Встречи с художниками. Витольд Бялыницкий-Бируля. Бялыницкий-Бируля: похвалы Репина, пограничные состояния природы и возвращение на родину Витольд бялыницкий бируля зацвела калужница описание картины

Бялыницкий-Бируля Витольд Каэтанович (1872 - 1957)

Родился этот замечательный человек 29 февраля 1872 года в фольварке Крынки (недалеко от д. Техтин) современного Белыничского района в семье мелкого арендатора. Из-за конфликтного характера отца им часто приходилось менять место жительства. Но именно благодаря этому обстоятельству юный Витольд смог увидеть мир и природу Беларуси и России. Значительно позднее, находясь в плену детских воспоминаний и впечатлений, он будет неутомимо рисовать пейзажи родного края, отображая в них неприметную красоту живописных белорусских лесов, перелесков, садов и полей.

О тех годах он вспоминал: «Я - белорус. Родился в имении Крынки около Белынич на Могилевщине. Там прошли мои детские годы. Отец служил арендатором, позже - в днепровском пароходстве. Отправляясь в рейсы по Днепру, Припяти, Сожи, он часто брал меня с собой в поездки. Это было для меня наибольшим счастьем и радостью, ибо именно тогда, в тех поездках, я открыл для себя ни с чем не сравнимую природу моей родной Беларуси».

Некоторое время художник жил в Киеве у старшего брата Александра и учился в кадетском корпусе. Здесь он подружился с местными художниками, которые, оценив возможности юноши, познакомили его с М. Мурашкой - руководителем известной в то время художественной школы. Оставив кадетский корпус, Витольд переходит в школу, где получает начальные уроки живописи, а затем занимается в Московском училище живописи, скульптуры и зодчества. Дружеские отношения с преподавателями, художниками-передвижниками Н.Невревым , С.Коровиным , И.Прянишниковым , усвоение их богатого профессионального опыта оказали основное влияние на формирование его вкуса и художественной манеры.

В то же время В.Бялыницкий-Бируля знакомится с И.Левитаном . Частые встречи, беседы, работа в мастерской великого живописца стали хорошей школой для начинающего художника. Под влиянием таланта своих учителей он начинает понимать, что его любимый жанр - пейзаж, только тогда приобретает художественность, трогает разум и душу человека, когда через цвет и тени красок передает правду жизни. Позднее исследователи творчества художника отмечали, что в пейзажах живописца всегда невидимо присутствовал человек, его дух.

С 1897 года В.Бялыницкий-Бируля начинает показывать свои картины на выставках Московского объединения любителей искусств и Московского общества художников, на Международных выставках и конкурсах, где его работы все чаще и чаще отмечаются и становятся заметными.

С 1899 года имя художника появляется в каталогах передвижных выставок. Его пейзаж «Вечные снега», экспонировавшийся на Кавказской юбилейной выставке в 1901 году, отмечается золотой медалью. В 1904 году В.Бялыницкого-Бирулю избирают членом Общества передвижных выставок (передвижников), а через четыре года он удостаивается звания академика живописи.

Большой успех пришел к художнику в 1911 году, когда его картина «Час тишины» получила почетную медаль в Мюнхене и бронзовую - в Барселоне. Это признание стало одним из высших достижений мастера.

