Заморские гости николая рериха. «Заморские гости» Николая Рериха Заморские гости автор

Но у Рериха — необычный подход. Его реализм выражается в том, что он хочет слышать и видеть в природе такие эстетические звучания и краски, такую правду жизни, которую познал только он. Именно, Рерих в пульсирующей жизни нашей планеты услышал те жизнеутверждающие, эволюционные космические тона, которые может воспринять лишь высококультурный, музыкальный дух.

Картина Николая Рериха «Заморские гости»

Картина Н.Рериха «Заморские гости» написана в 1901 году. За два года до этого художник совершил путешествие по великому водному пути к Новгороду «из варяг в греки» .
Этот древний торговый путь существовал примерно 1000 лет назад и проходил по главным дорогам того времени через реки Двину и Днепр, соединяя Варяжское море (Балтийское) с Русским морем (Чёрным). Маршрут проходил через наши славянские земли, которые называли Белой Русью, на этом пути встречались иноземцам такие древние русские города как Великий Новгород и Киев. Эту важнейшую торговую ветвь освоили скандинавские викинги (викинги), целью которых было попасть в Константинополь - столицу Византии, крупнейший мировой торговый центр. На восточнославянских землях викингов называли варягами (варяги). Варяги были лучшими торговцами и воинами Европы того времени. Мы до сих пор вспоминаем о варягах, когда занимаемся археологией, письменностью, фольклором.

Путешествие поразило художника.

Он представлял, как по этому пути много лет назад приплывали на славянскую землю варяги, как новгородцы отправлялись в походы, как рассекали водную ладь струги новгородского купца Садко.

Тогда и родилась у художника идея написать картину о гостях из-за моря, приплывших к русичам за миром.

Перед нами картина художника Н.К.Рериха «Заморские гости». Работа живописца переносит нас в глубь времён.

На картине Рерих изобразил заморских гостей, которые плывут к русской земле.
Длинным рядом идут по синей глади реки расписные ладьи. Горит на солнце яркая раскраска кораблей. Ветер раздувает алые паруса. Борта украшены разноцветными щитами. Гордо смотрят вперёд узорчатые головы драконов. В ладьях плывут варяги. Везут они товар в чужие страны.

Легко крепкие ладьи рассекают незнакомые воды. Гости внимательно вглядываются в чужие берега. Художник четко прописал малейшие детали украшения чужеземных кораблей, от щитов на корме до узорной резьбы, которую венчает голова дракона. Сквозь прозрачную воду видны камни на дне.
Стоит тёплый весенний день. Чистая синева небес. Радостно и приветливо сияет солнце. В тёмно-синей реке отражаются красные, жёлтые, зелёные полосы и круги заморских узоров кораблей. Белоснежные чайки спустились на волны, закружились над водой.

Все спокойно в чужедальней стороне. Вода не волнуется. По ней лишь пробегает рябь от кораблей. Вода такая синяя, как будто небесная синь смешалась с ней. Стая чаек мирно сидела на водной глади. Но странные чужие корабли спугнули птиц. И теперь они с криками носятся вокруг ладьи, любопытствуя, кого это занес попутный ветер.

А на берегу не видно ни одного человека. Вдали виднеется поселение славян. Но их не тревожит появление заморских гостей. Воинственные славянские племена привыкли силой отстаивать свою правоту и независимость. Потому и плывут гости к славянским берегам, заключить мир, прекратить вражду.


Кругом зелёные холмы, поля. В далеке на одном из холмов видны стены града. Красива и богата русская земля!

Картина поражает зрителя яркостью красок, какой-то светлой чистотой. Как можно сражаться среди этого синего великолепия, уходящего далеко-далеко, до самого горизонта!

В картине Н. К. Рериха оживает глубокая старина. Работа художника приоткрывает историю Древней Руси, которую каждый русский человек должен знать и уважать. Картина вызвает радостные, светлые чувства.

