Эдуард мане завтрак на траве описание картины. Какова история создания картины Эдуарда Мане «Завтрак на траве. Мане стал сенсацией "Салона отверженных"

«Завтрак на траве » — картина великого французского художника-импрессиониста (1832-1883). Первоначальное название картины — «Купание». Картина стала по-настоящему скандальной и подвергалась большой критике, однако сейчас занимает почётное место среди шедевров мировой живописи.

Картина «Завтрак на траве» была написана в 1863 году. Холст, Масло. 208 × 264,5 см. В настоящее время находится в музее Орсе, Париж. На картине изображена обнажённая женщина в компании с двумя одетыми мужчинами. В качестве модели для обнажённой женщины позировала художница Викторина Мёран (1844-1927). Двое мужчин — это брат Мане Густав и шурин Мане Фердинанд Леенхофф. Оба мужчины одеты очень модно и за своим разговором совершенно не замечают женщины. На переднем плане находится корзина с фруктами. На заднем плане Мане изобразил женщину в лёгкой одежде, которая моется в реке. Женщина на заднем плане непропорционально большая. Из-за того, что фигуры на переднем и задних планах не соответствуют правилам перспективы, теряется эффект глубины. Больше того, свет, который падает на фигуры, создаёт ощущение, что вся сцена происходит не на природе, а в студии художника.

Эдуард Мане пытался выставить свою картину «Завтрак на траве» в Парижском салоне. После бурной критики и недовольства экспертов и публики, картину вместе с многими другими выставили в Салоне Отверженных. Эдуарда Мане обвинили в декадентстве и плохом вкусе. Эта картина, как и картины многих художников-новаторов того времени, показывает как резко художники захотели порвать с академизмом и подарить миру новое искусство, которое основано не на точных схемах и законах живописи, а на чувствах и эмоциях художника.

За основу композиции с тремя фигурами Эдуард Мане взял фрагмент с известной гравюры Маркантонио Раймонди «Суд Париса». На гравюре три похожие фигуры с женщиной, которая глядит на зрителя, и двумя мужчинами рядом с ней, находятся в правой нижней части.

Эдуард Мане — Завтрак на траве

Маркантонио Раймонди — Суд Париса

Сентябрь 08, 2012

„Я поступал как все: сначала исполнял небольшие этюды на пленэре, потом в мастерской компоновал их воедино. Эта картина несовершенна, шероховатости для меня очень важны”

Завтрак на траве (эскиз)

1866; 130х181 см
Музей им. Пушкина, Москва

В 1863 году Эдуард Мане представляет в рамках Салона Отвергнутых (организованной в пику официальному Салону Академии Искусств в Париже альтернативной выставки) картину, названную «». Полотно вызывает скандал, поскольку изображает на первом плане голую женщину и полностью одетых мужчин. Клод, к удивлению Мане, принимает его сторону.

В 1865 году начинается работа Моне над собственной версией этой темы. Картина должна быть огромной: 460х640 см. В лесу Фонтенбло Камилла Донсье и Жан-Фредерик Базиль позируют ему для набросков. От Мане Клода отличает и композиция картины «», и прежде всего техника ее написания. Модели позируют Моне в мастерской, а затем он размещает их силуэты в пейзаже. Для Моне человеческие силуэты и пейзаж имеют одинаковую эстетическую ценность. И те и другие он пишет с этюдов, сделанных на пленэре.

(средний фрагмент)

1865-1866; 248х150 см
Музей д"Орсэ, Париж

Писатель Эмиль Золя (1840-1902) подчеркивает художественную отвагу Моне, позволяющего себе при помощи светотени подчеркивать полы одежды «Женщин в саду». Это относится к «Завтраку на траве », главной особенностью которого является изображение проникающих сквозь листья деревьев солнечных лучей. В картине Моне лето буквально струится сквозь кружево листвы и мягко прикасается к различным фрагментам: человеческой коже, ткани на платье, тарелке, стакану, участку травы...

