Вячеслав гвоздев. Тонкие моменты и искусственный дефицит. Как прошли первые дебаты участников праймериз «Единой России» в Старом Осколе

Последние изменения в российском законодательстве, проведенные в 2016-м году, запретили превышение планки налога на имущество выше 2,2%. При этом право изменения размера ставки в меньшую сторону остается за муниципальными властями, выступающими получателями данного вида налога.

Вычисление размера налога предельно простое. Величина налога = налогооблагаемая база х налоговую ставку – авансовые платежи.

Например, у компании имеется имущество по остаточной стоимости в 2,5 миллиона рублей. При этом компания внесла аванс в размере 23 тысяч рублей. Размер внесенного аванса составляет 2%.

Величина налога на имущество составляет 1.000.000 х 2% — 23.000 = 27.000. При этом общая величина налога составляет 50.000 рублей, из которых указанная выше сумма должна быть заплачена компанией.

Настройка 1С для расчета налога на имущество

В первую очередь требуется провести настройку программы. Для этого необходимо установить размер взимаемой ставки налога и наличие у предприятия каких-либо льгот. Для этого требуется зайти в «Справочники» — «Налоги» — «Налог на имущество».

Переходим в раздел «Ставки и налоги»

Далее необходимо вернуться к настройкам режима налогообложения. Раздел «Объекты с особым порядком налогообложения» позволяет пользователям проводить указание объектов, для которых используются индивидуальные налоговые ставки. Через справочник данного раздела есть возможность внести соответствующие коррективы.

Отразить требуется порядок внесения авансов и сроки, в рамках которых требуется проводить регулярные платежи по налогу. Для этого необходимо перейти в подраздел «порядок уплаты», где кликнуть на кнопку «Создать».

Настройке подвергаются и проводки, формируемые в системе по данному налогу. От пользователя требуется указать счет затрат, сделав это через подраздел «Способы отражения расходов». В большинстве случаев операции проводятся через счет 26.

Расчет и заполнение налоговой декларации

Формирование налоговых деклараций проводится через раздел «Регламентированная отчетность», где требуется выбрать интересующий тип декларации. Для автоматического заполнения данных пользователю требуется воспользоваться кнопкой «Заполнить». Пример декларации, сформированной за год, представлен ниже.

В верхней части отражается помесячная величина остатков, а ниже предлагается средний размер налогооблагаемой базы для налога на имущество рассматриваемого предприятия. Она является основой для дальнейших расчетов с учетом установленной налоговой ставки. При наличии уплаченных ранее авансов, их величина должна быть вычтена из итоговой суммы. Сумма налога отражается в разделе 1 документа.

В разделе 3 декларации отражены расчеты по налогу на имущество, определяемому по кадастровой стоимости объектов.

Ректор Курского государственного университета. Родился 1 июня 1951 г. в пос. Дачный Красногорского р-на Сахалинской обл. Образование высшее (Курский государственный педагогический институт), кандидат филологических наук, профессор, более 40 научных публикаций. С 1973 года по настоящее время - работа в сфере образования (учитель, преподаватель вуза, декан ф-та иностранных языков Курского государственного педагогического института, проректор по учебной работе, ректор Курского государственного университета). Член Политсовета ВПП «Единая Россия» по Центральному округу г. Курска, член Общественного совета ГИБДД в Курской области, член Общественного совета при главе Администрации г. Курска, член Общественного совета общества «Знание» (Курская область), председатель Совета ректоров вузов Курской области. Отличник просвещения СССР, Почетный работник высшего профессионального образования РФ, Заслуженный работник высшей школы РФ, кавалер ордена Академических пальм (Франция).

В Старом Осколе прошли первые дебаты участников праймериз «Единой России», претендующих на место в Госдуме от местного округа. Лицом к лицу и к группам поддержки конкурентов встретились пять единороссов, в том числе депутат Госдумы Андрей Скоч и начальник управления молодёжной политики области Андрей Чесноков. За ходом первых старооскольских дебатов партии власти следила Гульнара Тагирова.

Первые дебаты «Единой России» в Старом Осколе были посвящены теме «Сбережение нации: образование, здравоохранение, социальная политика».Перед старооскольцами на сцене стояли пять кандидатов в Госдуму.

Слева направо Вячеслав Гвоздев, Андрей Дроздов, Владимир Колесников, Андрей Скоч, Андрей Чесноков, скриншот youtube.com

Первый, директор МУП «Навигационно-информационные системы „Оскол“» Вячеслав Гвоздев , признался, что для него сбережение нации - это «уважение к собственному народу».

