Ян Сибелиус — величайший сын Финляндии. Ян сибелиус биография Композитор ян сибелиус краткая биография

Финляндия чтит Сибелиуса, как национального героя. Еще при жизни он удостоился на родине такого почета, каким, вероятно, не пользовался ни один музыкант в мире. В небольшом городе Хяменлияна на юге центральной части Финляндии, невдалеке от Хельсинки, 8 декабря 1865 года в семье военного врача Христиана-Густава Сибелиуса родился сын. Его назвали Йоган-Юлиус-Христиан, впоследствии он стал известен под коротким именем Ян.

Рано потеряв отца, маленький Ян провел детские годы с матерью, братом и сестрой в доме бабушки в своем родном городе. Он обладал неистощимой фантазией, населявшей непроходимые лесные чащи диковинными существами - нимфами, колдуньями, гномами. Эта черта сохранилась у него и в зрелом возрасте. Недаром учителя называли его мечтателем.

Свое образование Ян начал в шведской школе, но вскоре перешел в финскую. В роду Сибелиусов не было музыкантов, но многие из них очень любили искусство. Следуя упрочившейся семейной традиции, подрастающих детей обучали музыке: сестра Линда выбрала рояль, брат Христиан - виолончель, а Ян начал заниматься на рояле, но затем предпочел скрипку. В десятилетнем возрасте он сочинил небольшую пьеску.

Лет в 15 его влечение к музыке настолько возросло, что решено было начать более серьезные, систематические занятия. Преподавателем выбрали руководителя местного духового оркестра Густава Левандера

этот музыкант дал своему ученику не только хорошую техническую подготовку, но и некоторые музыкально-теоретические знания. В результате занятий юный музыкант написал несколько камерно-инструментальных сочинений.

Как старший сын, Ян должен был стать опорой семьи. В двадцатилетнем возрасте он поступил на юридический факультет университета в Хельсинки, втайне мечтая о другом - об артистической карьере скрипача-виртуоза.

Параллельно с занятиями в университете юноша посещал Музыкальный институт. Вскоре его успехи окончательно убедили родных в том, что настоящее его призвание - музыка.

С исключительной теплотой отнесся к нему директор института М. Вегелиус, преподававший теоретические дисциплины. Чувствуя большую одаренность начинающего композитора, Вегелиус старался не стеснять его раскрывающийся талант и богато проявляющуюся творческую фантазию строгими рамками традиционных теоретических предписаний.

Исключительно благотворную роль в жизни молодого Сибелиуса сыграл возглавлявший национальное направление в финской музыке Р. Каянус. В своем старшем друге Сибелиус встретил покровителя и советчика, оказавшего на первых порах существенную помощь молодому композитору.

Весной 1889 года Сибелиус закончил Музыкальный институт. Наряду с другими талантливыми представителями финской молодежи Сибелиус получил государственную стипендию для совершенствования за рубежом. Двухгодичное пребывание в Германии и Австрии принесло много интересных впечатлений.

Пребывание Сибелиуса на родине в 1890 году ознаменовалось важным событием в его жизни - обручением с Айно Ярисфельт. Вскоре он снова уехал для дальнейшего совершенствования, на этот раз в Вену. В Австрии Сибелиус написал два симфонических произведения. Посланные в Хельсинки Каянусу, они были исполнены там, но без особенного успеха.

Заграничная поездка расширила художественный кругозор молодого композитора, не принеся, однако, больших результатов в изучении музыкально-теоретических дисциплин. В этом сказалось его упорное сопротивление окостеневшим традиционным нормам и стремление оставаться самобытным. Невелики были и творческие достижения этого периода. Тем не менее, когда 26-летний композитор вернулся в 1891 году домой, он убедился в том, что некоторые его сочинения охотно исполняются.

Вскоре Сибелиус выступил с большим произведением, в котором впервые широко раскрылось его дарование, - симфонической поэмой «Куллерво» для двух солистов, мужского хора и оркестра. Первые наброски ее были сделаны еще в годы пребывания за границей.

Выдвинув Сибелиуса в первые ряды деятелей финской культуры, «Куллерво» сыграло большую роль и в его личной жизни. Если раньше родители его нареченной не решались отдать дочь за музыканта с необеспеченным общественным положением, то теперь их сомнения рассеялись. Летом 1892 года состоялась свадьба. В юной Айно Сибелиус нашел подругу, поддерживавшую его на жизненном пути. Но семья требовала немалых забот. Надо было думать об устройстве на работу, и выход был найден с помощью друзей. Вегелиус пригласил своего воспитанника преподавать теорию композиции и вести класс скрипки в Музыкальном институте, а Каянус возложил на него такие же обязанности в своей оркестровой школе. Педагогическая деятельность Сибелиуса продолжалась около 8 лет. Впоследствии он возвращался к ней лишь изредка, не чувствуя, видимо, к тому большой склонности.

В этот счастливый период своей жизни, в начале 1890-х годов, молодой композитор становится одной из центральных фигур художественной жизни Финляндии. Почти все его произведения этого периода непосредственно связаны с образами родной страны, ее истории, народной поэзии, особенно «Калевалы». На этом этапе творчества Сибелиус остается приверженцем музыки, связанной с поэтическим текстом, - вокальной и программной.

