, а сам становится перед входом в больницу, изображая охранника. С помощью подошедшего пекаря Энцо, который чувствует себя обязанным дону, он вводит в заблуждение людей Солоццо, которые подъезжают к больнице, чтобы добить Корлеоне. Люди Солоццо уезжают, увидев, что дона всё-таки охраняют. Вместо них приезжают полицейские во главе с коррумпированным капитаном Марком МакКласки, который в ответ на обвинение в связях с Солоццо наносит Майклу сильный удар в лицо. В это время появляется Хэген с новыми охранниками для дона Корлеоне. МакКласки в бешенстве вынужден ретироваться. Тессио сообщает Майклу, что они убили Бруно Татталья, сына главы семейства, и разрушительная война группировок началась. Майкл понимает, что вспыльчивый и склонный к непродуманным действиям Сонни не способен успешно противостоять объединённым вражеским кланам и вынужден включиться в борьбу.

Солоццо понимает, что атака провалилась, дон Корлеоне жив, а клан Корлеоне уже оправился от вероломного нападения и вскоре обрушит всю свою военную и политическую мощь на своих обидчиков. Однако дон Корлеоне без сознания и в любую минуту может умереть. Солоццо ищет возможности немедленно обсудить ситуацию и предложить новые, более выгодные условия клану Корлеоне. Солоццо предлагает использовать для переговоров Майкла, так как всем известно, что он не участвует в семейном бизнесе клана Корлеоне. Майкл неожиданно предлагает эффективный способ нанести ощутимый удар врагам и изменить расстановку сил. Майкл хочет лично убить Солоццо и МакКласки на этой встрече. Это поначалу веселит Сонни и Клеменца. Однако Майкл убеждает их в серьёзности и хладнокровности своих намерений и заявляет в ответ: «Ничего личного. Это только бизнес».

Во время встречи с Солоццо в закусочной Майкл выходит в туалет, где достаёт из тайника заранее спрятанный там револьвер и стреляет в голову Солоццо и МакКласки, после чего подаётся в бега на Сицилию. Война семьи Корлеоне с объединившимися против них «пятью семействами» в самом разгаре.

В Нью-Йорке дон Корлеоне возвращается домой из больницы и с удивлением узнаёт о последних событиях и что именно Майкл убил Солоццо и МакКласки. Он очень огорчён этим известием, так как не хотел компрометировать Майкла участием в семейном бизнесе. Возможность легальной карьеры Майкла навсегда разрушена, а сам Майкл находится за границей в бегах. Резиденция семьи Корлеоне превращена в крепость, и враждебные кланы, неся ощутимые потери, ищут возможности подобраться к непримиримому Сантино.

Несколько месяцев спустя, в 1948 году, Сонни начинает замечать неладное в семейных отношениях своей сестры Конни. Её муж Карло Рицци последовательно унижает и избивает Конни. Скорый на расправу Сонни жёстко избивает Карло посреди улицы на всеобозрение за то, что тот бил беременную Конни, и предупреждает его, что если такое повторится, то он его убьёт. Несмотря на страшное предупреждение, Карло вновь избивает Конни. Разъярённый Сонни без охраны мчится к сестре, но на въезде на платную дорогу он попадает в подготовленную засаду и его расстреливают вражеские боевики.

На Сицилии Майкл влюбляется и женится на местной девушке Аполлонии Вителли, которая погибает во время попытки завести автомобиль, в который была заложена бомба, предназначавшаяся для Майкла.

Дон Корлеоне ещё не оправился от ранений, но, лишившись преемника и старшего сына и узнав о покушении на Майкла, вынужден вернуться к делам и спасать положение. Он организует встречу глав «пяти семейств» с целью положить конец войне. За причину беспрепятственного окончания войны он принимает то, что его сын и сын Татталья мертвы (семья Корлеоне отмщена). На встрече дон Корлеоне говорит, что продолжение войны не только приведёт всех к разорению, но и также что её окончание — это единственная возможность для Майкла безопасно вернуться домой. Изменив ради этого своим принципам, дон соглашается поддержать дело Татталья относительно импорта наркотиков, при условии, что оно будет управляемо и наркотики не будут продаваться детям. Вторым его условием является требование гарантии безопасного возвращения Майкла. После обсуждения различных вопросов на встрече глав кланов и оценке поведения и реакций участников, дон говорит Хэгену, что организатором атаки на семью на самом деле были не Солоццо и клан Татталья, а клан Барзини.