Человек счастлив тогда, когда он здоров и востребован, - заявил руководитель предприятия. Кандидат призвал «не бросать» выпускников вузов, при этом заметив, что для этого существует множество госпрограмм; в здравоохранении он посчитал нужным увеличить список бесплатных услуг; в социальной сфере Гвоздев начал говорить о льготах, но время закончилось.

Адвокат Андрей Дроздов привёл список проблем по теме дебатов и заявил, что «список можно продолжать бесконечно, но нужно действовать».

- Как адвокат я считаю, что работу надо начинать в правовом поле, ведь конечным итогом нашего голосования будет получение статуса депутата Государственной думы, то есть депутата законодательного органа Российской федерации, - размышлял на перспективу Дроздов.

Смысл его выступления сводился к тому, что в нижней палате парламента должны присутствовать люди с юридическим образованием.

Техник Владимир Колесников своё выступление начал так:

У меня нет опыта публичных выступлений, достаточно сложно донести своё видение по теме, но, думаю, что вы со мной согласитесь: тема дебатов - «Образование, здравоохранение и социальная политика»...

Колесников предложил ввести жилищный вычет по ипотеке при рождении детей, мотивировать людей сохранять своё здоровье, а работодателей - здоровье своих сотрудников. В образовании кандидат предложил сделать акцент на создание условий для особо одарённых детей.

Андрей Скоч, скриншот youtube.com

Депутат Госдумы Андрей Скоч предложил подумать над тем, что такое «социальная политика».

Это общественная политика. Что нужно одному взятому человеку, то нужно и для общества: где жить, где лечиться, где получать образование, где трудиться.

Кандидат пояснил, что всего этого можно добиться благодаря инициативе людей и помощи государства, но, прежде всего, он верит в первое.

Главный по молодёжной политике в области Андрей Чесноков начал с результатов «грамотной социально-экономической политики региональных властей». Кандидат назвал четыре фактора, которые помогут остановить отток молодёжи из региона: доступное образование, трудовая занятость, организация досуга и поддержка молодых семей.

- Область новых возможностей и привлекательных перспектив - такой я вижу Белгородчину, - заявил потенциальный кандидат в Госдуму.

Этап вопросов начала молодая девушка в школьной форме из группы поддержки кандидата Гвоздева. Она спросила у Андрея Дроздова, оказывают ли власти поддержку частным детским садам. Адвокат рассказал о созданной региональной «Ассоциации частных детских садов», которая как раз и занимается этой работой.

Техника Колесникова спросили о развитии социальной политики в сёлах. Кандидат заявил, что надо создавать аптеки, школы, детские сады и заниматься «воспроизводством трудовых ресурсов».

Группы поддержки каждого кандидата задавали вопросы, скриншот youtube.com

Следующий вопрос был о том, сказался ли кризис на желании россиян заводить семьи и растить детей.

Я помню, когда приезжал в Ташкент, я видел, что люди там живут гораздо беднее, но рождаемость - колоссальная. С них можно брать пример. Когда смотришь с такой точки зрения, то не совсем понятно, насколько важна эта социальная и материальная поддержка, - рассказал Андрей Скоч. При этом депутат напомнил, что мы русские, «а для русского человека это важно», поэтому и сам по мере возможности старается поощрять многодетные семьи.

Директор предприятия Вячеслав Гвоздев тем временем рассказывал о поддержке кроссфита и воркаута. Он вспомнил, что сам «когда-то имел отношение к спорту», - позже выяснилось, что под «когда-то» понимался вполне конкретный 2004 год.

- Приятно видеть, как молодые ребята в пять часов утра, когда я сам бегаю по стадиону, занимаются паркуром, - рассказал об обычном утре в Осколе кандидат.

В следующем вопросе Андрею Скочу девушка сопоставила его помощь белгородскому здравоохранению и жалобы людей на эту сферу «в пабликах и „Чёрных списках“». «Какой толчок нужно дать здравоохранению, чтобы вывести его на нужный уровень?» - спросила она у депутата.

Наверное, нужно больше платить. Если будем платить больше, то и спрашивать можно будет больше, появится конкуренция среди врачей.

«Какие новшества вы бы ввели в программу поддержки молодых семей?» - спросили у кандидата Гвоздева.

