Фривольные картины Франсуа Буше, любимого художника Людовика XV

Считается, что слава приходит к хорошему художнику только после смерти. Франсуа Буше стал исключением из правил: он был «первым живописцем короля Людовика XV» и директором Королевской академии живописи и скульптуры.

2. Франсуа Буше. Автопортрет


Франсуа Буше родился в Париже 29 сентября 1703 года. Его отец зарабатывал на жизнь рисованием узоров для вышивки. Заметив способности маленького Франсуа, отец отправил его учиться.

3. Франсуа Буше. Портрет Мари-Жанне Бюзо, жены художника


Сначала Франсуа Буше занимался тем, что иллюстрировал «Французскую историю» Габриэля Даниеля, путешествовал по Италии, изучая тамошних мастеров живописи, писал полотна на мифологические и библейские сюжеты, сцены в интерьере, пейзажи, пасторали и даже создавал декорации к балетам. Словом, был очень разносторонним и исключительно общественно полезным мастером.

4. Франсуа Буше. Мельница в Шератоне

5. Франсуа Буше. Аполлон предстает перед пастушкой в облике бога


Скорее всего, так бы и продолжалось. Стал бы Франсуа Буше вполне успешным живописцем, писал себе свои пейзажи и пасторали и наверняка снискал бы признание относительно широкого числа ценителей изящных искусств. Но был бы лишь одним из хороших художников.

6. Франсуа Буше. Маркиза де Помпадур


Всё изменила фаворитка короля маркиза де Помпадур. В отличие от Людовика, который был недалек, ленив и развратен, она была образованна, умна и, как было принято в те времена, покровительствовала литераторам, скульпторам и художникам. Но хорошим вкусом и чувством меры она не отличалась: Вольтера, например, она раздражала своими мещанскими манерами.

7. Франсуа-Юбер Друэ. Маркиза де Помпадур


В 1748 году Франсуа Буше начал работать для маркизы де Помпадур, стал частым гостем в Версале, а спустя четыре года ему даже разрешили жить и работать в Лувре. Франсуа Буше умел почувствовать, чего хочет маркиза. Сильнее шампанского, трюфелей и шоколада она любила только себя и хотела оставаться хотя бы на картинах ослепительно красивой, роскошной и молодой.

8. Франсуа Буше. Дама за туалетом


Художника завалили частными заказами: всем хотелось иметь картины любимца фаворитки короля.

9. Франсуа Буше. Леда и лебедь

10. Франсуа Буше. Юпитер в облике Дианы, соблазняющий Каллисто


После смерти маркизы де Помпадур успеху пришел конец. Мало кто хотел покупать картины Франсуа Буше, его обвиняли в развращении юношества, а моралист Дени Дидро сказал: «Что такой живописец может запечатлеть на холсте? Только свои грязные фантазии. А какими еще могут быть фантазии человека, который большую часть своего времени проводит в обществе проституток самого низкого пошиба?»

11. Франсуа Буше. Светловолосая одалиска


Дидро был в чем-то прав: нравы при дворе не отличались особенной строгостью. Для картины «Светловолосая одалиска» Буше позировала любовница Людовика XV, которой было лет пятнадцать. Существует легенда, что Буше в качестве натурщиц приглашал маркиз и графинь, которые находили особое удовольствие в позировании обнаженными.

12. Густав Лундберг. Портрет Франсуа Буше


Сегодня искусствоведы оценивают картины Франсуа Буше не очень высоко: признавая мастерство, многие французские знатоки считают, что художественным вкусом часть картин не отличается.

Сыну учителя рисования и составителю узоров для вышивки прямая дорога в художники, ну или в рисовальщики. Для Франции 18 века рисовальщик и декоратор даже лучше, это верный кусок хлеба. Но сын рисовальщика узоров Николя Буше с детства проявил такие способности, что отец решил отдать своего отпрыска в мастерскую настоящего художника.

Так Франсуа получил возможность учиться у Лемуана и Карса - виднейших мастеров первой половины 18 века во Франции.

Франсуа всегда был очень послушным, исполнительным и покладистым. У него не было никаких проблем с поведением и все его учителя были в восторге от его трудолюбия и прилежания. Будущий королевский художник быстро набирался опыта, пробовал себя сразу в нескольких видах изобразительного искусства. Отец желал его видеть рисовальщиком и декоратором - Буше создает сразу несколько обойных узоров, которые понравились заказчикам. Учителя Франсуа предлагают ему попробовать себя в гравюре, ученик старательно наносит рисунки на медные пластины и тоже небезуспешно.

Свою первую академическую премию Буше получил в возрасте 20 лет. Его картина на библейский сюжет отвечала всем требованиям моды на рококо. Она была яркая, изящная, декоративная, эмоциональная и неглубокая по смыслу. Нужно сказать, что Франсуа Буше быстро понял, что от него требует публика и никогда не отступал от незамысловатого запаса приемов, колорита, сюжетного выбора, который ему диктует мода и эстетические предпочтения аристократии.

Важную роль в творческой жизни Буше сыграла работа над созданием гравюр по картинам . Эта кропотливая творческая работа на протяжении двух лет позволило Буше изучить манеру талантливого мастера.

Учебная поездка в , которую художник совершил благодаря стипендии академии, практически не повлияла на творчество Буше. К этому времени он уже определился в своей манере и использовал командировку для поиска богатых заказчиков.

Настоящая слава пришла к Буше в 1730 году. Именно в это время художника представляют мадам Помпадур - королевской фаворитке. Несмотря на то, что портретов художник никогда не писал, он с удовольствием соглашается сделать несколько портретов возлюбленной короля. Портрет понравился и для мастера наступают золотые времена.

Буше декорирует и расписывает апартаменты в Версале, работает в других королевских резиденциях. Постепенно в его работах появляется все больше пикантности. Эротичность его сюжетов вызывает неудовольствие Церкви, но все эти изыски появляются по требованиям Помпадур. Художник остается неприкасаемым для критики духовенства.

Многочисленные работы Буше на библейские, аллегорические и бытовые темы украшали самые богатые аристократические салоны. Трудолюбивый и старательный мастер, кроме живописи, оформляет оперные спектакли, рисует эскизы для фабрики гобеленов.

