Юрий Норштейн: «Ежик в тумане» появился после криков и сердечных капель. За кадром мультфильма «Трое из Простоквашино Смотреть что такое "Художник мультипликационного фильма" в других словарях

Художник-мультипликатор — это художник, работающий в мире мультипликационного кино. Он создаёт рисунки ключевых моментов движения персонажей и определяет промежуточные фазы на листе экспозиции. Мультипликация (лат. Multiplicatio — умножение) представляет собой создание и многократное умножение большого количества кадров с небольшим смещением элементов в каждом последующем кадре. При скоростной демонстрация этих кадров и получается мультфильм. Художник-мультипликатор — более широкое понятие, чем современный аниматор, который занимается только оживлением персонажей. Профессия подходит тем, кого интересует рисование и мировая художественная культура (см. выбор профессии по интересу к школьным предметам).

Художники-мультипликаторы классифицируются на несколько специализаций в зависимости от технологии анимации и масштаба проекта. При создании небольших мультфильмов один художник может выполнить все технологические задачи. Крупные проекты требуют командной работы, в которой каждый художник специализируется на определённой операции по объектам мультипликации.

Специализации художников-мультипликаторов зависят от применяемой технологии мультипликации:

  • рисованный фильм;
  • кукольная мультипликация;
  • трёхмерная графика.

В рисованных крупномасштабных мультфильмах существует множество специализаций по объектам мультипликации:

  • художник-постановщик — самый главный художник мультфильма, разрабатывающий общий стиль фильма в тесном сотрудничестве с режиссером и руководящий всем процессом создания мультфильма;
  • художник по персонажам создаёт образы героев мультфильма, работает над их действиями и диалогами;
  • художник-фоновщик, или художник-декоратор, или мультипликатор заднего плана создаёт фон, панораму, интерьер и прочий антураж;
  • художник-контуровщик осуществляет перенос рисунка с бумаги на плёнку;
  • художник-фазовщик создаёт промежуточные фазы действий персонажей между рисунками, учитывая характер их движения;
  • художник-прорисовщик создаёт чистовые рисунки с тщательно прорисованными деталями на основе образа, предложенного главным художником;
  • мультипликатор спецэффектов воссоздаёт необходимые природные явления (снег, дождь) и различные эффекты, предполагаемые сценарием.

Особенности профессии

Современные компьютерные программы намного упрощают процесс создания мультфильмов:

3ds Max (3d Studio Max)

  • Maya;
  • Cinema 4D;
  • LightWave;
  • Softimage XSI;
  • Blender;

Но есть такие виды творческих работ, которые не могут выполнить компьютерные программы. На стадии подготовительного этапа художник-мультипликатор:

  • создает концепты и эскизы персонажей и декораций;
  • подбирает вместе с режиссёром художников разных специализаций;
  • организует, распределяет работу между всеми специалистами и осуществляет контроль за работой художников по созданию персонажей и фонов для мультфильма.
  • На стадии производственного этапа художник-мультипликатор:
  • организует процессы создания персонажей и фонов, прорисовки, заливки;
  • занимается проработкой движений, мимики, раскадровкой и колорированием;
  • анимирует ключевые и промежуточные фазы;
  • принимает участие в создании чистовых компоновок.

Не художник — особая разновидность человека,

а каждый человек — особая разновидность художника.

Плюсы и минусы профессии

Плюсы

  • интересная творческая работа
  • возможность реализации таланта
  • высокая оплата труда в крупных проектах
  • востребованность профессии
  • спокойная обстановка.

Минусы

  • некоторые задачи могут показаться монотонными и однообразными;
  • работа сидячая.

Место работы

Мультипликационные студии, киностудии, телевидение, рекламные агентства, студии web-дизайна, компании по созданию компьютерных игр.

Важные качества

  • пространственное воображение и мышление;
  • понимание принципов динамики идвижения;
  • глубокая наблюдательность;
  • хороший глазомер;
  • дар карикатуриста, умение ухватить суть характера;
  • художественный вкус;
  • чувство стиля;
  • актерские способности;
  • ответственность;
  • позитивное отношение к жизни;
  • целеустремленность, одержимость;
  • терпение, работоспособность;
  • умение находить общий язык стехническим персоналом.

