Живописный склад monpansie. Скульптор Никколо Пизано: биография, творчество и интересные факты Дуччо ди Буонинсенья

Джованни Пизано

Ученик и помощник Никколо Пизано, он так же, как и отец, был скульптором и архитектором, оригинальным представителем итальянской готики. Родился он ок.1245 года. Творческий путь начал в Сиене, где принимал участие в работе над заказанной Никколо кафедре для собора (1265-1268).

Позже он помогал ему в создании рельефов фонтана в Перудже (1278), где уже в стиле Джованни намечается отход от отцовского классицизма к более напряжённым и сложным формам ради драматической передачи человеческих чувств. Принято считать, что эмоциональностью образов Джованни обязан влиянию французской готической скульптуры. Рельеф кафедры Сант-Андреа в Пистое. С 1284 по 1296 годы он трудился над оформлением фасада Сиенского собора, начиная с перспективных порталов до многочисленных статуй, -- первой самостоятельной работой. В 1297 г. документы фиксируют его пребывание в Пизе в качестве главного мастера собора. С 1298 по 1301 гг. Джованни работал над заказом из Пистойи -- кафедрой для церкви Сант-Андреа. Немного позднее появилась Мадонна Капеллы дельи Скровеньи в Падуе, где обращённые друг к другу взгляды Богоматери и Христа исполнены глубокой эмоциональности. С 1302 по 1310 гг. Джованни занимался новой кафедрой собора в Пизе. Последней его работой была статуя Мадонны с младенцем в капелле Святого Пояса собора в Прато (Madonna dalla cintola, 1317), где снова звучит тема безмолвного диалога между Девой Марией и Христом. Вскоре после завершения этой работы Джованни Пизано скончался.

Фреска в церкви Сан-Доменико Чимабуэ в Ареццо. Флорентийская школа в живописи начинается с творчества художника Ченни ди Пепо, прозванного Чимабуэ. Он родился ок. 1240 г. во Флоренции и умер в Пизе ок. 1302 г. Формировался он в русле византийской традиции и принципов, воплощённых в мозаиках флорентийского баптистерия Сан-Джованни.

Самое первое из его известных произведений -- Распятие церкви Сан-Доменико в Ареццо (ок.1268-1271), где уже чувствуется напряжённая экспрессия нового драматического толка. Через несколько лет он выполнил алтарный образ Богоматери (Madonna in maesta, Уффици, Флоренция). В 1280-1283 гг. Чимабуэ принимает участие в росписях Верхней церкви базилики Сан-Франческо в Ассизи: это Евангелисты на своде средокрестия, История Богоматери в хоре, сцены Апокалипсиса, Страшный суд и Распятие в левом рукаве трансепта, История Святого Петра -- в правом. Данные фрески показывают мощное чувство пространства и драматургического видения. Эту тенденцию продолжает Распятие (ок.1278-1288, Музей Санта-Кроче, Флоренция): использование более нюансированной светотени привносит оттенок усиления эмоциональной характеристики. Скорее всего, в этот же период создана Маэста в Нижней церкви базилики в Ассизи, где перед Богоматерью изображён Святой Франциск. Последние произведения мастера -- Мадонна (Лувр, Париж), мозаика Святой Иоанн Евангелист (1302, собор в Пизе) -- ощутимо влияние новых форм пизанской скульптуры.

Дуччо ди Буонинсенья

Дуччо родился и умер в Сиене (ок.1255-ок.1318гг). Он был видным представителем сиенской живописи на рубеже дученто и треченто. Достигнутое им изощрённое, музыкальное чувство цвета, находящееся в гармоничном ансамбле с линейными ритмами обозначает становление рафинированной сиенской живописи XIV в. Лишь в отношении двух произведений имеются точные даты: в 1285 г. выполнил картину, идентифицируемая с Мадонной Ручеллаи и уже давно приписывающаяся именно Дуччо; в 1308 г для собора Сиены заказали большой двусторонний алтарный образ Маэста, законченный в 1311 г. На одной стороне представлена Мадонна на троне в окружении ангелов и святых; на обороте, в 26 сценах, История Страстей. Кроме того, художнику приписывают Мадонну ди Креволе (ок. 1283-1284, Музей собора, Сиена) и крошечная Мадонна францисканцев (ок.1300 г., Национальная пинакотека, Сиена).

