Быль для детей читать. Быль для детей. Метапредметные задачи урока

Один корабль обошёл вокруг света и возвращался домой. Была тихая погода, весь народ был на палубе. Посреди народа вертелась большая обезьяна и забавляла всех. Обезьяна эта корчилась, прыгала, делала смешные рожи, передразнивала людей, и видно было - она знала, что ею забавляются, и оттого ещё больше расходилась.

Она подпрыгнула к 12-летнему мальчику, сыну капитана корабля, сорвала с его головы шляпу, надела и живо взобралась на мачту. Все засмеялись, а мальчик остался без шляпы и сам не знал, смеяться ли ему, или плакать.
Обезьяна села на первой перекладине мачты, сняла шляпу и стала зубами и лапами рвать её. Она как будто дразнила мальчика, показывала на него и делала ему рожи. Мальчик погрозил ей и крикнул на неё, но она ещё злее рвала шляпу.

Матросы громче стали смеяться, а мальчик покраснел, скинул куртку и бросился за обезьяной на мачту. В одну минуту он взобрался по верёвке на первую перекладину; но обезьяна ещё ловчее и быстрее его, в ту самую минуту, как он думал схватить шляпу, взобралась ещё выше.

Так не уйдёшь же ты от меня! - закричал мальчик и полез выше.

Обезьяна опять подманила его, полезла ещё выше, но мальчика уже разобрал задор, и он не отставал. Так обезьяна и мальчик в одну минуту добрались до самого верха.

На самом верху обезьяна вытянулась во всю длину и, зацепившись задней рукой за верёвку, повесила шляпу на край последней перекладины, а сама взобралась на макушку мачты и оттуда корчилась, показывала зубы и радовалась.

От мачты до конца перекладины, где висела шляпа, было аршина два, так что достать её нельзя было иначе, как выпустить из рук верёвку и мачту.

Но мальчик очень раззадорился. Он бросил мачту и ступил на перекладину. На палубе все смотрели и смеялись тому, что выделывали обезьяна и капитанский сын; но как увидали, что он пустил верёвку и ступил на перекладину, покачивая руками, все замерли от страха.

Стоило ему только оступиться - и он бы вдребезги разбился о палубу. Да если б даже он и не оступился, а дошёл до края перекладины и взял шляпу, то трудно было ему повернуться и дойти назад до мачты. Все молча смотрели на него и ждали, что будет.

Вдруг в народе кто-то ахнул от страха. Мальчик от этого крика опомнился, глянул вниз и зашатался.

В это время капитан корабля, отец мальчика, вышел из каюты. Он нёс ружьё, чтобы стрелять чаек.

Он увидал сына на мачте, и тотчас же прицелился в сына и закричал:

В воду! прыгай сейчас в воду! застрелю!

Мальчик шатался, но не понимал. «Прыгай или застрелю!.. Раз, два...» и как только отец крикнул: «три» - мальчик размахнулся головой вниз и прыгнул.

Точно пушечное ядро, шлёпнуло тело мальчика в море, и не успели волны закрыть его, как уже 20 молодцов матросов спрыгнули с корабля в море. Секунд через 40 - вынырнуло тело мальчика.

Его схватили и вытащили на корабль. Через несколько минут у него изо рта и из носа полилась вода, и он стал дышать.

Когда капитан увидал это, он вдруг закричал, как будто его что-то душило, и убежал к себе в каюту, чтоб никто не видал, как он плачет.

Рассказ Толстого Л. Иллюстрации.

Класс: 2 «а» учитель: Восковщук Светлана Юрьевна

Предмет: литературное чтение

Тип урока: Урок знакомства с новым материалом.

Тема: Л.Н.Толстой «Прыжок».

Цели урока: Через события рассказа помочь учащимся понять и почувствовать, что хотел сказать автор своим произведением.

Задачи:

Образовательные .

Обсудить главную нравственную проблему этого рассказа – прыжок – это поступок смелого человека.

Развивающие. Учить правильному, сознательному, выразительному чтению; научить детей определять и выделять кульминацию; учить детей ориентироваться в тексте, внимательно его просматривать и находить нужное, расширять словарный запас.

Воспитательные. Воспитывать положительные качества личности учащихся, воспитывать взаимопонимание, культуру поведения на уроке, аккуратность, навыки самооценки.

Оборудование: учебник «Литературное чтение» 1 часть, компьютер, проектор, презентация к уроку power point , карточки со словами,

Ход урока.

Организационный момент.

Добрый день, ребята! Мне приятно вас всех видеть.

Каким бы вы хотели видеть наш сегодняшний урок?

