Юлиус Фучик (чеш. Julius Fucik; иногда можно встретить написание Юлиус Футчик). Бойся равнодушных Бойтесь равнодушных только с их молчаливого согласия

В 1925 году Бруно Ясенский, польский поэт и прозаик радикально левого толка, уехал вместе с женой в Париж. Четыре года спустя его выслали за коммунистическую пропаганду, а конкретно – за революционно утопический роман «Я жгу Париж». Ясенский стал гражданином СССР, редактором журнала «Интернациональная литература» и членом правления Союза писателей. В тридцать седьмом он был арестован и год спустя расстрелян.

Кроме польского, Ясенский писал на французском и, уже в СССР, на русском. Из за ареста его последний роман «Заговор равнодушных» остался неоконченным. Однако жена сохранила рукопись, и в 1956 году «Заговор…» был напечатан в «Новом мире».
Роману предпослан эпиграф:
Не бойся врагов – в худшем случае они могут тебя убить.
Не бойся друзей – в худшем случае они могут тебя предать.
Бойся равнодушных – они не убивают и не предают, но только с их молчаливого согласия существует на земле предательство и убийство.
Роберт Эберхардт. «Царь Питекантроп Последний»

Роберт Эберхардт – имя одного из главных персонажей романа, немецкого интеллектуала антифашиста, по специальности антрополога; «Царь Питекантроп Последний» – название его неопубликованной книги. Эпиграф к роману сразу же стал у нас ходячей цитатой.

С ним перекликается изречение, обычно приписываемое Джону Кеннеди:
Самые жаркие места в аду отведены тем, кто в моменты великих нравственных кризисов сохраняет нейтралитет.

Кеннеди действительно цитировал эти слова в двух своих речах – в феврале 1956 года и 16 сентября 1959 года, оба раза со ссылкой на Данте.
Ранняя версия этого изречения появилась в книге Теодора Рузвельта «Америка и Мировая война» (1915): «Данте отвел особое бесславное место в аду для тех низких душою ангелов, которые не решились стать ни на сторону добра, ни на сторону зла».

А свою окончательную форму эта сентенция (с подписью: «Данте») получила в сборнике мыслей и афоризмов «Что есть истина», опубликованном во Флориде в 1944 году. Автором сборника был Генри Пауэлл Спринг (1891–1950).
Теодор Рузвельт был гораздо ближе к тексту Данте, чем Спринг и Кеннеди. В начале третьей песни поэмы «Божественная комедия. Ад» описывается преддверие ада:
Там вздохи, плач и исступленный крик
Во тьме беззвездной были так велики,
Что поначалу я в слезах поник.

И с ними ангелов дурная стая,
Что, не восстав, была и не верна
Всевышнему, средину соблюдая.

Их свергло небо, не терпя пятна;
И пропасть Ада их не принимает,
Иначе возгордилась бы вина.
(Перевод М. Лозинского)

В свою очередь, Данте развивал мысль, выраженную в стихах Откровения апостола Иоанна, т. е. Апокалипсиса:
Ты ни холоден, ни горяч; о, если бы ты был холоден, или горяч!
Но, как ты тепл, а не горяч и не холоден, то извергну тебя из уст Моих.

Нейтральных в борьбе между Богом и дьяволом Данте помещает у входа в преисподнюю, а вовсе не в «самых жарких местах». Зато начиная с XVII века о «самых жарких местах в аду» говорили протестантские проповедники как в Англии, так и в США. Эти места отводились либо нераскаявшимся грешникам, либо безбожникам, либо (уже в XIX веке) лицемерам.

В России, да и в других странах, изречение о «самых жарких местах в аду» вошло в обиход как цитата из речи Кеннеди. Но по крайней мере однажды оно встретилось у нас гораздо раньше.

