Воронцовский дворец в алупке, крым. Крым, алупка, воронцовский дворец

Алупкинский дворец, шедевр архитектуры романтизма, строили почти 20 лет, с 1828 по 1848 год, по заказу могущественного генерал-губернатора Новороссийского края, аристократа и англомана графа Михаила Семеновича Воронцова. Граф самолично выбрал место для своей крымской резиденции на живописном каменном мысу у подножья горы Ай-Петри в малоизвестном татарском селе Алупка. Органично вписать здание дворца в окружающий ландшафт удалось англичанину Эдварду Блору - автору замка Вальтера Скотта в Шотландии, придворному архитектору британской короны. В архитектуре Воронцовского дворца Блор соединил разные стили - английский, неомавританский и готику, отдав должное светской моде того времени на романы Вальтера Скотта и восточные сказки.

История создания

Первоначально возводить резиденцию был назначен знаменитый итальянский архитектор Франческо Боффо, уже построивший графу дворец в Одессе. Помогать ему должен был англичанин Томас Харрисон, инженер, приверженец неоклассики. Начались работы, и к 1828 году фундамент, который для сейсмоустойчивости залили свинцом, а также первая кладка портальной ниши центрального корпуса были готовы. Но в 1829 году умер Харрисон, а два года спустя граф решил приостановить строительство дворца, по всей видимости отказавшись от идеи возведения резиденции в стиле неоклассики.

Воронцов обращается к англичанину Эдварду Блору, блистательному историку архитектуры, графику и модному у себя на родине архитектору. Скорее всего, Воронцову его отрекомендовал граф Пембрук. Новых чертежей пришлось ждать почти год. Но результат Михаилу Семеновичу понравился, и в декабре 1832 года началось возведение корпусов. Блор блистательно решил задачу в исторической перспективе: архитектура дворца демонстрирует развитие средневековой европейской и мавританской архитектуры, начиная от форм раннего Средневековья и кончая XVI веком. Здание дворца развернуто таким образом, что повторяет собой очертания виднеющихся гор. Удивительно, что сам архитектор, так точно вписавший здание в окружающую природу, ни разу не побывал в Крыму, а использовал лишь многочисленные пейзажные наброски и рисунки рельефа, которые были высланы ему в Англию.

Получившийся замок, вполне мог служить иллюстрацией к историческим романам: пять корпусов, укрепленных оборонительными башнями, различными по форме и высоте, объединены между собой множеством открытых и закрытых переходов, лестниц и двориков.

Строительство велось из местного камня зеленовато-серого цвета - диабаза, по прочности не уступающего базальту, который брался из естественных россыпей в Алупке. При его обработке требовались немалые усилия, так как сложные по рисунку украшения экстерьера дома мог испортить один неверный удар долотом. Поэтому для сложнейших каменотесных работ пригласили российских камнерезов, строивших белокаменные храмы в Центральной России.

Основное декоративное украшение Воронцовского дворца - мотив пологой стрельчатой килевидной арки - неоднократно повторяется и в чугунной балюстраде балконов, и в каменной резной решетке, ограждающей крышу, и в декоративном убранстве портала южного входа, выполненного в мавританском стиле дворца Альгамбра.

В оформлении обращенного к морю южного входа переплетаются рисунок тюдоровского цветка и мотив лотоса, которые завершаются шестикратно повторенной по фризу арабской надписью: «И нет победителя, кроме Аллаха», так же как это написано в гранадской Альгамбре.

Перед фасадом располагается Львиная терраса и монументальная лестница белого каррарского мрамора работы итальянского скульптора Джованни Бонанни. С обеих сторон ступеней расположены три пары львов: левый снизу - спящий, правый снизу - пробуждающийся, выше - пара бодрствующих, и третья пара - рычащие.

Задний фасад дворца и его западная часть, вариация на тему тюдоровской Англии XVI - начала XVII века, напоминают суровые замки английских аристократов.

