Замысел и история создания романа «Война и мир. Cочинение «Замысел и история создания романа «Война и мир

История создания романа «Война и мир» . Особенности жанра. Автор презентации – Джананбаев Ануар, Ардаккызы Айгерим, Жумагалиева Айгерим.

Все страсти, все моменты человеческой жизни, от крика новорождённого до последней вспышки чувства умирающего старика, все горести и радости, доступные человеку, -всё есть в этой картине! Н. Страхов

Путь к роману «Война и мир» Психологизм повести «Детство» (1852 г.) Правдоискательство и деромантизация войны «Севастопольских рассказов» (1855 г.) Народность повести «Казаки» (1862 г.) «Война и мир» (1863 -1869 г. г.)

Развитие замысла «Я старался писать историю народа» 1856 г. Встреча с Пущиным и Волконским роман «Декабристы» (герои – Пётр и Наталья Лобазовы) 1825 г. Восстание на Сенатской площади 1812 г. Отечественная война 1805 г. Война с Наполеоном в союзе с Австрией

Поиски заглавия «Три поры» « 1805 год» «Всё хорошо, что хорошо кончается» «Война и мир»

Смысл заглавия «Война и мир» 1. Вооружённая борьба между государствами или народами. 2. Борьба, враждебные отношения с кем-чемнибудь 1. Состояние общества, противоположное войне; отсутствие войны, раздоров и вражды между людьми. 2. Спокойствие, тишина. 3. Человеческое общество, община (мiръ) 4. Вселенная

Правда заключается в братстве людей, люди не должны бороться друг с другом. И все действующие лица показывают, как человек подходит или отходит от этой правды. А. В. Луначарский Война и мир Наполеон Кутузов Александр Первый Болконские Курагины П. Безухов Ростовы

Жанр произведения - роман-эпопея n ЭПОПЕЯ - самая крупная жанровая форма эпоса, произведение, изображающее большой период исторического времени или значительное, судьбоносное событие в жизни нации (война, революция и т. д.). Для Э. характерны: - широкий географический охват, - отражение жизни и быта всех слоев общества, - народность содержания (слияние авторского и народного сознания, выражение народных идеалов, оценка событий в свете народных представлений и ценностей) n

Эпоха в романе n 1 том - события 1805 г. (война Россия в союзе с Австрией с Францией, Аустерлицкое и Шенграбенское сражения) n 2 том - 1806 -1807 г. г. (война в союзе с Пруссией 1806 г. ; Тильзитский мир) n 3 и 4 тома - Отечественная война 1812 г. (переход французской армии через Неман, отступление русских, сдача Смоленска, Бородинское сражение, совет в Филях, оставление Москвы, партизанское движение, фланговый марш Кутузова, Тарутинское сражение, распад армии захватчиков) n Эпилог - 1820 г. (тайные дворянские общества)

Источники произведения n Семейные предания n Севастопольский опыт n Исторические документы n Частные письма n Воспоминания участников событий n Поездка на Бородинское поле

Л. Н. Толстой работал над романом "Война и мир" с 1863 по 1869 год. Создание масштабного историко-художественного полотна потребовало от писателя огромных усилий. Так, в 1869 году в черновиках "Эпилога" Лев Николаевич вспоминал то "мучительное и радостное упорство и волнение", испытанное им в процессе работы.

Замысел "Войны и мира" возник еще раньше, когда в 1856 году Толстой начал писать роман о декабристе, возвращающемся из сибирской ссылки в Россию. В начале 1861 года автор читает первые главы нового романа "Декабристы" И. С. Тургеневу.

Годом рождения романа "Война и мир" принято считать 1863 год. Новый роман был непосредственно связан с первоначальным замыслом произведения о декабристах. Л. Н. Толстой так объяснял логику развития творческого замысла: "В 1856 году я начал писать повесть с известным направлением, героем, который должен был быть декабрист, возвращающийся с семейством в Россию. Невольно от настоящего я перешел к 1825 году, эпохе заблуждений и несчастий моего героя, и оставил начатое. Но и в 1825 году герой мой был уже возмужалым, семейным человеком. Чтобы понять его, мне нужно было перенестись к его молодости, и молодость его совпадала с славной для России эпохой 1812 года... Но и в третий раз я оставил начатое... Ежели причина нашего торжества была неслучайна, но лежала в сущности характера русского народа и войска, то характер этот должен был выразиться еще ярче в эпоху неудач и поражений... Задача моя состоит в описании жизни и столкновений некоторых лиц в период времени от 1805 до 1856 года".

