Художник-мультипликатор — это художник, работающий в мире мультипликационного кино. Он создаёт рисунки ключевых моментов движения персонажей и определяет промежуточные фазы на листе экспозиции. Мультипликация (лат. Multiplicatio — умножение) представляет собой создание и многократное умножение большого количества кадров с небольшим смещением элементов в каждом последующем кадре. При скоростной демонстрация этих кадров и получается мультфильм. Художник-мультипликатор — более широкое понятие, чем современный аниматор, который занимается только оживлением персонажей. Профессия подходит тем, кого интересует рисование и мировая художественная культура (см. выбор профессии по интересу к школьным предметам).
Художники-мультипликаторы классифицируются на несколько специализаций в зависимости от технологии анимации и масштаба проекта. При создании небольших мультфильмов один художник может выполнить все технологические задачи. Крупные проекты требуют командной работы, в которой каждый художник специализируется на определённой операции по объектам мультипликации.
Специализации художников-мультипликаторов зависят от применяемой технологии мультипликации:
- рисованный фильм;
- кукольная мультипликация;
- трёхмерная графика.
В рисованных крупномасштабных мультфильмах существует множество специализаций по объектам мультипликации:
- художник-постановщик — самый главный художник мультфильма, разрабатывающий общий стиль фильма в тесном сотрудничестве с режиссером и руководящий всем процессом создания мультфильма;
- художник по персонажам создаёт образы героев мультфильма, работает над их действиями и диалогами;
- художник-фоновщик, или художник-декоратор, или мультипликатор заднего плана создаёт фон, панораму, интерьер и прочий антураж;
- художник-контуровщик осуществляет перенос рисунка с бумаги на плёнку;
- художник-фазовщик создаёт промежуточные фазы действий персонажей между рисунками, учитывая характер их движения;
- художник-прорисовщик создаёт чистовые рисунки с тщательно прорисованными деталями на основе образа, предложенного главным художником;
- мультипликатор спецэффектов воссоздаёт необходимые природные явления (снег, дождь) и различные эффекты, предполагаемые сценарием.
Особенности профессии
Современные компьютерные программы намного упрощают процесс создания мультфильмов:
3ds Max (3d Studio Max)
- Maya;
- Cinema 4D;
- LightWave;
- Softimage XSI;
- Blender;
Но есть такие виды творческих работ, которые не могут выполнить компьютерные программы. На стадии подготовительного этапа художник-мультипликатор:
- создает концепты и эскизы персонажей и декораций;
- подбирает вместе с режиссёром художников разных специализаций;
- организует, распределяет работу между всеми специалистами и осуществляет контроль за работой художников по созданию персонажей и фонов для мультфильма.
- На стадии производственного этапа художник-мультипликатор:
- организует процессы создания персонажей и фонов, прорисовки, заливки;
- занимается проработкой движений, мимики, раскадровкой и колорированием;
- анимирует ключевые и промежуточные фазы;
- принимает участие в создании чистовых компоновок.
Не художник — особая разновидность человека,
а каждый человек — особая разновидность художника.
Плюсы и минусы профессии
Плюсы
- интересная творческая работа
- возможность реализации таланта
- высокая оплата труда в крупных проектах
- востребованность профессии
- спокойная обстановка.
Минусы
- некоторые задачи могут показаться монотонными и однообразными;
- работа сидячая.
Место работы
Мультипликационные студии, киностудии, телевидение, рекламные агентства, студии web-дизайна, компании по созданию компьютерных игр.
Важные качества
- пространственное воображение и мышление;
- понимание принципов динамики идвижения;
- глубокая наблюдательность;
- хороший глазомер;
- дар карикатуриста, умение ухватить суть характера;
- художественный вкус;
- чувство стиля;
- актерские способности;
- ответственность;
- позитивное отношение к жизни;
- целеустремленность, одержимость;
- терпение, работоспособность;
- умение находить общий язык стехническим персоналом.
Обучение на художника-мультипликатора (образование)
(Очно, Москва)
Школа-студия «ШАР» - уникальное учебное заведение, получившее признание во всем
мире, одна из старейших и наиболее авторитетных студий в России по производству
авторской анимации. Школа основана более 20 лет назад легендарными
режиссёрами-аниматорами Фёдором Хитруком, Эдуардом Назаровым, Юрием
Норштейном, Андреем Хржановским.
