Живерни в конце апреля что цветет. Открыть левое меню живерни. Восстановление сада Моне

В Живерни Клод Моне счастливо проживет 43 года до конца своих дней.

К этому времени Клод Моне уже известный художник, признанный метр живописи, его картины хорошо продаются, он вполне богат, окружен любящей семьей, друзьями, коллегами. В дом в Живерни переезжает большая семья Моне: сам художник и двое его сыновей Жан и Мишель, вторая жена Алиса со своими шестью детьми (два сына и четыре дочери).

В Живерни Моне разбивает большой сад (переустраивает старый участок и развивает новый), в котором высаживает растения, заказанные им и привезенные друзьями из разных частей света.

В те годы художник был увлечен японской культурой, поэтому для ухода за садом он нанимает японского садовника. В саду на новой территории Моне устраивает искусственный пруд, в котором разводит кувшинки.

Сад и пруд с кувшинками стали главной любовью Клода Моне, источником наслаждения и вдохновения, главным объектом творчества. До конца дней Моне будет писать практически только свой сад, находя в нем все новые и новые неисчерпаемые источники для творчества. Многолетнюю работу Моне над своим садом и его изображением на картинах можно сравнить с упорным научным трудом.

Живерни - маленькая деревня на правом берегу Сены, в месте ее слияния с рекой Эпт. В конце XIX века там постоянно проживало около 300 человек, сейчас немногим более 500.

Как выглядела Живерни во времена Клода Моне, мы можем узнать по картинам самого Моне и полотнам художников, приезжавших к Клоду Моне. В те годы Живерни была центром французского (и не только французского) импрессионизма. В Живерни приезжали художники из разных стран мира, снимали там дома на длительный срок. Среди них было очень много американцев, которые хотели учиться у знаменитого метра импрессионизма. В те годы в Живерни существовала целая колония художников-импрессионистов. Отель H?tel Baudy в Живерни стал своеобразным клубом художников. Там регулярно проводились выставки имперссионистов. Колония художников просуществовала в Живерни до начала Первой мировой войны. Сейчас в Живерни открыт Музей импрессионизма. В основном, там находятся полотна американских художников-импрессионистов.

Клод Моне "Вид деревни Живерни", 1886 год, Новоорлеанский музей Искусств (NOMA), Новый Орлеан, США.
Американский художник-импрессионист Теодор Робинсон (Theodore Robinson ) (1852-1896) в конце XIX века несколько лет прожил в Живерни, близко сдружился с Клодом Моне.

"Живерни". 1889 год. Коллекция Philips, Вашингтон

Теодор Робинсон. "Долина Сены с высокого берега Живерни". 1892 год. Галерея Коркорана (Corcoran Gallery of Art), Вашингтон.
Гай Роуз (Guy Rose ), американский художник (1867-1925). "Вечер. Живерни". 1910 год. Музей Искусств Сан-Диего, США.
Фредерик Карл Фрисек (Frederick Carl Frieseke ), американский художник-импрессионист (1874-1939). "Дом в Живерни". 1912 год. Музей Тиссена-Борнемисы, Мадрид.

Клод Моне в своем доме в Живерни и в студии за работой над серией "Кувшинки".

Клод Моне в своем саду в Живерни и знаменитый Японский мостик, увитый глицинией.

Фото со страницы Fondation Claude Monet на Facebook.

Клод Моне в Первой студии и на главной аллее сада среди настурций.

Фото с сайта giverny-impression.com .

В Живерни Клод Моне всегда был в окружении семьи. У его сыновей не было детей, поэтому родных внуков у художника не было. Зато дети второй жены Алисы оставили большое потомство.
Пожалуй, ближе всех к художнику была его падчерица Бланш (Blanche Monet-Hosched?), дочь второй жены художника Алисы. Бланш сама была художницей, часто ассистировала Клоду Моне. Она была замужем за старшим сыном Клода Моне Жаном Моне. После его смерти в 1913 году она вернулась к Клоду Моне в Живерни, поддерживала его до конца дней. В своих собственных работах Бланш писала сад художника и окрестности Живерни. Одна из улиц в Живерни сейчас носит ее имя.

Клод Моне и многие члены его семьи похоронены на кладбище в Живерни.

После смерти художника в 1926 году дом и сад перешли к его младшему сыну Мишелю. Но он по большей части жил в Париже, поэтому за садом продолжала ухаживать падчерица Клода Моне Бланш. В уходе за садом ей помогал прежний старший садовник Louis Lebret. Бланш поддерживала дом и сад, стараясь сохранить традиции художника.

Дом и сад Клода Моне в Живерни серьезно пострадали во время фашисткой оккупации во Вторую мировую войну. После смерти Бланш в 1947 году сад художника долгое время был практически заброшен. Дом Клода Моне после союзнических бомбардировок стоял полуразрушенный, с выбитыми стеклами. Младший сын художника Мишель Моне после войны в 1950-х годах практически за бесценок распродавал коллекцию картин своего отца. Кому? Кто хозяйничал в разрушенной после войны Европе, у кого были деньги на покупку картин? - У американцев. Таким образом работы Клода Моне и его друзей-импрессионистов из личной коллекции художника осели в частных коллекциях и заокеанских музеях. В 1966 году младший сын Клода Моне Мишель Моне погиб в автомобильной катастрофе, по завещанию он передал дом и сад художника Французской Академии изящных искусств, а оставшуюся коллекцию картин отца Музею Мармоттан в Париже. Поэтому парижский Музей Мармоттан-Моне содержит сейчас самое большое собрание полотен художника в мире.
В 1970-х годах была проведена серьезная реставрация дома и сада Клода Моне в Живерни..