Исходя из творческой идеи Толстого, "Война и мир" был всего лишь частью колоссального авторского замысла, охватывающего основные периоды русской истории начала - середины XIX столетия. Однако автору так и не удалось до конца осуществить свой замысел.

Интересно, что первоначальный вариант рукописи нового романа "С 1805 по 1814 год. Роман графа Л. Н. Толстого. 1805-й год. Часть I" открывался словами: "Тем, кто знали князя Петра Кирилловича Б. в начале царствования Александра II, в 1850-х годах, когда Петр Ки-риллыч был возвращен из Сибири белым как лунь стариком, трудно бы вообразить себе его беззаботным, бестолковым и сумасбродным юношей, каким он был в начале царствования Александра I, вскоре после приезда своего из-за границы, где он по желанию отца оканчивал свое воспитание". Так автор устанавливал связь между героем задуманного ранее романа "Декабристы" и будущего произведения "Война и мир".

На разных этапах работы автор представлял свое произведение как широкое эпическое полотно. Создавая своих "полувымышленных" и "вымышленных" героев, Толстой, как говорил он сам, писал историю народа, искал пути художественного постижения "характера русского народа".

Вопреки надеждам писателя на скорое рождение своего литературного детища, первые главы романа стали появляться в печати лишь с 1867 года. И два последующих года работа над ним продолжалась. Они не были еще озаглавлены "Война и мир", более того - были впоследствии подвергнуты автором жестокой правке...

Толстой отказался от первого варианта названия романа - "Три поры", поскольку в этом случае повествование должно было начаться с Отечественной войны 1812 года. Другой вариант - "Тысяча восемьсот пятый год" - также не отвечал авторскому замыслу. В 1866 году возникает новое название романа: "Все хорошо, что хорошо кончается", отвечающее счастливому финалу произведения. Однако этот вариант никак не отражал масштабности действия, и также был отвергнут автором.

Наконец, в конце 1867 года появилось окончательное название "Война и мир". В рукописи слово "мир" было написано с буквой "i". "Толковый словарь великорусского языка" В. И. Даля широко объясняет слово "мiръ": "Мiръ - вселенная; одна изъ земель вселенной; наша земля, земной шаръ, светъ; все люди, весь светъ, родъ человеческiй; община, общество крестьянъ; сходка". Без сомнения, именно такое символическое понимание этого слова имел в виду Толстой, вынося его в заглавие.

Последний том "Войны и мира" вышел в свет в декабре 1869 года, через тринадцать лет после возникновения замысла произведения о ссыльном декабристе.

Второе издание романа вышло с незначительной авторской правкой в 1868 - 1869 годах, фактически одновременно с выходом первого. В третье издание "Войны и мира", вышедшее в 1873 году, писатель внес значительные изменения. Часть его "военных, исторических и философских рассуждений", по словам автора, была вынесена за пределы романа и включена в "Статьи о кампании 1812 года". В том же издании Л. Н. Толстой перевел на русский язык большую часть французского текста. По этому поводу он говорил, что "уничтожение французского иногда мне было жалко". Необходимость перевода была вызвана недоумением, возникшим у читателей из-за чрезмерного обилия французской речи. В следующем издании романа прежние шесть томов сократились до четырех.

В 1886 году вышло последнее, пятое прижизненное издание "Войны и мира", ставшее эталоном. В нем писатель восстановил текст романа по изданию 1868-1869 годов, вернув в него историко-философские рассуждения и французский текст. Окончательный объем романа составил четыре тома.

Лев Николаевич Толстой – одна из самых выдающихся личностей в отечественной жизни двух последних столетий. Уже на раннем этапе его творчества о нем отзывались, как о будущем мастере слова. «Получил новые журналы русские – много интересного. Маленький рассказ гр. Толстого («Метель») – чудо, вообще движение огромное» , – писал А. Герцен М.К. Рейхель еще в 1856 г.