Основными направлениями деятельности Школы-студии являются:
Профессиональная подготовка режиссеров анимационного кино и аниматоров;
- производство анимационных фильмов.
Вузы
B&D - проводит набор на . Программа нацелена на формирование основных профессиональных навыков, знаний и умений художника/дизайнера книжной, игровой и анимационной индустрии, который способен решать концептуальные задачи визуализации. Выпускник профиля сможет работать в качестве художника-аниматора, иллюстратора, motion-дизайнера. Основная задача курса - дать будущему специалисту знания в области иллюстрации и анимации, научить создавать неповторимые образы с присущими чертами авторского стиля и «оживлять» их. 3 минуты пешком от метро Проспект Мира.
Оплата труда
Оплата труда художника-мультипликатора зависит от его квалификации, региона работы, специфики и величины студии.
Ступеньки карьеры и перспективы
Карьера художника-мультипликатора может развиваться в направлении освоения смежных специальностей. В вертикальном направлении роста карьеры художник-мультипликатор может стать руководителем проекта, контролирующим работу всей команды специалистов. Возможен рост до владельца или директора мультипликационной студии.
Номинация «Лучший анимационный полнометражный фильм» в национальной премии киноакадемии США «Оскар» учреждена в 2001 году. Короткометражным мультфильмам премия «Оскар» вручалась с 1932 г. Первый полнометражный мультфильм, получивший «Оскар», - «Шрек».
Художник мультипликационного фильма
худо́жник мультипликацио́нного фи́льма . Кинокамера в мультипликационном фильме фиксирует мир, творцом которого является художник; пространство, время, движение этого мира в реальности не существуют они воссозданы его воображением. В работе над рисованным и кукольным фильмом принимает участие большая группа художников разных специальностей.
Художник-постановщик одна из главных фигур в творческом процессе создания мультипликационного фильма. Он автор изобразительно-декорационного решения картины. Творческие задачи художника-постановщика сложны и многообразны. В подготовительный период, предшествующий производству фильма, он создаёт экспликацию, которая является как бы цветовой партитурой будущей картины, её цветовой драматургией. В ряде цветовых эскизов формируется зрительный образ фильма, его световая и цветовая атмосфера, колористическое решение кадра, сцены, эпизода, определяется изобразительная стилистика ленты, разрабатываются графические и динамические характеристики типажей будущих персонажей. Одной из важнейших задач художника-постановщика в подготовительном периоде является создание совместно с режиссёром на основе драматургии графического сценария так называемой режиссёрской раскадровки своеобразного визуального макета будущего фильма. Раскадровка окончательно решает монтаж картины, соотношение кадровых композиций, перемену точек съёмки, характер операторской работы, крупность планов, мизансцены, взаимосвязь персонажа и декорации. На основе режиссёрской раскадровки ведётся в дальнейшем вся работа съёмочного коллектива в период производственного воплощения фильма. Существует определённое различие между работой художника-постановщика над рисованным и кукольным фильмом. Эскизы, созданные для объёмных мультипликационных фильмов, отличает большая красочность, декоративность решений, сближающая их с театральными эскизами. Художник в них прежде всего стремится выявить объём декораций, их пространство и свет. Изобразительное решение кукольных фильмов, широко использующих фактуру материала, изысканней, красочнее, чем фильмов рисованных. Не случайно изобразительное обогащение современных мультипликаций идёт в первую очередь от кукольных и перекладочных фильмов. Художник-постановщик рисованного фильма руководит работой большой группы художников разных профилей мультипликаторов, фоновщиков, фазовщиков, прорисовщиков, заливщиков, добиваясь образного и стилевого единства всех изобразительных компонентов фильма.
Художник-фоновщик изготовляет фоны и декорации для чистовой съёмки. При этом он руководствуется цветовыми эскизами и указаниями художника-постановщика, перенося манеру их исполнения непосредственно на саму декорацию. В своей работе художник-фоновщик пользуется разнообразными техническими приёмами и приспособлениями. Нередко в изготовлении особо сложных фонов и многоярусных декораций фильма принимает участие и художник-постановщик.