Моне работает в спешке. Картина оказывается слишком дорогой ввиду своих огромных размеров и из-за необходимости постоянно курсировать между предоставленной ему Базилем мастерской в Париже и лесом. К тому же полотно должно быть представлено на Салоне в 1866 году, а Моне считает, что оно еще недостаточно хорошо.

Он так и не заканчивает работу и в 1878 году оставляет ее в Аржантее в счет уплаты за жилье. Кредитор хранит картину прямо в подвале, и когда через шесть лет Моне находит полотно, ему приходится восстанавливать уничтоженные небрежным обращением фрагменты.

От первоначальной версии остается середина и левый фрагмент картины «», где мы видим Базиля. (В 1870 году, во время войны с пруссами, талантливый художник и верный друг Моне Жан-Фредерик Базиль погиб на фронте). Эти фрагменты сейчас находятся в музее д"Орсэ. Кроме того, в московском Музее имени Пушкина находится небольшая работа маслом — первоначальный эскиз полотна. Благодаря этой картине мы можем представить, как могло бы выглядеть одно из самых грандиозных произведений Моне.

Пока фотографии с очередной гонки загружаются, расскажу о ещё одной скандальной картине Эдуарда Мане "Завтрак на траве".

Картина впервые выставлена в знаменитом «Салоне отверженных», который был открыт 15 мая 1863 года в Париже императором Наполеоном III, пожелавшим прослыть защитником свободы и творчества. Тогда жюри отклонило множество работ художников, не допущенных к участию в выставке. Эдуард Мане «Салону отверженных» предложил на десерт свой «Завтрак на траве», который вызвал бурю эмоций, жесточайшей критики и единодушного приговора, что этот «завтрак» абсолютно «несъедобный».

Сюжет кар­тины - двое муж­чин с пол­но­стью обна­жен­ной жен­щи­ной – вызвал насто­я­щий скан­дал, к тому же пер­со­нажи были легко узна­ва­емы. На полотне худож­ник изоб­ра­зил соб­ствен­ного брата Густава (тот, что справа) и брата жены Фер­ди­нанда Леен­хофа. В образе жен­щины худож­ник соеди­нил черты посто­ян­ной натур­щицы Вик­то­рины Мёран и соб­ствен­ной жены Сюзанны (тело). Вик­то­рина была люби­мой натур­щи­цей Мане и запе­чат­лена во мно­гих его рабо­тах, в част­но­сти в зна­ме­ни­той “Олим­пии”. Она сама писала непло­хие кар­тины, мно­гие из кото­рых позд­нее были уте­ряны. Стра­дала алко­го­лиз­мом и в пре­клон­ные годы про­сила пода­я­ние на улице, играя на гитаре. Известна сво­ими любов­ными отно­ше­ни­ями с жен­щи­нами. В 1863 году “Зав­трак на траве” стал сим­во­лом Салона отвер­жен­ных и в даль­ней­шем источ­ни­ком вдох­но­ве­ния для мно­гих поко­ле­ний худож­ни­ков.

1866 Клод Моне.

В 1865 году Клод Моне, кото­рого позд­нее назо­вут осно­ва­те­лем импрес­си­о­низма, напи­сал боль­шую кар­тину на пле­нэре в Шайи и назвал ее “Зав­трак на траве” – реве­ранс в честь зна­ме­ни­той работы Эду­арда Мане. Уез­жая в Париж, худож­ник оста­вил гото­вое полотно в каче­стве залога хозя­ину гости­ницы “Золо­той лев”, в кото­рой жил. Кар­тина хра­ни­лась в сыром под­вале и зна­чи­тельно постра­дала. Моне раз­ре­зал ее на части и выбро­сил фраг­менты, покры­тые пле­се­нью. Сей­час сохра­нив­ши­еся части кар­тины можно уви­деть в музей д’Орсе в Париже. Спу­стя год худож­ник вновь воз­вра­ща­ется к этой теме и создает умень­шен­ный вари­ант ком­по­зи­ции. Эта кар­тина напи­сана более мягко, в ней отсут­ствуют рез­кие кон­тра­сты, при­су­щие сохра­нив­шимся фраг­мен­там “Зав­трака на траве”. На кар­тине изоб­ра­жена ком­па­ния из 12 чело­век, но для их напи­са­ния худож­ник исполь­зо­вал только две модели. Для жен­ских фигур пози­ро­вала воз­люб­лен­ная худож­ника и его буду­щая жена Камилла Дон­сье, а для муж­ских - друг Клода Моне худож­ник Фре­де­рик Базиль, кото­рый погиб­нет четыре года спу­стя в бою во время франко-прус­ской войны в воз­расте 29 лет.

