Занятия для развития музыкального слуха у ребенка. Музыкальный слух у ребенка – это во многом полезный навык, который можно развить

” №1/2007 04.08.11

Человек с хорошо развитым слухом отличается феноменальной памятью, нестандартным мышлением, стойким вниманием, ему легко дается изучение языков. Ничего сверхъестественного для развития слуха не требуется. Достаточно простых игр и занятий. Но результат получится грандиозный!

Мелодичное окружение способствует активному развитию ребенка. Об этом говорят психологи в самых разных странах. Конечно, не стоит включать дома музыку на 24 часа в сутки. Но и находиться в «стерильной» тишине младенцу вредно. Ведь каждый звук превращается в импульс, который идет в головной мозг. Больше «раздражителей» значит, активнее идут мыслительные процессы.

Только имейте в виду, что не все звуки полезны. Вам нужно провести строгий отбор и включить в список лишь лучшее. На первом месте – голоса близких людей. Не забудьте о классической музыке, о народных песнях. Во время дождя приоткрывайте форточку, чтобы ребенок в шуме капель учился различать мелодии.

Развитие слуха у новорожденных детей

Новорожденный постигает мир на слух. Нежные или резкие звуки сейчас по-разному воздействуют на незрелую нервную систему. Колыбельная расслабляет и успокаивает ребенка, дыхание становится глубже, он засыпает. Марш Мендельсона или телефонный звонок, наоборот, заставляют его напрячься, а иногда и пугают. Резкие звуки провоцируют безусловные рефлексы. Если вы тихо хлопнете в ладоши или слегка стукнете по кроватке возле ребенка, он разведет руки, раскроет ладошки и обхватит себя ими.

Поиск источника звука

Первое, чему учится ребенок находить источник звука. В трехмесячном возрасте он уже поворачивает голову на ваш голос и начинает улыбаться (врачи называют такую реакцию «комплексом оживления»).

Закрепить это умение и одновременно развивать слуховое внимание поможет погремушка. Основное требование к игрушке – мелодичный звук. Стоя над кроваткой, потарахтите ею справа от ребенка, слева, внизу, над головой. Пусть он поищет источник шума глазами, потянется к нему руками.

Распознавание звука

Ребенок слушает разговоры родителей, и постепенно у него складывается речевая карта родного языка. Он начинает понимать, как соединяются звуки, улавливает ритмику родной речи. Совершенствовать это умение поможет игра. Вам понадобятся часы, молоточек (музыкальный или из набора игрушечных инструментов) и банка, наполненная фасолью. Не торопитесь показывать ребенку все предметы, начните с двух и постепенно с каждым занятием увеличивайте количество.

Сначала пусть ребенок послушает, как «разговаривает» каждый из предметов. Затем предложите ему отвернуться и угадать, чей «голос» он сейчас слышит. Не забывайте хвалить малыша за каждый правильный ответ. Такие занятия вовсе не обязательно проводить дома. На прогулке обращайте внимание ребенка на то, как скрипит снег на морозе, как чирикают воробьи, как сигналит автомобиль. Дома повторите пройденный материал.

Музыкальные инструменты для ребенка

Барабан, мини-рояль, ксилофон или маракасы никогда не будут пылиться в углу. Многие психологи считают, что они замечательно развивают слух и музыкальный вкус. Поэтому не отбирайте инструмент у ребенка, не прячьте на дальнюю полку. Лучше подыграйте маленькому солисту. Начните с «Чижика-пыжика». Исполняя простые песенки, ребенок научится распознавать тональность.

Музыка для детей

Регулярно пополняйте домашнюю фонотеку. Моцарта, Штрауса и Гайдна вы слушали еще до рождения ребенка? Значит, эти произведения нравятся и ему. Но ребенок растет, у него появляются свои интересы. Учитывайте их, поэтому отправляйтесь в музыкальный магазин вместе. В коллекции появятся сборники Дунаевского, Гладкова... Ритмичные мелодии действуют как волшебные гусли-самогуды: заставляют ноги пускаться в пляс. Прекрасно! Умение гармонично двигаться под музыку помогает тоньше ее почувствовать.

Знакомьте ребенка со звуками различных музыкальных инструментов. Помогут в этом детские утренники в филармонии. На сцене представляют каждый инструмент и знакомят детей с его «голосом». Так малыш начнет связывать звук и зрительный образ.

Когда ребенок начнет различать звуки инструментов, предложите ему игру «Чей голос?». Она развивает слуховое внимание и память. Малыш слушает мелодию (на первых порах выбирайте музыку попроще) и говорит, сколько инструментов участвуют в произведении

Берегите слух с рождения. Передачу звука в мозг осуществляют сенсорные рецепторы. Во внутреннем ухе около 20 тысяч микроработников. Громкая музыка травмирует их, в результате слух ухудшается. Поэтому никогда не включайте музыкальный центр на полную мощность.

Следите, чтобы телевизор и радио не работали одновременно. Такая какофония нагружает нервную систему и снижает слух.

Развитие слуха ребенка от рождения до 3-х лет

Проверять слух ребенка нужно с рождения. Специалисты определили, с какими задачами и в каком возрасте ребенок способен справиться.

  • Ребенку 1,5-3 месяца - Оживляется, когда слышит голос.
  • Ребенку 4-5 месяцев - Гулит в ответ на обращение.
  • Ребенку 6 месяцев-1 год - Поворачивается в сторону тихих звуков. Улавливает тиканье часов на расстоянии 1 метра. Реагирует на оклик из другой комнаты.
  • Ребенку 1,5 года - Произносит около 10-15 слов, подражает голосам животных. Откликается на призыв (когда вы говорите спокойным голосом без жестикуляции).
  • Ребенку 2 года - Слышит, когда его зовут с расстояния 4-5 метров. Узнает звуки, не видя их источника. Произносит 100-150 слов.
  • Ребенку 3 года - Без труда различает похожие мелодии. В речи появляются сложные предложения.