Художник-мультипликатор творческий участник процесса создания мультипликационного фильма, одушевляющий на экране образ действующего персонажа сценария. Работа художника-мультипликатора (его также называют художником-одушевителем) в рисованном фильме очень специфична оживление персонажей осуществляется последовательной прорисовкой статичных фаз движения изображаемого объекта. Профессиональное мастерство художника-мультипликатора основано на глубоком знании законов биомеханики движения человека и животных, острой наблюдательности, развитой зрительной памяти, умении проанализировать и расчленить увиденное в действительности или воображаемое движение на его составные фазы. В одну секунду на экране сменяется 24 кадра, следовательно, любое движение изображения суммируется из 24 статичных фотографий или рисунков. При проекции эти рисунки сливаются в единое движущееся изображение.
Экранная непрерывность изображения явление чисто психологическое. Движения рисованного персонажа в действительности не существует. Он движется только в восприятии зрителя. Принцип мультипликационного одушевления основан на инерции зрительных впечатлений, определяет форму и способ существования этого искусства. По характеру своей работы художник-мультипликатор прежде всего актёр. Только «играет» он не сам, а опосредованно, при помощи рисунка. Специфика работы художника-мультипликатора выражается в том, что он выполняет на бумаге лишь ключевые рисунки-компоновки, определяющие характер движения в сцене. Все недостающие, промежуточные, фазы между компоновками выполняет художник-фазовщик. Он должен обладать графическим мастерством, знать тонкости технологического процесса производства рисованного фильма. Получив от художника-мультипликатора рисунки-компоновки определённой сцены, он по экспозиционным листам, на которых точно указано количество недостающих фаз движения, делает сначала черновую фазовку движения на бумаге, а затем, после их съёмки, просмотра движения на экране, обсуждения черновых рисунков, вносит необходимые исправления в рисунки-компоновки, выполняет уже чистовую фазовку. Затем готовая сцена поступает в цех прорисовки, цех контуровки, цех закраски. Здесь рисунки фазы движения персонажей переводятся художниками с бумаги на листы целлулоида, заливаются специальными красками на основании цветовых моделей персонажей, после чего сушатся и передаются оператору для съёмки.
В кукольном фильме функции художника-мультипликатора выполняет художник-кукловод. Он работает с куклой непосредственно перед камерой, снимающей фильм покадрово. Сначала кукловод проигрывает сцену в своём воображении, а затем её темп и движение персонажей записывает в экспозиционных листах, по которым будут вестись съёмки. Работая с куклой, актёр-одушевитель создаёт живой образ, делает её выразителем человеческого характера.
Роль и функции художника в мультипликационном кино в процессе исторического развития искусства постепенно изменялись и уточнялись.
Истоки рисованного фильма лежат в газетной и журнальной карикатуре, комиксе. Сближение графики и кинематографа и определило на первых порах взгляд на мультипликационное кино как на искусство «ожившей графики». К привычным измерениям графики кинематограф прибавил новое движение. Рисунок ожил на экране, получил способность существования во времени.
Первые ленты создавались исключительно руками художников, без участия специально приглашённых режиссёров. Чтобы как-то облегчить себе работу над графическими фильмами, художники поначалу стремились предельно упростить рисунок, сделать его удобным для размножения, повторения в большей серии различных фаз движения. Декорации в ранних фильмах или совсем отсутствовали, или обозначались условно линией горизонта, обобщёнными силуэтами ландшафта. Художники сами производили одушевление рисунков.
Советское мультипликационное кино появилось в начале 20-х гг. как искусство публицистическое. Из сатирической графики, политической и бытовой карикатуры, агитплаката черпали молодые художники темы, сюжеты и образы первых мультагиток, сатирических киношаржей и кинокарикатур. Но контурный линейный рисунок, исполненный на бумаге, пройдя процесс воспроизведения на плёнку и на экран, изменялся, свет «съедал» тонкие графические линии и штрихи. Поэтому молодые художники Н. П. Ходатаев, Ю. А. Меркулов, З. П. Комиссаренко, приступая в 1924 к съёмкам фильма-памфлета «Китай в огне», строили изображение по принципу светотеневого пятна. Была использована техника аппликации из цветной бумаги, дающая ровную градацию серых тонов, фоны выполнялись в технике прессованного угля, пастели, литографического карандаша.
