Зачем мы читаем художественную литературу. “Для чего нужна литература” сочинение

Сейчас же даже считается, что чтение художественной литературы несовместимо с ориентацией на успех. Ведь у успешных людей свободного времени вообще нет. Когда же им читать?
Многие зациклены на эффективном использовании своего времени, даже придумали тайм-менеджмент. Полезная вещь. Но часто это только попытка в те же 24 часа запихнуть большее количество дел. При этом никто не думает, что большинство из этих дел, можно вообще не делать и ничего не изменится. Не слишком ли рациональным становится наш ум? Ориентированным только на алгоритмы и схемы.

Во многом суета вызвана неразвитостью нашего мышления. Да и как ему развиваться, если знания просто впихиваются без попытки их осмыслить.

Для чего же мы читаем?

1. Художественная литература помимо своих основных функций — эстетической, коммуникативной и познавательной дает нам возможность развиться как личность, развивать свой интеллект и мышление.
Ведь, что мы видим на странице? — набор символов. И вот этот набор — выстраивается в образы, характеры, создается настроение, вызываются чувства. Т. е. разум активно участвует в этом процессе.
При поступлении информации с экрана мы лишь фиксируем ее, закачивая ее, но не осмысливая.
Первый вывод: чтение развивает образное мышление, которое отвечает за творческую составляющую нашего развития.

2. Можно ли передать чувства, ощущения словами? Думаю сложно. Вы можете описать картину природы, факты своих приключений, но описать те чувства, которые были при этом — сложно. Как можно описать, почему мы любим, верим?
Для этого есть способ — передать чувства через персонажей произведения. Автор передает свои идеи, чувства, мысли через персонажей. События, происходящие с героями произведения, формируются в голове читателя. Если произведение «зацепило» читателя, то он просто сливается с персонажем и переживает вместе с ним те же чувства, которые переживает герой.

Итак, второй вывод: чтение заставляет нас переживать события вместе с персонажами, как в реальной жизни, получить ощущения в тех ситуациях, в которых оказываются персонажи произведения. Иногда это просто переворачивает жизнь читателя, и он меняет свое отношение к жизни (или корректирует его).

3. Если в произведении главный герой ведет себя правильным образом и это вызывает любовь окружающих, то мы также стремимся быть похожими на него. Но не в принудительной форме, в виде инструкций правильного поведения, а на основе наших наблюдений за героем. Через персонажей читатель узнает скрытые черты своего характера, примеряет на себе — как бы он повел себя в подобной ситуации.

Третий вывод: художественная литература формирует наше мировоззрение, причем не принудительно, а путем нашей оценки поведения персонажей. Сопоставляя другие взгляды на жизнь, тщательно взвешивая, размышляя и делая свой осознанный выбор. Это способ познать себя.

Чтение расширяет кругозор, расширяет словарный запас, улучшает разговорную речь. С этим сложно поспорить.

Сегодняшняя разговорная речь очень упрощена, и еще есть возможность увидеть и услышать на экране представителей старого поколения интеллигенции. И сравнить ее с любой новомодной молодежной ТВ программой. Тенденция налицо.

Это не значит, что нужно стремиться к витиеватости речи, но и слишком упрощать, тоже не стоит.

Вывод четвертый: чтение улучшает разговорную речь.

Чтение позволяет раздвинуть рамки привычной жизни. Это и процесс познания мира. Это способ пообщаться с автором через книгу. Возможность создать себе особое настроение. Найти ответы на интересующие вопросы, связанные с поиском смысла жизни. Найти единомышленника в лице автора.
Как видим, читают не только для удовольствия или чтобы убить время. Чтение — это процесс, влияющий на наше развитие, как личности.

Вечная истина, говорящая о том, что человек перестает мыслить, когда перестает читать, по-моему, является актуальной и в наш такой динамичный и неспокойный ХХІ век.

Конечно же, это касается, прежде всего, настоящей классической литературы, проверенной если не веками, то хотя бы десятилетиями. А не широко разрекламированного «чтива», которое и книгой язык не поворачивается назвать.
Нет никаких сомнений относительно того, что нынешний век требует интеллектуально развитых, грамотных людей. Причем, приобретенные ими знания и сведения не должны быть просто набором определенной информации. Ее необходимо осмыслить, проанализировать. Хочется снова обратиться к мудрой мысли, почерпнутой, кстати, из классической литературы. Она гласит, что дабы стать грамотным человеком, нужно прочитать всего несколько книг. Но чтобы их найти, следует прочитать сотни других.