Сочинения начала 1890-х годов подтверждают этот принцип. «Странствие в лодке» для смешанного хора на текст рун «Калевалы», увертюра «Карелия» и сюита под тем же названием, симфонические поэмы «Весенняя песнь» и «Лесная нимфа» - произведения, в которых возрождаются сказочные образы лесных чудищ, волновавшие воображение маленького Яна в детские годы.

Этот период творческих исканий и опытов завершился произведением, в котором Сибелиус выступил уже как большой, законченный художник и как мастер оркестрового письма. Это была «Сюита о Лемминкяйнене» - четыре легенды для симфонического оркестра, принесшие их автору европейскую, а вскоре и мировую славу.

После трагического героя Куллерво композитор обратился к самому веселому, жизнерадостному персонажу «Калевалы», сочетающему в себе качества храброго воина и неотразимого покорителя сердец. Четыре части сюиты посвящены важнейшим эпизодам его бурной жизни.

Сюита поражает своеобразием и непосредственностью мелодического языка, удивительной свежестью гармонических красок. Она казалась свежим дыханием Севера, влившимся в пряную, несколько изысканную атмосферу цивилизации конца XIX века. Облик великого художника северных просторов здесь проявился хотя и не в полную силу, но уже достаточно отчетливо.

У замечательной сюиты Сибелиуса странная судьба. Интерес и сочувствие обычно сопровождали его прежние выступления. Сюита же была встречена недоверчиво, неодобрительно. Началось с резких выступлений артистов оркестра. Слушая на репетициях их пререкания с композитором, молодая жена Сибелиуса тихо плакала, сидя в ложе. Лишь благодаря его настойчивости и возросшему влиянию сюиту удалось отстоять. Критики оценили новое произведение довольно сдержанно, отметив будто бы недостаточно выраженный национальный характер музыки и наличие влияний Вагнера, Листа, Чайковского.

Однако, при несомненных следах влияний, вполне понятных у молодого композитора, сюита покоряет, прежде всего, своей самобытной силой. Но даже две последние легенды, вскоре получившие мировое признание, как образцы подлинно финского искусства, не привлекли внимания критиков.

Расстроенный Сибелиус вовсе исключил первые две части, которые в дальнейшем в течение 37 лет не исполнялись и не публиковались. В то время как «Туонельский лебедь» и «Возвращение Лемминкяйнена» совершали триумфальное шествие по концертным эстрадам многих стран, первая половина сюиты оставалась забытой. Лишь в 1934 году известный финский дирижер Г. Шнеефойхт исполнил все четыре части целиком.

Несмотря на неудачи, жизненные трудности и разочарования, творчество Сибелиуса пробивало себе путь не только на родине, но и за рубежом. Каянус исполнял его музыку в Париже, сочинения его, изданные в Германии, вызвали интерес в странах Европы и США.

В это время пришли признание и помощь оттуда, откуда меньше всего можно было ожидать - сенат назначил Сибелиусу постоянную государственную стипендию, что было беспримерным случаем в истории Финляндии.

Значительных событий в зрелые годы его жизни относительно немного: нечастые выступления в качестве дирижера, поездки в Россию, Западную Европу и Америку, встречи с выдающимися современниками. Заботливая жена охраняет его покой, создавая условия для плодотворного труда. Жизнь композитора проходит главным образом в его рабочем кабинете. Здесь рождаются и произведения, приносящие их автору славу трибуна национально-освободительного движения Финляндии.

В ноябре 1899 года в Хельсинки проводились празднества печати в пользу фонда, поддерживавшего своими средствами финскую прессу. Кульминационным моментом вечера явилась заключительная сцена, называвшаяся «Финляндия пробуждается». Широкий отклик встретило вступление к последней картине Сибелиуса, ставшее известным всему миру в виде отдельной симфонической пьесы под названием «Финляндия».

Несмотря на свои небольшие размеры, это образец монументального музыкального искусства, подлинный памятник патриотического воодушевления. Современники говорили, что «Финляндия» больше способствовала освободительной борьбе народа, чем тысячи речей и памфлетов. Здесь господствуют яркие краски, широкие мазки кисти.

В этот же период Сибелиус создает Первую симфонию. Она впервые была исполнена под управлением автора 26 апреля 1896 года. В ней справедливо отмечались явные влияния, в частности Чайковского и Бородина. Вторая симфония Сибелиусом была закончена довольно быстро и 3 марта 1902 года впервые исполнена под управлением автора в Хельсинки.

К тем же годам относится самое популярное, хотя и не вполне характерное для композитора произведение - «Грустный вальс» из музыки к драме «Смерть» А. Ярнефельта. Такие малые формы, как музыкальные номера к драматическим спектаклям, вообще занимали видное место на всем протяжении творческой жизни Сибелиуса.

Почти одновременно Сибелиус создал произведение крупного масштаба. Концерт для скрипки с оркестром.

Весной 1904 года в жизни Сибелиуса произошло событие, оказавшее немаловажное влияние на его дальнейшую творческую работу вместе с семьей он переселился из Хельсинки в небольшую усадьбу в деревне Ярвенляя, в 30 километрах от столицы, в живописной местности близ озера Туусула. Усадьба получила название «Айнола», что означает по-фински «жилище Айно», в честь жены Сибелиуса.