Обучение на художника-мультипликатора (образование)

(Очно, Москва)

Школа-студия «ШАР» - уникальное учебное заведение, получившее признание во всем
мире, одна из старейших и наиболее авторитетных студий в России по производству
авторской анимации. Школа основана более 20 лет назад легендарными
режиссёрами-аниматорами Фёдором Хитруком, Эдуардом Назаровым, Юрием
Норштейном, Андреем Хржановским.

Основными направлениями деятельности Школы-студии являются:

Профессиональная подготовка режиссеров анимационного кино и аниматоров;
- производство анимационных фильмов.

Вузы

B&D - проводит набор на . Программа нацелена на формирование основных профессиональных навыков, знаний и умений художника/дизайнера книжной, игровой и анимационной индустрии, который способен решать концептуальные задачи визуализации. Выпускник профиля сможет работать в качестве художника-аниматора, иллюстратора, motion-дизайнера. Основная задача курса - дать будущему специалисту знания в области иллюстрации и анимации, научить создавать неповторимые образы с присущими чертами авторского стиля и «оживлять» их. 3 минуты пешком от метро Проспект Мира.

Оплата труда

Оплата труда художника-мультипликатора зависит от его квалификации, региона работы, специфики и величины студии.

Ступеньки карьеры и перспективы

Карьера художника-мультипликатора может развиваться в направлении освоения смежных специальностей. В вертикальном направлении роста карьеры художник-мультипликатор может стать руководителем проекта, контролирующим работу всей команды специалистов. Возможен рост до владельца или директора мультипликационной студии.

Номинация «Лучший анимационный полнометражный фильм» в национальной премии киноакадемии США «Оскар» учреждена в 2001 году. Короткометражным мультфильмам премия «Оскар» вручалась с 1932 г. Первый полнометражный мультфильм, получивший «Оскар», - «Шрек».

Художник мультипликационного фильма

худо́жник мультипликацио́нного фи́льма . Кинокамера в мультипликационном фильме фиксирует мир, творцом которого является художник; пространство, время, движение этого мира в реальности не существуют — они воссозданы его воображением. В работе над рисованным и кукольным фильмом принимает участие большая группа художников разных специальностей.

Художник-постановщик — одна из главных фигур в творческом процессе создания мультипликационного фильма. Он автор изобразительно-декорационного решения картины. Творческие задачи художника-постановщика сложны и многообразны. В подготовительный период, предшествующий производству фильма, он создаёт экспликацию, которая является как бы цветовой партитурой будущей картины, её цветовой драматургией. В ряде цветовых эскизов формируется зрительный образ фильма, его световая и цветовая атмосфера, колористическое решение кадра, сцены, эпизода, определяется изобразительная стилистика ленты, разрабатываются графические и динамические характеристики типажей будущих персонажей. Одной из важнейших задач художника-постановщика в подготовительном периоде является создание совместно с режиссёром на основе драматургии графического сценария — так называемой режиссёрской раскадровки — своеобразного визуального макета будущего фильма. Раскадровка окончательно решает монтаж картины, соотношение кадровых композиций, перемену точек съёмки, характер операторской работы, крупность планов, мизансцены, взаимосвязь персонажа и декорации. На основе режиссёрской раскадровки ведётся в дальнейшем вся работа съёмочного коллектива в период производственного воплощения фильма. Существует определённое различие между работой художника-постановщика над рисованным и кукольным фильмом. Эскизы, созданные для объёмных мультипликационных фильмов, отличает большая красочность, декоративность решений, сближающая их с театральными эскизами. Художник в них прежде всего стремится выявить объём декораций, их пространство и свет. Изобразительное решение кукольных фильмов, широко использующих фактуру материала, изысканней, красочнее, чем фильмов рисованных. Не случайно изобразительное обогащение современных мультипликаций идёт в первую очередь от кукольных и перекладочных фильмов. Художник-постановщик рисованного фильма руководит работой большой группы художников разных профилей — мультипликаторов, фоновщиков, фазовщиков, прорисовщиков, заливщиков, — добиваясь образного и стилевого единства всех изобразительных компонентов фильма.

Художник-фоновщик изготовляет фоны и декорации для чистовой съёмки. При этом он руководствуется цветовыми эскизами и указаниями художника-постановщика, перенося манеру их исполнения непосредственно на саму декорацию. В своей работе художник-фоновщик пользуется разнообразными техническими приёмами и приспособлениями. Нередко в изготовлении особо сложных фонов и многоярусных декораций фильма принимает участие и художник-постановщик.