Однако конец 50-х годов характеризуется кризисом в творческой биографии Л.Н.Толстого. Блистательное начало («Детство», 1852), севастопольские очерки (1855), успех в кругу петербургских литераторов оказались пусть недавним, но прошлым. Почти все, что пишет Толстой во второй половине 50-х г.г., не имеет успеха. С недоумением принят «Люцерн» (1857), провалился «Альберт» (1858), пришло внезапное разочарование и в «Семейном счастье» (1859), работа над которым шла с увлечением. Далее следуют восемь лет бесплодной работы, итог которых беспощаден: «Теперь же, как писатель я уже ни на что не годен. Я не пишу и не писал со времен «Семейного счастья» и, кажется, не буду писать. – Почему так? Длинно и трудно рассказать. Главное же – жизнь коротка, и тратить ее в взрослых летах на писанье таких повестей, какие я писал, совестно. Можно и должно и хочется заняться делом. Добро бы было содержание такое, которое томило бы, просилось наружу, давало бы дерзость, гордость, силу, тогда бы так. А писать повести очень милые и приятные для чтения в 31 год, ей-богу, руки не поднимаются» .

В поисках успокоения Толстой переезжает в Ясную Поляну, «домой». Здесь, проводя тихую и спокойную жизнь (в 1862 г. он женится на С. А. Берс), писатель все больше и больше общается с крестьянами. В качестве мирового посредника он улаживает земельные споры после отмены крепостного права («Посредничество интересно и увлекательно, но нехорошо то, что все дворянство возненавидело меня всеми силами души…»). Идут занятия с крестьянскими детьми в яснополянской школе («Насущная потребность русского народа есть народное образование»). Толстой старается не заниматься литературной деятельностью: «Я доживаю зиму хорошо. Занятий пропасть, и занятия хорошие, не то, что писать повести»

Однако потребность писать все-таки берет верх. В 1862 г. завершены «Казаки» - повесть, начатая десять лет назад, написан рассказ «Поликушка», начат «Холстомер», который будет закончен только через двадцать лет. Но сквозь эту работу незаметно и неотвратимо прорастает главный замысел. В феврале 1863 г. С. А. Толстая напишет сестре Татьяне: «Лева начал новый роман». Так началась книга, на которую будет потрачено семь лет непрестанного труда при наилучших условиях жизни, книга, в которую вместились годы исторических изысканий.

Чтобы понять, что послужило предпосылками к созданию величайшего шедевра, вернемся к началу творческой деятельности Л.Н. Толстого.

В раннюю пору для писателя «главный интерес» творчества заключался в истории характеров, в их непрерывном и сложном движении, развитии. В.Г Короленко, приехавший в Ясную Поляну в 1910 г., заметил: «Вы дали типы меняющихся людей…». – В ответ Л.Н. Толстой уточнил: «Можно говорить о способности непосредственным чувством угадать тип, не меняющийся, а двигающийся». Толстой верил в «силу развития». Способность главного героя преодолевать привычные рамки бытия, не коснеть, но постоянно изменяться и обновляться, «течь» таит в себе залог перемен, дает твердую нравственную опору и, вместе с этим возможность противостоять нападкам окружающей среды. Это было фундаментальной чертой творческих исканий писателя. Л.Н.Толстой считал, что важно не только меняться в зависимости от внешних перемен, но и нравственно расти, совершенствоваться, противостоять миру, опираясь на силу собственной души.

В жанровых рамках повествования о детстве, отрочестве и юности не было места для исторических экскурсов и философских размышлений о русской жизни, которые заняли столь важное место в «Войне и мире». Однако писатель нашел возможность для того, чтобы выразить всю общую неустроенность и беспокойство, которые его герой – как и он сам в годы работы над первой книгой – переживал как душевный конфликт, как внутренний разлад и беспокойство.

Л.Н.Толстой писал не автопортрет, но скорее портрет ровесника, принадлежавшего к тому поколению русских людей, чья молодость пришлась на середину века. Война 1812 г. и декабризм были для них недавним прошлым, Крымская война – ближайшим будущим; в настоящем же они не находили ничего прочного, ничего, на что можно было опереться, с уверенностью и надеждой. Все это отразилось в раннем творчестве Толстого и дало отпечаток для будущего.