Творческая удача отвернулась от Буше после того, как новый стиль - классицизм - стал набирать популярность в Европе. Вместе с новым стилем все пикантные и иллюзорные работы художника перестали интересовать публику, а вместе со смертью Помпадур, в прошлом осталась и поддержка короля.

Последние годы художника прошли в тишине забвения, но материальное положение Буше никогда не было бедственным. После себя он оставил весьма солидное состояние.

Francois Boucher

Один из ярчайших представителей жанра рококо, великий французский живописец, декоратор, гравёр.

Франсуа Буше родился в Париже 29 сентября 1703 года. Его отец, Николя Буше, был художником. Он зарабатывал на жизнь рисованием гравюр и узоров для вышивки. С ранних лет Франсуа помогал отцу в мастерской.

Отец, обнаружив у своего сына талант, определил его в ученики к Франсуа Лемуану. У Лемуана Буше провёл несколько месяцев и вспоминал о нём впоследствии без большой благодарности.

В семнадцать лет Буше поступил в мастерскую гравёра Жана-Франсуа Карса, что позволило ему самостоятельно зарабатывать на жизнь, а также завести полезные знакомства - с высокопоставленными клиентами своего наставника.

В 1722 году Франсуа Буше было поручено иллюстрировать новое издание “Французской истории” Оноре Габриэля Даниеля, а в 1723 году живописец получил академическую премию за картину “Евил-меродах, сын и наследник Навуходоносора, освобождающий из оков царя Иоахима”. В 1725 Буше представил несколько картин на выставку молодых авторов и был приглашен де Жюльенном сотрудничать в издании произведений Антуана Ватто.

В 1727 он отправился на свой счет в Рим, где усерднее всего изучал Альбано и Пьетро да Кортоне, с которым нередко его впоследствии сравнивали, и срисовал целое собрание голов с Траяновой колонны (изданное Гютеном). Современные критики находили, что картины, написанные Буше, по возвращении из Италии, отличались красотой и мужественной силой; это относится может быть к картинам, которые дошли до нас лишь в гравюрах, изданных Лаврентием Карсом, так как оригиналы их исчезли.

24 ноября 1731 года Б. был принят в академию, а в 1732 написал “Венеру, заказывающую Вулкану вооружение для Энея”.

Настоящее признание пришло к Буше в 1737 году, когда его картины впервые появились в Салоне. В том же году он начал работать для парижского театра «Опера», создавая декорации и разрабатывая костюмы для балетов, опер и драматических спектаклей. Несколько раньше, в 1734 году, началось его сотрудничество с Королевской мануфактурой гобеленов. К концу десятилетия положение мастера настолько упрочилось, что он мог теперь не беспокоиться о своем будущем и будущем своих детей (их у Буше было трое - две дочери, вышедшие впоследствии замуж за учеников своего отца, и сын, ставший, как и отец, художником).

Более того - он стал позволять себе относиться к заказам весьма избирательно. Примечательна, к примеру, история его взаимоотношений с графом Карлом Густавом Тессином, шведским посланником в Париже. Их заочное знакомство состоялось приблизительно в 1737 году, когда граф, находившийся в то время еще в Швеции, попытался заказать художнику картину через своего парижского агента. Агент не замедлил с ответом: «Я виделся с мсье Буше… Но когда объявил ему о предлагаемой цене, он даже не захотел со мной разговаривать. В настоящее время он получает не менее 300 ливров за каждую свою картину. Это очень занятой молодой человек, он работает при дворе короля и считает себя одним из самых знаменитых живописцев современности. Сказать по правде, в Париже его действительно полагают одним из лучших».

В конце 1740-х годов покровительницей Буше стала мадам Помпадур, любовница короля Людовика XV. Она брала у художника уроки рисования - по крайней мере, такова была официальная версия. И платила за эти уроки немалые деньги. В салонах же говорили, что между мадам Помпадур и живописцем существуют отнюдь не только дружеские отношения. Благодаря связям любовницы короля, Буше смог получить очень выгодные заказы от главного управляющего королевскими имениями - в том числе, на декоративные росписи в Версале.

Будучи страстной поклонницей театра, мадам Помпадур приказала построить для себя в Версале небольшой театр. Для него Буше (к тому времени - уже опытный театральный художник) создавал декорации и костюмы. А вскоре всемогущая мадам нашла для него новую работу - делать эскизы для сервизов и фарфоровых фигурок, производившихся на фабрике в Севре. Именно во второй половине XVIII века этот маленький городок неподалеку от Парижа стал знаменит своим фарфором. Надо думать, труды Буше сыграли здесь немалую роль.

После революции 1789 года творчество художника, «запачкавшего» себя близостью к королевскому двору, было предано забвению. Вплоть до середины XIX столетия о Франсуа Буше не вспоминали иначе как с презрительной усмешкой. Но с появлением многотомного труда братьев Гонкур «Искусство XVIII века» отношение к «первому придворному живописцу» переменилось, и он вновь занял подобающее ему место среди мастеров живописи XVIII столетия.

Б уше и рококо

Р ококо

Rocaille

Cтиль в искусстве (в основном, в дизайне интерьеров), возникший во Франции в первой половине XVIII века (во время регентства Филиппа Орлеанского) как развитие стиля барокко. Характерными чертами рококо являются изысканность, большая декоративная нагруженность интерьеров и композиций, грациозный орнаментальный ритм, большое внимание к мифологии, личному комфорту. Наивысшее развитие в архитектуре стиль получил в Баварии.

Франсуа Буше был типичным представителем легкого, праздничного, повышенно декоративного искусства рококо. На его живопись оказало влияние творчество Антуана Ватто, но легкая грусть, сквозящая в его картинах, Буше была чужда. Можно сказать, что Ватто дал рококо дух, а Буше – плоть. Полотна мастера – сплошная чувственность, но на французский манер: когда любовь способна принять форму красивой игры.

