Занятие по ИЗО в средней группе. Зимний пейзаж. Конспект занятия по рисованию в средней группе на зимнюю тему

Конспект занятия по ИЗО деятельности с детьми средней группы. Рисование «Зимний пейзаж».

Зюркалова Наталья Геннадьевна, воспитатель, МАДОУ детский сад № 166, город Тюмень.
Описание материала: Уважаемые коллеги, предлагаю разработку занятия ИЗО деятельности с детьми средней группы.

Программные задачи:
Учить детей рисовать пейзаж, познакомить детей с новым для них словом – снегопад, пейзаж, учить детей работать белой гуашью, развивать умение красиво располагать изображения на листе, учить детей видеть и любить красоту зимней природы, обратить внимание детей на природу зимой – всё вокруг покрыто снегом, быстро темнеет, развивать эстетическое восприятие изобразительного искусства; воспитывать любовь и внимательное отношение к природе.
Интеграция образовательных областей «Познание», «Художественно-эстетическое развитие»
Предварительная работа
- наблюдения на прогулке (рассматривание деревьев) ;
- чтение художественной литературы по теме (С.Есенин «Белая береза», И.Суриков «Детство», И.Суриков «Белый снег пушистый»);
- рассматривание иллюстраций с зимними пейзажами;
- знакомство с народными приметами, поговорками о зиме;

Ход занятия

Ребята, сегодня мы с вами будем рисовать. Вот только у меня всего одна краска – белая и синий лист бумаги. Как вы думаете, что мы будем рисовать? (ответы детей)
-Правильно, мы будем рисовать зиму. А как вы догадались, что зиму?
-Совершенно верно, зима белая, и все вокруг белым -бело.
-Как вы думаете, что можно нарисовать белым цветом? (ответы детей)
-Конечно, мы нарисуем снег, сугробы, облака, снежную горку, снеговика, дерево.
-Сегодня мы с вами будем рисовать зимний пейзаж.
-А кто из вас знает, что такое пейзаж?
Пейзаж – это картина или рисунок, на котором изображена природа, или какая то местность(лес, поле, горы, деревня, город)
-Вот мы с вами попробуем нарисовать зимний пейзаж.
-А сейчас я приглашаю вас еще раз взглянуть на выставку зимнего пейзажа.
-Ребята, а вы заметили, как изменилось всё вокруг. Стало холодно.
(Рассматривание с изображением зимних пейзажей)
-Выпал снег и покрыл и дороги, и деревья, и дома. Всё стало белым-бело. Снег рисует природу белым цветом. Ребята, есть такое слово «снегопад».
-Может быть, кто-то знает, что оно означает?
(Ответы детей)
Снегопад – выпадение снега.
-Вы правильно говорите. Это слово означает, что идёт снег, то есть падает.
-Давайте посмотрим в окно, на деревья, которые растут на дворе нашего сада. На их ветвях, стволах лежит выпавший белый снег. Снег падает и на землю, образуя небольшие горки – сугробы. Снег изменил и вид деревьев, они стали белыми, как будто надели белые пушистые шубы! Теперь им тепло и не страшны ни холод, ни морозы.
-А кто знает, какой месяц сейчас идет?
-Правильно январь. Это второй месяц зимы – январь.
«Месяц январь – зимы государь».
«Январь году начало – зиме середина».
(Обсуждение пословиц, воспитатель поясняет детям смысл пословиц)
Январь - середина зимы, это самый холодный месяц в году. Обычно в январе стоит холодная пора: трещат морозы, вокруг глубокий снег, на реках лежит толстый лёд.
-Ребята, вам нравится такая зимняя картина, которую вы увидели за окном?
-Я предлагаю вам пройти за столы и побыть в роли художника и нарисовать «Зимний пейзаж»
Художественно-творческая деятельность
Используемые материалы:
- бумага синяя, голубая;
- краски гуашь (белая) ;
- салфетка
- кисточки;
Работа детей совместно с воспитателем.
-обмакнем кисточку в белую гуашь, и сверху нарисуем облака, внизу нарисуем сугробы, на сугробах будет у нас стоять снеговик, нужно нарисовать большой круглый ком снега, на нем поменьше, и маленький. Рядом нарисуем дерево. Добавим снегопад.