В конце 1929 года в Коммунистической академии провели многодневное обсуждение ошибок литературоведа В. Ф. Переверзева. Как обычно, дискуссия свелась к наклеиванию на обсуждаемого политических ярлыков. Руководил этим мероприятием С. Е. Щукин, бывший чекист и военный работник, окончивший Институт красной профессуры. В своем заключительном слове он обрушился на коллег, обличавших Переверзева недостаточно рьяно:
– Я хочу прежде всего остановиться на той категории возражавших, или, вернее, на той категории участвовавших в данной дискуссии, которой, по словам Данте, уготованы в аду самые горячие места, заметьте, не тепленькие, а именно самые горячие места. Это – категория людей, которых Данте именует ни холодными, ни горячими, а тепленькими.

«История повторяется дважды: первый раз в виде трагедии, второй - в виде фарса» . Невольно вспоминаешь эти слова немецкого философа Георга Вильгельма Фридриха Гегеля, когда случайно (кто же это будет делать намеренно?!) заглядываешь в ЖЖ Петра Попова (более известного как пОпова). В своем журнале ППП беззастенчиво называет себя Робертом Эберхардом, во всяком случае, именно так подписано его фото у красного знамени с золотой бахромой на страничке от 29 сентября слева, хотя справа это же фото подписано «morodppp». Кроме этого, там размещено зеленым по белому «Бойся равнодушных - они не убивают и не предают, но с их молчаливого согласия существуют на земле пр» . Петр Петрович, что такое «пр с молчаливого согласия равнодушных»? Читателей замучило любопытство. И с какой стати ты стал Робертом Эберхардом? Это имя уже занято, придумай себе другой псевдоним.
У меня еще куча вопросов, впрочем, не затрудняй себя ответом, если сочтешь мое любопытство неуместным или бестактным. Извини, как говорится, за неколлегиальность.
Как тебе пришла мысль превратить журнал в арбуз - снаружи свежая полосатая зелень, внутри сочные красные буквы? Сколько времени ты тратишь на придумывание крутых заголовков своих заметок типа «Нам надоела эта вонь!», «В результате позора» или «Варвары могут домалеваться»? Каким образом ты зафрендился с Юлией Тимошенко? С какой целью на первой странице твоего ЖЖ в огненно-кровавых текстах фамилии написаны чуть-чуть по-китайски Шеста-ков, Яке-менко, Лю-бимцев? Фишка в чем?
И наконец, самый важный вопрос, кто автор главного слогана твоего арбузно- полосатого журнала: «Иногда, всё именно так, как выглядит»? Безумно хочется получить ответ, потому что в твоем ЖЖ все выглядит именно безумно! Слоган-то работает!

http://morodppp.livejournal.com/1957.html

А теперь о Роберте Эберхарде. Это персонаж неоконченного романа «Заговор равнодушных» (в оригинале «Главный виновник»-«Główny winowajca») польского писателя Бруно Ясенского, трагически погибшего в сталинских лагерях. Эпиграф к произведению - строки из книги Роберта Эберхарда «Царь Питекантроп Последний».
Вот они в разных переводах.

"Не бойся врагов - в худшем случае они могут тебя убить.
Не бойся друзей - в худшем случае они могут тебя предать.
Бойся равнодушных - они не убивают и не предают, но только с их молчаливого согласия существует на земле предательство и убийство."

"Бойся равнодушных! Только с их молчаливого согласия возможно беспримерное торжество низости, тупоумия и злодейства!"

"Не бойтесь друзей - в худшем случае они могут Вас предать. Не бойтесь врагов - в худшем случае они могут Вас убить. Но бойтесь равнодушных, ибо именно с их молчаливого согласия совершаются на земле все предательства и убийства."

"Не бойтесь друзей - в худшем случае они могут Вас предать. Не бойтесь врагов - в худшем случае они могут Вас убить. Бойтесь равнодушных, ибо именно с их молчаливого согласия совершаются на земле все самые низкие преступления."

"Бойся равнодушных - они не убивают и не предают, но только с их молчаливого согласия существуют на земле предательство и ложь."