В богатом живописном наследии Франсуа Буше, работавшего в чувственном и рафинированном стиле рококо, одной из самых популярных картин является «Купание Дианы». Красивейшая олимпийская богиня Диана предстала на полотне французского художника прелестнейшей чаровницей, отдыхающей после своих охотничьих забав на берегу ручья. Буше не стремился в написании ее образа точно следовать греческим мифам о богине. Его не интересует мифология как таковая, он лишь пользуется ею как удобным предлогом для изображения обнаженного женского тела, юного и прекрасного. Его Диана – нежное создание, привыкшее к неге и заботе, она живет лишь для того, чтобы дарить усладу жадным взглядам.

К артины Франсуа Буше (произведения)

О тдыхающая девушка

Картина принадлежит к числу известнейших картин в собрании «Старой пинакотеки». Это одна из лучших работ Франсуа Буше, который, будучи придворным живописцем Людовика XV, изобразил богатую сладостями и утехами жизнь той эпохи.

Фигура юной девушки изображена в очень необычной и сложной позе. Спинка софы неудобно высока для такого положения тела и ноги, так вожделенно утопающие в подушках, не в состоянии служить опорой изогнутому телу. Буше мастерски решил эту проблему и очень занимательно представил движение и немногочисленные предметы на картине.

Софа, занавесь и стена - нежно оливкового цвета и различаются только материалом; дорогое тёмно-розовое шёлковое покрывало, придающее глубину картине; светло-голубая шёлковая лента, вплетённая в волосы девушки и вьющаяся у неё в руках. Светло-голубой и розовый являются основными цветами рококо.

Т УАЛЕТ

1742 год, Музей Тиссен-Борнемиса, Мадрид

Д иана после купания

(1742 Париж, Лувр)

Т уалет Венеры

«Туалет Венеры» был заказан художнику его покровительницей - фавориткой Луи XV мадам Помпадур для ее Шато Бельвю близ Парижа. Сама мадам Помпадур играла главную роль в одноименном спектакле в театре Версаля.

На полотне Венера похожа на придворную даму XVIII века: у нее «фарфоровое» личико с томно-игривым выражением, жесты прелестной жеманницы, характерная прическа с естественно лежащими локонами, и вся она, несмотря на пышность форм, похожа на куколку. Амуры не столько наряжают эту очаровательную кокетку, сколько играют с ее волосами и украшениями. Возле Венеры вьются голуби, священные птицы, один из них прижимается к груди богини. Тело красавицы написано в редких и изысканных, но несколько неестественных тонах. Буше сделал это сознательно: он не стремился подражать природе, объясняя это тем, что и природа несовершенна.

О далиска

1745. Музей Лувр, Париж.

Этот портрет полуобнаженной молодой женщины также известен под названием «Темноволосая одалиска». Обнаженная молодая женщина лежит на кровати в обрамлении роскошных драпировок. Открыто бросая вызов, она флиртует со зрителем, выглядывая из своего будуара. Картина Буше – своего рода квинтэссенция фривольных излишеств середины XVIII века, а сам он – один из наиболее последовательных представителей стиля рококо. В юности Буше испытал сильное влияние творчества Антуана Ватто, многие картины которого гравировал, а в 1740-е годы добился покровительства мадам де Помпадур.

Благодаря ее влиянию Буше становится первым живописцем Людовика XV. Буше был одним из самых модных художников-декораторов в Париже, а его очаровательно кокетливые картины на мифологоческие сюжеты, изображавшие нимф и богинь, должны были угождать вкусам тех представителей высшего парижского общества, чьи элегантные особняки он украшал. Идеально воплощая условность приемов живописи века рококо, Буше будто бы хотел сказать в своих картинах, что природа представляется «чрезмерно зеленой и плохо освещенной».

П рекрасная кухарка

1735 Париж, Музей Коньяк-Же

М одистка
П ан и Сиринга

Сиринга (Сиринкс), в греческой мифологии наяда, почитавшая Артемиду и потому строго хранившая свою девственность. Пан, охваченный любовной страстью, преследовал нимфу Сирингу. Сиринга бежала от преследовавшего ее Пана до реки Ладон, где она попросила помощи у своих сестер-нимф и у речного божества. Поэтому и была превращена божеством реки Ладон в тростник при прикосновении к Сиринге бога полей и пастбищ Пана. Пан вырезал из тростника пастушескую свирель-сирингу.

Сиринга - у древних греков музыкальный инструмент (свирель), считавшийся принадлежностью аркадского бога Пана и вместе с тем греческих пастухов. Сиринга делалась следующим образом. Брали 7 (иногда 8 и 9) полых стеблей тростника и прикрепляли их одну к другой с помощью воска, причем длина каждой трубки делалась различной с тем расчетом, чтобы можно было иметь полную гамму. Существовала свирель Сиринга и из одного стебля: в таком случае на ней играли так же, как играют на современных флейтах, а именно через боковые отверстия. Сиринга была родоначальницей современного органа.

М адам де Помпадур

(1756. Старая Пинакотека, Мюнхен)

Франсуа Буше никогда не был мастером портретной живописи. Из почти тысячи написанных им картин портретов наберётся едва ли полтора десятка.

«Портрет мадам де Помпадур» из мюнхенской Старой Пинакотеки – один из самых известных. С книгой в руках она полулежит на кушетке в своем будуаре, и можно не сомневаться, что и подробности её туалета, от сорта кружев до жемчугов на запястье, и детали интерьера – это самое изысканное и самое модное, что только могло существовать в тот исторический момент. А такие туфельки на каблуке без задника, как на картине, ввела в моду именно госпожа де Помпадур. Кстати, она же, столкнувшись в Версале с удушающей ароматической композицией из пота, мочи и пыли, ввела в обычай часто мыться – до этого дамы предпочитали заглушать запах тела пронзительным ароматом духов. И Буше хорошо удаётся передать исходящее от маркизы ощущение свежести и чистоты (в буквальном, а не переносном смысле). О мадам говорили, что «она благоухает розами». Не в состоянии передать благоухание, Буше украсил розами её платье и бросил пару роз на паркет у ног Помпадур.