И рисунок готов!
-посмотрите на свои работы, ребята, вам нравиться?
- У вас получились отличные пейзажи! Вы молодцы! Давайте ваши работы поместим на выставку, чтобы ваши родители могли полюбоваться ими, и гордиться вами!



Программное содержание: учить детей самостоятельно передавать несложный сюжет зимней полянки с использованием нетрадиционных техник рисования (томпонирование, рисование тычками), учить задумывать и включать в рисунок знакомые предметы (заснеженные деревья, дома, скамейки, елочки, снеговиков), продолжать учить детей выполнять рисунок в определенной последовательности, развивать творческие способности, обогащение словаря детей образными выражениями и словами, закреплять умения рисовать кистью. Воспитывать у детей любовь к природе, аккуратность, самостоятельность.

Материал к занятию : конверт с письмом; картины с зимним пейзажем, тампоны, палочки-тычки, тонированная бумага голубого цвета, белая гуашь, акварельные краски, музыкальная запись с красивой, спокойной музыкой.

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций с зимним пейзажем. Наблюдение на прогулке. Разучивание стихов и песен о зиме.

Ход занятия

Дети стоят полукругом.

Воспитатель: Дети, когда я шла в наш детский сад, почтальон передал мне вот этот конверт. Кому же он? И от кого? На конверте адрес нашего д\сада и нашей группы. А что в конверте? Давайте откроем. Здесь письмо. Ребята послушайте, я прочитаю его.

Воспитатель читает письмо.

«Здравствуйте, дети!»

Пишут вам из далекой жаркой страны – Африки. У нас очень теплая страна. Мы никогда не видели зимы. Мы очень будем рады, если вы нарисуете рисунки с зимней природой.

До свидания!

Воспитатель: Дети, вы согласны нарисовать рисунки и послать в Африку?

Дети: Да.

Воспитатель: Но сначала давайте вспомним, после какого времени года наступает зима? Назовите зимние месяцы. Какая бывает зима? Какими словами можно о ней рассказать?

Дети: белая, снежная, пушистая, блестящая и т.д.

Воспитатель: Что бывает зимой? (Снег, лед, сосульки, мороз, Новый год, елка).

Воспитатель: А какой сне бывает зимой? (Мелкий, пушистый, искристый, скрипучий).

Воспитатель: Когда лежит много снега?

Дети: Сугроб.

Воспитатель: Когда падает много снега?

Дети:Снегопад.

Воспитатель: А если ветер снег поднимает, метет?

Дети: Буран, метель, вьюга, пурга.

Воспитатель: Чем отличается лед от снега?

Дети: лед твердый, образуется путем замерзания воды.

Воспитатель: Как можно веселиться зимой?

Дети: Лепить снежки, снеговика, кататься на санках с горки и т.д.

Воспитатель: Молодцы! Очень много вспомнили красивых слов о зиме. Известные поэты посвятили этому времени года очень много стихов и мы с вами знаем много стихов о зиме. (Дети читают стихи о зиме).

Воспитатель: А сейчас подойдем все к стульчикам (дети садятся). Сейчас каждый из вас постарается передать в своих рисунках красоту зимней природы. Вспомните, что можно нарисовать кроме снега? Где лежит снег? (На деревьях, на крышах, на скамейках и т.д.).

Воспитатель спрашивает 2-3 детей, что будут рисовать, напоминает о том, что рисунки должны получиться у всех разные, снег на земле можно нарисовать тампонами, снегопад – тычками.

Во время рисования воспитатель включает музыку.

В конце занятия проводится физминутка:

Не боимся мы пороши

Ловим снег, хлопок в ладоши

Руки в стороны, по швам

Хватит снега нам и вам.

Воспитатель проводит анализ рисунков (все рисунки воспитатель раскладывает на стол и просит подойти детей. Спрашивает, кому чья работа понравилась и почему?).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия по рисованию в средней группе. "как много друзей на свете".

Программные задачи:Учить детей закрашивать животных способом тычка, закреплять умение рисовать разными способами: тычками и концом кисти. Расширять знания детей о домашних животных.Прбуждать у детей э...