В 1980 году был организован Фонд Клода Моне (Fondation Claude Monet ). Это некоммерческая организация, которая занимается содержанием сада и Дома-музея Клода Моне в Живерни. Фонд Клода Моне стремиться поддерживать дом и сад в таком виде, как они были при жизни великого художника. Большой сад площадью около 2-х гектар обслуживают 8 садовников.

В 1980 году сад и Дом-музей Клода Моне в Живерни были открыты для посетителей. Теперь это одно из культовых мест туризма во Франции. Ежегодно его посещают около 500 тысяч человек.

Музей открыт в теплое время года, с апреля до конца октября. Входной билет стоит €9.50, €6.00 для студентов, €5.00 для пенсионеров, для детей до 7 лет вход бесплатный.

В Живерни организуют экскурсии из Парижа или Руана.

В теплое время года с 1 апреля по 31 октября включительно из Парижа организуют ежедневные экскурсии в Живерни на автобусе или минивене. Стоимость экскурсии составляет от 77 до 105 евро (в 2013 году).

Самостоятельно до Дома-музея Моне в Живерни можно добраться из Парижа на автомобиле по шоссе A13 в сторону Руана. Большая часть дороги бесплатна, стоимость проезда по платному участку магистрали составляет €1.80. После Вернона следует свернуть на Живерни.

Или на поезде (45 минут) от парижского вокзала Сен-Лазар (именно этот вокзал изображал Клод Моне на своих знаменитых полотнах) до Вернона, это ближайший городок к Живерни.
От Вернона до Живерни можно добраться на автобусе, такси, или взяв в аренду велосипед за €12. Дорога от Вернона до Живерни на велосипеде составляет около 6,5 км.
Из Вернона в Живерни можно также добраться по воде на яхте, лодке или катере, или же пешком примерно 5 км вдоль старой железнодорожной линии.

В Живерни работает художественная студия ArtStudy/Giverny для художников и фотографов, в которой обучают всех желающих (на английском языке) живописи и фотографии в саду Клода Моне и окрестностях Живерни.

В Живерни действует Музей импрессионизма, открытый в 1992 году. Он посвящен, главным образом, истории импрессионизма и работам американских импрессионистов. Там регулярно проводятся различные выставки. У Музея импрессионизма есть свой собственный очень красивый сад.

План усадьбы Клода Моне в Живерни.

В верхней части плана главное здание и Clos Normand, в нижней части - Японский водный сад.

Фото с сайта giverny.org .

Дом-музей Клода Моне в Живерни, вид с высоты птичьего полета.

Главное здание и цветочный сад Clos Normand.

Сад Клода Моне состоит из двух частей:

1. Цветочный сад перед домом, который называется Clos Normand .

2. Через дорогу находится Японский водный сад со знаменитым прудом с кувшинками и японским мостиком.
В 1893 году Клод Моне докупил участок земли через железную дорогу от Clos Normand, на котором разбил сад в японском стиле с прудом. Там протекает небольшая речушка, одна из притоков реки Эпт. Перегородив ее, Клод Моне обустроил искусственный пруд.

Дом Клода Моне . Вид из сада. Кирпичный дом с розовым фасадом.
Дом художника утопает в цветах. Весной это тюльпаны, летом и осенью - клумбы с красной геранью. Фасад дома увит диким виноградом. Все элементы декора дома и сада: скамейки, ступеньки, перила, ставни, а также Японский мостик выкрашены в единый зеленый цвет (оттенок "зеленый Моне").
Этот зеленый цвет гармонично сочетается с розовым фасадом дома и розовыми и ярко-красными цветами в саду.


Окно Первой студии выходит на маленький розарий.

Ипомея на фасаде дома

Ограда дома, та самая Clos Normand.
На переднем плане зеленые ворота гаража и Вторая студия, слева вдали - главное здание.

Внутренне убранство дома Клода Моне. Вот так жил великий художник. Обратите внимание, на стенах дома очень много японских гравюр, которыми был так увлечен Моне.

Интерьер дома выглядит точно так же, как при Клоде Моне: первая студия художника, желтая столовая с японскими гравюрами, спальня Моне и его второй жены Алисы, кухня, выложенная голубой плиткой. Мебель и прочие элементы декора аутентичны тем, что были при жизни знаменитого художника.

Первая студия Клода Моне восстановлена не так давно. В этой комнате художник хранил свои картины, которые не хотел продавать, они были важными этапами в его творчестве. Студия выглядит так, как будто художник только что покинул ее. Первая студия находится в главном здании. Всего у Клода Моне в Живерни было три студии, вторая и третья располагались в отдельных зданиях. Последнюю студию художник оборудовал в возрасте 76 лет. Для посещения туристов открыта только Первая студия.