Буше никак не назовешь глубоким психологом: его портреты не несут никаких особых прозрений, не демонстрируют следов напряжённой внутренней жизни. Он не склонен разоблачать своих персонажей, но, к счастью, и не особо им льстит. А если и льстит, то не грубо: госпожу де Помпадур Буше изображает уверенной и спокойной, без тени дешевого заигрывания со зрителем. Книга в её руке (странички явно потрепаны от внимательного чтения) и книжный шкаф за спиной лишь констатируют её блестящую образованность, которую не стали бы отрицать даже её недоброжелатели.

Ф онтан любви

1748-й, год написания «Фонтана любви», – это как раз тот год, когда Буше начал работать для мадам де Помпадур.

Основными сюжетами живописи становятся пасторали, fetes galantes (так называемые «галантные празднества»), лёгкие и изысканные любовные сценки. Еще недавно ваши предки украшали сцены парадными портретами и торжественными полотнами с героями античности. Но вы, современница маркизы де Помпадур, конечно, подобной оплошности не допустите. Вы ведь в курсе, что нынче в моде? То, что раньше считалось низким и недостойным. Пастухи и пастушки! К тому же кому теперь интересны парадные залы? Все важные вопросы решают в альковах, камерных салонах, уютных будуарах. Вот насколько всё переменилось! Недаром говорят, что мода – дама ветреная и непредсказуемая.

Источник – интернет.

Подлинный представитель французского рококо. Буше официально именовался "Первым художником короля", был директором Академии, обладал почетным правом занимать квартиру в Лувре. И пожалуй всей Франции было известно о благоволении к нему всесильной фаворитки короля Жанны-Антуанетты Пуассон, маркизы де Помпадур.

И он был истинным сыном своего века, все умевшим делать сам: панно для отелей, картины для богатых домов и дворцов, картоны для мануфактуры гобеленов, театральные декорации, книжные иллюстрации, рисунки вееров, обоев, каминных часов, карет, эскизы костюмов и т.д. Станковые картины у него похожи на панно, панно могут смотреться и как самостоятельные произведения. Однако наибольшей известностью пользуются его картины. Увлекшись в юности масляной живописью, художник уже никогда не изменял этой технике.

И все это - галантные празднества, пастушеские идиллии, мифологические, жанровые, религиозные темы, пейзаж - все разыграно, как современная ему пастораль, все выражает откровенно-чувственное наслаждение жизнью, во всем царствует бело-розовая героиня - богиня Флора, а по сути обряженная в пастушеский наряд аристократка, везде похожая на себя парижанка, и неважно, Венера она или пастушка. Везде художник изображал юную модель с лучистыми глазами, с как бы случайной, но обольстительной небрежностью закутанные в нежные ткани, окруженные цветами, порхающими эротами. Типичные сюжеты - "Триумф Венеры" или "Туалет Венеры", "Венера с Амуром" (с Вулканом, с Марсом), "Купанье Дианы" и т.п.

Уже будучи знаменитым художником, Буше становится объектом жесточайших нападок теоретика эстетических идей Просвещения Дидро, который видел в художнике порождение всего, с чем боролись просветители. Однако он не отказывал ему в профессионализме. И несмотря на эту критику произведения Буше пользовались огромной популярностью. Их покупали короли и императоры, герцоги и графы, богатые буржуа.

Буше был выходцем из небогатой семьи, успеха он достиг единственно своим трудом. Первоначальное обучение он получил в мастерской Франсуа Лемуана. Здесь развилось умение "мыслить красками", видеть замысел в больших цветовых отношениях. Позднее он обучался технике рисунка и технике офорта в мастерской Жана Франсуа Кара-отца. Благодаря ему Буше познакомился с творчеством Ватто, которого Кара-отец очень почитал; и сам Буше писал всегда в стиле рококо, как и Ватто. Всю жизнь он писал "взахлеб", оставил невероятно большое количество картин, гобеленов, рисунков, гравюр и других работ. И даже будучи уже процветающим, обласканным властью художником, он много и плодотворно работал. Увлекаясь творчеством старых мастеров, Буше много сил отдал коллекционированию. С особым увлечением к концу жизни он собирал рисунки и гравюры Рембрандта.

Буше пользовался большой популярностью в России. Его даже пригласили на место профессора русской Академии художеств в Санкт-Петербурге, и Буше принял приглашение, однако смерть художника не позволила осуществиться этим планам.

Чем больше всматриваешься сегодня в полотна Буше, в эту сияющую светом, трепещущую нежными цветовыми оттенками радостную живопись, осознаешь его поразительную даровитость, тем большн чувствуешь подлинно цельное, эстетически полнокровное искусство.

Сегодня картины Буше украшают залы виднейших музеев мира. Эти работы несут ощущение полноты жизни, чаруют радостным даром цветовой гармонии, свободным и ликующе-светлым мастерством. Недаром критиковавший его Дени Дидро, отдавая должное его таланту, не мог не сказать:"В нем столько воображения, эффекта, волшебства и легкости!".

Франсуа́ Буше́ (фр. François Boucher , 29 сентября 1703, Париж - 30 мая 1770) - французский живописец , гравёр, декоратор. Яркий представитель художественной культуры рококо.


Портрет Франсуа Буше кисти Густафа Лундберга

Франсуа Буше является ярким представителем эпохи рококо и мастером художественных искусств во французской живописи начала 18 столетия. Творчество Буше крайне тяжело охарактеризовать только в одних оттенках и ракурсах, так как его изобразительная деятельность распространяется не только на картины.

Творчество Буше-живописца исключительно многогранно, он обращался к аллегорическим и мифологическим сюжетам, изображал деревенские ярмарки и фешенебельную парижскую жизнь, писал жанровые сцены, пасторали, пейзажи, портреты.

Буше был удостоен множества почестей, включая звание придворного художника (1765 год). Активно привлекался к украшению резиденций короля и мадам де Помпадур, частных особняков Парижа. Фаворитка Людовика XV маркиза де Помпадур, которую он запечатлел на нескольких портретах, была его поклонницей. В последние годы жизни был директором Королевской академии живописи и скульптуры и «первым живописцем короля». Лучшие работы Буше отличаются необыкновенным очарованием и совершенным исполнением.

