Жорж Санд: биография писательницы. Романы и личная жизнь Авроры Дюпен. Биография жорж санд

Богатая баронесса, рожденная, чтобы хранить вековые традиции, но презревшая мнение общества и всю свою жизнь открыто бунтовавшая против его устоев, - вот кем была Амандина Аврора Люсиль Дюпен, твердой поступью вошедшая в мировую историю под скромным псевдонимом Жорж Санд.

Предпосылки для такой жизненной позиции сложились еще задолго до рождения Авроры и усугубились событиями, произошедшими в ее раннем детстве.

Знатные предки

Так уж повелось, что нравы XVIII века предписывали представителям знати заключать браки исключительно с достойными в глазах света партиями, а потом завязывать бесчисленные любовные связи на стороне. Впоследствии некоторых из внебрачных отпрысков удостаивали законного признания. На одной из ветвей столь неоднозначного генеалогического древа и расцвел свежий побег юной Амандины Авроры - таким было настоящее имя Жорж Санд, данное ей при рождении.

В числе ее прадедов значится король Польши, который расстался со своей любовницей Марией-Авророй еще до рождения сына Морица, однако принял активное участие в его воспитании и посодействовал его карьере. В свою очередь, Мориц Саксонский имел многих любовниц, одна из которых и произвела на свет Марию-Аврору. Однако называть ее своей дочерью он не спешил. Официальное признание девушка выхлопотала лишь после смерти своего отца. Она дважды весьма удачно вышла замуж и вскоре осталась вдовой с сыном на руках и внушительным состоянием. Вот этот-то сын и стал отцом будущей писательницы с мировым именем.

Родители

К огромному неудовольствию матери, жизнь свою Морис Дюпен связал с женщиной мещанского происхождения. Софи-Виктория Делаборд раньше была танцовщицей и имела скверную репутацию. Долгое время Мария-Аврора отказывалась признавать этот брак и даже не хотела видеть своих внуков. Софи-Виктория родила Морису двоих детей - Аврору и Огюста. Но мальчик умер от болезни еще в младенчестве.

Скоропостижная смерть Мориса вследствие несчастного случая заставила непреклонную Марию-Аврору пересмотреть свое отношение к маленькой внучке, так похожей на ее сына. Госпожа Дюпен решила воспитать девочку как настоящую леди и предъявила невестке ультиматум - либо она уезжает из имения, предоставив опекунство свекрови, либо Аврора остается без наследства.

Софи-Виктория выбрала первое и отправилась в Париж устраивать свою Этот разрыв стал травмой для маленькой девочки. Ей было всего четыре года, когда она потеряла отца, а теперь ее разлучали еще и с матерью, которую она горячо любила. И хотя они продолжали изредка видеться, Софи-Виктория так и не стала для своей дочери ни другом, ни защитницей, ни советчицей. Так что с юных лет Авроре пришлось научиться надеяться на себя и принимать собственные решения.

Юность

Когда девочке исполнилось 14 лет, бабушка, как тогда было принято, отправила ее в пансионат при монастыре на обучение. Здесь впечатлительная Аврора прониклась интересом к неведомому духовному миру. У нее был цепкий ум, и она с упоением зачитывалась доступными в обители книгами.

А в это время у ее бабушки случился первый удар. Испугавшись, что в случае ее смерти юная наследница пойдет по стопам матери, Мария-Аврора решает срочно выдать ее замуж и забирает из монастыря.

Однако сколь ни юным было это дитя, замужеству по расчету она воспротивилась весьма решительно, и вскоре Мария-Аврора отказалась от своих планов. С этих пор биография Жорж Санд писалась на просторах истории уже ее собственным твердым почерком.

Таким образом, шестнадцатилетняя богатая наследница вернулась в свое имение в Ноан, где и проводила время за чтением книг модных на то время Шатобриана, Паскаля, Аристотеля и других философов.

Юная Аврора очень любила ездить верхом. Она облачалась в мужское платье и совершала длительные прогулки в окрестностях Ноана. В те времена это считалось возмутительным поведением, однако девушке не было дела до праздных пересудов.

Самостоятельная жизнь

В восемнадцать лет, уже после смерти бабушки, Аврора вышла замуж за Казимира Дюдевана. Построить счастливый брак ей не удалось - слишком разные интересы были у нее с мужем. Она родила ему сына, однако через какое-то время стала заводить себе любовников.

В 1831 году Аврора переезжает за очередной пассией, Жюлем Сандо, в Париж. Именно он и станет ответственным за ее псевдоним - Жорж Санд. Чтобы обеспечивать себя в Париже, дама решает начать серьезную литературную деятельность.

Первые романы - «Комиссионер» и «Роз и Бланш» были написаны в соавторстве с Жюлем Сандо и подписаны его именем, так как знатные родственники не желали видеть фамилию Дюдеван на обложке книги. Произведения имели успех, и Аврора решила попробовать свои силы в самостоятельной работе. Так на свет появился роман «Индиана».

Сандо отказался принимать незаслуженные лавры. А издатели, напротив, настаивали на том, что книга должна продаваться только с подписью полюбившегося публике автора. И тогда Аврора решила убрать одну букву из фамилии и добавить мужское имя. Так появился столь узнаваемый сегодня псевдоним Авроры Дюпен - Жорж Санд.

Экстравагантные привычки

Переехав в Париж, молодая писательница поначалу была несколько стеснена в средствах. Возможно, именно этим первоначально объяснялась ее манера носить мужское платье. Оно было более теплое, удобное и подходило к разным случаям жизни. Однако позднее, уже будучи знаменитой и богатой, Аврора так и не отказалась от подобных нарядов.

К тому же вскоре она и в личных беседах стала отдавать предпочтение псевдониму Жорж, вместо женского имени Аврора. Это породило множество сплетен о ее сексуальной ориентации.

Литературное признание

Начиная с произведения «Индиана» и вплоть до последней написанной строчки, романы Жорж Санд неизменно вызывали неоднозначную реакцию читателей. Одно можно сказать с уверенностью - равнодушными они не оставляли никого. Многие восхищались ими, еще больше - критиковали.

Писательница поднимала на страницах своих книг животрепещущие темы. Она писала об угнетении женщин, скованных устаревшими общественными нормами. Она призывала бороться и побеждать, что не могло не найти отклика в обществе, взбудораженном революционными идеями...

Звездный роман

У популярной писательницы было много любовников. Однако самым известным оказался молодой талантливый пианист. Фредерик Шопен и Жорж Санд прожили вместе более девяти лет. Однако эту связь трудно назвать счастливой. Постоянно больной и погруженный в свою работу Фредерик нуждался скорее в медсестре, чем в любовнице. И вскоре Санд стала играть для него роль заботливой матери, а не спутницы жизни.

С таким раскладом эти отношения были обречены. Однако, по признанию критиков, свои лучшие произведения и Шопен, и Санд написали именно в период совместной жизни.

Литературное наследие

Вклад трудолюбивой писательницы в литературу трудно переоценить. За несколько десятилетий своей творческой деятельности она написала более сотни романов и повестей, огромное количество публицистических статей, составила многотомную автобиографию и сочинила 18 драм. Кроме того, сохранилось более 18 тысяч личных писем Жорж Санд. Книги, написанные ею, популярны до сих пор.

Однако дело не только в количестве. В самом начале своей карьеры Санд самостоятельно разработала совершенно новый литературный жанр - романтический психологический роман. Он характерен тем, что сводит к минимуму количество действующих лиц и событий, а сосредотачивается на переживаниях героев.

Яркими примерами этого жанра являются «Консуэло», «Графиня Рудольштадт», «Она и он».

Эпилог жизни

Последние 25 лет жизни Жорж Санд провела в своем имении в Ноане. Она продолжает писать, однако романы, вышедшие из-под ее пера в этот период, уже не блещут той задорностью и стремлением к борьбе, которые характеризовали произведения 1830-х годов. Возраст и оторванность от светской жизни дают о себе знать.

Теперь Санд больше пишет о прелести сельской жизни, о тихой пасторальной любви на лоне природы. Она оставляет в стороне столь любимые ею прежде сложные социальные проблемы и сосредотачивается на маленьком внутреннем мире своих героев.

Жорж Санд умерла в 1876 году в возрасте 72 лет. К этому времени ее литературная слава уже прочно укрепилась не только во Франции, но и далеко за ее пределами. Наравне с Виктором Гюго и Чарльзом Диккенсом Жорж Санд называют величайшим гуманистом своей эпохи. И недаром, ведь она смогла сквозь все свои произведения пронести идеи милосердия и сострадания.

