Все о мику хатсуне. Как делают концерты вокалоидов или как мику хатсуне попадает на сцену Как зовут японскую певицу голограмму

Мику Хацунэ (Hatsune Miku) – японская виртуальная певица, созданная компанией Crypton Future Media 31 августа 2007 года. Для синтезации её голоса используется технология семплирования голоса живой певицы, а именно – программа Vocaloid компании Yamaha. Голосовым донором послужила японская сейю Саки Фудзита. Впервые была выпущена на движке Vocaloid2, позже добавлен Append (Sweet, Dark, Soft, Light, Vivid, Solid), также была перевыпущена на движке Vocaloid3. Диски с песнями Мику завоёвывали первые позиции в японских чартах. Также, благодаря технологии лазерной 3D-голографии, она даёт и живые концерты.

Мику Хацунэ 16 лет, при росте 1 м 58 см она весит 42 кг. Цвет волос и глаз – зелёно-голубой.

Имя Хацунэ Мику состоит из трех слов: Первая (Хацу), Звук (Нэ) и Будущее (Мику). Приблизительно это можно перевести как «Первый Звук из Будущего».

Для того, чтобы понять все аспекты появления Мику, нужно уяснить тот факт, что сначала она появилась как некий талисман программы Вокалоид, и только потом, с возрастанием популярности, отправилась в «свободное плавание», став наполовину самостоятельным персонажем, оставаясь, тем не менее, маскотом Vocaloid. Теперь об этом подробнее.

Программа Vocaloid по сути является синтезатором человеческого пения. Поначалу она не пользовалась популярностью, пока компания Crypton Future Media не решила создать для продуктов следующего поколения официального маскота (маскот – любой узнаваемый персонаж, олицетворяющий собой школу, спортивную команду, сообщество, воинское подразделение, мероприятие или бренд). Само собой, маскот от Crypton должен был реализовать основную концепцию компании – петь. Таким образом родилась Хацуне Мику.

Задача придумать изображение Мику была дана художнику Кей Гаро. Когда Кей взялся за внешность Хацуне, его единственными ориентирами было то, что она андроид и ее цветовая схема должна основываться на сигнатурах бирюзового цвета синтезатора Yamaha. Первоначально Мику могла иметь различные прически, но Кей остановился на косичках после перебора различных вариантов. Компания Crypton официально создала «паспорт» Мику. Однако, в нем содержатся лишь ее физические и технические параметры. Специалисты Crypton решили не прорабатывать личностные характеристики Мику, что позволяет им теперь создавать ситуативные черты, которые лучше всего подходят к той или иной песни или концерту.

Каждый новый голос для программы Vocaloid создавался на основе голосов живых певцов и певиц. Те перед микрофоном повторяли все звуки, которые затем программа должна была складывать в песни, подобно тому, как складывают мозаику из кусочков. Но простое механическое складывание звуков не сможет дать хорошего результата и «достоверного» пения.

Программа Vocaloid, кроме сопряжения звуковых фрагментов, умеет автоматически или в ручном режиме изменять по ходу песни множество параметров голоса - от высоты тона до вибрато. Благодаря этому, например, Vocaloid способен брать более высокие ноты, чем человек, давший ему свой голос.

Начальные продажи Vocaloid под «патронатом» маскота Хацунэ Мику были настолько высоки, что возможности Crypton даже отставали от спроса. В первые 12 дней продаж было продано около 3000 копий программы. В мировом масштабе это приблизительно одна из 250 продаж в индустрии музыкального программного обеспечения. 12 сентября 2007 года Amazon.co.jp сообщила о продажах Хацунэ Мику на общую сумму 57 500 000 иен, что делало ее номер один по продажам программного обеспечения того времени.

Несмотря на то, что английская версия программы так и не появилась, и Хацунэ Мику поет только на японском, певица становится популярной и в англоязычном мире. Она, например, открывала концерты Lady Gaga во время ее мирового турне в 2014 году.

Чтение статьи займет: 3 мин.

«Голограмма была настолько живой, что…»

Вы смотрели фантастику Эндрю Никкола «Симона», вышедшую в 2002 году — о виртуальном симуляторе самой лучшей киноактрисы за всю историю Голливуда? Я смотрел эту картину, помню, был заинтересован и удивлен возможностями киноиндустрии далекого будущего… И что бы вы думали – в поисках какого-нибудь интересного клипа в рунете, я неожиданно для себя обнаружил концертные видеозаписи японской певицы-голограммы Мику Хатсуне, причем ее песня The world is mine оказалась весьма интересной! Мику – образ и голос виртуального симулятора Vocaloid, один из наиболее популярных среди поклонников программы.

Концертное шоу Хацyне Микy

Разработка ПО Vocaloid была начата за пару лет до выхода фантастического фильма «Симона» — уже к 2000 году группой преподавателей и студентов университета Барселоны была создана математическая модель обработки сигналов. Университетский проект финансировала корпорация Yamaha, использовавшая его результаты для создания программы Yamaha Vocaloid, официально представленной в январе 2003 года.