Франсуа Буше (1703-1770) был типичным представителем легкого, праздничного, повышенно декоративного искусства рококо. На его живопись оказало влияние творчество Антуана Ватто, но легкая грусть, сквозящая в его картинах, Буше была чужда. Можно сказать, что Ватто дал рококо дух, а Буше - плоть. Полотна мастера - сплошная чувственность, но на французский манер: когда любовь способна принять форму красивой игры.


В богатом живописном наследии Франсуа Буше (1703-1770), работавшего в чувственном и рафинированном стиле рококо, одной из самых популярных картин является «Купание Дианы». Красивейшая олимпийская богиня Диана предстала на полотне французского художника прелестнейшей чаровницей, отдыхающей после своих охотничьих забав на берегу ручья. Буше не стремился в написании ее образа точно следовать греческим мифам о богине. Его не интересует мифология как таковая, он лишь пользуется ею как удобным предлогом для изображения обнаженного женского тела, юного и прекрасного. Его Диана - нежное создание, привыкшее к неге и заботе, она живет лишь для того, чтобы дарить усладу жадным взглядам.


Туалет Венеры (1751) (108 х 85) (Нью-Йорк, Метрополитен)

«Туалет Венеры» был заказан художнику его покровительницей - фавориткой Луи XV мадам Помпадур для ее Шато Бельвю близ Парижа. Сама мадам Помпадур играла главную роль в одноименном спектакле в театре Версаля. На полотне Венера похожа на придворную даму XVIII века: у нее «фарфоровое» личико с томно-игривым выражением, жесты прелестной жеманницы, характерная прическа с естественно лежащими локонами, и вся она, несмотря на пышность форм, похожа на куколку. Амуры не столько наряжают эту очаровательную кокетку, сколько играют с ее волосами и украшениями. Возле Венеры вьются голуби, священные птицы, один из них прижимается к груди богини. Тело красавицы написано в редких и изысканных, но несколько неестественных тонах. Буше сделал это сознательно: он не стремился подражать природе, объясняя это тем, что и природа несовершенна.


Мадам Бержере (ок.1766) (143.5 x 105.4) (Вашингтон, Национ. галерея)

«Портрет мадам Бержере» - один из интереснейших в творчестве мастера. Точно не установлено, кто изображен на холсте. Возможно, это одна из трех жен Бержере де Гранкура - коллекционера, обладавшего самым большим собранием картин и рисунков Буше, или же сама маркиза де Помпадур, так как позу «мадам Бержере» автор повторит в ее более позднем портрете, а черты моделей художник всегда идеализировал. Знатная заказчица позирует живописцу в богатом, переливающемся светлом шелковом платье, лиф украшают букет цветов и объемный голубой бант, цвет которого перекликается с лентами на широкополой соломенной шляпе в ее руке. Произведение построено на сочетании мягких серебристо-оливковых тонов, характерных для живописи XVIII века.


Венера, просящая у Вулкана оружие для Энея (1732) (252 x 175) (Париж, Лувр)

Энею, герою поэмы Вергилия Энеида, было предначертано высадиться в Италии и заложить город Рим. По прибытии туда он был вовлечен в целую вереницу войн, спровоцированных Юноной. Венера, мать Энея, неоднократно приходила к нему на помощь. На картине Буше (1732) изображена обнаженная Венера, богиня красоты и любви, кокетливо сидящая на облаке в окружении лебедей и голубей - эти птицы считаются ее атрибутами. Она смотрит на своего мужа Вулкана и просит его изготовить доспехи для своего сына.

Придворный художник французского короля Людовика XV, Буше подвергался критике за то, что он слишком потакал своим желаниям и не изображал ничего серьезнее, чем путти, нимфы и полуобнаженные женщины. Но его легкий, изящный стиль, характерный для искусства рококо, идеально подходил для картин, украшений, гобеленов и декораций королевского дворца.


Диана после купания (1742) (56 х 73) (Париж, Лувр)

Буше изобразил девственную богиню-охотницу Диану на берегу прозрачного ручья. Свой колчан со стрелами она небрежно бросила поодаль. На переднем плане зритель видит ее лук и "плоды трудов" - двух подстреленных голубей и зайца. Художник никого не собирался обмануть: в виде богини он изобразил вполне земную девушку. Мифология здесь - только благопристойный повод обратиться к обнаженной женской натуре. Несмотря на то, что Диана всегда считалась богиней суровой, привычной к лишениям охотничьей жизни, Буше не может отказать себе в удовольствии написать ее на фоне роскошных драпировок. Жестом одалиски Диана перебирает нежно-розовыми пухлыми пальчиками нитку жемчуга. Ее тело - тело изнеженной фаворитки какого-нибудь герцога. Сложно представить, чтобы эта изящная красавица могла проводить по нескольку часов в погоне за дичью. Еще труднее вообразить себе, что эта Диана натравит своих псов на несчастного Актеона, случайно увидевшего ее наготу. Скорее уж - раскроет ему навстречу свои объятия. Непринужденные позы богини и нимфы, ее верной служанки, свидетельствуют о мастерстве Буше-рисовалыцика.

Очевидно, что по своему темпераменту Буше не мог быть мастером исторической живописи (хотя официально таковым считался). Но при этом нельзя сказать, что художник испытывал какие-либо затруднения, работая над сложными, многосоставными композициями. Никогда у Буше не бывало такого, чтобы какая-то деталь выглядела нелепой, "приклеенной". Мастер всегда удивительно ловко "оперировал", например, драпировками и натюрмортами. Примером блестящего натюрморта может считаться "натюрморт с луком, двумя голубями и зайцем", который зритель может видеть на картине "Купание Дианы". Он весьма искусно вписан в композицию картины, не теряясь на общем фоне, но и не заслоняя собой основной сюжет. Обратите внимание также и на синюю драпировку, которая, с одной стороны, изысканно контрастирует с нежной кожей Дианы, а с другой - оттеняет сизые крылья голубей и серый заячий мех. Удачным можно назвать и влажно-зеленый фон картины. Он напоминает зрителю о прозрачной воде, тенистых дубравах, вечерней прохладе - словом о том, что разнеживает чувства, навевает приятные воспоминания и мечтательные мысли. На этом фоне прекрасные обнаженные женщины смотрятся, пожалуй, еще более выигрышно, чем они смотрелись бы в самом пышном будуаре.