Конспект открытого занятия по рисованию в средней группе "Роспись Дымковской Игрушки"

ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ: Продолжать учить детей составлять узор на геометрической форме, из элементов дымковской росписи (точки, колечки, кружочки, полоски)Закреплять уменияконцом кисти наносить т...

Конспект открытого занятия по рисованию в средней группе «Моя семья».

Целью данного занятия с детьми является формирование представления детей о семье, ее членах. Для достижения этой цели мы учим правильно называть всех членов семьи, даем понятия «родственники»,«р...

Интеграция образовательных областей: «Художественно-эстетическое развитие» , «Речевое развитие» , «Социально-коммуникативное развитие» , «Физическое развитие» .

Цель: расширять знания детей о сезонных явлениях в природе: холодно, идет снег, люди ходят в теплой одежде и теплой обуви,

Задачи:

  • закрепление знаний детей о признаках зимы, сезонных явлениях
  • учить пользоваться печатками из картофеля вместо кисти
  • развивать моторику рук, воображение
  • совершенствовать умение аккуратно пользоваться гуашью.
  • Воспитывать чувство сопереживания, любви к природе
  • воспитывать умение работать в коллективе.

Материал и оборудование: мольберт; иллюстрации с изображением деревьев, зимнего пейзажа; розетки с гуашью; салфетки; печатки из картофеля; вата; клей – карандаш; заготовки с нарисованным деревом на каждого ребенка, вырезанные фигурки птиц.

Предварительная работа: прослушивание музыки, рассматривание иллюстраций о зиме, чтение стихов, наблюдения на прогулке, загадывание загадок.

Словарная работа: активизировать в речи слова, обозначающие сезонные явления: сугроб, пушистые, снежинки, мороз, метель.

Ход ННОД:

Воспитатель: Я сегодня шла в детский сад и по дороге встретила необычного человека. Он был очень грустный и я пригласила его к нам в детский сад. Можно он побудет снами? (входит старичок – Лесовичок) . Ребята, а вы узнали его? (Лесовичок) . Правильно, это старичок Лесовичок. Он живёт в лесу. Давайте сейчас расскажем ему, как интересно мы живём в саду, что изучаем, чем занимаемся. А о чём будем рассказывать? Я придумала- сейчас я загадаю загадку, а вы отгадаете. Об этом и расскажем.

Двор в снегу, белы дома,
На дворе снежок идёт,
Это к нам пришла … (зима)

Правильно, это зима. А что происходит в природе зимой? (идёт снег, птицы прилетают на кормушку, дует холодный ветер…)

А сейчас Лиля и Руслана загадают нам загадки о том, что ещё бывает зимой.

Какой это мастер
На стёкла нанёс,
И листья и травы,
И заросли роз. (мороз)

С неба он летит зимой,
Не ходи теперь босой,
Знает каждый человек,
Что всегда холодный… (снег)

Лесовичок: А я тоже знаю загадку. Отгадайте её:

Гуляю в поле, летаю на воле,
Кручу, бурчу, знать никого не хочу,
Вдоль села пробегаю,
Сугробы наметаю… (метель) .

Молодцы. Правильно отгадали. Мне у вас понравилось, вы много знаете и умеете. Поэтому я хочу пригласить в свой волшебный сказочный лес. Пойдемте.

Эта тропинка ведет в него. (Проходят по тропинке в лес)

Посмотрите, сколько вокруг деревьев. Что вы слышите? (музыку) .

Какая эта музыка по характеру? (грустная, печальная) .

Да действительно очень грустная музыка, значит здесь кому-то грустно, как вы думаете кому? (деревцу) . А как вы думаете, почему ему грустно? (оно голое, на нём нет листочков, у него нет друзей, оно одно) .

Верно. Ребята, а какое сейчас время года? (зима) . А какая погода бывает зимой? (холодная, дует ветер, идет снег, мороз щиплет нос) .

Правильно, ребята. А, как одеваются люди зимой? (тепло) .

Во что одеваются? (шубу, валенки, шапку, варежки) .

Да ребята, наступила зима и на улице стало морозно, деревья сбросили листочки и стоят голые им, так же как и людям бывает холодно.