До середины 30-х гг. советские мультипликаторы в работе над рисованными фильмами не использовали целлулоид. Основным материалом художников оставалась бумага, поэтому в отечественном мультипликационном кино получили развитие техника бумажных марионеток и плоских вырезных перекладок.
Новый шаг в изобразительном решении фильма связан с созданием первого детского мультипликационного фильма «Сенька-Африканец» (1927). Обращение к жанру детской сказки заставило молодых художников И. П. Иванова-Вано, Д. Я. Черкеса, Ю. А. Меркулова в корне пересмотреть принципы изобразительного решения картины. Сказка требовала более подробной и тщательной разработки декораций, которые бы создали яркий сказочный образ Африки. Новые требования предъявлялись и к персонажам пионер Сенька имел свой индивидуальный характер. Художникам удалось создать экзотический мир знойной Африки. В решении декораций использовалось тоновое пятно. Искусно комбинируя разнообразные технические приёмы, художники расширили способы одушевления персонажей, более выразительными, пластичными стали их жесты, движения, мимика.
Важным источником обогащения изобразительной и стилевой формы мультипликационных фильмов стало обращение к достижениям молодого советского изобразительного искусства, к книжной и станковой графике.
К концу 20-х гг. постепенно выявился основной круг задач, которые должен решать художник в процессе создания мультипликационного фильма, наметилось первое разграничение функций режиссёра, художника-постановщика и художника-одушевителя.
С приходом звука в кинематограф начался сложный процесс перестройки всей художественной структуры фильма. Изменился и характер работы кинохудожника. В мультипликационном кино этот процесс протекал не так болезненно, как в игровом, где наметилось резкое снижение изобразительной культуры фильма. Музыка, слово, шумы, записанные синхронно под изображение, обогатили художественную выразительность лучших немых лент «Самоедский мальчик» и «Почта», которые были озвучены. Звук органично вошёл в образную структуру этих фильмов.
С созданием в 1936 киностудии «Союзмультфильм» происходит окончательное разграничение и закрепление функций основных создателей рисованного фильма режиссёра, художника, мультипликатора. Переход на новую поточную технологию производства фильмов, принятую на американских студиях, позволил привлечь к работе большую группу художников. Правда, этот переход был связан с некоторыми издержками, и в первую очередь с сужением изобразительных стилистических исканий. Переняв диснеевскую технологию, советские мультипликаторы на какое-то время переняли и его стилистику, его эстетику. Со временем, глубже освоив выразительные возможности новой технологии, советским художникам удалось преодолеть влияние эстетических принципов метода Диснея, обратиться к созданию самобытных по стилю произведений. Большое значение для подготовки профессиональных кадров художников-постановщиков для мультипликационного кино сыграла организованная в 1938 во ВГИКе на художественном факультете мастерская художников мультипликационного кино.
В послевоенный период наметился значительный подъём искусства мультипликации. Росту изобразительной культуры способствовали выпускники художественного факультета ВГИКа Н. Строганова, В. А. Никитин, Л. И. Мильчин, А. П. Сазонов, Е. Т. Мигунов, А. В. Винокуров, В. Д. Дегтярёв, Л. А. Шварцман.
В начале 60-х гг. в советском мультипликационном кино начался интенсивный процесс обновления образной и пластической основы рисованных и кукольных фильмов, связанный с расширением жанрово-тематических и стилистических исканий, поисков новых средств концентрации мысли в образе. В структуре художественного образа фильма происходят серьёзные изменения, возрастает содержательная роль таких его традиционных выразительных элементов, как время, пространство, ритм, более разнообразными становятся его динамические и цветовые характеристики.
Художники, обладающие яркой творческой индивидуальностью, например С. А. Алимов, А. А. Спешнева, М. Соколова, В. Н. Зуйнов, Э. А. Назаров, разрабатывают в мультипликационных фильмах свои собственные выразительные стили. Большинство художников-постановщиков ищут пути освоения и синтеза богатейшего культурного наследия искусства. Как показала практика 6070-х гг., возможности мультипликации в освоении изобразительных стилевых принципов различных видов искусств практически неисчерпаемы. Подчёркнуто живописный подход в изобразительной трактовке мультипликационных фильмов разрабатывают художники и режиссёры Н. Н. Серебряков, В. В. Курчевский, Р. А. Раамат из Эстонии.