(335 слов) Почему равнодушные люди так пугают нас? Они не делают ничего плохого, но зато на многое закрывают глаза. Их бездействие сравнимо с согласием или даже поощрением чужих злодеяний. Такое бесчувственное отношение ко всему происходящему говорит о том, что безразличие смертоносно для человеческой души.

Порой равнодушие можно сравнить с преступлением, как в повести А.П. Чехова «Палата №6». Андрей Ефимыч Рагин безразлично относится к ужасной антисанитарии в больнице. Его нельзя назвать плохим человеком, но у него совсем нет веры в то, что он может изменить ситуацию к лучшему. Изначально он вкладывает усилия в свою работу, но позже приходит к выводу, что пытаться лечить людей в таких условиях бесполезно. Кроме того, Рагин начинает оправдывать свое бездействие тем, что смерть это «нормальный и законный конец каждого», поэтому и лечить пациентов бесполезно. Да и облегчать страдания больных, по его мнению, тоже не нужно, ведь именно через них человек приходит к совершенству. Врач в Рагине подавляется такими философскими рассуждениями и совсем опускает руки. Андрей Ефимыч наплевательски относится к своему долгу: приходит изредка, да и то работает лишь для вида. С его молчаливого согласия в больнице происходят бесчинства. В итоге Рагин, только оказавшись на месте пациентов, когда коллеги заподозрили его в сумасшествии, осознает весь ужас действительности, на который ранее закрывал глаза. Однако становится слишком поздно для раскаяния, и приходит расплата за равнодушие.

В повести Л.В. Толстого «После бала» также затрагивается проблема равнодушия. Главный герой Иван Васильевич ночью веселится на балу со своей возлюбленной и ее отцом-полковником. Все вокруг кажется ему какой-то невероятной сказкой, но это абсолютно противоположно тому, с чем он сталкивается позже. Иван Васильевич видит, как доселе очаровательный и добродушный полковник поощряет безжалостное избиение татарина, пытавшегося совершить побег. Несмотря на мольбы несчастного, полковник остается равнодушным к чужим страданиям. И даже наоборот: он бьет по лицу солдата, нанесшего недостаточно сильный удар. Подобная жестокость и бесчувственность говорят о том, что безразличие порой прячется за самой красивой маской, но по-прежнему является источником зла.

Равнодушие опустошает человека, обедняет его душу. Если мириться со злом, то оно одержит победу. Лучше сделать хоть что-то, чем не делать совсем ничего.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Мудрые мысли

Деятель чехословацкого коммунистического движения, писатель, критик, журналист. Национальный герой ЧССР. Член КПЧ с 1921.

Цитата: 1 - 15 из 15

Бойся равнодушных! Это с их молчаливого согласия совершается все зло на земле!


Герой - это человек, который в решительный момент делает то, что нужно делать в интересах человеческого общества.


Даже самая строгая изоляция не может никого изолировать, если человек не изолирует себя сам.


Каждый мошенник раccчитывает на плохую память того, кто должен быть обманут.


Каждый, кто был верен будущему и умер за то, чтобы оно было прекрасно, подобен изваянию, высеченному из камня.


Люди, я любил вас, будьте бдительны!


Мы говорим на разных языках, но нет никакой разницы в нашей крови - крови и воле пролетариата. (Репортаж с петлёй на шее)


Не бойтесь врагов -они могут только убить; не бойтесь друзей - они могут только предать; бойтесь людей равнодушных - именно с их молчаливого согласия происходят все самые ужасные преступления на свете.


Но и мертвые мы будем жить в частице нашего великого счастья; ведь мы вложили в него нашу жизнь.