Ребята, когда людям холодно они надевают теплую одежду, а кто согреет деревья? (снег) .

Правильно снег, давайте нарисуем снег, он накроет веточки, землю и деревьям станет тепло.

Скажите дети, а снег, какой? (белый, пушистый, мягкий) .

А на что похож снег (облако, вата, сахар…)

А сейчас садимся за столы и начинаем рисовать (дети садятся за столы) Мы вчера рисовали деревья, давайте их укроем снегом, чтобы им было тепло.

Посмотрите, все ли у нас есть для рисования?

Краски есть, салфетки есть, чего же не хватает? (кисточек) .

Когда нет кисточек, чем можно рисовать? (палочками, пальчиками) .

Сейчас я вам покажу, как мы будем рисовать снег. Сегодня мы будем рисовать печатками из картофеля. Я макаю печатку в краску, а затем печатаю снежинку. Смотрите, сюда упала снежинка, оторвала печатку и сюда прилетела снежинка. Кончилась краска, обмакнула печатку и продолжаю рисовать снежинки (рисую и читаю стихотворение) :

Летят, летят снежинки,
Как белые пушинки.
Летят они, кружатся
И везде, везде, ложатся.

И на веточку упали снежинки, и на землю. На веточку ложится сверху, плотно. А теперь сделаем большие сугробы, чтобы деревья не замерзли. И сделаем их из ваты. Скажите, где мы будем делать сугробы? (на земле) . Посмотрите, как я наклеиваю: сначала отрываю небольшие кусочки ваты, затем беру клей и наношу его на бумагу и быстро сверху приклеиваю вату равномерно по всей земле (сопровождаю слова – показом) . А для того, чтобы у вас все получилось, давайте сделаем зарядку.

Физминутка:

С неба падают снежинки,
Как на сказочной картинке (руки вверху и медленно опускаем их вниз) .
Будем их ловить руками, (ловим снежинки)
И потом покажем маме. (показываем ладони)

А вокруг лежат сугробы,
Снегом замело дороги. (повороты вправо- влево)
Не завязнуть в поле чтобы,
Поднимаем выше ноги. (ходьба с высоко поднятыми коленями)

Мы идём, идём, идём (ходьба на месте)
И к себе домой придём. (садимся на стульчики)
- А теперь готовимся к рисованию.
Самостоятельная работа.

Контроль за качеством исполнения задания. Детям, которые быстрее всех выполнили задание, предложить наклеить птичек (заранее вырезанные из газет, журналов) .

Оформление выставки работ у дерева.

Лесовичок: Какие красивые заснеженные лесные полянки у вас получились!

Послушайте, какая весёлая музыка звучит. Деревцу понравились ваши работы. Теперь ему не будет грустно и одиноко.

Воспитатель: А теперь нам пора возвращаться в детский сад. Но сначала скажите, где мы были? Что вы там делали? Чем сегодня учились рисовать? Вам понравилось? Давайте скажем Лесовичку спасибо за приглашение и до свидания.

Возвращение из леса по тропе.

Программное содержание:

  1. Заинтересовать детей рисованием зимней картины.
  2. Продолжать учить детей передавать правильное строение дерева, ёлки.
  3. Закреплять умение пользоваться палитрой. Упражнять детей в получении светлых и тёмных оттенков голубого цвета.
  4. Воспитывать у детей желание передавать красоту зимней природы в рисунке.

Материал:

  1. наборы гуаши (белый, синий, коричневый, зелёный, жёлтый);
  2. палитры;
  3. кисти №3;
  4. баночки с водой;
  5. салфетки;
  6. листы бумаги формата А 4 , с нарисованной рамкой;
  7. картины на зимнюю тему.

Предварительная работа:

  1. целевая прогулка по зимнему парку;
  2. рассматривание картин, открыток, фотографий на зимнюю тематику;
  3. беседы о зиме;
  4. на прогулке лепка построек из снега (снеговики, горка, снежные дома);
  5. рисование деревьев и ёлок в совместной деятельности.

Ход занятия

  1. Заинтересовывающий момент. Дети с воспитателем беседуют у окна.