В 30-40-е годы во Франции продолжает развиваться собственно романтическая литература. Кроме романтических драм Виктора Гюго, большая часть которых приходится именно на 30-е годы, в этот период во французскую литературу приходят такие крупные писатели-романтики, как Ж. де Нерваль и А. Мюссе. В русле романтического мироощущения начинает в эти годы свой творческий путь Теофиль Готье.

Одним из наиболее значительных явлений этого этапа развития французского романтизма было творчество Жорж Санд. Можно сказать, что с именем этой женщины связана целая эпоха в развитии французской литературы и вообще духовной жизни Франции, тем более что слава ее еще при жизни далеко перешагнула пределы этой страны. Сам круг знакомств Ж. Санд говорит за себя: ее близкими друзьями были самые блистательные умы Франции - Бальзак, Флобер, Готье; ее любили А Мюссе и Ф. Шопен; в ее доме на улице Пигаль частыми гостями бывали Генрих Гейне, Ференц Лист; Адам Мицкевич читал там свои стихи; там часто сидел за мольбертом Эжен Делакруа, пела Полина Виардо, чья судьба послужила во многом основой для образа знаменитой героини Ж. Санд - Консуэло; ее другом был Тургенев, ею восхищались Белинский и Герцен. Она была поистине властительницей дум образованной Европы середины прошлого века.

Биография Жорж Санд

Настоящее имя писательницы - Аврора Дюпен . Она родилась и 1804 г. в дворянской семье в имении Ноан во французской провинции Берри. До 1817 г. она воспитывалась у бабушки, старой аристократки, враждебно относившейся к революции и установленным после нее порядкам. Последующее воспитание в монастырском пансионе влияло на будущую писательницу в том же направлении - девушек воспитывали там в почтении к "королю-мученику" и к "вандейским святым". Казалось бы, все способствовало тому, чтобы Аврора Дюпен стала убежденной монархисткой, противницей революции.

Но, помимо этих влияний, в ее жизни оказались достаточно сильными и другие впечатления. Детство и юность Аврора Дюпен провела в деревне, играла с крестьянскими детьми, глубоко и искренне переживала очарование деревенской природы. Даже те монархические и религиозные настроения, которые воспитывали в ней и религиозная бабка, и монастырский пансион, оказались направленными не столько против революции, сколько против буржуазной действительности, против буржуазного торгашества и расчетливого практицизма. Будучи уже сознательным человеком, она начала читать произведения Руссо, и ей, выросшей на лоне патриархальной деревенской природы, руссоистская критика буржуазной цивилизации представилась подлинным откровением. Произведения Руссо укрепили в ней любовь к патриархальной природе, неприязнь к буржуазии и попутно заронили в ее душу мечту о равенстве и братстве всех людей.

Следующим решающим впечатлением было чтение романтических писателей - Шатобриана, Байрона. При этом Байрон как бы нейтрализовал у нее Шатобриана - у последнего она взяла не его апологию католицизма и монархии, а романтическую грусть, тоску по утраченному нецивилизованному детству человека. Чтение Байрона рождало в восприимчивой душе девушки тоску по яркой и сильной, активной, действующей личности. Наконец, последующее знакомство с идеями утопического социализма - с деятельностью Сен-Симона, Фурье, мечты о женском равноправии - довершило "воспитание чувств" будущей писательницы, и Аврора Дюпен стала тою Жорж Санд, перед которой преклонялись самые гениальные и прогрессивные умы того времени.

Брак Жорж Санд

Впрочем, первый непосредственный толчок к писательскому творчеству ей дали события сугубо частной жизни. В 1822 г. 18-летняя Аврора Дюпен была выдана за соседа семейства Дюпен по имению Казимира Дюдевана. Дюдеван был аристократ по происхождению, но буржуа по складу характера. Точнее, это был дворянин, прочно приспособившийся к новым буржуазным порядкам, умевший извлекать для себя из них выгоду. Человек очень ограниченный и практичный, он сначала со снисходительным пренебрежением, а потом с открытой неприязнью стал относиться к литературным стремлениям молодой супруги. Для него эти мечтания были причудой, с которой он как супруг не намерен был считаться. Поэтому очень впечатлительная и страстная Аврора почувствовала себя чужой в Дюдевановском поместье. И она решилась на шаг необычный и возмутительный для господствующих моральных понятий того времени - она просто бросила своего мужа, уехала в Париж, завела себе любовника - писателя Жюля Сандо - и начала писать романы. Романы эти сначала выходили под мужским псевдонимом Жорж Санд. И они сразу же оказались в центре внимания читающей публики и стали предметом ожесточенных споров. Псевдоним писательницы был очень скоро раскрыт, и интерес к романам Жорж Санд еще более возрос - еще бы, эти романы, в которых жены бунтуют против мужей и с полным сознанием своей правоты разрывают священные узы брака, эти романы написаны женщиной, которая сама порвала с мужем и не побоялась далее открыто защищать свое право на толкование брачной и любовной морали.

В 1836 г. Париж был взбудоражен бракоразводным процессом мадам Авроры Дюдеван, писательницы Жорж Санд. Оскорбленный супруг утверждал, что тот, кто написал столько безнравственных сочинений, как его жена, не достоин воспитывать своих детей. Он обвинял ее в том, что она "посвящена в самые позорные тайны разврата", а адвокат Ж. Санд читал отрывки из ее романов, доказывая гениальность писательницы.

Первые романы

Бракоразводный процесс как бы подвел итог не только неудачному супружеству Ж. Санд, но и ее раннему творчеству. Первые романы Ж. Санд появились в промежутке между ее разрывом с мужем и этим процессом - в 1831-1834 гг. Все они варьируют в художественной форме первый житейский опыт писательницы - "Индиана" (1831), "Валентина" (1832), "Лелия" (1833), "Жак" (1834).

На первый взгляд может показаться, что эти романы настолько камерны и интимны, что непонятно, почему демократические силы Франции того периода сразу и безоговорочно зачислили молодую писательницу в свои ряды. Однако при ближайшем рассмотрении оказывается, что на этом камерном материале Жорж Санд решает проблемы чрезвычайно важные для развития демократического мировоззрения во французском обществе той поры.

В центре этих романов формально стоит проблема любви и брака. Это истории неудавшихся супружеств и распавшихся любовных связей. Но за этим формальным сюжетом скрывается пламенная защита духовной свободы человека, свободы чувств, прежде всего женского чувства. Едва ли когда прежде в литературе женщина выступала с таким суверенным сознанием своего права на любовь и на свободу в выборе объекта своего чувства.

Творчество второй половины 30-х годов

В 1835 году Санд сближается с республиканцами, с утопическими социалистами. Ее начинает интересовать не только духовная свобода человека в сфере чувств, но и социальная свобода. Так определяется главная тема романов Санд последующего десятилетия.

Альтруистическое морализаторское начало в творчестве Жорж Санд получает особый стимул с середины 30-х годов, когда писательница начинает активно осваивать социально-реформаторскую идеологию своего времени. "Социализм" Жорж Санд, особенно на этом этапе, далек от классовой определенности, это сочувствие к бедным и угнетенным вообще, мечта о единении всех людей и сословий как противовес индивидуализму и эгоизму; оттого она откликается прежде всего на социализм христианский (Ламенне) и утопический (сен-симонизм). Проблематика сословного и классового неравенства ее еще пугает своей взрывчатостью (“Андре”, 1835), и она поначалу предпочитает ограничиваться сферой чувства, обращаясь прежде всего к теме любви, разрушающей сословные перегородки. Здесь единение, даже вопреки всем препонам, наиболее представимо для ее чувствительного сердца, ибо даже если умирают любящие (как в "Валентине"), не умирает их любовь, она остается неопровергнутым заветом. Обращение же к идее людского единения в более широком плане порождает пока расплывчатые и художественно неубедительные мистико-спиритуалистические видения в духе христианского социализма Ламенне ("Спиридион", 1839).

Отход от романтического эгоцентризма

Вообще спекулятивное мышление не было сильной стороной Жорж Санд - "Лелия" и "Спиридион" остались своего рода монументальными памятниками неплодотворному увлечению романтической и христианско-спиритуалистической философией. Но зато моральный аспект философских и идеологических учений - ту точку, где слова могут воплотиться в дела, где отвлеченная идея соприкасается с реальной жизненной практикой, - Жорж Санд чувствовала очень остро. Поэтому-то она и отошла очень скоро от романтического эгоцентризма.