Художник-мультипликатор — творческий участник процесса создания мультипликационного фильма, одушевляющий на экране образ действующего персонажа сценария. Работа художника-мультипликатора (его также называют художником-одушевителем) в рисованном фильме очень специфична — оживление персонажей осуществляется последовательной прорисовкой статичных фаз движения изображаемого объекта. Профессиональное мастерство художника-мультипликатора основано на глубоком знании законов биомеханики движения человека и животных, острой наблюдательности, развитой зрительной памяти, умении проанализировать и расчленить увиденное в действительности или воображаемое движение на его составные — фазы. В одну секунду на экране сменяется 24 кадра, следовательно, любое движение изображения суммируется из 24 статичных фотографий или рисунков. При проекции эти рисунки сливаются в единое движущееся изображение.

Экранная непрерывность изображения — явление чисто психологическое. Движения рисованного персонажа в действительности не существует. Он движется только в восприятии зрителя. Принцип мультипликационного одушевления основан на инерции зрительных впечатлений, определяет форму и способ существования этого искусства. По характеру своей работы художник-мультипликатор прежде всего актёр. Только «играет» он не сам, а опосредованно, при помощи рисунка. Специфика работы художника-мультипликатора выражается в том, что он выполняет на бумаге лишь ключевые рисунки-компоновки, определяющие характер движения в сцене. Все недостающие, промежуточные, фазы между компоновками выполняет художник-фазовщик. Он должен обладать графическим мастерством, знать тонкости технологического процесса производства рисованного фильма. Получив от художника-мультипликатора рисунки-компоновки определённой сцены, он по экспозиционным листам, на которых точно указано количество недостающих фаз движения, делает сначала черновую фазовку движения на бумаге, а затем, после их съёмки, просмотра движения на экране, обсуждения черновых рисунков, вносит необходимые исправления в рисунки-компоновки, выполняет уже чистовую фазовку. Затем готовая сцена поступает в цех прорисовки, цех контуровки, цех закраски. Здесь рисунки — фазы движения персонажей — переводятся художниками с бумаги на листы целлулоида, заливаются специальными красками на основании цветовых моделей персонажей, после чего сушатся и передаются оператору для съёмки.

В кукольном фильме функции художника-мультипликатора выполняет художник-кукловод. Он работает с куклой непосредственно перед камерой, снимающей фильм покадрово. Сначала кукловод проигрывает сцену в своём воображении, а затем её темп и движение персонажей записывает в экспозиционных листах, по которым будут вестись съёмки. Работая с куклой, актёр-одушевитель создаёт живой образ, делает её выразителем человеческого характера.

Роль и функции художника в мультипликационном кино в процессе исторического развития искусства постепенно изменялись и уточнялись.

Истоки рисованного фильма лежат в газетной и журнальной карикатуре, комиксе. Сближение графики и кинематографа и определило на первых порах взгляд на мультипликационное кино как на искусство «ожившей графики». К привычным измерениям графики кинематограф прибавил новое — движение. Рисунок ожил на экране, получил способность существования во времени.

Первые ленты создавались исключительно руками художников, без участия специально приглашённых режиссёров. Чтобы как-то облегчить себе работу над графическими фильмами, художники поначалу стремились предельно упростить рисунок, сделать его удобным для размножения, повторения в большей серии различных фаз движения. Декорации в ранних фильмах или совсем отсутствовали, или обозначались условно — линией горизонта, обобщёнными силуэтами ландшафта. Художники сами производили одушевление рисунков.

Советское мультипликационное кино появилось в начале 20-х гг. как искусство публицистическое. Из сатирической графики, политической и бытовой карикатуры, агитплаката черпали молодые художники темы, сюжеты и образы первых мультагиток, сатирических киношаржей и кинокарикатур. Но контурный линейный рисунок, исполненный на бумаге, пройдя процесс воспроизведения на плёнку и на экран, изменялся, свет «съедал» тонкие графические линии и штрихи. Поэтому молодые художники Н. П. Ходатаев, Ю. А. Меркулов, З. П. Комиссаренко, приступая в 1924 к съёмкам фильма-памфлета «Китай в огне», строили изображение по принципу светотеневого пятна. Была использована техника аппликации из цветной бумаги, дающая ровную градацию серых тонов, фоны выполнялись в технике прессованного угля, пастели, литографического карандаша.