Он очень обрадовался этому вопросу. «Мне 25 лет и рано или поздно, а, скорее всего, рано, я сам планирую создать семью», - поделился личным с залом кандидат. И пояснил, что из-за отсутствия жилья многие молодые пары расходятся, а без господдержки жильё семьям попросту не достать.

Дальше девушка спросила у Андрея Скоча, что можно сделать с отъездом студентов из регионов в Москву и Санкт-Петербург. Депутат ответил, что в этом, по его мнению, нет ничего страшного. «Молодость - это романтика», - сказал он, добавив, что после получения опыта за пределами области большинство ребят обязательно вернутся в регион. При этом нужно создавать условия и на местах, но здесь есть «тонкие моменты».

Андрея Дроздова спросили, как решить проблему дополнительной платной медпомощи, которая «вытесняет бесплатную». «Ответ содержится в вопросе: необходимо на законодательном уровне поднимать заработную плату врачей», - ответил кандидат и посоветовал при навязывании услуг обращаться к администрации лечебного заведения.

Андрей Дроздов, скриншот youtube.com

Чеснокова спросили, каким он видит патриотизм.

Многие видят патриотизм с уклоном на военную патриотику. Безусловно, это очень важно, но, прежде всего, патриотизм - это любовь к родине и сопричастность за её судьбу, - пояснил кандидат.

Андрей Дроздов рассуждал о повышении пенсионного возраста.

- Надо знать, на каких условиях законодатель примет этот закон, ведь есть соблазн повысить сразу лет на пять-девять. С другой стороны, нужно принимать реалии жизни, - я с удивлением прочитал, что увеличилось количество лиц, достигших 60 и более лет. Соответственно, растёт нагрузка на трудоспособное население.

Адвокат резюмировал, что принятие такого закона скажется на людях отрицательно.

В заключительном слове ярче всех блеснул Владимир Колесников.

22 мая именно вы сделаете выбор того, кто пойдёт уже осенью кандидатом в депутаты. Все говорят: «Там всё куплено». Да не куплено! Придите 22 мая и сделайте свой выбор!


Перед вторыми дебатами ведущая Елена Калугина напомнила, что миссия дебатов - «помочь разобраться в том, за кого голосовать». Темой дебатов стало сельское хозяйство и продовольственная безопасность.

Во вступительном слове уже известный публике директор «Навигационно-информационных систем „Оскол“» Гвоздев упомянул о претензиях к «некоторым странам», ввозившим в Россию сельхозпродукцию, которые стали основанием для запрета дальнейшего ввоза этих продуктов.

- Государство должно увеличить долю своего присутствия в сельском хозяйстве, - решил кандидат.

Адвокат Дроздов вслед заметил, что «малые» сельхозпроизводители не должны «поглощаться» крупными агрохолдингами.

Кандидат Колесников объяснил, что надо «кредитовать свои трактора», субсидировать фермеров и давать им скидки на топливо.

Депутат Скоч поддержал Колесникова. «Мы, на самом деле, должны сами себя кормить», - заявил кандидат. По мнению Андрея Скоча, продовольственная безопасность состоит в том, чтобы не зависеть от иностранных товаров.

Андрей Чесноков просто рассказал о том, что делается в Белгородской области. Хорошего, разумеется.

Андрей Чесноков, скриншот youtube.com

Считаю, при должной государственной поддержке региональных инициатив, мы докажем преимущество жизни на своей земле и выполним не просто задачу, а важную миссию по сбережению национального менталитета россиян, вернём человека в свой дом, - заявил кандидат.

«Достаточно часто в деловых поездках в Москве я оказываюсь в крупных магазинах, где обнаруживаю цену продукта, выращенного у нас в области, значительно меньшую, чем у нас в магазинах. С чем это связано?» - спросили у адвоката Андрея Дроздова.

Кандидат объяснил, что разница может возникать из-за договора поставок; к тому же, по его словам, если у предпринимателей «что-то не выросло», то они «экономят на жителях Белгородской области», создавая искусственный дефицит.

Андрей Скоч объяснил парню, который представился как человек, которого волнует проблема вымирания сёл из-за отсутствия квалифицированной молодёжи, что государство должно обращать внимание на эту проблему, но, прежде всего, «обустраивать свой мир вокруг себя» - это дело инициативных людей на местах.

Техник Колесников рассуждал о бюрократических проволочках правительства и тендерах для фермеров. «А если просто фикция, то зачем финансировать фермеров?!» - задал риторический вопрос кандидат.

Один из вопросов Андрею Чеснокову был связан с оценкой ориентации молодого поколения на «потребление товаров импортных производителей».