Никколо (Никола) Пизано Раньше, чем в архитектуре и живописи, новые художественные искания наметились в скульптуре, и прежде всего в пизанской школе, основателем которой был Никколо Пизано (около 1220 - между 1278 и 1284). Он родился на юге, в Апулии, но, работая в Пизе, так сроднился с городом, что получил прозвище Пизано, с которым вошёл в историю итальянского искусства.

Начальный период Пизано. Римская традиция Начальный период своей деятельности Никколо Пизано провел на юге Италии, при дворе императора Фридриха II Гогенштауфена. Именно там он соприкоснулся с римской традицией, которой подражали придворные апулийские мастера. Самое раннее из известных нам произведений Никколо, исполненное им уже в Пизе, где он основал свою школу, относится к 1200 году и свидетельствует о знакомстве мастера с образцами позднеримского античного рельефа. Кафедра пизанского баптистерия - памятник огромного значения в развитии итальянской скульптуры.

Кафедра баптистерия в Пизе. 1260 г. В 1260 году Пизано завершил в баптистерии Пизанского собора мраморную кафедру, покрытую сюжетными рельефами. Она представляет собой обособленное, самостоятельное сооружение. Из-за скученности фигур рельефов скульптурные элементы с трудом отделяются от архитектурных. Трибуна кафедры представляет собою шестиугольник, поддерживаемый снизу шестью колоннами, из которых три стоят на спинах львов, седьмая же, подпирающая середину трибуны, - на группе из трех человеческих фигур (еретика, грешника и некрещеного), грифа, собаки и льва, держащих между передними лапами баранью и бычью головы и сову.

Кафедра баптистерия в Пизе. 1260 г. Капители угловых колонн соединены между собою арками. На угловых полях, образуемых этими арками, изваяны пророки и евангелисты, на самих же капителях поставлены аллегорические фигуры шести добродетелей. Бока трибуны украшены пятью рельефами, изображающими: Благовещение, Рождество Христово, Поклонение волхвов, Принесение Младенца Христа во храм. Распятие и Страшный суд.

Кафедра баптистерия в Пизе открыла собой новую эпоху в истории итальянской и западноевропейской скульптуры. Подобные кафедры, на которые поднимались по лестнице священники, чтобы произнести проповедь, были очень распространены в итальянских церквах со времен Средневековья, были характерной деталью церковных интерьеров. Иногда они представляли собой подобие балконов, украшавших одну из стен, но большей частью выглядели как отдельные, опирающиеся на каменные столбы сооружения, обычно прямоугольной формы. Итальянские кафедры богато украшались скульптурой. На балюстрадах помещались рельефы на сюжеты из истории Христа, между которыми ставились фигуры предшественников христианства – ветхозаветных пророков и сивилл, а подножием для опорных колонн служили фигуры животных или скорченных человечков – символ поверженных пороков и зла. Эта старинная символика, в основе которой лежит мысль об искупительной жертве Христа, сохранена и в кафедре Никколо Пизано. И вместе с тем его рельефы производят совершенно иное впечатление, чем работы его предшественников. В рельефах Никколо Пизано, прежде всего, поражает их земной, светский характер. Кажется, что здесь представлены не чудеса евангельской легенды, а земные события, в которых действующими лицами являются римские патриции и матроны.

Рельефы кафедры. Сюжеты Не сразу можно разобрать, что изображено на рельефах, поскольку Пизано, следуя средневековой традиции, объединил в одной композиции несколько сюжетов. В левом углу он изобразил Благовещение, в центральной части - Рождество Христово: Мария приподнимается на ложе, две служанки омывают младенца, а Святой Иосиф показан сидящим слева внизу. Вначале может показаться, что на эту группу надвигается стадо овец, но на самом деле оно относится к третьему эпизоду - Поклонение пастухов, где снова можно увидеть младенца Христа, на сей раз лежащим в яслях.