Здесь композитор прожил более полувека

здесь он создал свои наиболее зрелые произведения, в том числе пять симфоний. «Мне необходимо было уехать из Хельсинки, - говорил он близким друзьям. - Для моего творчества требовались иные условия. В Хельсинки любая мелодия умирала во мне. К тому же я слишком общителен и не способен отказываться от всевозможных приглашений, мешающих моей работе».

Подлинным «освящением» нового жилища - Айнолы - явилось выдающееся произведение, начатое композитором вскоре после переселения - Третья симфония. Законченная лишь в 1907 году, она была воспринята как новое слово в творчестве Сибелиуса. Эпическая грандиозность предшествующих двух симфоний уступает здесь место лирической углубленности.

Слава Сибелиуса с каждым годом все шире распространялась по странам мира. Предпринятое им в 1914 году концертное турне в США прошло с триумфом и сопровождалось чествованиями, отразившими популярность его творчества за океаном.

Разразившаяся мировая война нарушила некоторые планы Сибелиуса - ему пришлось отказаться от второй поездки в США, куда его снова настойчиво приглашали, прервались связи с музыкантами Западной Европы.

Но даже война не помешала торжественно отметить в декабре 1915 года пятидесятилетие великого композитора.

Тогда же Сибелиус впервые познакомил слушателей с новой, Пятой симфонией. Она выделяется монументальностью замысла. Но еще с 1918 года в душе композитора зрел новый большой замысел - Шестая симфония. Она была написана лишь через 5 лет - срок необычайно долгий для ее автора, что отчасти можно объяснить сложными обстоятельствами этого периода. 16 февраля 1923 года симфония впервые прозвучала под управлением Сибелиуса в Хельсинки.

Приближаясь к шестидесяти годам, Сибелиус проявляет высокую творческую активность. Он пишет Седьмую симфонию и ряд других крупных произведений.

Последнее из значительных произведений Сибелиуса - симфоническая поэма «Тапиола» - написано в 1926 году. С конца 1920-х годов творческая деятельность Сибелиуса прекратилась почти на тридцать лет. Лишь изредка композитор создавал небольшие сочинения или переделывал старые.

Настоящее имя Юхан Кристиан Сибелиус, крупнейший финский композитор, родился 8 декабря 1865 в Хяменлинне (шведское название Тавастехус) в Финляндии. Был вторым из троих детей доктора Кристиана Густава Сибелиуса и Марии Шарлотты Борг. Хотя в семье поддерживались шведские культурные традиции, идущие от предков композитора, его отдали в финскую среднюю школу. В 1885 поступил в Императорский университет в Хельсинки, но его не привлекала профессия юриста, и вскоре он перешел в Музыкальный институт, где стал самым блестящим учеником М.Вегелиуса. Многие из его ранних сочинений для камерных ансамблей исполнялись студентами и преподавателями института. В 1889 Сибелиус получил государственную стипендию для обучения композиции и теории музыки у А.Беккера в Берлине. В следующем году брал уроки у К.Гольдмарка и Р.Фукса в Вене.

По возвращении Сибелиуса в Финляндию состоялся его официальный дебют как композитора: была исполнена симфоническая поэма Куллерво (Kullervo), ор. 7, для солистов, мужского хора и оркестра – по одному из сказаний финского народного эпоса Калевала. Это были годы невиданного патриотического подъема, и Сибелиуса немедленно провозгласили музыкальной надеждой нации. Вскоре он женился на Айно Ярнефельт, отцом которой был знаменитый генерал-губернатор, возглавлявший национальное движение.

За Куллерво последовали симфоническая поэма Сказка (En Saga), ор. 9 (1892); сюита Карелия (Karelia), ор. 10 и 11 (1893); Весенняя песня (Varsang), ор. 16 (1894) и сюита Лемминкяйнен (Lemminkissarja), ор. 22 (1895). В 1897 Сибелиус участвовал в конкурсе на замещение должности преподавателя музыки в университете, но потерпел неудачу, после чего друзья убедили сенат учредить для него ежегодную стипендию в 3000 финских марок.

В 1903 году Сибелиус подписывает договор на покупку участка. И заказывает проект архитектору Ларсу Сонку, который славился своими проектами в стиле «Art Nouveau». Среди таких проектов можно назвать летнюю резиденцию президентов Финляндии и кафедральный собор в городе Тампере. Свой проект по постройке дома для композитора Сонк смог реализовать за год. И семья Сибелиуса уже в 1904 году смогла переехать в новый дом.

Заметное влияние на раннее творчество Сибелиуса оказали два финских музыканта: искусству оркестровки его обучал Р.Каянус, дирижер и основатель Ассоциации хельсинкских оркестров, а наставником в области симфонической музыки был музыкальный критик К.Т.Флодин. Премьера Первой симфонии Сибелиуса состоялась в Хельсинки (1899). В этом жанре композитор написал еще 6 сочинений – последней была Седьмая симфония (одночастная Fantasia sinfonica), ор. 105, впервые исполненная в 1924 в Стокгольме. Международную известность Сибелиус приобрел именно благодаря симфониям, но популярностью пользуются и его скрипичный концерт, и многочисленные симфонические поэмы, такие, как Дочь Севера (Pohjolan tytar), Ночная скачка и восход солнца (Nattlig ritt och soluppgang), Туонельский лебедь (Tuonelen joutsen) и Тапиоля (Tapiola).