Эпилогом к уроку будут служить слова Пушкина

«Чтение – ничто:

осмысленное чтение – кое-что;

чтение осмысленное и прочувствованное – совершенство»

А.С. Пушкин

К этим словам Пушкина мы вернемся в конце урока.

Актуализация знаний. Стадия вызова.

Вы видите список рассказов. Рядом фамилии трёх писателей.

Найдите писателя, который является автором этих произведений

А. С. Пушкин «Лев и собачка»

Л. Н. Толстой «Филиппок» РОЗОВАЯ

И. А. Крылов «Акула»

Ученица 1 о Толстом

Мы знаем, что детство будущий писатель провёл в Ясной Поляне. Мать его умерла рано, когда Лёвушке было полтора года. Детей в семье было пятеро. Николай, Сергей, Дмитрий, Лёвушка и младшая сестра Машенька. Самый старший был Николенька. Воображение у него было такое, что он мог рассказывать сказки и истории с привидениями и юмористические истории. Он говорил с такой уверенностью, что забывалось что это выдумка.

WZ П YJNR P QS Ы VNX Ж L O ISD K КРАСНАЯ

(Л.Толстой «Прыжок»)

Ребята каждый писатель лишь тогда писатель, когда он донёс до читательских сердец то, что его самого взволновало до глубины души.

Как вы думаете, о чём пойдёт речь?

Прочитайте ещё раз название рассказа.

Подберите родственные слова.

Прыжок

Прыгать

Прыгнуть

В словаре словом "прыжок" называют быстрое перемещение тела, отталкиванием от какой-либо точки опоры. Это просто действие.

Сегодня мы вместе с героями произведения отправляемся в путешествие.

Как вы думаете, на чём отправлялись в кругосветное путешествие?

Ученик2

Велика была морская держава. По всем морям и океанам плавали наши торговые суда и корабли. Посмотрите на этот корабль. Это корабль-парусник. Палуба такого корабля делалась из твёрдых, как камень, пород дерева; мачты возвышались над палубой на 15-25 метров, т.е. были высотой с 3-5 этажный дом. На мачтах - перекладины, на которых держатся паруса. От перекладины к перекладине протянуто множество канатов, верёвочных лесенок. Скорость парусного корабля была очень небольшой в сравнении с современными кораблями, плавание продолжалось долго. И если случалось паруснику побывать в жарких странах, команда нередко раздобывала себе обезьянку, весёлого и шаловливого зверька, который потешал людей в свободную от нелёгкой морской службы минуту. А бывало и так, что проказы зверя становились причиной неприятных происшествий.

Сегодня мы будем работать над былью.

Что такое быль?

«Дерево ожиданий» Предположите свои ожидания на урок. Перед вами тучки и солнышки. Давайте над нашим кораблём их раз разместим и посмотрим какая погода будет на нашем уроке.

В конце урока проверим сбылись ли ваши ожидания…

Давайте, обратим внимание на трудные слова

3 Палуба На многих кораблях имеются палубы , которые идут не по всей длине корабля - они называются платформами.

Мачта- вертикально стоящая конструкция на судне (корабле ), обычно поддерживаемая растяжками, часть парусного вооружения на яхтах и парусниках.

Аршин- старорусская единица измерения длины. 1 аршин = 1/3 сажени = 4 четверти = 16 вершков = 28 дюймов = 0,7112 м; устаревший инструмент для измерения длины.

Каюта помещение на судне или корабле , оборудованное для проживания людей,а также различных служебных целей (буфет, кают -компания

- Я предлагаю вам прослушать аудиозапись этого произведения и постараться следить за чтецом.

Какие эпизоды оказались наиболее напряженными?
Проблемный вопрос:
- Из-за чего мальчик совершил прыжок?

(В ходе предварительного обсуждения ребята высказывают свои предположения: из-за обезьянки, из-за шляпы, из-за угрозы отца)

Неоднозначность мнений вызывает необходимость углубленно перечитать текст).

Чтение с остановками. Стадия осмысления.

1 часть (оканчивается словами …или плакать)

Где происходило действие?

Кто был на корабле?

Как вела себя обезьяна? Найдите и прочитайте это строки.

Что произошло на корабле?

2 часть (оканчивается словами …ещё выше).

Что делала обезьяна на перекладине?

Как отреагировал мальчик на действия зверька?

Если бы вы были на его месте, что бы вы сделали?

3 часть (оканчивается словами …верёвку и мачту).

Почему мальчик полез за животным?

Подумал ли он о последствиях?

Где оказались мальчик и обезьяна?

Что сделала обезьяна?

4 часть (оканчивается словами …все замерли от страха).

Каковы были ответные действия мальчика?

Как отреагировали люди на палубе?

Почему они замерли от страха?

5 часть (оканчивается словами … зашатался).

Какая неожиданность произошла в самый непростой момент?

