Всемирный день театра. Международный день театра События и традиции Дня театра

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

2 слайд

Описание слайда:

Всемирный день театра - это международный профессиональный праздник театральных работников, учрежденный в 1961 году инициативой конгресса МИТ при ЮНЕСКО. Этот день проходит под единственным девизом, неизменным с первого дня: «Театр - средство взаимопонимания и укрепления мира между народами».

3 слайд

Описание слайда:

Теа́тр греч. θέατρον - основное значение - место для зрелищ, затем - зрелище, от θεάομαι - смотрю, вижу

4 слайд

Описание слайда:

Театр родился из древнейших охотничьих, сельскохозяйственных и других ритуальных празднеств, в аллегорической форме воспроизводивших явления природы или трудовые процессы. Обрядовые действа сами по себе ещё не были театром: театр начинается там, где появляется зритель. Театр достигает своей эстетической цели лишь в том случае, если сценическое действие находит отклик у зрителей.

5 слайд

Описание слайда:

На ранних стадиях развития театра - в народных празднествах пение, танец, музыка и драматическое действие существовали в неразрывном единстве. В процессе дальнейшего развития и профессионализации театр утратил свое первоначальное единение, образовались три основных вида: драматический театр, оперный и балетный, а также некоторые промежуточные формы.

6 слайд

Описание слайда:

Античный театр В Греции театр был одним из факторов общественного развития, распространяя в народе религиозные и социально-этические понятия и объединяя разнообразные слои населения городов и деревень. Древнегреческий театр родился из мистерий, посвященных богам - покровителям земледелия, в первую очередь Дионису: в ходе посвящённых ему празднеств хор «сатиров» распевал песни содержание которых составляли мифы дионисийского круга. От хора сатиров произошло и слово «трагедия».

7 слайд

Описание слайда:

Годом рождения мирового театра считается 534 г. до н. э., когда афинский поэт Феспид во время Великих Дионисий наряду с хором использовал одного актёра-декламатора. Декламатор мог вступать в диалог с хором, изображать по ходу повествования различных персонажей мифов, и таким образом к диалогу примешивались элементы актёрской игры. Древнегреческий драматург Эсхил добавил к хору второго актёра. Афинский драматург Софокл добавил третьего. Благодаря им в V веке до н. э. декламаторы уже могли общаться не только с хором, но и между собой, что сделало возможным драматическое действие, независимое от хора, и в результате - преобразование хора сатиров в драму.

8 слайд

Описание слайда:

Каждый полис имел свой театр. Он строился у подножия холма под открытым небом. Существовали пьесы только двух жанров - трагедии и комедии. Писались они чаще всего на мифологические или исторические сюжеты. Все роли играли мужчины. Актёры выступали в огромных масках. Декораций не было. Женщины не всегда и не везде допускались на представления и сидели отдельно от мужчин. В Греции профессия актера считалась престижной, а в Риме - позорной.

9 слайд

Описание слайда:

Наряду с официальным существовал также античный народный театр, в котором выступали бродячие комедианты - флиаки и мимы. Они разыгрывали примитивные пьески бытового, развлекательного, сатирического, часто непристойного содержания на улицах и площадях, актеры были без масок, в представлении могли участвовать женщины.

10 слайд

Описание слайда:

Европейский театр После падения Римской империи античный театр был забыт: идеологи христианства осуждали лицедейство и все «одержимые страстью к театру» исключались из христианских общин. Средневековый театр фактически рождался заново, из народных обрядов и религиозных праздников - инсценировок церковных служб. Средневековый театр

11 слайд

Описание слайда:

К языческим крестьянским праздникам и связанным с ними традиционным играм восходит искусство средневековых гистрионов - бродячих актёров, которые могли быть одновременно и танцорами, и певцам, и рассказчиками, дрессировщиками животных, гимнастами и фокусниками, играть на самых разнообразных инструментах. К искусству гистрионов восходит фарс, ставший составной частью городских мистериальных представлений.

12 слайд

Описание слайда:

Уже в IX веке в Западной Европе в день Рождества священники изображали евангельских пастухов, идущих в Назарет, происходил краткий диалог между ними и священником, служившим литургию - диалогизация службы в своём развитии открывала возможности для драматического действия. В XI веке на Пасху и в Рождество уже разыгрывались настоящие представления Христианская церковь вырабатывала собственные обряды, которые придавали её учению иллюстративность.

13 слайд

Описание слайда:

Одновременно в городах, независимо от церкви, зарождался жанр мистерий - массового, площадного, самодеятельного искусства. Мистерии были частью городских торжеств, которые устраивались в ярмарочные дни, абстрактные церковные сюжеты обретали в них национальный колорит.