Кстати, этот дворец был один из первых в России, который оборудовали водопроводом с горячей водой и канализацией.

Расходы на строительство дворцового комплекса составили около 9 миллионов рублей серебром - астрономическая по тем временам сумма. Но граф Воронцов мог себе это позволить, так как после женитьбы в 1819 году на Елизавете Ксаверьевне Браницкой он удвоил свое состояние и стал богатейшим помещиком Российской империи. Елизавета Ксаверьевна, та самая, в которую, по одной из версий, в одесской ссылке влюбился Александр Пушкин, лично следила за созданием интерьеров здания, заботилась о художественном оформлении парка и нередко оплачивала работы.

Обитатели дворца

Долго пожить в Алупкинском дворце Михаилу Семеновичу не удалось. Последовало очередное назначение - на этот раз на Кавказ. Зато в Алупке в конце 1840-х годов поселилась с детьми его дочь, графиня Софья Михайловна. Затем, после смерти князя Воронцова (он получил княжеский титул в 1845 году), дворец по праву майората перешел к его единственному сыну - Семену Михайловичу. В 1882 году его вдова, Мария Васильевна Воронцова, уехала за границу и вывезла из дворца многие ценности. Детей у нее не было, дворец оказался брошенным, и к концу XIX века здание, парк и хозяйство пришли в полный упадок.

В 1904 году у замка появились новые хозяева - родственники по линии Воронцовых-Дашковых. Жена наместника царя на Кавказе графиня Елизавета Андреевна Воронцова-Дашкова, урожденная графиня Шувалова, энергично взялась за дело. Она сдала земли под санатории и пансионы и построила на территории имения более 120 дач.

После революции и установления власти Советов в Крыму земли Воронцовых-Дашковых были национализированы. А 22 февраля 1921 года в Крым пришла телеграмма Ленина: «Примите решительные меры к действительной охране художественных ценностей, картин, фарфора, бронзы, мрамора и т. д., находящихся в ялтинских дворцах и частных зданиях, ныне отводимых под санатории Наркомздрава...»

В начале 20-х годов на Южном берегу Крыма, в ряде крупнейших дворянских усадеб были созданы музеи, среди них и Алупкинский музей. Коллекция музея серьезно пострадала во время Великой Отечественной войны: многое было вывезено оккупантами, в том числе 537 произведений живописи и графики. Лишь небольшую часть картин удалось разыскать после войны и вернуть во дворец.

В феврале 1945 года на время Крымской (Ялтинской) конференции Алупкинский дворец стал резиденцией английской делегации. В Парадной столовой дворца состоялись встречи глав союзных держав - Сталина, Черчилля и Рузвельта.

Позже дворец стал госдачей НКВД. В 1952 году там разместили санаторий, и лишь в 1956 году по решению советского правительства здесь открылся Крымский государственный музей изобразительного искусства. С 1990 года дворец входит в состав Алупкинского дворцово-паркового музея-заповедника. В его коллекции сегодня представлены произведения живописи, скульптуры и прикладного искусства, а также документы, старинные рисунки и литографии, знакомящие с историей строительства дворца.

Английский парк

Английский парк дворца - произведение немецкого садовода-ботаника Карла Кебаха, которого Воронцов пригласил в Крым в 1824 году, когда не было и проекта самого дворца. Он с рвением принялся за создание парка, учитывая рельеф, климат и местную флору, сочетая, впрочем, все с новейшими достижениями садово-паркового искусства. Со всего мира сюда были завезены около 200 видов деревьев и кустов. Посылки с семенами и саженцами приходили из Америки, Италии, Кавказа, Карелии, Китая и Японии. Рассказывали, что здесь одновременно цвело более двух тысяч сортов роз. Немецкий садовод настолько прославился в Крыму, что его стали приглашать помещики для создания или улучшения своих парков и садов по всему побережью.