Витольд Каэтанович Бялыницкий-Бируля вошел в историю советского искусства как тонкий и поэтичный пейзажист. Его живописной палитре свойственны серебристо-дымчатая цветовая гамма, любовь к полутонам, изящество в решении общих колористических задач. Композиции тщательны; немногочисленны и не случайны детали. Полотна Бялыницкого полны дыхания природы - и это привлекает к его творчеству многих и многих.
Родился художник в Могилевской губернии, в Белоруссии. Отец его арендовал землю в небольшой усадьбе, и поэтому детство Бялыницкого-Бирули прошло в тесном соприкосновении с белорусской природой. Именно из детства и вынес он понимание той особой жизни, которой живет каждое дерево, каждое поле.
Мальчик очень рано начал рисовать, лет с шести, и занятия искусством уже не прекращал с этого времени. Родители отправили его учиться в Киев, во Владимирский кадетский корпус, но одновременно он посещал и рисовальную школу Н.И.Мурашко. Его рисунки показали художнику Прянишникову, который посоветовал мальчику учиться дальше. В 1889 году юноша поступил учиться в Московское Училище живописи, ваяния и зодчества. Большим авторитетом для него были преподававшие там художники И.Левитан, В.Серов и К.Коровин.
Молодой художник быстро обратил на себя внимание П.М.Третьякова, который с выставки в 1897 году купил его картину "В окрестностях Петербурга". С 1899 года Бялыницкий постоянно экспонируется на выставках, а в 1905 году он становится членом Товарищества передвижных выставок.
Пейзаж в этот период обретает на полотнах художника особое звучание нежной грусти и задумчивости. Здесь заметно влияние Левитана, который учил Бялыницкого обобщением в пейзаже, отбору деталей, важности тона, значению светотени. Бялыницкий увлекается передачей на холсте тающего снега, движения талых вод - это время технического совершенствования. Его очень привлекают поэзия пустынных, заброшенных уголков, тихие настроения природы. Одна из его работ этого периода - "Весна идет" - была продана в частное собрание, и на вырученные деньги художник смог отправиться в заграничное путешествие. Он посетил Всемирную выставку а Стокгольме, на которой его внимание привлекли морские пейзажи скандинавских художников, а затем отправился в Голландию и в Париж. Знакомство с творчеством барбизонских художников, особенно Коро и Добиньи, во многом расширило представление Бялыницкого о о возможностях камерного пейзажа.
Начиная с 1900-х годов Бялыницкий-Бируля становится очень известен. Его полотна покупают разные музеи (Русский музей, Третьяковская галерея и др.).В 1911 году на выставке в Мюнхене пейзаж Бялыницкого "Час тишины" удостаивается золотой медали. А за полотно "Перед весной" художник удостоился золотой медали в Барселоне.
Сразу же после Октябрьской революции Бялыницкий выполняет заказ Реввоенсовета - пишет первую в своем творчестве историко-документальную картину "Канун Октября. Тверской бульвар близ Никитских ворот" (1917г.)
В дальнейшем Бялыницкий много путешествует по стране, делает этюды на Азовском море, трижды посещает Заполярье. В 30-х годах им создано немало индустриальных пейзажей. Но, в основном, его дарование раскрывалось в тонких, камерных пейзажах.
В 1936-1937 годах Бялыницкий делает цикл картин по местам жизни А.С.Пушкина. И в этих пейзажах мы опять отмечаем задумчивость и тонкую грусть, столь родственные лирике великого поэта.
В 1938 году художник написал множество северных пейзажей. Они лишены внешних эффектов. Предельная четкость в пределах деталей делает пейзажи немногословными, но очень выразительными. Излюбленные Бялыницким сероватые и голубоватые оттенки в этих пейзажах приглушены, отчего композиции особенно воздушны. Вообще в своих вещах художник избегает внешней декоративности.
Особую известность принесли Бялыницкому-Бируле полотна, посвященные наступлению весны. Полны ли они суровой, сдержанной энергии ("Лед прошел") или мажорного, приподнятого настроения ("Калужница цветет") - главное очарование их в ненавязчивой передаче этих настроений, как бы шепотом сообщенных зрителю. Таково полотно "В час тишины" (1940). Основа выразительности здесь - изящные, легкие и одновременно точные цветовые соотношения, виртуозная колористическая гамма. Вообще, Бялыницкий любил передавать туманность пейзажа, отблески неяркого солнца на вечерней воде, от которой поднимается нежный пар, размытые очертания дальнего берега.
В 1947тгоду художником был создан цикл белорусских пейзажей, в которых леймотивом прозвучало как бы возрождение природы от войны: молодая поросль на зияющих ранах земли, зазеленевшей побегами юных деревьев, ржавый, разбитый танк...
(Статья из сборника "Сто памятных дат" 1982)

12 февраля 1872 года в деревне Крынки Могилевской губернии в семье мелкого арендатора родился Витольд Каэтанович Бялыницкий-Бируля. Хоть он и прожил большую часть жизни в Москве, белорусская природа, среди которой прошло его детство, невольно проникала на холсты. Его называли белорусским Левитаном, чье творчество хвалил Репин, а картина еще только студента оказалась в знаменитой Третьяковской коллекции.

О своем детстве он писал: "Я - белорус... Отец служил арендатором, потом в днепровском пароходстве. Отправляясь в рейсы по Днепру, Припяти, Сожу, часто брал меня в свои служебные поездки. Это было величайшим счастьем и радостью, поскольку как раз тогда, в тех поездках, я открывал для себя ни с чем несравнимую природу моей родной Беларуси ".

В 1885 году он окончил курс во Владимирском кадетском корпусе в Киеве и тогда же начал серьезно заниматься искусством, поступил в Киевскую рисовальную школу Н.И. Мурашко и затем в 17 лет в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Он учился у Иллариона Прянишникова, Сергея Коровина, Николая Неврева, Василия Поленова, которые повлияли на его вкус и стиль. Но еще большее влияние на его живопись в это время оказал хороший знакомый Бялыницкого-Бирули Исаак Левитан. Илья Репин писал тогда о молодом пейзажисте: "Этот художник - счастливец. Он найдет себя особо ".