Желтая столовая

Кухня

Желтая столовая

Желтая столовая

Кухня

Первая студия

Желтая столовая

1. Цветочный сад Clos Normand

Clos Normand в переводе с французского означает "нормандская ограда". Сад назван так потому, что он огражден широкой каменной стеной. Вообще-то для нормандских садов такое серьезное ограждение не очень характерно, это, скорее, исключение. Но такая стена является надежной защитой от кроликов и других животных, а также нежелательных посетителей.

Когда Клод Моне переселился в Живерни, перед домом находился яблоневый сад и огород (кухонный сад). От ворот к дому вела широкая аллея, усаженная кипарисами и елями. Вдоль дороги располагались клумбы с цветами и подстриженный самшит. Художнику очень понравился сад, и он сразу же занялся его перепланировкой, решив создать здесь сад своей мечты.

Четырехметровые деревья на главной аллее создавали в саду густую тень. Клод Моне очень любил цветы и понимал, что в тени они будут плохо расти. После долгих споров с женой Алисой, которой нравился тенистый сад, он вырубил все деревья в главной аллее, оставил только два дерева (тиса) в начале аллеи. По началу Клод Моне оставил от деревьев высокие пни, которые использовались как опоры для плетистых роз. Затем вдоль главной аллеи появились зеленые металлические арки, перголы, которые существуют и сейчас. Главную аллею украсили ароматные розы и ковер из настурций. Художнику нравилось, чтобы цветы плавно "растекались" вдоль дороги, как вода в реке.

Яблони Клод Моне заменил на вишни и японскую сливу или японский абрикос. Все пространство сада он устлал ковром из тысячи цветов: нарциссы, тюльпаны, восточные маки, ирисы, пионы, георгины и т.п.

Клод Моне обустраивал свой сад как истинный художник. Он работал с перспективой, играл светом и тенью, подбирал оптимальную освещенность для дома. С левой стороны сада он создал прямоугольную клумбу из цветов отдельных оттенков, которая напоминала палитру художника. Занимаясь садоводством как живописью, он создал солнечный сад, который благодаря таланту современных садовников каждый год показывает нам свою красоту и волшебство.

Сейчас перед домом художника разбит регулярный сад с прямыми аллеями. Clos Normand - это великолепный сад, постоянно цветущий с ранней весны до поздней осени. Клод Моне таким образом разбил свой сад и распланировал в нем посадки растений и цветов, чтобы в любой месяц с апреля по октябрь там обязательно что-нибудь цвело: деревья, кустарники, цветы. Благодаря этому каждый месяц сад художника в Живерни выглядит по-разному. Существует календарь цветения растений в саду Клода Моне. Он выложен на сайтах giverny.org и fondation-monet.com . Цветение в саду полностью обновляется 2 или 3 раза за сезон.


Сад в марте

Центральная аллея, перголы

Ковер из настурции

Нарциссы цветут

Амарант "Queue de renard"

Сад в октябре

Кошка в розовой аллее

Тропинка среди ирисов

Перголы в саду

Панорама сада в Живерни, август 2013 г.

Розы в саду

Деревья в цвету

Аллея в саду, ковер из настурций

Лабурнум, бобовник анагировидный или Золотой дождь

Клематис

Рудбекия

Фуксия

Цветник у дома

Цветы в саду Клода Моне. Огромное разнообразие цветов. Здесь можно встретить и декоративные садовые цветы, и луговые цветы, характерные для бассейна Сены.
Думаю, сам художник по достоинству оценил бы сегодняшний сад в Живерни. Он был бы доволен, если бы смог увидеть эти великолепные цветы.


Маргаритки

Фиалка трехцветная

Ирисы

Тропинка среди ирисов

Мак восточный

Пионы

Розы

Тюльпаны

Красные маки

Пион

Ирисы

Тюльпаны

2. Японский сад с прудом с кувшинками и японским мостиком.

Клод Моне всегда интересовался отражениями в воде. Еще в Аржантее он оборудовал плавающую студию на лодке и писал на воде. Поэтому вода обязательно должна была присутствовать в саду его мечты.
На своем новом участке в Живерни с согласия местных властей он перекрывает речку, приток Эпт, создавая искусственный пруд.

Сейчас Японский водный сад Клода Моне окружен высокими деревьями, которые скрывают его от окружающего мира. Туристы попадают сюда из сада Clos Normand через тоннель под дорогой. И они сразу оказываются как бы на полотнах великого художника.

В центре водного сада находится знаменитый пруд, в котором растут кувшинки. Через пруд перекинут изящный Японский мостик. Моне выкрасил его в зеленый цвет, как и все другие элементы декора сада, (оттенок "зеленый Моне"), чтобы отличаться от красного, который традиционно используется в Японии. Японский мостик находится на одной линии с главной аллеей в Clos Normand.

Вообще, в Японском водном саду всего 6 мостиков. Главный Японский мостик, который больше всего любил писать Клод Моне, увит глицинией. Остальные мостики - малые. Напротив главного мостика, с другой стороны пруда, перекинут изящный малый мост.