Полотна Рериха выделяет неисчерпаемое богатство цветовой гаммы и энергии. Его картины изображают природу в том виде, в котором её смог постигнуть сам художник. Он видел в ней гармоничное сочетание жизнеутверждающих красок с космическими оттенками.

Великолепная картина «Заморские гости» написана Николаем Рерихом в 1901 году. Её сюжет был навеян морским путешествием к Новгороду, которое живописец совершил за два года до создания своего произведения.

Полотно имеет авторский подзаголовок: «Народная живопись». При создании картины художник использовал мотивы и цвета, характерные для мастеров народного искусства и иконописцев. Алые паруса кораблей, реки глубокого тёмно-синего оттенка, украшенные головами драконов ладьи - всё это элементы, которые часто встречаются в народной живописи. Однако нельзя сказать, что Рерих слепо копировал образцы, взятые за основу. Он сумел создать уникальные произведения, в которых эстетика прошлого гармонично сочетается с восприятием современного человека.

На полотне Рерих изобразил знаменитый торговый путь «из варяг в греки», соединявший между собой Варяжское (Балтийское) и Русское (Чёрное) моря. Этот маршрут использовали викинги, которых на Руси называли варягами, чтобы попасть в столицу Византии, являвшуюся важнейшим центром мировой торговли.

Крупные мазки, изящно изогнутые линии, декоративное убранство предметов - все эти художественные особенности отражают торжество духа живописца. Благодаря им мастеру удалось передать необыкновенную сказочную атмосферу.

Картина Н.К. Рериха переносит зрителя в далёкие времена. На полотне изображены заморские гости, плывущие к русской земле. Величественные расписные ладьи с товаром двигаются по синей глади воды длинным рядом. Паруса насыщенно красного цвета наполняет ветер. На бортах кораблей прикреплены разноцветные щиты. Резные головы драконов гордо смотрят вперёд. А находящиеся в ладьях гости с интересом всматриваются в незнакомые берега.

Живописец детально прописал украшения кораблей чужеземцев. Зритель может рассмотреть, как щиты, прикреплённые на корме, так и узорную резьбу на драконьих головах.
На картине изображён весенний день. Яркое солнце приветствует гостей из дальних земель. В тёмно-синей воде видны разноцветные полосы и круги - отражение красочных заморских кораблей. Над массивными ладьями кружат белоснежные чайки.

Природа, изображённая на картине, наполнена покоем. Лишь по реке пробегает легкая рябь от плывущих по ней кораблей. На безмолвном берегу не видно людей. Вдалеке на одном из зелёных холмов белеют стены города.

Живописцу удалось великолепно передать великолепие русской земли. Полотно наполнено светом, чистотой и яркими красками. Неповторимый колорит картины позволяет ощутить красоту и необъятность величественных русских просторов. Художнику удалось оживить эпизод из истории Древней Руси, сделать его близким и понятным для современного зрителя.

ЗАМОРСКИЕ ГОСТИ

Николай Рерих

Есть художники, жизнь которых несет на себе печать их необычной натуры, оригинального и самобытного отношения к миру. Даже краткая биография Николая Константиновича Рериха напоминает не просто увлекательный рассказ, а целый роман. Советский искусствовед И. Петров отмечает, что он был «замечательным живописцем, неутомимым путешественником, страстным исследователем, философом и поэтом. Он жил во Франции и Швейцарии, Бельгии и Голландии, Англии и Германии, Финляндии и США, Китае и Японии; совершил поездки на Цейлон, Филиппины и в Гонконг, последние годы жил в Индии».

Не только творчество, но и сама яркая личность Н. Рериха привлекали к нему людей, еще при жизни известность его стала почти легендарной. Картины Рериха, которых насчитывается более 5000, можно найти в ведущих музеях и художественных коллекциях всего мира. В России, пожалуй, нет музея или галереи, которые не обладали бы несколькими его произведениями. В некоторых музеях целые залы посвящены исключительно его картинам, и в честь его в Нью-Йорк-Сити в 1929 году было воздвигнуто 29-этажное здание. Кажется, первый раз в истории построен целый музей для шедевров одного художника еще при его жизни.