Что произошло с мальчиком?

6 часть (оканчивается словами …вниз и прыгнул).

Кто и как спас его?

Надо ли было целиться в мальчика и кричать «Застрелю!»?

Разве не достаточно было просто крикнуть «Прыгай в воду!»?

Чем завершится наш рассказ?

Кто вытащил мальчика из воды?

Почему 40 секунд показались долгими?

Почему капитан убежал в каюту?

Заключительная беседа.

Как вы думаете, этой истории мог бы быть др. конец?

Вспомните наши предположения, что из них совпало с происходящими событиями.

Итак, абзац за абзацем мы проанализировали рассказ «Прыжок».

Какой момент в рассказе вам показался наиболее напряженным? (Найди и зачитай эти строчки в тексте).

Видно ли по поведению этого человека, что он капитан, а не матрос, не пассажир?

Понятно ли вам, почему капитан грозил застрелить сына? Было ли у него время подумать, как иначе спасти сына? (Времени на раздумья совсем не было – надо было быстро принимать решение.)

Какими качествами должен обладать капитан? (Дети перечисляют: смелость, отвага, решительность, непререкаемость в голосе, твердость)

Каким воспитал капитан своего сына? Видно ли по поведению мальчика, что он – сын капитана?

Что он хотел сказать этим произведением?

Можно ли обезьянку назвать главным героем рассказа? Обезьянка – не главный герой, она стала лишь поводом для начала основного конфликта, развернувшегося между мальчиком и людьми на палубе, поэтому о ней в конце рассказа ничего не говорится.

Выберите подходящие высказывания. ЖЁЛТАЯ

Страх преодолеть нелегко

От скорости принятия решения может зависеть чья-то жизнь

Все в жизни достаётся легко и просто

Совершить поступок может каждый

Нужно быть храбрым, решительным

Во всем виновата обезьяна

Поступки совершают смелые люди

Важные решения нужно принимать быстро

Вернемся к эпилогу (Работа с высказыванием А.С.Пушкина.)

Прочитайте еще раз высказывание А.С.Пушкина.

Согласны ли вы с мнением великого поэта?

Как вы думаете, почему мы обратились именно к этим словам Пушкина? (Дети отвечают, что на уроке они не только прочитали рассказ Толстого «Прыжок», но и смогли осмыслить и прочувствовать то, что хотел сказать читателю автор)

Работа в группах. Составить синквейн

Подведение итогов. Рефлексия.

Вот и кончился урок,

И подводим мы итог.

Домашнее задание у вас будет подготовить выразительное чтение и составить синквейн. С него мы продолжим работу над рассказом.

На следующем уроке мы попытаемся разобраться, а можно ли было предотвратить эту ситуацию.

Лев Николаевич Толстой

Один корабль обошёл вокруг света и возвращался домой. Была тихая погода, весь народ был на палубе. Посреди народа вертелась большая обезьяна и забавляла всех. Обезьяна эта корчилась, прыгала, делала смешные рожи, передразнивала людей, и видно было - она знала, что ею забавляются, и оттого ещё больше расходилась.

Она подпрыгнула к двенадцатилетнему мальчику, сыну капитана корабля, сорвала с его головы шляпу, надела и живо взобралась на мачту. Все засмеялись, а мальчик остался без шляпы и сам не знал, смеяться ли ему или плакать.

Обезьяна села на первой перекладине мачты, сняла шляпу и стала зубами и лапами рвать её. Она как будто дразнила мальчика, показывала на него и делала ему рожи. Мальчик погрозил ей и крикнул на неё, но она ещё злее рвала шляпу. Матросы громче стали смеяться, а мальчик покраснел, скинул куртку и бросился за обезьяной на мачту. В одну минуту он взобрался по верёвке на первую перекладину; но обезьяна ещё ловчее и быстрее его, в ту самую минуту, как он думал схватить шляпу, взобралась ещё выше.

Так не уйдёшь же ты от меня! - закричал мальчик и полез выше. Обезьяна опять подманила его, полезла ещё выше, но мальчика уже разобрал задор, и он не отставал. Так обезьяна и мальчик в одну минуту добрались до самого верха. На самом верху обезьяна вытянулась во всю длину и, зацепившись задней рукой за верёвку, повесила шляпу на край последней перекладины, а сама взобралась на макушку мачты и оттуда корчилась, показывала зубы и радовалась. От мачты до конца перекладины, где висела шляпа, было аршина два, так что достать её нельзя было иначе, как выпустить из рук верёвку и мачту.

Но мальчик очень раззадорился. Он бросил мачту и ступил на перекладину. На палубе все смотрели и смеялись тому, что выделывали обезьяна и капитанский сын; но как увидали, что он пустил верёвку и ступил на перекладину, покачивая руками, все замерли от страха.