До середины 30-х гг. советские мультипликаторы в работе над рисованными фильмами не использовали целлулоид. Основным материалом художников оставалась бумага, поэтому в отечественном мультипликационном кино получили развитие техника бумажных марионеток и плоских вырезных перекладок.

Новый шаг в изобразительном решении фильма связан с созданием первого детского мультипликационного фильма «Сенька-Африканец» (1927). Обращение к жанру детской сказки заставило молодых художников И. П. Иванова-Вано, Д. Я. Черкеса, Ю. А. Меркулова в корне пересмотреть принципы изобразительного решения картины. Сказка требовала более подробной и тщательной разработки декораций, которые бы создали яркий сказочный образ Африки. Новые требования предъявлялись и к персонажам — пионер Сенька имел свой индивидуальный характер. Художникам удалось создать экзотический мир знойной Африки. В решении декораций использовалось тоновое пятно. Искусно комбинируя разнообразные технические приёмы, художники расширили способы одушевления персонажей, более выразительными, пластичными стали их жесты, движения, мимика.

Важным источником обогащения изобразительной и стилевой формы мультипликационных фильмов стало обращение к достижениям молодого советского изобразительного искусства, к книжной и станковой графике.

К концу 20-х гг. постепенно выявился основной круг задач, которые должен решать художник в процессе создания мультипликационного фильма, наметилось первое разграничение функций режиссёра, художника-постановщика и художника-одушевителя.

С приходом звука в кинематограф начался сложный процесс перестройки всей художественной структуры фильма. Изменился и характер работы кинохудожника. В мультипликационном кино этот процесс протекал не так болезненно, как в игровом, где наметилось резкое снижение изобразительной культуры фильма. Музыка, слово, шумы, записанные синхронно под изображение, обогатили художественную выразительность лучших немых лент «Самоедский мальчик» и «Почта», которые были озвучены. Звук органично вошёл в образную структуру этих фильмов.

С созданием в 1936 киностудии «Союзмультфильм» происходит окончательное разграничение и закрепление функций основных создателей рисованного фильма — режиссёра, художника, мультипликатора. Переход на новую поточную технологию производства фильмов, принятую на американских студиях, позволил привлечь к работе большую группу художников. Правда, этот переход был связан с некоторыми издержками, и в первую очередь с сужением изобразительных стилистических исканий. Переняв диснеевскую технологию, советские мультипликаторы на какое-то время переняли и его стилистику, его эстетику. Со временем, глубже освоив выразительные возможности новой технологии, советским художникам удалось преодолеть влияние эстетических принципов метода Диснея, обратиться к созданию самобытных по стилю произведений. Большое значение для подготовки профессиональных кадров художников-постановщиков для мультипликационного кино сыграла организованная в 1938 во ВГИКе на художественном факультете мастерская художников мультипликационного кино.

В послевоенный период наметился значительный подъём искусства мультипликации. Росту изобразительной культуры способствовали выпускники художественного факультета ВГИКа — Н. Строганова, В. А. Никитин, Л. И. Мильчин, А. П. Сазонов, Е. Т. Мигунов, А. В. Винокуров, В. Д. Дегтярёв, Л. А. Шварцман.

В начале 60-х гг. в советском мультипликационном кино начался интенсивный процесс обновления образной и пластической основы рисованных и кукольных фильмов, связанный с расширением жанрово-тематических и стилистических исканий, поисков новых средств концентрации мысли в образе. В структуре художественного образа фильма происходят серьёзные изменения, возрастает содержательная роль таких его традиционных выразительных элементов, как время, пространство, ритм, более разнообразными становятся его динамические и цветовые характеристики.

Художники, обладающие яркой творческой индивидуальностью, например С. А. Алимов, А. А. Спешнева, М. Соколова, В. Н. Зуйнов, Э. А. Назаров, разрабатывают в мультипликационных фильмах свои собственные выразительные стили. Большинство художников-постановщиков ищут пути освоения и синтеза богатейшего культурного наследия искусства. Как показала практика 60—70-х гг., возможности мультипликации в освоении изобразительных стилевых принципов различных видов искусств практически неисчерпаемы. Подчёркнуто живописный подход в изобразительной трактовке мультипликационных фильмов разрабатывают художники и режиссёры Н. Н. Серебряков, В. В. Курчевский, Р. А. Раамат из Эстонии.