Книги и игрушки для развития слуха ребенка

  1. Развивающая музыка для детей
  2. Мягкие погремушки и погремушки с шариками.
  3. Барабан
  4. Губная гармошка.
  5. Музыкальная карусель
  6. Клавесин
  7. Записи голосов животных и птиц
  8. Сборник произведений П. И. Чайковского.
  9. Э. Успенский «Кот Матроскин и другие...».
  10. Г. Гладков «Трубадур и другие...».

Слух необходим ребенку не только, чтобы воспринимать огромный объем информации из окружающего мира, но и для обучения языку, который стимулирует развитие мышления ребенка. Поэтому очень важно обнаружить и скорректировать проблемы со слухом как можно раньше.

Практически сразу после рождения врачи проводят экспресс тест слуха ребенка, и далее ваш педиатр отслеживает его развитие на каждом приеме.

Когда развивается слух

Внутреннее ухо уже полностью сформировано еще в период беременности на 20 неделе, и дети рождаются с полностью развитым слухом. Таким образом, ребенок готов слушать и учиться с самого рождения.

Как развивается слух

Голоса (особенно высокие) привлекают внимание малышей с самого рождения. Ребенок реагирует на знакомые звуки (например, на ваш голос или голос вашего партнера) и его, скорее всего, испугают громкие или неожиданные звуки.

Как ребенок реагирует на звуки, зависит от его темперамента. Более чувствительные дети могут реагировать на каждый шорох, в то время как более спокойные дети могут не обращать на них внимания.

Примерно к 2 месяцам большинство детей замолкают, когда слышат знакомые голоса и могут издавать звуки напоминающие: «оох..». Не стоит волноваться, если ребенок смотрит в другую сторону, когда вы с ним разговариваете, однако скажите своему врачу, если ребенок вообще не реагирует на ваш голос или окружающие звуки.

В 4 месяца дети начинают искать глазами источник звука, а в 6 месяцев они начинают пытаться подражать звукам. К 8-ми месяцам они начинают лепетать и реагируют на изменение тона голоса. К своему первому дню рождения ребенок наверняка скажет отдельные слова: ма-ма, па-па и будет отзываться на свое имя.

Слух будет помогать ребенку познавать мир и общаться с ним.

Не смотря на то, что ребенок рождается с полностью сформированным слухом, отдел мозга, отвечающий за сложные звуки и понимание смысла услышанного, будет развиваться до 12 лет.

Роль родителей в развитии слуха

Чтобы избежать нарушений слуха у ребенка следуйте простым правилам.

Держите предметы, которые могут попасть в уши (например, ватные палочки) подальше от них.

Делайте все возможное, чтобы поддерживать здоровье ребенка и избежать, например, инфекции уха.

Оберегайте ребенка от продолжительных громких звуков (уровень шума должен быть таким, чтобы вам было удобно разговаривать).

Чтобы стимулировать развитие слуха у ребенка предоставьте ему возможность услышать различные звуки.

Познакомьте ребенка с различной музыкой от популярной до классической. Иногда можете напевать ребенку, познакомьте его с тиканьем часов или звоном колокольчиков, раскачивающихся на ветру.

Читайте и разговаривайте с ребенком вне зависимости от его возраста. Слушание вашего голоса поможет ребенку развить чувствительность к интонации, что важно при овладении языком. Экспериментируя с высотой вашего голоса, используя акценты, пение и различные звуки вы можете сделать свое общение с ребенком более интересным для него. Помимо этого, чем больше вы говорите и читаете ребенку, тем больше слов он будет знать к тому моменту, когда будет готов начать говорить.

Не стоит непрерывно разговаривать с ребенком, однако если вы замечаете, что ему интересно, что вы делаете – расскажите ему об этом. Можете комментировать то, что слышит ребенок, например, лай собаки ил звон колокольчиков.

В 4 или 5 месяцев ребенок может начать пристально смотреть вам в рот, когда вы говорите.

Когда стоит волноваться

Обратите внимание на хронические нарушения слуха, которые были в вашей семье или в семье вашего партнера и расскажите об этом вашему врачу.

В тоже время учитывайте, что дети могут спать, не смотря на лай собаки или пронзительный телефонный звонок. Это совершенно нормально. Однако, как правило, родители замечают, если есть подозрения на нарушения слуха у ребенка. Чем раньше вы поставьте вашего доктора в известность об этом – тем лучше. Экспериментально доказано, что предоставление помощи детям с нарушением слуха до 6-ти месячного возраста оказывают значительное влияние на развитие речи и мышления.

Вы можете или написать свой.

Фонематическим (речевым) слухом называют возможность уловить и идентифицировать звучание (фонемы) родной речи, определять смысловую нагрузку слов, предложений, текстов. Такая разновидность слуха позволяет отличить громкость разговора, интонацию, голосовой тембр.

Говорят, что ребенок получает с рождения абсолютный слух. Однако, не поддерживая и не развивая его, с возрастом «абсолютность» постепенно сходит на нет. Чтобы этого не произошло, слух необходимо всесторонне развивать.

Еще неродившийся ребенок способен слышать огромное количество звуков. Среди них – сокращения сердца матери, шум околоплодных вод, внешние звуки. При рождении малыш способен слышать даже то, на что взрослый человек вряд ли обратит свое внимание. Особенность взрослого – акцентировать внимание только на тех вариантах звука, которые в данное время ему необходимы, при этом совершенно игнорируя остальные. Только что родившийся ребенок еще не умеет сосредотачивать свое внимание и разделять звуки на нужные и ненужные. Этому он должен научиться.

