Вставка Амадео Модильяни в Хельсинки. Выставка модильяни в хельсинки Выставка модильяни в хельсинки до какого

03.10.2016

Ретроспективная выставка итальянского художника Амедео Модильяни (1884-1920) откроется в музее Атенеум 28 октября 2016 года. Модильяни, умерший в возрасте всего 35 лет, так и не дожив до мирового признания, сегодня считается одним из наиболее интересных представителей модернизма. В ближайшее окружение художника входили такие известные люди, как Пабло Пикассо и Анна Ахматова. Выставка Модильяни в музее Атенеум на данный момент является крупнейшей в странах Северной Европы. Выставка предлагает возможность познакомиться с разносторонним творчеством Модильяни и его жизнью на Монпарнасе, который в начале XX века был богемным центром Парижа. Наибольшую известность художнику принесли элегантные женские портреты, оказавшие огромное влияние как на изобразительное искусство, так и на мир моды. Работы Модильяни легко узнаваемы: в портретах часто встречаются миндалевидные глаза, длинные шеи и покатые плечи. Харизматичного Модильяни всегда окружали художники, скульпторы, писатели, поэты и композиторы. Так, на жизнь и творчество Модильяни оказали влияние поэт Анна Ахматова, художественный критик Беатрис Гастингс и начинающая художница Жанна Эбютерн. В выставке также представлены работы таких знаменитых друзей Модильяни, как Пабло Пикассо и Константина Бранкузи. О бурном образе жизни Модильяни написано много. В его творчестве, однако, прослеживается глубокое знание древних и неевропейских художественных традиций. Амбициозный художник стремился создать новую концепцию красоты, которая объединила бы искусство всех эпох и континентов. К моменту своей смерти Модильяни жил практически в нищете, и к тому времени ему удалось провести всего одну нашумевшую персональную выставку. В 2015 году работа Модильяни в жанре ню была продана за рекордную сумму 170 миллионов долларов. Амедео Модильяни 28.10.2016–5.2.2017

Не секрет, что выставка итальянского художника Амедео Модильяни, открывшаяся в центральном музее столицы Финляндии в октябре 2016 г, до сих пор производит фурор среди петербуржцев. Только для того, чтобы посетить ее, жители Петербурга специально едут в Хельсинки. А петербургская турфирма «Эклектика» даже организует однодневные туры в Атенеум. Это не удивительно! Во-первых, работы Модильяни не представлены в Петербурге, даже в таком музее, как Эрмитаж их нет. Во-вторых, это крупнейшая ретроспективная выставка художника-модерниста, а в Финляндии она проходит впервые. Представляете, к артины, карандашные наброски, скульптуры для экспозиции, а их на выставке 83, собирали по всему миру. В Хельсинки экспонаты привезли из Лувра, Музея современного искусства метрополии Лилля, Центра Помпиду, Тель-Авивского музея изобразительных искусств, а также из частных коллекций. Надо сказать, что ценность выставки не только в том, что она знакомит с творчеством одного яз ярких художников - модернистов А.Модильяни, выставка раскрывает мир, в котором жил художник, рассказывает о его друзьях, покровителях, музах и о трагической судьбе.

Модильяни, прожив всего 35 лет, не дождался мирового признания и умер в нищете. При его жизни прошла лишь одна персональная выставка, наделавшая много шума. Парадокс! А совсем недавно в 2015 г работа Модильяни «Лежащая обнажённая» была продана на Christie’s за рекордную сумму в 170 миллионов долларов.

С ЧЕГО ВСЕ НАЧАЛОСЬ

Амедео Модильяни родился в итальянском городе Ливорно провинции Тоскана в еврейской семье. Отец будущего художника занимался торговлей углем и деревом, но в год рождения Амадео он обанкротился. Постигать основы искусства А.Модильяни начал в родном городе в мастерской скульптора Габриэле Микели. В 1902 г переехав во Флоренцию, стал заниматься в «Свободной школе рисования обнаженной натуры» при Флорентийской Академии художеств. А в 1903 г, перебравшись в Венецию, Амедео Модильяни учился в «Свободной школе обнаженной натуры» Венецианского Института изящных искусств. Посещение музеев Рима, Флоренции и Венеции оказало влияние на его становление как художника. Прожив в Венеции три года, молодой художник переезжает в Париж в 1906 г.