14 слайд

Описание слайда:

Театр эпохи Ренессанса родился в Италии, где существовала литургическая драма и появился итальянский аналог мистерий. Во Флоренции тексты для этих представлений писали крупные поэты-гуманисты. Они прививали античный дух священным представлениям, вплоть до использования в мистериях языческих сюжетов. Эпоха Ренессанса

15 слайд

Описание слайда:

В 70-х годах XV века Помпонио Лето в Риме возродил античный римский театр. Со своими учениками он ставил на языке оригинала сочинения Сенеки, Плавта и Теренция. Опыт Лето быстро распространился по всей Италии, и, поскольку латынь была понятна не всем, вскоре появились переводы древнеримский авторов на итальянский язык.

16 слайд

Описание слайда:

С распространением мистерий в Италии было связано появление первых театральных коллективов - на рубеже XV-XVI веков, поначалу в виде любительских содружеств, которые со временем превращались в полупрофессиональные: ремесленники и представители интеллигенции собирали труппу, когда был спрос на представления, показывали их за плату в богатых домах и возвращались к своим прежним занятиям, когда спроса на представления не было.

17 слайд

Описание слайда:

В эпоху Ренессанса в Италии зародились также опера и балет. Вначале в мистериях появилась эпизодически вводимая музыка, позднее музыка стала сопровождать всё действие. В середине XVI века были популярны пасторали, которые сопровождались хоровым пением. В конце XVI века появились произведения с одноголосым пением. Первые балеты ставились при дворе для развлечения придворной знати. Хореография была создана на основе придворных танцев. В XVI веке в северной Италии появились грандиозные представления - spectaculi. Они включали не только танцы, но и конные представления и битвы.

18 слайд

Описание слайда:

Первые балеты включали не только танцы, но и разговоры и элементы драмы. Постепенно танец вытеснил из балета элементы драмы. Во Франции балет сформировался как отдельный жанр. Балетные представления теперь давали не только при дворе, но и в театрах. Дворяне исполняли в балете роли разной важности.

19 слайд

Описание слайда:

Эпоха (период с 80 - 90-х гг. XVI в по 20-е гг. XVII в.) подъёма английского драматического театра. По традиции этот период связывают с творчеством У.Шекспира. Однако не меньшую роль в развитии английской драмы сыграли и его талантливые современники-драматурги. Елизаветинская драма

20 слайд

Описание слайда:

Натуралистическая драма - преломление эстетики натурализма в европейском театре конца XIX и начала XX веков. Представители натурализма видели свою задачу в как можно более достоверном и правдоподобном отражении повседневной реальности на театральных подмостках. Реалистическая драма - драма в стиле реализма - как следствие общего для реализма «снижения» стиля и ускорения темпа жизни. Мелодрама - произведения раскрывают духовный и чувственный мир героев в особенно ярких эмоциональных обстоятельствах на основе контрастов: добро и зло, любовь и ненависть и тому подобного. Также сопровождается трагическими сценами, в большинстве случаев завершается счастливым концом. «Театр итальянской комедии» - канон комедии дель арте - импровизации на основе сценария, содержащего краткую сюжетную схему представления, с участием актёров, одетых в маски.

21 слайд

Описание слайда:

Театр Востока Театр теней - форма визуального искусства, зародившаяся в Китае свыше 1700 лет назад. Большой полупрозрачный экран и плоские цветные марионетки, управляемые на тонких палочках. Кабуки - один из видов традиционного театра Японии. Представляет собой синтез пения, музыки, танца и драмы. Исполнители кабуки используют сложный грим и костюмы с большой символической нагрузкой.

22 слайд

Описание слайда:

Кукольный театр на воде - вьетнамская традиция, восходящая к XI веку н.э., возникла в деревнях на севере Вьетнама. В старину крестьяне использовали этот вид развлечений во время наводнений. Куклы для этого театра делаются из дерева, а затем покрываются лаком. Представление проводится в неглубоком бассейне. Марионетку поддерживает большой стержень, расположенный под водой и управляемый кукловодом, который обычно скрыт за ширмой. Таким образом, куклы движутся над водой. Представления часто сопровождаются национальной музыкой.