Нужно менять сознание молодых людей в потреблении данных продуктов, - ответил начальник управления молодёжной политики области.

Мы, русские, к языкам неспособны. Кто не слышал эту фразу? «Не согласен! - возражает ректор Курского государственного университета Вячеслав Викторович ГВОЗДЕВ. - Три с лишним десятка лет преподаю французский, и за все эти годы встретил лишь двух ребят, которые действительно не имели языковых способностей. Все дело в мотивации - зачем и насколько нужен человеку язык».

О мотивации и роли иностранного языка в современном мире, о миссии вуза и проблемах преподавания наш разговор. Стоит, пожалуй, напомнить, что Вячеслав Викторович - не только ректор, но еще и профессор кафедры французской филологии. И не просто профессор, а человек, награжденный правительством Франции орденом Академических пальм, которым отмечают выдающиеся заслуги университетских преподавателей в области образования. Словом, собеседника более сведущего в предмете разговора найти трудно.

- Вячеслав Викторович, иняз всегда был одним из самых популярных факультетов вашего вуза во времена, когда в его имени еще фигурировало слово «педагогический», остается таковым и сегодня. Нелепый вроде бы вопрос: зачем люди учат чужой язык? Да и выпускники иняза далеко не всегда связывают с ним свое будущее …

Что дает иностранный язык? Ответ, который лежит на поверхности: знакомство с иной страной, ее традициями, культурой, литературой, искусством. А вот то, что хорошо знают филологи, но не очень выражено на уровне общественного сознания: язык - это способ познания мира и себя в этом мире. Если хотите, зеркало, в котором мы видим себя. Язык - нечто большее, чем способ коммуникации.

Скажите, как может описать свою внешность человек, никогда не видевший собственного отражения? Как можем мы оценить свой национальный характер, не имея точки отсчета для сравнения? Привычно говорим о себе: мы открыты, гостеприимны… А не льстим ли мы себе? Не случается ли нам вздохнуть с облегчением, закрыв дверь за гостями? Ну, положим, с гостеприимством и в Европе не все так просто. Но в целом там иной тип отношений между людьми. Меньше грубости и резкости, больше терпимости и уважения. Но чтобы это увидеть, мало просто пройтись по улицам, музеям, магазинам. Да, мы заметим иной стиль общения. Но лишь внешние его проявления. Чтобы понять какие-то сущностные отличия, надо говорить на чужом языке, общаться с людьми не за столиком в кафе, а в семье, где мы более искренни и раскрепощены. Поэтому тот, кто смог пожить в семье в другой стране, в большей степени понимает народ этой страны, его психологию, культуру. Понимая другого, мы лучше понимаем себя. Точно так же, изучая иностранный язык, лучше понимаешь родной. Многообразный, многоаспектный способ познания мира - вот в чем смысл изучения языка. С этой точки зрения интерес к нему никогда не уменьшится. Не зная языка, невозможно ни дружить, ни враждовать. Не случайно перед войной в Советском Союзе так активно изучался немецкий язык. Мы знали, с кем придется воевать, и понимали, что надо знать характер врага.

- Ну не собираемся же мы с Америкой сейчас воевать?! А английский явно в лидерах среди иностранных…

Да, и это отчасти проблема. Почему английский, в принципе понятно. В петровские времена в России активно изучали немецкий, голландский, поскольку наука, техника в этих странах были наиболее передовыми, а нам был нужен технический прогресс. В XVIII-XIX веках в России преобладал французский язык, поскольку привлекали свободолюбивые настроения в эту эпоху, наука опять-таки, искусство. XX век - век Америки с ее экономическим и техническим потенциалом. Это и определило вектор нынешнего языкового образования во всем мире. Но мир меняется. И опасно этого не замечать. Мы видим, какое место уже занял на мировой арене Китай. А сколько специалистов в России знают китайский язык? Да, сейчас идет бум изучения языка восточного соседа, многие вузы открыли соответствующую специальность. Но арабский мир не менее важен для нас, чем Китай! А проблема ислама? Значит, нужны специалисты с арабским языком. Это проблема не завтрашнего, а сегодняшнего дня. А Африка, которая еще не проснулась, но проснется обязательно? К сожалению, мы очень медленно реагируем на меняющуюся картину мира.

- Мы - имеется в виду Россия. А на уровне вашего университета делаются какие-то шаги навстречу новым реалиям?