Желтые ирисы

Бамбук

Малый мост

Малый мост

На рассвете

А вот так выглядит Японский мостик вблизи. Он увит глицинией. Это - вьющаяся лиана, цветущая душистыми сиреневыми цветами, собранными в огромные, ниспадающие кисти, напоминающие гроздья винограда. Их аромат напоминает запах жасмина.
Главный японский мостик в саду Клода Моне обвивают две глицинии: лавандовая и белая. Они зацветают в конце апреля - начале мая, первой зацветает лавандовая глициния, а затем - белая. Художник специально посадил две разные глицинии, чтобы продлить цветение на мосту. Первый раз глициния зацветает весной, еще до появления листьев. И это самый красивый момент. Повторно глициния цветет в июле, когда она уже полностью покрыта листвой. Второе цветение не столь обильное и красивое. Зато летом красивее выглядит пруд с кувшинками.


Цветет лавандовая глициния

Туристы на мосту. Июль, повторное цветение глицинии.

Японский мостик весной

Цветут белая и лавандовая глицинии

Японский сад и пруд с кувшинками

Восточная атмосфера сада передается выбором растений: древесный бамбук (Phyllostachys aurea ), гинко (Ginkgo biloba L.), клены, японские пионы, белые лилии, плакучие ивы, которые так чудесно обрамляют пруд. Клод Моне сам посадил кувшинки ("нимфеи") в своем пруду. Об этом он рассказывал так: "Я люблю воду, но я также люблю цветы. Поэтому когда пруд был наполнен водой, я решил украсить его цветами. Я просто взял каталог и выбрал наугад, вот и все".

Волонтеры в Живерни рассказывают немного другую историю о кувшинках. Дело в том, что в XIX веке во Франции в дикой природе росли только белые кувшинки. Розовые и желтые кувшинки были экзотикой, они не были морозоустойчивыми, на зиму их необходимо было забирать в оранжерею. В конце XIX века селекционер Bory Latour-Marliac скрестил дикие белые кувшинки с экзотическими и вывел морозоустойчивые цветные кувшинки, целую палитру окрасок. Он выставил свои разноцветные кувшинки на Всемирной выставке в Париже в 1889 году (тогда же, когда была построена Эйфелева башня), и именно там и тогда Клод Моне впервые увидел их. Это было за 4 года до того, как он обустроил пруд в своем саду. Возможно, если бы Bory Latour-Marliac не создал новые виды кувшинок, Клод Моне не написал бы свои знаменитые шедевры из серии "Кувшинки".

Клод Моне очень гордился своим водным садом, ему нравилось принимать здесь гостей. Он много времени проводил в саду, часами созерцая его. Садовник, обслуживающий сад, постоянно удалял каждый засохший лист, чтобы не нарушилась гармония.

В 1897 году Клод Моне начал писать здесь свою знаменитую серию "Кувшинки". Стремясь передать отражение неба в воде, его соприкосновение с поверхностью воды с помощью плавающих точек цвета, Клод Моне достиг вершин мастерства в своей живописи. Вибрация цвета на его полотнах вызывает море чувств и эмоций.
Клод Моне создал свыше 270 полотен, на которых изобразил свой водный сад.


Японский сад весной

Азалия цветет


Знаменитые кушинки или нимфеи

Этот ракурс очень любил Клод Моне: ветки ивы соприкасаются с водой. С этой точки он писал свою знаменитую серию "Кувшинки".

Клод Моне любил кур, любил свежие яйца, поэтому в углу сада он всегда держал небольшой птичий двор с курами и индейками.

Фонд Клода Моне (Fondation Claude Monet) старается полностью воссоздать обстановку 100-летней давности, поэтому и сейчас содержит рядом с домом художника, возле кухни, небольшой птичий двор с курами и индейкам. Причем, как и сам Клод Моне, каждый год Фонд содержит разные породы кур.
На фото справа: цыпленок из курятника в саду Клода Моне в Живерни.

Обитатели птичьего двора в Живерни.

Из разряда курьезов. Американские туристы все время спрашивают, в какой зоне находится Живерни (имеются в виду зоны зимостойкости, USDA-зоны). Экскурсоводы и волонтеры Живерни в растерянности - во Франции не принято американское деление на зоны. Чтобы объяснить климатические условия, они рассказывают, какие наблюдаются температуры зимой (в Живерни бывает снег, и пруд почти всегда замерзает). Американцы и этого не понимают, так как они знают только градусы по Фаренгейту, а во Франции, как и во всей Европе, используется температурная шкала по Цельсию. Так вот, специально для американцев Фонд Клода Моне, экскурсоводы и волонтеры выяснили, что Живерни находится в 8 зоне.

Французы планируют подать заявку на внесение Дома-музея и сада Клода Моне в Живерни в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Очень интересно сравнить современные фотографии сада и пруда с полотнами Клода Моне . А еще лучше - увидеть это все воочию.

Фото : Spedona, Amadalvarez, Remi Jouan, Gortyna, Ariane Cauderlier, Amadalvarez, Stéphanie De Nadaï, Michal Osmenda, Selena N. B. H., Mussklprozz, Gortyna, Popolon, Anabase4, Remi Jouan, Michal Osmenda, Fondation Monet, Donar Reiskoffer, Metzner, Ariane Cauderlier, Comité Régional de tourisme de Normandie, Сергей Прокопенко, Andrew Horne, с сайтов Fondation Claude Monet www.fondation-monet.fr , giverny.org , giverny-impression.com и со страницы Fondation Claude Monet a Giverny на Facebook.