23 слайд

Описание слайда:

Театр в США Ранние формы театрального искусства, такие как менестрель-шоу и водевиль, со сцены исчезли, но сам театр в начале XXI века остается популярным видом искусства. Миллионы театральных зрителей ежегодно посещают бродвейские постановки, которые становятся сложнее и затратнее. В то же время театр становится площадкой для самовыражения, местом, где локальные группы могут проводить личностные исследования и поиски идентификации. Небольшие городские театры определили себя как источник инноваций, а региональные оставили за собой роль крупных центров театральной жизни. Драму преподают в старшей школе и колледжах, чего не было в предыдущие периоды. Благодаря этому интерес к театру просыпается у большего числа людей.

24 слайд

Описание слайда:

Театр в России Театр в России прошел путь от языческих обрядовых практик и скоморошьей ярмарки до отдельного направления в искусстве. Российский театр по праву гордится своей историей: система великого реформатора сцены Константина Станиславского, принципы биомеханики Всеволода Мейерхольда, сценические открытия Евгения Вахтангова и Александра Таирова определили развитие не только российского театра, но и всего мирового сценического искусства.

25 слайд

Описание слайда:

Виды театра Драматический театр Спектакль в драматическом театре основывается на литературном произведении - драме или на сценарии, предполагающем импровизацию. Для артиста драматического театра основным средством выразительности является речь. Важную роль в драматическом театре играет режиссёр, который на основе собственной интерпретации литературного произведения руководит работой всего коллектива, а также редактирует сценарий.

26 слайд

Описание слайда:

27 слайд

Описание слайда:

Опера Сценический вид театрального искусства, в котором драматическое действие тесно слито с вокалом и оркестровой музыкой; в опере нередко присутствует и танец. Оперные постановки обычно осуществляются в специально оборудованных оперных театрах. Оперное произведение это ансамбль сольных эпизодов - арий, дуэтов, трио, квартетов, ариозо, речитативов, а также ансамблей, хоров, балетных сцен. Опера подразделяется на акты и картины, сцены и номера. В начале перед актами, бывает пролог, а в конце - эпилог. Большую роль в опере подлежит оркестру.

28 слайд

Описание слайда:

29 слайд

Вся жизнь – театр, а люди в нём – актеры“ –
Сказал Шекспир, и как же был он прав!
Мы в жизни – сценаристы, режиссеры
И сами же – на основных ролях.

Но каждый наш спектакль не бесконечен,
И пусть мы в нём пока ещё живём,
Но понимаем всё же, что не вечен
Наш сказочный и благодатный сон.

Ну, что ж, мой друг! Нас ждут другие роли!
Не плачь и за былое не держись…
Огни погасли, и закончены гастроли
В театре под названьем “Наша Жизнь“…


«Всемирный день театра» (World Theatre Day), ежегодно отмечаемый Центрами ITI и международными театральными обществами 27 марта , установлен в 1961 году в Вене по инициатива делегатов IX конгресса Международного института театра (МИТ) (фр. Institut international du théâtre) - международной театральной организации, учрежденной ЮНЕСКО в 1948 году в Праге (Чехословакия), объединяющей национальные центры в 100 странах мира.


Люди всегда тяготели к представлениям. Когда они возникли, сказать никто не может, так же, как никто не знает, когда возникли мифы и легенды. Упоминание о первой театральной постановке датируется 2500 годом до нашей эры. Первая театральная игра состоялась в Египте, сюжетом послужили образы египетской мифологии — истории бога Осириса. Это было и зарождением долгой и прочной связи между театром и религией.


Как известно, слово «театр» произошло от древнегреческого слова theatron (θέατρον), что значит «место, где смотрят». Древние греки верили, что весь мир – это просто театральная сцена, на которой актеры играют свою роль и исчезают за кулисами, что все приходят с небес и уходят туда же, исполнив свою предначертанную роль и предназначение. Поэтому не удивительно, что театру уделялось так много внимания. В Древней Греции театр, имевший огромное значение в жизни людей, стал формироваться как искусство уже в V веке до н.э, устанавливались четкие определения трагедии и комедии, а также других театральных форм. Сценические представления в те времена были максимально насыщены высоким, героическим и торжественным космологизмом, использовались мифологические образы.


Театр - это род искусства, а также здание, предназначенное для представления драматических произведений перед публикой. Традиционно включает в себя сцену - площадку, где происходит действие, - и зрительный зал. Сцена, спроектированная под максимальное использование декораций, обычно обрамлена порталом. Противоположная крайность - выдающаяся в зал голая сцена, окруженная местами для зрителей с трех или даже четырех сторон. Впрочем, драматические представления могут проводиться и без подобного сооружения. Традиционно в театре играются два наиболее популярных жанра — комедия и трагедия, символами которых стали театральные маски.