В повести «Отрочество» писатель начинает выражать свои чувства через изображения, пейзажи. В повествовании Толстого пейзажи далеко не безличны, они драматизируются, одушевляются. Этот прием, широко разработанный писателями конца XIX в., особенно совершенный у Чехова, обычен у раннего Толстого. Эти пейзажные эскизы предвещают картины «Войны и мира».

В период работы над первой книгой, когда формировались эстетические взгляды, поэтика, стиль Толстого, определялось и его отношение к различным направлениям, школам русской литературы. В круг его чтения вошли французские (Ламартин, Руссо), немецкие (Гете), английские (Стерн, Диккенс) и, конечно, русские писатели. Как читатель, Толстой рано принял традицию русской реалистической прозы и даже отстаивал ее в споре в творческой манерой романтизма.

Каждый раз обещая читателю в конце продолжить повествования, Толстой едва ли представляет себе, что ни одна из его книг не получит традиционной концовки. По-видимому, лишь в пору «Войны и мира» он понял, что открытый финал – это литературный закон, впервые основанный Пушкиным и затем утвержденный его преемниками. Таким образом, писатель оставлял право решать судьбы героев читателям, лишь намекая на возможный исход.

Тема войны, выраженная в романе-эпопее, зарождалась на протяжении многих лет. Военные впечатления были пережиты самим автором так сильно, что это нашло свое воплощение на страницах произведения. Без собственного исследования простых реальностей войны, поведения человека на войне, которое производится писателем на материале Крымской кампании в севастопольских очерках, конечно, не могло бы быть «Войны и мира». К числу этих реальностей, прежде всего, относится именно проблема человека на войне. В статье «Несколько слов по поводу книги “Война и мир”», напечатанной в 1868г., в период завершения романа, Толстой пояснил свое изображение войны. В Севастополе, писатель в полной мере познал, что такое опасность и воинская доблесть, как переживается страх быть убитым и в чем заключается храбрость, побеждающая и уничтожающая этот страх. Он увидел, что облик войны бесчеловечен, что он проявляется «в крови, в страданиях, в смерти», но также и то, что в сражениях испытываются нравственные качества борющихся сторон и проступают главные черты национального характера.

На Кавказе и в Севастополе Толстой лучше узнал и полюбил простых русских людей – солдат, офицеров. Он почувствовал себя частицей огромного целого – народа, войска, защищающего свою землю. В одном из черновиков романа «Война и мир» он писал об этом ощущении причастности к общему действию, воинскому подвигу: «Это чувство гордости, радости ожидания и вместе ничтожества, сознания грубой силы – и высшей власти». Главное, что увидел и узнал Толстой на войне, - психологию разных типов солдат, разные – и низменные, и возвышенные – чувства, которые руководили поведением офицеров. Правда, которую о войне рассказать так трудно, прокладывает широкую дорогу на страницах эпопеи об Отечественной войне. В этой правде принципиально много значит раскрытие психологии, душевных переживаний. Именно в военных рассказах толстовская «диалектика души» включает в область исследования простых людей, как будто совсем не склонных к углубленной работе. Раскрывая своего героя Толстой, не стирает индивидуальное в человеке, а, напротив, раскрывает его во всем богатстве. Он показывает общие переживания народа через отдельных персонажей, при этом не типизирует их, а наделяет их особенными, только им присущими свойствами.

Вслед за кавказскими рассказами писатель продолжает исследовать поведение человека на войне, на этот раз в тяжелейших условиях неудачных сражений. Он склоняется «перед этим молчаливым, бессознательным величием и твердостью духа, этой стыдливостью перед собственным достоинством». В лицах, осанке, движениях солдат и матросов, защищающих Севастополь, он видит «главные черты, составляющие силу русского». Он воспевает стойкость простых людей и показывает несостоятельность «героев» - точнее тех, кто хочет казаться героем. Здесь мир отталкиваний и противостояний гораздо богаче мира притяжений. В контраст, противовес поставлены храбрость показная и храбрость скромная. Причем противостоят целые жизненные регионы, социальные слои, а не просто индивидуальности. При этом писатель показывает людей со своими характерами, привычками, манерами. Он с чувством передает «неправильную» разговорную речь солдат. Толстой и в молодые годы, и в поздние дни своего творчества знал и любил простой народный зык. В его произведениях это выглядело как украшение речи, а не как ее недостаток.