Майкл возвращается с Сицилии. Дон Корлеоне готовит Майкла к вступлению в должность. В 1951 году, более чем через год после своего возвращения, он встречается со своей прежней подругой Кей и предлагает ей выйти за него замуж. После смерти Сонни дон практически удаляется от дел, средний брат Фредо совершенно не способен к управлению, и Майкл фактически становится главой всего преступного синдиката, но он обещает Кей сделать бизнес своего отца полностью легальным в течение пяти лет.

В расстановке сил клана Корлеоне происходят перемены: все дела ведёт Майкл, отец берёт на себя обязанности консильери (советника), а Том Хэген, который не справился с ситуацией после покушения на дона Корлеоне, отстраняется от дел и становится адвокатом клана. Хэген высказывает дону недовольство относительно своего нынешнего положения и политики Майкла, но Вито подтверждает: теперь всё решает Майкл.

Связанный обещанием отца не вести враждебных действий против вражеских кланов, Майкл не может бездействовать, глядя, как враги прибирают к рукам бизнес семьи. Майкл применяет революционную стратегию (позднее она попадёт в учебники по бизнесу) и переводит бизнес семьи на другую территорию, в Неваду. В Лас-Вегасе Майкл встречается с крупным владельцем сети гостиниц и казино Мо Грином), достаточно жёстко ставит его перед фактом, что клан Корлеоне решил перевести свой бизнес в Неваду, и предлагает выкупить долю Мо Грина в казино. Мо не соглашается принять предложение и ставит себя под удар. Искать причину вины Мо Грина долго не пришлось — выясняется, что Мо Грин позволил себе ударить Фредо на публике. Фредо пытается сгладить ситуацию, выгораживая Мо, однако Майкл непреклонен.

Майкл возвращается в Нью-Йорк. Дон Вито разгадывает замыслы врагов и говорит, что после его смерти Барзини вызовет Майкла на встречу, во время которой Майкла убьют. Человек, который передаст предложение, — предатель. Вскоре дон умирает от сердечного приступа во время игры в саду со своим внуком Энтони. На похоронах Тессио передаёт Майклу предложение о встрече от Барзини — предсказания Вито сбываются.

Майкл соглашается быть крёстным отцом сына Карло и Конни. Во время церемонии крещения его люди уничтожают всех до единого главарей пяти враждебных семейств:

Дон Кунео расстрелян во вращающейся двери руками Вилли Чиччи.
Дон Страччи застрелен Клеменца в лифте.
Дон Татталья застрелен Рокко Лампоне в постели вместе с проституткой.
Дон Барзини застрелен Альбертом Нери, который для этого надел свою старую полицейскую форму.
Мо Грин также застрелен убийцей во время сеанса массажа.
Тессио понимает, что заговор раскрыт. Он говорит Хэгену, что его поступок — это «всего лишь бизнес», робко просит о прощении, но Хэген ему отказывает. Тессио уезжает с людьми Майкла навстречу своей смерти. Майкл обещает Карло, что если тот признается в соучастии в убийстве Сонни, он не будет мстить мужу своей сестры и отцу крёстника. Карло верит Майклу и признаётся в том, кто его нанял. Майкл даёт Карло билет на самолёт до Лас-Вегаса. Карло садится в машину, чтобы ехать в аэропорт, но тут же погибает от удавки Клеменца.

Конни во всеуслышание обвиняет Майкла в убийстве мужа и связывает его со всеми смертями, о которых пишут в газетах. Кей начинает расспрашивать его относительно смерти Карло, но Майкл отказывается ей отвечать. Она настаивает, Майкл сдаётся и даёт право на единственный вопрос относительно его дел, она повторяет вопрос, и тогда он отвечает, что «это неправда». Кей, поверив ему, успокаивается.

Фильм заканчивается тем, что Кей, только что заверенная мужем в непричастности последнего к смерти Карло и других, видит через дверной проём кабинета, как Клеменца целует руку Майкла, приветствуя его, как нового дона Корлеоне. Дверь в кабинет закрывается, и закрывается между Кей и Майклом.