Большинство сочинений Сибелиуса для драматического театра (всего их шестнадцать) – свидетельство его особой склонности к театральной музыке: в частности, это симфоническая поэма Финляндия (Finlandia) (1899) и Грустный вальс (Valse triste) из музыки к пьесе шурина композитора А.Ярнефельта Смерть (Kuolema); пьеса была впервые поставлена в Хельсинки в 1903. Многие песни и хоровые произведения Сибелиуса часто звучат у него на родине, но за ее пределами почти неизвестны: очевидно, их распространению мешает языковой барьер, а кроме того, они лишены характерных достоинств его симфоний и симфонических поэм. Сотни фортепианных и скрипичных пьес и несколько салонных сюит для оркестра еще более уступают лучшим сочинениям композитора, приводя в смущение даже самых преданных поклонников его таланта.

Творческая деятельность Сибелиуса фактически завершилась в 1926 симфонической поэмой Тапиоля, ор. 112. Более 30 лет музыкальный мир ждал от композитора новых сочинений – особенно его Восьмой симфонии, о которой столько говорилось; однако ожидания не сбылись. В эти годы Сибелиус писал лишь небольшие пьесы, в том числе масонскую музыку и песни, ничем не обогатившие его наследие. Его творчество получает признание главным образом в англо-саксонских странах. В 1903–1921 он пять раз приезжал в Англию дирижировать своими произведениями, а в 1914 посетил США, где под его управлением в рамках музыкального фестиваля в Коннектикуте прошла премьера симфонической поэмы Океаниды (Aallottaret). Популярность Сибелиуса в Англии и США достигла своего пика к середине 1930-х годов. Такие крупные английские писатели, как Роза Ньюмарч, Сесил Грей, Эрнест Ньюмен и Констант Ламберт, восхищались им как выдающимся композитором своего времени, достойным преемником Бетховена. Среди наиболее пылких приверженцев Сибелиуса в США были О.Даунс, музыкальный критик «Нью-Йорк Таймс», и С.Кусевицкий, дирижер Бостонского симфонического оркестра; в 1935, когда музыка Сибелиуса прозвучала по радио в исполнении Нью-йоркского филармонического оркестра, слушатели избрали композитора своим «любимым симфонистом».

С 1940 интерес к музыке Сибелиуса заметно падает: раздаются голоса, подвергающие сомнению его новаторство в области формы. Сибелиус не создал своей школы и не оказал прямого влияния на композиторов следующего поколения. В наши дни его обычно ставят в один ряд с такими представителями позднего романтизма, как Р.Штраус и Э.Элгар. При этом в Финляндии ему отводили и отводят гораздо более важную роль: здесь он признан великим национальным композитором, символом величия страны.

Лучшие дня

Всемирно известного финского композитора Яна Сибелиуса на родине видят в роли национального героя, Еще при жизни он удостоился всех почестей, на какие только может рассчитывать композитор в собственной стране.

Морозным декабрьским днем 1865 года в семье военного врача родился мальчик, названный Йоганом – Юлиусом – Христианом, но весь мир узнал его под коротким именем Ян.

Отец мальчика рано ушел из жизни, и свое детство он провел под крылом матери и бабушки в родном городке Хаменлияна неподалеку от столицы страны. Учителя смотрели на мальчика с недоумением и называли выдумщиком и мечтателем. Его неистощимая фантазия населила реальный мир сказочными существами, которыми жили вокруг нас: саламандры, наяды, дриады, нимфы, гномы и великаны, эльфы и тролли стали его добрыми друзьями.

Семья Сибелиусов старалась дать детям хорошее образование, дети вначале посещали шведскую школу, но затем перешли в финскую. Все дети в семье обучались музыке, сестра играла на рояле, младший брат на виолончели, а маленький Ян на скрипке. Уже в десятилетнем возрасте он починил первую небольшую пьесу.

В подростковом возрасте, заметив его незаурядные музыкальные способности, мальчика стали обучать музыке более серьезно. Его первым учителем стал Густав Левандер, дирижер местного духового оркестра, который смог дать ребенку неплохие теоретические знания и навыки игры на инструменте и первые уроки гармонии. Именно под его началом мальчик написал несколько камерно- инструментальных опусов.

Еще юношей Ян знал, что обязан помогать своей овдовевшей матери и поставить на ноги младших сестру и брата. Поэтому он поступил в юридический университет в городе Хельсинки. Параллельно он посещал музыкальный институт, поскольку не мог обойтись без музыки и только в ней он видел свое истинное призвание.

Весной 1889 года Ян окончил музыкальный институт и в качестве талантливого исполнителя и композитора получил государственную стипендию для совершенствования своего дара в странах Европы. В течение двух лет он оттачивал свое мастерство в Германии и Австрии, познакомился со известными людьми и получил массу удивительных впечатлений.

Возвращение на родину в 1890 году было ознаменовано помолвкой с Айно Арисфельдт. После этого Ян вновь вернулся в Австрию, где упорно работал и написал два концерта для фортепьяно с оркестром. Они были исполнены на родине музыканта, но не имели большого успеха. Это объясняется тем, что все новое с трудом пробивает себе дорогу.

А молодой композитор страстно сопротивлялся закостеневшим формам музицирования и стремился оставаться самим собой и в творчестве. В 1891 году он возвратился домой, и с большим удивлением отметил, что многие из его ранних произведений имеют успех.