Стоило ему только оступиться - и он бы вдребезги разбился о палубу. Да если б даже он и не оступился, а дошёл до края перекладины и взял шляпу, то трудно было ему повернуться и дойти назад до мачты. Все молча смотрели на него и ждали, что будет.

Вдруг в народе кто-то ахнул от страха. Мальчик от этого крика опомнился, глянул вниз и зашатался.

В это время капитан корабля, отец мальчика, вышел из каюты. Он нёс ружьё, чтобы стрелять чаек. Он увидал сына на мачте и тотчас же прицелился в сына и закричал:

В воду! Прыгай сейчас в воду! Застрелю!

Мальчик шатался, но не понимал.

Прыгай, или застрелю!.. Раз, два... - и как только отец крикнул: "три" - мальчик размахнулся головой вниз и прыгнул.

Точно пушечное ядро шлёпнуло тело мальчика в море, и не успели волны закрыть его, как уже двадцать молодцов матросов спрыгнули с корабля в море. Секунд через сорок - они долги показались всем - вынырнуло тело мальчика. Его схватили и вытащили на корабль. Через несколько минут у него изо рта и из носа полилась вода, и он стал дышать.

Когда капитан увидал это, он вдруг закричал, как будто его что-то душило, и убежал к себе в каюту, чтоб никто не видал, как он плачет.

Один корабль обошел вокруг света и возвращался домой. Была тихая погода, весь народ был на палубе. Посреди народа вертелась большая обезьяна и забавляла всех. Обезьяна эта корчилась, прыгала, делала смешные рожи, передразнивала людей, и видно было — она знала, что ею забавляются, и оттого еще больше расходилась.

Она подпрыгнула к двенадцатилетнему мальчику, сыну капитана корабля, сорвала с его головы шляпу, надела и живо взобралась на мачту. Все засмеялись, а мальчик остался без шляпы и сам не знал, смеяться ли ему или плакать.

Обезьяна села на первой перекладине мачты, сняла шляпу и стала зубами и лапами рвать ее. Она как будто дразнила мальчика, показывала на него и делала ему рожи. Мальчик погрозил ей и крикнул на нее, но она еще злее рвала шляпу. Матросы громче стали смеяться, а мальчик покраснел, скинул куртку и бросился за обезьяной на мачту. В одну минуту он взобрался по веревке на первую перекладину; но обезьяна еще ловчее и быстрее его, в ту самую минуту, как он думал схватить шляпу, взобралась еще выше.

— Так не уйдешь же ты от меня! — закричал мальчик и полез выше.

Обезьяна опять подманила его, полезла еще выше, но мальчика уже разобрал задор, и он не отставал. Так обезьяна и мальчик в одну минуту добрались до самого верха. На самом верху обезьяна вытянулась во всю длину и, зацепившись задней рукой за веревку, повесила шляпу на край последней перекладины, а сама взобралась на макушку мачты и оттуда корчилась, показывала зубы и радовалась. От мачты до конца перекладины, где висела шляпа, было аршина два, так что достать ее нельзя было иначе, как выпустить из рук веревку и мачту.

Но мальчик очень раззадорился. Он бросил мачту и ступил на перекладину. На палубе все смотрели и смеялись тому, что выделывали обезьяна и капитанский сын; но как увидели, что он пустил веревку и ступил на перекладину, покачивая руками, все замерли от страха.

Стоило ему только оступиться — и он бы вдребезги разбился о палубу. Да если б даже он не оступился, а дошел до края перекладины и взял шляпу, то трудно было ему повернуться и дойти назад до мачты. Все молча смотрели на него и ждали, что будет.

Вдруг в народе кто-то ахнул от страха. Мальчик от этого крика опомнился, глянул вниз и зашатался.

В это время капитан корабля, отец мальчика, вышел из каюты. Он нес ружье, чтобы стрелять чаек. Он увидал сына на мачте и тотчас же прицелился в сына и закричал:

— В воду! Прыгай сейчас в воду! Застрелю!

Мальчик шатался, но не понимал.

— Прыгай или застрелю!.. Раз, два... — И как только отец крикнул: «три» — мальчик размахнулся головой вниз и прыгнул.

Точно пушечное ядро шлепнуло тело мальчика в море, и не успели волны закрыть его, как уже двадцать молодцов матросов спрыгнули с корабля в море. Секунд через сорок — они долги показались всем — вынырнуло тело мальчика. Его схватили и вытащили на корабль. Через несколько минут у него изо рта и из носа полилась вода, и он стал дышать.

Когда капитан увидал это, он вдруг закричал, как будто его что-то душило, и убежал к себе в каюту, чтоб никто не видал, как он плачет.