Вывод первый: читать нужно, чтобы уметь мыслить.
Литература – это источник исторических сведений, преподносимых читателю живо и интересно. Благодаря таланту писателя читатель буквально погружается в описываемую эпоху. Тут и бытовые подробности, и одежда, и интерьер, обычаи и традиции. Немного фантазии – и человек оказывается, к примеру, на средневековом рыцарском турнире вместе с благородным Айвенго В. Скотта или на балу девятнадцатого века с героями произведений русских классиков. Конечно, можно сказать, что в современных фильмах и компьютерных играх это можно увидеть своими глазами, не особо напрягаясь. Почувствуйте разницу. Там подается все красиво, но в готовом виде. Книга же заставляет работать воображение человека, перенося его силой слова в конкретную эпоху.

Вывод второй: читать нужно, чтобы больше знать и развивать фантазию, образность мышления.
Литература – это его величество Слово, эстетичное, многоликое и прекрасное. К сожалению, в ХХІ веке словесная деградация очень заметна. Это, с моей точки зрения, напрямую связано с чтением, а вернее с нежеланием читать классические произведения. Язык классики сочен, ярок, насыщен образами, а самое главное – это истинный литературный язык, которым должен владеть каждый культурный человек. При постоянном чтении обогащается словарный запас. Пословицы, поговорки, крылатые выражения, словесные образы насыщают речь, делая ее по-настоящему красивой и богатой.

Вывод третий: читать нужно, чтобы обогащать свою устную и письменную речь.
Рассуждения не просто о пользе, а о необходимости чтения истинной литературы в веке нынешнем можно продолжить. Но даже то, что сказано, доказывает: «Литература в ХХІ столетии необходима!»