Об одном прошу тех, кто переживет это время: не забудьте! Не забудьте ни добрых, ни злых. Терпеливо собирайте свидетельства о тех, кто пал за себя и за вас.
Придет день, когда настоящее станет прошедшим, когда будут говорить о великом времени и безыменных героях, творивших историю. Я хотел бы, чтобы все знали: не было безыменных героев. Были люди, у каждого свое имя, свой облик, свои чаяния и надежды, и муки самого незаметного из них были не меньше, чем муки того, чье имя войдет в историю. Пусть же эти люди будут всегда близки вам, как друзья, как родные, как вы сами!
Пали целые поколения героев. Полюбите хотя бы одного из них, как сыновья и дочери, гордитесь им, как великим человеком, который жил будущим. Каждый, кто был верен будущему и умер за то, чтобы оно было прекрасно, подобен изваянию, высеченному из камня.
(Репортаж с петлей на шее)


Об одном прошу тех, кто переживет это время: не забудьте!
Не забудьте ни добрых, ни злых.
Терпеливо собирайте свидетельства о тех, кто пал за себя и за вас.


Отдельные личности могут: морально разложиться, народ - никогда.


Смотреть на людей со сломанной совестью еще страшнее, чем на избитых.


Я любил жизнь и за ее красоту вступил в бой. Я любил вас, люди, и был счастлив, когда вы отвечали мне тем же, и страдал, когда вы меня не понимали. Кого я обидел - простите, кого порадовал - не печальтесь. Пусть мое имя ни в ком не вызывает печали. Это мой завет вам, отец, мать и сестры, тебе, моя Густина, вам, товарищи, всем, кто любил меня так же горячо, как и я их. Если слезы помогут вам смыть с глаз пелену тоски, поплачьте. Но не жалейте. Жил я для радости, умираю за нее, и было бы несправедливо поставить на моей могиле ангела скорби.
Первое мая! В этот час уже строились в ряды на окраинах городов и развертывали знамена. В этот час на улицах Москвы уже шагают на майский парад первые шеренги войск. И сейчас миллионы людей ведут последний бой за свободу человечества. Тысячи гибнут в этом бою. Я - один из них. Быть одним из воинов последней битвы - это прекрасно!
(Репортаж с петлей на шее)

1. “Бойся РАВНОДУШНЫХ! Это с их молчаливого согласия совершается все зло на земле!”
(Юлиус Фучик, 23 февраля 1903 - 8 сентября 1943)

2. "Не бойся друзей – в худшем случае они могут тебя предать.
Не бойся врагов – в худшем случае они могут тебя убить.
Но бойся РАВНОДУШНЫХ – они не убивают и не предают,
но только с их молчаливого согласия совершаются на земле
все самые низкие преступления"
(роман "Заговор равнодушных", Бруно Ясенский- 17 июля 1901 - 17 сентября 1938).

Я привожу официальную точку зрения на “отношение россиян” к войне на Украине, сформированную властной российской элитой в средствах массовой информации.

“66% россиян против ввода российских войск на Украину;

Москва, 7 июля. Большинство россиян против введения российских войск на Украину, однако каждый пятый допускает такую возможность при возникновении угрозы безопасности для наших граждан. Об этом в понедельник сообщает ВЦИОМ.

Так, за несколько месяцев доля респондентов, допускающих, что между Россией и Украиной в ближайшее время может начаться война существенно выросла – с 17% в конце марта до 30% в июне. Одновременно, значительно меньше стало тех, кто считает невероятным подобный сценарий развития событий – сегодня так думают 54% (14% называют военные действия абсолютно невозможными, а 40% - крайне маловероятными), тогда как в конце марта таковых было 80%. Наконец, 11% опрошенных заявили, что такая война уже идет.