Вскоре он выступил с симфонической поэмой «Куллерво» для двух солистов, мужского хора и полного симфонического оркестра. Первые опусы, ставшие впоследствии крупным произведением, были написаны еще в бытность его за границей. Произведя фурор в обществе, поэма сразу поставила молодого композитора в ряд выдающихся музыкантов эпохи.

Теперь многие смотрели на Сибелиуса как на подающего огромные надежды композитора и музыканта, кроме этого в 1892 году состоялась свадьба с его нареченной, на которую родители девушки наконец дали согласие.

Последующие счастливые годы наполнены творчеством и любовью. Композитор пишет много о родной стране, ее природе, ее народе, ее удивительной культуре. В это время он создает «Странствия в лодке» для нескольких голосов с оркестром по мотивам рун из финского эпоса «Калевала», большие симфонические поэма «Весенняя песня» и «Лесная нимфа», в которых вновь оживают друзья его детства- сказочные существа, населяющие леса и луга родины.

И в заключение было написано огромное произведение, принесшее Сибелиусу мировую славу – «Легенда о Лемминкяйнене», четыре легенды – поэмы для симфонического оркестра. Они посвящены также жизнерадостному и несколько авантюрному герою «Калевалы», его опасным приключениям и оптимистическому характеру.

Как и многие величайшие музыкальные произведения, поэма вначале не нашла своего слушателя, и полностью была исполнена только в 1934 году финским дирижером Г.Шнеефойхтом.

Но, тем не менее, произведения финского композитора с успехом исполнялись во многих странах Европы: Германии, Франции, Австрии и даже в США.

Сам Сибелиус не любил покидать свой дом и личный кабинет, его зрелые годы текли неспешно, а комфорт и покой для него создавали любящие руки жены. Несколько раз он выезжал с гастролями в страны Европы и Россию, но большей частью творил в родной Финляндии.

Именно здесь он создал хотя и небольшое, но одно из самых известных своих произведений «Грустный вальс» к спектаклю «Смерть» А.Ярнефельта.

В начале ХХ века Сибелиус семьей покинул Хельсинки и переселился в сельскую усадьбу в деревне Ярвенляя под названием «Дом Айно» в честь его возлюбленной жены.

Здесь он провел почти полстолетия в счастье и покое. Здесь были созданы пять симфоний, которые были благосклонно приняты критикой и публикой. Особенно поражает своим лиризмом и нетрадиционной эпической грандиозностью «Третья»- это было новое слово в искусстве.

В 1925-26 гг были созданы седьмая симфония, названная критиками «Парсифалем» композитора и поэма «Тапиола» — последнее крупное произведение. После этого более чем на тридцать лет деятельность композитора прекратилась: он создавал только небольшие музыкальные пьесы или создавал новую аранжировку для ранее написанных произведений.

В 1957 году великий финский композитор умер и похоронен на родине, которая свято чтит его память.

Ян Сибелиус - финский композитор, произведения которого относятся к разряду самых драгоценных сокровищ классической музыки. Многие его произведения почитаемы музыкантами, критиками и меломанами всего мира. Его музыка относится к стилю раннего романтизма и школы.

Биография

Ян Сибелиус, биография которого представлена в данной статье, родился в 1865 году, в Финляндии. Отец будущего композитора был военным врачом. Когда Яну было 3 года, глава семьи скончался от Воспитывала мальчика мать. У Густава остались долги, к тому же похороны обошлись очень дорого. Вдова не могла содержать дом. Усадьба и большая часть имущества были отданы кредиторам в счёт долгов. Вдова и трое детей доктора переехали жить в дом бабушки.

Будущий композитор Ян Сибелиус с детства обладал очень живым воображением. Он постоянно выдумывал истории о феях. Мать Я. Сибелиуса играла на фортепиано и приобщала к музыке детей. Они всей семьёй посещали концерты. С ранних лет детей в семье Сибелиусов обучали музыке. Сестра Яна училась играть на рояле. Брат - на виолончели. Сам Ян сначала учился играть на фортепиано, но потом изъявил желание сменить инструмент и перешёл на скрипку. Мальчик был неусидчивым, и чтобы заставить его прилежно заниматься, первый педагог била его по рукам спицами для вязания. Своё первое произведение Я. Сибелиус написал в 10 лет. Его интерес к музыке со временем возрос, и он начал заниматься в духовом оркестре. В школе Ян был очень рассеянным. На полях своих тетрадок он постоянно записывал музыку. Но, при этом получал хорошие отметки по ботанике и математике. Ещё одним увлечением мальчика было чтение.

В 1885 году Ян Сибелиус поступил в университет на юридический факультет. Но вскоре бросил учёбу, она была ему неинтересна. Он поступил в Музыкальный институт. Его педагогом был Мартин Вегелиус. Яну очень нравилось учиться. Он был лучшим учеником у своего педагога. Произведения, которые Я. Сибелиус написал в студенческие годы, исполняли преподаватели и учащиеся института. В 1889 году юноша изучал композицию и теорию музыки в Берлине. Ещё через год - в Вене.

Творческий путь

После окончания обучения и возвращения в Финляндию Ян Сибелиус официально дебютировал как композитор. Первым публично исполненным его произведением была симфоническая поэма «Куллерво», в основе которой лежал финский народный эпос. Ян сразу же стал популярен, его объявили музыкальной надеждой страны. Самую первую симфонию композитор написал в 1899 году. Премьера её состоялась в Хельсинки. Именно благодаря своим симфониям композитор получил международную славу.