    • Вопрос взаимоотношений отцов и детей стар как мир. Ещё в одном из древнеегипетских папирусов обнаружили запись, в которой автор жалуется, что дети перестали уважать своих отцов, их религию и обычаи, и мир рушится. Проблема взаимоотношений поколений никогда себя не изживёт, потому что культура, которая воспитывает одно поколение, будет непонятной другому. Данная проблема нашла свое отражение в творчестве многих русских писателей 19 и 20 веков. Волнует она и нас, поколение 21 века. И, конечно же, актуальна […]
    • По-моему, понятие истинного героизма, как и любви, доброты, порядочности, благородства, милосердия и других человеческих ценностей, вечно. То, что навязывается сейчас «желтой» прессой и многими телеканалами – это искажение, а в некоторых случаях, и осквернение этого святого слова. Каков же он, герой 21 столетия? Я считаю, что это человек, который готов, прежде всего, на самопожертвование. Впрочем, это не открытие, а та же самая вечная ценность, которая отличала героев от трусов во все века. К этому добавляется […]
    • Было туманное осеннее утро. Я шел по лесу, погруженный в раздумья. Я шел медленно, не спеша, а ветер развевал мой шарф и свисающие с высоких ветвей листья. Они колыхались на ветру и будто бы о чем-то мирно говорили. О чем шептались эти листья? Быть может, они шептались об ушедшем лете и жарких лучах солнца, без которых теперь они стали такими желтыми и сухими. Быть может, они пытались позвать прохладные ручьи, которые смогли бы напоить их и вернуть к жизни. Быть может, они шептались обо мне. Но только шепот […]
    • Я живу в зеленой и красивой стране. Она называется Беларусь. Ее необычное имя говорит о чистоте этих мест и о необычных пейзажах. От них веет спокойствием, простором и добротой. И от этого хочется что-то делать, наслаждаться жизнью и любоваться природой. В моей стране очень много рек и озер. Они нежно плещутся летом. Весной раздается их звонкое журчание. Зимой зеркальная гладь манит к себе любителей катания на коньках. Осенью по воде скользят желтые листья. Они говорят о скором похолодании и предстоящей спячке. […]
    • Озеро Байкал известно на весь мир. Известно оно тем, что является самым большим и глубоким озером. Вода в озере пригодна для питья, поэтому оно очень ценно. Вода в Байкале не только питьевая, но еще и лечебная. Она насыщена минералами и кислородом, поэтому ее употребление положительно влияет на здоровье человека. Байкал находится в глубокой впадине и со всех сторон окружен горными хребтами. Местность возле озера очень красивая и имеет богатую флору и фауну. Еще, в озере проживает много видов рыб – почти 50 […]
    • Есть множество замечательных профессий, и каждая из них, несомненно, является необходимой нашему миру. Кто-то строит здания, кто-то добывает полезные стране ресурсы, кто-то помогает людям стильно одеваться. Любая профессия, как и любой человек - совершенно разные, однако все они непременно должны кушать. Именно поэтому появилась такая профессия, как повар. С первого взгляда может показаться, что кухня - область несложная. Что трудного в том, чтобы приготовить поесть? Но на самом деле искусство готовки - одно их […]
    • Осенняя красавица в ярком наряде. Летом рябина незаметна. Она сливается с другими деревьями. Зато осенью, когда деревья одеваются в жёлтые наряды, её можно заметить издалека. Яркие красные ягоды привлекают внимание людей и птиц. Люди любуются деревом. Птицы лакомятся его дарами. Даже зимой, когда повсюду белеет снег, рябина радует своими сочными кистями. Её изображения можно встретить на многих новогодних открытках. Художники любят рябину, потому что она делает зиму веселее и красочней. Любят дерево и поэты. Её […]
    • С самого детства родители говорили мне, что наша страна - самая большая и сильная в мире. В школе на уроках мы с учителем читаем много стихотворений, посвященных России. И я считаю, что каждый россиянин должен, обязан гордиться своей Родиной. Гордость вызывают наши бабушки и дедушки. Они воевали с фашистами для того, чтобы мы сегодня смогли жить в тихом и спокойном мире, чтобы нас, их детей и внуков, не затронула стрела войны. Моя Родина не проиграла ни одной войны, а если дела были плохи - Россия все равно […]
    • Сегодня, интернет есть почти в каждом доме. В интернете можно найти много очень полезной информации для учебы или для чего-нибудь другого. Многие люди смотрят в интернете фильмы и играют в игры. Также, в интернете можно найти работу или даже новых друзей. Интернет помогает не терять связь с родственниками и друзьями, которые живут далеко. Благодаря интернету с ними можно связаться в любую минуту. Мама очень часто готовит вкусные блюда, которые нашла в интернете. Еще, интернет поможет и тем, кто любит читать, но […]
    • С детства мы ходим в школу и изучаем разные предметы. Некоторые считают, что это ненужное дело и только забирает свободное время, которое можно потратить на компьютерные игры и что-то еще. Я думаю по-другому. Есть такая русская пословица: «Ученье свет, а неученье – тьма». Это значит, что для тех, кто узнает много нового и стремится к этому, впереди открывается светлая дорога в будущее. А те, кто ленится и не учится в школе, останутся всю свою жизнь во тьме глупости и невежества. Люди, которые стремятся к […]
    • Что такое мир? Жить в мире - это самое важное, что может быть на Земле. Ни одна война не сделает людей счастливыми, и даже увеличивая собственные территории, ценой войны, они не становятся богаче морально. Ведь ни одна война не обходится без смертей. И те семьи, где теряет своих сыновей, мужей и отцов, пусть даже зная, что они герои, все равно никогда не насладятся победой, получив потерю близкого. Только миром можно достичь счастья. Только мирными переговорами должны общаться правители разных стран с народом и […]
    • Наша речь состоит из множества слов, благодаря которым можно передать любую мысль. Для удобства использования все слова поделены на группы (части речи). Каждая из них имеет свое название. Имя существительное. Это очень важная часть речи. Оно обозначает: предмет, явление, вещество, свойство, действие и процесс, имя и название. Например, дождь – это явление природы, ручка – предмет, бег – действие, Наталья – женское имя, сахар – вещество, а температура – это свойство. Можно привести много других примеров. Названия […]
    • Мою бабушку зовут Ирина Александровна. Она живет в Крыму, в поселке Кореиз. Каждое лето мы с родителями ездим к ней в гости. Мне очень нравится жить у бабушки, ходить по узким улицам и зеленым аллеям Мисхора и Кореиза, загорать на пляже и купаться в Черном море. Сейчас моя бабушка на пенсии, а раньше она работала медсестрой в санатории для детей. Иногда она брала меня к себе на работу. Когда бабушка надевала белый халат, то становилась строгой и чуточку чужой. Я помогала ей измерять детям температуру - разносить […]
    • Вся наша жизнь регулируется определенными сводами правил, отсутствие которых может спровоцировать анархию. Только представьте, если отменят правила дорожного движения, конституцию и уголовный кодекс, правила поведения в общественных местах, начнется хаос. То же касается и речевого этикета. На сегодня многие не придают большого значения культуре речи, к примеру, в социальных сетях все больше можно встретить неграмотно пишущих молодых людей, на улице – неграмотно и грубо общающихся. Я считаю, что это проблема, […]
    • С давних пор язык помогал людям понимать друг друга. Человек неоднократно задумывался над тем, зачем он нужен, кто его придумал и когда? И почему он отличается от языка животных и других народов. В отличие от сигнального крика животных, с помощью языка человек может передать целую гамму эмоций, свое настроение, информацию. В зависимости от национальности, у каждого человека свой язык. Мы живем в России, поэтому наш родной язык – русский. На русском говорят наши родители, друзья, а также великие писатели – […]
    • Был прекрасный день - 22 июня 1941 года. Люди занимались своими обычными делами, когда прозвучала страшная весть - началась война. В этот день фашистская Германия, которая завоевывала до этого момента Европу, напала и на Россию. Никто не сомневался в том, что наша Родина сможет победить врага. Благодаря патриотизму и героизму наш народ и смог пережить это страшное время. В период с 41 по 45 годы прошлого века страна потеряла миллионы человек. Они пали жертвами безжалостных сражений за территорию и власть. Ни […]
    • Дружба – это взаимное, яркое чувство, ни в чем не уступающее любви. Дружить не только нужно, дружить просто необходимо. Ведь ни один человек в мире не может прожить всю жизнь в одиночестве, человеку, как для личностного роста, так и для духовного просто необходимо общение. Без дружбы мы начинаем замыкаться в себе, страдаем от непонимания и недосказанности. Для меня близкий друг приравнивается к брату, сестре. Таким отношениям не страшны никакие проблемы, жизненные тяготы. Каждый по-своему понимает понятие […]
    • Родная и самая лучшая в мире, моя Россия. Этим летом я с родителями и сестрой ездил отдыхать на море в город Сочи. Там, где мы жили, было ещё несколько семей. Молодая пара (они недавно поженились) приехали из Татарстана, рассказывали, что познакомились, когда работали на строительстве спортивных объектов к Универсиаде. В соседней с нами комнате жила семья с четырьмя маленькими детками из Кузбасса, папа у них шахтёр, добывает уголь (он называл его «чёрное золото»). Ещё одна семья приехала из Воронежской области, […]
    • Поэтический бум шестидесятых годов 20 века Шестидесятые годы 20 века - это время подъема российской поэзии. Наконец наступила оттепель, были сняты многие запреты и авторы смогли открыто, не боясь репрессий и изгнаний, выражать свое мнение. Сборники стихов стали выходить настолько часто, что, пожалуй, такого "издательского бума" в области поэзии не было никогда ни до, ни после. "Визитные карточки" этого времени - Б.Ахмадулина, Е.Евтушенко, Р.Рождественский, Н.Рубцов, и, конечно же, бард-бунтарь […]
    • Мой дом – моя крепость. Это правда! Он не имеет толстых стен и башен. Но в нем живет моя маленькая и дружная семья. Мой дом – это простая квартира с окнами. От того, что моя мама всегда шутит, а папа ей подыгрывает, стены нашей квартиры всегда наполняются светом и теплом. У меня есть старшая сестра. Мы не всегда с ней ладим, но я все равно скучаю по смеху сестры. После школы мне хочется бежать домой по ступенькам подъезда. Я знаю, что открою дверь и почувствую запах мамы и папиного крема для туфель. Перешагну […]
  • Перед майскими праздниками в рамках недели русского языка и литературы в лицее состоялся интереснейших диспут, посвященный актуальному вопросу «Зачем нужна литература в современном мире, и нужна ли она вообще?». Проблема эта для размышлений была предложена нашим восьмиклассникам и вызвала бурное обсуждение. Каждый высказывал свою точку зрения, порой мешала взволнованность, потому не всем и не всегда удавалось четко и аргументированно отстоять свою позицию, однако, где не хватало аргументов, на помощь приходили яркие образы и искренние эмоции! Равнодушных не осталось. Итогом дискуссии о проблемах литературы и чтения было написание эссе. Рады представить вам работы победителей.