Фонематический слух как раз и помогает выделить из обычного шума отдельные звуки. Для начала малыш начинает определять отдельные звуки, которые он слышит наиболее часто: это голоса родителей, собственное имя. Именно поэтому зачастую первым произнесенным словом малыша является слово, слышимое им чаще всего.

Если в раннем детстве ребенка окружают музыкальные звуки, в том числе и колыбельные, которые поет ему мама, можно говорить о том, что в будущем у малыша может закрепиться и музыкальный слух. Конечно, такой слух также нужно развивать: вместе с ребенком слушать и разбирать музыкальные произведения, осваивать ритмы, чего можно добиться простыми игровыми танцами с ребенком. Малыш должен научиться отличать добрую музыку от агрессивной, задорную от грустной и т. д.

Что ожидает ребенка, если не уделять внимания развитию его слуха? Приведем пример: в глухонемой семье появился малыш, способный как слышать, так и говорить. Разговор он слышит не так часто, как это необходимо, не понимает его значимость в социальном мире, он теряет способность различать звуки, тем более повторять их и использовать для собственного общения. Как правило, такие детки либо вовсе не умеют говорить, либо делают это недостаточно хорошо.

По этим же причинам изучать иностранный язык намного легче, находясь в среде, где все окружающие общаются на данном языке. У любого человека присутствует природный дар подражания и улавливания звуковых отличий.

Упражнения на развитие речевого слуха необходимо проводить, начиная уже с того момента, когда ребенок начинает реагировать на звуки, сначала показывая ему источник звучания, в дальнейшем объясняя, что и как позволило воспроизвести данный звук. Как определить, достаточно ли развивается фонематический слух у вашего малыша? Мы приведем вам несколько занятий, которые можно применять как в качестве диагностики развития, так и в развивающем плане. При выполнении упражнений учитывайте возраст ребенка: трехлетний малыш может не справиться с последним упражнением, но если это происходит в 6-7 лет, развитию его слуха необходимо срочно помогать.

Во-первых, следует научить ребенка разделять речь среди остальных звуков.

  • Что за звук?

Это занятие предполагает три варианта сложности:

  1. Звук погремушки, звонка или свистка?
  2. Звук ключей от квартиры, стук ложкой по тарелке или перелистывание книги?
  3. Коробок со спичками, с песком или с камушками?
  • Какая погода?

Занятие в форме игры, проходящее во время прогулки в погожий день. Взрослый тихонько пошатывает погремушкой (хорошая погода), затем резко встряхивает её, издавая сильный звук (пошел дождь) и просит малыша подбежать и якобы укрыться от мнимого дождика. Необходимо объяснить ребенку, что он должен прислушиваться к звукам погремушки и, в зависимости от интенсивности звуков, «прогуливаться», либо «спрятаться».

  • Отгадай действие.

Несколько деток сидят на стульях. Ручки лежат на коленках. Взрослый сильно ударяет по барабану, детки поднимают ручки вверх. Если удар слабый, ручки поднимать не нужно.

  • Отгадать инструмент.

Взрослый должен ознакомить деток с популярными музыкальными инструментами. Это может быть свисток, гитара, свирель, барабан, пианино. Необходимо воспроизвести звук каждого из них. Затем взрослый прячется за перегородку и издает инструментальные звуки, при этом детки должны отгадать, какой именно инструмент звучал.

  • Отгадать направление звука.

Ребенок зажмуривается, а взрослый в это время свистит в свисток. Малыш должен определить, откуда раздается звук. Не открывая глаз, он должен развернуться и ручкой указать направление.

Лишь тогда, когда малыш научиться разделять звуки, можно переходить к дальнейшим упражнениям. Теперь настал черед объяснить, что одинаковый звук может иметь различное звучание:

  • а-а-а – показываем доктору горлышко;
  • а-а-а – убаюкиваем куклу;
  • а-а-а – что-то болит;
  • о-о-о – бабушке тяжело нести сумку;
  • о-о-о – удивление;
  • о-о-о – поем песенку.

Для начала малыш учится повторять звуки самостоятельно, затем пытается угадать, что данным звуком хочет сказать взрослый.

Чтобы малыш легко ориентировался в многообразии различных звуков, взрослый должен рассказать, как воспроизводится тот или иной звук. Для этого необходимо продемонстрировать важность губ, языка, зубов: лучше для этой цели использовать зеркало. Малыш учится распознавать и произносить звуки, начиная с гласных, постепенно усложняя употреблением согласных звуков.

После усвоения таких знаний необходимо приступать к разработке слуховой памяти – возможности составлять из звуков слова. Здесь важно не только слышать набор звуков в словах, но и запоминать их порядок. Начинать следует с простых коротких слов, произносимых в следующем порядке:

  • бим-бом-бум;
  • рок-рак-рык;
  • так-ток-тук;
  • рука-мука-щука;
  • лоза-коза-гроза;
  • банка-манка-ранка.

Можно предложить малышу после прослушивания ряда слов выделить из него лишнее (так разрабатывается чувство рифмы):

  • гора-нора-перо;
  • смех-снег-солнце.

Можно поупражняться в разгадывании загадок, ответ на которые должен звучать в рифму. К примеру: с двух сторон брюшко и четверо ушек, а как зовут её? По-душ-ка!

Представляйте, что вы находитесь на детских соревнованиях и болеете за какую-нибудь команду. Хлопаем в ладоши и с расстановкой произносим: мо-ло-дец, по-бе-дим, ве-се-лей, до-го-няй. Таким способом можно обучить малыша разделять слова на слоги.

Такие простые игровые занятия не только обязательно понравятся малышу, но и расширят его фонематический слух. Начиная с несложных упражнений, таким образом можно подготовить ребенка к более сложным занятиям.