Я. Сибелиус фактически завершил свою творческую деятельность в 1926 году. В последующие тридцать лет жизни мир ждал его новых сочинений, но он писал лишь незначительные пьесы, которые не имеют особого значения для культурного наследия. Хотя есть свидетельства, что он сочинял, но большинство своих рукописей того периода уничтожил. Может быть, среди них были значимые произведения, но по какой-то причине автор их не завершил. В 40-е годы 20 века интерес к музыке композитора в мире был очень низким. Но в Финляндии его ценят по сей день как символ величия страны.

Список произведений

У тех, кто только начинает знакомиться с творчеством этого финского композитора, возникает вопрос: "Ян Сибелиус сколько симфоний написал?" Всего он сочинил очень много произведений. А симфоний было семь.

Симфонии Яна Сибелиуса:

  • № 1, e-moll.
  • № 2, D-dur.
  • № 3, C-dur.
  • № 4, a-moll.
  • № 5, Es-dur.
  • № 6, d-moll.
  • № 7, C-dur

Симфонические поэмы:

  • «Сага».
  • «Финляндия».
  • «Ночная скачка и восход солнца».
  • «Бард».
  • «Океаниды».
  • «Тапиола».
  • «Лесная нимфа».
  • «Дочь Похьолы».
  • «Дриада».

Сюиты Яна Сибелиуса:

  • «Карелия».
  • «Сюита для скрипки и фортепиано».
  • «Возлюбленный».
  • «Маленькая сюита».
  • «Для скрипки, альта и виолончели».
  • «Жанровая сюита».
  • «Сельская».

Музыка к пьесам и драмам:

  • «Ящерица».
  • «Буря».
  • «Пир Валтасара».
  • «Король Христиан II».
  • «Скарамуш».
  • «Белый лебедь».
  • «Смерть».
  • «Каждый».
  • «Пеллеас и Мелизанда».

А также он написал увертюры, пьесы, мелодекламации, концерты, марши, сцены, инструментальные серенады, романсы для оркестра, легенды, юморески, танцы, квартеты, экспромты, сонаты, произведения для хоров, кантаты, баллады, гимны, песни для голоса с сопровождением, ариозо, вариации, оперу и так далее.

Масонство

Ян Сибелиус многие годы состоял в масонском ордене и был одним из выдающихся его деятелей. Он - один из основателей ложи в Хельсинки. Со временем он стал главным органистом финских масонов. В 1927 году Я. Сибелиус написал девять произведений, которые были объединены самим композитором в отдельный сборник. Он носил название «Масонская музыка для обрядов». Впервые сборник был издан в 1936 году. Произведения предназначались для распространения среди масонов. В 1950 году сборник был исправлен, дополнен новыми композициями и издан вновь. Туда вошла и знаменитая симфоническая поэма «Финляндия», которая во время обрядов сопровождалась особенным текстом.

Дом композитора

Ян Сибелиус в 1904 году поселился в Ярвенпяя, рядом с озером Туусула, вместе со своей семьёй. Свои последние произведения композитор написал именно здесь. Я. Сибелиус очень любил свой дом. Здесь часто собирались творческие люди, с которыми был дружен композитор. Скончался Ян Сибелиус 20 сентября 1957 году в своём любимом доме. Его супруга продолжала там жить после его смерти до начала 1970 годов. В 1972 г. потомки композитора продали дом государству. Теперь там располагается музей. Открыт он для посещений был в 1974 году.

Музей Я. Сибелиуса

Это единственный в Финляндии музыкальный музей. Создан он был ещё при жизни композитора. Открыт музей был благодаря усилиям профессора музыковедения Отто Андерссона. Он подарил городу свою коллекцию, состоящую из музыкальных инструментов. В 30-е годы 20 века музей стал обладателем рукописей композитора Я. Сибелиуса, а также подробных данных о биографии и творчестве композитора. Всё это передал друг Яна - Адольф Паум. Изначально музей назывался «Музыкально-исторические собрания Або Академии». В 1949 году он был переименован в честь композитора, который лично дал на это согласие. В музее можно познакомиться с творчеством Я. Сибелиуса, увидеть коллекцию из 350 музыкальных инструментов, а также посетить концерты и выставки.

«Моя оркестровка лучше, чем у Бетховена, и у меня есть лучшие, чем у него, темы. Но - он родился в стране вина, а я в стране, где властвует кефир». Кому бы могло принадлежать столь меткое замечание? Скорее всего, острослову, весельчаку и душе компании. Кем Ян Сибелиус и был на самом деле, в противовес тому впечатлению, которое производят его фотографии, где мы видим хмурого человека с суровыми межбровными складками.

Краткую биографию Яна Сибелиуса и множество интересных фактов о композиторе читайте на нашей странице.

Краткая биография Сибелиуса

Ян Сибелиус родился в Хяменлинне, гарнизонном городке на юге Финляндии, 8 декабря 1865 года. Родители его были этническими шведами, Юхан Юлиус (таково было полное имя композитора) был средним из троих детей. Согласно биографии Сибелиуса, его отец, военврач, скончался, когда мальчику было всего два года. Лишившись мужа и кормильца, Мария Шарлотта Борг продала семейный дом и переехала с детьми к матери.