Клод Моне поселился в нормандской деревне Живерни в 1883-м году. На это место он обратил внимание, поскольку часто проезжал мимо на поезде — это был период его увлечения Руанским собором, который он рисовал в течение двух лет. Моне вообще тяготел к Нормандии: в Гавре прошло его детство и юность, там он написал свою эпатажную (ставшую «вывеской» импрессионизма) картину «Впечатление. Восход солнца», он любил нормандское побережье Ла-Манша, много там писал — особенно его вдохновляли меловые .

Итак, Моне арендует, а потом приобретает в Живерни дом с участком. Было ему 43 года, и к этому времени — после долгого периода непризнания, отвержения и насмешек – к нему, наконец, пришли успех и достаток.

В Живерни Моне прожил 43 года до самой своей смерти в 1926 году. За эти годы перед домом был разбит дивный сад. Первоначальный участок ограничивался железной дорогой, за которой протекала узкая речушка в заросших берегах. Моне прикупил кусок земли за путями и построил к нему подземный переход (сейчас пути разобраны, поезд через Живерни больше не ходит). Речушку запрудили, развели кувшинки, установили мостик в японском стиле, по берегам посадили плакучие ивы, бамбук, цветы.

Сад в Живерни – это отдельное произведение Клода Моне, не менее великое, чем его картины. Здесь нет больших разлинованных клумб, наоборот, здесь все, как в живой природе: много мелких ярких цветов, разбросанных в кажущемся беспорядке. Каждое создает свой мазок, вплетается в общее звучание. Сад Моне – это тоже импрессионизм, совокупность ярких цветовых пятен, создающих общее полотно — впечатление. Только полотно это живое – возвращаясь в Живерни через пару недели, вы видите перед собой уже совсем другую картину: одни краски поблекли, другие зазвучали в полную силу.

Сад Клода Моне

Я бродила по саду, и меня не покидала мысль: какой это был счастливый человек. Он родился гением – первое везение. Художник, увидевший мир по-другому, ловец света и солнечных бликов, отражатель впечатлений и мимолетной красоты. Второе везение – у него были друзья-единомышленники: он пришел не один, не был трагически одинок, не бился в одиночку со всем миром. Новое искусство витало в воздухе. Они шли широким фронтом. И победили.

При страстной его увлеченности он занимался бы любимым делом при любых условиях. Но во второй половине жизни перед ним уже не стоял вопрос о хлебе насущном, не отвлекал от главного. Только творчество, лакомое, вожделенное творчество. Картины и сад. Кувшинки, которые он рисовал до конца жизни, уже полуслепым, не различая контуров – только световые пятна. Можно сказать, сколько ему было дано Богом – столько и отдал. Может быть, чуть больше.

Он мечтал в Париже создать некое пространство, попадая в которое, человек отрешался бы от суеты, погружался в созерцание кувшинок, ниспадающих ивовых ветвей, игру солнечных бликов на воде. Так возник музей Оранжери – место, где мы застываем и приходим в себя.

Мне очень понравился дом Моне и его семьи – не скромный и не богатый, все в меру: вот сколько надо человеку — столько и есть. Два этажа, большая зала с картинами, комнаты залиты светом, из окон – вид на цветущий сад.

Столовая

Удивило большое количество на стенах рисунков Хокусая.

Что еще посмотреть в Живерни

За домом тянется длинная улица Клода Моне – главная улица Живерни. Культ цветов сопровождает вас и дальше. Так, кафе на углу называется «Botanic» — во внутреннем его дворе, действительно, много цветов. (Там же находится информационный туристический центр ).

Через дорогу — стриженые кустарники чередуются с клумбами, лиловое облако лаванды лежит на траве. Возле лавандового облака стоят столики летнего кафе, примыкающего к Музею импрессионизма .

Да, есть в Живерни и такой музей. Его прежнее название – Музей американского искусства , там были представлены американские художники. Сейчас музей поменял тематику, предмет его изучения – история импрессионизма и смежных течений живописи. В мае 2014 года музею исполнилось 5 лет.

Импрессионисты из Америки стали селиться в Живерни сразу после того, как сюда перебрался Клод Моне. Учитывая, что французские художники – друзья Клода Моне – тоже были в Живерни частыми гостями, можно представить, сколько людей с мольбертами бродили в окрестностях скромной нормандской деревушки в конце 19 века – а потом сидели за столиками кафе. В окрестностях Живерни проложены прогулочные тропинки, их схему можно взять в информационном центре.

Часы работы усадьбы Моне и стоимость билетов

Музей Клода Моне в Живерни открыт для посещений с 1 апреля по 1 ноября. Часы работы: 9-30 – 18-00. Стоимость билетов — 9.50 евро для взрослых и 4 для детей. Есть комбинированные билеты:
вместе с музеем импрессионизма — 16.50, вместе с парижскими музеями Оранжери или Мармоттан — 18.50.