Оборона Севастополя и победа над Наполеоном в 1812 г. для Толстого – события разного исторического масштаба, но равные по нравственному итогу – «сознанию непокоримости» народа. Непокоримости, несмотря на разный исход: Севастополь после почти годовой героической защиты был сдан, а война с Наполеоном закончилась изгнанием его из России. Смысл этого сравнения состоит в том, что простые люди, жертвуя собой ради общего дела, заслуживают больше почестей, чем «герои». Здесь, возможно, даже присутствует черта нравственного совершенства простого народа .

Нельзя не сказать, что в идейном плане «Войну и мир» подготовили педагогические статьи Толстого, так же, как в плане художественном произведение подготавливалось в течение всей творческой жизни писателя. В статьях начала 60-х годов, кроме вопросов педагогических (как известно Толстой занимался обучением крестьянских детей), писатель ставит главнейший, с его точки зрения, вопрос – о праве народа решать дело своего образования, как и всего исторического развития, о социальном переустройстве – путем приобщения народа к просвещению. Позже в своем произведении он коснется этого вопроса: «Ты говоришь школы, <…> поучения и так далее, то есть ты хочешь вывести его [мужика] из его животного состояния и дать ему нравственные потребности. А мне кажется, что единственно возможное счастье – есть счастье животное, а ты его хочешь лишить его…»

Сильная сторона позиции Толстого – в глубоком убежденном демократизме. О своей любви к народу и крестьянским детям, об их преимуществах перед городскими детьми Толстой говорит горячо и сильно:

«Преимущество ума и знаний всегда на стороне крестьянского мальчика, никогда не учившегося, в сравнении с барским мальчиком, учившегося у гувернера с пяти лет»;

«Люди народа – свежее, сильнее, могучее, самостоятельнее, справедливее, человечнее и, главное – нужнее людей, как бы то ни было воспитанных»;

«… в поколениях работников лежит и больше силы, и больше сознания правды и добра, чем в поколениях баронов банкиров и профессоров».

Несмотря на то, что основные события строятся вокруг представителей высшего общества, тема народа, его простой русской души постоянно встречается на страницах «Войны и мира». Это характеризует потребность души самого Толстого выразить свою привязанность к простым людям.

В итоге первой главы хотелось бы отметить, что роман-эпопея «Война и мир» рождался не благодаря мгновенной идее. Он стал осмысленным плодом долгой творческой жизни писателя. Это уже было творение состоявшегося, опытного и наученного жизнью автора. Нельзя не отметить, что произведение имеет твердый и прочный фундамент, основанный на личных переживаниях Толстого, на его воспоминаниях и размышлениях. Все яркие эпизоды жизни писателя, его нравственные принципы, зародившиеся еще в раннюю пору творчества, нашли свое отражение в великом шедевре российской классики «Война и мир». Далее хотелось бы коснуться некоторых особенностей создания романа-эпопеи.

  • Герцен А.И. Мысли об искусстве и литературе. – Киев, 1987. С. 173
  • Война из-за «Войны и мира». Роман Л.Н. Толстого в русской критике и литературоведении. – СПб., 2002. С. 8-9
  • Опульская Л.Д. Роман-эпопея Л.Н. Толстого «Война и мир». - М.,1987. С. 3
  • Там же. С. 5
  • Толстой Л.Н. Война и мир. – М., 1981. – Т. 2. – С. 84-85.

Все страсти, все моменты человеческой жизни, от крика новорождённого до последней вспышки чувства умирающего старика, все горести и радости, доступные человеку, -всё есть в этой картине! Все страсти, все моменты человеческой жизни, от крика новорождённого до последней вспышки чувства умирающего старика, все горести и радости, доступные человеку, -всё есть в этой картине! Н.Страхов Н.Страхов


Путь к роману «Война и мир» Психологизм повести «Детство»(1852 г.) Правдоискательство и деромантизация войны «Севастопольских рассказов» (1855 г.) Народность повести «Казаки»(1862 г.) «Война и мир» (г.г.)