Одной из особенностей искусства Н. Рериха, которая определяла все направления его творческих поисков, было стремление воплотить в живописи образы далекого, героического прошлого, проникнуть в смысл древних преданий, передать всю поэтическую прелесть народной жизни. Киевская Русь, набеги викингов, легенды Древнего Востока привлекали Рериха в самом начале его творческой деятельности. Выступая в 1898-1899 годы в Петербургском археологическом институте с циклом лекций «Художественная техника в применении к археологии», он говорил: «Для того чтобы историческая картина производила впечатление, необходимо, чтобы она переносила зрителя в минувшую эпоху. Для этого художнику нельзя выдумывать и фантазировать, надеясь на неподготовленность зрителей, а в самом деле надо изучать древнюю жизнь, как только возможно, проникаться ею, пропитываться насквозь».

Наилучшим примером такого проникновения в прошлое были исторические картины великого В. Сурикова. Но он посвятил свое творчество событиям Московского царства XVI-XVII веков. А тот исторический пласт, который увлекал Н. Рериха, уходил во времена Киевской Руси и даже дальше - вплоть до каменного века. История становится для художника живой частью народной жизни, истоком национального начала в русском искусстве является для него народ русский, создавший изумительно красивые поэтические сказания, песни, художественные изделия. «Когда смотришь на древнюю роспись, на старые изразцы или орнаменты, то думаешь: «Какая красивая жизнь была! Какие сильные люди жили ею! Как жизненно и близко всем было искусство...» - восклицал Н. Рерих.

В русское искусство Н. Рерих вошел сразу как зрелый мастер. Академию художеств он окончил дипломной картиной «Гонец. Восстал род на род», которая была горячо встречена И. Репиным и В. Суриковым и с выставки приобретена П.М. Третьяковым. После «Гонца», по совету И. Репина, Н. Рерих уезжает в Париж в мастерскую известного исторического живописца Ф. Кормана. Французский художник сразу увидел, что перед ним уже сложившийся мастер, и бережно отнесся к его яркому, самобытному дарованию. Когда Н. Рерих уезжал из Франции, его душа уже была полна образами Древней Руси. Вскоре он создает цикл картин под названием «Начало Руси. Славяне».

«Заморские гости» - одна из картин этого цикла, написанная в 1901 году. Она сразу же получила всеобщее признание, и художник сделал с нее несколько повторений. Картина имеет и свой литературный вариант в новелле, написанной Н. Рерихом в 1900 году. Меткими, художественно точными словами описывает он плывущие ладьи, носы которых завершены раскрашенными резными драконами. На их бортах пестрые щиты, сверкающие на солнце, наполненные ветром паруса наводят страх на врагов. Плывут ладьи по Неве и Волхову, Днепру и Ильмень-озеру - в самый Царьград. Идут варяги на торг или на службу... Также и на картине по синей глади безмятежного моря медленно движутся на зрителя расписные варяжские ладьи. Гордо вздымаются узорчатые головы грифонов-драконов, крутые борта кораблей украшены разноцветными щитами, алые паруса пылают на фоне небесной лазури. С любопытством вглядываются столпившиеся на корме викинги в открывающиеся перед ними дали.

Привлекает картина и своей красочной праздничностью. Открытые, напряженные тона создают ощущение радостного перезвона ярких цветов. Красные и синие, голубые и золотисто-коричневые краски в украшении кораблей, в природе и одежде людей особо звучат рядом с белизной легких облаков и крыльями летящих над морем чаек. Живописность этой картины открывает перед зрителем (как и перед варягами) новую, дотоле неведомую страну. И вот мы уже узнаем узорочье народных орнаментов и праздничность древнерусского искусства. В памяти зрителей оживают любимые с детства сказания о людях минувших времен, о славной жизни, овеянной столькими поэтическими легендами. За гранью веков, где подлинная история сливается с мифом, а сказочное превращается в реальность, живут эти гости, из чужой страны приехавшие посмотреть на Русь Великую.