В столице Франции Модильяни брал уроки в «Академии живописи Коларосси». Но по свидетельствам современников, творить он предпочитал в кофейнях. Несмотря на слабое здоровье, в первые парижские годы он работает почти круглые сутки, создавая в день по 150 эскизов.Множество рисунков он просто делает на салфетках.


Впервые Модильяни выставил свои работы на «Осеннем салоне» 1907 г. В следующем году он выставил 5 своих произведений в «Салоне независимых». Если первые произведения художника парижского периода, как считают искусствоведы, близки к графике Тулуз-Лотрека, то после знакомства в 1907 г с Паблом Пикассо, он попадает под влияние его творчества.

ПОКРОВИТЕЛИ И ДРУЗЬЯ МОДИЛЬЯНИ

Весной 1907 г Модильяни поселился в доме молодого врача Поля Александра. Он стал первым покровителем Модильяни. Александр покупал его рисунки и картины. 450 графических работ художника и 25 живописных составили коллекцию врача.

Дружба доктора Александра и Модильяни продлилась семь лет. В 1914 г П.Александр, уходя в армию, расторгнул контракт с художником.
В 1914 г началась Первая мировая война. Модильяни на военную службу не взяли из-за слабого здоровья. Он остался в Париже вместе с небольшой группой художников. Модильяни и его друзья П. Пикассо, Хуан Грис, Хаим Сутин и Моисей Кислинг были в те годы завсегдатаями кафе «Ротонда» на Монпарнасе. Это была богема Парижа. Тогда же у Амадео появляется новый покровитель - владелец художественной галереи и коллекционер Поль Гийом и работы художника выставляются в его галерее.
В это же время Амадео пишет портреты своих друзей Пикассо, Сутина, Ж.Липшица, Кислинга и многих других. Необходимо отметить, что Модильяни никогда не делал портретов на заказ. Художник писал только тех людей, которых хорошо знал. Его портреты выразительны и острохарактерны, но при этом в них полностью отсутствует мимика.
Еще один друг Модильяни- художник Леопольд Сюрваж. Он переехал из России в Париж в 1908 г, а в 1911 г познакомился с Модильяни. Когда Амадео написал портрет друга, тот его спросил "Почему на портрете только один глаз? На что Модильяни ответил "Потому что одним глазом ты смотришь на окружающий мир, а вторым в самого себя.
Этот же прием Модильяни использует во многих портретах, в том числе и в автопортрете. Одним глазом он погружен во внутренний мир. Такой трагической фигурой в образе Пьеро видел себя Модильяни.

Моисей Кислинг познакомил Модильяни с польским поэтом и торговцем предметами искусства Леопольдом Зборовски. Поэт и его жена взяли художника под покровительство, поселив в своей квартире. Всячески поддерживая художника, Зборовски получил исключительные права на его работы. По его заказу Модильяни в период 1916—1917 г. г написал около 30 полотен обнаженной натуры.

Л.Зборовски, полюбив творчество художника, был одним из немногих, кто понял ценность творений Модильяни еще при его жизни. Он активно занимался продажей картин мастера, но желающих их купить было не много.

3 декабря 1917г Л.Зборовски организовал первую и последнюю персональную выставку работ Модильяни в галерее Берты Вейль. Из 32 полотен и набросков художника было продано 2 рисунка. Выставка проработала всего несколько часов и была закрыта по требованию полицейских, возмущенных видом обнаженной натуры на картинах, выставленных Модильяни. Галерея была расположена напротив полицейского участка.


МУЗЫ МОДИЛЬЯНИ

Наибольшую известность художнику принесли женские портреты. По мнению специалистов, они оказали огромное влияние, как на изобразительное искусство, так и на мир моды. Его живописные работы легко узнаваемы. Х удожник стремился создать новую концепцию красоты - длинные шеи, покатые плечи и миндалевидные глаза.
Известо, что в жизни у Модильяни было три женщины, три музы. Весной 1910 г Модильяни познакомился с молодой русской поэтессой Анной Ахматовой. Их романтические отношения продолжались до августа 1911 г. Художник создал множество рисунков поэтессы. Как пишет Ахматова в своих воспоминаниях, художник подарил ей 16 графических портретов. К сожалению, на выставке графические портреты Ахматовой не представлены.

