Один корабль обошёл вокруг света и возвращался домой. Была тихая погода, весь народ был на палубе. Посреди народа вертелась большая обезьяна и забавляла всех. Обезьяна эта корчилась, прыгала, делала смешные рожи, передразнивала людей, и видно было - она знала, что ею забавляются, и оттого ещё больше расходилась.
Она подпрыгнула к 12-летнему мальчику, сыну капитана корабля, сорвала с его головы шляпу, надела и живо взобралась на мачту. Все засмеялись, а мальчик остался без шляпы и сам не знал, смеяться ли ему, или плакать.
Обезьяна села на первой перекладине мачты, сняла шляпу и стала зубами и лапами рвать её. Она как будто дразнила мальчика, показывала на него и делала ему рожи. Мальчик погрозил ей и крикнул на неё, но она ещё злее рвала шляпу.
Матросы громче стали смеяться, а мальчик покраснел, скинул куртку и бросился за обезьяной на мачту. В одну минуту он взобрался по верёвке на первую перекладину; но обезьяна ещё ловчее и быстрее его, в ту самую минуту, как он думал схватить шляпу, взобралась ещё выше.
Так не уйдёшь же ты от меня! - закричал мальчик и полез выше.
Обезьяна опять подманила его, полезла ещё выше, но мальчика уже разобрал задор, и он не отставал. Так обезьяна и мальчик в одну минуту добрались до самого верха.
На самом верху обезьяна вытянулась во всю длину и, зацепившись задней рукой за верёвку, повесила шляпу на край последней перекладины, а сама взобралась на макушку мачты и оттуда корчилась, показывала зубы и радовалась.
От мачты до конца перекладины, где висела шляпа, было аршина два, так что достать её нельзя было иначе, как выпустить из рук верёвку и мачту.
Но мальчик очень раззадорился. Он бросил мачту и ступил на перекладину. На палубе все смотрели и смеялись тому, что выделывали обезьяна и капитанский сын; но как увидали, что он пустил верёвку и ступил на перекладину, покачивая руками, все замерли от страха.
Стоило ему только оступиться - и он бы вдребезги разбился о палубу. Да если б даже он и не оступился, а дошёл до края перекладины и взял шляпу, то трудно было ему повернуться и дойти назад до мачты. Все молча смотрели на него и ждали, что будет.
Вдруг в народе кто-то ахнул от страха. Мальчик от этого крика опомнился, глянул вниз и зашатался.
В это время капитан корабля, отец мальчика, вышел из каюты. Он нёс ружьё, чтобы стрелять чаек.
Он увидал сына на мачте, и тотчас же прицелился в сына и закричал:
В воду! прыгай сейчас в воду! застрелю!
Мальчик шатался, но не понимал. «Прыгай или застрелю!.. Раз, два...» и как только отец крикнул: «три» - мальчик размахнулся головой вниз и прыгнул.
Точно пушечное ядро, шлёпнуло тело мальчика в море, и не успели волны закрыть его, как уже 20 молодцов матросов спрыгнули с корабля в море. Секунд через 40 - вынырнуло тело мальчика.
Его схватили и вытащили на корабль. Через несколько минут у него изо рта и из носа полилась вода, и он стал дышать.
Когда капитан увидал это, он вдруг закричал, как будто его что-то душило, и убежал к себе в каюту, чтоб никто не видал, как он плачет.
Рассказ Толстого Л. Иллюстрации.
Класс: 2 «а» учитель: Восковщук Светлана Юрьевна
Предмет: литературное чтение
Тип урока: Урок знакомства с новым материалом.
Тема: Л.Н.Толстой «Прыжок».
Цели урока: Через события рассказа помочь учащимся понять и почувствовать, что хотел сказать автор своим произведением.
Задачи:
Образовательные .
Обсудить главную нравственную проблему этого рассказа – прыжок – это поступок смелого человека.
Развивающие. Учить правильному, сознательному, выразительному чтению; научить детей определять и выделять кульминацию; учить детей ориентироваться в тексте, внимательно его просматривать и находить нужное, расширять словарный запас.
Воспитательные. Воспитывать положительные качества личности учащихся, воспитывать взаимопонимание, культуру поведения на уроке, аккуратность, навыки самооценки.
Оборудование: учебник «Литературное чтение» 1 часть, компьютер, проектор, презентация к уроку power point , карточки со словами,
Ход урока.
Организационный момент.
Добрый день, ребята! Мне приятно вас всех видеть.
Каким бы вы хотели видеть наш сегодняшний урок?
Эпилогом к уроку будут служить слова Пушкина
«Чтение – ничто:
осмысленное чтение – кое-что;
чтение осмысленное и прочувствованное – совершенство»
А.С. Пушкин
К этим словам Пушкина мы вернемся в конце урока.