— Посмотрите, как красиво на улице! Какое сейчас время года? (зима) Правильно, зима. Зима – самое красивое время года. Давайте сходим на выставку

картин.

  1. Основная часть
  1. Объяснение и закрепление знаний

Дети с воспитателем переходят в группу и останавливаются перед 2 – 3 картинами.

— Художники очень любили рисовать зиму, они изображали зимний лес (показывает первую картину).

Никита, расскажи, что ты видишь на этой картине? (деревья в снегу, ёлки в снегу, на земле снег)

— Да, здесь изображён лес, наверное, был сильный снегопад и снег покрыл все ёлки и деревья.

Воспитатель показывает на следующую картину:

— Алина, а что изображено на этой картине? (здесь снеговики, снежная горка, снежный дом)

— Да, наверное, дети гуляли после снегопада и сделали много разнообразных снежных построек. А помните, мы с вами лепили из снега снеговиков? (да)

— Как мы это делали? (катали снежные комки разные по величине)

— А какой формы были наши снежные комки? (круглые)

— А знаете, что я предлагаю? Давайте вы нарисуете свои зимние картины. И там будут и снежные постройки, и деревья с ёлками все в снегу.

Получив согласие детей, воспитатель просит их сесть за столы.

— Давайте вспомним, как рисовать деревья. Я буду рисовать дерево, а вы мне подсказывайте. Что рисуем сначала? (ствол)

Воспитатель рисует ствол.

— Что рисуем теперь? (ветки, они смотрят на вверх)

— Что теперь? (на ветках веточки)

Воспитатель рисует:

— Посмотрите, как я рисую — концом кисти и веточки получаются тонкие. Вот и готово дерево. Какие веточки на макушке дерева? – показ макушки дерева (тонкие, маленькие)

— А снизу дерева? – показ (длинные, толстые, а на длинных много тонких и маленьких)

— А с чего начинаем рисовать дерево? (со ствола)

— Куда смотрят ветки у дерева? (наверх, к солнышку)

— Снег на деревьях сразу не рисуйте, ждите, когда они высохнут.

— Чем отличается ёлка от дерева во время рисования?

(у ёлки ветки смотрят вниз, на ветках иголки зимой и летом)

— Правильно. Сейчас подумайте, что у вас будет на картине. И начинайте рисовать.

  1. Самостоятельная деятельность.
  2. Дети приступают к работе. Воспитатель смотрит,

Как дети сидят, как держат кисть, пользуются палитрой. Помогает затрудняющимся детям наводящими вопросами: Что ты будешь рисовать? Какого цвета?

Как сделать голубую краску? И т. д.

  1. Оценка работ.

Готовые работы раскладываются на одном столе.

— Посмотрите, сколько красивых зимних картин вы создали, все они разные. Воспитатель хвалит детей за проявление инициативы: какой красивый получился лес у Насти. А у Вити дети налепили снеговиков. А у Лизы построили снежные домики. И т. д.

— А что вам надо ещё дорисовать в своих картинах? (ответы детей)

— Вечером, когда ваши картины высохнут, вы их дорисуете и украсите красивые рамки. А пока помогите мне убрать со столов.

Дети помогают воспитателю.

МБДОУ "Колокольчик", г. Ноябрьск, Тюменская область

Коваленко А.А. Конспект занятия по рисованию по теме: "Зимушка-зима" // Совушка. 2016. №1..2016.n1-a/ZP15120112.html (дата обращения: 21.02.2019).