В ее "Письмах путешественника" (1834-1837) и романах второй половины 30-х и 40-х годов индивидуализм предстает как роковой изъян души, губительный не только для других, но и для самого пораженного им человека ("Мопра"; "Орас", 1842; "Лукреция Флориани", 1847). Писательница переделывает роман "Лелия", и во втором его издании (1839) эгоцентрическая позиция также подвергается сомнению. Судьбы героев Жорж Санд все более приводятся в связь с общественными движениями прогрессивно-освободительного характера; такова роль карбонарской темы в романе "Симон" (1836), американского эпизода в жизни героя романа “Мопра”. И все большую весомость приобретает в романах писательницы тема народа.

Тема народа

Народ предстает прежде всего как источник и залог морального обновления, как "самая здоровая сила в каждой нации" Таков образ мудрого крестьянина-философа Пасьянса в романе "Мойра", народные персонажи и романах "Симон", "Странствующий подмастерье" (1840), "Мельник из Анжибо" (1845), "Грех господина Антуана" (1845). Как правило, сюжеты в таких романах строятся на том, что мудрость людей из народа помогает героям - выходцам из более высоких классов - не только устроить свою личную судьбу, но и определить свое место в жизни вообще, привести свое существование в соответствие с возвышенными принципами гуманности и альтруизма. Даже самая кровная для романтиков тема - тема искусства - решительно соединяется с народной темой. Народ - основа и почва всякого подлинного искусства ("Мозаичисты", 1837), и высший долг художника - сохранять эту связь с народными истоками ("Консуэло", 1843).

"Консуэло"

Дилогия "Консуэло" и ее продолжение - роман "Графиня Рудольштадт" - занимают особое место в творчестве писательницы. Это, пожалуй, наиболее яркое проявление ее гения. Главная героиня, певица Консуэло, обладает чудесным голосом и учится музыке у маэстро Порпора, а среди других персонажей также присутствует композитор Иосиф Гайдн. Атмосфера романа во многом напоминает "Крейслериану" Э.Т.А. Гофмана, однако история любви Консуэло развивается на подвижном авантюрном фоне: судьба забрасывает ее то в старинный замок в Богемии, где действует тайное братство "Невидимых", то ко двору прусской императрицы Марии-Терезии, а в конце Консуэло выбирает долю цыганки и странствует по дорогам Европы. Ее возлюбленный, вещий безумец граф Альберт Рудольштадт, проповедует утопические и мистические идеи Яна Гуса; прототипом для его образа послужил, согласно некоторым интерпретациям, поэт Адам Мицкевич. Деятельность "Невидимых" воссоздана на основе описаний масонских обществ XVIII века, однако в эпилоге, когда Жорж Санд вкладывает в уста своих героев философские рассуждения о социальной справедливости, эта утопия оформляется в аллегорическом ключе как тайна, открытая для всех: "Они удаляются по усыпанной золотистым песком тропинке, по лесной тропинке, принадлежащей всем".

Роль просветительских элементов в творчестве Жорж Санд

Существенная роль просветительских элементов в мировоззрении и творчестве Жорж Санд, как и у Гюго, выражается не только в общих идеях просвещения народа и общества, в дидактическо-воспитательной установке, но и в самой художественной структуре произведений. Если в отвлеченных рассуждениях писательницы и ее героев могут очень остро и проницательно ставиться вопросы социальных отношений, то в самих сюжетах романов, в их образной системе эти отношения, как правило, приподняты над реальным положенном дел, идеализированы в просветительско-утопическом духе.

Например, народные персонажи у Жорж Санд не только обладают естественным и безошибочным нравственным чувством, способностью глубоко любить и страдать, но и обнаруживают уже благоприобретенную в процессе самообразования, весьма высокую эстетическую и мыслительную культуру. Галерея таких образов была начата уже в "Валентине" (Бенедикт) и продолжена в образе Пасьянса, знающего Гомера, Данте, Тассо и Оссиана (“Мопра”), в образе Пьера Гюгенена в "Странствующем подмастерье". В то же время, изображая блудных сынов и дочерей аристократии и буржуазии, Жорж Санд заставляет их мучительно тяготиться своим высоким положением, жаждать "опрощения", возвращения к патриархальному бытию; эта идейная тенденция лежит и в основе постоянной жорж-сандовской темы любви между мужчиной и женщиной, принадлежащими к разным сословиям. Тема "проклятия богатства", имеющая высокий нравственный и объективно резкий антибуржуазный смысл (как в "Грехе господина Антуана"), иной раз предстает уж совсем иллюзорно-наивной в своей утрированности, как в романе “Мельник из Анжибо", героиня которого считает себя вправе ответить на любовь неимущего человека лишь после того, как разорилась сама.

В других романах критика общества становится подчас весьма конкретной, как в социологических рассуждениях героев в романе "Грех господина Антуана". В предисловии к собранию сочинений 1842 г.. полемизируя с "доводами консерваторов, что не следует говорить о болезни, если вы не нашли от нее лекарства", Жорж Санд, по сути, прибегает к художественной логике реализма с ее акцентом на "диагностике" болезной современного общества.

Но в основе своей творчество Жорж Санд остается, конечно, романтическим: во всяком случае, она сама охотней и чаще осознавала его таковым, ставя перед искусством задачу "поиска идеальной правды"; она вполне признавала за своими современниками-реалистами - Бальзаком, Флобером - право изображать людей "такими, какие они есть", но за собой решительно оставляла право изображать людей "такими, какими они должны быть".

Естественен для Жорж Санд именно тон, взятый в “Индиане”, "Валентине", "Консуэло", "Жаке""; знание жизни сердца, сочувствие к гонимым и страждущим, будь то в сугубо личном или социальном смысле, всеобъемлющая и ничем не смущаемая отзывчивость, активная мечта об идеальном человеке и человечестве - вот то, что подняло эту писательницу - при всей поспешности и случайности многих из бесчисленных написанных ею вещей - к вершинам духовной культуры века, сделало властительницей дум и заставляло даже самые скептические умы приносить ей - порой как бы и невольную - дань уважения и восхищения.

И стала его любовницей. В 1696 году она родила сына Морица, любовники расстались ещё до появления на свет ребёнка. Мария Аврора поселилась в аббатстве Кведлинбург , создав там популярный светский салон.

В 1748 году одна из любовниц Морица Мари де Верьер (настоящая фамилия Ренто) родила дочь Марию-Аврору (1748-1821). Так как Мари де Верьер не была верна Морицу, маршал не включил её и дочь в своё завещание. Мария-Аврора обратилась за покровительством к племяннице Морица дофине Марии Жозефине . Её поместили в женский монастырь Сен-Сир и назначили пособие в восемьсот ливров. Мария-Аврора считалась дочерью неизвестных родителей, её положение отпугивало потенциальных претендентов на её руку. Она вторично обратилась к дофине с тем, чтобы ей позволили называться «внебрачной дочерью маршала Франции графа Морица Саксонского и Мари Ренто». Актом парламента Парижа отцовство было утверждено. В 18 лет Мария-Аврора вышла замуж за пехотного капитана Антуана де Орна. Он получил место коменданта эльзасского городка Селесты. Супруги прибыли к месту назначения де Орна через пять месяцев после свадьбы, на следующий день сорокачетырёхлетний де Орн заболел, через три дня он умер. Мария-Аврора поселилась в монастыре, а позднее, из-за недостатка средств переехала в дом матери и тётки. В тридцать лет она вышла второй раз замуж за представителя главного откупщика податей в Берри Луи-Клода Дюпен де Франкёй - бывшего любовника своей тётки Женевьевы де Верьер. Дом супругов Дюпен был поставлен на широкую ногу, они много тратили на благотворительность, интересовались литературой и музыкой. Овдовев в 1788 году, Мария-Аврора вместе с сыном Морисом переселилась в Париж. В 1793 году, считая, что в провинции жизнь более безопасна, Мари-Аврора купила усадьбу Ноан-Вик, располагавшуюся между Шатору и Ла Шатром. Поначалу госпожа Дюпен, называвшая себя последовательницей Вольтера и Руссо , сочувствовала революции . Её отношение к событиям изменилось, когда начался террор, она даже подписалась на 75 тысяч ливров в фонд помощи эмигрантам. За свою принадлежность к дворянству в декабре 1793 года госпожа Дюпен была арестована и помещена в монастырь Английских августинок. Её освободили после событий 9 термидора , и в октябре 1794 года она уехала с сыном в Ноан.

Детство и юность

Аврора Дюпен

Морис Дюпен (1778-1808), несмотря на классическое образование и любовь к музыке, избрал карьеру военного. Начав службу солдатом во времена Директории , офицерское звание он получил в Итальянскую кампанию . В 1800 году в Милане познакомился с Антуаннеттой-Софи-Викторией Делаборд (1773-1837), любовницей своего начальника, дочерью птицелова, бывшей танцовщицей.