Историчны не только ладьи и сидящие в них варяги в шлемах, но и пейзаж самой природы. Волнистые линии зеленых холмов с оставшимися кое-где округлыми валунами - это результат движения ледников, которые сгладили, смягчили острые рельефы северного ландшафта. На вершине одного холма видны три кургана - это захоронения вождей. На другом - укрепленный тыном и башнями славянский городок, откуда, может быть, жители смотрят на флотилию не только с тревогой и волнением, но и с любопытством. Поразительно мастерство Н. Рериха, с каким он написал озаренные закатными лучами и горящие на солнце разноцветные струги. Плотная синева волн, разрезаемых гружеными товаром кораблями; зеленые холмы и стены встающего вдалеке града; чистая синева небес, радостное сияние утреннего солнца - все заставляет верить в чудесную сказку.

Картина полна движения - то замедленно-тяжелого в плавном движении ладей, то шумного и легкого в гомоне чаек и взмахе весел. Неподвижные, словно спящие холмы только усиливают впечатление торжественного прибытия гостей. Но, вглядываясь в картину, мы не найдем в ней ярко и живо написанных лиц, отдельных характеров, своеобразных индивидуальностей. Лица викингов едва различимы, а жителей русских городов не видно вообще. Русский художник С. Маковский отмечал: «У людей на холстах Рериха почти не видны лица. Они - безликие привидения столетий. Как деревья и звери, как тихие камни мертвых селений, как чудовища старины народной они слиты со стихией жизни в туманах прошлого. Они - без имени... Их нет отдельно и как будто не было никогда: словно и прежде, давно, в явной жизни, они жили общей думой и общим чувством, вместе с деревьями, камнями и чудовищами старины. На этих холстах, мерцающих темной роскошью древних мозаик или залитых бледными волнами света, человек иногда только мерещится... Но полузримый, невидимый - он везде».

И действительно, созданный на картине «Заморские гости» образ не отвлеченный. Неповторимо сияет солнце в волнах и в парусах. Самобытны нарядные варяжские суда, есть свое «лицо» и у зеленых прибрежных холмов, у домов и стен далекого города. В молчаливых его строениях, в сонной неторопливости долин и гор ощущается дремлющая сила страны. Художник переносит зрителя в глубь веков, и тот становится очевидцем яркой языческой жизни Древней Руси. И встают пред ним не отдельные герои, не занимательный исторический эпизод, а как бы заново прочитанные страницы летописей.

Из книги Обратная сторона Японии автора Куланов Александр Евгеньевич

Из книги Русский бал XVIII – начала XX века. Танцы, костюмы, символика автора Захарова Оксана Юрьевна

Глава XX Собираются гости Судя по особенной хлопотливости, заметной в буфете, по яркому освещению, придававшему какой-то новый, праздничный вид всем уже мне давно знакомым предметам в гостиной и зале, и в особенности судя по тому, что недаром же прислал князь Иван Иваныч

Из книги Улица Марата и окрестности автора Шерих Дмитрий Юрьевич

ОБМАНУТЫЕ ГОСТИ Во многих краеведческих книгах можно встретить такой вот адрес Ивана Сергеевича Тургенева: Стремянная улица, дом Гусева. И пояснение: Тургенев жил там в 1840-е годы, дом не сохранился, а стоял он на месте нынешнего дома № 21 по Стремянной.Авторы этих трудов

Из книги О смысле жизни автора Сборник статей по гуманной педагогике

Из книги Вежливость на каждый день автора Камычек Ян

Из книги Настоящая леди. Правила хорошего тона и стиля автора Вос Елена

Мы в гостях, у нас гости «Наноси визиты не предупреждая, и ты узнаешь, что о тебе думают», - гласит французская поговорка. Действительно, лицо человека, который нам в таких случаях открывает дверь, бывает порой очень выразительным, хотя вслед за этим хозяин и приветствует