Мультипликационное кино открывает перед художниками широчайшие возможности образно-поэтического постижения мира. В середине 70-х гг. в советское многонациональное кино влилась большая группа талантливых молодых художников, много сделавших для обогащения образного мира рисованного и кукольного фильма: Н. Н. Виноградова, Ф. А. Ярбусова, Н. В. Орлова, Н. Пророкова.

Мультипликационные фильмы создаются почти во всех союзных республиках. Молодые художники Украины (Р. Ф. Сахалтуев, Н. Гузь), Эстонии (Р. Э. Таммик, Р. Раадме), Казахстана (Ж. Ж. Даненов), Туркмении (М. О. Чарыев) и другие успешно осваивают опыт и традиции своих национальных культур.

А. А. Волков.


Кино: Энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия . Гл. ред. С. И. Юткевич; Редкол.: Ю. С. Афанасьев, В. Е. Баскаков, И. В. Вайсфельд и др. . 1987 .

Смотреть что такое "Художник мультипликационного фильма" в других словарях:

    Художник - У этого термина существуют и другие значения, см. Художник (значения). художник … Википедия

    Художник-мультипликатор - Необходимо перенести в эту статью содержимое статьи Художник мультипликатор рисованного фильма и поставить оттуда перенаправление. Вы можете помочь проекту, объединив статьи (cм. инструкцию по объединению). В случае необходимости обсуждения… … Википедия

    Художник-мультипликатор рисованного фильма - Необходимо перенести содержимое этой статьи в статью «Художник мультипликатор». Вы можете помочь проекту, объединив статьи. В случае необходимости обсуждения целесообразности объединения, замените этот шаблон на шаблон {{к объединению}} … Википедия - (р. 30.8.1920), советский художник, режиссёр. Заслуженный художник РСФСР (1981). Окончил школу при Институте живописи, скульптуры и архитектуры (1941) и ВГИК (1951). С 1948 на киностудии «Союзмультфильм». Участвовал в постановке фильмов: «Федя… … Кино: Энциклопедический словарь

    Боуи, Дэвид - У этого термина существуют и другие значения, см. Боуи. Дэвид Боуи David Bowie … Википедия



Повесть Эдуарда Успенского «Дядя Федор, пес и кот» была опубликована в 1973 г., а спустя 5 лет по ней сняли знаменитый мультфильм, который давно стал классикой советской мультипликации и вот уже 40 лет не теряет популярности ни у детей, ни у родителей. Но даже самым преданным поклонникам вряд ли известно о том, что у некоторых персонажей были реальные прототипы, а сами герои первоначально выглядели совсем по-другому, а от серии к серии их внешний облик претерпевал существенные изменения…



Эта история началась в пионерском лагере, где на тот момент Эдуард Успенский работал библиотекарем. Хороших детских книг в его библиотеке было недостаточно, и начинающий писатель стал придумывать сюжеты о приключениях жителей деревни Простоквашино. Так родились дядя Федор, кот Матроскин, Шарик и почтальон Печкин. Изначально дядя Федор был взрослым лесником, проживающим в сказочной деревне, но по совету писателя Бориса Заходера Успенский сделал его 6-летним мальчиком – таким же, как его потенциальные читатели. «И я переписал всю книжку. Поэтому дядя Федор такой взрословатый получился », – говорил Успенский.





На самом деле впервые книга Успенского была экранизирована еще в 1975 г. Однако трехсерийный мультфильм «Дядя Федор, пес и кот» не имел успеха. Спустя 3 года его решили переснять, для чего Эдуарду Успенскому пришлось переписать сценарий. Однако результат оправдал все потраченные усилия – «Трое из Простоквашино» пользовались невероятной популярностью, в сотни раз большей, чем книга.





Над новым мультфильмом работали два художника-постановщика: Левон Хачатрян создал образы почтальона Печкина, дяди Федора и его родителей, а Николай Ерыкалов был создателем кота Матроскина, Шарика, коровы Мурки и теленка Гаврюши. Сложнее всего работа продвигалась над образом Галчонка – птичка никак не получалась такой, какой ее хотел видеть режиссер. В результате над ней пришлось потрудиться сразу нескольким художникам-мультипликаторам.