Программное содержание:
- Продолжать учить детей сюжетному рисованию: размещать изображение дерева на листе в соответствии с реальным расположением (ближе и дальше от рисующего).
- Продолжать развивать представление о разнообразии цветов и оттенков, опираясь на реальную окраску предметов.
- Воспитывать самостоятельность и умение восхищаться красотой
зимнего пейзажа.
- Воспитывать интерес к отражению своих впечатлений в изобразительной деятельности.
- Воспитывать аккуратность при работе с красками.
Оборудование : мольберт, султанчики, иллюстрации с изображением зимы, проигрыватель, гуашь белого цвета; листы цветной бумаги голубого цвета, кисти, баночки с водой, салфетки,
Предварительная работа.
- Экскурсия на природу и на Новогодний праздник в школу.
- Беседа на занятии русского языка о зимнем пейзаже.
- Просмотр иллюстрации
Ход занятия:
Белый снег, пушистый,
В воздухе кружится
И на землю тихо
Падает, ложится.
И под утро снегом
Поле забелело,
Точно пеленою
Всё его одело.
Тёмный лес - что шапкой
Принакрылся чудной
И заснул под нею
Крепко, непробудно…
В: Ребята, скажите, пожалуйста, о каком времени года говорится в этом стихотворении.
Д : Зима.
В : А какие вы знаете зимние месяцы?
Д : Декабрь, январь, февраль.
В: Да у каждого времени года есть свои 3 месяца
В: Скажите, пожалуйста, какая же у нас зима?
Д: Белая, пушистая, серебристая, холодная, снежная, красивая, студеная, волшебная, сказочная, морозная, вьюжная, сверкающая, суровая, веселая.
В : Да, ребята, вы правы действительно зима у нас очень разная. Она и студеная, и с оттепелью, с метелями и с капелью, со снегом хрустящим.
В : Вы знаете? Как называются картины, на которых изображены
явления природы?
Д: Пейзаж.
В: А кто их рисует?
Д: Художники, пейзажисты
В: Кого вы знаете из художников - пейзажистов?
Д: Левитана, Шишкина, Васнецова.
В: Давайте посмотрим, что изобразил художник и вспомним, зачем мы наблюдали на прогулке.
Что изобразил художник?
Какого цвета краски использовал художник.
Давайте сами попробуем нарисовать картину на зимнюю тему. А как мы его будем рисовать, и чем, я сейчас расскажу. Садитесь на свои места. Сегодня мы будем рисовать необычным способом а при помощи манки и ватных палочек деревья будем рисовать кистью Дети вы уже знаете как рисовать деревья.
-Мы сейчас вместе вспомним с чего начинать рисовать.
-Я начну рисовать с елки, которая стоит дальше от нас. С темно-
зеленой краской рисую контур (с кончиком кисточки) после
закрашиваю, не выходя с контура, белой краской рисуем березу. Далее берем манку. Манка удивительным образом похожа на крупинки снега!
Сугробы мы будем рисовать клеем - обмакнём кисточку в клей, и, как краской, нарисуем сугробы, дорожки. Рисовать нужно быстро - что бы клей не успел высохнуть, потому что теперь, когда всё нарисовано, мы возьмём манную крупу в щепотку, и, насыпаем её на клей - крупинки манки останутся на листе именно там, где был клей. Лишнюю крупу осторожно стряхнём на газету. Используя ватную палочку, рисуем снежок. Сначала окунаем ватную палочку в воду, затем в краску. Рисуем снежинки.
Но сначала подготовим пальчики к работе.

ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА .
Закрутились, завертелись белые снежинки.
(фонарики)
Вверх взлетели белой стаей легкие пушинки.
(руки вверх-вниз, шевеля пальцами)
Чуть затихла злая вьюга - улеглись повсюду.
(руки вниз)
Заблистали словно жемчуг - все дивятся чуду.
(пальцы в щепотку, разжать)
Заспешили на прогулку дети и старушки.
(пальцами одной руки проходим по ладони другой)

А теперь приступаем к работе. Возьмите кисти, и начинайте рисовать. Не забывайте, что рисовать нужно быстро, что бы клей не успел высохнуть. Вспоминайте - как вы рисовали на предыдущих занятиях деревья, ветки, кроны деревьев. Ваш рисунок готов? Берите манку и сыпьте "снег". По ходу работы индивидуально помочь детям, которые затрудняются в чем-нибудь. Дети работают под музыку.
За 1-2 минут до анализа занятия говорю. - Дети наше занятие подходит к концу, будем смотреть наши работы
В: Ребята, я хочу закончить наше с вами занятие красивым стихотворением А.С.Пушкина "Зимнее утро":
Под голубыми небесами,
Великолепными коврами,
Блестя на солнце снег, лежит,
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит.
-Дети посмотрите друг у друга, чья работа вам очень нравиться и
почему? (дети выбирают)
Выбранные работы займут свои места на выставке.