Мультипликационное кино открывает перед художниками широчайшие возможности образно-поэтического постижения мира. В середине 70-х гг. в советское многонациональное кино влилась большая группа талантливых молодых художников, много сделавших для обогащения образного мира рисованного и кукольного фильма: Н. Н. Виноградова, Ф. А. Ярбусова, Н. В. Орлова, Н. Пророкова.
Мультипликационные фильмы создаются почти во всех союзных республиках. Молодые художники Украины (Р. Ф. Сахалтуев, Н. Гузь), Эстонии (Р. Э. Таммик, Р. Раадме), Казахстана (Ж. Ж. Даненов), Туркмении (М. О. Чарыев) и другие успешно осваивают опыт и традиции своих национальных культур.
А. А. Волков.
Кино: Энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия . Гл. ред. С. И. Юткевич; Редкол.: Ю. С. Афанасьев, В. Е. Баскаков, И. В. Вайсфельд и др. . 1987 .
Смотреть что такое "Художник мультипликационного фильма" в других словарях:
Художник - У этого термина существуют и другие значения, см. Художник (значения). художник … Википедия
Художник-мультипликатор - Необходимо перенести в эту статью содержимое статьи Художник мультипликатор рисованного фильма и поставить оттуда перенаправление. Вы можете помочь проекту, объединив статьи (cм. инструкцию по объединению). В случае необходимости обсуждения… … Википедия
Художник-мультипликатор рисованного фильма - Необходимо перенести содержимое этой статьи в статью «Художник мультипликатор». Вы можете помочь проекту, объединив статьи. В случае необходимости обсуждения целесообразности объединения, замените этот шаблон на шаблон {{к объединению}} … Википедия - (р. 30.8.1920), советский художник, режиссёр. Заслуженный художник РСФСР (1981). Окончил школу при Институте живописи, скульптуры и архитектуры (1941) и ВГИК (1951). С 1948 на киностудии «Союзмультфильм». Участвовал в постановке фильмов: «Федя… … Кино: Энциклопедический словарь
Боуи, Дэвид - У этого термина существуют и другие значения, см. Боуи. Дэвид Боуи David Bowie … Википедия
Повесть Эдуарда Успенского «Дядя Федор, пес и кот» была опубликована в 1973 г., а спустя 5 лет по ней сняли знаменитый мультфильм, который давно стал классикой советской мультипликации и вот уже 40 лет не теряет популярности ни у детей, ни у родителей. Но даже самым преданным поклонникам вряд ли известно о том, что у некоторых персонажей были реальные прототипы, а сами герои первоначально выглядели совсем по-другому, а от серии к серии их внешний облик претерпевал существенные изменения…
Эта история началась в пионерском лагере, где на тот момент Эдуард Успенский работал библиотекарем. Хороших детских книг в его библиотеке было недостаточно, и начинающий писатель стал придумывать сюжеты о приключениях жителей деревни Простоквашино. Так родились дядя Федор, кот Матроскин, Шарик и почтальон Печкин. Изначально дядя Федор был взрослым лесником, проживающим в сказочной деревне, но по совету писателя Бориса Заходера Успенский сделал его 6-летним мальчиком – таким же, как его потенциальные читатели. «И я переписал всю книжку. Поэтому дядя Федор такой взрословатый получился », – говорил Успенский.
На самом деле впервые книга Успенского была экранизирована еще в 1975 г. Однако трехсерийный мультфильм «Дядя Федор, пес и кот» не имел успеха. Спустя 3 года его решили переснять, для чего Эдуарду Успенскому пришлось переписать сценарий. Однако результат оправдал все потраченные усилия – «Трое из Простоквашино» пользовались невероятной популярностью, в сотни раз большей, чем книга.
Над новым мультфильмом работали два художника-постановщика: Левон Хачатрян создал образы почтальона Печкина, дяди Федора и его родителей, а Николай Ерыкалов был создателем кота Матроскина, Шарика, коровы Мурки и теленка Гаврюши. Сложнее всего работа продвигалась над образом Галчонка – птичка никак не получалась такой, какой ее хотел видеть режиссер. В результате над ней пришлось потрудиться сразу нескольким художникам-мультипликаторам.