В 1892 году ученическую картину Бялыницкого-Бирули "Из окрестностей Пятигорска" купил для своей галереи известный коллекционер Павел Третьяков, что крайне редко случалось с работами молодых художников. С 1897 года Бялыницкий-Бируля начинает регулярно участвовать в выставках и конкурсах. В 1904 году он стал членом Товарищества передвижников (об этом событии он пишет "… старики были суровы и неумолимо строги "), а в 37 лет - академиком Императорской академии искусств в Петербурге. Уже через 3 года Бялыницкий-Бируля написал одну из своих лучших работ - "Зимний сон" , за которую получил бронзовую медаль на Международной выставке в Барселоне. А его картина "Час тишины" была награждена почетной медалью на Мюнхенском международном фестивале и бронзовой в Барселоне.

В поисках своего стиля он стремился к правдивости и простоте и постоянно совершенствовался, добиваясь свежести и искренности. Подход к творчеству Бялыницкого-Бирули можно проследить по его письмам: "Дни невозвратимы и в большинстве не повторяются. Вчера шел, любовался местом и решил писать здесь этюд; сегодня пришел на то же место (вот даже веточка, надломленная мною для того, чтобы уточнить, где сидеть и писать), а "место" исчезло: вчера были жемчужные облачка, на фоне которых рисовались обнаженные березки, а сегодня небеса гладкие, да и сам ты какой-то другой, не вчерашний. Мы, художники, должны дорожить каждым часом, проведенным на природе, на этюде. Чрезвычайно важно первое впечатление от места, которое собираешься писать. Это впечатление необходимо сохранить, удержать во время всей работы над этюдом ".


В 1917 году Бялыницкий-Бируля купил участок в Тверской области, в любимых местах Левитана. Позже там появилась его дача "Чайка". В советское время Бялыницкий-Бируля продолжает традиции русского лирического пейзажа конца XIX века. В конце 20-х и 30-е годы он много путешествовал и рисовал памятные места, связанные с жизнью и творчеством известных деятелей русской культуры. Тогда появились пейзажи Ясной Поляны - усадьбы Л.Н. Толстого, пушкинских мест, Михайловского, окрестностей усадьбы П.И. Чайковского в Клину.


Дом няни Пушкина Арины Родионовны


Большую часть жизни художник прожил в Москве, однако сохранил память о родине и детских поездках: "Мне всегда казалось, что я в долгу перед Беларусью. Меня всегда беспокоила мысль, что я мало написал о ней, и поэтому сейчас, когда я вновь в родном краю, я стараюсь хоть немного наверстать упущенное" . "Я не могу забыть ее леса, реки, озера, бесконечно родные и близкие моему сердцу" , - писал Бялыницкий-Бируля о Беларуси. В 1944 году он получил звание народного художника БССР, а в 1947 году - народного художника РСФСР. В этом же году Бялыницкий-Бируля стал членом Академии художеств СССР. В послевоенное время он впервые после долгого отсутствия на родине приехал в Беларусь. Он подолгу жил на Белой даче в Минске и написал около 30 этюдов, картин и эскизов. Белорусские этюды вошли в основу больших полотен " Беларусь. Вновь зацвела весна " , " Зеленый май" , "Беларусь. Начало лета" .

Художник умер в 85 лет от продолжительной болезни на своей даче "Чайка", похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище.







Его работы хранятся в Государственной Третьяковской галерее, Государcтвенном Русском музее, Могилевском художественно-мемориальном музее В.К. Бялыницкого-Бирули, а также в частных коллекциях. Например, известно, что во время своего приезда в Могилев Владимир Спиваков посетил музей художника и признался, что у него в частной коллекции три его пейзажа. Самая большая коллекция - 400 этюдов и картин, а также многие из значимых полотен - находятся в Национальном художественном музее в Минске.

Встречи с художниками. Витольд Бялыницкий-Бируля - известный живописец импрессионистического пейзажа

Описание: В данной статье повествуется история жизни и творчества знаменитого живописца пейзажа Витольда Бялыницкого-Бирули, предлагаются вопросы и задания для закрепления знаний учащихся.
Назначение: Материал адресован родителям, педагогам, учащимся.
Цель: Знакомство с миром искусства, с творчеством художника В. К. Бялыницкого-Бирули.
Задачи: расширять кругозор учащихся; способствовать развитию умения чувствовать, понимать и создавать прекрасное; развивать художественные способности.