Что представляет из себя данная программа? В нее записан вокал нескольких актерских голосов, способных исполнить песню по введенному пользователем тексту и мелодии. Следует заметить, что при подборе голосов для японской версии программы, названной Character Vocal Series, создавшая ее компания Crypton Future Media испытала определенные сложности – певицы и певцы напрочь отказывались участвовать в этом, опасаясь, что ПО создаст им конкуренцию на сцене. Их успокоили, пообещав использовать лишь общие характеристики голоса, не создавая его полную имитацию – впрочем голоса первого проекта были, мягко говоря, механическими.

Программа Vocaloid 2

Первая серия вокалоидов была создана в 2004-2006 годах, она включала в себя пять голосовых персонажей – из-за примитивного по сегодняшним меркам звучания все они давным-давно позабыты. Совсем иная история со второй серией Vocaloid 2, разрабатываемой с 2007 по 2011 годы – 22 голографических персонажа, в числе которых Мику Хатсуне, пережившая за это время апгрейдт по причине ее бешенной популярности среди пользователей. Кстати, многие поклонники Мику считают, что эта голографическая певица является первым и единственным продуктом-вокалоидом. Последняя серия вокалоидов на обновленном движке, Vocaloid 3, на данный момент состоит из девяти персонажей-голосовых моделей, число который может увеличиться – работы над серией продолжаются и будут продолжаться.

Исполнители программы Vocaloid 2

Вернемся к лучшему продукту проекта Vocaloid — Хатсуне Мику. Голос этой очаровательной голограммопевице дала Саки Фудзита, японская актриса-сэйю (особое направление подготовки актерского состава исключительно для мультяшного жанра аниме). Программа-вокалоид Мику по большей части предназначена для песенного жанра J-pop, однако допускает исполнение песен в других жанрах. Особенной популярностью программный персонаж-вокалоид Хатсуне Мику обязана (не поворачивается язык относиться к ней, как к бесполому существу, хоть тресни!) пользователям японского ресурса Nico Nico Douga, регулярно создающих и публикующих на портале видео с ее участием и исполнением. Мику участвует в мангу (чтоб я знал, что это), в аниме, в компьютерных играх – она полноценная виртуальная звезда. Однако это не есть предел популярности для голограммы-вокалоида!

Возможно ли, чтобы программа-вокалоид давала концерты в живом исполнении, под живую музыку и собирала серьезное число зрителей? Думаете, это бред – вот и нет, все правда! Сольные концерты Хатсуне Мику прошли несколько раз, причем в разных частях Земли – первое появление в концертном зале 31 августа 2009 года, полноценные концерты 9 марта 2010 года в Токио (Япония), 18 сентября и 11 октября 2010 в Сан-Франциско (США), 8 октября 2010 на фестивале аниме в Нью-Йорке (США), 9 марта 2011 года в Токио, среди других вокалоидов 11 января и 12 февраля 2011 года. Думаете, что это все? Фигушки – 2 июля 2011 Мику Хатсуне участвовала в концерте аниме на площадке в Лос-Анжелесе (США), 16-17 августа 2011 в Саппоро (Япония), 11 ноября 2011 года в Сингапуре (Малайзия), 8-9 марта 2012 года в Токио (Япония). Круто, не так ли?

Очарование Мику Хатсуне – девушки возрастом 16 лет, с ростом 158 см и весом 42 кг – не минует и тебя, читатель статьи. Ты сможешь лично увидеть очаровательную голограмму на концерте. Она (голограмма-певица) нереально очаровательна!

Не буду врать, если выбирать между «поющими стрингами» и вокалоидами – я выбираю вокалоидов!

Post Views: 17 376

На вопрос, кто такая можно ответить по разному.

Если в трех словах — это японская виртуальная певица.

Если просто коротко — это персонаж, олицетворяющий голос программы «Vocaloid» , синтезирующей пение, разработанный фирмой Yamaha .(Собственно, от названия программы и пошел термин «Вокалоиды «, которых уже появилось порядочное количество).

Если вы хотите знать все — усаживайтесь поудобнее, разговор будет длинный!

Хатсуне Мику — предыстория

А вы знаете, что у такой, вроде бы чистокровной японки, как Мику, испанские корни? История начинается в 2000-м году, когда в Барселонском университете, при финансировании корпорации Yamaha началась разработка программы синтеза пения Vocaloid . Идея прижилась, в том числе и в России, где вышел Первый альбом вокалоид-музыки и состоялся Первый живой концерт вокалоида.

В то время много компаний занялось разработкой програмного обеспечения на основе этой технологии. На наше счастье, среди них оказалась японская «Crypton Future Media» английский источник из города Саппоро. Эта компания с 1995 года работала со звуком, разрабатывала приложения для синтезаторов, создавала библиотеки звуковых эффектов и фоновой музыки для компьютерных игр и рекламных роликов, сотрудничала с такими гигантами, как Sega, Sony, Nintendo, Apple, Dell, Microsoft, Roland и Yamaha. Выполняла заказы Министерства обороны Японии, а также Министерства образования, культуры, спорта, науки и технологий.
В 2004 и 2006 году Crypton создал голосовые банки MEIKO и KAITO соответственно, снабдив коробки с программами красочными иллюстрациями виртуальных певцов. С тех пор сочетание голосового банка и присущего ему персонажа стали называть вокалоидом .
При всей прогрессивности метода синтеза пения, продажи программного обеспечения шли неважно. Но грянул 2007 год, Yamaha обновила движок программы «Vocaloid » до 2-й версии и президент Crypton, Ито Хироюки , решил перейти в наступление.