"Завтрак на траве" 1959-62г. По Мане Пабло Пикассо.

Между 1959 и 1962 годами Пикассо выполняет серию работ в живописи, графике, литографии, скульптуре и керамике, вдохновившись картиной Эдуарда Мане 1863 года Завтрак на траве (Le Déjeuner Sur l"Herbe, сегодня в Musée d"Orsay).
Впервые Пикассо познакомился ней в 1900 году, на Всемирной выставке в Париже, а в 1907-м она вдохновляла его, когда он писал своих Авиньонских девиц. Он был под большим впечатлением от новаторства Мане.
Как-то в 1929 году Пикассо заметил: "Когда я вижу Déjeuner Sur l"Herbe, я говорю себе, это моя проблема на будущее." И в самом деле, полвека спустя он сделает десятки вариаций картины. Мане, в свою очередь, написал Завтрак на траве как стилизацию на работу Джорджоне (теперь ее считают ранней работой Тициана) Сельский концерт, 1509 (Giorgione, Pastoral Concert, Louvre, крупнее здесь), и частично, на гравюру Раймонди (Raimondi) по рисунку Рафаэля (Raphael). Таким образом, Пикассо своей серией ведет свой "диалог сквозь века" сразу с несколькими великими мастерами европейского искусства.

В 1863 жюри Парижского Салона, самой важной выставка современного искусства, исключило больше чем две трети художников, которые представили свои работам к участию. Большое недовольство публики – было результатом такого решения.

Наконец, Император Наполеон III не имел своего собственного взгляда на искусство, и особенно непосредственно на то, какие требования предъявляются к работам, разрешил эти работы к показу публике в "Салоне Отвергнутых» . Семь тысяч посетителей были зарегистрированы только в день открытия, такое количество было больше чем посетителей официального Салона. Большинство искало сенсаций, стремясь к дешевому развлечению. Картина Мане «Завтрак на траве», которая была представлена под названием «Купание» вызвала шквал насмешек и недоумения: что эта за голая женщина, сидела рядом со своей небрежно сброшенной одеждой, что предполагалось показать? Что относительно этих двух господ, которые одеты в плотно застегнутые фешенебельные одежды, которые непринужденно расположились около нее? Простой пикник? Маленькая корзина была опрокинута, производя своего рода беспорядочно расположенный натюрморт, состоящий из бутылки, плодов различных сезонов и круглого хлеба, который неоднократно хвалили критики.

В этой картине, Мане не заботился о том, что бы рассказать историю или даже намекнуть на что-то. Женская нагота, возбуждающе открытая - как в «Венере» Кабанэля - всегда нетерпеливо ожидалась и вызывала восхищение, но это было только, когда их нагота была скрыта под маской лицемерной, мифологической или библейской истории, которая давала картинам их название. Хотя эти рассказы были часто неизвестны посетителям того времени, но сопровождающие брошюры Салона обеспечили такие объяснения.