Рельефы кафедры. Аллегоризм Вся композиция основана на идеальной иерархии, господстве духовных сил - аллегории добродетелей и пророки, над языческими символами и природными силами - львы, откуда прямой путь ведет к божественному откровению, отождествляемому с земной жизнью Христа и приводящему в конечном счете к Страшному суду. В ходе развития этой мысли каждый образ приобретает сложное значение.

Аллегория Силы. Рельеф кафедры баптистерия в Пизе. 1260. Мрамор. Оттенок духовной озаренности определяет облик стоящих в углах трехлопастных арок аллегорических фигур – в том числе и самой известной из них – аллегории Силы, предстающей в облике обнаженного Геркулеса.

Аллегория Любви. Рельеф кафедры баптистерия в Пизе. Несмотря на факт сохранения в данных рельефах разновидностей характерных для византийского искусства, общая выдержанность и характер требовательного барельефного стиля говорят об ознаменовании возрождения пластики античности.

Баптистерий (крещальня) в Пизе Между 1260 и 1264 годами он завершил строительство купола баптистерия в Пизе, который был начат архитектором Диотисальви. Пизано увеличил высоту баптистерия и увенчал его системой из двух куполов: на вершине полусферического купола разместил небольшой в форме усечённого конуса.

Баптистерий в Пизе. Рельефы Фасад баптистерия декорировал скульптурами сын Никколо – Джованни Пизано в 1277 – 1284 годах.

Особенности творческой манеры Никколо Пизано Классическая манера, проявившаяся в данном произведении, не исчезает, а появляется и в других произведениях Пизано, но в более мягкой форме. Примером служит рельеф саркофага св. Доминика (церковь C. Domenico, Болонье) и кафедра сиенского собора, исполненной в 1266 году при участии его сына Джованни. Общие мотивы прослеживаются с кафедрой пизанской крестильницы, но также существуют и отличия, заключающиеся в большей степени роскоши орнаментации, а также прибавляются ещё две сцены из жизни Спасителя: «Бегство в Египет» и «Избиение младенцев» . Реалистичность исполнения пафоса и движения характеризуют произведения скульптора. Главная заслуга Пизано состоит в том, что он отказался от византийского веяния в архитектуре в пользу античности.

Особенности творческой манеры Никколо Пизано Возможно, в юности Никколо Пизано испытал влияние классицизирующего позднероманского искусства Южной Италии. Во всяком случае, влияние античности заметно сказывается в его произведениях, в особенности в ранний период творчества. Но в отличие от своих южноитальянских предшественников, Никколо не только подражает античным памятникам, используя отдельные приемы древних мастеров. Значение его искусства состоит в том, что он отходит от средневекового аскетизма, вносит в изображение черты чувственной земной красоты, придает материальность и телесность формам. Отмеченные печатью яркой творческой индивидуальности, его произведения резко выделяются на фоне позднероманской пластики Италии. Никколо Пизано работал в Пизе (1260 г.), Сиене (1265– 1268 гг.), Перудже (1278 г.).

Кафедра собора в Сиене С 1265 по 1269 Никколо Пизано создал аналогичную, но большего размера восьмиугольную кафедру для Сиенского собора при помощи своего сына Джованни Пизано и ученика Арнольдо Донато ди Камбио. Рельефы этой кафедры содержат большее количество фигур, движения которых кажутся более взволнованными и экспрессивными. Здесь заметно сильное влияние искусства французской готики; художник, вероятно, бывал во Франции. Здесь влияние античности в значительной мере вытеснено воздействием готики. Эта эволюция художника закономерна, но его реформа оказалась преждевременной, его начинания не имели непосредственного продолжения в итальянской скульптуре.