Ей было уже за тридцать лет, когда мой отец увидел её впервые, и среди какого ужасного общества! Мой отец был великодушен! Он понял, что это красивое создание ещё способно любить…

Они зарегистрировали брак в мэрии 2-го округа Парижа 5 июня 1804 года, когда Софи-Виктория ждала их первого общего ребёнка, - у Мориса был внебрачный сын Ипполит , Софи-Виктория имела дочь Каролину.

Дом Жорж Санд в Ноане

Учителем Авроры и её сводного брата Ипполита был Жан-Франсуа Дешартр, управляющий поместьем, бывший наставник Мориса Дюпена. В дополнение к обучению чтению, письму, арифметике и истории, бабушка, превосходная музыкантша, учила её игре на клавесине и пению. Любовь к литературе девочка также переняла от неё. Религиозным воспитанием Авроры не занимался никто - госпожа Дюпен, «женщина прошлого века, признавала только отвлечённую религию философов» .

Так как мужская одежда была более удобна для верховой езды, прогулок и охоты, Аврора с детства привыкла носить её.

Девочка видела мать лишь изредка, приезжая с бабушкой в Париж. Но госпожа Дюпен, стремясь свести влияние Софи-Виктории к минимуму, старалась сократить эти визиты. Аврора решила сбежать от бабушки, вскоре её намерение было раскрыто, и госпожа Дюпен решила отправить Аврору в монастырь. По приезде в Париж Аврора встретилась с Софи-Викторией, и та одобрила планы бабушки по дальнейшему обучению дочери. Аврора была поражена холодностью матери, в то время в очередной раз устраивавшей свою личную жизнь. «О мать моя! Почему вы не любите меня, меня, которая так вас любит?» . Мать уже не была для неё ни другом, ни советчицей, впоследствии Аврора научилась обходиться без Софи-Виктории, однако, не порывая с ней окончательно и сохраняя чисто внешнее уважение.

В Августинском католическом монастыре, куда она поступила 12 января 1818 года, девочка познакомилась с религиозной литературой и ею овладели мистические настроения. «Это полное слияние с божеством я воспринимала как чудо. Я буквально горела, как святая Тереза; я не спала, не ела, я ходила, не замечая движений моего тела…» Она решила стать монахиней и делать самую тяжёлую работу. Однако её духовник, аббат Премор, считавший, что человек может исполнить свой долг и не оставляя светской жизни, отговорил Аврору от этого намерения.

Её бабушка пережила первый удар и, опасаясь, что Аврора может остаться под опекой «своей недостойной матери», решила выдать девушку замуж. Аврора покинула монастырь, ставший для неё «раем на земле» . Вскоре бабушка решила, что внучка ещё слишком молода для семейной жизни. Аврора пыталась примирить мать и бабушку, но потерпела поражение. Она предложила матери остаться у неё, но Софи-Виктория на это не согласилась. В 1820 году Аврора вернулась с бабушкой в Ноан. Богатая наследница, Аврора тем не менее не считалась завидной партией из-за череды внебрачных рождений в семье и низкого происхождения матери.

В результате второго удара госпожа Дюпен была парализована, и Дешартр передал девушке все права по управлению имением. Дешартр, бывший мэром Ноана исполнял также обязанности аптекаря и хирурга, Аврора помогала ему. В то же время Аврора увлеклась философской литературой, изучала Шатобриана , Боссюэ , Монтескьё , Аристотеля , Паскаля , но более всего она восхищалась Руссо , считая, что только у него есть подлинное христианство, «которое требует абсолютного равенства и братства».

Она совершала длительные верховые прогулки на лошади Колетт: «Нам пришлось жить и ездить вместе на протяжении четырнадцати лет.» Окружающие порицали Аврору за её образ жизни, свобода, которой пользовалась она, была немыслима в то время для особы её пола и возраста, но она не обращала на это внимания. В Ла Шатре Аврора дружила со своими сверстниками, сыновьями друзей отца: Дюверне, Флёри, Папе. С одним из них - Стефаном Ажассон де Грансань, студентом, преподававшим ей анатомию, завязался роман. Но юношеская влюблённость ни к чему не привела: для отца Грансаня, графа, она была дочерью простолюдинки, бабушка же не согласилась бы на этот брак из-за бедности Стефана.

Бабушка Авроры умерла 26 декабря 1821 года, согласившись, к удивлению своей верующей внучки, собороваться и причаститься перед смертью. «Я убеждена, что ни совершаю ни подлости, ни лжи, соглашаясь на обряд, который в час разлуки с любимыми служит неплохим примером. Пусть у тебя будет спокойно на сердце, я знаю, что я делаю» . Бабушка настояла, чтобы Аврора присутствовала при её исповеди. С последними словами госпожа Дюпен обратилась к внучке: «Ты теряешь своего лучшего друга».

Замужество

По завещанию госпожи Дюпен опека над семнадцатилетней девушкой передавалась графу Рене де Вильнёву, а сама Аврора должна была жить в Шенонсо, в семье графа. Однако мать девушки настояла на том, чтобы руководить ею. Вильнёвы устранились от опекунства - они не хотели иметь дело с «авантюристкой» низкого происхождения. Аврора послушалась матери «из чувства долга» и справедливости - ей были чужды сословные предрассудки. Вскоре между матерью и дочерью произошёл конфликт: Софи-Виктория принуждала Аврору выйти замуж за человека, к которому та не имела ни малейшей склонности. Аврора взбунтовалась. Мать пригрозила ей заточением в монастырь.

«Здесь вам будет лучше. Мы предупредим общину на ваш счёт; здесь будут остерегаться вашего красноречия. Приготовьтесь к мысли, что вам придётся прожить в этой келье до вашего совершеннолетия, то есть три с половиной года. Не вздумайте взывать к помощи законов; никто не услышит ваших жалоб; и ни ваши защитники, ни вы сами никогда не узнаете, где вы находитесь…» Но потом - то ли устыдились такого деспотического поступка, то ли побоялись возмездия закона, то ли меня просто хотели напугать, - от этого плана отказались. .

Аврора поняла, что одинокая женщина без защиты обречена сталкиваться с трудностями на каждом шагу. Из-за нервного перенапряжения она заболела: «у неё начались спазмы желудка, который отказался принимать пищу». На время Софи-Виктория оставила дочь в покое. В 1822 году Аврора гостила в семье друга своего отца, полковника Ретье дю Плесси. Через супругов дю Плесси она познакомилась с Казимиром Дюдеваном (1795-1871), незаконным сыном барона Дюдевана, владельца поместья Гильери в Гаскони . Страдая от одиночества, она «влюбилась в него, как в олицетворение мужественности». Казимир сделал предложение не через родных, как тогда было принято, а лично Авроре и тем покорил её. Она была уверена, что Казимир не интересуется её приданым, так как он был единственным наследником своего отца и его жены.

Несмотря на сомнения матери, в сентябре г. Аврора и Казимир обвенчались в Париже и уехали в Ноан. Казимир сменил Дешартра в роли управляющего Ноаном, и супруги стали вести жизнь обыкновенных помещиков. 30 июня 1823 года в Париже Аврора родила сына Мориса . Мужа не интересовали ни книги, ни музыка, он охотился, занимался «политикой в местном масштабе» и пировал с такими же, как он местными дворянчиками. Вскоре Авророй овладели приступы меланхолии, которые раздражали мужа, не понимавшего в чём дело. Для романтически настроенной Авроры, мечтавшей о «любви в духе Руссо» физиологическая сторона брака оказалась потрясением. Но в то же время она сохраняла привязанность к Казимиру - честному человеку и отличному отцу. Некоторое душевное равновесие она смогла себе вернуть, общаясь со своими наставниками в Английском католическом монастыре, куда она переехала вместе с сыном. Но Морис заболел, и Аврора вернулась домой.

Приходит время, когда чувствуешь необходимость любви, исключительной любви! Нужно, чтобы всё происходящее имело отношение к объекту любви. Хотелось, чтобы в тебе были и прелесть и дарования для него одного. Ты не замечал этого во мне. Мои знания оказались ненужными, ведь ты не разделял их со мной.

Аврора чувствовала себя нездоровой, муж считал, что все её болезни существуют только в её воображении. Размолвки между супругами участились.