Из книги Сказки и легенды маори автора Кондратов Александр Михайлович

Гости Если вы приглашены Если вас пригласили в гости, не забудьте ответить на приглашение. Очень часто для приглашенной стороны получение приглашения уже является утвердительным фактом участия в празднике, однако для пригласившего будет удобно и приятно получить

Из книги Русская Япония автора Хисамутдинов Амир Александрович

Визит в гости Если вы собираетесь в гости с детьми, не забудьте рассказать, как вести себя в новой ситуации. Ребенок или сразу направляется в группу к другим детям, или может обойти гостей вместе с родителями и быть представлен. В этом случае он должен только здороваться.На

Из книги 100 знаменитых художников XIX-XX вв. автора Рудычева Ирина Анатольевна

Из книги 1000 мудрых мыслей на каждый день автора Колесник Андрей Александрович

Из книги Личности в истории. Россия [Сборник статей] автора Биографии и мемуары Коллектив авторов --

РЕРИХ НИКОЛАИ КОНСТАНТИНОВИЧ (род. 10.10.1874 г. – ум. 13.12. 1947 г.) Выдающийся русский живописец и театральный художник, родоначальник исторического пейзажа, археолог, философ, мистик, писатель, общественный деятель, инициатор движения в защиту памятников культуры. Создатель

Из книги Серебряный век. Портретная галерея культурных героев рубежа XIX–XX веков. Том 2. К-Р автора Фокин Павел Евгеньевич

Николай Константинович Рёрих (1874–1947) художник, философ, писатель, археолог, педагог... При счастье никогда не бывает друзей. Человек во время счастья бывает очень высоко, а наши сердца открыты только вниз. ... Люди различаются на осуждающих и на творящих. ... Человечество

Из книги Таинства кулинарии. Гастрономическое великолепие Античного мира автора Сойер Алексис Бенуа

Из книги Законы успеха автора Кондрашов Анатолий Павлович

Из книги автора

Из книги автора

Рерих Николай Константинович Рерих (1874–1947) – русский живописец, археолог, путешественник, общественный деятель. Мыслить по правильному направлению – значит уже двигаться по пути к победе. При счастье никогда не бывает друзей… Человек во время счастья бывает

Николай Константинович Рерих, один из выдающихся художников, жизнь которых полностью отвечает их необычной, творческой натуре, креативному отношению к окружающему миру. Биография художника напоминает не просто повествовательный рассказ, а захватывающий жизненный роман. Многогранность этого человека просто удивляет и завораживает одновременно: известный поэт, страстный путешественник, глубокий философ, неутомимый исследователь и замечательный художник - это далеко не полный перечень его увлечений.

В свое время ему удалось не только посетить многие страны мира, но и пожить в них. Это наложило отпечаток на все его творчество. Яркая личность творца магнитом притягивала к себе людей. Именно поэтому он стал широко известен еще при жизни. Творчество художника представлено более чем 5 тысячами полотен, которые выставляются в известнейших музеях и галереях во всем мире. Ну, а уж в России каждый уважающий себя музей имеет в своей коллекции картины художника. Удивительно, что в Нью-Йорке, в честь Рериха, было сооружено 29-этажное здание, специально предназначенное для музея, в котором представлены исключительно его шедевры. В своем творчестве художник старался проиллюстрировать героическое прошлое, древние предания, трудную, незатейливую жизнь простого народа.

Произведения Рериха наполнены стариной Киевской Руси, героизмом набегов викингов, легендами Древнего мира. Художника вдохновляло изучение народных сказаний, песен, традиций, росписей и изразцов старинных мастеров, легенд. Душа самобытного дарования насквозь пропитана духом Древней Руси.