Джованни Пизано (около 1245 -1250 - после 1314), скульптор и архитектор, сын и ученик Никколо Пизано, около 1270 -1276 работал, видимо, во Франции, испытал влияние французской готической пластики. Скульптурным работам Джованни Пизано (статуи на фасаде сиенского собора, 1284 -1299, кафедра церкви Сант-Андреа в Пистое, окончена в 1301), проникнутым страстной эмоциональной напряженностью, присуще сочетание проторенессансных пластических исканий с готической изломанностью контуров. Его архитектурное творчество (нижняя часть фасада сиенского собора, 1284 -1299) развивалось в русле готики.

Апокалипсический Христос (Христос на Страшном суде) Рельеф кафедры собора в Сиене. 1265- 68. Мрамор. Дуомо, Сиена

Гробница Св. Доминика. Болонье В те же годы вместе с Фра Гульельмо Никколо Пизано создал гробницу св. Доминика для одноименной церкви в Болонье (1264 -1267).

Базилика Сан-Доменико В 1264 году Никколо был заказан ковчег для мощей святого Доминика в болонской базилике Сан-Доменико. Пизано, безусловно, разработал проект ковчега, но вклад Никколо в воплощение замысла в материале был, вероятно, минимален.

Рака Св. Доминика. Н. Пизано Niccolò dell"Arca. Пьета (Арка ди Сан Доменико)

Фонтан Маджоре - Перуджа, Умбрия. Никколо и Джованни Пизано Последней работой мастера Никколо стал фонтан для украшения соборной площади в Перудже (1278), в создании которого участвовал и его сын Джованни. Великий Пизано скончался примерно в 1280 году. Его главной заслугой является отказ от византийской традиции в пользу возрождения пластики античного стиля.

Кафедра Сант-Андреа в Пистойе. Дж. Пизано. 1301 -11. Одним из величайших достижений сына знаменитого отца Джованни Пизано считается кафедра для церкви Сант. Андреа в Пистойе (1297- 1301). Тематика украшающих кафедру рельефов также сходна с пизанскими. Однако лица персонажей более выразительны, их позы и жесты, более драматичны. Особенной экспрессией отличаются сцены «Распятие» и «Избиение младенцев» . Джованни Пизано является автором многочисленных статуй Мадонн, пророков и святых. Наиболее известная скульптура Мадонны находится в алтаре капеллы Скровеньи (капеллы дель Арена) в Падуе (ок. 1305).

Кафедра Сант-Андреа в Пистойе. Рельефы. Дж. Пизано Исайя (деталь). 1285 -97. Мрамор. Музей оперного дель Дуомо, Сиена Мария Моис (Мириам). 1285 -97. Мрамор. Музей оперного дель Дуомо, Сиена Платон. АР. 1280. Камень. Дуомо, Сиена Сибила. 1285 -95. Мрамор. Музей оперного дель Дуомо, Сиена Аггея. 1285 -95. Мрамор, высота: 61 см. Дуомо, Сиена

Мадонна. Дж. Пизано Джованни Пизано является автором многочисленных статуй Мадонн, пророков и святых. Его скульптурам присущи резкие повороты, угловатые очертания. Вслед за французскими мастерами он обратился к образу Мадонны с Младенцем на руках, наиболее известный из них находится в алтаре капеллы Скровеньи (капеллы дель Арена) в Падуе (ок. 1305).

Скульптуры Мадонны. Джованни Пизано Слева – направо: Мадонна и ребенок. 1305 -06. Мрамор, высота: 129 см. Капелла Скровеньи (Капелла Арена), Падуя Мадонна и ребенок. АР. 1299. Кот. Казначейства, Дуомо, Пиза Мадонна и ребенок. АР. 1280. Мрамор. Кампосанто, Пиза

Последняя работа Дж. Пизано В 1313 г. Джованни начал работу надгробием императрицы Маргариты Люксембургской в Генуе (не закончена).