Соланж Дюдеван

В конце 1825 года супруги Дюдеван совершили путешествие в Пиренеи . Там Аврора познакомилась с Орельеном де Сезом, товарищем прокурора суда Бордо . Роман с де Сезом был платоническим - Аврора чувствовала себя счастливой и в то же время упрекала себя, что переменилась в отношении к мужу. В своей «Исповеди», которую она написала мужу по совету де Сеза, Аврора подробно объяснила причины своего поступка, тем, что её чувства не находили отклика у Казимира, что она изменила свою жизнь ради него, но он не оценил этого. Возвратившись в Ноан, Аврора поддерживала переписку с де Сезом. В то же время она снова встречается со Стефаном Ажассон де Грансанем и юношеский роман получает своё продолжение. 13 сентября 1828 года Аврора рожает дочь Соланж (1828-1899), все биографы Санд сходятся на том, что отцом девочки был Ажассон де Грансань. Вскоре супруги Дюдеван фактически разошлись. Казимир стал выпивать и завёл несколько любовных связей с ноанской прислугой.

Аврора чувствовала, что пора менять ситуацию: её новый любовник, Жюль Сандо , уехал в Париж, она пожелала последовать за ним. Она оставила поместье в управление мужу в обмен на ренту, выговорив условие, что будет проводить полгода в Париже, другие полгода в Ноане и сохранять видимость брака.

Начало литературной деятельности

Огюст Шарпантье. Портрет Жорж Санд

Аврора приехала в Париж 4 января 1831 года. Пенсиона в три тысячи франков не хватало на жизнь. Из экономии она носила мужской костюм, к тому же он стал пропуском в театр: в партер - единственные места, которые были по карману ей и её друзьям, дам не пускали.

Чтобы зарабатывать, Аврора решила писать. В Париж она привезла роман («Эме»), который намеревалась показать де Кератри - члену палаты депутатов и писателю. Он, однако, отсоветовал ей заниматься литературой. По рекомендации своей подруги из Ла Шатра, Аврора обратилась к журналисту и писателю Анри де Латушу , только что возглавившему «Фигаро ». Роман «Эме» не произвёл на него впечатления, но он предложил госпоже Дюдеван сотрудничество в газете и ввёл в парижский литературный мир. Краткий журналистский стиль не был её стихией, ей более удавались пространные описания природы, характеров.

Решительнее, чем когда-либо, я выбираю литературную профессию. Несмотря на неприятности, которые иногда случаются в ней, несмотря на дни лени и усталости, которые иногда прерывают мою работу, несмотря на мою более чем скромную жизнь в Париже, я чувствую, что отныне моё существование осмыслено.

Вначале Аврора писала вместе с Сандо: романы «Комиссионер» (1830), «Роз и Бланш» (1831), имевший у читателей большой успех, вышли за его подписью, так как мачеха Казимира Дюдевана не желала видеть свою фамилию на обложках книг. В «Роз и Бланш» Аврора использовала свои воспоминания о монастыре, заметки о путешествии в Пиренеи, рассказы своей матери. Уже самостоятельно Аврора начала новую работу, роман «Индиана», темой которого стало противопоставление женщины, ищущей идеальной любви, чувственному и тщеславному мужчине. Сандо одобрил роман, но отказался подписаться под чужим текстом. Аврора выбрала мужской псевдоним: это стало для неё символом избавления от рабского положения, на которое обрекало женщину современное общество. Сохранив фамилию Санд, она добавила имя Жорж.

Латуш посчитал, что в «Индиане» Аврора копировала манеру Бальзака , однако, прочитав роман внимательнее, он изменил своё мнение. Успех «Индианы», о которой хвалебно отозвались Бальзак и Гюстав Планш , позволил ей заключить контракт с «Ревю де Дё Монд » и обрести финансовую независимость.

К тому времени относится начало дружбы Санд с Мари Дорваль , знаменитой актрисой романтической эпохи.

Чтобы понять, какую власть она (Дорваль) имеет надо мной, надо бы знать, до какой степени она не похожа на меня… Она! Бог вложил в неё редкий дар - умение выражать свои чувства… Эта женщина, такая прекрасная, такая простая, ничему не училась: она всё отгадывает… <…> И когда эта хрупкая женщина появляется на сцене со своей будто надломленной фигурой, со своей небрежной походкой, с печальным и проникновенным взглядом, тогда знаете, что мне представляется?… Мне кажется, что я вижу свою душу…

Санд приписывали любовную связь с Дорваль, однако эти слухи ничем не подтверждены. В 1833 году выходит в свет роман «Лелия», вызвавший скандал. Главная героиня (во многом это автопортрет), в погоне за счастьем, которое даёт другим женщинам, но не ей, физическая любовь, переходит от любовника к любовнику. Позднее, пожалев, что выдала себя, Жорж Санд исправила роман, убрав признания в бессилии и придав ему большую моральную и социальную окраску. Жюль Жанен в «Журналь де Деба» назвал книгу «отвратительной», журналист Капо де Фёйид «требовал „пылающий уголь“, чтобы очистить свои уста от этих низких и бесстыдных мыслей…» Гюстав Планш опубликовал в «Ревю де Дё Монд» положительную рецензию и вызвал Капо де Фёйида на дуэль. Сент-Бёв в письме к Санд отмечал:

Широкая публика, требующая в читальном зале, чтобы ей дали какую-нибудь книгу, откажется от этого романа. Но зато он будет высоко оценен теми, кто увидит в нём самое живое выражение вечных помыслов человечества… Быть женщиной, ещё не достигшей и тридцати лет, по внешнему виду которой даже нельзя понять, когда она успела исследовать такие бездонные глубины; нести это знание в себе, знание, от которого у нас вылезли бы волосы и поседели виски, - нести с лёгкостью, непринуждённостью, сохраняя такую сдержанность в выражениях, - вот чем прежде всего я любуюсь в вас; право, сударыня, вы чрезвычайно сильная, редкостная натура…

Жорж Санд и Альфред де Мюссе

Альфред де Мюссе

В апреле 1835 года он выступал от защиты на процессе лионских инсургентов . Санд последовала за ним в Париж, чтобы присутствовать на заседаниях и заботиться о Мишеле, «не щадившем себя в деле защиты апрельских обвиняемых».

В январе 1836 года Санд подала в суд Ла Шатра жалобу на мужа. Заслушав свидетелей, суд поручил воспитание детей госпоже Дюдеван. Казимир Дюдеван, боясь потерять ренту, не защищался и согласился на заочный приговор. Однако вскоре при разделе имущества между бывшими супругами возникли разногласия. Дюдеван обжаловал решение суда и изложил свои претензии к жене в особом меморандуме. Мишель был защитником Санд на возобновившемся в мае 1836 года бракоразводном процессе. Его красноречие произвело впечатление на судей, мнения их, однако, разделились. Но на следующий день Казимир Дюдеван пошёл на мировую: он должен был воспитывать сына и получал в пользование отель Нарбонн в Париже. Госпоже Дюдеван поручалась дочь, за ней оставался Ноан.

С Мишелем Санд рассталась в 1837 году - он был женат и не собирался оставлять семью.

Христианский социализм

Склонный, как и Жорж Санд, к мистицизму, Франц Лист познакомил писательницу с Ламеннэ . Она сразу же стала горячей сторонницей его взглядов и даже пошла на некоторое охлаждение отношений с Сент-Бёвом, критиковавшим аббата за непоследовательность. Для основанной Ламеннэ газеты «Монд», Санд предложила писать бесплатно, выговорив себе свободу в выборе и освещении тем. «Письма к Марси», переписка в форме романа, включала в себя реальные послания Санд к бедной бесприданнице Элизе Туранжен. Когда в «Шестом письме» Санд коснулась равенства полов в любви, Ламеннэ был шокирован, а узнав, что следующее будет посвящено «роли страсти в жизни женщины», прекратил публикацию.

…он (Ламеннэ) не хочет, чтобы писали о разводе; он от неё (Санд) ждёт тех цветов, которые падают из её рук, то есть сказок и шуток. Мари д’Агу - Францу Листу

Однако главной причиной разрыва Ламеннэ и Санд стало то, что она была верной последовательницей философии Пьера Леру . Бо́льшая часть идей Леру была заимствована у христианства, Леру лишь не допускал бессмертия личности. Он также выступал за равенство полов в любви и усовершенствование брака, как одно из условий эмансипации женщин. По признанию Санд, Леру, «новый Платон и Христос», «спас» её, нашедшую в его учении «спокойствие, силу, веру, надежду». В течение пятнадцати лет Санд поддерживала Леру, в том числе и материально. Под влиянием Леру Санд написала романы «Спиридион» (в соавторстве с Леру) и «Семь струн лиры». В 1848 году, уйдя из консервативного издания «Ревю де Дё Монд» она основала вместе с Луи Виардо и Леру газету «Ревю Эндепендент». Санд опубликовала в ней свои романы «Орас», «Консуэло» и «Графиня Рудольштадт». Она оказывала поддержку поэтам из пролетарской среды - Савиньену Лапуэнту, Шарлю Магю, Шарлю Понси и пропагандировала их творчество («Диалоги о поэзии пролетариев», 1842). В её новых романах («Странствующий подмастерье», «Мельник из Анжибо») добродетель пролетариев противопоставлялась «эгоизму знатных богачей».