Русская театральная школа богата и разнообразна. Многие специалисты сходятся во мнении, что она уникальна и служит образцом для подражания и изучения для многих зарубежных школ. Начальный, игрищный этап зарождается в родовом обществе и заканчивается к XVII веку, когда вместе с новым периодом русской истории начинается и новый, более зрелый этап в развитии театра, завершаемый учреждением 22 июля 1795 года в Москве в имении графа Николая Шереметева постоянного государственного профессионального театра-дворца «Останкино».


«День театра» — профессиональный праздник работников театра: актёров, театральных режиссёров-постановщиков, продюсеров, светотехников, звукоинженеров, монтировщиков декораций и даже билетёров и гардеробщиков — потому что, еще 23 января 1933 года, в своём письме к цеху гардеробщиков МХАТ, писал великий русский театральный режиссёр и преподаватель актёрского мастерства Константин Сергеевич Станиславский: «…спектакль начинается с момента входа в здание театра. Вы первые встречаете приходящих зрителей…». Эта цитата, со временем трансформировалась в крылатую фразу: «Театр начинается с вешалки», которая подразумевает следующее: в театральном цехе нет второстепенных ролей и профессий.


Советский Союз получил членство в Международном институте театра еще в 1959 году, когда в Москве, на базе Всероссийского театрального общества, был создан Советский Национальный центр Международного института Театра. С 1961 года СССР, а затем Россия — постоянный член его исполнительного комитета.


В Украине традиционно по случаю Международного дня театра проводятся театральные фестивали, награждаются художественные коллективы, театры показывают свои лучшие спектакли. Несмотря на то, что «Всемирный день театра» не имеет в Российской Федерации официального государственного статуса, чиновники высших эшелонов власти РФ не скупятся в этот день на поздравления и комплименты адресованные работникам театров страны. В некоторых регионах представители власти награждают деятелей театра почётными грамотами, денежными премиями, благодарностями и ценными подарками, однако такие случаи происходят значительно реже.

Testament of Orpheus. 1960. France. Jean Cocteau
Каждый год Международный институт театра предлагает известному театральному деятелю обратиться к мировой общественности с неким посланием, международным обращением. Первое международное послание в честь Всемирного дня театра было написано в 1962 году Жаном Кокто (Jean Cocteau, 1889—1963), французским писателем, сценаристом, режиссером театра и кино.

Robert Lepage at BAM
В 2008 году такая миссия была возложена на известного канадского театрального режиссера Робера Лепажа (Robert Lepage), рассказавшего о том, что не стоит опасаться наступления технологии на театральные подмостки. "Технология лежит в основе театра, ее не следует опасаться, на нее следует опираться. Сохранение и выживание театрального искусства зависит от его способности видоизменяться, используя новые инструменты и новый язык", - говорилось в послании.


Международный день театра — это не просто профессиональный праздник мастеров сцены, это наш праздник — праздник миллионов неравнодушных зрителей. Для любителей театрального искусства «День театра» также является настоящим праздником, ведь к этому дню приурочены всевозможные торжественные мероприятия в «храмах культуры», различные театральные фестивали, а некоторые театры стараются к этому дню представить премьеры новых спектаклей.


Игорь Губерман в своём календаре тоже отмечает 27 марта "День театра"


Сметая наши судьбы, словно сор,
не думая о тех, кто обречён,
безумный гениальный режисёр
всё время новой пьесой увлечён.

Даже пьесы на краю,
даже несколько за краем
мы играем роль свою
даже тем, что не играем.

Кстати, если вас заинтересует каким боком БурундукЪ связан с театром, то могу сказать, что непосредственным:


К нам приехал наш любимый, именинник дорогой

я никогда не стану старым, пока поет цыганский хор

8e MAPTA (этикетка. дизайн мой)))

8e MAPTA. слева я

гусарская балда баллада
спектакли хоть и камерные, но у публики имели громкий успех