Народная живопись

В конце XIX века молодой художник осуществил интереснейшее путешествие к Новгороду по маршруту, которым в древности ходили варяжские ладьи. Это событие зародило идею для создания в дальнейшем живописного полотна «Заморские гости». Позже, находясь в Париже, постоянно мысленно возвращаясь на Родину, у Рериха созрела и оформилась идея написания произведения. Картина относится к циклу о Руси изначальной и несет яркий отпечаток народной живописи. Анализируя художественные приемы, - головы драконов, алые паруса, синяя вода в реке, - приходим к выводу, что мастеру удалось блистательно переложить характерные черты прикладного искусства и иконописи древности на современный лад.

Сам же художник дал картине подзаголовок «Народная живопись». «Заморские гости» - это торжественная ода мирной миссии варягов ІХ века, которые на внушительных ладьях отправились мирить воюющие славянские племена.

Картина выполнена крупными мазками, искусно изогнутыми линиями, яркими красками, что характеризует неуемную натуру автора. Плывут заморские гости в славянские земли, один за другим гордо идут по безмятежному морю древнескандинавские суда, на бортах сверкают разноцветные щиты, раздуваются ветром ярко-красные паруса, носы увенчаны резными головами драконов-грифонов, в ладьях вглядываются в неизвестность суровые скандинавы… Таков сюжет картины.

Передается он необычными праздничными красками. Созвучие прозрачных оттенков неба и белокрылых чаек, парящих над морем, с напряженными, открытыми тонами кораблей, одежды людей создает ощущение радости и праздника. Все это есть неотъемлемой частью древнерусского искусства и народной живописи, что полностью подтверждает авторский заголовок Н. К. Рериха. Глядя на полотно, возникают знакомые с детства легенды и сказания о древних славянах. Поражает не только историчность художественного произведения, но и красоты русской природы. Природа тесно связывается с историческим прошлым Руси.

На самой вершине одного из холмов изображены три возвышения - это древние захоронения. Зеленые холмы - последствие ледникового движения, которое сгладило и сделало более мягким северный ландшафт. На другом холме - возвышается славянский город, жители которого с любопытством и тревогой наблюдают за заморской флотилией. Выполнение разноцветных струг, озаренных лучами заходящего солнца, поражает своим мастерством и высокой техникой исполнения.

Картина напоминает волшебную сказку: манящая синева воды, зелень холмов, корабли, груженные товаром, далекие возвышающиеся стены древнего града, прозрачные небеса. Картина абсолютно не статична, она наполнена движением ладей, птиц и весел. Окаменелые и неподвижные холмы придают сюжету картины усиление впечатления от прибытия гостей из-за моря. В картине невозможно увидеть ярких и живых лиц, выразительных характеров и образов. Лица едва различимы, а иногда и вовсе не видны, потому что картины Рериха несут груз общей думы, общего чувства, являются обобщенным образом старины и древности.

При всем этом имеется свое неповторимое лицо у любого «персонажа»: у города со строениями и стенами, у скандинавских ладей, украшенных живописными щитами и разноцветными драконами, у холмов, искрящихся бархатной зеленью, у сонных долин и мощных гор. Художник с помощью картины переносит зрителя вглубь веков, где каждый становится созерцателем неповторимой языческой жизни Руси. Перед зрителем возникают не отдельно взятые образы и исторические факты, а легендарные и нетленные летописные страницы.

Невозможно переоценить значение творчества Николая Константиновича Рериха в современном искусстве. Он по-прежнему остается одним из наиболее востребованных художников в мире. Творец, глубоко изучивший историю своего народа, мастерски передавший ее самобытность в своих произведениях надолго оставит след не только в памяти народной, но и в сердцах ценителей высоко искусства.

Его картины пропитаны теплом, добром, любовью, доказательством этому есть вышеупомянутая картина «Заморские гости». Картина-праздник, картина-свет, картина-надежда на мирное будущее и процветание могущественного и сильного государства. Автору удалось убедить зрителя в значимости исторического прошлого.