Упражнения для развития музыкального слуха

Поддержка музыкальной формы слуха требуется каждому человеку, который любит и уважает музыку либо занимается активным творчеством. Разберемся в понятиях относительного и абсолютного слуха.

Ноты, собственно, являются определенными звуковыми сигналами, которые различаются по частоте звучания. Наличие у человека абсолютного слуха позволяет без ошибки отделить из многочастотного воспроизведения основную тональность.

Относительная форма музыкального слуха позволяет определить сравнительные характеристики нот и их соотношение между собой. Говоря более простым языком, чтобы назвать необходимую ноту, такому человеку необходимо услышать другую, желательно рядом стоящую ноту.

Огромная роль в изучении музыкального развития детей принадлежит известному советскому педагогу В. В. Кирюшину, который вместо скучных и малопонятных занятий сольфеджио читал детям ряд придуманных им сказок. Дети с удовольствием не только слушали, но и запоминали рассказанное, ведь в сказках было столько интересного: приключения добрых зверушек-интервалов, МИшка, который выращивал РЕпку, борьба диссонанса и консонанса, драконы-септимы с семью головами и многое другое. Такие сказки оказались крайне действенными и позволяли ребенку с легкостью и удовольствием осваивать музыкальную грамоту.

Начинать занятия по схеме Кирюшина возможно практически с первых дней жизни ребенка. В интернете представлено достаточно много материала о системе знаменитого педагога: сборники его сказок, музыкальные произведения для детей, занятия по самостоятельной игре на музыкальных инструментах.

Хорошо воспринимается детьми и система обучения Иланы Вин. Так, её книга «Как ноты познакомились» получила позитивные оценки многих музыкальных педагогов.

В домашней практике можно применять некоторые простые упражнения, подсознательно развивающие слух:

  1. Когда прогуливаетесь по улицам, прислушивайтесь к тому, что говорят прохожие. Короткие выдержки из фраз, обрывки слов – все это поможет вам в дальнейшем запоминать звуки и быть внимательным к ним.
  2. Пытайтесь запоминать тембр голоса тех людей, с которыми вам приходится общаться. В чем суть такого упражнения? Каждый голос индивидуален, он имеет свои присущие только ему черты и манеру, интонацию и произношение. Это позволит вам идентифицировать и запоминать варианты звучания. Некоторые люди, едва услышав чужую речь, могут без ошибки определить, откуда человек родом, и даже угадать многие его личные качества.
  3. Хороший эффект наблюдается при угадывании говорящего человека по голосу. Это своеобразная игра, и даже довольно любопытная.
  4. Попробуйте определять знакомых и друзей по звуку шагов.
  5. Прослушайте фрагмент музыки и постарайтесь напеть её по памяти, максимально попадая в ноты.
  6. И, наконец, заучивание песен: это развивает музыкальную память. Заучивая музыкальное произведение, повторяйте неудавшийся участок мелодии до тех пор, пока не станете повторять его без ошибок.

Также известно множество компьютерных программ, направленных на развитие музыкальной формы слуха: это «Музыкальные аркады», «Ear Master Pro», «Музыкальный экзаменатор», «Ухогрыз» и пр. Такие программы не стоит рассматривать, как основной инструмент для саморазвития, а всего лишь, как дополнение к общему обучению.

Относительно музыкального развития ребенка следует отметить, что зачастую даже наиболее способные с точки зрения педагогов дети неохотно соглашаются заниматься музыкой. В таких случаях посоветовать можно лишь одно: никогда не заставляйте малыша заниматься насильно (мол, подрастет, сам «спасибо» скажет). Постарайтесь заинтересовать ребенка, продемонстрировать ему наиболее привлекательные и забавные стороны таких занятий: у ребенка должна появиться мотивация и личный интерес к музыке.

Упражнения для развития фонетического слуха

Крайне необходимо развивать ребенка после 4-х лет, активизируя его речь, расширяя словарный запас, делая речь более выразительной, тренируя связность высказываний и изложение своих эмоций и ощущений. Необязательно для этого заставлять малыша выполнять какие-либо упражнения: достаточно ненавязчиво общаться и играть с ребенком.

Применяйте в своих играх все то, что малыш наблюдает вокруг себя в повседневной жизни. Ребенок должен знать не только, что такое автобус, но и то, что у автобуса есть руль, колеса, двигатель и выхлопная труба; у домика есть фундамент, стены, крыша и подвал. К тому же, дети должны хорошо ориентироваться не только в цвете предметов, но и в их оттенках: темно-синий, пастельный, бордовый.

Часто предлагайте ребенку описать выбранный предмет, придумать, для чего он может быть применен, из чего сделан и пр. Задавайте малышу вопросы: «Что может быть большим?» - «Гора, слон, дом…» - «Может ли слон быть больше, чем дом? В каких случаях?». Либо: «Что может быть холодным?» - «Зима, мороженое, лед…». Таким образом ребенок научится сравнению, обобщению.

После того, как взрослый прочитает ребенку сказку, следует задавать наводящие вопросы, которые не только будут тренировать его память, но и сформируют связь слов и словосочетаний, определят последовательность фраз и действий. К примеру, спросите: «Куда отправилась Красная Шапочка? Что она несла с собой в лукошке? Серый волк, который встретился ей на пути, плохой или хороший? Почему?». Точно так же можно попросить пересказать мультипликационный сюжет, содержание детского спектакля.

Хороший эффект наблюдается от придумывания собственного сюжета, составленного, например, по картинке или игрушке. Сравнивайте картинки: «Здесь нарисован мальчик, он улыбается. А здесь нарисован щенок, он играет. Мальчик радуется, что у него есть щенок, с которым можно играть».

Полезно записывать разговор ребенка на диктофон, а затем вместе с ним прослушивать запись. Слова, которые малышу не удаются, необходимо повторять заново.