Вклад в эпоху Проторенессанса Сын и ученик Никколо Пизано, один из деятелей Проторенессанса, Джованни Пизано стал гораздо более известным скульптором, чем его отец. Стиль Джованни Пизано отличается большей свободой и динамичностью, он показывает фигуры в движении и использует различные средства драматизации, его скульптурам присущи резкие повороты и угловатые очертания. Эмоциональность, неистощимую фантазию, страстность произведений Джованни Пизано невозможно объяснить только подражанием прекрасным образцам. Эти качества свидетельствуют о его богатой, пылкой натуре, об особенностях его мировосприятия. Творчество Джованни Пизано - редкий пример искусства, которое опережало своё время и протягивало нити в будущее. Неслучайно его искания имеют сходство с опытами прославленного скульптора Микеланджело.

Ошибка Lua в Модуль:CategoryForProfession на строке 52: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Джованни Пизано
Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Имя при рождении:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Род деятельности:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Дата рождения:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Место рождения:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Гражданство:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Подданство:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Страна:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Дата смерти:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Место смерти:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Отец:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Мать:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Супруг:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Супруга:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Дети:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Награды и премии:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Автограф:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Сайт:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Разное:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).
[[Ошибка Lua в Модуль:Wikidata/Interproject на строке 17: attempt to index field "wikibase" (a nil value). |Произведения]] в Викитеке

Джованни Пизано (итал. Giovanni Pisano ) (ок. 1250 – ок. 1315) - итальянский скульптор и архитектор. Сын и ученик Никколо Пизано , один из деятелей Проторенессанса , он стал гораздо более известным скульптором, чем его отец. Стиль Джованни Пизано отличается большей свободой и динамичностью, он показывает фигуры в движении и использует различные средства драматизации, его скульптурам присущи резкие повороты и угловатые очертания.

Биография

Джованни Пизано родился в Пизе около 1245 года. В 1265-78 гг. Джованни работал вместе с отцом, и при его участии была создана кафедра для городского собора в Сиене, а также фонтан Фонте Маджоре в Перудже. Первая самостоятельная работа Пизано - скульптурная декорация фасада пизанского баптистерия (1278-84). Впервые в Тоскане монументальная скульптура была органично включена в архитектурный дизайн. Необычайная живость пизанских скульптурных изображений являет собой противоположность спокойной безмятежности скульптур его отца. Около 1270-1276 Пизано посетил Францию. В большинстве его произведений заметно влияние французской готики.

В 1285 г. Джованни приехал в Сиену , где с 1287 по 1296 гг. исполнял должность главного архитектора кафедрального собора. Полные динамики и драматизма фигуры скульптурной композиции фасада собора свидетельствуют о значительном влиянии на Пизано французской готической пластики. Из всех готических итальянских фасадов сиенский собор имеет самое роскошное скульптурное убранство. В дальнейшем, он послужил образцом при декорации готических соборов Центральной Италии. В 1299 г. Джованни возвращается в Пизу, где работает в качестве архитектора и скульптора на строительстве церковных зданий.

Одним из величайших достижений Джованни Пизано считается кафедра для церкви Сант-Андреа в Пистойе (1297-1301). Тематика украшающих кафедру рельефов также сходна с пизанскими. Однако лица персонажей более выразительны, их позы и жесты, более драматичны. Особенной экспрессией отличаются сцены «Распятие» и «Избиение младенцев». Джованни Пизано является автором многочисленных статуй Мадонн, пророков и святых. Наиболее известная скульптура Мадонны находится в алтаре капеллы Скровеньи (капеллы дель Арена) в Падуе (ок. 1305).

С 1302 по 1320 гг. Джованни Пизано работал над кафедрой, предназначавшейся для пизанского собора. После пожара 1599 г. кафедра была разобрана (на время ремонта)и восстановлена только в 1926 г. Оставшиеся «лишними» фрагменты хранятся в нескольких музеях мира. В 1313 г. Джованни начал работу над надгробием императрицы Маргариты Люксембургской в Генуе (не закончена). Последнее упоминание о Джованни Пизано относится к 1314 г., считается, что вскоре после этого он умер.