И напоследок анекдот
В Большом театре - премьера, билеты на спектакль раскуплены задолго наперед.
К администратору(А) подходит респектабельный мужчина (М) с женой (Ж) и вежливо так говорит:
М: Девушка, не могли бы Вы нам помочь? Дело в том, что я - эстет, моя жена - филолог, и нам бы очень хотелось посетить сегодня спектакль...
А: Извините, но билетов нет.
М: Вы, наверное, меня не совсем поняли. Видите ли, я - эстет, моя жена - филолог, и мы, как образованные люди, посещаем каждую премьеру в Большом театре.
А: Но что же я могу сделать? Все билет давно проданы.
М: Но нам просто жизненно необходимо посмотреть премьеру, ведь я - эстет, моя жена - филолог, поэтому нам очень трудно жить в обществе, в котором утрачиваются культурные ценности...
Диалог продолжается в том же духе минут пять, наконец, жене это надоедает, и она жалобно начинает ныть:
Ж: Вась, а, Вась? А может, ну его на фиг, спектакль этот? Пошли в киношку, а?
М: (жене) - Заткнись, дура!
(администратору): Девушка, понимаете, я - эстет, моя жена - филолог...
вариант:
Голос сзади.
- Товарищ, ну Вам же объяснили, что нет билетов. Что же тут непонятного? Придете в следующий раз.
- ПОШЕЛ НА Х@Й! БЫДЛО СРАНОЕ... сударыня, видите ли, я эстет..

Зал замер и внемлет актерам,

Ждет муза высокого старта.

Сегодня я без суфлера

Скажу — с всемирным днем театра!

Театр издревле находится на особом месте в истории развития человечества, представляя собой отражение культурного уровня, ценностей, традиций и нравов того или иного временного периода. Поэтому можно сказать, что День театра – это не только всемирный, но и общечеловеческий праздник. Подробнее об истории появления этого праздника и традициях его празднования расскажет библиотекарь отдела социально-гуманитарной литературы Ольга Сустретова.


Театр существовал во все времена и во всех уголках земли, но лишь в 1961 году по инициативе делегатов IX конгресса Международного института театра (МИТ) при ЮНЕСКО был провозглашен Международный день театра, сплотивший представителей театральной общественности всего земного шара, который ежегодно отмечается по всей планете 27 марта . Этот праздник традиционно проходит под девизом: «Театр как средство взаимопонимания и укрепления мира между народами».

Впервые праздник отметили 27 марта 1962 года в штаб-квартире ЮНЕСКО в Париже. Тогда французский писатель Жан Кокто обратился к театральной общественности с международным посланием. С тех пор Международный институт театра ежегодно предлагает одному из известных театральных деятелей написать речь на тему «Театр и мир между народами». Послание переводится на два десятка тысяч языков и оглашается перед началом вечерних спектаклей со сцен театров разных стран перед десятками тысяч зрителей.

В 2016 году в Международный день театра к общественности обращался известный российский режиссер Анатолий Васильев. В 2017 году автором послания стала французская актриса театра и кино Изабель Юппер.

На данный момент от Международного института театра (МИТ) еще нет информации о том, кто обратится к зрителям с речью в 2018 году, но уже опубликована просьба к национальным центрам и сотрудничающим организациям присылать свои планы празднования, которые составят часть виртуальной карты Международного дня театра.

На сайте МИТ сообщается, что этот день по всему миру отмечают достаточно широко, но в каждой стране театральное сообщество решает само, как праздновать День театра.

Наиболее значим этот день для жителей Германии. Возможно, праздник отмечают не все государственные театры, но множество частных – точно. Если говорить о российском сообществе, живущем в Германии, то в 2016 году, например, в берлинском РДНК (Российском доме науки и культуры) прошли спектакли по мотивам сказки К. И. Чуковского «Бармалей и Айболит» и спектакль-пародия «А чой-то ты во фраке?» – опера и балет для драматических артистов по произведению А.П. Чехова «Предложение». Традиционно в этот день театральные коллективы приглашают своих зрителей за кулисы, где все желающие могут посмотреть, как гримируются актеры, зайти в реквизиторские и мастерские. Кроме того, в этот день по всей стране проходят разнообразные торжества – фестивали, выставки и круглые столы.

Широко отмечается этот день в Израиле. В еврейском государстве десятки театров, а если сюда еще и добавить постоянно гастролирующие театры (большинство из России), то можно говорить о рекордном количестве зрителей и спектаклей. Так, в этом году в городе Яффа 27 марта состоится мировая премьера спектакля «Макбет – версия без слов» по пьесе Шекспира, ставит его российский режиссер Сергей Землянский.

В Испании Международный день театра отмечают шествием и небольшим митингом театральных деятелей в центре Мадрида. 27 марта, ровно в полдень, группа актеров, режиссеров, сценаристов, музыкантов и критиков собирается на одной из центральных улиц города, чтобы вместе отметить профессиональный праздник. Есть в Испании и другие интересные традиции, посвященные празднованию этого дня. Так, в 2000-х годах в канун этого дня в Клубе изящных искусств в Мадриде проходил "марафон чтецов" – несколько актеров, сменяя друг друга, декламировали тексты 44 испанских драматургов.