Очередь в музей Клода Моне. Полдень

Как из Парижа добраться до Живерни

Садитесь на вокзале Сен-Лазар в поезд и едете до Вернона. Время в пути – 1-15 (расстояние между ними – 87 км).

От Вернона до Живерни ходит автобус. Дорога занимает 20 минут. Стоимость билета в одну сторону – 4 евро.

Время отправления автобуса стыкуется со временем прибытия парижского поезда. Так, поезд из Парижа прибывает в Вернон в: 9-11, 11-11, 13-11, 15-11.

Автобус отправляется из Вернона в Живерни в: 9-25, 11-25, 13-25, 15-50.

Полезные сайты для подготовки к путешествию

Подбор отелей - Booking (если вы еще не зарегистрированы на Booking, то можете сделать это по моей пригласительной ссылке . В таком случае Booking вернет вам на карту 1 тыс рублей после того, как вы забронируете жилье и совершите первую поездку).

Съём жилья у хозяев -

Если проехать 80 км на север от Парижа, можно попасть в живописное местечко Живерни. Эта деревушка знаменита тем, что когда-то здесь в течение сорока трех лет, жил и творил Клод Моне.

Поселившись в 1883 году в деревне, художник так увлекся садоводством, что на его полотнах не было почти ничего кроме видов своего любимого сада и макового поля, которое находится на краю деревни.

Поначалу сад Моне состоял только из территории, примыкающей к дому (около 1 га). Здесь первым делом художник вырубил мрачную аллею из елей и кипарисов. Но были оставлены высокие пни, по которым потом взбирались плетистые розы. Но вскоре лианы так разрослись, что сомкнулись и образовали сводчатый цветущий тоннель, ведущий от ворот к дому. Конечно, со временем пни разрушились, и теперь розы поддерживаются металлическими опорами. Это место можно видеть на картинах Мастера: перспектива аллеи, где слева, справа и сверху пышные цветы, а на дорожке внизу их тонкие ажурные тени.

Участок перед домом, который просматривался из окон, художник превратил в цветочную палитру, смешивая и подбирая краски. В саду Моне пестрый благоухающий ковер из цветов разделен прямыми дорожками, как краски в коробке. Моне писал цветы и рисовал цветами. Он как истинно талантливый человек был и выдающимся художником, и выдающимся ландшафтным дизайнером. Садоводством он увлекался очень серьезно, покупал специальные книги и журналы, вел переписку с питомниками, обменивался семенами с другими цветоводами.

Коллеги-художники часто навещали Моне в Живерни. Здесь бывали Матисс, Сезанн, Ренуар, Писсарро и другие. Зная об увлечении хозяина цветами, друзья привозили ему в подарок растения. Таким образом у Моне появились, например, древовидные пионы, привезенные из Японии.

К этому времени Клод Моне становится знаменит. Техника живописи этого художника отличается тем, что он не смешивал краски. А располагал их рядом или наслаивал одну на другую отдельными мазками. Жизнь Клода Моне течет спокойно и приятно, рядом семья и любимая жена, картины хорошо покупают, художник увлеченно занимается любимым делом.

В 1893 году Моне купил участок болотистой земли рядом со своим, но находящийся с другой стороны железной дороги. Здесь протекал небольшой ручей. На этом месте художник при поддержке местных властей создал пруд, сначала небольшой и увеличенный впоследствии. В водоеме были высажены нимфеи разных сортов, по берегам - плакучие ивы, бамбук, ирисы, рододендроны и розы.

Через пруд, который имеет очень извилистую береговую линию, переброшены несколько мостиков. Самый известный и большой из них - японский мостик, увитый глицинией. Его Моне рисовал особенно часто.

Водный сад Моне разительно отличается от окружающей местности, он скрыт за деревьями. Попасть сюда можно только по тоннелю, проложенному под дорогой. Каждый, зашедший сюда, невольно замирает, затаив дыхание, увидев шедевр, созданный великим художником, узнавая сюжеты его всемирно известных картин.

Клод Моне черпал вдохновение в водном саду в течение 20 лет. Моне писал: «…ко мне пришло откровение моего сказочного, чудесного пруда. Я взял палитру, и с того самого времени у меня уже почти не было никогда другой модели». Он сначала создавал картины в натуре, они давали отражения в водной глади пруда, а после художник переносил их на холсты. Вставая каждый день в пять утра, он приходил сюда и рисовал в любую погоду и любое время года. Здесь им было создано более сотни полотен. В это время Моне стал терять зрение… Ему все труднее удавалось различать и писать мелкие детали. Картины художника постепенно меняются. Детали и нюансы заменяются крупными мазками краски, которые показывают игру света и тени. Но и в картинах, написанных в такой манере, мы безошибочно угадываем знакомые сюжеты. Стоимость полотен продолжает расти…

Клод Моне умер в своем доме в Живерни в 1926 году. За садом ухаживала его падчерица Бланш. К сожалению, во время второй мировой войны сад пришел в упадок. В 1966 году сын художника Мишель Моне передал усадьбу Академии изящных искусств, которая сразу же начала реставрацию сначала дома, а потом и сада. Сейчас усадьбу в Живерни ежегодно посещают полмиллиона человек.