Но у Рериха — необычный подход. Его реализм выражается в том, что он хочет слышать и видеть в природе такие эстетические звучания и краски, такую правду жизни, которую познал только он. Именно, Рерих в пульсирующей жизни нашей планеты услышал те жизнеутверждающие, эволюционные космические тона, которые может воспринять лишь высококультурный, музыкальный дух.

Картина Николая Рериха «Заморские гости»

Картина Н.Рериха «Заморские гости» написана в 1901 году. За два года до этого художник совершил путешествие по великому водному пути к Новгороду «из варяг в греки» .
Этот древний торговый путь существовал примерно 1000 лет назад и проходил по главным дорогам того времени через реки Двину и Днепр, соединяя Варяжское море (Балтийское) с Русским морем (Чёрным). Маршрут проходил через наши славянские земли, которые называли Белой Русью, на этом пути встречались иноземцам такие древние русские города как Великий Новгород и Киев. Эту важнейшую торговую ветвь освоили скандинавские викинги (викинги), целью которых было попасть в Константинополь - столицу Византии, крупнейший мировой торговый центр. На восточнославянских землях викингов называли варягами (варяги). Варяги были лучшими торговцами и воинами Европы того времени. Мы до сих пор вспоминаем о варягах, когда занимаемся археологией, письменностью, фольклором.

Путешествие поразило художника.

Он представлял, как по этому пути много лет назад приплывали на славянскую землю варяги, как новгородцы отправлялись в походы, как рассекали водную ладь струги новгородского купца Садко.

Тогда и родилась у художника идея написать картину о гостях из-за моря, приплывших к русичам за миром.

Перед нами картина художника Н.К.Рериха «Заморские гости». Работа живописца переносит нас в глубь времён.

На картине Рерих изобразил заморских гостей, которые плывут к русской земле.
Длинным рядом идут по синей глади реки расписные ладьи. Горит на солнце яркая раскраска кораблей. Ветер раздувает алые паруса. Борта украшены разноцветными щитами. Гордо смотрят вперёд узорчатые головы драконов. В ладьях плывут варяги. Везут они товар в чужие страны.

Легко крепкие ладьи рассекают незнакомые воды. Гости внимательно вглядываются в чужие берега. Художник четко прописал малейшие детали украшения чужеземных кораблей, от щитов на корме до узорной резьбы, которую венчает голова дракона. Сквозь прозрачную воду видны камни на дне.
Стоит тёплый весенний день. Чистая синева небес. Радостно и приветливо сияет солнце. В тёмно-синей реке отражаются красные, жёлтые, зелёные полосы и круги заморских узоров кораблей. Белоснежные чайки спустились на волны, закружились над водой.

Все спокойно в чужедальней стороне. Вода не волнуется. По ней лишь пробегает рябь от кораблей. Вода такая синяя, как будто небесная синь смешалась с ней. Стая чаек мирно сидела на водной глади. Но странные чужие корабли спугнули птиц. И теперь они с криками носятся вокруг ладьи, любопытствуя, кого это занес попутный ветер.

А на берегу не видно ни одного человека. Вдали виднеется поселение славян. Но их не тревожит появление заморских гостей. Воинственные славянские племена привыкли силой отстаивать свою правоту и независимость. Потому и плывут гости к славянским берегам, заключить мир, прекратить вражду.


Кругом зелёные холмы, поля. В далеке на одном из холмов видны стены града. Красива и богата русская земля!

Картина поражает зрителя яркостью красок, какой-то светлой чистотой. Как можно сражаться среди этого синего великолепия, уходящего далеко-далеко, до самого горизонта!

В картине Н. К. Рериха оживает глубокая старина. Работа художника приоткрывает историю Древней Руси, которую каждый русский человек должен знать и уважать. Картина вызвает радостные, светлые чувства.