En The Godfather) - гангстерская драма режиссёра Фрэнсиса Форда Копполы. Экранизация одноимённого романа Марио Пьюзо, изданного в 1969 году. Слоган: «Предложение, от которого невозможно отказаться»." /> гангстерский фильм">

Русское название Крёстный отец
Оригинальное название The Godfather
Жанр драма
гангстерский фильм
Режиссёр Френсис Форд Коппола
Композитор Нино Рота
Продюсер Альберт Рудди
Оператор Гордон Уиллис
Сценарист Марио Пьюзо
Френсис Форд Коппола
Актёры Марлон Брандо
Аль Пачино
Джеймс Каан
Ричард Кастеллано
Роберт Дюваль
Стерлинг Хэйден
Аль Леттьери
Дайан Китон
Джон Казале
Бюджет 6-7 млн $
Сборы 268,5 млн $
Компания Paramount Pictures
Время 175 мин.
Страна США
Год 1972
Следующий фильм Крёстный отец 2
imdb_id 0068646

«Крёстный отец» (en The Godfather) - гангстерская драма режиссёра Фрэнсиса Форда Копполы. Экранизация одноимённого романа Марио Пьюзо, изданного в 1969 году. Слоган: «Предложение, от которого невозможно отказаться». Считается лучшим гангстерским фильмом по мнению Американского института киноискусства и одним из лучших фильмов в истории кинематографа. Стабильно входит в первую пятёрку 250 лучших фильмов по версии авторитетного веб-сайта IMDB .

Фильм получил три премии «Оскар»: лучший фильм, лучший адаптированный сценарий, лучшая мужская роль (Марлон Брандо) - и ещё 19 различных наград и 17 номинаций. Также занимает вторую строчку в списке лучших фильмов за всю историю американского кинематографа, «100 лет… 100 фильмов (10-я юбилейная редакция)» (en AFI’s 100 Years… 100 Movies (10th Anniversary Edition)), ежегодно издаваемого Американским институтом киноискусства, уступая лишь киноленте «Гражданин Кейн ».

Съёмки фильма проходили в течение четырёх месяцев в середине 1971 года. Премьера состоялась в марте 1972 года (11 или 15 марта). При небольшом бюджете в 6 миллионов долларов, фильм собрал в прокате 268,5 миллионов.

Сюжет

Фильм «Крёстный отец» - это криминальная сага, повествующая о нью-йоркской сицилийской мафиозной семье Корлеоне. Фильм охватывает период 1945-1955 годов. Действие картины начинает разворачиваться летом 1945 года во время праздничного приёма в доме дона Вито Корлеоне (Марлон Брандо) в честь свадьбы его дочери Конни (Талия Шайр) и Карло Рицци (Джанни Руссо). В это время дон Вито - глава мафиозного клана Корлеоне, известный всем как «Крёстный отец», - и личный юрист семейства и и. о. консильери Том Хэген (Роберт Дюваль) принимают поздравления и слушают просьбы от друзей и партнёров, которые те высказывают, зная, что «ни один сицилиец не сможет отказать в просьбе в день свадьбы своей дочери». Тем временем любимый младший сын дона Майкл (Аль Пачино), герой Второй мировой войны, честно рассказывает своей подруге Кей Адамс (Дайан Китон) истории о «специфической» профессии своего отца и его окружающих, однако заверяет её, что «это его семья, но не он сам».

О жизни итальянской мафии взбудоражил умы всех поклонников криминальных историй. Он был издан в 1969 году. Прототипом книги выступила реальная семья Бонанно, одна из пяти могущественных семей, контролирующих криминалитет в Нью-Йорке и США. Роман получил огромную популярность, но ее нельзя сравнить с ошеломительным успехом экранизации гангстерской саги.

Режиссер "Крестного отца"

В 1971 году начались съемки фильма, впоследствии признанного одним из лучших за всю историю американского кинематографа. Режиссером и по совместительству автором сценария был неизвестный на тот момент Фрэнсис Форд Коппола. Каждый аспект нового грандиозного фильма становился предметом споров между продюсерами и режиссером. Не исключение и актеры «Крестного отца».