Ринальдо и Армида (1734) (135,5 x 170,5) (Париж, Лувр)


Рождение и триумф Венеры (1740) (130 х 162) (Стокгольм, Нац. музей)

"Триумф Венеры" (1740), Именно эту картину купил у Буше шведский посланник Тессин за 1600 ливров.


Осенняя пастораль (1749) (260 x 199) (Лондон, Собрание Уоллеса)

"Осенняя пастораль" - одна из двух картин, заказанных Франсуа Буше министром финансов Людовика XV. Вторая картина называется "Летняя пастораль". Сюжеты обеих "пасторалей" были навеяны художнику пантомимой плодовитого драматурга Шарля Симона Фавара (1710-1792). В данном случае на картине представлена умилительная сцена - юноша-пастух кормит виноградом Лизетту, главную героиню пантомимы. Этот сюжет настолько полюбился Буше, что он написал еще как минимум две картины на него, а пастух и Лизетта со временем превратились в фарфоровые статуэтки. Мы не знаем, сам ли Буше делал эскизы для этих статуэток. Вполне возможно, что министр финансов, у которого были свои связи с фарфоровой мануфактурой, отдал этот заказ какому-нибудь другому художнику (услуги Буше могли показаться министру слишком дорогими). Известно одно: на долгие годы пастух и Лизетта стали любимыми героями "мастеров фарфоровых дел" не только во Франции, но и во всей Европе. Правда, о том, что "сочинил" пастуха, виноград и Лизетту драматург Фавар, забыли уже очень скоро.


Отдыхающая одалиска (Портрет мадмуазель Луизы О"Мерфи) (1752) (59 × 73) (Мюнхен, Старая Пинакотека)

Дени Дидро, самый яростный критик Буше, не раз нападал на мастера за то, что он слишком любит "писать девушек". "И каковы же эти девушки? - возмущается Дидро. - Изящные представительницы полусвета". Действительно, Буше мало задумывался о "моральной" стороне своих работ. И писал обнаженных женщин не только в виде богинь и нимф (в мифологических полотнах нагота выглядит не столь вызывающе, поскольку обусловлена самим сюжетом), но довольно часто изображал вполне земных одалисок. Например, в этой картине он создает откровенно чувственный образ. Молодая девушка, почти подросток, лежит, раскинувшись, на софе. Буше окружает юную красавицу самой утонченной роскошью. Мягкие подушки, драпировки, курильница для благовоний - все это создает атмосферу чувственной неги. Зритель, между тем, сразу же понимает, что героиня полотна попала в такую обстановку совсем недавно и еще не успела к ней привыкнуть. И эта "свежесть" должна была придавать девушке еще большее очарование в глазах "развращенных аристократов" XVIII столетия. Предполагается, что для этой картины Буше позировала Луиза О"Мерфи, дочь сапожника-ирландца. В четырнадцать лет девушка начала работать моделью, а уже вскоре привлекла к себе внимание Людовика XV, и он сделал ее одной из своих любовниц. Не остался равнодушен к прелестям Луизы и знаменитый Казанова, назвавший ее "белоснежной лилией, прекраснейшей из всех земных созданий". В заключение заметим, что картина "Лежащая девушка" пользовалась огромным успехом - Буше даже пришлось написать с нее несколько копии.



Почти во всех своих работах, посвященных любви и чувственным наслаждениям, Буше сводит повествовательный элемент к минимуму, предоставляя зрителю просто наслаждаться розовой наготой нимф и фарфоровыми личиками пастушек. Но картину "Марс и Венера, застигнутые Вулканом" следует считать исключением из этого правила. В ней проиллюстрирован целый миф. Как помнит читатель, Венера была женою Вулкана, хромого, но при этом весьма искусного в кузнечном ремесле бога. Богиню любви, впрочем, эти выдающиеся способности супруга интересовали куда меньше, чем мужественная красота Марса, бога войны. И в один прекрасный день она стала его любовницей. Раздосадованный и обиженный Вулкан выковал тончайшую, но очень прочную сеть, в которую и попались незадачливые любовники. Для своей картины Буше выбирает самый драматичный момент этой истории. Вулкан накидывает на любовников свою волшебную сеть. Венера, еще ни о чем не подозревая, сладко дремлет в объятиях бога войны. А он, едва проснувшись, с ужасом смотрит на грозного супруга Венеры. На лице Марса написано отчаяние - ведь он безоружен и потому не может дать достойный отпор ревнивцу. Его щит, шлем и копье художник изобразил на переднем плане картины - так, чтобы зрителю было понятно, что дотянуться до своего "снаряжения" Марс не смог бы, даже если бы и очень захотел. Перепуганные путти стараются то ли прикрыть любовников, то ли спрятаться от Вулкана, а курильница, поставленная в ногах ложа, продолжает источать сладкий, чувственный и - в свете нового поворота событий - неуместный аромат.


Портрет маркизы де Помпадур (1759) (91 × 68) (Лондон, Собрание Уоллес)

Портретная живопись не была "коньком" Буше. За всю свою жизнь он написал около дюжины портретов. На половине из них изображена мадам Помпадур, что, несомненно, свидетельствует о близкой дружбе между художником и любовницей короля. Картина, которую вы видите перед собою, последний портрет мадам Помпадур. Одно время это полотно висело в Версале, а после смерти королевской фаворитки перешло к ее брату. Несмотря на то, что мадам Помпадур очень любила Буше и считала его гениальным живописцем, она не питала иллюзий относительно его способностей к писанию портретов. Об одном из своих портретов кисти Буше она отозвалась так: "Я выгляжу здесь красивой, но совершенно не похожей на себя".

Нужно, однако, отметить оригинальность манеры, в которой написаны эти портреты. С одной стороны, они не лишены черт традиционного парадного портрета, с другой - окрашены интимностью, личным отношением художника к модели. К тому времени, когда был написан этот портрет, мадам Помпадур уже не была любовницей короля, хотя и сохраняла все привилегии "официальной фаворитки". Будучи "деюре" всего лишь маркизой, "де факта" она получала почести, подобающие герцогине. Впрочем, с портрета 1759 года на нас глядит, скорее, не властная и честолюбивая особа, но умная, образованная, обладающая тонким художественным вкусом дама. Такою ее запомнил сам Буше, так о ней отзывались многие современники, отмечавшие, что в мадам де Помпадур нет ни спесивости, ни взбалмошности, обыкновенно свойственных "птицам такого полета". Напротив, все в один голос говорили об учтивости и такте самой знаменитой любовницы короля.