У некоторых персонажей были реальные прототипы. Например, внешний облик мамы дяди Федора Левон Хачатрян срисовал со своей жены, актрисы Ларисы Мясниковой. «Маленького роста, короткая прическа, в очках. Попов внес свои поправки… Очки. На моем эскизе они были круглые, какие носит моя жена, но Попов считал, что лучше квадратные », – рассказывал Хачатрян. Лариса Мясникова не была довольна результатом – уж слишком капризной и нервной выглядела на экране списанная с нее героиня. Однако та самая форма очков заставила ее сменить гнев на милость: «Я бы такие ни за что не надела. Надеюсь, все это понимают, и никто не станет ассоциировать эту вашу маму со мной ».







Образ дяди Федора стал предметом бурных споров – режиссер не был доволен конечным результатом. Во время работы над следующей серией – «Каникулы в Простоквашино» – к работе подключился еще один художник-мультипликатор, Аркадий Шер. Он изменил внешний вид практически всех персонажей, но самые заметные трансформации произошли с дядей Федором. Из-за этого с режиссером повздорил Левон Хачатрян и после этого ушел из проекта. В создании третьей серии – «Зима в Простоквашино» – он уже не принимал участия. А дядя Федор тем временем изменился до неузнаваемости. «Если поставить Дядей Федоров из всех трех серий рядом, окажется, что это совершенно разные мальчики! Я такого не понимаю », – сокрушался Левон Хачатрян.







Свой прототип был не только у мамы дяди Федора, но и у кота Матроскина – правда, это касается книжного, а не мультипликационного персонажа, и в большей степени его характера, а не внешнего облика. Эдуард Успенский «списал» кота со своего друга, сотрудника сатирического киножурнала «Фитиль» Анатолия Тараскина. От него кот Матроскин унаследовал рассудительность, обстоятельность, практичность, рационализм, хозяйственность, а заодно и фамилию – ведь в первоначальном варианте он был котом Тараскиным.





Однако прототип взбунтовался против излишней карикатурности образа: «Ты с ума сошел! Ты хочешь меня на всю Москву высмеять? Не хочу быть каким-то книжным котом. Если бы ты предложил мне увековечить себя в более известном персонаже – я бы еще подумал… ». Тараскин даже представить не мог, каким популярным станет списанный с него персонаж. По словам Успенского, позже он пожалел о своем решении и сказал: «Какой же я был дурак! Фамилию пожалел дать! Так хоть в историю бы вошел ». А вот у зрителей Матроскин больше ассоциируется с актером, который подарил ему свой голос, – гениальным Олегом Табаковым.





По требованию сценарного отдела многие реплики персонажей пришлось переписать. Эдуард Успенский рассказывал, что изначально кот Матроскин, расхаживая из угла в угол «как политзаключенный», должен был произносить: «На дворе социализм построили, а у нас одна пара валенок на всех, как при царизме ». Но в окончательном варианте эта фраза звучит более «политкорректно»: «На дворе конец ХХ века, а у нас одна пара валенок на всех, как при царе Горохе ».



Цензуре подвергались многие тексты детского писателя: .

Повесть Эдуарда Успенского «Дядя Федор, пес и кот» была опубликована в 1973 г., а спустя 5 лет по ней сняли знаменитый мультфильм, который давно стал классикой советской мультипликации и вот уже 40 лет не теряет популярности ни у детей, ни у родителей. Но даже самым преданным поклонникам вряд ли известно о том, что у некоторых персонажей были реальные прототипы, а сами герои первоначально выглядели совсем по-другому, а от серии к серии их внешний облик претерпевал существенные изменения…

Эта история началась в пионерском лагере, где на тот момент Эдуард Успенский работал библиотекарем. Хороших детских книг в его библиотеке было недостаточно, и начинающий писатель стал придумывать сюжеты о приключениях жителей деревни Простоквашино. Так родились дядя Федор, кот Матроскин, Шарик и почтальон Печкин. Изначально дядя Федор был взрослым лесником, проживающим в сказочной деревне, но по совету писателя Бориса Заходера Успенский сделал его 6-летним мальчиком - таким же, как его потенциальные читатели. «И я переписал всю книжку. Поэтому дядя Федор такой взрословатый получился», - говорил Успенский.