В пятилетнем возрасте Янне, как звали его родные, садился за фортепиано, на котором музицировала мать, и наигрывал мелодии. В 1880 году Янне начинает брать уроки игры на скрипке, которую он искренне полюбил. Младшие Сибелиусы составляли великолепное трио: сестра Линда играла на фортепиано, брат Кристиан – на виолончели , а Ян – на скрипке . Причем их репертуар уже очень скоро начал пополняться произведениями юного композитора.


В 1885 году Ян приезжает в Хельсинки для того, чтобы изучать право в национальном Университете. Одновременно с этим, он успешно сдает экзамены в Музыкальный институт и вскоре бросает юриспруденцию, чтобы полностью посвятить себя музыке. В 1889-91 годах Сибелиус изучает композицию в Берлине и Вене. С композиторского и дирижерского дебюта в 1892 году началась его симфоническая карьера. Летом того же года Сибелиус женился на Айно Ярнефельд, с 1893 по 1911 год в браке родилось 6 дочерей, пятеро из которых дожили до глубокой старости.

Роберт Дауни: Превратности судьбы
Посетило:85

На рубеже веков Сибелиус – уже не просто музыкант, а главный композитор страны. В эти годы в Финляндии, находящейся в составе Российской Империи, нарастают националистические настроения, все чаще звучат лозунги о независимости. Появление у такого небольшого народа композитора мирового уровня, в фокусе внимания которого – финский эпос и герои фольклора, не могло не превратить Сибелиуса в национальный символ еще при жизни. Он выступает с концертами в странах Европы, его музыка звучит в США.


В 1904 году домом большой семьи Сибелиусов становится вилла Айнола в городке Ярвенпяа, что в 37 км от Хельсинки. Там композитор и его супруга проживут до последних дней, а затем их наследники продадут имение со всей подлинной обстановкой государству для организации музея. В 1908 Сибелиусу была прооперирована опухоль в горле. После операции он в течение 7 лет воздерживался от алкоголя и курения. Это было почти невероятным для человека, известного своей любовью к пирушкам до утра, которого карикатуры изображали с извечной сигарой во рту.

В 1914 году Сибелиус приезжает с концертами в США, где принимает почетный докторат Йельского университета. Первая мировая война поставила композитора в затруднительное финансовое положение – его главный издатель находился в стране-агрессоре, Германии. Несколько небольших пьес было издано в Хельсинки, но многие произведения тех лет были опубликованы уже после войны. С 1926 года Сибелиус перестал дирижировать. Это связано и с тем, что он имел наследственный тремор правой руки, и с тем, что часто в последнее время выходил на сцену в нетрезвом состоянии. В 1928 Ян начал получать авторские отчисления за исполнение своих произведений, что помогло поправить материальное положение семьи. С начала 30-х годов он почти перестал писать музыку, современники назовут это «Молчание Ярвенпяа». Партитуру своей Восьмой симфонии композитор сжег.


70-летие национального героя в 1935 году отмечалось большим концертом на 7000 зрителей в присутствии первых лиц государства. На этом торжестве Сибелиус в последний раз появился перед широкой аудиторией. Возьмет в руки дирижерскую палочку еще раз он лишь однажды – 1 января 1939 года, когда из Хельсинки велась прямая трансляция в Нью-Йорк. Под управлением маэстро струнный оркестр исполнил Andante Festivo. Этот концерт стал единственной записью выступления Сибелиуса. Скончался он в Айноле 20 сентября 1957 года на 92 году жизни. Во всей Финляндии был объявлен национальный траур, а попрощаться с маэстро в Кафедральный собор Хельсинки пришли 17 000 человек.



Интересные факты о Сибелиусе

  • Несмотря на свою популярность, Сибелиус большую часть жизни жил скромно – он довольствовался весьма невысокими гонорарами от издательств, даже за такую популярную вещь, как «Печальный вальс», разошедшийся гигантскими тиражами по всей Европе.
  • Свое имя композитор писал как Jean, то есть – Жан. Это была идея его дяди Яна, которому нравился французский вариант своего имени, и он напечатал себе соответствующие визитки. Когда через несколько лет молодой композитор нашел их, то решил воспользоваться и со временем стал также Жаном (Яном на немецкий манер) Сибелиусом.
  • Биография Сибелиуса гласит, что в 1907 году композитор дирижировал своей Третьей симфонией в петербургском Мариинском театре.
  • Сибелиус говорил, что в Хельсинки песня внутри него умирает. Он с детских лет преклонялся перед природой, а его дом не имел ни водопровода, ни электричества, чтобы посторонние звуки не отвлекали его от работы. Его любимым времяпрепровождением были прогулки в окрестностях Айнолы в сопровождении шума леса и пения птиц.
  • «Куллерво», снискавшее успех на премьере, при жизни маэстро прозвучало всего лишь еще… 1 раз! Сибелиус был недоволен этой работой и фактически воспрепятствовал ее публичному исполнению. Только в 1998 году «Куллерво» обрело вторую жизнь.
  • Сибелиус запрещал дочерям пользоваться его фортепиано, поэтому, когда они захотели научиться на нем играть, им пришлось ездить в студию художника П. Халонена, расположенную в нескольких километрах от Айнолы.
  • Единственной фразой на английском языке, которую Сибелиус записал в дневнике для своих американских гастролей, была «Каша на молоке».
  • Великобритания – вторая страна после Финляндии, где Сибелиус при жизни был невероятно популярен даже среди простого населения. Об этом свидетельствует тот факт, что в 1921 году в британском порту пограничник узнал и по имени поприветствовал маэстро, только что сошедшего с корабля.