    1 место

    Зачем нужна литература в современном мире, и нужна ли она вообще? Подумаем и попробуем ответить на поставленный вопрос.

    Прежде всего, литература – это источник исторических сведений, преподносимых читателю живо и интересно. Именно на уроках литературы мы читаем книги, художественные произведения. Где как не на уроках литературы мы можем узнать что-то новое об авторе какой-нибудь книги? Ведь прежде чем приступить к изучению произведения, мы читаем и обсуждаем биографию его творца: узнаем о его жизни, взглядах на мир.

    Литература очень важна для человека. Во-первых, она приучает нас любить читать. Надо развивать любовь к чтению. Во-вторых, читая книгу, мы запоминаем слова и их написание, речь становится более яркой и красочной. Вольтер так говорил об этом: «Читая авторов, которые хорошо пишут, привыкаешь хорошо говорить». «Чтение – вот лучшее учение», – так считал А.С. Пушкин. В-третьих, читая ту или иную книгу, мы развиваем воображение. Да-да, именно воображение! Когда мы смотрим какой-нибудь фильм, нам подается «все готовое», а читая книгу, мы рассуждаем и представляем все сами. Немного воображения… и человек может попасть на рыцарский турнир, на дно океана, даже в космос – можно попасть хоть куда, потому что мечтания нельзя ограничить. Как утверждал Д. Мартин: «Читатель проживает тысячу жизней, прежде чем умрет. Человек, который никогда не читает, проживает только одну».