Жорж Санд и Шопен

В конце 1838 года Санд завязывает отношения с Шопеном, к тому времени расставшимся со своей невестой Марией Водзинской. Надеясь, что климат Майорки произведёт благотворное действие на здоровье Шопена, Санд вместе с ним и детьми решает провести там зиму. Её ожидания не оправдались: начался сезон дождей, у Шопена открылись приступы кашля. В феврале они вернулись во Францию. Санд осознаёт себя главой семьи. Отныне она пробует жить только для детей, Шопена и своего творчества. Для экономии зимы они проводили в Париже. Различие в характерах, политических пристрастиях, ревность долгое время не могли помешать им сохранять привязанность. Санд быстро поняла, что Шопен опасно болен и преданно заботилась о его здоровье. Но как бы ни улучшалось его положение, долго быть в умиротворённом состоянии Шопену не позволяли его характер и его болезнь.

Это человек необыкновенной чувствительности: малейшее прикосновение к нему - это рана, малейший шум - удар грома; человек, признающий разговор только с глазу на глаз, ушедший в какую-то таинственную жизнь и только изредка проявляющий себя в каких-нибудь неудержимых выходках, прелестных и забавных. Генрих Гейне

Некоторые из друзей жалели Санд, называя Шопена её «злым гением» и «крестом». Опасаясь за его состояние, она свела их отношения к чисто дружеским, Шопен страдал от подобного положения вещей и приписывал её поведение другим увлечениям.

Если какая-то женщина и могла внушить ему полное доверие, то это была я, а он этого никогда не понимал… Я знаю, что многие люди меня обвиняют, - одни за то, что я его измотала необузданностью своих чувств, другие за то, что я привожу его в отчаяние своими дурачествами. Мне кажется, что ты-то знаешь, в чём дело. А он, он жалуется мне, что я его убиваю отказами, тогда как я уверена, что я его убила бы, поступая иначе… Из письма Жорж Санд Альберу Гржимале, другу Шопена .

Отношения с Шопеном нашли своё отражение в романе Санд «Лукреция Флориани». Впоследствии она отрицала, что списала Лукрецию с себя, а Кароля с Шопена. Шопен же не узнал или не пожелал узнать себя в образе молодого человека, очаровательного эгоиста, любимого Лукрецией и ставшего причиной её преждевременной смерти. В 1846 году между Шопеном и Морисом произошёл конфликт, в результате которого последний объявил о своём желании покинуть дом. Санд приняла сторону сына:

Этого не могло быть, не должно было быть, Шопен не вынес моего вмешательства во всё это, хотя оно было необходимо и законно. Он опустил голову и сказал, что я его разлюбила. Какое богохульство после восьми лет материнской самоотверженности! Но бедное оскорблённое сердце не сознавало своего безумия…

Шопен уехал в ноябре 1846 года, поначалу он и Жорж обменивались письмами. К окончательному разрыву Шопена подтолкнула дочь Санд. Соланж, поссорившись с матерью, приехала в Париж и настроила Шопена против неё.

…она ненавидит свою мать, клевещет на неё, чернит её самые святые побуждения, оскверняет ужасными речами родной дом! Вам нравится слушать всё это и даже, может быть, верить этому. Я не буду вступать в подобную борьбу, меня это приводит в ужас. Я предпочитаю видеть вас во враждебном лагере, чем защищаться от противницы, которая вскормлена моей грудью и моим молоком. Жорж Санд - Фредерику Шопену .

Последний раз Санд и Шопен встретились случайно в марте 1848 года:

Я думала, что несколько месяцев разлуки излечат рану и вернут дружбе спокойствие, а воспоминаниям справедливость… я пожала его холодную дрожащую руку. Я хотела говорить с ним - он скрылся. Теперь я могла бы сказать ему, в свою очередь, что он разлюбил меня .

С Соланж, вышедшей замуж за скульптора Огюста Клезенже , композитор сохранил дружеские отношения до своей смерти.

Революция и Вторая империя

После событий 15 мая 1848 года, когда толпа манифестантов пыталась захватить Национальное собрание, некоторые газеты возложили на неё ответственность за подстрекательство к бунту. Ходили слухи, что она будет арестована. Санд оставалась в Париже ещё два дня, чтобы «быть под рукой у правосудия, если бы оно вздумало свести со мной счёты», и вернулась в Ноан.

После декабрьского переворота 1851 года добилась аудиенции у Луи-Наполеона и передала ему письмо с призывом о прекращении преследования политических противников. С помощью Наполеона-Жозефа Санд удалось смягчить участь многих республиканцев. С момента провозглашения Луи-Наполеона императором более не виделась с ним, обращаясь за помощью к императрице , принцессе Матильде или принцу Наполеону.

Последние годы

В годы Второй империи в творчестве Санд появились антиклерикальные настроения как реакция на политику Луи-Наполеона. Её роман «Даниелла» (1857), содержащий нападки на католическую религию вызвал скандал, а газету «Ла Пресс», в которой он публиковался, закрыли.

Жорж Санд скончалась от осложнений кишечной непроходимости 8 июня г. в своей усадьбе Ноан. Узнав о её кончине, Гюго написал: «Оплакиваю умершую, приветствую бессмертную!»

Сочинения

Основные романы

  • Индиана (Indiana, 1832)
  • Валентина (Valentine, 1832)
  • Мельхиор (Melhior, 1832)
  • Лелия (Lélia, 1833)
  • Кора (Cora, 1833)
  • Жак (Jacques, 1834)
  • Метелла (Métella,1834)
  • Леоне Леони (Leone Leoni, 1835)
  • Мопра (Mauprat, 1837)
  • Мастера мозаики (Les Maîtres mozaïstes, 1838)
  • Орко (L’Orco, 1838)
  • Ускок (L’Uscoque, 1838)
  • Спиридион (Spiridion, 1839)
  • Странствующий подмастерье (Le Compagnon du tour de France, 1841)
  • Орас (Horace, 1842)
  • Консуэло (Consuelo, 1843)
  • Графиня Рудольштадт (La Comtesse de Rudolstadt, 1843)
  • Мельник из Анжибо (Le Meunier d’Angibault, 1845)
  • Чертово болото (La Mare au diable, 1846)
  • Грех господина Антуана (Le Péché de M. Antoine, 1847)
  • Лукреция Флориани (Lucrézia Floriani, 1847)
  • Пиччинино (Le Piccinino, 1847)
  • Маленькая Фадетта (La Petite Fadette, 1849)
  • Франсуа-найденыш (François le Champi, 1850)
  • Мон-Ревеш (Mont Revèche, 1853)
  • История моей жизни (Histoire de ma vie, 1855)
  • Прекрасные господа из Буа-Доре (Ces beaux messieurs de Bois-Doré, 1858)
  • Она и Он (Elle et lui, 1859)
  • Снеговик (L’Homme de neige, 1859)
  • Маркиз де Вильмер (Le Marquis de Villemer, 1861)
  • Исповедь молодой девушки (La Confession d’une jeune fille, 1865)
  • Пьер Перекати-поле (Pierre qui roule, 1870)
  • Нанон (Nanon, 1872)

