Выдающийся скульптор хх века михаил аникушин. Выставка скульптора М.К.Аникушина в Приказных палатах Псковского кремля Михаил Аникушин художник

Его детство прошло в селе Яковлево Заокского района Тульской области. Отец будущего скульптора пришел в Москву из деревни и почти до последних дней жизни работал мастером-паркетчиком. Михаил был четвертым ребенком в семье. В 1917-м – в год его рождения, отца призвали в армию, поскольку продолжалась Первая мировая война. Едва оправившись после родов, мать переехала вместе со всеми детьми в Яковлево, к родителям мужа. И уже там, в раннем детстве, проявились уникальные способности мальчика: Аникушин говорил, что, сколько себя помнит – он лепил и рисовал.

Обучаясь в скульптурной студии в Москве под руководством Г.А. Козлова, Михаил Константинович познакомился с традициями русской реалистической школы XIX века. После окончания школы Аникушин послал документы во Всероссийскую Академию художеств. Но когда приехал в Ленинград, выяснилось, что документы пропали, и его не допустили к экзаменам. Тогда Григорий Козлов написал письмо директору Академии Бродскому и послал в приёмную комиссию телеграмму: «Необходимо предупредить величайшую ошибку... Калечить жизнь из-за утраты документов недопустимо... Лишить возможности Аникушина держать экзамен в Академию – не только удар для него. Это значит потерять ему год учёбы, а может, и вообще потерять Аникушина...».

Именно заступничество учителя сыграло огромную роль в жизни будущего скульптора, который в конце концов был зачислен в подготовительные классы Академии. В 1937 году он уже студент первого курса скульптурного факультета, где учится у В.А. Синайского и А.Т. Матвеева. Учёбу в институте прервала война. С первых её дней художник уходит в ополчение, а с ноября 1941 года становится в ряды Красной Армии.

Только после победы Аникушин возвращается в Ленинград. Отныне вся его жизнь и творчество будут неразрывно связаны с городом на Неве. В 1947 году Аникушин защищает дипломную работу «Воин-Победитель». В начале 50-х годов он начал работать над памятником Пушкину, и только 18 июня 1957 года памятник был открыт. «Монументальность – не в гигантских размерах, – утверждал Аникушин, – а в чёткости и глубине мысли, точности формы, точности соотношений». Эти слова стали для Аникушина творческим кредо: «Я хотел бы, чтобы от памятника, от фигуры Пушкина веяло какой-то радостью и солнцем», – говорил Аникушин. И эта светлая радость действительно есть в большинстве созданных замечательным русским художником скульптурных портретов Пушкина. И в памятнике, что стоит у Русского музея в Санкт-Петербурге, и в тех, которые он готовил для Москвы, Ташкента, Гурзуфа. Даже в бюсте, который был установлен в сквере напротив гимназии в подмосковном Дзержинске, есть луч этой радости.

Много работал Аникушин и над образом ещё одного любимого своего писателя – А. Чехова, в произведениях которого его всегда привлекала достоверность и человечность выраженных в них переживаний. В 70-е годы он сделал проект грандиозного монумента героическим защитникам Ленинграда в годы Великой Отечественной войны, который увиделся ему состоящим из отдельных групп-новелл – «Лётчики и моряки», «На окопах», «Блокада», «Снайперы» и других.

Михаил Константинович Аникушин был талантливым педагогом. Народный художник СССР, Герой соцтруда преподавал в Ленинградском институте живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Репина и руководил творческой скульптурной мастерской Академии художеств. Ещё в самом начале своего творческого пути, задавшись целью передать в скульптурном образе великого русского поэта Пушкина самое неуловимое из переживаемых человеком чувств – вдохновение, Аникушин уловил и запечатлел в неподатливом материале этот порыв.

Куда сегодня утекло это духоподъёмное состояние, почему истинное искусство вытесняется откровенным шарлатанством? – вот невольные вопросы, которые всплывают, когда обращаешься к твор-честву мастера станковой и монументальной скульптуры, явившемуся одной из вершин отечественного искусства второй половины XX века.