Актуализация знаний. Стадия вызова.
Вы видите список рассказов. Рядом фамилии трёх писателей.
Найдите писателя, который является автором этих произведений
А. С. Пушкин «Лев и собачка»
Л. Н. Толстой «Филиппок» РОЗОВАЯ
И. А. Крылов «Акула»
Ученица 1 о Толстом
Мы знаем, что детство будущий писатель провёл в Ясной Поляне. Мать его умерла рано, когда Лёвушке было полтора года. Детей в семье было пятеро. Николай, Сергей, Дмитрий, Лёвушка и младшая сестра Машенька. Самый старший был Николенька. Воображение у него было такое, что он мог рассказывать сказки и истории с привидениями и юмористические истории. Он говорил с такой уверенностью, что забывалось что это выдумка.
WZ П YJNR P QS Ы VNX Ж L O ISD K КРАСНАЯ
(Л.Толстой «Прыжок»)
Ребята каждый писатель лишь тогда писатель, когда он донёс до читательских сердец то, что его самого взволновало до глубины души.
Как вы думаете, о чём пойдёт речь?
Прочитайте ещё раз название рассказа.
Подберите родственные слова.
Прыжок
Прыгать
Прыгнуть
В словаре словом "прыжок" называют быстрое перемещение тела, отталкиванием от какой-либо точки опоры. Это просто действие.
Сегодня мы вместе с героями произведения отправляемся в путешествие.
Как вы думаете, на чём отправлялись в кругосветное путешествие?
Ученик2
Велика была морская держава. По всем морям и океанам плавали наши торговые суда и корабли. Посмотрите на этот корабль. Это корабль-парусник. Палуба такого корабля делалась из твёрдых, как камень, пород дерева; мачты возвышались над палубой на 15-25 метров, т.е. были высотой с 3-5 этажный дом. На мачтах - перекладины, на которых держатся паруса. От перекладины к перекладине протянуто множество канатов, верёвочных лесенок. Скорость парусного корабля была очень небольшой в сравнении с современными кораблями, плавание продолжалось долго. И если случалось паруснику побывать в жарких странах, команда нередко раздобывала себе обезьянку, весёлого и шаловливого зверька, который потешал людей в свободную от нелёгкой морской службы минуту. А бывало и так, что проказы зверя становились причиной неприятных происшествий.
Сегодня мы будем работать над былью.
Что такое быль?
«Дерево ожиданий» Предположите свои ожидания на урок. Перед вами тучки и солнышки. Давайте над нашим кораблём их раз разместим и посмотрим какая погода будет на нашем уроке.
В конце урока проверим сбылись ли ваши ожидания…
Давайте, обратим внимание на трудные слова
№3 Палуба На многих кораблях имеются палубы , которые идут не по всей длине корабля - они называются платформами.
Мачта- вертикально стоящая конструкция на судне (корабле ), обычно поддерживаемая растяжками, часть парусного вооружения на яхтах и парусниках.
Аршин- старорусская единица измерения длины. 1 аршин = 1/3 сажени = 4 четверти = 16 вершков = 28 дюймов = 0,7112 м; устаревший инструмент для измерения длины.
Каюта помещение на судне или корабле , оборудованное для проживания людей,а также различных служебных целей (буфет, кают -компания
- Я предлагаю вам прослушать аудиозапись этого произведения и постараться следить за чтецом.
Какие эпизоды оказались наиболее напряженными?
Проблемный вопрос:
- Из-за чего мальчик совершил прыжок?
(В ходе предварительного обсуждения ребята высказывают свои предположения: из-за обезьянки, из-за шляпы, из-за угрозы отца)
Неоднозначность мнений вызывает необходимость углубленно перечитать текст).
Чтение с остановками. Стадия осмысления.
1 часть (оканчивается словами …или плакать)
Где происходило действие?
Кто был на корабле?
Как вела себя обезьяна? Найдите и прочитайте это строки.
Что произошло на корабле?
2 часть (оканчивается словами …ещё выше).
Что делала обезьяна на перекладине?
Как отреагировал мальчик на действия зверька?
Если бы вы были на его месте, что бы вы сделали?
3 часть (оканчивается словами …верёвку и мачту).
Почему мальчик полез за животным?
Подумал ли он о последствиях?
Где оказались мальчик и обезьяна?
Что сделала обезьяна?
4 часть (оканчивается словами …все замерли от страха).
Каковы были ответные действия мальчика?
Как отреагировали люди на палубе?
Почему они замерли от страха?
5 часть (оканчивается словами … зашатался).
Какая неожиданность произошла в самый непростой момент?
Что произошло с мальчиком?