Проза

  • Комиссионер (Le Commissionnaire, 1830, с Жюлем Сандо).
  • Роз и Бланш (Rose et Blanche, 1831, с Жюлем Сандо)
  • Девушка из Альбано (La Fille d’Albano, 1831)
  • Альдо ле Римьер (Aldo le Rimeur, 1833)
  • Заговор в 1537 году (Une conspiration en 1537, 1833)
  • Интимный дневник (Journal intime, 1834)
  • Личный секретарь (Le Secrétaire intime, 1834)
  • Маркиза (La Marquise, 1834)
  • Гарнье (Garnier, 1834)
  • Лавиния (Lavinia, 1834)
  • Андре (André, 1835)
  • Маттеа (Mattéa, 1835)
  • Симон (Simon, 1836)
  • Последняя из Альдини (La Dernière Aldini, 1838)
  • Полина с Миссисипи (Pauline. Les Mississipiens, 1840)
  • Семь струн лиры (Les Sept Cordes de la lyre, 1840)
  • Мони Рубин (Mouny Roubin, 1842)
  • Жорж де Герен (Georges de Guérin, 1842)
  • Зима на Майорке (Un hiver à Majorque, 1842)
  • Диалоги о поэзии пролетариев (1842, статья)
  • Младшая сестра (La Sœur cadette, 1843)
  • Кероглу (Kouroglou, 1843)
  • Карл (Carl, 1843)
  • Ян Жижка (Jean Zizka, 1843)
  • Жанна (Jeanne, 1844)
  • Исидора (Isidora, 1846)
  • Теверино (Teverino, 1846)
  • Шампанские праздники (Les Noces de campagne, 1846)
  • Эвенор и Лесипп. Любовь в золотом веке (Evenor et Leucippe. Les Amours de l"Âge d’or, 1846)
  • Замок Одиночества (Le Château des Désertes, 1851)
  • История истинного простофили по имени Грибуль (Histoire du véritable Gribouille, 1851)
  • La Fauvette du docteur (1853)
  • Крестница (La Filleule, 1853)
  • Сельские музыканты (Les Maîtres sonneurs, 1853)
  • Адрианы (Adriani, 1854)
  • Вокруг стола (Autour de la table, 1856)
  • Даниелла (La Daniella, 1857)
  • Дьявол в полях (Le Diable aux champs, 1857)
  • Сельские прогулки (Promenades autour d’un village, 1857)
  • Жан де ла Рош (Jean de la Roche, 1859)
  • Нарцисс (Narcisse, 1859)
  • Зеленые дамы (Les Dames vertes, 1859)
  • Констанция Верье (Constance Verrier, 1860)
  • Сельские вечера (La Ville noire, 1861)
  • Вальверде (Valvèdre, 1861)
  • Семейство Жерманд (La Famille de Germandre, 1861)
  • Тамарис (Tamaris, 1862)
  • Мадемуазель Ла Квинтин (Mademoiselle La Quintinie, 1863)
  • Антония (Antonia, 1863)
  • Лаура (Laura, 1865)
  • Мосье Сильвестр (Monsieur Sylvestre, 1866)
  • Флавия (Flavie, 1866)
  • Последняя любовь (Le Dernier Amour, 1867)
  • Кадио (Cadio, 1868)
  • Мадемуазель Меркем (Mademoiselle Merquem, 1868)
  • Прекрасная Лоранс (Le Beau Laurence, 1870)
  • Несмотря ни на что (Malgré tout, 1870)
  • Цезарина Дитрих (Césarine Dietrich, 1871)
  • Дневник путешественника военного времени (Journal d’un voyageur pendant la guerre, 1871)
  • Франсия (Francia. Un bienfait n’est jamais perdu, 1872)
  • Бабушкины сказки (Contes d’une grand’mère vol. 1, 1873)
  • Моя сестра Жанна (Ma sœur Jeanne, 1874)
  • Фламандка (Flamarande, 1875)
  • Два брата (Les Deux Frères, 1875)
  • Башня Персемон (La Tour de Percemont, 1876)
  • Бабушкины сказки (Contes d’une grand’mère vol. 2, 1876)
  • Марианна (Marianne, 1876)
  • Сельские легенды (Légendes rustiques, 1877)

Примечания

  1. Жорж Санд. История моей жизни. Цит по: А. Моруа. Лелия, или жизнь Жорж Санд. - М.: Правда, 1990. с. 33
  2. Ипполит Шатирон (1798-1848). Впоследствии владелец замка Монживре близ Ноана. Был женат на Эмилии де Вильнёв
  3. Жорж Санд. История моей жизни. Цит по: А. Моруа. Лелия, или жизнь Жорж Санд. - М.: Правда, 1990. с. 41
  4. А. Моруа. Лелия, или жизнь Жорж Санд. - М.: Правда, 1990. с. 41
  5. Цит. по: А. Моруа. Лелия, или жизнь Жорж Санд. - М.: Правда, 1990. с. 44
  6. Жорж Санд. История моей жизни. Цит по: А. Моруа. Лелия, или жизнь Жорж Санд. - М.: Правда, 1990. с. 50
  7. George Sand, Histoire de ma vie, I, p. 1007
  8. А. Моруа. Лелия, или жизнь Жорж Санд. - М.: Правда, 1990. с. 61

Страница:

(Sand, George, псевд.; наст. имя - Амандин Люси Аврора Дюпен , по мужу - баронесса Дюдеван ) (1804-1876), французская писательница. Родилась 1 июля 1804 в Париже. Ее отец, внук маршала Мориса Саксонского, служил адъютантом у Мюрата, мать была парижской портнихой. Ранняя смерть отца внесла раздор в отношения матери-плебейки и бабушки-аристократки, в чьем доме в Ноане (пров. Берри) Аврора Дюпен провела большую часть своего детства. Бессистемное образование, полученное в деревне, она восполнила тремя годами (1817-1820) обучения в английском католическом монастыре в Париже. В восемнадцатилетнем возрасте вышла замуж за Казимира Дюдевана, неотесаного провинциального дворянина, который был совсем не пара импульсивной Авроре. В 1831 она добилась права жить раздельно, получив весьма скудное содержание, и перебралась в Париж. Здесь началась ее связь с молодым литератором Жюлем Сандо, вдвоем они сочинили очень неровный роман Роз и Бланш (Rose et Blanche, 1831), выпустив его под именем Жюль Санд. В следующем году она добилась большого успеха, написав роман Индиана (Indiana, 1832) и издав его под именем Жорж Санд. В 1833 Жорж Санд совершила знаменитую поездку в Италию вместе с А.де Мюссе, история их любви легла в основу ее книги Она и он (Elle et lui, 1859). В числе других мужчин, которые пользовались более или менее платоническим расположением Жорж Санд, были Ш.О.Сент-Бёв, П.Мериме, доктор П.Паджелло (соперник Мюссе), М. де Бурж, Ф.Ламенне, П.Леру, Ф.Лист, О.Бальзак, А.Дюма-отец, Г.Флобер и Фр.Шопен.

Ее обширное творчество традиционно делится на четыре периода. Первый - идеалистический, он отмечен лирической и романтической манерой письма; в те годы она истово защищала права угнетаемой обществом женщины и боролась за свободу любви в романах Индиана, Валентина (Valentine, 1832), Лелия (Lélia, 1833) и др. Второй период был мистико-социалистическим. Под влиянием Ламенне, де Буржа и Леру Санд проповедовала смешение классов через любовные и брачные союзы; эта фаза представлена такими книгами, как Странствующий подмастерье (Le Compagnon du tour de France, 1840), Консуэло (Consuelo, 1842), Мельник из Анжибо (Le Meunier d"Angibault, 1845). В романах третьего периода, созданных по большей части после возвращения писательницы в Берри вследствие тяжелых переживаний, связанных с крахом революции 1848, используются незамысловатые деревенские сюжеты: Чертова лужа (La Mare au diable, 1846), Маленькая Фадетта (La petite Fadette, 1848), Франсуа-найденыш (Francois le champi, 1849), Мастера мозаики (Les Maîtres sonneurs, 1853). Сочинения четвертого периода в основном представляют собой чисто любовные истории, примерами могут служить Маркиз де Вильмер (Le Marquis de Villemer, 1860) и Жан де ля Рош (Jean de la Roche, 1860).

Жорж Санд (1804 – 1876), урождённая Аврора Дюпэн, по мужу Дюдеван –автор знаменитых романов, производивших близ середины XIX века большой шум в Европе и России. Громкая, отчасти скандальная слава Жорж Санд была связана с настойчивой до нудности проповедью ею идеи «освобождения женщины от власти вековых предрассудков, разрушения мещанской морали», с её борьбой «против оков, налагаемых обществом на права сердца, на свободное проявление любви». Следуя (не без крупной материальной для себя выгоды) точно в струе господствовавшего тогда на Западе общественного течения, Жорж Санд сознательно фраппировала моралистов – иногда даже и «левых». Одно время и «свободомыслящий» Белинский с ужасом говорил о её «возмутительных и нелепых романах», которые предлагают «уничтожить всякое различие между полами, разрешив женщину на все тяжкие и допустив ее, наравне с мужчиной, к отправлению гражданских должностей, а главное, предоставив ей завидное право менять мужей по состоянию своего здоровья».