У нас уже есть курсы китайского языка. Преподаватели иняза прошли стажировку в Китае. Желающих изу- чать этот язык в Курске достаточно. Конечно, мы неизбежно придем к тому, что китайский язык появится в наборе наших образовательных программ: очевидна необходимость знать и понимать столь важного для страны соседа. Кто сравнится с ним по политической, территориальной, экономической значимости? А что мы знаем о Китае кроме какого-то стандартного набора фактов?! Не знаем язык - не знаем, не понимаем народ.

Но чтобы открыть новую специальность, нужно потратить несколько лет на подготовку. Надо иметь достаточное количество преподавателей, материальную базу, учебники. Кстати, в Китае сейчас после довольно длительного перерыва весьма активно изучают русский язык. КГУ принимает на языковую стажировку студентов из Китая, порядка тридцати человек ежегодно. Это очень интересные группы. А вот своих студентов мы не можем туда послать. Причина та же - незнание языка. Да что китайский?! Многие ли в России знают португальский? А между тем на нем говорит не только одна из беднейших европейских стран, но и Бразилия, которая входит в состав БРИК - Бразилия, Россия, Индия, Китай. Четыре страны, за которыми будущее, которые обладают наибольшим потенциалом для экономического и политического развития. Это не мы, это весь мир говорит.

- Но пока в Курском госуниверситете «джентльменский» набор привычных для России иностранных языков - английский, немецкий, французский…

При этом доля двух последних все же снижается. И это тоже отражает печальную общероссийскую тенденцию. В советское время существовал приказ Министерства просвещения о соотношении языков в школе. Сегодня родители и сами дети выбирают, какой иностранный изучать. Я, признаться, не понимаю логики родителей, которые говорят: пусть мой ребенок изучает английский, потому что он нужен при пользовании Интернетом. Я довольно много времени провожу в сети и не испытываю никаких трудностей от того, что владею французским и немецким, а не английским. Как бы ни лидировал в мире язык, на котором говорит Америка, она дальше, чем Германия и Франция. И их языки представляют не меньший, а иногда больший интерес, чем английский. Контакты с этими странами в Курске куда шире, появляются совместные предприятия, здесь есть их представительства. Все это повышает спрос на специалистов, знающих европейские языки… Тем не менее нам приходится прилагать массу усилий, чтобы удержать ситуацию. Пока удается избежать резкого падения. Между тем рынок тоже требует планирования. Что такое снижение количества владеющих французским языком? Уменьшение контактов с франкофонными странами. А это не только Европа, это еще и бывшие колонии в Африке, Азии.

- А каким образом вы стараетесь удержать интерес к немецкому и французскому языкам?

Огромную помощь оказывают посольства этих стран, негосударственные организации, такие как DAAD (Немецкая служба академических обменов). Ну и собственными силами, конечно. Популярности французскому языку, к примеру, добавляет франкофонный театр «ЖЭМ», который даже в Париже побывал. Это, согласитесь, стимул для студента. Моя кафедра - французской филологии - ежегодно приглашает студентов-франкофонов, обучающихся в нашем университете, на неделю французского языка - это гораздо более экзотично, чем Франция, Бельгия. Швейцария, Они приходят в своих национальных костюмах, готовят блюда национальной кухни. Таким образом мы напоминаем, что франкофонный мир не сводится только к Европе, а чем больше контактов с заграницей, тем актуальнее изучение языков.

- И не только на инязе. На учебных программах изучения иностранного на прочих факультетах это сказалось?

Безусловно. Есть уже несколько факультетов, где программы языка приближаются к инязовским. Это, например, социальный сервис и туризм, юристы, экономисты, причем не только на специальности «Мировая экономика», вообще на экономическом факультете серьезная языковая программа.

И все-таки проблема знания иностранного языка нефилологами существует. Она не только наша - общероссийская. Нам бы очень хотелось направлять значительное количество магистрантов и аспирантов на стажировки и краткосрочные курсы в зарубежные вузы. И, как ни странно, технических проблем здесь нет. У нас много контактов с европейскими университетами, которые охотно принимают наших студентов. А КГУ готов взять на себя некоторые финансовые расходы, оплатить проезд, скромное проживание. Разумеется, при условии, что магистрант или аспирант вернется к нам. И тут возникает эта проблема: хорошее знание хотя бы одного иностранного языка. В рамках существующих учебных планов очень трудно дать то количество языка, которое позволило бы говорить на нем. А чудес не бывает. Язык - это мотивация плюс время, затраченное на него. Пытаемся выйти из этого тупика. Способ единственный - применение новых методик. В Советском Союзе были разработаны очень эффективные методики изучения языка неспециалистами. Результаты они дают хорошие. Но не все преподаватели способны их применить. Значит, нужно переобучать учителей, менять их психологию, снабжать другими учебниками. Этим и занимаемся.