В этот период Модильяни бредил Египтом. Он с Ахматовой посещает в Лувре египетский отдел. В поисках идеального образа человека художник увлекается африканскими мотивами. Увлечение масками и скульптурой африканских народов, сыграло важную роль в формировании индивидуального стиля А.Модильяни. Именно отсюда удлиненные образы и миндалеевидные глаза.


Чем не Ахматова?


В июне 1914 г Модильяни знакомится с поэтессой и журналистской Беатрис Гастингс, которая, работая в Париже обозревателем английской газеты «The New Age», описывала общественную жизнь города. Про знакомых художников, среди которых был Модильяни и Хаим Сутин, она писала в своей газете, что они употребляют алкоголь и наркотики. Став спутницей Амедео более чем на два года, она стала его излюбленной моделью. Чей облик он запечатлел на 14 портретах.

В апреле 1917 г Амедео Модильяни знакомится с самой главной женщиной своей жизни - Жанной Эбютерн. Девятнадцатилетняя студентка «Академии живописи Коларосси», которую ранее посещал и сам художник, становится основной моделью Модильяни. На своих полотнах он изобразил её не менее 25 раз.

В 1918 г Амадео вместе с Жанной, супругами Зборовски и Хаимом Сутиным покинули Париж из-за постоянных бомбежек и угрозы вторжения немецких войск. Они переехали на Французскую Ривьеру. В Ницце 29 ноября 1918 года родилась дочь Модильяни и Эбютерн. Родители назвали ее в честь матери Жанной. Считается, что в Ницце было самое счастливое время в жизни Модильяни.

Жанна Эбюртен

В мае 1919 г художник возвращается в Париж. Узнав, что Жанна вновь ждет ребенка, Модильяни решает на ней жениться. Они дают друг другу обещания и клятвы. Целый стенд выставки посвящен этому. Но свадьбе не суждено было состояться. В конце 1919 г художник заболел и скончался в одной из парижских клиник 24 января 1920 г от туберкулёзного менингита. На следующий день Жанна Эбюртен, находясь на девятом месяце беременности, покончила жизнь самоубийством, выбросившись из окна. Оставшуюся сиротой маленькую Жанну взяли на воспитание мать и старшая сестра Модильяни. Амедео был похоронен на еврейском участке кладбища Пер-Лашез, а через 10 лет после гибели Жанны, её останки были захоронены в соседней могиле.

Всемирная слава пришла к Амедео Модильяни только после смерти. Современники так и не поняли его творчество. В настоящее время е го работы украшают коллекции главных музеев мира. Самая обширная коллекция произведений Модильяни приналежит частному коллекционеру Роже Дютийлю, оан и стала основой ретроспективной выставки в Хельсинки.

К этому можно добавить, что в 1958 г на мировые экраны вышел французский фильм «Любовники Монпарнаса». В прокате СССР он шел под названием «Монпарнас, 19». В фильме рассказывается о последних месяцах жизни Амадео Модильяни. Роль художника сыграл знаменитый французский актер Жерар Филип. Считается, что А.Ахматова, в том же году посмотрев фильм, оценила его «как достаточно пошлый». выходной – понедельник

Входной билет
обычная цена 15 € | льготная цена 13 € | до 18 лет – вход бесплатный |


11:20:00 Выставка Амедео Модильяни в Хельсинки.