Хатсуне Мику — рождение

Хироюки-сан прекрасно знал, что для успешного продвижения любой продукции, по крайней мере в Японии, нужно создать яркий образ, соответствующий предлагаемому продукту, поэтому сосредоточил усилия на создании новой виртуальной звезды. В рождении не было мелочей. Во-первых, ей было суждено появиться на свет в обличье девушки, так как мужские голосовые банки продавались гораздо хуже женских. Возраст, 16 лет, был тоже был выбран не случайно — у такой певицы репертуар может быть как на «взрослые» темы, так и совсем детским. Определен рост — 152 см и вес — 42 кг, неплохие показатели для Японии.

Самая первая иллюстрация Хатсуне Мику

Фамилию 初音 можно было перевести как «первый звук » или «первое пение птицы «, с именем было еще сложнее, Мику 未来 ,означало «будущее», но, если прочитать слоги отдельно (а, чуть позже, написание имени сменилось на ミク , одинаково по звучанию, но другое по смыслу, по сути как «Beatles» со своей измененной буквой в названии ), получалось число 39 (кстати, благодаря этому мы получили День Мику или День 39 , который отмечается 9 марта, так как в Японии принято указывать сначала месяц, а потом день). И это еще не все, Ми Ку — это, так называемое, кунное (собственно японское) прочтение цифр 39, но в японском языке используется еще и онное (основанное на китайском языке) прочтение и 39 будет уже Сан Кью. Напоминает английское «Thank you», не правда ли?
А вот собственно и все! Больше маркетологи Crypton не дали никакой информации, справедливо считая, что остальное поклонники придумают для себя сами и Мику для каждого будет своя, неповторимая и, естественно, самая лучшая!

Следующим шагом было обращение к известному токийскому иллюстратору Кею Гаро (Kei Garou японский источник). Тут Ито Хироюки пришлось слегка обозначить характер будущей звезды для эскиза — «милая, но со слегка резким характером». Кей нарисовал два варианта образа Мику Хатсуне, с одним и двумя хвостиками, но, как он рассказывает в , был принят второй вариант (рисунок справа ), чему Кей был несказанно рад. К слову, костюм и цветовая гамма вокалоида создавался не только по заказу Crypton, но и Yamaha, так что практически что-либо обозначают.
Стоит добавить, что голос Мику дала, малоизвестная в то время, сейю (актриса озвучки) Саки Фуджита английский источник которой в то время было 22 года. До работы с Crypton она успела спеть пару опенингов и эндинг, а так же озвучить второстепенных героев в десятке анимэ.
Незадолго да выхода программы, Эйджи Хирасава написал демо-песню «Звездные осколки «, которая оказалась в череде тысяч хитов будущей звезды.
31 августа 2007 года все составляющие соединились вместе, программа поступила в продажу и Мику Хатсуне появилась на свет!

Первые шаги

Перед самым началом продаж программы, Crypton создал специальный сайт, где появилась иллюстрация Мику, описывалось, кто такая Мику Хатсуне и, самое главное, где пользователи программы могли размещать свои творения и свободно общаться. К слову, сайт piapro.jp существует до сих пор и на нем постоянно появляются новые работы.
Зеленоволосая виртуальная звезда приглянулась японцам, её новые песни захлестнули не только криптоновский сайт, но и популярный японский видеохостинг NicoNicoDouga , откуда выплеснулись на Youtube .

Вскоре сбылось предсказание маркетологов, у Мику, совершенно независимо от создателей, появился самый известный аксессуар, которого и в помине не было при её появлении — «нэги» или лук-батун , близкий азиатский родственник лука-порея. С этим, казалось бы, чисто японским растением, Мику приобрела еще и русско-финские корни. Всё началось в 2006-м, когда весь интернет облетел флеш-ролик, в котором под песню «Полька Евы » (известной у нас как «Яп цуп цоп») финской фолк-группы «Loituma» героиня аниме «Блич» Орихимэ Иноуэ вертит в руках лук-батун . открывая ссылку приглушите звук!!! Практически сразу после появления Мику, 6 сентября, запоминающаяся мелодия была перепета новоявленной звездой и выложена на Nico и Youtube. Вместе с мелодией у Мику остался и лук-порей , который как-то незаметно, с течением времени, заменил изначальный батун.

Ну а откуда здесь русские корни? Сама мелодия появилась в Восточной Финляндии в конце 18-го века, когда Швеция уступила права на Финляндию России и, нередко, в то время в некоторых финских городах российских солдат было больше, чем местных жителей. Мелодия почти полность повторяет русский народный танец «Смоленский Гусачок» популярный у солдат из Западной России. Танец прижился на новой почве, стал народным, а в 1937 году Эйно Кеттунен написал к польке финский текст. Прикол в том, что припева «Яп цуп цоп… » не было в оригинальной песне, его добавила сама группа «Loituma» и он состоит из ничего не значащих слов (типа тили-тили, трали-вали). Со слов участников группы, родился он во время гастролей в Москве в 90-х годах на репетиции в Доме Красной Армии. Ничего не подозревающие представители Криптона поспешили отметить, что «Финская полька», как ничто другое показывает возможности их програмного обеспечения для создания развлекательного контента.