6 часть (оканчивается словами …вниз и прыгнул).
Кто и как спас его?
Надо ли было целиться в мальчика и кричать «Застрелю!»?
Разве не достаточно было просто крикнуть «Прыгай в воду!»?
Чем завершится наш рассказ?
Кто вытащил мальчика из воды?
Почему 40 секунд показались долгими?
Почему капитан убежал в каюту?
Заключительная беседа.
Как вы думаете, этой истории мог бы быть др. конец?
Вспомните наши предположения, что из них совпало с происходящими событиями.
Итак, абзац за абзацем мы проанализировали рассказ «Прыжок».
Какой момент в рассказе вам показался наиболее напряженным? (Найди и зачитай эти строчки в тексте).
Видно ли по поведению этого человека, что он капитан, а не матрос, не пассажир?
Понятно ли вам, почему капитан грозил застрелить сына? Было ли у него время подумать, как иначе спасти сына? (Времени на раздумья совсем не было – надо было быстро принимать решение.)
Какими качествами должен обладать капитан? (Дети перечисляют: смелость, отвага, решительность, непререкаемость в голосе, твердость)
Каким воспитал капитан своего сына? Видно ли по поведению мальчика, что он – сын капитана?
Что он хотел сказать этим произведением?
Можно ли обезьянку назвать главным героем рассказа? Обезьянка – не главный герой, она стала лишь поводом для начала основного конфликта, развернувшегося между мальчиком и людьми на палубе, поэтому о ней в конце рассказа ничего не говорится.
Выберите подходящие высказывания. ЖЁЛТАЯ
Страх преодолеть нелегко
От скорости принятия решения может зависеть чья-то жизнь
Все в жизни достаётся легко и просто
Совершить поступок может каждый
Нужно быть храбрым, решительным
Во всем виновата обезьяна
Поступки совершают смелые люди
Важные решения нужно принимать быстро
Вернемся к эпилогу (Работа с высказыванием А.С.Пушкина.)
Прочитайте еще раз высказывание А.С.Пушкина.
Согласны ли вы с мнением великого поэта?
Как вы думаете, почему мы обратились именно к этим словам Пушкина? (Дети отвечают, что на уроке они не только прочитали рассказ Толстого «Прыжок», но и смогли осмыслить и прочувствовать то, что хотел сказать читателю автор)
Работа в группах. Составить синквейн
Подведение итогов. Рефлексия.
Вот и кончился урок,
И подводим мы итог.
Домашнее задание у вас будет подготовить выразительное чтение и составить синквейн. С него мы продолжим работу над рассказом.
На следующем уроке мы попытаемся разобраться, а можно ли было предотвратить эту ситуацию.
Лев Николаевич Толстой
Один корабль обошёл вокруг света и возвращался домой. Была тихая погода, весь народ был на палубе. Посреди народа вертелась большая обезьяна и забавляла всех. Обезьяна эта корчилась, прыгала, делала смешные рожи, передразнивала людей, и видно было - она знала, что ею забавляются, и оттого ещё больше расходилась.
Она подпрыгнула к двенадцатилетнему мальчику, сыну капитана корабля, сорвала с его головы шляпу, надела и живо взобралась на мачту. Все засмеялись, а мальчик остался без шляпы и сам не знал, смеяться ли ему или плакать.
Обезьяна села на первой перекладине мачты, сняла шляпу и стала зубами и лапами рвать её. Она как будто дразнила мальчика, показывала на него и делала ему рожи. Мальчик погрозил ей и крикнул на неё, но она ещё злее рвала шляпу. Матросы громче стали смеяться, а мальчик покраснел, скинул куртку и бросился за обезьяной на мачту. В одну минуту он взобрался по верёвке на первую перекладину; но обезьяна ещё ловчее и быстрее его, в ту самую минуту, как он думал схватить шляпу, взобралась ещё выше.
Так не уйдёшь же ты от меня! - закричал мальчик и полез выше. Обезьяна опять подманила его, полезла ещё выше, но мальчика уже разобрал задор, и он не отставал. Так обезьяна и мальчик в одну минуту добрались до самого верха. На самом верху обезьяна вытянулась во всю длину и, зацепившись задней рукой за верёвку, повесила шляпу на край последней перекладины, а сама взобралась на макушку мачты и оттуда корчилась, показывала зубы и радовалась. От мачты до конца перекладины, где висела шляпа, было аршина два, так что достать её нельзя было иначе, как выпустить из рук верёвку и мачту.
Но мальчик очень раззадорился. Он бросил мачту и ступил на перекладину. На палубе все смотрели и смеялись тому, что выделывали обезьяна и капитанский сын; но как увидали, что он пустил верёвку и ступил на перекладину, покачивая руками, все замерли от страха.