    Вспомним, что еще говорили выдающиеся философы и писатели разных времен о книгах и чтении. «Чтение для ума – то же, что физические упражнения для тела» – это мысли Д. Аддисона. Действительно, если человек не занимается спортом, его тело становится слабым, легко уязвимым, он не может дать отпор в трудной ситуации. Если человек не читает, не тренирует свой ум, он перестает логически мыслить, становится неинтересным собеседником. В словесной дуэли такой человек точно не станет победителем. «Люди перестают мыслить, когда перестают читать», – замечал Д. Дидро. «Люди, которые читают книги, всегда будут управлять теми, кто смотрит телевизор», – предсказывал Ф. Жанлис. «Тем больше читаешь, тем меньше подражаешь», – говорил Жюль Ренар. Объединяя эти три высказывания, можно сделать следующий вывод: человеком необразованным и неграмотным легко манипулировать.

    Литература помогает человеку стать образованным, умным, великодушным, всесторонне развитым, добрым, порядочным, – то есть Человеком с большой буквы.

    Фисенко Ксения, 8Б

    2 место

    Для чего нужно изучать литературу? Ответ на этот вопрос можно искать очень долго, но к однозначному выводу так и не прийти. Кто-то считает, что изучение литературы необходимо для личного образования, для кого-то это досуг, кому-то это необходимо для создания модели поведения в определенных ситуациях. Но если посмотреть глубже?

    Из художественных книг мы узнаем историю Родины, других стран, страницы жизни великих людей. А что было бы без литературы? «Есть же история!» – возразите вы. И будете правы. Но история – это даты и события, а литература – это тончайшее и красивейшее их описание. Это рассказ о жизни простых людей, повествование о том, что они чувствовали в конкретный период времени, будь то война или праздник.

    В литературе мы можем отыскать все: и знания, и опыт чужой жизни. В ней можно найти ответы на многие интересующие нас вопросы. Заставляя сопереживать героям, произведения делают нас эмоционально более чуткими. Литература также помогает развивать нашу речь, делает ее более красивой, позволяет в нескольких словах передать нужный смысл. Разве интересно общаться с человеком, речь которого бедна, да и кругозор оставляет желать лучшего? Культурный человек, читающий художественные книги, постоянно обогащает свой словарный запас, речь его становится не только правильной, но и выразительной.

    «Великий и могучий русский язык», – с этим трудно не согласиться. Для нас есть все богатство русского языка, все произведения литературы. Чтобы стать грамотными людьми, нужно читать произведения классиков. Только у А.С. Пушкина словарный запас составлял более 20.000 слов!!! А сколько было у нас писателей и поэтов, чьи произведения вошли в мировую литературу!

    Литература – это часть интеллектуального наследия человечества, которое не должно пропасть.

    Кольева Е., 8Б

    3 место

    Зачем нужна литература? А действительно! Многие скажут, что она не нужна, что литература как предмет бессмысленна и лишь убивает мысли лишним мусором. Только вот незадача! Мысли как раз и формируются на основе литературы. Знаете поговорку «Мы то, что мы едим». Я позволю себе ее перефразировать: «Мы то, что мы читаем». Мысли формируются на основе литературы, а они в свою очередь характеризуют нас, рассказывают о нас. В мире существует такое многообразие языков, а все для чего? Просто чтобы бессмысленно говорить слова? Нет! С помощью языка мы можем выразить все наши чувства, поведать о наших размышлениях. С помощью языка мы можем передавать свой опыт другим людям. А с помощью литературы мы можем привести наглядный пример, смоделировать жизненную ситуацию, в которой, по мнению автора, стоит поступить так и никак иначе.

    Литература нужна. Это мое мнение, и никто его не изменит. Как без литературы понять человека? А народ? Целый мир! Только так можно увидеть, услышать, представить себе истинный мир человека, понять все его проблемы и переживания.

    Литераторы, писатели – великие выдумщики и фантазеры. Благодаря их мыслям и их воображению у нас есть машины, телевизоры, самолеты, подводные лодки, ведь когда-то это изобразил их в своих романах писатель-француз Жюль Верн. Без его книг не было бы этого сейчас. Он придумал, а уже по его описанию ученые, физики, химики создали эти механизмы.