В некоторых других странах, например, в США, День театра скорее семейный праздник и отмечается лишь в отдельных городах по причине того, что о празднике мало кто знает и даже для самих сотрудников большинства театров это лишь обычный рабочий день.

Есть страны, в которых Всемирный день театра не отмечается вовсе: например, в Великобритании его перестали праздновать в 2011 году, после того, как директора британского отделения МИТ не переизбрали на его пост, а после – так и не нашли ему замены. А на Кипре этот день не является праздничным из религиозных соображений – на острове, расположенном вблизи христианских святынь строго соблюдается Великий Пост.

Россия является одним из крупнейших мировых центров театра. Она может гордиться обилием талантливых театральных режиссеров и актеров мирового уровня. Не случайно именно в Москве ежегодно проходит масштабное театральное действо – «Золотая маска». Это фестиваль, который длится на протяжении всего марта и собирает театральных мастеров со всей России и других 125 дружественных театральных стран. Это замечательная возможность увидеть как традиционные, полюбившиеся зрителям спектакли, так и экспериментальные постановки молодых многообещающих театральных трупп, лучшие из которых удостаиваются специальной одноименной премии.

В рамках праздника по всей стране проходят сотни разных мероприятий, посвященных театру и всему, что с ним связано. Ведь День театра – это не только событие для профессиональных деятелей искусства, но и прекрасная возможность для зрителей приобщиться к прекрасному, сокровенному миру, таящемуся за театральным занавесом. Любая организация может придумать и провести мероприятие в рамках праздника, добавив информацию о событии в систему «Единое информационное пространство в сфере культуры» и проставив тег «День театра». Все события с данным тегом попадут в спецпроект портала «Культура.РФ», который в день проведения праздника будет вести прямой эфир в социальных сетях. Также на территории всей страны действует проект Яндекс.Афиши и компании Radario - «Театр.Go»: 27 марта на сутки откроется продажа билетов на постановки российских театров со скидкой. Эта акция помогает зрителям стать ближе к театру, а постановщикам завоевать новую аудиторию.

Центральная библиотека им. А. С. Пушкина также не осталась в стороне от праздника театралов. В залах библиотеки оформлены книжные выставки «На подмостках сцены», «Под сенью кулис», на которых представлены лучшие печатные издания об истории русского и зарубежного театра, о лучших театральных коллективах России и Южного Урала, мемуарная литература, дневники, воспоминания известных и всеми любимых актеров, сценаристов, режиссеров и деятелей театра.

Придя в библиотеку, вы всегда сумеете найти для себя хорошую книгу и прикоснуться к таинственному миру лицедеев сцены.

При подготовке материала были использованы следующие источники:

Борзенко, В. «Для нас это обычный рабочий день» / В. Борзенко, И. Колесникова, М. Михайлова // Театрал. – 2018. – № 3. – С. 44-46

Всемирный день театра установлен в 1961 году IX конгрессом Международного института театра (МИТ). Деятельность данной организации, согласно её уставу, должна быть направлена на “укрепление мира и дружбы между народами, на расширение творческого сотрудничества всех деятелей мира”. Членом МИТа Советский Союз стал ещё в 1959 году. С 1961 года СССР - постоянный член исполнительного комитета МИТа.

Театр - одно из направлений искусства, в котором чувства, мысли и эмоции автора (творца, художника) передаются зрителю или группе зрителей посредством действий актёра или группы актёров на сцене.

Праздник Всемирный день театра отмечается ежегодно 27 марта. Это не просто профессиональный праздник мастеров сцены, это так же праздник миллионов поклонников театрального искусства.



Театр - это ни с чем несравнимое искусство, его специфика заключается в изображении событий, которые как бы непосредственно происходят перед зрителем; зритель становится их свидетелем и соучастником, что определяет особую силу идейного и эмоционального воздействия театра. Проходят годы, столетия, а театр остается самым любимым и востребованным видом искусства. И кто бы мог подумать, что сегодняшний красивый театр начинался со скоморошества...

Хотелось бы в этот прекрасный весенний праздник 27 марта, во Всемирный день театра, хотя бы вкратце вспомнить, с чего начиналось это уникальное искусство.

Театр скоморохов

Русский театр зародился в глубокой древности в народном творчестве - обряды, праздники, связанные с трудовой деятельностью. Со временем обряды потеряли свое магическое значение и превратились в игры-представления. В них проявлялись элементы театра - драматическое действие, ряженье, диалог. В дальнейшем простейшие игрища превратились в народные драмы; они создавались в процессе коллективного творчества и хранились в народной памяти, переходя из поколения в поколение.история театра в России.