Упражнения для развития слуха помогут не только разумно воспроизводить звуки, но и развить слуховое восприятие, идентифицировать практически неуловимую разницу в звуках. Помните, что такой дар присутствует у огромного большинства детей: задача взрослых – сохранить и поддерживать эту способность.

В этой статье:

Прежде чем поговорить о том, как развивается музыкальный слух у ребят дошкольного возраста, скажем несколько слов о том, что такое слух и для чего вообще его нужно развивать.

Что нужно знать о музыкальном слухе?

В быту принято считать, что музыкальный слух - это не что иное, как способность человека правильно слышать, запоминать и воспроизводить звуки. На самом деле под музыкальным слухом подразумевают целый набор способностей, к которым относят:

  • чистый слух;
  • чувство ритма;
  • ладовое чувство и др.

Все перечисленные выше способности могут быть как врожденными, так и разработанными в ходе многочисленных тренировок. Из этого следует, что развитие слуха - это нормальный процесс, который поможет ребенку перейти на новый уровень в отношении восприятия и воспроизведения музыки.

Приобщать детей к занятиям, направленным на развитие слуха, стоит уже в дошкольном возрасте, принимая тот факт, что каждый малыш имеет свою степень восприимчивости к такого рода урокам.

Музыкальные способности, включая музыкальный слух, у каждого человека проявляются в свое время, но чаще всего активное развитие музыкального слуха и других музыкальных способностей характерно для детей раннего возраста, что лишний раз подтверждает пример известных личностей - композиторов и музыкантов, поражающих своими умениями и талантами окружающих начиная с раннего детства.

Влияние музыки на дошкольников

Можно найти малышу учителя музыки, который
начнет обучать его музыкальной грамоте, начиная с простых вещей:

  • ключей;
  • гамм;
  • этюдов и пр.

Все это безусловно полезно для дальнейшего музыкального развития малыша, но в дошкольном возрасте никак не будет ассоциироваться у него с настоящей музыкой. Ведь в понимании детей дошкольного возраста музыка - это детские песенки и мелодии из мультфильмов.

Начиная обучаться музыкальной грамоте и игре на одном из музыкальных инструментов, ребенок не понимает, какое отношение все эти занятия имеют к той настоящей музыке, которая его трогает, которая ему нравится и запоминается. Не удивительно, что подобного рода занятия быстро наскучат малышу, он потеряет у ним интерес, а значит, и мотивацию продолжать.

Таких малышей еще рано приучать к нотам и ключам. Куда более правильным будет сосредоточить внимание на развитии в них музыкальности. Имея в дошкольном возрасте некую базу на основе многочисленных музыкальных впечатлений, малыш со временем, когда придет время обучаться в музыкальной школе, лучше справится с заданиями педагогов, связанными с прослушиванием и пониманием мелодий.

Дети, еще будучи в утробе матери, уже положительным образом реагируют на классические мелодии известных авторов. Именно поэтому так часто даже после рождения малыши отдают предпочтение
классической музыке: их вкусы в некотором роде сформированы еще на этапе развития в мамином животе.

Со временем малыши начинают обращать внимание на музыку из фильмов, мультиков, вслушиваются в треки на радио и выделяют любимые мелодии. Именно в этот период для детей дошкольного возраста становится ясным: музыка занимает не последнее место в их жизни. Она помогает поднимать настроение, оставаться решительным и смелым, по-другому смотреть на привычные вещи.

Естественно, что связь малыша с музыкой будет крепче, если у него будет достаточно развит музыкальный слух. Как в этом случае могут помочь взрослые? Об этом ниже.

Занятия для развития слуха

На развитие слуха у ребят в дошкольном возрасте можно повлиять с помощью специальных занятий. В первую очередь нужно сделать так, чтобы музыка в жизни ребенка занимала значительное место. Если раньше малыш слышал мелодии только в качестве колыбельных перед сном, то теперь, в младшем или старшем дошкольном возрасте, когда он может слышать и воспринимать, музыка должна быть с ним рядом в самых разных ситуациях.

Например, если малыш в хорошем настроении и настроен на игру, ему можно предложить послушать забавные и веселые мелодии с четко выраженным ритмом. Когда кроха грустит или хандрит, можно включать ему нежные и грустные мелодии. Важно, чтобы в дошкольном возрасте дети научились различать музыку по настроению, ассоциировать ее с собственными переживаниями и событиями в жизни.

Начинать прослушивать разные мелодии можно с самого раннего детства, как только кроха научится воспринимать их на слух. Развитие годовалого ребенка уже позволяет уловить ритм во время хлопанья в ладоши или притоптывания.

Уже в младшем дошкольном возрасте можно научить ребенка выделять самые сильные, самые громкие, самые тихие, низкие или высокие ноты в музыке, предлагая для каждого отдельного случая свой вариант опознавательного действия: сильные ноты - топнуть, высокие - поднять руки вверх, низкие - присесть на корточки, тихие - приложить палец к губам и так далее.

С малышами, которые уже освоили азы речи, можно начинать заниматься, стимулируя у них развитие музыкального слуха с помощью разных музыкальных инструментов:

  • детского бубна;
  • металлофона;
  • губной гармошки;
  • трещоток;
  • дудочки.

Ребенку нужно будет предложить сначала прослушать, а потом и самостоятельно извлечь из инструментов звуки, после чего определить их тип: высокие, низкие, громкие, тихие. Также определять типы звуков можно, вслушиваясь в пение птиц, лай собак, журчание воды и пр.

Например, ребенок дошкольного возраста уже должен понимать, что комар пищит, издавая высокие звуки, а мотор мотоцикла ревет, издавая низкие. Чтобы кроха лучше ориентировался, можно предложить ему описание звуков сопровождать движениями.