Однако, в случае картины Мане, даже если бы он назвал свою "неназванную" картину, это было бы не менее загадочно. Кроме того, красота не пряталась в стыде, но имела смелость, чтобы уставиться на зрителя - какая приличная женщина сделает это? - как будто она не сознавала свою наготу, или наоборот, возможно слишком знала о ее эффекте. Было общее согласие в том, что по сравнению как с Олимпией, она могла быть проституткой. Помещая человека подобно этому – рядом с центром картины - просто отвратительно!

Если посетители «Салона отвергнутых» не одобрили странный сюжет, то и противоречивая техника живописи, тоже конечно заработала их критику. «Кричащий способ Мане писать привела к тому тому, что это бросается в глаза, а его фигуры, как будто облиты пуншем, со жесткостью, которая не ослаблена никакой формой компромисса",- так критиковал E, Чесно картину художника.

Почему Мане не писал картину однородно, как было в традиции признанных и популярных художников? Элементы, которые он расценил как важные - трио - выделяются резким освещением и окрашены с большой осторожностью. Но что относительно фона? Листва, вода и женщина, скромно поднимающая свой купальный костюм местами заштрихованы. Наверное аудитория, должно была быть удивлена или тихо изумлена этой картиной, не имела никакого намерения удовлетворить обычные ожидания людей.

Завтрак на траве. Эдуард Мане.

Картина французского художника 19-го века Эдуарда Мане "Завтрак на траве" считается
шедевром импрессионизма, а в 1863 для парижской публики полотно стало настоящим шоком.
Картину отказались выставлять на Парижском салоне, а сам Мане приобрел репутацию
безрассудного бунтаря.
Парижская творческая элита издевалась над полотном

На втором этаже этого здания был открыт *Салон отверженных*

Мане попытался выставить картину в Парижском салоне в 1863 году, но нагота женщин
среди одетых мужчин так ошеломила критиков организаторов салона, что они отказали
художнику. Таким образом, картина Мане оказалась среди 3000 картин недопущенных к
участию в Парижском Салоне. Для них-то император Наполеон III приказал провести
отдельную выставку, получившую название "Салон отверженных". Там публика и увидела
шедевр Мане.
Мане стал сенсацией "Салона отверженных"

Эдуард Мане.

В "Салоне отверженных" участвовали художники, имена которых знакомы сегодня каждому
ценителю искусства. Среди полотен таких мастеров как Писарро, Уистлер и Сезанн,
картина Мане произвела настоящий фурор. Благодаря нетрадиционному представлению
наготы полотно стало главной достопримечательностью выставки. Но это вовсе не значит,
что картина пришлась по вкусу зрителям. Говорят, что мужчины как можно быстрее
проводили своих жен мимо полотна, а потом возвращались назад, чтобы поглазеть самим.
В критиков работа Мане вызывала насмешки и возмущение.

Контекст картины вызвал споры

Фрагмент картины Мане.

Стоит отметить, что обнаженные женщины на картинах стали предметом классического
искусства задолго до Мане, но обнаженными, как правило, изображали богинь. В картине
Мане "Завтрак на траве" главная героиня вовсе не была богиней. На переднем плане
видна обнаженная женщина, а возле нее двое увлечённых беседой. Люди в современном
одеянии подчеркивают намерение Мане показать реальных людей и реальные события.
Возмутило критиков и то, что женщина на переднем плане "бесстыдно смотрит на зрителей,
ничуть не стесняясь своей наготы".

Изначально Мане назвал свою картину «Купание», вероятно, чтобы дать более "мягкое"
объяснение женской наготе. Но когда картина вызвала бурную шумиху своей откровенной
сексуальностью, художник в шутку прозвали ее "пикник на четверых". Именно второе
название, хотя и немного изменённое, прижилось.

Гравюра с картины Рафаэля *Суд Париса*.

В 1515 году художник эпохи Возрождения Рафаэль создал картину "Суд Париса". Более
300 лет спустя, Мане, вдохновленный творчеством Рафаэля, изобразил обнаженную
женщину и мужчин в позах, идентичных сидячей группе в правом нижнем углу "Суда
Париса".