Иллюстрация к песне MELT

Тем временем, меньше чем через 2 недели после появления программы, доход от продаж превысил 57 млн йен, значительно превысив доход от любого другого програмного обеспечения в Японии. А на Nico Nico появлялись сотни и сотни новых песен с вокалом Мику. На волне популярности новой программы появлялись и приобретали популярность новые талантливые музыканты.

В частности 7 декабря 2007 года на Nico появилась песня музыканта Ryo «Melt» (Meruto), которая мгновенно набрала сотни тысяч просмотров. Но тут случился небольшой конфуз. Не ожидавший такой популярности Ryo, использовал при оформлении видео иллюстрацию (картинка слева ) художника 119 (Hikeshi ) без разрешения последнего. Пришлось принести свои извинения. Неожиданно, Hikeshi заитересовался творчеством Ryo и, в конце декабря, они объединились в группу Supercell , в которую в общей сложности входило 11 музыкантов и иллюстраторов. Уже в феврале на Nico была выложена песня «Koi wa Sensou» (Love is War), в мае «World is Mine» (Worudo izu Main), в июне «Black Rock Shooter» (Burakku Rokku Shutu),(кстати, песня была написана композитором под впечатлением иллюстрации (той, что внизу ), а одноименное аниме вышла 2 года спустя, уже по мотивам песни), а в августе 2008 на Comiket 74, музыканты представили свой первый альбом под названием «Supercell», который дошел до 4-го места национального хит-парада.

Самый первый Rock Black Shooter

В декабре этого же года группа выложила последнюю песню на Nico Nico Douga — «Hajimete no Koi ga Owaru Toki» (Когда уходит первая любовь), после чего в музыкантов мертвой хваткой вцепилась Sony Music. Последнюю песню с вокалом Ryo представил в конце августа 2012 года, это была «Odds & Ends»(14 место в чартах), после чего окончательно сосредоточился на работе с живыми вокалистками…

Практически сразу же после релиза программы, 21 сентября 2007 года на Nico появляется песня «Packaged», от группы Livetune (в составе kz и, ушедший через полтора года Kajuki P). Уже на Comiket 73 в декабре 2007 группа представила альбом «Re:package», дошедший до 5 места в национальном чарте. Музыканты вскоре прибилась к другому гиганту музыкальной индустрии Victor Entertainment и уже из под его крыла выпустили в 2009 году альбом ремиксов «Re:Mikus», в 2010 сингл «Yellow». В 2012 году перепрыгнув к студии Toy’s Factory уже в одиночестве kz представляет альбом «Tell Your World EP» (4 место), годом позже «Reial» и весной 2014 «Decorator EP». Несмотря на работу и с живыми вокалистами, не похоже, что kz собирается покинуть Мику, несмотря на то, что его последний, на момент написания статьи, альбом занял лишь 19 место.

В том, что популярность альбомов «мэтров» вок-музыки снижается нет ничего удивительного, появляются новые композиторы, как, например сверх продуктивный интервью или интервью с его секретами сверх реалистичного вокала..

Количество композиторов, работающих с Мику Хатсуне не поддается подсчету, а сама Мику — самая продуктивная исполнительница в Мире, каждую неделю появляется не меньше одного нового альбома с её вокалом и бесчисленное множество синглов. Популярность виртуальной звезды захватила все уголки планеты, появились информационные фан-сайты, такие как mikufan.com на английском языке и www.. Помимо привычного азиатского региона, наибольшую популярность Мику приобрела в Соединенных Штатах (благодаря агрессивной рекламной компании), Франции и буквально захлестнула Латинскую Америку.

Концертная деятельность

До появления Мику Хатсуне эта часть непременно вызвала бы удивление. Компьютерная программа и вдруг концерты… Тем не менее к 2009 году популярность виртуальной звезды стала такой, что стало ясно, пора в народ… Команда Crypton приняла новый вызов и 22 августа 2009 года, в рамках фестиваля Animelo Summer Live в сопровождении живых музыкантов состоялось , где она исполнила 2 песни. А уже через пол года, 9 марта 2010 года в зале Zepp Тokyo, состоялся полноразмерный сольный концерт известный всем поклонникам!

После этого эпохального события, Мику объездила все крупные города Японии, была с гастролями в Азии и США, давала по 2 — 3 полноразмерных концерта с живым аккомпаниментом в год (это не считая концертов основанных на технологии MMD ,без музыкантов) и, наконец, в сентябре 2015 года выступила на главной концертной площадке Японии, в . The Beatles были первой западной группой, выступившей в этом зале, Хатсуне Мику — первой виртуальной исполнительницей. Не провести параллели просто невозможно! Тем более виртуальную певицу уже приняли за свою в мире популярных музыкантов — недавно она выступала на разогреве Леди Гага.
В 2012 году Мику увлеклась классикой. В конце года она выступила с Японским филармоническим оркестром с скачать, чуть после поучаствовала в ,(ссылка пока не работает) которую меньше чем через год поставили в театре в центре Парижа . Были еще проекты классической музыки с участием вокалоидов, но серьезного продолжения они не получили.