Александр Александрович КАДАШЕВСКИЙ

Скульптор Михаил Константинович Аникушин (1917 – 1997) родился в семье рабочего-паркетчика в год знаменитого Октябрьского переворота. В скульптурной студии в Москве Г.А.Козлов познакомил юношу с традициями русской реалистической школы предыдущего века. Вдохновленный, Аникушин едет в Ленинград в и середине 1930-х и поступает в ИЖСА на скульптурный факультет. Учился у мастера А.Т.Матвеева, и его влияние на Аникушина будет определяющим долгие годы.

Но молодой скульптор не хотел порывать с материальным воплощением мира в скульптуре, не хотел видеть, как «матвеевцы», лишь отвлеченную художественную форму в результате. Грянула война, и начинающий скульптор ушел на фронт.

После войны все его творчество связано крепкими нитями только с городом на Неве. Памятник А.С. Пушкину на площади Искусств был открыт в 1957 году. Это венец творения художника, скульптура органичнейшим образом (допустим такое словосочетание) вписалась в не терпящий малейшего дурновкусия ансамбль площади. Этот факт с удивлением отмечали современники Аникушина, отмечают и теперь практически все туристы. Складывается впечатление, что памятник здесь стоит со дня основания Петербурга. Пушкинская тема была очень важна для Михаила Константиновича: он работает над образом Пушкина для Пятигорска, Кишинева, Ташкента, станции метро «Черная речка»…

Другая значимая персона - вождь революции В.И. Ленин «в динамике» зафиксирован Аникушиным на Московской площади (1970 год). Вообще, его работам присуща индивидуализация, психологизм, чувства, переживаемые под «статическим» образом, а впоследствии - и откровенный страстный порыв. Таковы барельеф "Победа" для Большого концертного зала "Октябрьский" (1967), Ленинграда в годы Великой Отечественной войны", установленным на площади Победы (1975).

Волновал мастера и другой русский классик – А.П. Чехов. Он долго работал над монументом (это одна из основных подмеченных его черт - никуда не торопиться, если можешь сделать лучше - сделай), в итоге памятник появился в Москве.

Среди других его работ в городе на Неве - всем хорошо знакомые памятник А. С. Пушкину (сидящая фигура на станции метро «Пушкинская» в Ленинграде, 1954), Портрет артиста Н. К. Черкасова (1975) некрополь Александро-Невской лавры, Памятник Г. С. Улановой в Московском парке Победы (открыт 30 мая 1984 года).

После смерти мастера не забыли: на доме 16 на Песочной набережной установлена мемориальная доска; именем скульптора названы Аникушинский сквер на Каменноостровском проспекте и Аникушинская аллея, пролегающая от этого сквера к Вяземскому переулку, где была его мастерская.

Фото: vk.com, 2do2go.ru/uploads, sutochno.ru/images, e-cis.info/pobeda, i.t30p.ru/1xZ

Михаил Константинович (родился в 1917), скульптор. Памятник А.С. Пушкину (1957), мемориал Героическим защитникам Ленинграда (1975) в Санкт Петербурге … Современная энциклопедия

Михаил Константинович (1917 97), скульптор, народный художник СССР (1963), действительный член АХ СССР (1962), Герой Социалистического Труда (1977). Работал в Санкт Петербурге. Памятник А. С. Пушкину (1957), скульптуры для мемориала Героическим… … Русская история

Михаил Константинович [р. 19.9(2.10).1917, Москва], советский скульптор, народный художник СССР (1963), действительный член АХ СССР (1962), секретарь Правлений Союза художников РСФСР (с 1960) и Союза художников СССР (с 1963), председатель …

АНИКАНОВ АНИКЕЕВ АНИКЕЕНКО АНИКИН АНИКУШИН АНИКУШКИН АНИХНОВ АНИЧЕВ АНИЧКИН АНИЧКОВ Все эти фамилии от производных форм имен Иоанникий и Аникита (первое связано с греческим словом никэ победа, второе с греческим аникэтос непобедимый). Выражение… … Русские фамилии

- … Википедия

- … Википедия

АНИКУШИН - Михаил Константинович (р. в 1917), сов., рос. скульптор, нар. художник СССР (1963), действит. чл. Акад. художеств СССР (1962). На воен. службе в 1941 45. Окончил Ин т живописи, скульптуры и архитектуры (Ленинград, 1947). С 1947 на преподават.… … Энциклопедия РВСН

Аникушин Михаил Константинович Имя при рождении: Аникушин Михаил Константинович Дата рождения: 19 сентября (2 октября) 1917(1917 10 02 … Википедия