Старейшим театром были игрища народных лицедеев - скоморохов. Скоморохи, участвуя в обрядах, вносили в них мирское, светское содержание. Скоморошить - петь, плясать, балагурить, разыгрывать сценки, играть на музыкальных инструментах и лицедействовать мог всякий. Но скоморохом-умельцем становился и назывался только тот, чье искусство выделялось своей художественностью. То же самое происходит и в современном театре - театров много, но всеобщую любовь получают лишь те, где актеры блестяще владеют своим искусством.


Позже появились народные театры скоморохов со своим репертуаром. Актеры этих театров высмеивали власть имущих, духовенство, богачей, сочувственно показывали простых людей. Представления народного театра строились на импровизации, включали пантомиму, музыку, пение, танцы, цирковые номера. Исполнители использовали маски, грим, костюмы, бутафорию. Характер выступления скоморохов первоначально не требовал объединения их в большие группы.


Для исполнения сказок, былин, песен, игры на инструменте достаточно было только одного исполнителя. Представления скоморохов не переросли в профессиональный театр. Для рождения театральных трупп не было условий - власти и церковь преследовали скоморохов и ставили их в один ряд с волхвами, колдунами. Но скоморошеские представления продолжали жить, народный театр развивался.

Придворный театр

По-настоящему театр появился в 17 веке - это были придворный и школьный театры. Школьный театр появился при Славяно-греко-латинской академии. Пьесы писались преподавателями и ставились учащимися по праздникам. В пьесах использовались как евангельские сюжеты, так и житейские предания. Писались они в стихах на основе монологов. Кроме реальных лиц, вводились и аллегорические персонажи.

Возникновение придворного театра было вызвано интересом придворной знати к западной культуре. Этот театр появился в Москве при царе Алексее Михайловиче. Первое представление пьесы "Артаксерксово действо" (история библейской Эсфири) состоялось 17 октября 1672 года. Царю так понравилось представление, что он смотрел его десять часов подряд. Ставились и другие пьесы на библейские сюжеты.


Вначале придворный театр не имел своего помещения, декорации и костюмы переносились с места на место. Спектакли отличались большой пышностью, иногда сопровождались игрой на музыкальных инструментах и танцами.

После смерти царя Алексея Михайловича придворный театр был закрыт, и представления возобновились только при Петре I, когда с новым периодом русской истории начинается и новый, более зрелый этап в развитии театра, завершаемый учреждением постоянного государственного профессионального театра в 1756 году.

Императорские театры

Особое положение среди русских театров занимали Императорские театры, находившиеся в ведении министерства Двора, а также правительственные театры в Варшаве. Начало Императорским театрам, как и официальному существованию театра в России вообще, положено 30 августа 1756 года, когда императрица Елизавета Петровна издала указ об учреждении в Санкт-Петербурге Российского театра, поручив управление театра Сумарокову. Впоследствии в состав придворного театра, кроме русской драматической труппы, вошли балет, камерная и бальная музыка, итальянская опера, французская и немецкая труппы.


До 1766 года управление театра сосредоточивалось в ведении придворной конторы; затем императрица Екатерина II учредила самостоятельную дирекцию всех придворных театров, первым директором которых назначен был И. П. Елагин (20 декабря 1766 г. - 21 мая 1779 г.); после Елагина занимал эту должность В. И. Бибиков (1779-1783). В 1783 году для управления придворными театрами учрежден «Комитет над зрелищами и музыкой» (1783-1786), состоявший из генерал-поручика П. И. Мелисино, генерал-майора П. А. Соймонова, камергеров князя Н. А. Голицына и А. И. Дивова и камер-юнкера П. В. Мятлева, под председательством А. В. Олсуфьева. В 1786 году комитет упразднен и директором придворных театров назначен С. Ф. Стрекалов (1786-1789); за ним следовали два равноправных директора: генерал-майор П. А. Соймонов и А. В. Храповицкий (1789-1791).

С 1791 года придворные театры вновь перешли в единоличное управление и директорами их последовательно были: князь Н. Б. Юсупов (1791-1799), граф Н. П. Шереметев (1799) и обер-гофмаршал А. Л. Нарышкин (1799-1819), при котором в 1806 году были учреждены Императорские московские театры.

27 апреля 1812 года, по случаю отъезда императора Александра I из Санкт-Петербурга, учрежден был «для решения высших театральных вопросов» особый комитет, которому был подчинен директор театров; в состав комитета вошли, между прочим, директор придворных театров А. Л. Нарышкин и министр финансов Д. А. Гурьев.