Со временем малышей дошкольного возраста можно начинать учить тому, как различать звуки по длительности. Совершенно лишним будет перегружать их головки информацией о размерах и нотах. Гораздо эффективнее будет показать, какую длительность имеет нота, с помощью обычного карандаша. Слушая звук, ребенок должен будет рисовать линию на бумаге, останавливаясь, как только она умолкнет. Так, например, звук от колокольчика может быть длинным и протяжным, тогда как от дудочки или барабана совсем коротким.

С детками старшего дошкольного возраста, развитие которых позволяет им считать до десяти, рисование линий на бумаге для определения продолжительности звука можно заменить счетом.

Ниже описаны интересные игры, позволяющие ускорить развитие музыкального слуха у детей. В дошкольном возрасте именно игры помогают малышам ближе познакомиться с миром музыки. Дети играют с удовольствием и интересом, не думая о том, насколько это
полезно для развития их музыкальности в дальнейшем. В ходе таких игр можно будет потренировать:

  • чувство ритма;
  • умение отличать высоту звука;
  • музыкальную память;
  • тембровый слух и пр.

Простота игр делает их еще более полезными и эффективными для занятий как в домашних условиях, так и в группах раннего развития или детских дошкольных учреждениях.

Игра «Простучи мелодию»

Самая простая игра, с помощью которой, кстати, проверяют у детей степень развития слуха при поступлении в музыкальные классы. Суть игры более чем простая. Взрослый настукивает с помощью карандаша или ручки по поверхности
стола мотив песенки или танца (желательно начинать со знакомых малышу мотивов), после чего предлагает то же самое сделать ребенку.

Со временем, когда дошкольник научится достаточно точно воспроизводить настукиваемую мелодию, можно будет усложнять задания, выбирая более длинные мотивы, предлагая малышу варьировать темп, ускоряя или замедляя его. Игра замечательно влияет на развитие музыкального слуха и памяти у детей дошкольного возраста.

Игра «Отгадай певца»

Отличный вариант игры для дошкольника среднего или старшего возраста, способного некоторое время сосредоточиться на задании, не отвлекаясь. Суть заключается в следующем: ребенок остается в одной комнате, а взрослый переходит в другую, где начинает деревянной палочкой стучать по разным предметам, извлекая из них звуки. Задача малыша - определить «поющий предмет».

Как только малыш научится хорошо справляться с заданием, его можно усложнить, меняя предмет, с помощью которого извлекаются звуки из других предметов. Ребенку нужно будет угадать не только «певца», но и предмет, вызывающий звуки.

Далее усложнить игру можно, предложив ребенку при прослушивании концерта выделить звуки отдельных музыкальных инструментов. Начинать нужно с самых простых вариантов, где четко слышны партии всех музыкальных инструментов. Естественно, что к этому времени малыш уже должен иметь представление о том, как звучат фортепиано, скрипка, барабаны, духовые инструменты.

Игра «Не перепутай!»

Играть в эту игру с детьми дошкольного возраста можно в том случае, если они уже знают наизусть несколько детских песенок. Суть игры сводится к тому, чтобы сбить с толку малыша, перекладывая слова одной песни на мелодию другой и наоборот. Ребенок должен будет сразу уловить несоответствие и исправить ошибку, показав, как правильно – исполнив песенку в первоначальном варианте.

Игра «Поющие бутылки»

Отлично ускоряет развитие музыкального слуха игра с помощью подручных средств – бутылок и воды.

Начинать играть в эту игру лучше с самого простого – с изучения звуков, издаваемых бутылками, когда они пустые и когда они наполнены водой, если по ним постучать ложкой. Вместе с малышом сравните звуки, поэкспериментируйте с уровнем воды в бутылках для понимания того, как изменяется звучание.

Следующим этапом игры может стать воспроизведение звуков по требованию. Малышу завязывают глаза, в это время взрослый набирает в бутылку определенное количество воды и стучит по ней ложкой, после чего выливает воду и предлагает ребенку наполнить бутылку самостоятельно нужным количеством воды, чтобы получить такой же звук.

Следующим этапом станет выстраивание звуков по высоте с помощью нескольких бутылок, наполненных водой в разном объеме. Если играть с малышом в эту игру регулярно, очень скоро он научится легко ориентироваться в том, какое количество воды нужно, чтобы получить нужный звук.

Вершиной мастерства игры в бутылки станет умение ребенка, пусть даже и с помощью взрослого, создавать из звуков, получаемых таким способом, примитивные мелодии – сначала воспроизводить знакомые мотивы, а затем и сочинять собственные.

Игра «Угадай мелодию»

Еще одна простая игра на развитие музыкального слуха, играть в которую лучше с детьми старшего дошкольного возраста, знакомыми с разными мелодиями и песенками. Правила этой игры опять же более чем простые. Взрослый прохлопывает ладонями мелодию, давая крохе понять, где она звучит тише, а где громче, где медленно, а где быстро. После этого малышу нужно ее угадать.

Правила игры можно изменять, меняясь ролями, когда ведущим будет ребенок, прохлопывающий свою мелодию.

Ритмическая гимнастика для развития слуха

На развитие музыкального слуха у ребят дошкольного возраста хорошо влияет ритмическая гимнастика. Во всем мире такие занятия пользуются огромной популярностью, особенно когда речь идет о дошкольниках.

Что такое ритмическая гимнастика? Это г
имнастика, которая выполняется под ритмичную музыку и состоит из комплекса упражнений, позволяющих не только укрепить мышцы, но и поднять настроение и повысить тонус нервной системы в целом.

Как правило, ритмическая гимнастика включает в себя движения для всех частей тела и, помимо чувства ритма, слуха и памяти, способствует развитию:

  • ловкости;
  • пластичности;
  • гибкости;
  • выносливости.