Amedeo Modigliani: Germaine Survage with Earrings (1918). Musée des Beaux-Arts, Nancy.
Photo: Musée des Beaux-Arts, Nancy / Cliché C. Philippot



Amedeo Modigliani: Woman with a Velvet Ribbon, 1915. Coll. Jean Walter and Paul Guillaume,
Musée de l’Orangerie, Paris. RMN-Grand Palais (Musée de l’Orangerie, Paris) / Hervé Lewandowski


Amedeo Modigliani: Renée (1917). Pola Museum of Art, Kanagawa, Japan.
Photo: Pola Museum of Art, Kanagawa, Japan


Amedeo Modigliani: Portrait of the Artist Léopold Survage, 1918. Ateneum Art Museum.
Photo: Finnish National Gallery / Hannu Aaltonen


Амедео Модильяни: Сидящая обнаженная с рубашкой, 1917. Вильнев д`Аск,
Музей современного искусства Лилля, ранее в коллекции Роже Дютийеля.
Фото: Филип Бернард


Amedeo Modigliani: Woman in a Blue Dress, Seated, 1917-19. Moderna Museet,
Stockholm. Photo: Moderna Museet, Stockholm


Amedeo Modigliani: Zborowski with Cane (1916). Private Collection.
Photo: Courtesy of Nevill Keating Pictures


Amedeo Modigliani: Seated Girl with Dark Hair (1918). Musée National Picasso,
Paris, Picasso"s personal collection. RMN-Grand Palais (Musée Picasso, Paris)
/ René-Gabriel Ojéda


Amedeo Modigliani: Maternity (1919). Musée national d’art moderne, /
Centre de création industrielle, deposited in LaM, Lille métropole musée d’art moderne,
d’art contemporain et d’art brut, Villeneuve d’Ascq, Donation of Geneviève and
Jean Masurel in 1979. Photo: Philip Bernard


Amedeo Modigliani: Boy in Short Pants (c. 1918). Dallas Museum of Art, gift
of the Leland Fikes Foundation, Inc. Photo: Dallas Museum of Art


Amedeo Modigliani: Viking Eggeling (1916). LaM, Lille Métropole musée d"art moderne,
d"art contemporain et d"art brut, Villeneuve d"Ascq, donation of Geneviève and Jean Masurel.
Photo: Muriel Anssens


Amedeo Modigliani: Portrait of a Young Woman, 1908. LaM, Lille Métropole musée d’art
moderne d’art contemporain et d’art brut, Villeneuve d’Ascq. Muriel Anssens


Ретроспективная выставка итальянского художника Амедео Модильяни (1884-1920) открылась в музее Атенеум 28 октября 2016 года. Модильяни, умерший в возрасте всего 35 лет, так и не дожив до мирового признания, сегодня считается одним из наиболее интересных представителей модернизма. Выставка Модильяни в музее Атенеум на данный момент является крупнейшей в странах Северной Европы.

В экспозицию включены 83 картин, скульптур и работ на бумажной основе.

Выставка предлагает возможность познакомиться с разносторонним творчеством Модильяни и его жизнью на Монпарнасе, который в начале XX века был богемным центром Парижа. Наибольшую известность художнику принесли элегантные женские портреты, оказавшие огромное влияние как на изобразительное искусство, так и на мир моды. Наибольшую известность художнику принесли элегантные женские портреты, оказавшие огромное влияние как на изобразительное искусство, так и на мир моды. Работы Модильяни легко узнаваемы: в портретах часто встречаются миндалевидные глаза, длинные шеи и покатые плечи. На выставке представлены живопись, скульптура и графика.

Харизматичного Модильяни всегда окружали художники, скульпторы, писатели, поэты и композиторы. Так, на жизнь и творчество Модильяни оказали влияние поэт Анна Ахматова , художественный критик Беатрис Гастингс и начинающая художница Жанна Эбютерн. В выставке также представлены работы таких знаменитых друзей Модильяни, как Пабло Пикассо и Константина Бранкузи.

«Основой выставки являются работы Модильяни, приобретенные коллекционером Роже Дютийелем. Дютийель собрал самую обширную коллекцию работ Модильяни, которая сейчас хранится в музее Лилля во Франции”, — рассказывает руководитель выставок Большого Дворца Филипп Платель.

О бурном образе жизни Модильяни написано много. В его творчестве, однако, прослеживается глубокое знание древних и неевропейских художественных традиций. Амбициозный художник стремился создать новую концепцию красоты, которая объединила бы искусство всех эпох и континентов. К моменту своей смерти Модильяни жил практически в нищете, и к тому времени ему удалось провести всего одну нашумевшую персональную выставку. В 2015 году работа Модильяни в жанре ню была продана за рекордную сумму 170 миллионов долларов.