С 14 января 1816 года действия комитета были продолжены и на будущее время, а с 22 февраля 1824 года комитет был преобразован: в состав его вошли московский и петербургский военные генерал-губернаторы, из которых последний, граф М. А. Милорадович, назначен был старшим членом.



19 декабря 1825 года, за смертью графа Милорадовича, старшим членом комитета назначен шталмейстер князь В. В. Долгоруков. После А. Л. Нарышкина директорами театров состояли: гофмейстер кн. П. И. Тюфякин (1819-1821), А. А. Майков (1821-1825) и Н. Ф. Остолопов (1825-1829).

5 января 1823 года московские Императорские театры выделены были из общей дирекции и отданы в ведение московского генерал-губернатора кн. Д. В. Голицына: директорами московских театров были Ф. Ф. Кокошкин (1823-1831) и М. Н. Загоскин (1831-1842). С 1842 года московские театры были вновь подчинены общей дирекции. В 1829 году Комитет для управления петербургскими театрами был упразднен с назначением директором театров князя Сергея Гагарина (1829-1833). За ним следовали: А. М. Гедеонов (1833-1858), гофмейстер А. И. Сабуров (1858-1862), граф А. М. Борх (1862-1867), гофмейстер С. А. Гедеонов (1867-1875). До осени 1881 года Дирекцией управлял статс-секретарь барон К. К. Кистер, до 1899 г. - обер-гофмейстер И. А. Всеволожский, затем С. М. Волконский (1899-1901) и В. А. Теляковский (1901-1917).

Вскоре после Февральской революции Дирекция императорских театров была преобразована в Дирекцию государственных театров (директор Ф. Д. Батюшков), которая существовала до ноября 1917 г.


Мы сердечно поздравляем всех людей, кто посвятил свою жизнь искусству воплощения в образы на сцене с праздником 27 марта, со Всемирным днем театра. Желаем Вам семейного счастья, уверенного завтрашнего дня, увлекательных ролей и благодарных зрителей. Любви Вам и счастья!

Театр - одна из форм современного искусства, где восприятие и эмоции режиссера передаются зрителям при помощи действий артистов на сцене. Международный день театра отмечают каждый год 27 марта . Это не только профессиональная дата актеров, но и праздник многочисленных почитателей данного искусства. Он был учрежден в 1961 году IX конгрессом Международного института театра.

Само слово «театр» происходит от древнегреческого theatron, что дословно переводится как «место, где смотрят». В основном на сцене разыгрываются два самых распространенных жанра - трагедия и комедия, символами которых выступают маски.

История театрального искусства зародилась еще в древнейшие времена. Своими корнями оно уходит в народные празднества, игры и всевозможные обряды. В результате этого появились первые трагические и комедийные действия, содержавшие сюжеты драматического характера. При этом использовались маски, костюмы, первые диалоги, песни и танцевальные сцены. В дальнейшем произошло отделение обрядово-культовых основ и действий, из хора стали выделяться персонажи. Постепенно массовые празднества превратились в организованные действия. Это послужило предпосылкой к созданию литературной драмы.

Процесс был невероятно выразительным в древнегреческих театрах, оказавших колоссальное влияние на развитие европейского искусства. В городах сценические представления являлись обязательной составляющей жизни общества. Древнегреческие постановки представляли собой массовые празднества. Под открытым небом строились амфитеатры, способные уместить несколько тысяч зрителей. В театрализованных представлениях принимали участие не только профессиональные артисты, но и обычные горожане. Неотъемлемыми элементами были хореография и музыкальные композиции.

Древнеримский театр развивался гораздо активнее. Вид сцены был иной, техника игры стала максимально профессиональной. В эпоху Средневековья данный вид искусства в Европе фактически прекратил свое существование. Возродить его смогли только в 15 веке. Все роли в спектаклях играли представители мужского населения. Первые женщины стали работать в бродячих театрах в Италии. Они исполняли комедийные постановки. Культура эпохи Возрождения сумела не только возродить обычаи античного театрального искусства, но и объединить их с народными достояниями.

Современный театр – это совокупность различных форм искусств, сочетание сатиры, лирики, переживаний и психологического анализа.

27 марта - день, когда отмечается не только профессиональная дата деятелей сцены и всех сотрудников театра, это праздник миллионов поклонников искусства. И, естественно, в честь этого замечательного события практически во всех театрах устраиваются всевозможные фестивали, тематические выступления и представления лучших пьес. Также в этот день одаривают искренними поздравлениями и комплиментами всех актеров, принимающих участие в театрализованных постановках.