Карл Кебах четко спланировал парк по принципу амфитеатра, сохранив в его структуре связи с главным дворцом и прочими архитектурными объектами. Прибрежное шоссе (Ялта - Симеиз) делит парк на Верхний и Нижний.

Нижний парк оформлен в стиле итальянских садов эпохи Возрождения с фонтанами, мраморными скульптурами, византийскими колоннами, вазами и каменными скамьями. Верхний создан по принципу английских пейзажных парков эпохи романтизма - более естественным и природным: в нем скалистые обломки, тенистые пруды и сохраненные участки крымского леса перемежаются с живописными полянами, уникальной системой озер, водопадов, каскадов и гротов. Кебах создавал Верхний парк как место созерцания моря и горы Ай-Петри, возвышавшейся над парком и дворцом, словно руины замка великанов.

Тщательно продуманная дренажная система и индивидуальный уход за растениями сделали свое дело - многие, даже очень редкие и прихотливые растения хорошо укоренились. Всего на территории парка к концу XIX века произрастало 250 видов деревьев и кустарников. Растения Воронцовского парка пользовались такой популярностью, что саженцы даже продавали на сторону, в другие сады и усадьбы.

Славу Воронцовского парка как шедевра ландшафтной архитектуры упрочили художники, работавшие здесь на этюдах: Исаак Левитан, Василий Суриков, Аристарх Лентулов... А парки, сады и виноградники, принадлежавшие графу Михаилу Воронцову и его родственникам - Нарышкиным и Потоцким, полностью изменили облик побережья от Алушты до Фороса.

Воронцовский дворец расположен в г. Алупка (Крым) у подножия горы Ай-Петри.

Построен из диабаза, который добывался неподалеку. В настоящее время во дворце находится музей. При Воронцовском дворце находится парк - памятник садово-паркового искусства. С декабря 1824 года по апрель 1851-го Воронцовский парк в Алупке создавал талантливый немецкий садовод-ботаник, главный садовник Южного берега Крыма - Карл Антонович Кебах.

Архитектура дворца

Воронцовский дворец строился по новым (по сравнению с классицизмом) архитектурно-строительным принципам. Важной архитектурной особенностью стало расположение дворца соответственно рельефу гор, благодаря чему дворец очень органично вписался в окружающий ландшафт и обрел свой оригинальный художественно-выразительный образ.

Дворец строился в духе английского зодчества, причем в постройке присутствуют элементы различных эпох, начиная с ранних форм и заканчивая XVI веком. Расположение элементов идет от западных ворот - чем дальше от ворот, тем более поздний стиль постройки.

Английский стиль органично сочетается с неомавританским стилем. Например, готические дымовые трубы напоминают минареты мечети. Южный вход оформлен с восточной пышностью. Подковообразная арка, двухъярусный свод, резьба по гипсу в нише, где переплетаются рисунок тюдоровского цветка и мотив лотоса, завершаются шестикратно повторенной по фризу арабской надписью: «И нет победителя кроме Аллаха».

История постройки

Дворец строился с 1828 по 1848 годы как летняя резиденция видного государственного деятеля России, генерал-губернатора Новороссийского края графа М. С. Воронцова.

Дворец был построен по проекту английского архитектора Эдварда Блора. Архитектор в Алупку не приезжал, но он был хорошо осведомлен о рельефе местности. Кроме того, фундаменты и первая кладка глубокой портальной ниши центрального корпуса уже были готовы (начинал дворец строиться по другому проекту - архитекторов Франческо Боффо и Томаса Харрисона).

В строительстве дворца использовался в основном труд оброчных крепостных из Владимирской и Московской губерний. К постройке привлекались потомственные каменотесы и камнерезы, имевшие опыт строительства и рельефной отделки белокаменных соборов. Все работы производились вручную, примитивными инструментами.