    Литература наравне с другими науками может сделать человека известным (да, некоторые гонятся за славой), но литература не упростит жизнь человека, напротив, она заставит подумать о жизни, о мире, о человечестве и, может быть, даже поможет что-либо осознать.

    Литература нужна, безусловно. Это невозможно оспорить. Что бы ни говорили лодыри и бездельники, не видящие сути искусства, это не заставит меня изменить свои мысли, свое видение мира, Вселенной, сформировавшиеся благодаря книгам.

    Зыкова Ульяна, 8Б

    3 место

    Зачем нужно изучать литературу? Вопрос был и остается актуальным. Мнения людей не сходятся на однозначном ответе. С какой целью нужно изучать литературу? Что она нам может дать? По моему мнению, изучать литературу – значит проявлять умение ценить чувства, переживания, силы тех, кто стал создателем художественных произведений, демонстрировать уважение не только к автору, но и к истории своих предков, которые в литературе рассказали для своих потомков о радостях и неудачах, разочарованиях и прозрениях. Такое не должно быть забыто. Как говорил великий А.С. Пушкин: «Уважение к минувшему – вот черта, отличающая образованность от дикости».

    А что же история? Разве она не может дать нам того же, что и литература? Возможность читателя прожить, прочувствовать жизнь героев произведения, извлечь из прочитанного уроки, сформировать на основе узнанного собственную точку зрения, получить неограниченные возможности учиться самому мыслить, анализировать, делать выводы, отличать истинное от ложного – вот далеко не полный список того, что может дать человеку литература.

    История как наука не ставит перед собой цели передать чувства тех людей, которые жили в те или иные времена, ее задача – представить факты, события, даты. К примеру, замечательное произведение Л.Н. Толстого «Война и мир»…. История не смогла бы так точно передать эмоции реальных героев, участников великих событий 1812 года.

    Литература – это целый мир, который на протяжении многих веков остается необходимым для человека. Читайте обязательно! Читайте книги! Ведь в них вся мудрость, любовь, страдания народа.

    Ногина Александра, 8Б

    КРАТКИЕ ТЕЗИСЫ

    О ЛОШАДЯХ,

    КУШАЮЩИХ ОВЕС

    НА БЕРЕГУ ВОЛГИ, ВПАДАЮЩЕЙ

    В КАСПИЙСКОЕ МОРЕ, ИЛИ ЗАЧЕМ НУЖНА ЛИТЕРАТУРА

    (К ПОСТАНОВКЕ

    Как часто случается, что самые фундаментальные и значимые вопросы в нашей жизни оказываются просты и примитивны, не теряя при этом своей фундаментальности и значимости! Простой оказывается форма, но от этого нисколько не страдает содержание, остающееся многослойным и многогранным. Еще чаще эти вопросы вообще не возникают в нашем сознании – только лишь потому, что мы боимся их себе задавать. Действительно, попробуйте спросить человека, считающего себя образованным (или действительно являющегося таким), зачем нужна литература? Вряд ли, вы получите вразумительный ответ. Ваш собеседник, наверное, просто пожмет плечами, показывая тем самым, что ответ для него и для всех очевиден, хотя его и трудно выразить словами. Конечно, будут и попытки сформулировать истину – показать литературу как набор тех жизней, которые читатель не успевает прожить в реальности, вспомнят и про функцию воспитания, преемственность поколений, будут правы, но все равно о чем-то забудут, так как слишком уж это обширная тема. Возможна и такая ситуация: тот, от кого вы ожидаете ответа, возмутится вашим вопросом, воспримет это как покушение на свои святыни и идеалы. В самом деле, разве порядочный человек позволит себе такое кощунство! Потребительский подход к литературе выдаст в вопрошающем “мурло мещанина”, только и всего. Уместно здесь вспомнить и дзэнскую легенду об ученике, который получил от своего учителя палкой по голове, когда начал задавать лишние вопросы.

    Между тем вопрос остается простым: зачем нужна литература? Детективы и дамские романы служат для того, чтобы убить время в транспорте по дороге на работу. (Сделаю маленькое отступление: ходит такая легенда, будто пассажиры московского метро в массовом порядке поглощают нетленки от Дарьи Донцовой. Дескать, заходишь в вагон и видишь, как все, там находящиеся, с жадностью глотают детективную приманку, при этом все синхронно перелистывают одну и ту же страницу. Однако я сам видел, как молодые люди раскрывали тома Петрарки, Бальзака, но только не одноразовое чтиво.) А как быть с теми же Петраркой и Бальзаком? Неужели и они, по сути, служат для того же: для получения эстетического удовольствия? Может быть, более изысканного, утонченного, элитарного, но все же удовольствия?