Скульптуры Джованни Пизано

  • Статуи на фасаде сиенского собора, 1284-99,
  • Кафедра в церкви Сант-Андреа в Пистое,
  • Нижняя часть фасада сиенского собора, 1284-99
  • Кафедра в соборе Санта-Мария-Ассунта в Пизе

Напишите отзыв о статье "Джованни Пизано"

Литература

  • Мировая художественная культура XIII в.
  • Лазарев В. Н., Происхождение итальянского Возрождения, т. 1-2, М., 1956- 59
  • Fasola G. N., Nicola Pisano, Roma, 1941
  • Toesca I., Andrea e Nino Pisani, Firenze, 1950
  • Mellini G. L., Giovanni Pisano, Mil.,

Ссылки

Ошибка Lua в Модуль:External_links на строке 245: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Отрывок, характеризующий Джованни Пизано

– Наверное, ты права, – задумчиво произнесла я. – Оно и воевало не по земному. У него была какая-то другая, не земная сила.
– Девочки, милые, а когда мы куда-то пойдём? – вдруг послышался тоненький детский голосок.
Сконфуженная тем, что нас прервала, Майя, тем не менее, очень упорно смотрела прямо на нас своими большими кукольными глазами, и мне вдруг стало очень стыдно, что увлечённые своими проблемами, мы совершенно забыли, что с нами здесь находятся эти, насмерть уставшие, ждущие чей-нибудь помощи, до предела запуганные малыши...
– Ой, простите, мои хорошие, ну, конечно же, пойдём! – как можно радостнее воскликнула я и, уже обращаясь к Стелле, спросила: – Что будем делать? Попробуем пройти повыше?
Сделав защиту малышам, мы с любопытством ждали, что же предпримет наш «новоиспечённый» друг. А он, внимательно за нами наблюдая, очень легко сделал себе точно такую же защиту и теперь спокойно ждал, что же будет дальше. Мы со Стеллой довольно друг другу улыбнулись, понимая, что оказались в отношении него абсолютно правы, и что его место уж точно было не нижний Астрал... И, кто знал, может оно было даже выше, чем думали мы.
Как обычно, всё вокруг заискрилось и засверкало, и через несколько секунд мы оказались «втянутыми» на хорошо знакомый, гостеприимный и спокойный верхний «этаж». Было очень приятно вновь свободно вздохнуть, не боясь, что какая-то мерзость вдруг выскочит из-за угла и, шарахнув по голове, попытается нами «полакомиться». Мир опять был приветливым и светлым, но пока ещё грустным, так как мы понимали, что не так-то просто будет изгнать из сердца ту глубокую боль и печаль, что оставили, уходя, наши друзья... Они жили теперь только лишь в нашей памяти и в наших сердцах... Не имея возможности жить больше нигде. И я наивно дала себе слово, что буду помнить их всегда, тогда ещё не понимая, что память, какой бы прекрасной она не являлась, заполнится позже событиями проходящих лет, и уже не каждое лицо выплывет так же ярко, как мы помнили его сейчас, и понемногу, каждый, даже очень важный нам человек, начнёт исчезать в плотном тумане времени, иногда вообще не возвращаясь назад... Но тогда мне казалось, что это теперь уже навсегда, и что эта дикая боль не покинет меня навечно...
– Я что-то придумала! – уже по-старому радостно прошептала Стелла. – Мы можем сделать его счастливым!.. Надо только кое-кого здесь поискать!..
– Ты имеешь в виду его жену, что ли? У меня, признаться, тоже была такая мысль. А ты думаешь, это не рано?.. Может, дадим ему сперва здесь хотя бы освоиться?
– А ты бы не хотела на его месте увидеть их живыми?! – тут же возмутилась Стелла.
– Ты, как всегда, права, – улыбнулась подружке я.
Мы медленно «плыли» по серебристой дорожке, стараясь не тревожить чужую печаль и дать каждому насладиться покоем после всего пережитого в этот кошмарный день. Детишки потихонечку оживали, восторженно наблюдая проплывавшие мимо них дивные пейзажи. И только Арно явно был от нас всех очень далеко, блуждая в своей, возможно, очень счастливой памяти, вызвавшей на его утончённом, и таком красивом лице, удивительно тёплую и нежную улыбку...