Витольд Каэтанович Бялыницкий-Бируля - художник, обладающий уникальным талантом тонкого лирика, яркой творческой индивидуальностью.
Родился Витольд Бялыницкий-Бируля в 1872 году в усадьбе Крынки, около Белынич, на Могилевщине, где отец арендовал землю. Мягкая неброская красота белорусской природы с ее лесами, полями, реками и озерами не могла очаровать душу будущего художника простотой мотивов, спокойными красками окружающей природы. Видимо, эти первые детские впечатления о красоте родного края жили в его зрительных представлениях и на всю жизнь запали в его сердце. Свои первые рисунки будущий художник изображал на простой бумаге, затем он выполнял акварельные наброски, на которых были запечатлены родные пейзажи. В родительском доме художника постоянно звучали музыка и поэзия. С нежностью Витольд Каэтанович вспоминает мать, которая читала сказки Пушкина, пела чудесные песни и романсы, а крестьяне-охотники учили его любить и понимать природу.
Для получения образования В. К. Бялыницкий-Бируля переезжает в Киев, где учится во Владимирском кадетском корпусе, но живопись не оставляет и одновременно учится в школе рисования Н. Мурашко, известного преподавателя и художника. Далее - учеба в Московском училище живописи, ваяния и зодчества у таких выдающихся художников, как С. Коровин, В. Поленов.
В 1892 году П. М. Третьяков для своей галереи приобрел картину молодого художника «Из окрестностей Пятигорска». С этого времени Витольд Бялыницкий-Бируля начинает постоянно экспонировать свои работы на выставках. Его картины часто удостаиваются наград. Так, в 1899 году живописное полотно «Весна идет» на ежегодном конкурсе Московского объединения любителей художеств было отмечено первой премией.
В 1908 году В. К. Бялыницкий-Бируля получает звание академика Императорской Академии художеств. Художник воссоздает новое направление в пейзажной живописи.
В. Бялыницкий-Бируля дружил с И. И. Левитаном, иногда их работы экспонировались на одной выставке.
В начале 20 века художник путешествует по странам Европы: Швеции, Голландии, Франции, Германии, Бельгии, Дании, изучает опыт знаменитых живописцев Запада.
в 1901 году на Кавказской юбилейной выставке талантливый живописец получает золотую медаль за картину «Вечные снега», за произведение «Час тишины» в 1911 году золотую медаль на Международной выставке в Мюнхене, за картину «Зимний сон» - бронзовую медаль в Барселоне.

Зимний сон. 1911 г.


Час тишины. 1947 г.

В. К. Бялыницкий-Бируля создает новый вид пейзажа - мемориальный. В 1936-1937 г. к 100-летию со дня смерти А. С. Пушкина пишет цикл картин, посвященных пушкинским местам.
Заслуживает внимание уникальный цикл морских пейзажей - «Баренцево море», «Поморье» и др.
За выдающиеся творческие достижения и большую художественно-общественную деятельность В. К. Бялыницкий-Бируля в 1937 году был удостоен почетного звания «Заслуженный деятель искусств РСФСР».
В 1943 году художник получил почетное звание народного художника Белорусской ССР.
В своих полотнах художник передает красу живописной природы Беларуси: «Минские околицы. Белая дача», «Яблони в цвету», «Опять расцвела весна», «Зазеленели белорусские березки».


Яблони в цвету. 1947 г.


Зазеленели белорусские березки

В 1947 г. В. К. Бялыницкий-Бируля получил почетное звание народного художника РСФСР, был избран действительным членом Академии художеств СССР. Редко кому суждено было при жизни являться академиком двух академий - Императорской и Союза ССР.
Знаменитый живописец прожил 85 лет.
В 1970 году на родине художника в Белыничах был открыт районный музей имени В. К. Бялыницкого-Бирули, в котором экспонируются 26 произведений известного пейзажиста («Лед прошел», «Лес зазеленел», «Последний снег»).


Последний снег.1930 г.

Творческое наследие художника огромно: им создано около 2000 произведений, многие из которых находятся в разных музеях и коллекциях. В Национальном художественном музее Республики Беларусь хранится самая значительная коллекция - 460 картин и этюдов, которыми мы гордимся и не перестаем восхищаться.