- [р. 19.9(2.10).1917, Москва], советский скульптор, народный художник СССР (1963), действительный член АХ СССР (1962), секретарь Правлений Союза художников РСФСР (с 1960) и Союза художников СССР (с 1963), председатель Правления Ленинградского… … Большая советская энциклопедия

- (р. 1917), советский скульптор. Народный художник СССР (1963), действительный член АХ СССР (1962), Герой Социалистического Труда (1977). Учился в ЛИНЖАСе (1937 41 и 1945 47) у В. А. Синайского и А. Т. Матвеева; преподаёт там же (с 1947).… … Художественная энциклопедия

Книги

  • Скульптор М. К. Аникушин , Александр Шефов. Книга-альбом А. Н. Шефова Скульптор М. К. Аникушин, как плод многолетней личной дружбы автора со скульптором и исследовательской работы, представляет собой не…
  • Скульптор М. К. Аникушин , Шефов А. Н.. Книга-альбом А. Н. Шефова "Скульптор М. К. Аникушин", посвященная выдающемуся скульптору ХХ века Михаилу Аникушину, раскрывает все этапы жизненного пути и творчества великого мастера. Работы…

Сегодняшний мой пост посвящен выставке работ выдающегося советского скульптора Михаила Константиновича Аникушина , которая проходит сейчас в Приказной палате Псковского кремля.

На небольшой выставке представлены скульптуры, живопись, графика, а так же некоторые материалы из личного архива М.К.Аникушина.

Скульптор Михаил Константинович Аникушин (1917-1997) - знаковая фигура в отечественном искусстве второй половины ХХ века. Народный художник СССР, действительный член Академии Художеств, профессор Санкт-Петербургского государственного академического института живописи, скульптуры и архитектуры имени И.Е.Репина. Помимо множества камерных скульптурных работ он создал более двадцати монументальных композиций. Он является автором памятников многим деятелям российской науки и искусства, которые установлены в разных городах России и мира. Фотографические изображения и модели некоторых из этих памятников можно увидеть на выставке.

На выставке можно получить некоторое представление так же и о творческом процессе по двум главным направлениям его работы. Первое - это мемориал «Героям-защитникам Ленинграда». Здесь представлены эскизы некоторых скульптурных групп, вошедших в мемориал. Второе - это пушкинская тема, которая была стержнем всей творческой жизни мастера. Он автор ряда памятников великому русскому поэту, самый известный из которых стоит в Санкт-Петербурге на Площади искусств (перед Русским музеем).

Михаил Константинович Аникушин предстает на выставке и как «модель», которую портретировали другие скульпторы, его друзья и ученики - В. Рыбалко и Н. Краюхин.

Но, пожалуй, самыми уникальными экспонатами выставки являются пейзажные зарисовки М.К.Аникушина, сделанные им в Пскове вскоре после освобождения города в 1944 году. Когда началась Великая Отечественная война, М.К.Аникушин, не смотря на имевшуюся у него бронь, с пятого курса Академии художеств ушёл в ополчение, а позднее воевал в рядах Красной Армии. В 1944 году участвовал в боях за освобождение Пскова.

На этом небольшую вступительную часть я заканчиваю и перехожу непосредственно к фотоэкскурсии по выставке.

"Взорванный мост. Псков" (1944)

"Мараморочка" и "Псковский мальчик" (1944)

Фотографии памятников. Памятник Пушкину (Ленинград, площадь Искусств, 1957)

Надгробный памятник врачу-психиатору В.М.Бехтереву (1979)

Дважды Герой Социалистического труда, военный конструктор Н.Н.Исанин

"300 лет Российскому флоту", Санкт-Петербург (1996)

А.П.Чехов. Вариант памятника для Москвы (1992)

Общий вид памятника Монумент "Героическим защитникам Ленинграда"

Эскизы отдельных групп - "Блокада"

"Литейщицы"

"Победители"

Ряд графических эскизов, сделанных в ходе работы над Монументом

Вариант центральной фигуры

Фотографии Монумента, открытого в 1975 году в Ленинграде на площади Победы

Ну и конечно - пушкинская тема. Модели, эскизы, зарисовки...

А.С.Пушкин (для памятника метро "Черная речка")

Один из вариантов памятника А.С.Пушкину

А.С.Пушкин и А.П.Ганибалл