У некоторых персонажей были реальные прототипы. Например, внешний облик мамы дяди Федора Левон Хачатрян срисовал со своей жены, актрисы Ларисы Мясниковой. «Маленького роста, короткая прическа, в очках. Попов внес свои поправки… Очки. На моем эскизе они были круглые, какие носит моя жена, но Попов считал, что лучше квадратные », – рассказывал Хачатрян. Лариса Мясникова не была довольна результатом – уж слишком капризной и нервной выглядела на экране списанная с нее героиня. Однако та самая форма очков заставила ее сменить гнев на милость: «Я бы такие ни за что не надела. Надеюсь, все это понимают, и никто не станет ассоциировать эту вашу маму со мной ».
Образ дяди Федора стал предметом бурных споров – режиссер не был доволен конечным результатом. Во время работы над следующей серией – «Каникулы в Простоквашино» – к работе подключился еще один художник-мультипликатор, Аркадий Шер. Он изменил внешний вид практически всех персонажей, но самые заметные трансформации произошли с дядей Федором. Из-за этого с режиссером повздорил Левон Хачатрян и после этого ушел из проекта. В создании третьей серии – «Зима в Простоквашино» – он уже не принимал участия. А дядя Федор тем временем изменился до неузнаваемости. «Если поставить Дядей Федоров из всех трех серий рядом, окажется, что это совершенно разные мальчики! Я такого не понимаю », – сокрушался Левон Хачатрян.
Свой прототип был не только у мамы дяди Федора, но и у кота Матроскина – правда, это касается книжного, а не мультипликационного персонажа, и в большей степени его характера, а не внешнего облика. Эдуард Успенский «списал» кота со своего друга, сотрудника сатирического киножурнала «Фитиль» Анатолия Тараскина. От него кот Матроскин унаследовал рассудительность, обстоятельность, практичность, рационализм, хозяйственность, а заодно и фамилию – ведь в первоначальном варианте он был котом Тараскиным.
Однако прототип взбунтовался против излишней карикатурности образа: «Ты с ума сошел! Ты хочешь меня на всю Москву высмеять? Не хочу быть каким-то книжным котом. Если бы ты предложил мне увековечить себя в более известном персонаже – я бы еще подумал… ». Тараскин даже представить не мог, каким популярным станет списанный с него персонаж. По словам Успенского, позже он пожалел о своем решении и сказал: «Какой же я был дурак! Фамилию пожалел дать! Так хоть в историю бы вошел ». А вот у зрителей Матроскин больше ассоциируется с актером, который подарил ему свой голос, – гениальным Олегом Табаковым.
По требованию сценарного отдела многие реплики персонажей пришлось переписать. Эдуард Успенский рассказывал, что изначально кот Матроскин, расхаживая из угла в угол «как политзаключенный», должен был произносить: «На дворе социализм построили, а у нас одна пара валенок на всех, как при царизме ». Но в окончательном варианте эта фраза звучит более «политкорректно»: «На дворе конец ХХ века, а у нас одна пара валенок на всех, как при царе Горохе ».
Цензуре подвергались многие тексты детского писателя: .
Повесть Эдуарда Успенского «Дядя Федор, пес и кот» была опубликована в 1973 г., а спустя 5 лет по ней сняли знаменитый мультфильм, который давно стал классикой советской мультипликации и вот уже 40 лет не теряет популярности ни у детей, ни у родителей. Но даже самым преданным поклонникам вряд ли известно о том, что у некоторых персонажей были реальные прототипы, а сами герои первоначально выглядели совсем по-другому, а от серии к серии их внешний облик претерпевал существенные изменения…
Эта история началась в пионерском лагере, где на тот момент Эдуард Успенский работал библиотекарем. Хороших детских книг в его библиотеке было недостаточно, и начинающий писатель стал придумывать сюжеты о приключениях жителей деревни Простоквашино. Так родились дядя Федор, кот Матроскин, Шарик и почтальон Печкин. Изначально дядя Федор был взрослым лесником, проживающим в сказочной деревне, но по совету писателя Бориса Заходера Успенский сделал его 6-летним мальчиком - таким же, как его потенциальные читатели. «И я переписал всю книжку. Поэтому дядя Федор такой взрословатый получился», - говорил Успенский.