Штампуя свои книги с необычайной скоростью, Жорж Санд представляла собой своеобразный «женский аналог» своему современнику и соотечественнику Александру Дюма – с тем отличием, что, сообразно полу, избрала для себя темой творчества не опасные приключения, а сексуальную любовь. Её претензии на глубокое проникновение в сердечную жизнь женщины, на правдивое изображение дамских страданий, возникающих при «столкновении между правами сердца и вековыми предрассудками» основывались на том, что и сама Жорж Санд тяжело пережила целый ряд любовных трагедий. Жизнь писательницы проходила под весьма разнообразными и несходными влияниями. Мать её отца, офицера Мориса Дюпэна, была знатная аристократка, происходившая от короля Августа II Саксонского. Морис Дюпэн рано умер. Бабушка-графиня не любила матери Жорж Санд, дочери простого птицелова, и вскоре отняла у неё внучку. Маленькая Аврора воспитывалась в бабушкином имении Ноан. Там будущая писательница-«демократка» приобрела любовное пристрастие к укладу жизни старорежимной французской аристократии , которое постоянно сквозит в её произведениях. Однако у матери Аврора, напротив, знакомилась с демократическими кружками, слышала насмешки над отживающими верованиями, над ортодоксальными и легитимистскими представлениями, над жеманными маркизами и красноречивыми аббатами.

Жорж Санд в возрасте 34 лет. Потрет работы О. Шарпантье, 1838

С 1817 до 1820 г. будущая Жорж Санд воспитывалась в монастыре в Париже. Здесь она одно время склонялась к мистическим и религиозным настроениям. Аврора Дюпэн читала жадно и без конца, легко увлекаясь в молодости совершенно противоположными доктринами. Поначалу сильное впечатление произвёл на нее «Гений христианства» Шатобриана , с его пламенными мечтами о возрождении католицизма. Но затем она познакомилась с философами XVIII в., поэтами и моралистами, прочла Локка , Кондильяка , Монтескье , Паскаля , Данте , Шекспира и т. д. и, наконец, увлеклась Руссо . Запутавшись среди чересчур несхожих духовных влияний, Аврора пережила растерянность и временный пессимизм.

В 1821 г. умерла её бабушка, оставив внучке все свое имущество. Через год Аврора вышла замуж за полковника Дюдевана. По свойственной ей легковесности она мало задумывалась над личностью своего будущего мужа, да и над самым браком, вступив в него потому, что в её кругу полагалось рано или поздно выйти замуж. Между тем именно этот несчастный брак послужил толчком к созданию её самых известных романов. Не найдя удовлетворения в семейной жизни, Жорж Санд и начала формулировать самые смелые идеи об отношениях между мужчиной и женщиной. В ничтожном, пустом муже, защищенном общественными воззрениями, мечтавшая о славе жена стала видеть «живое воплощение социальной несправедливости». Не брезгавший связями с прислугой, деспотичный и циничный, Дюдеван причинил много страданий Авроре, которая, наконец, ушла от него в 1831 г. и поселилась в Париже.

Здесь она завязала любовную связь с неким Жюлем Сандо и, нуждаясь в деньгах, стала писать вместе с ним романы. Взяв себе вскоре псевдоним Жорж Санд, она в 1832 г. выпустила уже самостоятельный роман «Индиана», который положил начало её известности. Вслед за этим первым романом появились «Валентина», «Лелия», затем «Жак» (1835 г.) и другие. В личной жизни Жорж Санд успела за это время пережить новые разочарования. Её связь с Сандо оказалась не более счастливой, чем брак с мужем. Жорж Санд скоро поняла то легкое отношение к любви и к женщине, которое царило среди окружавших ее мужчин. Глубоко раздосадованная им, она решила отомстить за себя проповедью «свободной морали».

Её новые романы, итог пережитых потрясений, вызвали бурю и восторгов и ненависти по всей Европе. Любовь – единственная их тема. Женщина, отданная во власть нелюбимого человека, расплачивающаяся жестокими страданиями за «свободное движение сердца» – главная героиня Жорж Санд в этот период её деятельности. Её Индиана не может помириться с господством нелюбимого мужа, Дельмара, человека порядочного, деловитого и честного, но исполненного «вековых мужских предубеждений». Он требует от Индианы «приспособления к своей натуре», которое, по мнению Жорж Санд, унизительно для «женщины с пробудившимся сознанием своего человеческого достоинства». Но гордая и непокорная перед нелюбимым мужем, Индиана прощает все оскорбления страстно любимому Раймону, который бросает ее ради выгодной женитьбы. Этот типичный для Жорж Санд роман проводит главное её требование – женщина должна любить и выбирать себе возлюбленного, следуя только голосу сердца. Писательница ратует за то, чтобы «женщина не была навсегда прикована к нелюбимому человеку, как раба к повелителю». Но отношения женщины к любимому человеку во многом напоминают у неё отношения к повелителю. Можно сказать, что Жорж Санд видела спасение женщины не столько в отмене рабства, сколько в праве раба свободно выбирать себе господина.

Тот же конфликт изображен и в романе Жорж Санд «Валентина», где героиня, выйдя замуж по настоянию матери, гибнет жертвой любви к другому человеку, любить которого не позволяло ей общество. В «Лелии» отразились пессимизм и отчаяние оскорбленной женщины, убедившейся в бесплодности «лучших порывов, в жестокости природы и жизни». Выход из тяжелого конфликта Жорж Санд видит не в реформе семьи и института брака, а в «самопожертвовании личности». Так решает она вопрос в романе «Жак», где герой посредством самоубийства решает освободить свою жену, полюбившую другого человека. Это своеобразный совет Жорж Санд всем мужчинам.

В 1833 г. Жорж Санд сошлась со знаменитым поэтом Альфредом Мюссе и совершила с ним поездку в Италию. Этот роман был богат всевозможными столкновениями и подробностями, которые немало занимают биографов обоих писателей и о которых сама Жорж Санд говорит в своих «Письмах путешественника» и «Она и он» (1859).

К 1840-м годам по мере изменения общественной обстановки в душе Жорж Санд назрел новый резкий поворот. Окруженная знаменитыми людьми – композитором Шопеном , социалистом Ламмене , Пьером Леру и другими – она, в особенности под влиянием известного республиканца Мишеля Буржа, начинает искать удовлетворения в «сочувствии ближнему и в служении человечеству». Её богатое имение в Ноане становится местом собрания видных «демократов». Здесь проходят беседы по философии и литературе, устраиваются музыкальные вечера и театральные представления, экскурсии. Судебный процесс Жорж Санд с мужем заканчивается формальным разводом.

Дом Жорж Санд в Ноане

Социальные вопросы начинают все более занимать Жорж Санд, и в её романах, появлявшихся в 1840-х гг. ­– «Странствующий подмастерье» («Le compagnon du tour de France»), «Мельник из Анжибо», «Грех господина Антуана» – отражаются её «искания общественной правды». Здесь нет стройной социальной системы. Жорж Санд остается, по преимуществу, лириком, поэтом сердечной жизни. Её социальные романы скучны и растянуты, но недостатки содержания писательница старается компенсировать пламенной горячностью. В этих книгах Жорж Санд перемешиваются идеи Ламмене, Сен-Симона , Фурье и других утопических социалистов . В ответ на «запросы времени» она становится проповедницей социалистических идей, сама продолжая при этом жить в роскошном поместье. Жорж Санд рисует ходульные образы «идеальных рабочих» и «бездушных предпринимателей», хотя сквозь новые идеи у неё часто прорывается меланхолическая грусть о старом помещичье-феодальном укладе жизни, – то сочувствие усадебному быту, которое навеяно ноганскими впечатлениями. В своих деревенских повестях типа «Жанны», «Чёртова болота», «Маленькой Фадетты» Жорж Санд вновь предусмотрительно воспринимает все веяния времени: и угасающую поэзию феодализма, и жестокий материализм капиталистического общества, и героический энтузиазм грядущей силы – пролетариата. Её любовь к деревне была тем чувством, в котором она нашла убежище от всех противоречий своей бурной жизни.

Жорж Санд в 60-летнем возрасте. Фото 1864

Автобиография Жорж Санд «История моей жизни» (1854 – 1855) дает более сухой материал, чем можно было бы ожидать от такой страстной натуры. Она умерла в Ноане в 1876 такой же «свободной от предрассудков», какой была всю жизнь. Несмотря на сравнительно невысокие художественные достоинства романов Жорж Санд, их влияние было очень велико. Они прозвучали громом революционной трубы по всей Европе, стали знаменем «либералов» и социалистов в их нападении на «предрассудки».

Литература о Жорж Санд

Коро, «Жорж Санд»

Амик, «Мои воспоминания о Жорж Санд»

Марьетон, «История любви: Жорж Санд и Альфред де Мюссе»

Каренин, «Жорж Санд: её жизнь и произведения»

Леруа, «Жорж Санд и её друзья»