Новые сведения о Модильяни найдены в Атенеуме

В художественной коллекции Атенеума находится единственное живописное полотно Амедео Модильяни - «Портрет художника Леопольда Сюрважа» (1918). В ходе подготовки выставки в музейном архиве было обнаружено письмо Леопольда Сюрважа, отправленное в музей в 1956 году, в котором описана история картины и её владельцев. Переписка была связана с процедурой покупки портрета и включения его в состав коллекции Атенеума в 1955 году. Письмо содержит информацию, важную для международного исследования творчества Модильяни. Леопольд Сюрваж (1879-1968) входил в близкий круг друзей-художников Модильяни.

Главный куратор выставки - Софи Леви, экс-директор Музея изящных искусств Лилля. Ассоциированные кураторы выставки - Жанна-Батильда Лакур и Мари-Aмели Сено. Координаторы выставки в Атенеуме - интенданты музея Анна-Мария фон Бонсдорфф и Тимо Хууско. Выставка подготовлена Объединением национальных музеев (RMN/Гран-Пал) при участии Музея современного искусства метрополии Лилля, ранее она была представлена в Лилле и Будапеште. Выставка Амедео Модильяни открыта в музее при поддержке города Хельсинки.

Большая выставка работ итальянского художника Амедео Модильяни (1884–1920) в музее Атенеум в Хельсинки - проект путешествующий. Он уже побывал в Лилле и Будапеште. Его куратор — Софи Леви , экс-директор Музея изящных искусств Лилля, где, благодаря дару коллекционера Роже Дютийеля , хранится немало произведений Модильяни.

В музее же Атенеум, обладающем богатой художественной коллекцией, имеется всего лишь одна работа Амедео Модильяни, и это «Портрет художника Леопольда Сюрважа» 1918 года.

Сюрваж, близкий друг художника, в 1956 году вел переписку с Атенеумом по поводу покупки полотна и включения его в музейное собрание. Одно из писем недавно было обнаружено в архиве.

На выставке собраны восемьдесят три работы Модильяни, среди них живописные полотна, рисунки и произведения скульптуры. Особенную известность мастеру принесли, разумеется, женские портреты. Миндалевидные глаза моделей, длинные шеи, покатые плечи - в этих приемах легко узнается почерк итальянца. Также Модильяни много портретировал окружавших его друзей, Пабло Пикассо и Константина Бранкузи.

«Portrait of the Artist Leopold Survage»
1918
Finnish National Gallery / Ateneum Art Museum
Photo: Finnish National Gallery / Hannu Aaltonen

«Maternity»
1919
Musée national d’art moderne, / Centre de création industrielle, deposited in LaM
Photo: Philip Bernard

«Germaine Survage with Earrings»
1918
Musée des Beaux-Arts, Nancy
Photo: Musée des Beaux-Arts, Nancy / Cliché C. Philippot

«Zborowski with Cane»
1916
Private Collection
Photo Courtesy of Nevill Keating Pictures

«Renee»
1917
Pola Museum of Art, Kanagawa, Japan
Photo Pola Museum of Art, Kanagawa, Japan

«Boy in Short Pants»
c. 1918
Dallas Museum of Art
Photo Dallas Museum of Art

«Woman in a Blue Dress, Seated»
1917-19
Moderna Museet, Stockholm
Photo Moderna Museet, Stockholm

«Reclining Nude with Loose Hair»
1917
Osaka City Museum of Modern Art, Japan
Photo Osaka City Museum of Modern Art

«Seated Nude With a Shirt»
1917
LaM, Lille Métropole musée d’art moderne, d’art contemporain et d’art brut, Villeneuve
Photo: Philip Bernard

Выставка искусство

До начала февраля Хельсинки живет под знаком Модильяни. Огромная ретроспектива работ блистательно несчастного итальянца является сегодня главным туристическим аттракционом финской столицы и используется ею по полной, вплоть до кривых зеркал в туалетах знаменитых кафе на Эспланаде, в которых каждый желающий может увидеть себя в "пропорциях портретов Модильяни". Русские туристы, последние два года из-за кризиса сильно сократившие свое присутствие в Финляндии, тоже потянулись на Модильяни. Вместе с наиболее нетерпеливыми в музей "Атенеум" отправилась КИРА ДОЛИНИНА.