Даже персона самого Копполы неоднократно подвергалась критике со стороны владельцев компании "Парамаунт" и некоторых коллег со съемочной площадки. Френсиса хотели заменить режиссером Элией Казаном уже во время съемок. Но за него вступился сам Марлон Брандо и заявил, что покинет проект, если режиссера сменят.

"Крестный отец"

Съемочный процесс стартовал в 1971 году. Первая часть была отснята за 4 месяца. Не обошлось на площадке без интриг, драк, громких скандалов и увольнений. Актеры «Крестного отца» были людьми разношерстными, не у всех за спиной имелись театральная школа или актерские курсы. Некоторые, например Ленни Монтана, услышав о пробах на роль в новой грандиозной гангстерской драме, пришел к режиссеру и объявил ему, что был телохранителем в одной из итальянских криминальных семей. Это было подарком судьбы для Кополлы. Пробы на роль Луки Брази можно было считать состоявшимися.

Кастинг на роль самого Дона Корлеоне - это вообще отдельная история. Френсис Форд Коппола видел в этом образе только Марлона Брандо. К тому времени актер уже обладал статусом мегазвезды. Пробы мистер Брандо не проходил. Ему приносили сценарии и, изучив их, он сам решал, будет ли сниматься в том или ином фильме. Но в этот раз вышла загвоздка: на роль Корлеоне в компании «Парамаунт» хотели выбрать более покладистого актера.

Марлон уже успел зарекомендовать себя как скандалист, постоянно опаздывающий на съемки и закатывающий истерики прямо на площадке. Не все хотели с ним связываться, хотя и знали, что участие этого человека в картине сразу обеспечивает ей 50% успеха.

Правила компании были неизменны, на роль должны были пробоваться как минимум десять актеров. Среди претендентов были Раф Валлоне, Ричард Конте и еще несколько именитых персон. Пробовали всех, в том числе и Брандо. Но его кастинг был настолько завуалированным, что сам Марлон не сразу понял, что Коппола делает в его саду с камерой в руках.

Актеры «Крестного отца» в большинстве своем мало что знали об этом режиссере. И тем не менее практически все участники съемок признаются, что Френсис Форд Коппола многому научил их.

Любимого сына Дона Корлеоне сыграл никому тогда не известный итальянец Аль Пачино. Его притягательность и внутренняя энергия сразу же запомнились режиссеру. Хотя компания «Парамаунт» хотела видеть в этой роли более именитого актера.

Воплотил в жизнь роль Санни Корлеоне. Актеры «Крестного отца» — люди темпераментные, Джеймс был тоже таким. В одной из сцен избиения своего кровного врага он так вошел в роль, что нанес противнику несколько ударов крышкой от мусорного бака.

Сыграл Тома Хогана. воплотила в жизнь сюжетную линию Кей Адамс, она вынуждена была играть в пышном парике и постоянно переживала, что он спадет. Гонорар по 35000 долларов получили все исполнители главных ролей. Марлон Брандо - 50000 и процент от кассовых сборов. Участие в фильме Копполы принесло звездам еще большую любовь публики, теперь это были самые хорошо оплачиваемые актеры. «Крестный отец-1» собрал огромные кассовые сборы в прокате и вошел в элиту мирового кинематографа.

Второй фильм

По словам режиссера нашумевшей криминальной драмы «Крестный отец», продолжение не задумывалось как сиквел первого фильма. Это была отдельная история об уже полюбившихся персонажах. И тем не менее уже через 2 два года картина вышла на экраны. Актеры фильма «Крестный отец-2» были уже звездами мирового масштаба. К компании Френсиса Кополлы, Аль Пачино, Роберта Дюваля и Дайан Китон присоединился Роберт Де Ниро. Фильм получил 6 статуэток киноакадемии.

"Крестный отец-3"

Практически через 20 лет после выхода первого фильма гангстерской саги о Доне Корлеоне и его семье вышла третья часть эпопеи. Главные актеры фильма «Крестный отец-3» остались неизменными — Аль Пачино, Майкл Корлеоне, Дайан Китон, Кей Адамс. Нового персонажа саги Винсента Мансини воплотил на экране а руководил всем этим действом бессменный режиссер трилогии, неподражаемый Френсис Форд Коппола. В мировом прокате третья часть гангстерской франшизы не имела большого отклика у зрителей.