Джованни Пизано (итал. Giovanni Pisano) (ок. 1250 – ок. 1315) - итальянский скульптор и архитектор. Сын и ученик Никколо Пизано, один из деятелей Проторенессанса, он стал гораздо более известным скульптором, чем его отец. Стиль Джованни Пизано отличается большей свободой и динамичностью, он показывает фигуры в движении и использует различные средства драматизации, его скульптурам присущи резкие повороты и угловатые очертания.

Биография

Джованни Пизано родился в Пизе около 1245 года. В 1265-78 гг. Джованни работал вместе с отцом, и при его участии была создана кафедра для городского собора в Сиене, а также фонтан Фонте Маджоре в Перудже. Первая самостоятельная работа Пизано - скульптурная декорация фасада пизанского баптистерия (1278-84). Впервые в Тоскане монументальная скульптура была органично включена в архитектурный дизайн. Необычайная живость пизанских скульптурных изображений являет собой противоположность спокойной безмятежности скульптур его отца. Около 1270-1276 Пизано посетил Францию. В большинстве его произведений заметно влияние французской готики.

В 1285 г. Джованни приехал в Сиену, где с 1287 по 1296 гг. исполнял должность главного архитектора кафедрального собора. Полные динамики и драматизма фигуры скульптурной композиции фасада собора свидетельствуют о значительном влиянии на Пизано французской готической пластики. Из всех готических итальянских фасадов сиенский собор имеет самое роскошное скульптурное убранство. В дальнейшем, он послужил образцом при декорации готических соборов Центральной Италии. В 1299 г. Джованни возвращается в Пизу, где работает в качестве архитектора и скульптора на строительстве церковных зданий.

Одним из величайших достижений Джованни Пизано считается кафедра для церкви Сант-Андреа в Пистойе (1297-1301). Тематика украшающих кафедру рельефов также сходна с пизанскими. Однако лица персонажей более выразительны, их позы и жесты, более драматичны. Особенной экспрессией отличаются сцены «Распятие» и «Избиение младенцев». Джованни Пизано является автором многочисленных статуй Мадонн, пророков и святых. Наиболее известная скульптура Мадонны находится в алтаре капеллы Скровеньи (капеллы дель Арена) в Падуе (ок. 1305).

С 1302 по 1320 гг. Джованни Пизано работал над кафедрой, предназначавшейся для пизанского собора. После пожара 1599 г. кафедра была разобрана (на время ремонта)и восстановлена только в 1926 г. Оставшиеся «лишними» фрагменты хранятся в нескольких музеях мира. В 1313 г. Джованни начал работу над надгробием императрицы Маргариты Люксембургской в Генуе (не закончена). Последнее упоминание о Джованни Пизано относится к 1314 г., считается, что вскоре после этого он умер.

Скульптуры Джованни Пизано

  • Статуи на фасаде сиенского собора, 1284-99,
  • Кафедра в церкви Сант-Андреа в Пистое,
  • Нижняя часть фасада сиенского собора, 1284-99
  • Кафедра в соборе Санта-Мария-Ассунта в Пизе

Литература

  • Мировая художественная культура XIII в.
  • Лазарев В. Н., Происхождение итальянского Возрождения, т. 1-2, М., 1956- 59
  • Fasola G. N., Nicola Pisano, Roma, 1941
  • Toesca I., Andrea e Nino Pisani, Firenze, 1950
  • Mellini G. L., Giovanni Pisano, Mil.,

Джованни Пизано родился в Пизе между 1245 и 1250 гг. Сын Никколо Пизано , его ученик и помощник, стал гораздо более известным скульптором, чем его знаменитый отец.
В 1265-78 гг. Джованни работал вместе с отцом, в частности при его непосредственном участии была создана кафедра для городского собора в Сиене, а также фонтан Фонте Маджоре в Перудже.