Амедео Модильяни (1886-1920) — идеальный художник. Настолько идеальный, что нам кажется, что мы все о нем знаем и добавить в общем-то нечего. Действительно, история о хорошо воспитанном, но безденежном итальянском еврее, болезненном обаятельном красавчике, приехавшем в Париж тогда, когда туда было необходимо приехать (в середине 1900-х), жившем там, где тогда надо было жить (на Монмартре и на Монпарнасе), дружившем с теми, с кем тогда в Париже надо было дружить (с Утрилло, Пикассо, Липшицем, Сутиным, Максом Жакобом, Бранкузи и другими обитателями парижской школы), оплачивающем кров и обеды картинами и рисунками, любимцем самых прекрасных женщин, разошлась по романам, фильмам и слезливым статьям в женских журналах тиражами едва ли не превышающими тиражи репродукций его картин. Красота и нищета, алкоголь и наркотики, любовь и трагическая смерть от туберкулезного менингита в 35 лет, навсегда соединившаяся с самоубийством беременной подруги на следующий день после его смерти,— канонический сюжет истории модернизма, в котором настоящий художник обязательно должен был быть не понят, пьян, болен и беден.

То, что его картины (в большинстве своем — портреты и ню) узнаваемы с первого взгляда и разрабатывают практически один и тот же формальный прием, делает выставки Модильяни непростой затеей. То есть зрители у любой его выставки будут всегда, и их будет много. Но как сделать так, чтобы эти выставки отличались друг от друга?

Рецепты могут быть разными: кто-то сделает акцент на африканском происхождении "модильяниевских" пропорций, кто-то выставит только портреты богемных друзей, кто-то попробует на Модильяни вывести общий рецепт из вообще-то не имевшей никакого общего стиля парижской школы, а кто-то поставит его великие ню рядом с другими великими ню европейской живописи. Кураторы выставки в Хельсинки сделали и то, и другое, и третье. И взяли не столько концепцией, сколько количеством, на котором уж точно можно показать, что такое Модильяни.

83 работы, живопись, скульптура и графика, приехали в Хельсинки из Будапешта, а перед этим экспонировались в Лилле. Большая часть происходит из собрания Музея современного искусства метрополии Лилля, но важнейшие вещи были собраны по всему миру — от Вашингтона до Осаки. Хронологический подход, от раннего к позднему, от скованного псевдоимпрессионизмом к чистейшим линиям, "слепым" глазам, длинным шеям и невероятной теплоте будто бы почти не проработанного тона обнаженного тела. Отдельный зал — скульптура, своя, Бранкузи, Липшица, африканская и античная. С десяток полотен друзей по парижской школе рядом с Модильяни — они тоже кажутся фирменными подписями самих себя — так узнаваемы и отличны от других.

Никакого особого "рассказа" тут нет. Есть череда залов, в которых зритель быстро привыкает к тому, что перед ним Модильяни, и ходит не столько по разным периодам (которых, если честно, у героя выставки почти и нет), сколько по постепенно раскрывающемуся перед ним индивидуальному словарю художника. За почти одинаковыми по композиции и цветовому решению портретами вдруг становится очевидна разница в повороте головы, изгибе той самой фирменной шеи, нескольких пятнах на фоне или одежде. Тут не про нагрузку на мозг, а про чистую радость для глаз. Никто, выйдя из "Атенеума", ничего не добавит к вопросу, к какому именно направлению относится Модильяни. Потому что тут это совсем не важно. Но зато каждый посетитель выйдет в полном ощущении правильно проведенного времени: Модильяни — идеальный модернистский художник не только в биографии, но и в соответствии нашим от него ожиданиям. Мы хотим от этого времени чистой живописи всерьез, и мы ее получаем. К тому же она просто очень хороша.