MikuMikuDance или просто MMD


MMD модель TDA Miku

MMD модель TDA Miku

На волне популярности Мику в феврале 2008 года Yu Higuchi представил программу 3D анимации, позволяющую создать танец трехмерной модели Мику Хатсуне и сделать видео, в том числе со звуком. Програма вопиюще бесплатна, есть варианты на японскои и английском языках, проста в освоении.
Первая дефолтная модель Мику — Animasa Miku была долгое время довольно популярна и на ее основе было выпущено много вариантов Мику и не только. Удачными моделями можно назвать DT Miku — извлеченную из игры SEGA и, неожиданно, (картинка слева ) — крайне популярную не только за собственные достоинства, но и за легкость в редактировании, вариантов которой в виде не только Мику, но даже и парней явно перевалило не за одну тысячу.
Но, несомненно, лучшей моделью стала (ссылка пока не работает) от Mamama , которую иначе как кавайлоид (от японского «кавай»-милый) и не называют!

Программа постоянно развивалась, появилась возможность захвата движений с помощью сенсора Kinect, возможность поместить Мику в Реальность, вместе с этим увеличивалось количество моделей (не обязательно Мику и необязательно вокалоидов), сцен где могла выступать модель, предметов, которыми она могла пользоваться. Дважды в год, чуть ли не с 2008 года, на Nico Nico проводятся конкурсы видео на кубок MMD .
Тем не менее в мае 2011 года разработчик программы объявил, что оставляет свое детище. Хватило его чуть больше, чем на 2 года, летом 2013 года Хигучи-сан вернулся с 8-й версией программы. (К слову, последняя, на момент написания статьи версия программы 9.26/9.26 (64-bit) / December 2014)
А в феврале 2013 года на японском телевидении уже транслировалось аниме английский источник, полностью сделанное с помощью программы MMD . Впрочем мы немного отошли от темы нашего разговора.

Мику Хатсуне и Зимний фестиваль

Первая иллюстрация Мику в зимнем стиле


Первый эскиз Sakura Miku

С 2010 года Мику активно участвует в (ссылка пока не работает) в городе Саппоро. Теперь фестиваль немыслим без обилия ледяных фигур Мику, зимних концертов, выставок и распродаж, а также трамвайчика, расписанного портретами Мику. Благодаря Зимнему фестивалю, мы познакомились с образом Снежной Мику , волосы и глаза которой имеют более глубокий синий цвет. Последнее время, на официальный дизайн Снежной Мику среди иллюстраторов проходят конкурсы, каждый год тема дизайна меняется.
Вот сейчас я был почти готов сказать, что Снежная Мику воодушевила илюстраторов на создание символа весны — Сакура Мику , но, выяснилось, что первая весенняя Мику в вишневых тонах (картинка справа ) появилась гораздо раньше — в декабре 2008 года. А вот первый зимний вариант Мику (картинка слева ) появился лишь в январе 2010, видимо под впечатлением Зимнего фестиваля. Картинка назвается даже не «Снежная Мику», а «Ледяная Мику». Существует еще летний вариант — Клубничная Мику с зелеными волосами и осенний, с волосами цвета чая с молоком.

Вокал Мику Хатсуне

Изначально виртуальная звезда появилась с одним голосовым банком (банк характеризуется некоторыми свойствами голоса, которые невозможно корректировать в программе). Но 30 апреля 2010 года вышло дополнение к программа под названием Hatsune Miku Append , состоящее из шести!!! дополнительных голосовых банков, что серьезно расширило возможности программы. Теперь голос певицы мог иметь следующие оттенки: Soft (нежный голос), Sweet (ясный, детский голос), Dark (мощный, эмоциональный голос), Vivid (яркий вокал), Solid (громкий, чистый тон) и Light (невинный, ангельский оттенок).

В 2011 году, Crypton аннонсировал англоязычную версию Мику Хатсуне . Боже мой! Лучше бы он это не делал. У Фуджиты-сан, сейю, давшей голос Мику, явно не было таланта к иностранным языкам. Работа шла очень тяжело, пришлось даже выписывать специалистов из Америки. Тем не менее проходил 2012 год, появлялись демо-записи не выдерживающие никакой критики, но в конце года таки появилась англоязычная Мику, сопровождаемая такой иллюстрацией, что я даже не могу представить ее в этой статье. Новый голосовой банк был встречен весьма прохладно. Только в сентябре 2013 года вышло обновление програмного обеспечения до 3-й версии Vocaloid, включающее в себя и англоязычный голосовой банк приемлимого качества.
На момент написания статьи, осень 2015 года программа Мику Хатсуне практически обновилась до 4-й версии, по крайней мере демо-записи обещают, что новая версия будет весьма удачна!

Обложка первой игры серии

Почуяв запах денег, корпорация SEGA не осталась в стороне, разработав к лету 2009 года ритм игру с участием Мику Хатсуне и других вокалоидов. Суть геймплея — нажимать определенные кнопки соответствующие определенным символам, появляющимся на экране на фоне того или иного клипа.

Коммерческий успех превратил игру в целую серию…
Изначально игра вышла на PlayStation Portable, через год вышли Hatsune Miku: Project DIVA Dreamy Theater для PS3 и Project DIVA 2nd. Варианты игр (в том числе и для уличных автоматов) разрабатываются до сих пор. Появляются новые песни, костюмы, предметы, улучшается графика, появляются он-лайн сервисы, но суть геймплея не меняется.