    Теперь пора перевести разговор из бытового русла в теоретическое. Литературу нам предлагают воспринимать через наши чувства, эмоции. Подтверждение этому мы найдем и в любом вузовском учебнике литературоведения. Литература определяется как особая разновидность искусства. Но так ли это? Вот в этом вопросе я и предлагаю разобраться в первую очередь, ответ на него и позволит нам приблизиться к понимаю того, зачем эта “непонятная” литература нам нужна.

    Мне представляется, что литературу нельзя объединять с искусством или делать ее “подмножеством” искусства. В тех же теоретических и учебных текстах искусство трактуется как “форма общественного сознания”, а можно сказать и так – “форма духовной деятельности”. Так почему не выделить литературу как самостоятельную единицу? То есть уравнять ее в правах с искусством.

    Таким образом, мы увидим несколько таких форм. Я предлагаю выделить пять: наука, философия, литература, искусство, религия. Критерием их различия как раз и должен стать способ их восприятия, доля, удельный вес чувств и разума в каждом случае. Если религия апеллирует исключительно к иррациональной вере, то наука, находящаяся на другом конце этой оси, берет в расчет только лишь сухие логические построения, здесь любые эмоции отвернут вас от намеченной цели.

    Литература же находится ровно посередине. Значит ли это, что доли разума и чувств должны в ней уравняться? Скорее, мы можем увидеть в ней с одинаковой вероятностью любое сочетание того и другого. Положение в центре оси координат оказывается довольно выгодным, оно освобождает литературу от каких бы то ни было ограничений и правил. Здесь многие могут возмутиться, так же как и после вопроса “зачем нужна литература?”, но что поделаешь, факт остается фактом: литературный калейдоскоп настолько хаотичен и неуправляем, что изобретение здесь каких-либо правил становится делом пустым и бессмысленным.

    Казалось бы, что после таких рассуждений мы не найдем ответа на вопрос, которым я вдруг заинтересовался. Действительно, если литература хаотична, если в ней нет никаких правил, то и единой цели ее существования нет и быть не может.

    Не исключено, что такую “универсальность” многие воспримут как уловку (и, скорее всего, окажутся правы): отсутствие четкости, определенности ведет к тому, что теряется всякий смысл и всякая ответственность. Но торопиться с подобными выводами не надо. Чтобы избежать такого поворота мысли, я все-таки попытаюсь сузить “область применения” литературы. Это можно сделать путем выделения из огромного букета текстов самого главного цветка. Совсем не обязательно, что он окажется самым красивым (вопрос “что такое красота?” оставим до лучших времен), но именно он станет основой, центральным, формирующим элементом всей композиции.

    Мне представляется, что этот “цветок” должен быть обращен к философии. Другие же “участники” нашего букета будут дополнять, поддерживать его. То есть первостепенной целью существования литературы должна стать философия, трансляция идей, но эта трансляция оказывается облаченной в самобытную литературную форму.

    В самом деле, философский трактат может наскучить. Слишком все назидательно, слишком явно стремление заключить мысли в оболочку терминов и категорий. Кроме того, почему автор этого трактата считает себя умнее читателя?! Почему читатель вдруг оказывается в положении обучаемого?! Что толку от того, что кто-то будет вдалбливать всем остальным, что Волга впадает в Каспийское море, а лошади кушают овес...

    В этот самый момент к нам на помощь приходит литература. Отношения “учитель – ученик” заменяются свободной дискуссией, а точнее, игрой автора и читателя. Автор может зашифровать свою мысль в образе. Действительно, представьте себя на берегу Волги, попытайтесь увидеть этих лошадей... Пусть читатель сам отгадает, что имел в виду автор. А если и не отгадает, то тоже ничего страшного не произойдет. Читатель создаст свой смысл этих образов, превратится таким образом в соавтора. Да и у автора остается пространство для отступления. Ницше просил свою аудиторию обратить внимание на то, что говорил Заратустра, но помимо этого, мы видим то, что делал Заратустра, и можем взглянуть на этого персонажа с другой стороны.

    То есть литература становится мыслительным перфомансом или подобием “тоталоскопа” из рассказа Кобо Абэ, где нет пассивных зрителей, а есть только активные участники действа. А это значит, что количество вымышленных миров увеличилось, идеи усложнились и пищи для размышлений стало больше. Надеюсь, что не проголодаемся.

    Продолжая тему образования, должна сказать, что сейчас у нас оно находится в непрерывном кризисе идентичности, которому конца-краю не видно. Вот такое недавно пришло сообщение: "Президент Российской академии образования, заместитель председателя Общества русской словесности Людмила Вербицкая высказала мнение, что роман Льва Толстого "Война и мир", а также некоторые произведения Федора Достоевского можно было бы исключить из школьной программы.