Клод Моне прожил большую счастливую жизнь. Ему удалось заниматься любимым делом, сочетать живопись и садоводство, жить в достатке. Он был очень счастлив и в личной жизни, любил и был любимым. Моне стал знаменитым еще при жизни, что у художников бывает редко. И сейчас во всем мире он остается одним из известнейших и любимых художников. И нам особенно приятно, что этот выдающийся человек не только великий живописец, но и наш коллега и Учитель, Мастер Ландшафтного Искусства.

Светлана Чижова , кандидат биологических наук, компания "Ландшафтное искусство" ,

cпециально для сайт

Фото: Светлана Чижова, Михаил Щеглов

Сад Клода Моне можно считать одним из его произведений, в нем художник чудесным образом реализовал идею преобразования природы по законам световой живописи. Его мастерская не была ограничена стенами, она выходила на пленэр, где повсюду были разбросаны цветовые палитры, тренирующие глаз и удовлетворяющие ненасытный аппетит сетчатки, готовой воспринимать малейшее трепетание жизни.
Жорж Клемансо, сосед художника

Живописная крохотная деревушка Живерни, расположенная неподалеку от места слияния Эпта и Сены, находится всего в 80 км к северу от Парижа. В 1883 году после долгих и неудачных попыток найти постоянное жилье именно сюда приехал и обосновался со своей семьей художник Клод Моне.

Местечко так очаровало его, что, несмотря на крайне сложное финансовое положение, Моне решился на покупку гектара земли. Это приобретение перевернуло всю его жизнь.
Моне увлекся садоводством. Оно интересовало его и ранее. И в Сен-Мишеле (Буживаль), и в Аржантейе, и в Ветейе, несмотря на скудные средства, художник умудрялся разводить небольшие садики с разросшимися цветниками. В Живерни его страсть достигла апогея.

Планировка созданного художником сада, менявшего свой облик в соответствии со временем года, была продумана до мелочей. Вместе с Алисой Гошеде (второй женой), ее шестью детьми и двумя своими сыновьями Моне создавал сад своей мечты.

Прежде всего, были проведены работы на подступах к дому: Моне вырубил аллею елей и кипарисов, посчитав ее слишком унылой. Но вырубил не под корень, а сохранив высокие пни, за которые могли цепляться побеги вьющегося шиповника. Вскоре плети так разрослись, что сомкнулись, и аллея превратилась в усыпанный цветами сводчатый туннель над тропинкой, ведущей к дому от ворот. Позже, когда пни разрушились, Моне заменил их металлическими дугами, постепенно зараставшими цветами.

Питая отвращение к большим декоративным клумбам, которые обычно устраивали на своих лужайках буржуа, Моне рассаживал группами или в виде бордюров ирисы, флоксы, дельфиниумы, астры и гладиолусы, георгины и хризантемы, а также луковичные растения, которые на ярко-зеленом фоне лужаек смотрелись как роскошный мозаичный ковер.

Опытный глаз художника позволял ему искусно «смешивать» цветы различных окрасок для достижения гармоничных сочетаний, контрастов и переходов. Клод Моне не любил распланированные или сдерживаемые в красочном буйстве сады. Он располагал цветы в соответствии с их оттенками и позволял им расти совершенно свободно.

С годами художника все больше увлекала ботаника, захватив его не менее, чем изучение световых бликов. В книге, посвященной Моне («Этот неизвестный Клод Моне»), его пасынок Ж.П.Гошеде отмечает, что при этом художнику важнее всего была не диковинка, а впечатление, произведенное ею. Впечатление от детали и от целого.

Непрекращающийся процесс создания сада воодушевлял Моне, и он добросовестно изучал торговые каталоги, постоянно заказывая все новую и новую рассаду, а кроме того, обменивался растениями со своими друзьями Клемансо и Сейботтом. Для получения достоверной информации из первых рук художник принимал у себя за обедом наиболее значительных специалистов-садоводов и особенно сдружился с Жоржем Трюффо.

Моне непрестанно искал редкие сорта, покупая их за очень существенные суммы. «Все мои деньги уходят в мой сад , – признавался Моне, – но я в полном восторге от этого растительного великолепия ».

Круговорот цветов

«Le Clos Nonmand» был задуман «по-французски». Сад находится перед домом, и строгие прямые линии аллей рельефно контрастируют с пестрым ковром благоухающих весь год цветов. Каждому времени года соответствует своя цветовая гамма. Весной поляны светло-желтых нарциссов предваряют цветение тюльпанов, азалий, рододендронов, лиловой сирени и нежной глицинии.

Особое место в саду занимают любимые художником ирисы. Длинными широкими рядами высаживали их главный садовник, пять его помощников и, конечно, сам Моне. Поразительной красоты дельфиниумы, всевозможных оттенков и размеров маки и клематисы подводят живую палитру к летней расцветке. Лето проходит под знаком бурного цветения роз.

С середины осени сад, с молодым и пышным неистовством, горит своими прощальными красками, перед тем как поблекнуть до следующей весны. Утром и вечером неяркие лучи осеннего солнца ласкают герань и подчеркивают царственность роз, хрупких, как китайский фарфор. Огонь настурций – бесстыдных завоевателей всех дорожек сада – растекается над их просвечивающими листьями.