Предварительный эскиз к мультфильму *Трое из Простоквашино*

На самом деле впервые книга Успенского была экранизирована еще в 1975 г. Однако трехсерийный мультфильм «Дядя Федор, пес и кот» не имел успеха. Спустя 3 года его решили переснять, для чего Эдуарду Успенскому пришлось переписать сценарий. Однако результат оправдал все потраченные усилия - «Трое из Простоквашино» пользовались невероятной популярностью, в сотни раз большей, чем книга.

Кот Матроскин в первом мультфильме 1975 г.

Продукт коллективного творчества художников-мультипликаторов

Над новым мультфильмом работали два художника-постановщика: Левон Хачатрян создал образы почтальона Печкина, дяди Федора и его родителей, а Николай Ерыкалов был создателем кота Матроскина, Шарика, коровы Мурки и теленка Гаврюши. Сложнее всего работа продвигалась над образом Галчонка - птичка никак не получалась такой, какой ее хотел видеть режиссер. В результате над ней пришлось потрудиться сразу нескольким художникам-мультипликаторам.

Предварительный эскиз к мультфильму

У некоторых персонажей были реальные прототипы. Например, внешний облик мамы дяди Федора Левон Хачатрян срисовал со своей жены, актрисы Ларисы Мясниковой. «Маленького роста, короткая прическа, в очках. Попов внес свои поправки… Очки. На моем эскизе они были круглые, какие носит моя жена, но Попов считал, что лучше квадратные», - рассказывал Хачатрян. Лариса Мясникова не была довольна результатом - уж слишком капризной и нервной выглядела на экране списанная с нее героиня. Однако та самая форма очков заставила ее сменить гнев на милость: «Я бы такие ни за что не надела. Надеюсь, все это понимают, и никто не станет ассоциировать эту вашу маму со мной».

Так менялась мама дяди Федора

Так менялся дядя Федор из серии в серию

Образ дяди Федора стал предметом бурных споров - режиссер не был доволен конечным результатом. Во время работы над следующей серией - «Каникулы в Простоквашино» - к работе подключился еще один художник-мультипликатор, Аркадий Шер. Он изменил внешний вид практически всех персонажей, но самые заметные трансформации произошли с дядей Федором. Из-за этого с режиссером повздорил Левон Хачатрян и после этого ушел из проекта. В создании третьей серии - «Зима в Простоквашино» - он уже не принимал участия. А дядя Федор тем временем изменился до неузнаваемости. «Если поставить Дядей Федоров из всех трех серий рядом, окажется, что это совершенно разные мальчики! Я такого не понимаю», - сокрушался Левон Хачатрян.

Дядя Федор на предварительном эскизе и в мультфильме *Трое из Простоквашино*, 1978

Свой прототип был не только у мамы дяди Федора, но и у кота Матроскина - правда, это касается книжного, а не мультипликационного персонажа, и в большей степени его характера, а не внешнего облика. Эдуард Успенский «списал» кота со своего друга, сотрудника сатирического киножурнала «Фитиль» Анатолия Тараскина. От него кот Матроскин унаследовал рассудительность, обстоятельность, практичность, рационализм, хозяйственность, а заодно и фамилию - ведь в первоначальном варианте он был котом Тараскиным.

Анатолий Тараскин - прототип кота Матроскина

Однако прототип взбунтовался против излишней карикатурности образа: «Ты с ума сошел! Ты хочешь меня на всю Москву высмеять? Не хочу быть каким-то книжным котом. Если бы ты предложил мне увековечить себя в более известном персонаже - я бы еще подумал…». Тараскин даже представить не мог, каким популярным станет списанный с него персонаж. По словам Успенского, позже он пожалел о своем решении и сказал: «Какой же я был дурак! Фамилию пожалел дать! Так хоть в историю бы вошел». А вот у зрителей Матроскин больше ассоциируется с актером, который подарил ему свой голос, - Олегом Табаковым.

Олег Табаков и Кот Матроскин, которому он подарил свой голос

По требованию сценарного отдела многие реплики персонажей пришлось переписать. Эдуард Успенский рассказывал, что изначально кот Матроскин, расхаживая из угла в угол «как политзаключенный», должен был произносить: «На дворе социализм построили, а у нас одна пара валенок на всех, как при царизме». Но в окончательном варианте эта фраза звучит более «политкорректно»: «На дворе конец ХХ века, а у нас одна пара валенок на всех, как при царе Горохе».