    "Я, например, абсолютно убеждена, что из школьной программы „Войну и мир“ Л.Толстого, также как и некоторые романы Ф.Достоевского, нужно убрать. Это глубокие философские произведения, с серьезными рассуждениями на разные темы. Не может ребенок понять всей их глубины", — заявила она в интервью АГН "Москва".

    Кстати, какие произведения Достоевского нынче значатся в школьной программе? Мы проходили только "Преступление и наказание", да и дочка говорит, что они ничего сверх этого не изучали. Впрочем, не буду цепляться к мелочам. Есть вещи и поважнее.

    У меня есть сильное подозрение, что никто не понимает, зачем в школе изучают литературу. Откуда я это взяла? А вот откуда. Если б понимали, не стали бы каждый год мусолить вечнозелёную проблему, какие произведения изучать, какие не изучать, кто более классик и кого из современников включать в программу. Потому что проблемы такой — нет. Для тех, кто понимает, зачем нужна школьная литература.

    А нужна она для единственной и очень важной цели — научить читать более-менее сложные тексты, которые надо толковать. Собственно, филология когда-то и возникла как искусство толкования старинных, религиозных текстов, недоступных для непосредственного восприятия.

    То, что понятно само по себе, дети сами могут читать. Кстати, "Война и мир" — довольно понятный роман. Историософские рассуждения Толстого тоже вполне постижимы. Но, разумеется, нужны комментарии учителя. Вероятно, существуют хорошо прокомментированные издания для школьников. Когда-то я прочитала "Божественную комедию" в издании для итальянских школьников. И я, иностранка, всё прекрасно поняла. Там толковались все аллюзии, символы — и всё стало ясно. Именно разбирать, вникать в текст, извлекать из него идеи и знания — для этого нужны уроки литературы. Никакой иной пользы в них нет.

    А коли так, то скажу ужасную вещь. Довольно безразлично, какие именно произведения изучать. Важно, чтобы они были литературно качественные и чтобы учитель сам их понимал. Если набор этих произведений живёт долго, то нарабатывается практика толкования.

    Совершенно нет никакой нужды изучать современные произведения. Можно вообще остановиться на ХIX веке. Остальное — прочитают сами. Главное — чтоб не боялись читать что-то такое, что трудно и не сразу понимается. Если этот навык есть, если есть привычка к таким — неочевидным — текстам — прочитают всё, что захотят. "Как же так, вы хотите лишить детей творений Цветаевой, Маяковского, а также наших замечательных современников!". Те, кто так говорит, молчаливо подразумевает, что по выходе из школы человек будет читать разве что романы автора с говорящей фамилией Деревянко, а что замысловатее — то будет откладывать в сторону: нудьга. Да, такое случается часто. Это значит, что литературой в школе занимались плохо.

    В романских странах, во Франции особенно, вся литература традиционно сводилась к толкованию текста. Сейчас во всём мире всё упрощается, люди перестают читать своих классиков. Их просто не понимают. Испанцы, например, не понимают Сервантеса.

    Наша традиция — несколько иная. Она ведётся, видимо, от социологической критики, восходящей к Белинскому и Добролюбову. Это, скорее, историко-философско-социологические умопостроения по поводу текста. Дело неплохое и полезное, но главное, всё-таки, — текст.

    Знание базовых текстов своей культуры — формирует единый народ. Русские — все те, кто знает, кто такой Евгений Онегин, Пьер Безухов и фамусовское общество. В 90-е годы многое из этого было выброшено с корабля современности. Помню, в те годы мы с сыном смотрели в театре "Горе от ума", которое он "проходил" в школе. Вышли из театра, я что-то говорю и произношу известный монолог "Не образумлюсь, виноват". "Ты что, наизусть, что ли, это помнишь?" — удивляется сын. Его изумлению не было предела, когда он узнал, что этот текст до эпохи плюрализма и прав человека знал каждый русский. Такие тексты — это позывные, по которым опознаётся "свой-чужой". Нет этого — и народ культурно рассыпается. Отсюда, между прочим, вытекает простая мысль. Нужно отобрать тексты патриотические и по возможности духоподъёмные, внушающие уважение и любовь к своей стране.

    Так что набор текстов, подлежащих школьному изучению, должен быть стабильным и долгоживущим. Оно и проще для всех: и для учеников, и для учителей. Обсудив один раз, надо принять окончательное решение и прекратить обсуждение. Что-то, наверное, можно заменить: например, из Островского я бы взяла не "Грозу", а "Бешеные деньги", а из Тургенева — не "Отцы и дети", а "Дым"; впрочем, всё это — лишь моё личное мнение.