Вито Андолини было двенадцать лет, когда убили его отца, не поладившего с сицилийской мафией. Поскольку мафия охотится и за сыном, Вито отсылают в Америку. Там он меняет фамилию на Корлеоне - по названию деревни, откуда он родом. Юный Вито поступает работать в бакалейную лавку Аббандандо. В восемнадцать лет он женится, и на третий год брака у него появляется сын Сантино, которого все ласково называют Сонни, а затем и другой - Фредерико, Фредди.

Фануччи - гангстер, вымогающий деньги у лавочников, - пристраивает на место Вито своего племянника, оставив Вито без работы, и Вито вынужден присоединиться к своему приятелю Клеменце и его сообщнику Тессио, которые устраивают налеты на грузовики с шелковыми платьями, - иначе его семья умрет от голода. Когда же Фануччи требует свою часть от вырученных на этом денег, Вито, тщательно все рассчитав, хладнокровно убивает его. Это делает Вито уважаемым человеком в квартале. Клиентура Фануччи переходит к нему. В конце концов он основывает на пару со своим другом Дженко Аббандандо торговый дом по ввозу оливкового масла. Лавочника ми, которые не желают запасаться их маслом, занимаются Клеменца и Тессио - пылают склады, умирают люди… Во времена сухого закона под прикрытием торгового дома Вито занимается контрабандой спиртного, после отмены сухого закона переходит на игорный бизнес. Все больше и больше людей работает на него, и каждому Вито Корлеоне обеспечивает безбедную жизнь и защиту от полиции. К его имени начинают прибавлять слово «дон», его уважительно именуют Крестным отцом.

Идет время, у Корлеоне уже четверо детей, к тому же в их семье воспитывается сирота-беспризорник Том Хейген. Сонни с шестнадцати лет начинает работать у отца - сначала как телохранитель, потом как командир одного из вооруженных отрядов мафиози наравне с Клеменцей и Тессио. Позже в семейный бизнес входят Фредди и Том.

Дон Корлеоне первым понимает, что надо брать не стрельбой, а политикой и что для того, чтобы оградить свой мир от вмешательства властей, преступным группировкам в Нью-Йорке и во всей стране следует держаться вместе. Его стараниями в то время, когда внешний мир сотрясает вторая мировая война, внутри преступного мира Америки - спокойствие и полная готовность пожинать плоды подъема американской экономики. Лишь одно печалит дона - его младший сын Майкл отвергает отцовское попечение и уходит добровольцем на войну, где дослуживается до капитанского чина, а по окончании войны, опять-таки никого не спросив, уходит из дома и поступает в университет.

Собственно действие романа начинается в августе 1945 г. Единственная дочь дона Констанция - Конни - выходит замуж. Дону Корлеоне не очень нравится будущий зять, Карло Рицци, но он назначает его на должность букмекера в Манхэттене и заботится о том, чтобы были изъяты полицейские протоколы, составленные на Карло в Неваде, где он жил раньше. Верные люди заодно доставляют дону информацию о легальных игорных домах Невады, и дон выслушивает эти сведения с большим интересом.

Среди других гостей на свадьбу приезжает знаменитый певец Джонни Фонтейн, он тоже крестник дона.

Предыдущее Семья Корлеоне [d]

Сюжет [ | ]

Действие романа начинается в августе 1945 года. Особняк дона Вито Корлеоне полон гостей: лидер самого влиятельного в Нью-Йорке мафиозного клана выдаёт замуж дочь Констанцию. Кроме неё, у главы семьи есть сыновья - Сантино (Санни), считающийся вероятным преемником Крёстного отца; Фредерико (Фред), преданный общему делу, но не обладающий смелостью старшего брата; Майкл , выбравший для себя другую стезю - он служил добровольцем в морской пехоте , получил награды, после демобилизации поступил в Дартмутский университет .