Эрмитаж: Буше, Франсуа - Пейзаж в окрестностях Бовэ


Мельница в Шарентоне (1750-е) (72 х 92) (Орлеан, Музей изящ.искусств)

Пейзажи Буше, как и его работы в других жанрах, вышли из моды в конце XVIII столетия. На смену идиллическим пейзажным картинкам пришли романтические полотна, долженствовавшие дать зрителю представление о величии Природы. На долгие годы полуразвалившиеся мельницы и тихие пруды, которые так любил и сам художник, и его заказчики, были забыты. Эти пейзажи действительно нельзя считать вершиной творчества Буше, и все же трудно не согласиться с тем, что они написаны рукой большого мастера. Правдивого отражения природы искать в них не стоит, но не в правдивости их прелесть. Большинство своих ландшафтных картин герой нашего выпуска написал по впечатлениям от загородных поездок. Над привезенными из этих поездок набросками он работал дома, в своей парижской мастерской. Часть из них становилась материалом для будущих гобеленов, а часть "перерабатывалась" в небольшие пейзажи. В том, что касается деталей пейзажа, Буше был вполне сговорчив: по желанию заказчика он мог включить в композицию картины деревенскую хижину, старый горбатый мост, фигурку пастушки или прачки. Типичный образчик работы Буше в жанре "пейзажной идиллии" представлен вверху.


Набросок "Вода" (1748)

Франсуа Буше был одним из лучших рисовальщиков XVIII века. С исключительной точностью подмечал он мельчайшие натуралистические детали. Историки искусства полагают, что за свою жизнь Буше создал не менее десяти тысяч рисунков в различной технике. Многие из них являются набросками к его будущим картинам. Например, набросок, представленный вверху, был использован впоследствии при работе над картиной "Вода" из цикла "Четыре стихии", украшавшего двери в одном из королевских замков. Кроме набросков, Буше создавал и вполне законченные рисунки, каждый из которых может считаться самостоятельным произведением искусства. В этих случаях мастер обращался, чаще всего, к женской натуре - как одетой, так и обнаженной. Негой и прелестью дышит его рисунок "Обнаженная на постели" . Обыкновенно художник рисовал черным, красным и белым мелом на желтой бумаге, однако порою использовал пастель и цветную тушь. Уже при жизни репутация Буше-рисовальщика была весьма высокой, о чем свидетельствует тот факт, что его рисунки мгновенно раскупались собирателями живописи. Некоторые из них при этом стоили дороже, чем "полноценные" картины иных живописцев.

Франсуа Буше: Обнаженная в постели


Туалет Венеры (после 1743) (101 x 86.7) (Санкт-Петербург, Эрмитаж)

Как уже говорилось, Буше прибегал к мифологическим сюжетам, главным образом, для того, чтобы, иметь возможность изобразить красивых обнаженных женщин в окружении самых необязательных деталей. Кроме того, эти сюжеты как нельзя лучше подходили для фарфора, декоративных панелей и гобеленов. Обыкновенно Буше избегал драматических сцен, предпочитая выбирать для своих картин "бессюжетные сюжеты", позволявшие уделить наибольшее внимание грациозным позам нимф и богинь.

Лучшими мифологическими работами Буше считаются парные полотна "Восход Солнца" , 1753 и "Заход Солнца" , а также "Триумф Венеры" и "Купание Дианы" . Во всех этих работах полностью отсутствует повествовательный элемент. Зато почти везде в изобилии присутствуют прекрасные женские тела (более всего Буше любил писать, конечно же, богиню любви Венеру). Весьма характерным для творчества мастера является овальный медальон "Туалет Венеры" , где богиня показана во всем блеске своей наготы. Заметим, что мужские тела Буше никогда не изображал столь откровенно. В "Венере и Марсе, застигнутых Вулканом" мы видим только головы и плечи Вулкана и Марса. Но Венеру художник выдвигает на передний план, давая зрителю возможность насладиться созерцанием ее пышных форм. Интересно, что Юпитер (в сценах, где он соблазняет ту или иную из своих "мифологических любовниц") никогда не предстает перед зрителем в виде мужчины. С Ледой он - лебедь, с Данаей - золотой дождь, с Каллисто - Диана.


Восход солнца (1748) (321 × 270) (Лондон, Собрание Уоллес)


Туалет (1742) (52,5 x 66,5) (Мадрид, Музей Тиссен-Борнемис)

Не всем клиентам нравилось "фирменное меню" Буше, состоявшее из пасторальных, мифологических и будуарных сцен. Да, надо думать, и сам мастер порою уставал от нимф и пастушек. И тогда из-под его кисти выходили прелестные жанровые сценки - с кукольными женщинами, одетыми по последней моде, хорошо воспитанными детишками и изящными подробностями быта. Пожалуй, самая известная жанровая картина Буше - "Утренний кофе", 1739. Для нее мастеру позировали, по всей видимости, его жена и сестра, а также двое его детей. Пробивающееся в окно солнце окрашивает изысканный интерьер комнаты в нежные тона. Все присутствующие выглядят довольными друг другом, в руках слуги дымится кофейник, детки - ангелы. Подобные жанровые сценки пользовались большой популярностью у заказчиков. Например, шведская кронпринцесса Луиза Ульрика заказала художнику четыре картины (по времени суток - утро, день, вечер и ночь) "с модно одетыми фигурами и красивыми лицами". Большим поклонником жанровых картины Буше был и граф Тессин. Для него художник написал помещенную внизу "Женщину, поправляющую подвязку" (1742). Отметьте, как, сильно отличаются эти картины от жанровых сцен Шардена. Каждая деталь - вплоть до каблучка туфельки красавицы, вплоть до детской игрушки - говорит здесь об "искусстве жить". И очевидно, что это "искусство" Буше понимает совершенно по-иному, чем Шарден.