  • С Британией, а точнее, с одним из ее представителей, Уинстоном Черчиллем, композитора роднила и страсть к сигарам. В 1948 году в интервью американскому изданию Сибелиус посетовал, что после войны в Европе не достать хороших сигар. После выхода интервью в Айнолу стало приходить такое количество посылок с отменными сигарами от заокеанских поклонников, что маэстро пришлось выступить с просьбой больше их не присылать. Сигар было столько, что они остались даже после кончины Сибелиуса 9 лет спустя.

Творчество Яна Сибелиуса


«Капли воды » - так называлось произведение 9-летнего Янне, написанное для скрипки и виолончели еще до того, как он научился на скрипке играть. В 16 лет в местной библиотеке Сибелиус нашел труд Адольфа Маркса «Учение о музыкальной композиции», который стал первым камнем на дороге к композиторскому мастерству. В 1884 году он написал Сонату для скрипки ля-минор . В начале 90-х годов композитор берется за свое первое крупное сочинение, симфоническую поэму «Куллерво ». Ее премьера в Хельсинки весной 1892 года прошла с большим успехом, став олицетворением финской национальной идеи. Последующие его работы также снискали одобрение слушателей – это и симфоническая поэма «Сказка », и сюиты «Карелия » и «Лемминкяйнен ».

Из биографии Сибелиуса мы узнаём, что в 1899 году композитор закончил свою первую работу в жанре симфонии, который на рубеже веков начал считаться устаревшим и недостаточно динамичным. Премьера Первой симфонии весной 1899 года прошла в один вечер с исполнением небольшого сочинения – «Афинской песни», которое едва не затмило ее по произведенному на публику впечатлению. Эта песня стала выражением реакции Сибелиуса на жесткую политику российских властей по отношению к автономии Финляндии. Тогда же ему предложили написать музыку к патриотической театральной постановке из финской истории. Так возникла симфоническая поэма, впоследствии названная «Финляндия ». Это произведение было запрещено российскими властями к исполнению, и даже в других странах оно звучало под иными названиями.

В 1902-1903 годах из-под пера Сибелиуса выходят самые известные сегодня его сочинения - Вторая симфония и Концерт для скрипки с оркестром ре-минор , единственный у композитора. После этих ярчайших произведений, Сибелиус отходит от национально-романтического стиля, о чем свидетельствует его Третья симфония . Болезнь и операция 1908 года принесли страх смерти, а вместе с ним – новые краски в его творчество. Это творческое развитие прослеживается в Струнном квартете ре-минор (1909) и находит свою кульминацию в Четвертой симфонии (премьера в 1911). Эту симфонию сам автор описывает как «протест против современной композиции», создав аскетичное и довольно мрачное по духу произведение. На гастролях в США в 1914 году маэстро дирижировал мировой премьерой симфонической поэмы «Океаниды ».


Первая редакция Пятой симфонии прозвучала на юбилейном концерте композитора в день его 50-летия 8 декабря 1915 года, но последующие 4 года симфония дорабатывалась. Новые премьеры состоялись только после Первой мировой войны. Шестую симфонию он начал писать еще во время работы над Пятой, в 1918, и ее сочинение продолжалось в течение 5 лет. Публика Хельсинки ее услышала только в 1923. Композитор отмечал «дикий и страстный» характер своего нового детища. В марте 1924 года Сибелиус закончил свою последнюю, Седьмую симфонию , представленную тем же месяцем в Стокгольме. Симфония отличается лаконичностью – она состоит из одной части, а ее исполнение длится около 20 минут. В 1926 году выходит последнее крупное произведение композитора – симфоническая поэма «Тапиола », сюжет которой основан на «Калевале», как и его первая поэма, «Куллерво».

Музыка для Сибелиуса была не эфемерной, а вполне зримой. Как и А. Скрябин , он соотносил ее с цветом. Возможно, поэтому, а возможно, благодаря ее мелодизму, она сопровождает сюжетные коллизии более полутора сотен фильмов.


Произведение Фильм
«Финляндия» «Крепкий орешек 2» (1990)
«Охота за „Красным Октябрём“» (1990)
«Маршал Финляндии» (2012)
«Демоны» (2015)
«Печальный вальс» «Принцесса Монако» (2014)
«Нет» (2012)
Концерт для скрипки с оркестром «Доктор Кинси» (2004)
«Моцарт в джунглях» (2014)
Романс Des-dur «45 лет» (2015)

Драма Паоло Соррентино «Изумительный» о жизни итальянского политика Джулио Андреотти буквально пронизана музыкой Сибелиуса. В картине звучат и «Дочь Похьёлы», и Концерт для скрипки с оркестром ре минор, и Вторая симфония.

В 2003 году в Финляндии сняли художественный фильм «Сибелиус» о жизни композитора.

История великой музыки знает только одного финна. Ни до, ни после Сибелиуса ни один композитор из этой северной державы не смог подняться на такие творческие высоты. Но, справедливости ради, надо отметить, что в 20 веке и во всем мире было не так много композиторов, талант которых сравнился бы с мелодическим дарованием финского маэстро.

Видео: смотреть фильм о Яне Сибелиусе