Две трети россиян (66%) высказываются против введения российских войск в Юго-Восточную Украину с целью прекращения военного конфликта. Эту позицию в большей степени разделяют пожилые люди (71% старше 60 лет), жители крупных и средних городов (74-75%). О необходимости военного вмешательства со стороны России заявляет четверть (27%) опрошенных, и прежде всего, москвичи и петербуржцы (41%), сторонники КПРФ (35%), респонденты с низким доходом (35%).
При этом, размышляя над тем, какие события могли бы стать причиной для ввода войск, уже треть респондентов (33%) сказала о том, что России не следует этого делать ни при каких условиях. По словам пятой доли опрошенных, российские войска могут войти на украинскую территорию, в первую очередь, в случае, если будут продолжать гибнуть мирные жители на Украине (18%), или же возникнет угроза террористических актов на территории российского государства (18%), продолжатся нападения на наши КПП на российско-украинской границе (18%). Еще 13% опрошенных полагают, что причиной военных действий с российской стороны может быть введение войск НАТО на территорию Украины. А 10% предложили бы откликнуться на просьбы о вводе войск от Донецкой и Луганской народных республик.

Новые случаи гибели российских журналистов считают веским основанием для ввода войск 7% участников опроса. Другие же (7%) склонны согласиться на военное вмешательство при условии продолжения диверсий против российских поездов и газопровода. И лишь 3% респондентов заявили, что всего произошедшего уже достаточно для принятия подобного решения”

СМЕШНО, НЕ ПРАВДА ЛИ?

С каких это пор стратегия и тактика военных операций, решения жизненных интересов государства решается ГОЛОСОВАНИЕМ?

Мы (руссияне) с этим смирились.

Я не говорю о миллиардерах и мультимиллионерах. Их много – около миллиона. Они давно уже не российская элита – это элита ЗАПАДА. Это – отрезанный ломоть.

Менее богатые (живущие пока в “ЭТОЙ СТРАНЕ”), не отягощенные морально-нравственными устоями, неплохо устроились в этой жизни, особенно, в крупных российских городах. Приобрели собственность в Гейропах, Мальдивах, Кипрах, Сейшелах и т.д.

Они ПОКА живут и, главное, думают, что так будет и ДАЛЬШЕ… Летать в командировки и на отдых в “европы” и “америки” – главное не засветится в нелояльности к этим “светочам демократии” (вдруг их прослушивает Моссад, АНБ или ЦРУ???).

Их много – этих трусливых и подлых предателей своих народов, которые легли шлюхами под “Новый мировой порядок” (в России их – миллионов 20-30).

Их обоснование: мировое правительство создает новый (пусть даже фашистский), но свой мировой порядок, а нам следует его принять (мы уже в нем неплохо устроились).

Но почему дьявольский порядок, а не божественный?

На этот вопрос – их ответ: нам все равно. . . – лишь бы нам было сладко жрать, сношаться с красивыми шлюхами женского али мужеского полу, иметь власть, деньги и кайфовать, кайфовать…

Точка НЕВОЗВРАТА - пройдена.

70-90%% особей нашего вида погибнет. Это, в основном, – равнодушные (чьи “хаты с краю”). Законы Природы – не изменить.

ЖИВИТЕ, равнодушные…

А тем временем:

Вот такое меню предлагает одно из заведений столицы, расположенное прямо на самом Майдане (рис. вверху).

Названия некоторых блюд не то что удивляют - повергают в шок. Предприниматель, решивший сыграть на чувствах людей, попал в точку: трагедия в Одессе представлена им как "Колорадские жуки "по-одесски" (запеченые), “Президент” Украины слился в игре слов вместе с Дмитрием Ярошем, превратившись в блюдо "П(Ярош)енко в шоколаде!!!", внес этот бизнесмен-кухарь в свой список также Олега Ляшко и Арсена Авакова, а имя российского президента стало, наверное, самым излюбленным пунктом в его меню.

Эти непотребности вызвали у киевлян вполне справедливое НЕГОДОВАНИЕ.

НО почему, ВЫ, господа киевляне не негодовали, когда в Одессе живьем жгли ваших соотечественников, а некоторые из вас даже рукоплескали этому варварству?

Это не беспочвенные обвинения – все запечатлено в интернете и вам – не отвертеться…