Первая самостоятельная работа Джованни - скульптурная декорация фасада пизанского баптистерия, над которой он трудился в 1278-84 гг. Впервые в Тоскане монументальная скульптура была органично включена в архитектурный дизайн. Необычайная живость пизанских скульптурных изображений являет собой полную противоположность спокойной безмятежности персонажей Никколо Пизано.
В 1285 г. Джованни переехал на жительство в Сиену, где с 1287 по 1296 гг. исполнял должность главного архитектора кафедрального собора. Полные динамики и острого драматизма фигуры скульптурной композиции фасада собора («Мириам» ) свидетельствуют о значительном влиянии на искусство Джованни Пизано французской готической пластики (предполагается, что между 1268 и 1278 гг. скульптор посетил Францию). Из всех готических итальянских фасадов сиенский собор имеет самое роскошное скульптурное убранство («Платон» , «Исайя» ). В дальнейшем именно он послужил образцом при декорации готических храмов Центральной Италии.

Мириам . Джованни Пизано 1285-97 гг.


Платон . Джованни Пизано . Около 1280 г.


Исайя. Джованни Пизано. 1285-97 гг.


Моисей . Джованни Пизано . 1285-97 гг.

В 1299 г ., после того как работы в Сиене были закончены, Джованни вернулся в Пизу, где работал как архитектор и скульптор на строительстве церковных зданий.

Одно из величайших достижений творчества Джованни Пизано - кафедра для церкви Сант-Андреа в Пистойе (1297-1301 ). В этом творении мастера влияние французской готической пластики проявилось особенно сильно. Сант-Андреа - небольшая церквушка в романском стиле; возможно, поэтому скульптор остановил свой выбор на форме шестигранника - такую же форму сорок лет назад выбрал его отец для кафедры пизанского баптистерия. Тематика украшающих кафедру рельефов также сходна с пизанскими. Однако стиль Джованни отличается большей свободой и непринужденностью, большей динамикой; его образы проникнуты страстной эмоциональной напряженностью и духовной силой. Лица персонажей выразительны, позы и жесты полны драматизма. Особенной экспрессией отличаются сцены «Распятие» и «Избиение младенцев». В последней эмоциональность и драматизм достигают своего апогея. Люди, животные, драпировки, элементы пейзажа - все смешалось в каких-то причудливых, необычных конфигурациях. Такого откровенного «буйства» движений и чувств уже нет в последующих работах мастера.


Кафедра церкви Сант-Андреа в Пистойе . Джованни Пизано. 1301 г.


Избиение младенцев. Рельеф кафедры церкви Сант-Андреа в Пистойе. Джованни Пизано. 1301

Джованни Пизано является автором многочисленных статуй Мадонн, пророков и святых. Его скульптурам присущи резкие повороты, угловатые очертания. Вслед за французскими мастерами он обратился к образу Мадонны с Младенцем на руках, наиболее известный из них находится в алтаре капеллы Скровеньи (капеллы дель Арена) в Падуе (ок. 1305).

Мадонна с Младенцем. Капелла Скровеньи (капелла дель Арена), Падуя. Пизано Джованни. 1305-06 гг.

С 1302 по 1320 гг. Джованни Пизано работал над кафедрой, предназначавшейся для пизанского собора. После пожара 1599 г. кафедра была разобрана (на время ремонта), однако вновь восстановлена только в 1926 г. Реконструкция считается не слишком удачной. Оставшиеся «лишними» фрагменты хранятся в нескольких музеях мира. В этой работе мастер в значительной мере возвращается к классическим мотивам, влияние французской готики здесь заметно слабее («Стойкость и Благоразумие», «Геркулес»).
В 1313 г. Джованни начал работу над надгробием императрицы Маргариты Люксембургской в Генуе (не закончена).


Фрагменты надгробия Маргариты Люксембургской . Джованни Пизано. Мрамор. 1313 г.

Последнее упоминание о Джованни Пизано относится к 1314 г .; считается, что вскоре после этого он умер.

1. * Мариам (ивр. מירים‎, Мириам; в Септуагинте Μαριάμ, в Вульгате Maria) - дочь Амрама и Иохаведы - Мариам-пророчица, старшая сестра Аарона и Моисея.