Утренний кофе (1739) (81.5 × 61.5) (Париж, Лувр)

Пожалуй, нигде и никогда так не стремились к "приятности" и утонченности, как при дворе короля Людовика XV. Искусство жить легко, "срывая цветы наслаждения", стало почитаться действительным искусством. Порою кажется, что в воздухе тогда уже висело предощущение грозы, надвигающейся катастрофы. И что именно это предощущение обусловливало желание устроиться со всем возможным изяществом и комфортом, окружить себя румяными пастушками, фарфоровыми куколками, идиллическими пейзажами. Именно оно требовало от жизни быть похожей на театр. И Буше умело питал иллюзии своих заказчиков. Его картины погружают зрителя в мир прелестных грез, очаровательной выдумки. Заметьте, мастер никогда не говорит нам: "Посмотрите, как это правдиво". Он говорит: "Посмотрите, как это мило". Он не воспитывает нас, не внушает нам стремления к высоким целям, а лишь сожалеет о том, что жизнь так коротка и так, в сущности, печальна. И, сожалея об этом, старается сгладить ее углы, задрапировать ее неприглядность, сделать ее хоть немного приятнее. Обман? Пусть. Но человеку не всегда нужна правда. Иногда ему нужно еще и утешение.


фарфор

"Фарфоровое искуство" Франции, несомненно, многим обязано Буше и, конечно же, мадам Помпадур. Начиная с 1740-х годов любовница короля стала живо интересоваться фарфоровой мануфактурой в Венсенне. Ее интерес был столь настойчивым, что в 1751 году Людовик XV подарил ей эту небольшую фабрику. И мадам, засучив рукава, принялась за дело. По ее инициативе производство фарфора постепенно "переехало" в Севр (переезд совершился в 1753-56 годах). Тогда же маркиза де Помпадур привлекла к разработке новых проектов для своей мануфактуры Франсуа Буше.

За десятилетие (с 1756 по 1766 год) художник создал бесчисленное множество эскизов, по которым на фабрике изготовляли статуэтки и сервизы. Среди интереснейших работ по его рисункам можно назвать "Науку любви", 1763 (вверху справа). Эту композицию создал по эскизу мастера не кто-нибудь, а Этъен Морис Фалъконе. Замечательна и серия статуэток "Дети", изготовленная из белого фарфора. Очаровательные детишки, вылепленные по рисункам художника, только и делают, что собирают цветы и поют песенки. Что касается сервизов, расписанных по рисункам Буше, то здесь невозможно обойти вниманием набор ваз "Влюбленные в саду" (внизу). Эти вазы отличаются большим изяществом, хотя современному зрителю они могут показаться несколько "перегруженными" деталями.

Творчество художника оказало огромное влияние на развитие декоративной керамики второй половины XVIII века. По рисункам Буте работали не только севрские мастера, но и мастера из других стран Европы. На знаменитой фарфоровой фабрике в Мейсене близ Дрездена эскизом Буше воспользовались, к примеру, при создании "Садовой сценки" (вверху слева). После смерти мадам Помпадур в 1764 году сотрудничество Буше с мануфактурой в Севре постепенно сошло на нет, поскольку делами здесь стала ведать новая фаворитка короля, мадам Дюбарри.


фарфор


Гнездо (1740) (98 х 146) (Париж, Лувр) Пастушка

Сейчас трудно себе даже представить, какой популярностью пользовались пасторальные сценки во второй половине XVIII века. Правда, после революции их стали ругать с тем же увлечением, с каким прежде превозносили и покупали. В какой-то момент пастушки сделались в глазах радикалов чутьли не главными символами ненавистного "старого режима". Однако во времена Буше такие пасторали мастера, как, например, "Пастушка" или "Гнездышко" (вверху), воспроизводились и в виде гобеленов, и в качестве рисунков для фарфоровых сервизов. И, конечно же, с них делалось множество гравюр, ведь обладать изящными предметами быта хотелось не только аристократам, но и людям вполне простого звания.

Хорошенькие, со вкусом одетые (или полураздетые) пастушки могли украшать не только королевские апартаменты, но и жилище бедной швеи. Разумеется, последней приходилось довольствоваться не шедевром мастера, а плохонькой гравюрой. Источником "пасторального вдохновения" служил Буше театр, где в ХVII-ХVIII веках часто ставились пасторальные пьесы с музыкой и стихами. Первые пьесы такого рода появились еще в XVI столетии - в Италии. Оттуда они и перекочевали во Францию. Здесь пасторали чаще всего приобретали форму балета или пантомимы. Известно, что Буше не раз оформлял подобные спектакли, и многие их сюжеты легли потом в основу его идиллических пастушеских сцен


Версальский дворец: Франсуа Буше - Пастораль


Одалиска (1743) (53 х 65) (Реймс, Музей искусств)

Эту работу можно назвать "прообразом" "Лежащей девушки", созданной почти десятилетие спустя. Молодая красавица томно лежит на софе. На лице ее написана мечтательность: оно повернуто к зрителю, но глаза женщины устремлены куда-то вдаль. И название, и специфические ориентальные детали должны намекать на то, что действие происходит в гареме какого-нибудь султана (правда, в сильно европеизированном гареме).


Модистка (1746) (64 × 53) (Стокгольм, Нац. музей)

Очаровательная жанровая сценка, написанная как будто нарочно для дамского будуара или кабинета. На полу сидит модистка, принесшая своей заказчице коробку с образцами лент - на выбор. Вероятно, заказчица уже довольно долго выбирает ленты, потому что на лице молодой портнихи зритель ясно видит покорную усталость.


Мельница (1751) (66 х 84) (Париж, Лувр)

Один из "фирменных" пейзажей Буше. Здесь есть все, что только может пожелать самый прихотливый заказчик. Старая мельница, покосившиеся изгороди, мостик, голуби, милые ребятишки. Даже прачка, которая стирает белье в изящной позе придворной дамы, делающей глубокий реверанс.
Развернуть ]

структурных элементов - все это изображено симпатично, немного сказочно, будто иллюстрация в детской книге.