Сооружение дворца началось со столового корпуса (1830-1834 годы). Центральный корпус возводился в 1831-1837 годах. В 1841-1842 годах к столовой была пристроена бильярдная. В 1838-1844 годах строились гостевой корпус, восточные флигели, все башни дворца, пятиугольник хозяйственных корпусов, оформлялся Парадный двор. Последним был построен библиотечный корпус (1842 - 1846 годы).

Самый большой объём земляных работ был осуществлен с 1840 по 1848 год с помощью солдат саперного батальона, которые соорудили террасы парка перед южным фасадом дворца.

Летом 1848 года на центральной лестнице, ведущей к главному входу, были установлены скульптурные фигуры львов, выполненные в мастерской итальянского скульптора Джовани Боннани. Львиная терраса завершила строительство и оформление дворцово-паркового ансамбля.

История дворца после постройки

До Октябрьской революции Воронцовский дворец принадлежал трем поколениям семьи Воронцовых.

После прихода Советской власти Воронцовский дворец был национализирован.

В середине 1921 года Воронцовский дворец открылся как музей.

В 1941 году началась Великая отечественная война. Эвакуировать экспонаты музея из Алупки, как впрочем и из многих других музеев Крыма не успели. Дважды музей подвергался угрозе разрушения, и оба раза спасал его старший научный сотрудник музея С. Г. Щеколдин. Оккупанты вывезли много художественных ценностей, из них 537 произведений живописи и графики, и лишь небольшую часть картин удалось разыскать после войны и вернуть во дворец. Об этом подробно написано в книге написанной по воспоминаниям Щеколдина "О чем молчат львы".

С 4 по 11 февраля 1945 года, во время Ялтинской конференции, Воронцовский дворец стал резиденцией английской делегации во главе с Уинстоном Черчиллем.

С 1945 по 1955 годы он использовался в качестве государственной дачи.

В 1956 году по решению правительства во дворце вновь стал функционировать музей.

С 1990 года - Алупкинский дворцово-парковый музей-заповедник.

Интерьеры дворца

Парадные интерьеры дворца почти полностью сохранили свою первоначальную отделку. Каждая из комнат индивидуальна, имеет только ей присущий колорит, отразившийся в названиях: Китайский кабинет, Ситцевая комната, Зимний сад, Голубая гостиная. Оформление Парадной столовой напоминает убранство рыцарских залов в средневековых замках. Она украшена богатейшей резьбой по дереву и четырьмя монументальными панно известного французского художника Юбера Робера (1733-1808).

Алупкинский парк

Шедевр садово-паркового искусства - Алупкинский парк. Его создатель - садовник-ботаник Карл Антонович Кебах (1799-1851) занимался планировкой и посадками растений в парке более четверти века. Парк являясь парком-памятником общегосударственного значения, входит в экспозиционную часть музейной территории, которая в общей сложности составляет 361 913 м².

Экспозиции музея

В настоящее время в Алупкинском музее существует несколько постоянных экспозиций. Девять парадных залов знакомят с бытом первых владельцев дворца и характером дворцовых интерьеров 30-40-х годов XIX века. В бывшем гостевом корпусе работает стационарная выставка «Фамильная галерея Воронцовых». В отдельных залах экспонируется «Дар профессора В.Н. Голубева» (русский и советский авангард), живопись Я. А. Басова «Поэзия пейзажа», художественные выставки «Украинская живопись», «Вдыхая розы аромат» (цветы в живописи). В парковом павильоне «Чайный домик» - выставки «Карты крымского полуострова», «Воронцовы и русские адмиралы», «Морские баталии» XVIII-XIX вв.".

В 2007 году в Шуваловском флигеле открыта новая музейная экспозиция «Дом графа А. П. Шувалова». В её основе - не выставлявшиеся ранее предметы убранства и личные вещи Воронцовых, Шуваловых, Воронцовых-Дашковых. В интерьерах дома представлены произведения искусства, отражающие стилевые особенности жилых помещений дворцов середины XVIII века.