Особенность гимнастики такого типа - это ощущение радости и прилива сил во время занятий, что мотивирует выполнять движения еще более энергично и даже задорно. В наше время в ритмическую гимнастику включают элементы художественной гимнастики, суставной гимнастики и танца. Заниматься ей дошкольникам лучше в компании сверстников и под руководством опытного педагога, но при желании можно устроить занятия и на дому, правильно подобрав упражнения и музыкальное сопровождение.

Во время занятий ритмической гимнастикой организм ребенка потребляет кислород в повышенном количестве, что связано с цикличностью упражнений, стимулирующих работу сердца и дыхательной системы. Обильное насыщение организма ребенка кислородом способствует его нормальному росту и развитию.

Таким образом, ритмическая гимнастика – это некий коктейль из гимнастики, аэробики, балета, йоги и танца. Но доминирующей в нем является именно гимнастика. Благодаря этому занятия имеют прежде всего оздоровительный эффект, способствуют развитию у детей музыкальной и двигательной памяти, координации.

Главное отличие ритмической гимнастики - это выполнение движений под ритмичную музыку, в результате чего организм активизируется, подготавливается к активной работе с соблюдением ритма.

Преимущества занятий ритмической гимнастикой

Дошкольный возраст, особенно старший, характеризуется быстрым физическим ростом ребенка. Малыш становится особенно активным, осваивает целый ряд новых навыков. В этот период у детей стремительным является не только физическое, но и нервно-психическое развитие: малыши
учатся слушать, запоминать, анализировать, делать выводы.

В старшем дошкольном возрасте для детей не представляет труда выслушать педагога и выполнить задания, используя предыдущий удачный опыт – это касается и выполнения заданий без примера.

Регулярные занятия ритмической гимнастикой помогают детям научиться в совершенстве владеть своим телом. К концу старшего дошкольного возраста у таких детей обычно накоплено достаточно опыта ритмичных движений, развит музыкальный слух, память, чувство ритма, что является отличной базой для их дальнейшего развития в музыкальном направлении.

Считается, что двигаться под музыку, соблюдая ритм, дети могут с самого раннего возраста в связи с потребностью в двигательной активности. Движения дошкольников легкие и непринужденные, если выполняются под музыку, которая им нравится.

Ритмичная гимнастика вызывает интерес и положительные эмоции у дошкольников, помогает развивать их музыкальный и эстетический вкус. Начинать работать над упражнениями можно с детьми в
возрасте трех лет – тогда к моменту поступления в школу они уже будут достаточно подготовлены и физически, и музыкально, легко улавливая ритм на слух, выполняя движения натурально и красиво.

Итак, ритмическая гимнастика - это отличное средство, позволяющее не только эффективно влиять на развитие музыкального слуха детей в дошкольном возрасте, но и улучшать их физическое развитие, формировать эстетический вкус.

Занятия такой гимнастикой помогают справиться с напряжением, способствуют улучшению умственной и физической работоспособности, поднимают настроение и улучшают состояние в целом.

Музыка, сопровождающая занятия, способствует проявлению у детей интереса к происходящему, а также помогает им запоминать и качественно выполнять движения в указанной последовательности.

Как правильно подбирать музыкальное сопровождение?

Выбор музыки для ритмической гимнастики - это ответственный момент. Существует несколько требований по отношению к музыкальному произведению. Важно, чтобы композиция была простой и недлинной, способствовала развитию слухового восприятия и музыкального вкуса.

Учитывать нужно все, начиная от содержания и заканчивая чувствами, которые вызывает произведение. Самый правильный вариант - это художественные музыкальные произведения, построенные не только на ритме, но и на динамике, темпе, типе звукопроизношения. Только в этом случае можно будет говорить о выразительности произведения и возможности выполнения в его сопровождении четких, выразительных ритмических движений.

Подбирая фонограмму для комплекса упражнений, нужно выбирать музыку в одном стиле, стараясь избегать смешения направлений. Кроме того, во внимание нужно принимать возраст детей, уровень их физической и музыкальной подготовки, характер упражнений и так далее. Отличный вариант - музыка из известных мультфильмов, а также некоторые эстрадные и народные песни, хорошо знакомые дошкольникам.

Пристального внимания заслуживает народная музыка, преимущества которой заключаются в разнообразии жанров и используемых художественных образов. Среди народных произведений встречаются как плавные и нежные мелодии, так и энергичные танцевальные или мелодии в среднем темпе. Именно народная
музыка помогает детям достичь того эмоционального подъема, когда занятия приносят максимум радости.

Что касается эстрадной музыки, то здесь также можно подобрать танцевальные мелодии с четким ритмом и электронными эффектами. Для ритмической гимнастики такая музыка особенно хорошо подходит, так как является знакомой дошкольникам.

Вслушиваясь в музыку, дети смогут воссоздать в памяти алгоритм выполнения упражнений, проводя ассоциации с отдельными музыкальными моментами, фразами, частями.

Чтобы стимулировать у детей развитие музыкального слуха, действовать нужно комплексно. Пусть несколько раз в неделю малыш занимается ритмической гимнастикой в компании сверстников, а в свободное время дома играет и занимается с родителями или просто танцует под любимую музыку.

Также нужно позаботиться о том, чтобы кроха рос в музыкальной атмосфере. Это совсем не означает, что музыка должна звучать из всех колонок с утра до вечера без выбора направления. Музыка должна присутствовать в жизни малыша в дозированном количестве, чтобы он не потерял к ней интерес, и не в качестве фона, а для удовольствия и полноценного осмысленного прослушивания.

В свободное время, например во время прогулок с малышом, обязательно нужно время от времени заводить разговоры о музыке, отдельных произведениях и их авторах, предлагая ему рассказать все, что он об этом думает. Со временем малыш может попробовать свои силы, сочиняя простые мелодии и песенки, подбирая их на музыкальных инструментах.