В 2012 году появилась версия с чиби — формами Мику и ее друзей, Project Mirai под платформу Nintendo 3DS, через год вышло продолжение этой версии игры.
В том же 2012-м году выпускается -Project DIVA- F под PS VITA , в 2016 году готовится к выпуску Х-версия.

SEGA не обошла вниманием платформу iOS, выпустив две мобильные версии игры Miku Flick.
Системе Android повезло меньше, версия Hatsune Miku Live Stage Producer имеет всего 25 песен и обновления на нее не планируются…

Игра, несмотря на очевидную простоту, оказалась крайне популярной в Японии. К 2014 году было продано почти 5 миллионов копий. В последнее время рынок серьезно расширился за счет Соединенных штатов, куда поставляются адаптированные (с субтитрами) игры.

Мику во все сезоны года

Перспективы

При всем многообразии вокалоидов в последнее время, Мику уверенно, с большим перевесом опережает своих виртуальных коллег, всерьез (по крайней мере в Японии) конкурируя с живыми исполнителями. Нельзя признать, эффект новизны пропал и интерес к технологиям Vocaloid и самой виртуальной звезде постепенно уменьшается, тем не менее Мику Хатсуне прочно заняла свою нишу в музыкальной культуре.
Дальнейшая судьба нашей любимицы сильно зависит от развития технологий. В основном это касается голографической визуализации. Последние работы в этой области позволят не только вывести образ виртуальной звезды в Реальность но и дадут возможность ощутить ее прикосновение.
Долго ли ждать прорыва и к чему приведет появление множества зеленоволосых певиц в нашем мире нам еще предстоит узнать. Осталось не так уж долго…

Спасибо Натахе за помощь и правки!

Спасибо за уточнения Старому призраку, Дине Б, Electric_A….

Если вы найдете неточности или необходимость в дополнении, напишите в комментариях. Обязательно оставьте имя, если комментируете анонимно!


Пользователи, которым ПОНРАВИЛСЯ этот пост.

Сегодня 16-летняя японская певица Хатсуне Мику дала очередной триумфальный концерт в Токио. Мы бы вряд ли стали об этом рассказывать, если бы девушка была настоящей. Но она полностью синтезирована компьютером, включая внешность, голос и танцы. Даже саму ее фигуру во время концертов рисуют лазерами в воздухе.

Раскрутить новую звезду японским электронщикам и продюсерам удалось буквально за несколько недель. И теперь мировой шоу-бизнес гадает: может быть, это и есть будущее? И живые исполнители больше не нужны?

Корреспондент НТВ Сергей Малозёмов тоже попытался понять.

Она появляется из-под сцены, и сотни фанатов взрываются воплями восторга. Первая в мире звезда-голограмма, у которой все синтетическое, а не только какие-то части. Хатсуне Мику!

Армия поклонников виртуальной певицы стремительно растет. Сначала это были только японцы, а теперь, судя по блогам и продажам ее музыки в Интернете, еще и американцы, австралийцы, европейцы.

Технология, которая позволяет синтезировать пение, когда в компьютер закладываешь текст, существовала давно. Но в этом проекте она, во-первых, была усовершенствована, а, во-вторых, для создания образа объединились художники, композиторы и несколько настоящих певиц, которые отдали тембры своих голосов.

Саки Фудзита, певица: «Мне не важно, что ее, виртуальную, любят и знают больше, чем меня, настоящую. Главное, звучит здорово и людям нравится!»

Клипами Хатсуне Мику уже полон «Ютьюб» (YouTube), причем фанатскую любовь подстегивает то, что у программы «Вокалоид», которая синтезирует ее голос, есть бесплатная упрощенная версия, и фактически пользователи Интернета могут сами спеть ее голосом все, что захотят. Тут есть даже финская полька в исполнении новой звезды.

Хироюки Ито, руководитель проекта по созданию виртуальной певицы: «Мику откроет новые возможности для композиторов, художников и музыкантов по всему миру, ведь компьютерный синтез позволит им воплощать свои идеи без проблем, связанных с продюсером, деньгами и поисками реального исполнителя».

Музыкальный критик Борис Барабанов смотрит запись японского шоу с любопытством, но без восторга. Говорит, что идея звучит привлекательно, но настоящим кумиром надолго может стать только реальный исполнитель. К придуманному быстро пропадает интерес.

Борис Барабанов, музыкальный обозреватель издательского дома «Коммерсант»: «Есть Garillaz, есть эти японские персонажи. Можно еще вспомнить какую-нибудь нашу Масяню или Глюкозу, которая поначалу тоже была чисто мультипликационным персонажем. Просто один из видов аттракционов, это одна из форм поп-культуры, но она не заменит живое общение».

Первая российская виртуальная певица Глюкоза вспоминает, что по тем же причинам быстро превратилась в настоящую Наталью Ионову.

Наталья Ионова (Глюкоза), певица: «Нарисовали один клип, второй. Зритель стал гадать, всем, конечно, хотелось посмотреть, кто же поет, как же она выглядит на самом деле. Оживление проекта и выхода конкретно меня на сцену было неизбежно».