Г.г. В каждый день труда оставляешь в чернильнице кусочек себя. В каждый день труда оставляешь в чернильнице кусочек себя. Л.Толстой Л.Толстой


Развитие замысла «Я старался писать историю народа» 1856 г. Встреча с Пущиным и 1856 г. Встреча с Пущиным и Волконским роман «Декабристы» Волконским роман «Декабристы» (герои – Пётр и Наталья Лобазовы) (герои – Пётр и Наталья Лобазовы) 1825 г. Восстание на Сенатской площади Сенатской площади 1812 г. Отечественная война война 1805 г. Война с Наполеоном в союзе с Австрией в союзе с Австрией




Смысл заглавия «Война и мир» «Война и мир» 1.Состояние общества, противоположное войне; отсутствие войны, раздоров и вражды между людьми. 2.Спокойствие, тишина. 3.Человеческое общество, община (мiръ) 4.Вселенная 1.Вооружённая борьба между государствами или народами. 2.Борьба, враждебные отношения с кем-чем- нибудь


Правда заключается в братстве людей, люди не должны бороться друг с другом. И все действующие лица показывают, как человек подходит или отходит от этой правды. А.В.Луначарский Правда заключается в братстве людей, люди не должны бороться друг с другом. И все действующие лица показывают, как человек подходит или отходит от этой правды. А.В.Луначарский Война и мир Кутузов Болконские П.Безухов Ростовы Наполеон Александр Первый Курагины


Жанр произведения - роман-эпопея ЭПОПЕЯ - самая крупная жанровая форма эпоса, произведение, изображающее большой период исторического времени или значительное, судьбоносное событие в жизни нации (война, революция и т. д.). ЭПОПЕЯ - самая крупная жанровая форма эпоса, произведение, изображающее большой период исторического времени или значительное, судьбоносное событие в жизни нации (война, революция и т. д.). Для Э. характерны: Для Э. характерны: - широкий географический охват, - широкий географический охват, - отражение жизни и быта всех слоев общества, - отражение жизни и быта всех слоев общества, - народность содержания (слияние авторского и народного сознания, выражение народных идеалов, оценка событий в свете народных представлений и ценностей) - народность содержания (слияние авторского и народного сознания, выражение народных идеалов, оценка событий в свете народных представлений и ценностей)



Эпоха в романе 1 том - события 1805 г.(война Россия в союзе с Австрией с Францией, Аустерлицкое и Шенграбенское сражения) 1 том - события 1805 г.(война Россия в союзе с Австрией с Францией, Аустерлицкое и Шенграбенское сражения) 2 том г.г. (война в союзе с Пруссией 1806 г.; Тильзитский мир) 2 том г.г. (война в союзе с Пруссией 1806 г.; Тильзитский мир) 3 и 4 тома - Отечественная война 1812 г.(переход французской армии через Неман, отступление русских, сдача Смоленска, Бородинское сражение, совет в Филях, оставление Москвы, партизанское движение, фланговый марш Кутузова, Тарутинское сражение, распад армии захватчиков) 3 и 4 тома - Отечественная война 1812 г.(переход французской армии через Неман, отступление русских, сдача Смоленска, Бородинское сражение, совет в Филях, оставление Москвы, партизанское движение, фланговый марш Кутузова, Тарутинское сражение, распад армии захватчиков) Эпилог г. (тайные дворянские общества) Эпилог г. (тайные дворянские общества)


Источники произведения Семейные предания Семейные предания Севастопольский опыт Севастопольский опыт Исторические документы Исторические документы Частные письма Частные письма Воспоминания участников событий Воспоминания участников событий Поездка на Бородинское поле Поездка на Бородинское поле


Проблематика произведения Роль личности и народа в истории Роль личности и народа в истории Смысл человеческой жизни Смысл человеческой жизни Совершенствование общества и человека Совершенствование общества и человека Роль дворянства в истории государства Роль дворянства в истории государства Истинные и ложные ценности Истинные и ложные ценности Вера Вера Жизнь и смерть Жизнь и смерть Истоки войны и её последствия Истоки войны и её последствия

Идея создать эпическое произведение возникла задолго до того, как Лев Толстой написал первые ее строки. Начав в 1956 году работу над очередной повестью, автор принялся формировать образ главного героя. Мужественный седой человек возвращается в Россию, ему пришлось когда-то бежать за границу, как члену декабристского восстания 1825 года. Каким был этот старик в юности, что пришлось ему пережить? - задал себе вопрос писатель. Пришлось невольно окунуться в события 1812 года, история создания романа «Война и мир» начала свое развитие.