Надо сказать, на факультете иностранных языков мы всегда выводили студентов на очень хороший уровень владения языком и, пожалуй, сохраняем лидирующие позиции. Коллеги-филологи из зарубежных вузов просто потрясаются тому, как мы, используя грошовые средства, технические в том числе, добиваемся таких результатов. Это истинная правда. А вот что касается нефилологов - проблемы.

- Но преподают-то язык подготовленные инязом филологи?!

И они воспроизводят академическую, традиционную методику обучения. Замыслы хорошие: знать грамматику, иметь произношение. А в результате выпускник неязыкового факультета может сказать через 11 лет обучения «здравствуйте, до свидания, спасибо».

Позволю себе маленькое отступление. Давно, в 80-е годы, когда наши первые преподаватели только начинали работать по интенсивным методикам, не знаю уж каким чудом заведующей нашей кафедры иностранных языков, работающей с нефилологами, Елене Ивановне Михайлиной удалось заманить на курсы интенсивного английского чуть ли не весь директорский корпус промышленного Курска. Я, филолог, вышедший из традиционной педагогической шинели, был полон скепсиса: ну что вы время тратите! Директор крупного завода четыре дня в неделю будет сюда приходить минимум на четыре часа да еще изображать, что он не Иван Иванович, скажем, а Джон Миллер, директор гостиницы… А меня, в ту пору проректора по учебной работе, пригласили на зачет… О грамматике и произношении не было и речи. Но я видел взрослых людей, которые охотно и раскованно говорили на чужом языке. И вот тогда я понял, что такое язык как средство коммуникации - ты понимаешь и тебя понимают. Остальное - от лукавого. Сотни моих знакомых иностранцев говорят с сильнейшим акцентом и грамматическими ошибками, но это нисколько не мешает нашему общению. Если я в своем втором языке - немецком - выстраиваю фразу по модели французского синтаксиса, немец видит, что перед ним иностранец, но он меня понимает - акт коммуникации состоялся! Это главное для неспециалистов, а тонкости оставим для филолога, который обязан знать грамматику, иметь правильное произношение - это его профессиональный уровень.

Новое - это всегда трудно психологически: как я откажусь от того, что наработал за 20 лет в вузе? К тому же интенсивные методики очень затратны в отношении энергии преподавателя. Но выбора нет. Рано или поздно мы будем обязаны прийти к европейскому стандарту - обязательное знание двух иностранных языков. Без этого России трудно интегрироваться в современный экономический процесс.

Уже сейчас пытаемся по-новому учить иностранному языку наших нефилологов, прежде всего аспирантов, потом магистратов, потом бакалавров.

- Надежный способ изучения иностранного языка - погружение в него. Насколько активно университет может помочь в этом плане своим студентам?

Тут можно говорить о нескольких направлениях. Первое - летняя работа наших студентов в лагерях отдыха в основном в Америке. Второе - поездки групп в Германию по линии городов-партнеров Виттена и Шпайера, в Рур-Университет (Бохум). В Шпайере, например, наших студентов принимает Клуб львов. Они не только совершенствуют язык, но и знакомятся с работой банков, учреждений. В этом году даже впервые сделали мини-стажировку. Все остались довольны - и студенты, и организаторы. Третье - культурные мероприятия во Франции. Уже упоминавшийся франкофонный театр - мощная мотивация. Прошлым летом студенты факультета «Социальный сервис и туризм» работали в турфирмах в Турции. К нам обратились за помощью, мы тщательно проверили фирмы, убедились, что все серьезные, внушающие доверия. Конечно, в жару, когда все отдыхают, работать тяжело. Но практика - великолепная. Кроме того, на протяжении уже довольно длительного периода идет обмен у биологов. Из университета в Бохуме приезжают студенты на стажировку в Стрелецкую степь, а наши в разных районах Германии изу-чают растительный и животный мир.

Ну и, конечно, студенты сами ищут и находят всевозможные гранты на стажировки, курсы, специальные программы. Немало личных контактов, что тоже неплохо.

- Словом, Россия учится жить в открытом мире и миссию вузов в этом процессе переоценить невозможно. Пора расставаться с мифом о нашей неспособности к языкам.