Впрочем, технологии развиваются. Синтезированный голос все реальнее, трехмерные пляски тоже. А как все это выгодно для боссов шоу-бизнеса! Такая звезда никогда не потребует поднять ей зарплату, не будет капризов, детей, мужей, проблем с алкоголем. Хотя для пиара, наверное, все это тоже придумают.

В августе 2007 года. Японию захлестнул поток новых песен и иллюстраций новоявленной виртуальной звезды.
Огромный импульс популяризации Мику дало появление в феврале 2008 года вопиюще бесплатной программы 3-D анимации MikuMikuDance. Теперь интернет с огромной скоростью наполнялся новыми видеоклипами с Мику, а, вскоре, и с другими вокалоидами.

Надо было решать вопрос, как вывести виртуальную звезду в Реальность.
Частично, это было осуществлено на 22 августа 2009 года, но самый популярный вокалоид появился на киноэкране, а музыканты остались внизу.

Но 9 марта 2010 года, на известном концерте в Токио Miku no Hi Kanshasai 39’s Giving Da y, Мику Хатсуне все-таки вывели на сцену. Давайте разберемся, как это сделали.

Концерты вокалоидов. Визуализация

Задача была непростая, разместить полностью виртуальную певицу среди вполне реальных музыкантов. В принципе, кое-какие наработки уже были — проекция на прозрачный экран. Но сквозь виртуальную певицу бессовестно просвечивали живые музыканты, что напрочь убивало всю иллюзию реальности.

Была применена следующая схема, проектор оставили, а вот с экраном сделали несколько интересных вещей….

На сцену поставили прозрачный экран , таким образом, чтобы в поле зрения зрителей, смотрящих в этот экран, не попадало никаких ярких или подсвеченных предметов. Сразу за ним поставили полупрозрачный сферический экран , на который и спроецировали изображения виртуальной певицы.

Пока в зале было включено освещение, на сцене стояло обычное стекло. Но как только погас свет, перед зрителями образовалось некое темное окно в Виртуальный мир в котором появилась Богиня! (Ну, по крайней мере, поклонники, оказавшиеся на этом концерте думали именно так. Уверен!)

Теперь, благодаря продуманному освещению, сквозь проекции не просвечивали реальные объекты, а сферичность экрана создавала эффект псевдообъемности. Так что голограмм на сцене никогда не было — была обычная плоская проекция, приукрашенная некоторыми оптическими эффектами.

Надо добавить, что на первом из серии концертов вообще не было ни прозрачного экрана, ни проектора. Они использовали просто большую плазменную панель, которую поставили между музыкантами.
Выглядело это примерно так:

Потом панель то ли разбили, то ли залили водой, короче, по тем или иным причинам, перешли на технологию с проекторами.

Если сравнивать эти технологии со стороны зрителей в зале, то для них, однозначно, лучше проекция, так как они в полной мере наслаждаются эффектами псевдо-объема. (Справедливости ради, надо сказать, что этот эффект различим далеко не во всем зале). А вот зрители, наслаждающиеся концертом на экране, этих тонкостей не видят. Зато лучи от прожекторов проектора сразу бросаются в глаза. Сравним Мику Хатсуне на плазме (левый скрин) и в виде проекции (правый)

Так или иначе, на момент написания статьи, основным способом визуализации виртуальных певцов является именно проекция.

В некоторых случаях режиссеры обходят узкие моменты этой технологии (практически все концерты Magical Mirai ), а, иногда, садятся в лужу везде, где только можно (провальный ).

Но описание современных технологий будет неполным без упоминания о методе дополненной реальности .
Суть метода в том, что компьютер, обрабатывая реальное видео, «вписывает» в него виртуального исполнителя. Собственно, сам метод далеко не новый и сотни раз использовался для создания компьютерных эффектов в кино. Новое в нем то, что теперь быстродействия компьютера хватает для того, чтобы сделать это в режиме реального времени, «на лету».

Чуть справа от ноги Иа можно заметить метку на полу — точка отсчета для компьютера, который будет строить недостающее изображение.. А чуть позади танцоров — белые линии, границы, которые вокалоид пересекать не будет. Как видно, эффект потрясающе реалистичен!

Есть пара подводных камней, движения на репетиции должны быть выверены таким образом, чтобы танцор и вокалоид не соприкоснулись. Реакции аннигиляции и вселенского взрыва, конечно, не будет, но виртуальная певица, проходящая сквозь живого артиста будет выглядеть нелепо…

Но самое главное и обидное в этом методе, зрители НЕ ВИДЯТ ИСПОЛНИТЕЛЯ НА СЦЕНЕ! Все прекрасное изображение строится только на экране монитора. Поэтому использовать этот метод можно (и нужно) только для записи клипов или концертов в стиле квази Live (как бы живой концерт), когда, несмотря на наличие сцены и зрителей (как правило, немногочисленных) все затачивается под студийную запись.

К слову, начиная года с 2016, нередко на концертах можно видеть и проекцию (для зрителей в зале) и компьютерную модель (для телезрителей). В частности на было именно так. К сожалению, в этих случаях телезрители видят раздвоенного исполнителя (хорошо видно на скриншотах китайского концерта), хотя операторы и пытаются свести этот эффект к минимуму.