Достаточно будет нескольких занятий ритмикой в неделю и регулярных таких диалогов, чтобы через несколько лет малыш самостоятельно проявил заинтересованность к миру музыки и, используя развитый слух и знания, попробовал освоить какой-либо музыкальный инструмент.

Кто знает, может быть, именно ваш ребенок станет великим музыкантом, композитором, танцором или исполнителем песен, прославившимся на весь мир. В одном можно не сомневаться: планомерное и деликатное приобщение ребенка к музыкальному миру, регулярные занятия, направленные на развитие музыкального слуха и вкуса, не пройдут даром и помогут малышу вырасти гармоничной личностью со своими эстетическими пристрастиями.

Как развивать музыкальный слух у детей?

Знает ли кто-нибудь ребенка, который с первых лет не проявил бы никакого интереса к музыке? Не попытался бы сам напевать, дудеть, отбивать ритм рукой или ритмично топать? Мир звуков окружает ребенка с момента рождения. Нам нужно помочь ребенку сделать верные, нужные шаги к дружбе с музыкой. Может быть, мы зря об этом говорим? Учить музыке своих детей хотят почти все. Но сколько потом разочарований! Намаявшись с ребенком, родители делают вывод:

«Не способный к музыке». И на этом дело заканчивается. У ребенка же надолго остается отношение к музыке как к чему-то трудному, недоступному.

Для того чтобы ребенок тянулся к музыке, нужно как можно раньше помогать ему, слушать разные звуки. Какая мама не использовала крышки от обычных кастрюлек, чтобы занять своего малыша? Он гремит ими вволю, испытывая настоящую радость. А ведь такая игра имеет непосредственные отношения к развитию слуха ребенка.

Что же такое музыкальный слух? Музыкальный слух – это способность человека воспринимать отдельные качества музыкальных звуков - высоту, громкость, тембр, а также способность ощущать функциональные связи между звуками в музыкальных произведениях.

Обычно малыш очень рано что-то мурлычет, напевает. Как правило, детям нравится красивое, выразительное чтение стихов; привлекает человек, играющий на баяне, скрипке, пианино. Малыши тянутся к звукам, к музыке. Давайте помогать им в этом. Покупая малышам игрушки, родители заботятся о яркости цвета, выразительности формы. Но, как правило, мало заботятся о том, чтобы окружить ребенка звучащими игрушками или предметами. А между тем, многие дети, подрастая, прямо-таки ищут эти звучащие предметы. Сначала бросают на пол погремушки, крышки от маминых кастрюлек. Потом начинаются другие открытия: оказывается, если ударять ложкой по кастрюле – один звук, по чашке – другой, а по тонкому стакану – третий. Вам легче будет руководить музыкальным развитием малыша, если вы будете общаться со звуками вместе с ребенком.

Чтобы познакомить ребенка с высокими и низкими звуками можно использовать свой голос (спеть или прочитать отрывок стихотворения высоким голосом, потом – низким), разные по звучанию колокольчики, детские музыкальные инструменты (металлофон, дудочка).

Длительность звука можно изучать с помощи карандаша или ручки. Пусть Ваш ребенок, пока звучит нота, рисует на листе бумаги линию, а когда звучание ноты прекратится, перестанет рисовать. Такая игра развивает слуховое внимание и дает представление о существовании долгих и коротких нот, что является началом развития чувства ритма.

Я хочу привести несколько примеров музыкальных игр, в которые можно играть с ребенком.

«Угадай что звучит»

Для этой игры Вам понадобится несколько предметов быта, которые есть в каждом доме. Пусть это будут, например, стеклянная бутылка, кастрюля, тарелка, стакан, фарфоровая чашка. Возьмите карандаш (держите его за самый кончик, чтобы не заглушать звук) и постучите по каждому предмету по очереди. Затем попросите малыша отвернуться и постучите по какому-либо одному предмету. Когда малыш повернется к Вам, дайте карандаш ему, и пусть он отгадает, по какому предмету Вы постучали.

Сначала малыш будет отгадывать методом проб. То есть, будет сам стучать по каждому предмету, пока не услышит нужное звучание. Если он ошибется, повторите попытку. Чем чаще Вы будете играть в эту игру, тем лучше ребенок будет ориентироваться в звучании данных предметов.

В эту игру можно начинать играть с ребенком примерно с 3,5 лет. Когда Ваш ребенок становится старше, игру можно усложнять. Например, добавлять другие предметы, похожие по звучанию, или угадывать звучание не одного предмета, а последовательности звуков.

Игра на развитие музыкального слуха

«Музыкальные стаканы»

Для игры вам понадобятся 2 стакана (или 2 бокала, 2 бутылки) и металлическая ложка.

Наберите в один стакан немного воды и постучите по нему ложкой, держа ложку за самый край. Попросите Вашего ребенка с помощью воды и другого стакана «сделать» такой же звук. Пусть Ваш малыш самостоятельно набирает какое-то количество воды в пустой стакан, стучит по нему ложкой и добивается нужного звука.

Если использовать 3 и больше стаканов с водой, можно сочинять мелодии. Наберите в стаканы разное количество воды и выстроите их по высоте звучания (от более низкого к более высокому). Ударяя ложкой по стаканам, попробуйте сочинить мелодию сначала Вы, потом предложите поиграть ребенку.

Очень важно для развития музыкального слуха научить ребенка слушать звуки природы. Гуляя с детьми, прислушивайтесь, как где-то скрипнуло дерево, как шумит ветер, как шелестят листья под ногами, как по-разному поют птицы. Пусть постучит палкой так, как стучал по стволу дерева дятел. Обратите внимание на то, что у короткой палки звук не такой, как у длинной.

Такая работа с ребенком не пройдет даром. В будущем не каждый станет музыкантом, но музыкально образованным может быть каждый.