После знакомства с творчеством художника ребятам предлагаются репродукции картин на темы «Весна», «Зима», «Лето», «Осень».
Можно предложить ответить на вопросы: Почему пейзажи художника называют лирическими? Какие цвета и оттенки художник использовал в своих работах? Нравятся ли вам картины? Почему?
Предлагаю вопросы для викторины:
1. Когда родился мастер пейзажа В. К. Бялыницкий-Бируля?
2. Где художник получил свое образование?
3. Как прошло детство знаменитого художника?
4. Какие награды и звания были присвоены Витольду Бялыницкому-Бируле?
5. Назовите несколько работ художника.
6. Где хранятся картины знаменитого живописца?

Дорогие взрослые и ребята! Изучайте духовное наследие своего народа! Стремитесь к прекрасному!

Вито́льд Каэта́нович Бялыни́цкий-Бируля́ (белор. Вітольд Каэтанавіч Бялыніцкі-Біруля; 1872-1957) - белорусский, русский и советский живописец-пейзажист, народный художник БССР (1944) и РСФСР (1947), действительный член Академии художеств СССР (1947). Член Товарищества передвижных художественных выставок (с 1904), Союза русских художников, АХРР (с 1922). Развивал традиции русского лирического пейзажа конца XIX века.

Родился 31 января (12 февраля) 1872 в деревне Крынки Белыничского района Могилёвской губернии Российской империи в семье мелкого арендатора. Имение Крынки находилось в трёх километрах к северу от д. Техтин и 20 км от Белыничей Могилевской области. Семья часто меняла место жительства. Отец служил в днепровском пароходстве и часто брал сына в плавание по Днепру, Припяти и Сожу. Некоторое время художник жил в Киеве у старшего брата Александра. Учился сначала в Киевском кадетском корпусе, затем перешёл в Киевскую рисовальную школу Мурашко Н. И. (1885-89), позже уехал в Москву и поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества на курс к преподавателям Коровину С. А., Поленову В. Д. , Прянишникову И. М. В Москве художник познакомился с И. Левитаном , работал в его мастерской. Под влиянием педагогов увлекся пейзажем. В 1892 году П. М. Третьяков приобретает для своей галереи полотно «Из окрестностей Пятигорска».

С 1897 года Бялыницкий-Бируля демонстрирует свои картины на выставках Московского общества любителей художеств и Московского товарищества художников, на Международных выставках и конкурсах. С 1899 года имя художника появляется в каталогах передвижных выставок. Пейзаж «Вечные снега», экспонировавшийся на Кавказской юбилейной выставке в 1901 году, отмечается золотой медалью. В 1904 году Бялыницкого-Бирулю избирают членом Товарищества передвижников, а через четыре года он удостаивается звания академика живописи. Является также членом Союза русских художников и Общества художников имени А. И. Куинджи. В 1911 году картина «Час тишины» получила две медали: почётную - в Мюнхене, бронзовую - в Барселоне.

В том же году им создана картина «Зимний сон» - одно из лучших полотен В. К. Бялыницкого-Бирули. За эту картину художник также был награждён бронзовой медалью на Международной выставке в Барселоне. В картине использован минимум средств выражения. Лишь несколько плоскостей и небольшое число линий составляют её композицию. В центре картины располагается храм, очертания которого выступают на фоне неба. Мазок едва заметен. Всё будто окутано дымкой сгущающихся сумерек. Несмотря на лаконизм выразительных средств, картина эмоционально насыщена, что достигается искусной разработкой оттенков цветовых соотношений.

В 1912 году художник приобрёл участок земли в Тверской губернии на берегу озера Удомля, недалеко от мест, где часто работал Левитан , и построил здесь дом с мастерской. Свою небольшую усадьбу он назвал «Чайка». С «Чайкой» связана большая часть творческой и личной жизни мастера. Озеро Удомля и его окрестности стали неисчерпаемым источником мотивов для его дальнейшего творчества. Члены партии и правительства приезжали на охоту в это имение, оставленное художнику как личная собственность.

В 1917 году Бялыницкий-Бируля организовал художественную школу для крестьянских детей. В живописи продолжает развивать традиции «русского импрессионизма», подобно Грабарю , Юону и Бакшееву.

В 1922 году Бялыницкий-Бируля становится членом Ассоциации художников революционной России . В советское время он продолжает развивать традиции русского лирического пейзажа конца XIX века, становится одним из создателей жанра мемориального пейзажа. В 1920-е и 1930-е годы художник много путешествует по стране. Его интересуют первые опыты реконструкции сельского хозяйства в совхозе «Гигант» и коммуне «Сейбит», строительство «Азовстали», преобразование Севера. В 1933, 1935 и 1937 годах он побывал в Заполярье, чему посвящены несколько серий пейзажей.

Это часть статьи Википедии, используемая под лицензией CC-BY-SA. Полный текст статьи здесь →