По замечанию журналиста и писателя Петра Вайля , в основе «Крёстного отца» - не «гангстерский колорит», а «добротная основательность семейной эпопеи», сближающая роман Пьюзо с «Сагой о Форсайтах » Джона Голсуорси и «Семьёй Тибо» Роже Мартена дю Гара . В жизни дона Корлеоне и членов его клана главное - это семья. В ней у каждого есть своя роль и свои обязанности; правила складываются десятилетиями :

Один из принципов сицилийской семьи: «Своих мало, чужие - все». Внутри клана существуют исключительно сердечные отношения; свидетельством тому - мягкое обращение к родным (Санни, Фредди, Конни), сохранившиеся ритуалы, готовность принять тех, кто приходит в дом Корлеоне «ради избавления от риска личной ответственности, в поисках покоя и тепла». В час испытаний на защиту интересов семьи встают даже те, кто прежде демонстративно отстранялся от деятельности Крёстного отца. Поэтому роман, который на первых страницах напоминает стилистикой этнографические зарисовки или «физиологический очерк », ближе к финалу обретает черты «трагедии высокого стиля» .

Герои [ | ]

Фрэнк Костелло - один из предполагаемых прототипов дона Корлеоне

Среди исследователей нет единого мнения относительно возможного прототипа дона Вито Корлеоне. По словам историка и журналиста-международника Игоря Геевского, сам образ главного героя - собирательный, однако в нём заметны черты некоторых реальных представителей криминального мира - речь, в частности, идёт о «премьер-министре мафии» Фрэнке Костелло (их объединяет стремление расширять влияние с помощью внедрения «своих» людей в политические структуры), а также Вито Дженовезе , который, подобно романному Крёстному отцу, после покушения решил передать бразды правления сыну . В то же время Пётр Вайль обнаруживает сходство дона Корлеоне с литературным персонажем - королём Лиром .

Фрэнк Синатра

В биографии Крёстного отца воплотилась «история американской мафии»: Вито Корлеоне, как и реальные лидеры организованной преступности Костелло, Дженовезе, Лаки Лучано , начинал строительство своего клана с участия в уличных группах; затем основал легальный бизнес, под прикрытием которого осуществлялась масштабная криминальная деятельность; позже пытался сформировать цивилизованные отношения между конкурирующими «семьями»: «Время стрельбы и поножовщины прошло. Пора брать умом, изворотливостью, коль скоро мы деловые люди» .

Каждый из сыновей дона Корлеоне обладает собственными качествами. Старший Сантино отличается горячим нравом, склонен к риску и не умеет просчитывать последствия своих действий. Младший Майкл - это образец жёсткой целеустремлённости и самообладания; он гораздо позже, чем Санни и Фред, подключается к семейным делам, однако лучше братьев понимает, какие цели стоят перед семьёй: «Санни - это вчерашний день мафии, Майкл - главарь нового типа» .

К числу крестников дона Корлеоне относится популярный певец и актёр Джонни Фонтейн, получающий при поддержке семьи выгодные контракты и престижные профессиональные премии. По версии некоторых исследователей, этот персонаж напоминает Фрэнка Синатру , который был связан хорошими отношениями с чикагским гангстером Сэмом Джанканой. Существует легенда, что при встрече с Марио Пьюзо Синатра выразил недовольство из-за того, что некоторые элементы его биографии нашли отражение в романе: певцу, стремившемуся поддерживать имидж респектабельного исполнителя, «вредили разговоры о его связях со многими главарями мафии» .

Экранизация [ | ]

В гангстерской драме «Крёстный отец», снятой Копполой в 1972 году по мотивам романа Марио Пьюзо, представлен, по словам критика и философа Павла Кузнецова , «самый масштабный образ отца-патриарха»; герой, воплощённый на экране Марлоном Брандо , «обладает сакральной властью и почти нечеловеческой харизмой». Дон Корлеоне заменяет собой американское правосудие, протестует против развития наркобизнеса, поддерживает отчаявшихся, даёт мудрые уроки своим преемникам .

Для киноведа Алексея Гусева в картине Копполы важна эволюция героя: режиссёр проследил путь от «бесшабашного сноровистого пацана», прибывшего в чужую далёкую страну, до «бога-вседержателя», способного подчинять себе самых влиятельных чиновников и политиков . Публицист «Независимого филологического журнала» Лоренцо Кьеза пишет, что посыл Копполы, представляющего семью «как объединяющую и авторитарную патриархальную структуру», вызвал определённые вопросы у критиков, считающих, что «защита этих коллективных и в то же время ограниченных ценностей - сама по себе консервативна»