Стоило ему только оступиться - и он бы вдребезги разбился о палубу. Да если б даже он и не оступился, а дошёл до края перекладины и взял шляпу, то трудно было ему повернуться и дойти назад до мачты. Все молча смотрели на него и ждали, что будет.
Вдруг в народе кто-то ахнул от страха. Мальчик от этого крика опомнился, глянул вниз и зашатался.
В это время капитан корабля, отец мальчика, вышел из каюты. Он нёс ружьё, чтобы стрелять чаек. Он увидал сына на мачте и тотчас же прицелился в сына и закричал:
В воду! Прыгай сейчас в воду! Застрелю!
Мальчик шатался, но не понимал.
Прыгай, или застрелю!.. Раз, два... - и как только отец крикнул: "три" - мальчик размахнулся головой вниз и прыгнул.
Точно пушечное ядро шлёпнуло тело мальчика в море, и не успели волны закрыть его, как уже двадцать молодцов матросов спрыгнули с корабля в море. Секунд через сорок - они долги показались всем - вынырнуло тело мальчика. Его схватили и вытащили на корабль. Через несколько минут у него изо рта и из носа полилась вода, и он стал дышать.
Когда капитан увидал это, он вдруг закричал, как будто его что-то душило, и убежал к себе в каюту, чтоб никто не видал, как он плачет.
Один корабль обошел вокруг света и возвращался домой. Была тихая погода, весь народ был на палубе. Посреди народа вертелась большая обезьяна и забавляла всех. Обезьяна эта корчилась, прыгала, делала смешные рожи, передразнивала людей, и видно было — она знала, что ею забавляются, и оттого еще больше расходилась.
Она подпрыгнула к двенадцатилетнему мальчику, сыну капитана корабля, сорвала с его головы шляпу, надела и живо взобралась на мачту. Все засмеялись, а мальчик остался без шляпы и сам не знал, смеяться ли ему или плакать.
Обезьяна села на первой перекладине мачты, сняла шляпу и стала зубами и лапами рвать ее. Она как будто дразнила мальчика, показывала на него и делала ему рожи. Мальчик погрозил ей и крикнул на нее, но она еще злее рвала шляпу. Матросы громче стали смеяться, а мальчик покраснел, скинул куртку и бросился за обезьяной на мачту. В одну минуту он взобрался по веревке на первую перекладину; но обезьяна еще ловчее и быстрее его, в ту самую минуту, как он думал схватить шляпу, взобралась еще выше.
— Так не уйдешь же ты от меня! — закричал мальчик и полез выше.
Обезьяна опять подманила его, полезла еще выше, но мальчика уже разобрал задор, и он не отставал. Так обезьяна и мальчик в одну минуту добрались до самого верха. На самом верху обезьяна вытянулась во всю длину и, зацепившись задней рукой за веревку, повесила шляпу на край последней перекладины, а сама взобралась на макушку мачты и оттуда корчилась, показывала зубы и радовалась. От мачты до конца перекладины, где висела шляпа, было аршина два, так что достать ее нельзя было иначе, как выпустить из рук веревку и мачту.
Но мальчик очень раззадорился. Он бросил мачту и ступил на перекладину. На палубе все смотрели и смеялись тому, что выделывали обезьяна и капитанский сын; но как увидели, что он пустил веревку и ступил на перекладину, покачивая руками, все замерли от страха.
Стоило ему только оступиться — и он бы вдребезги разбился о палубу. Да если б даже он не оступился, а дошел до края перекладины и взял шляпу, то трудно было ему повернуться и дойти назад до мачты. Все молча смотрели на него и ждали, что будет.
Вдруг в народе кто-то ахнул от страха. Мальчик от этого крика опомнился, глянул вниз и зашатался.
В это время капитан корабля, отец мальчика, вышел из каюты. Он нес ружье, чтобы стрелять чаек. Он увидал сына на мачте и тотчас же прицелился в сына и закричал:
— В воду! Прыгай сейчас в воду! Застрелю!
Мальчик шатался, но не понимал.
— Прыгай или застрелю!.. Раз, два... — И как только отец крикнул: «три» — мальчик размахнулся головой вниз и прыгнул.
Точно пушечное ядро шлепнуло тело мальчика в море, и не успели волны закрыть его, как уже двадцать молодцов матросов спрыгнули с корабля в море. Секунд через сорок — они долги показались всем — вынырнуло тело мальчика. Его схватили и вытащили на корабль. Через несколько минут у него изо рта и из носа полилась вода, и он стал дышать.
Когда капитан увидал это, он вдруг закричал, как будто его что-то душило, и убежал к себе в каюту, чтоб никто не видал, как он плачет.