Почему писатель сократил произведение

Библиографы Толстого имеют 5 200 листов черновых работ автора, намного превышающих объем изданных четырех томов. Лев Николаевич планировал рассказать о судьбе своего народа на протяжении полувека, с начала XIX столетия до его середины. Автор включил в содержание бурные события, связанные с Восстанием Декабристов, с жизнью царя Николая I.

Толстой назвал эпопею «Три поры», разделив ее изначально на три части. В первую часть решено было втиснуть события Отечественной войны 1812 года. Вторая часть по первичному замыслу являлась главной темой романа. Здесь отображались герои Декабристы, раскрывалась их самоотверженная идея свергнуть крепостное право и сложная судьба сосланных на каторгу.

Последнюю часть автор предварительно назвал «Третья пора». В содержание вошли события Крымской войны на конечной стадии, приход на трон Александра II и возвращение со ссылки выживших декабристов. В третьей части писатель собирался сделать акцент на переживаниях и чаяниях передовых слоев общества. От нового императора ждали хороших перемен.

Как только Толстой начал работать над началом повести, он понял, что наткнулся на глубокий философский пласт вопросов, связанных с народной сущностью и ее героическими проявлениями в критические судьбоносные моменты. Льву Николаевичу хотелось детально раскрыть природу единения и патриотизма простых масс людей.

Автор в письмах рассказывал друзьям, что испытывает напряжения всех своих творческих сил. Проделанная им работа никак не вмещалась в привычный формат книг, издаваемых его современниками. Стиль повествования отличался от художественных произведений того времени.

Как продвигалась работа

Критикам известно 15 вариантов начала романа. Толстой во многих письмах говорит о том, что потерял надежду высказать свое мнение о народе, а потом о том, что обрел в себе силы возобновить написание эпического романа. Автору пришлось месяцами изучать доступные исторические материалы о Бородинском сражении, о Партизанском движении.

Писатель до мелочей изучал биографические данные исторических личностей Кутузова, Александра I и Наполеона. Сам писал в статье, что любит воссоздавать мельчайшие подробности действительных ситуаций, отображенных в найденных документах. За годы работы над романом в семье Толстых образовалась полноценная библиотека из книг, посвященных периоду Отечественной войны 1812 года.

Идея романа заключалась в освободительном движении русского народа. Поэтому автор не использовал приказы, письма, документы и книги, рассказывающие о войне, как о сражении двух императоров. Автор привлекал мемуары с объективной оценкой событий тех времен. Это были записи Жихарева, Петровского, Ермолова. Толстой работал с газетами и журналами, выходившими в 1812 году.

Описание Бородинской битвы

Толстой хотел отобразить бородинское поле детально, со знанием каждого бугорка, упомянутого генералами в отчетах и донесениях. Писатель лично отправился на историческое место, провел там много времени, чтобы окунуться в атмосферу битвы. Потом он написал письмо жене, где говорил о вдохновении, захватывающем его воображение. В письме автор пообещал создать такое масштабное описание сражения, которого еще никто до него не создавал.

Среди рукописей писателя библиографы нашли технические заметки, которые он набрасывал, находясь на Бородинском поле. Толстой указывал, что горизонт видно за 25 верст. Внизу заметки проходит рисунок горизонта. На том же листе нарисованы точки с указанием расположенных деревень, о которых автор упоминал в сюжете романа.

Целый день Толстой следил за тем, как именно движется солнце вокруг равнины. В какую пору солнечные лучи играют на холмах, как падает тень. Как восходит утренняя заря, откуда появляется вечернее зарево.

6 долгих лет Лев Толстой трудился над созданием своего детища, до 1869 года. Много раз сюжет перекраивался и изменялся. 8 раз автор переписывал весь роман, при этом работал пером с чернилами. Некоторые эпизоды писатель переделывал больше 20 раз.