[Я решил не загружать статью видео, а использовать для иллюстрации скриншоты, поэтому, желающие посмотреть оригинальное видео, переходите на Youtube по приведенным под скринами ссылкам ]

Вокалоиды на концертах. Перспективы визуализации

Собственно говоря, с 2010 года, когда нам показали, так называемую, «голограмму» — проекцию, принципиально ничего нового не случилось.
Улучшилось сглаживание, увеличилась частота кадров, сильно расширился экран, кое-где появилось даже два экрана, но принцип остался неизменным — двухмерная проекция.

Проблемой оставалось отсутствие технологий, обеспечивающих вывод голографического изображения в свободном пространстве и засилье псевдо-голограмм. Знаменитые голограммы в цилиндрах по сути голограммами тоже не являются. Вам просто показывают двухмерную картинку с той стороны, с какой вы на нее посмотрите.

Но не все настолько плохо. Спасение идет из той же Японии. Причем проблему решают с 2006 года, а в 2011 году появилась работающая технология создания изображения в свободном пространстве без дисплея!

Спасителями выступили Национальный институт передовой промышленной науки и технологии — AIST, университет Keio и Burton Inc . (Может кто знает их мотоциклы Kawasaki). Суть метода в том, что импульсы лазера в невидимом глазом спектре фокусируясь в определенной точке пространства переводят атомы азота воздуха в активное состояния и те излучают свет.

На скрине слева видно крыло бабочки (сама бабочка прорисовывается не сразу), которая летала на высоте 2 — 3 метров. Видео летающей бабочки с комментариями можно посмотреть https://youtu.be/GNoOiXkXmYQ (кстати, оно у нас вроде приводилось).

Конечно, видео не очень впечатляет, но учитывая, что прошло уже 2 года с момента его опубликование и это только первые шаги, можно с уверенностью сказать, что будущее за визуализацией с помощью голограмм в свободном пространстве. И это будущее ждать осталось не так уж долго!

Хореография на живом концерте вокалоидов

Как же создаются танцы, которые исполняют Мику Хатсуне и другие вокалоиды во время своих выступлений?
Понятно, работает профессиональный хореограф, а потом?

Уверен, что многие сразу вспомнили про программу MikuMikuDance и, конечно же, ошиблись.
Проблема в том, что для того, чтобы создать танец вручную в этой программе, понадобится хорошее знание анатомии («кости» в этой программе не имеют физиологических ограничений и их можно крутить как угодно), отличное пространственное мышление и очень, очень много времени.

Давно уже MikuMikuDance дружит с сенсором захвата движений Kinnect , но, любой, кто его использовал подтвердит, что захват происходит очень не точно, тонкие движения пальцев не захватываются и править моушен (файл танца для 3d модели) придется ненамного меньше, чем его создавать с нуля.

Поэтому, начиная с самого первого концерта, движения модели не программировали, а захватывали с живого профессионального танцора с помощью продвинутой системы сенсоров.

Рассмотрим процесс на примере комплекса PERCEPTION NEURON .

На танцора одевается специальный костюм с 32-мя взаимосвязанными датчиками. Датчики фиксируют положение и движения головы, шеи, плеч, груди, талии, обеих рук, пальцев обеих рук, ног, большого пальца обеих стоп.
Система может посылать данные на компьютер через порт USB, с помощью Wi-Fi или писать данные прямо на флешку.

Данные обрабатываются программой AXIS Neuron для их корректировки, исправления возможных ошибок и преобразования в большинство самых популярных форматов для управления и разработки 3-d моделей, в том числе и для MikuMikuDance .

На примере следующего видео, которое создавалась в честь можно видеть, как данные от танцора поступают в компьютер, а после необходимых доработок появились в конечном видео.

Сенсоры выглядят следующим образом:

Особенно сложны сенсоры на кистях и пальцах:

Но все эти системы позволяют записывать движения в файл и потом, обработав на компьютере, использовать в концерте или клипе.
Концерт — живое действо, Мику обращается к зрителям по заданной программе и, как правило, все проходит более-менее нормально. Но вот на злополучном концерте в Кансае, когда у Мику внезапно пропал голос, организаторам весьма пригодилась бы обратная связь

Но совсем недавно, в сеть попал клип, который прошел совсем незамеченным. Вернее, Мику Хатсуне просто выступила в качестве Ди Джея.
На самом деле, это было испытание системы Li-VR , при котором проекция Мику управлялась живым человеком в реальном времени. В процессе шоу был сбой звука и живая реакция Мику была весьма кстати!

Таким образом и в плане хореографии намечается прорыв. Возможно, совсем скоро, Мику или другие вокалоиды (точнее те, кто управляет голограммой-проекцией)будут общаться со зрителями вживую и адекватно реагировать на непредвиденные моменты в зале.
К сожалению, все зависит от продюсеров концертов и их заинтересованности.

P.S. Я упомянул, что MMD в серьезных концертах не используется. Но отдельные концерты проводятся чисто под движком MMD и без сопровождения живых музыкантов. Несколько лет назад была целая серия концертов Hatsune Appearans .
Тем не менее, популярность у этих концертов была очень невелика и информации о новых на настоящий момент нет…

Иллюстрация вверху: Дина Б
Если будут дополнения или исправления, оставьте пожалуйста, в комментариях!


Пользователи, которым ПОНРАВИЛСЯ этот пост.