Предварительный эскиз к мультфильму *Трое из Простоквашино*
На самом деле впервые книга Успенского была экранизирована еще в 1975 г. Однако трехсерийный мультфильм «Дядя Федор, пес и кот» не имел успеха. Спустя 3 года его решили переснять, для чего Эдуарду Успенскому пришлось переписать сценарий. Однако результат оправдал все потраченные усилия - «Трое из Простоквашино» пользовались невероятной популярностью, в сотни раз большей, чем книга.
Кот Матроскин в первом мультфильме 1975 г.
Продукт коллективного творчества художников-мультипликаторов
Над новым мультфильмом работали два художника-постановщика: Левон Хачатрян создал образы почтальона Печкина, дяди Федора и его родителей, а Николай Ерыкалов был создателем кота Матроскина, Шарика, коровы Мурки и теленка Гаврюши. Сложнее всего работа продвигалась над образом Галчонка - птичка никак не получалась такой, какой ее хотел видеть режиссер. В результате над ней пришлось потрудиться сразу нескольким художникам-мультипликаторам.
Предварительный эскиз к мультфильму
У некоторых персонажей были реальные прототипы. Например, внешний облик мамы дяди Федора Левон Хачатрян срисовал со своей жены, актрисы Ларисы Мясниковой. «Маленького роста, короткая прическа, в очках. Попов внес свои поправки… Очки. На моем эскизе они были круглые, какие носит моя жена, но Попов считал, что лучше квадратные», - рассказывал Хачатрян. Лариса Мясникова не была довольна результатом - уж слишком капризной и нервной выглядела на экране списанная с нее героиня. Однако та самая форма очков заставила ее сменить гнев на милость: «Я бы такие ни за что не надела. Надеюсь, все это понимают, и никто не станет ассоциировать эту вашу маму со мной».
Так менялась мама дяди Федора
Так менялся дядя Федор из серии в серию
Образ дяди Федора стал предметом бурных споров - режиссер не был доволен конечным результатом. Во время работы над следующей серией - «Каникулы в Простоквашино» - к работе подключился еще один художник-мультипликатор, Аркадий Шер. Он изменил внешний вид практически всех персонажей, но самые заметные трансформации произошли с дядей Федором. Из-за этого с режиссером повздорил Левон Хачатрян и после этого ушел из проекта. В создании третьей серии - «Зима в Простоквашино» - он уже не принимал участия. А дядя Федор тем временем изменился до неузнаваемости. «Если поставить Дядей Федоров из всех трех серий рядом, окажется, что это совершенно разные мальчики! Я такого не понимаю», - сокрушался Левон Хачатрян.
Дядя Федор на предварительном эскизе и в мультфильме *Трое из Простоквашино*, 1978
Свой прототип был не только у мамы дяди Федора, но и у кота Матроскина - правда, это касается книжного, а не мультипликационного персонажа, и в большей степени его характера, а не внешнего облика. Эдуард Успенский «списал» кота со своего друга, сотрудника сатирического киножурнала «Фитиль» Анатолия Тараскина. От него кот Матроскин унаследовал рассудительность, обстоятельность, практичность, рационализм, хозяйственность, а заодно и фамилию - ведь в первоначальном варианте он был котом Тараскиным.
Анатолий Тараскин - прототип кота Матроскина
Однако прототип взбунтовался против излишней карикатурности образа: «Ты с ума сошел! Ты хочешь меня на всю Москву высмеять? Не хочу быть каким-то книжным котом. Если бы ты предложил мне увековечить себя в более известном персонаже - я бы еще подумал…». Тараскин даже представить не мог, каким популярным станет списанный с него персонаж. По словам Успенского, позже он пожалел о своем решении и сказал: «Какой же я был дурак! Фамилию пожалел дать! Так хоть в историю бы вошел». А вот у зрителей Матроскин больше ассоциируется с актером, который подарил ему свой голос, - Олегом Табаковым.
Олег Табаков и Кот Матроскин, которому он подарил свой голос
По требованию сценарного отдела многие реплики персонажей пришлось переписать. Эдуард Успенский рассказывал, что изначально кот Матроскин, расхаживая из угла в угол «как политзаключенный», должен был произносить: «На дворе социализм построили, а у нас одна пара валенок на всех, как при царизме». Но в окончательном варианте эта фраза звучит более «политкорректно»: «На дворе конец ХХ века, а у нас одна пара валенок на всех, как при царе Горохе».