Концепция картины также была заимствована из эпохи Возрождения

Сельский концерт. Тиициан.

Сочетание одетых мужчин и обнаженных женщин вызвало настоящий переполох в Париже,
но это отнюдь не было новой темой. В 1510 году была написана картина "Сельский
концерт" (которая раньше считалась картиной Джорджоне, но теперь искусствоведы
предполагают, что это творчество раннего Тициана). На ней была изображена подобная
сцена.
Одетые мужчины — родственники Мане. Один из них - его брат Эжен Мане. А другой
— будущий шурин, голландский скульптор Фердинанд Леенхофф.

Обнаженная женщина — любимая модель Мане

Викторина-Луиза Мёран на картине Мане *Женщина с попугаем*

Обнажённая женщина на картине Мане - Викторина-Луиза Мёран. Она была популярной музой
парижских живописцев конца 1800-х годов. Викторине дали прозвище "Креветка" из-за
миниатюрного телосложения, розового лица и рыжих волос. Она позировала Мане не только
для "Завтрака на траве", но и для других полотен: "Портрет Викторины Мёран", "Уличная
певица, "Мадемуазель. Викторина в костюме матадора", "Олимпия", "Женщина с попугаем",
"Гитарист" и "Железная дорога".

Мане и Мёран шокировали публику еще одной картиной - "Олимпией"

В том же году художник написал еще одну картину с обнаженной женщиной, для которой
вновь позировала Мёран. На ней изображена рыжеволосая полулежащая дама, лежащая на
белой подушке. На Парижском салоне в 1865 году картина стала причиной одного из
самых больших скандалов в истории искусства, поскольку ее главный персонаж был
полностью далек от классических обнаженных богинь, а демонстрировал сексуальность
обычной женщины.

Обнаженка на картинах Мане повредила репутации Мёран

Из-за откровенности полотен многие предполагали, что Мане и Мёран были любовниками,
но это было всего лишь верхушкой айсберга сплетен. Популярная трактовка "Завтрака
на траве" и "Олимпии" предполагала, что эти наглые голые женщины должны быть дамами
свободного поведения. Это подпитывалось слухами, что Мёран была путаной и любила
выпить. На самом деле, она дожила до 83 лет и добилась признания.

Мёран сама стала впоследствии художницей

Вербное воскресенье. Мёран.

В 1876 году Мёран впервые представила автопортрет в Парижский салон, но ей было
отказано. Затем она выставляла свои картины в этом престижном месте в 1879, 1885
и 1904 годах, а также в 1903 году Мёран включили в уважаемое "Сообщество французских
артистов". К сожалению, сохранилась только одна ее картина - "Вербное воскресенье",
которая была обнаружена в 2004 году и сейчас находится в историческом музее Коломба.

"Завтрак на траве" больше, чем обычно предполагают - Размеры картины — 208 × 264,5 см.

Картина Мане в галерее.

На скандальной картине есть небольшой натюрморт

Натюрморт на картине Мане.

В левом нижнем углу картины на снятом платье в горошек можно заметить корзину с
фруктами и круглый хлеб.

Мане ошеломил мир искусства еще раз 20 лет спустя

Бар в Фоли-Бержер. Мане.

В 1882 году парижский художник представил свою последнюю большую работу - "Бар в
Фоли-Бержер". Как и на "Завтраке на траве" и "Олимпии" на этой картине была
изображена рыжеволосая женщина, которая смотрит на зрителя. На этот раз, моделью
была не Мёран, а путана.

Эти работы сделали Мане отцом импрессионизма

В "Обеде на траве" не только столкнулись культурные элементы разных времен. Мане
также отверг правила пропорции, что наиболее заметно по женщине на заднем плане,
которая моется в реке. Она непропорционально большая по сравнению с мужчинами перед
ней. С течением времени, мятежный стиль Мане вдохновил многих художников, таких
как Джеймс Тиссо, Клод Моне, Поль Сезанн и Пабло Пикассо.