На пересечениях главных аллей лавандово-голубые клематисы гордо возвещают о своем появлении, в то время как вся остальная «мелочь» соперничает друг с другом за место на дальних дорожках. Изящные георгины завершают своим высокомерием картину вечной борьбы за то, чтобы хоть на мгновение продемонстрировать миру неповторимую радугу розового, пурпурного, оранжевого и ярко-желтого.

Водный сад

Вода всегда восхищала художника, и, завершив работу над цветником у дома, в 1893 году – через десять лет после своего приезда в Живерни – Моне покупает большой заболоченный участок земли с ручейком по другую сторону дороги. При поддержке местных властей Моне выкапывает там маленький пруд, вызвав тем самым неудовольствие соседей. Позже пруд будет увеличен до своих нынешних размеров.

Водный сад полон асимметрии и изгибов. Он напоминает японские сады, так любимые Моне, – недаром художник давно увлекался коллекционированием гравюр с их изображением. В 1895 году был возведен «японский мостик», увитый душистым сиренево-белым кружевом глициний. Водоем засадили кувшинками почти всех существующих в природе видов, а по краям была устроена живая изгородь из ирисов и стрелолиста. Пруд был густо обрамлен папоротниками, рододендронами, азалиями, пышными кустами цветущих роз.

Великолепные плакучие ивы, колонновидные тополя и экзотического вида бамбуковые заросли дополняли проникнутую безмятежным покоем картину. Пруд и все, что находится вокруг него, составляет единый пейзаж, разительно отличающийся не только от внешнего сельского мира, но и от многокрасочного цветника перед домом.

Здесь небо и облака, слившись в одно целое с зеленью и цветами, отражаются в зеркальной глади пруда. А граница между явью и грезами – всего лишь иллюзия… Всегда находившийся в поисках тумана и прозрачности, Моне посвятил себя в большей степени «отражениям в воде» – миру-перевертышу, реальности, пропущенной через водную стихию.
Весь живернийский период, продолжавшийся почти полвека, прошел под знаком Кувшинок.

«Прошло много времени , – писал Моне, – прежде чем я смог понять свои кувшинки... Я сажал их ради удовольствия, даже не помышляя, что буду их писать. И вдруг неожиданно ко мне пришло откровение моего сказочного, чудесного пруда. Я взял палитру, и с того самого времени у меня уже почти не было никогда другой модели ».

Склонившись над поверхностью водоема, Моне бесконечно писал кувшинки, водные растения, плакучую иву. Около сотни этюдов и законченных полотен создано им на эту тему, и именно они, пожалуй, вызывают наибольшее восхищение, тем более что многие работы были выполнены во время обострения глаукомы, поставившей под угрозу зрение Моне, а потому близки к абстрактной живописи.

Кроме живописи и садоводства я ни на что не гожусь
Клод Моне

В Живерни часто приезжали Сезанн, Ренуар, Сислей, Писсарро, Матисс и другие художники. Моне любил принимать их у себя, с удовольствием демонстрируя сад, оранжереи и уникальную коллекцию японских гравюр. Зная о страстном увлечении художника садом, многие друзья дарили ему редкие, уникальные растения. Так, например, появились в Живерни привезенные из Японии экзотические древовидные пионы.

Успех полотен импрессиониста к тому времени стал очевиден. По мере того как денег становилось больше, Моне благоустраивал и расширял дом. Позднее им была построена в саду мастерская. Ежедневно художник вставал в пять часов утра, приходил сюда и без устали рисовал. Рисовал в любое время года, в любую погоду, в любой час дня. Увлекали его и прогулки по окрестностям: Моне любил алые от маков поля, тенистые дорожки вдоль Сены.

Восстановление сада Моне

Непросто сложилась судьба имения, столь дорогого сердцу художника.
После смерти Моне в 1926 году дом и сад в Живерни унаследовал сын Мишель. Жить там он не стал, а за имением ухаживала падчерица художника – Бланш. Потом – война и послевоенные годы разрухи, когда денег на содержание прекрасного сада не было. Усадьба в Живерни пришла в упадок. В 1966 году Мишель Моне передал ее Академии Изящных искусств. В том же году началась реставрация дома, продлившаяся долгих 10 лет и наконец благополучно завершившаяся, в значительной мере, стараниями Фонда Клода Моне.

В 1977 году Джералд Ван дер Кемп был назначен куратором Живерни. Андрэ Девиле и знаменитый дизайнер Жорж Труфо помогли ему восстановить сад во всей красе. Лучшие садовники Франции проделали колоссальную, очень кропотливую работу по реконструкции сада. Очень помогли свидетельства современников Моне, фотографии сада и, конечно, прекрасные картины художника. Оказали содействие и многие потомки Моне.

Многочисленные кредиты и пожертвования в конце концов позволили возродить имение, вернуть ему первозданный вид и былое великолепие. Теперь тысячи посетителей со всех концов света могут насладиться уникальным миром, созданным Клодом Моне.

По материалам книги Ж.-П. Креспель «Повседневная жизнь импрессионистов. 1863–1883»/ пер. с фр. Е.Пуряевой. – М.: Мол.гвардия, 1999.


Журнал "Сад&садик" 1-2006