Собрание Алупкинского дворцово-паркового музея-заповедника составляет почти 27 тысяч экспонатов основного фонда, a мемориальная библиотека М. С. Воронцова насчитывает более 10 тысяч книг.

Одна из картин музея - «Портрет князя Григория Потемкина» кисти Левицкого - подарена ему бароном Фальц-Фейном.

Воронцовский дворец в кинематографе

Территория дворца и прилегающего парка часто используется при съемках фильмов. Среди самых известных работ:

  1. 1961 - «Алые паруса»
  2. 1964 - «Обыкновенное чудо»
  3. 1964 - «Гамлет»
  4. 1972 - «Печки-лавочки»
  5. 1976 - «Небесные ласточки»
  6. 1986 - «Путешествие пана Кляксы»
  7. 2003 - «Безумный день, или Женитьба Фигаро»
  8. 2008 - «Сафо»
  9. 2009 - «Гамлет. XXI век»
  10. 2014 - «Беловодье.Тайна затерянной страны»
  11. 2015 - «Беловодье. Источник познания»

Воронцовские дворцы в других городах

  • Воронцовский дворец в Одессе
  • Воронцовский дворец в Санкт-Петербурге
  • Воронцовский дворец в Тифлисе
  • Воронцовский дворец в Симферополе

С Воронцовским дворцом связано немало романтических историй, которые вполне могли бы стать основой для десятка дамских романов. Скажу больше - в любовную интригу был замешан Александр Сергеевич Пушкин. Но обо все по порядку.

Дворец в Алупке настолько гармонично вписан в окружающий ландшафт, повторяя своими мавританскими башенками и готическими зубцами фасадов очертания расположенной в непосредственно близости горной гряды Ай-Петри, что кажется, будто весь этот архитектурно-природный ансамбль был здесь всегда.

Генерал-губернатор Новороссии Михаил Семенович Воронцов начал строительство представительской резиденции в Крыму в 1824 году. Помимо Алупки на юге Крыма Воронцову принадлежали Массандра (Массандровский дворец я показывала здесь), Ай-Даниль и Гурзуф. Но именно Алупкинское имение граф решил превратить в летнюю резиденцию.

Одновременно со строительством дворца началась прокладка дороги от Симферополя к Южному берегу Крыма.

В свете Михаил Семенович Воронцов слыл англоманом, поэтому нет ничего удивительного, что создание проекта дворца он доверил придворному архитектору английской королевы Эдварду Блору. Именно он проектировал Букингемский дворец в Лондоне. Примечательно, что за двадцать лет строительства Блор так ни разу не приехал взглянуть на свое детище. Руководил работами его помощник и ученик Вильям Гунт, благодаря которому в чертежи были внесены некоторые поправки в соответствии с особенностями местности.

За камнем для строительства далеко не ходили - брали прямо из-под ног крымскую вулканическую породу долерит (диабаз): из долерита сложены центральный, столовый, гостевой, библиотечный и хозяйственный корпуса дворцового комплекса. К слову, крымским долеритом вымощена Красная площадь в Москве.

Воронцовский дворец спроектирован в стиле поздней английской готики (стиль эпохи Тюдоров), но с элементами восточной архитектурой, отчего с разных ракурсов он выглядит то как средневековый замок, то как резиденция магометанского правителя.

Причина такого неожиданного сочетания стилей в облике дворца кроется в личностях архитектора и заказчика. Эдвард Блор был хорошо знаком с архитектурой британской колонии - с архитектурой Индии. Поэтому для него не составило труда соединить в одном проекте стиль Тюдоров с вариациями на тему индийской архитектуры периода Великих Моголов. Вероятно, в его представлении такая смесь должна соответствовать Крыму, учитывая, что долгое время полуостров был мусульманским. К тому же, в архитектурной моде превалировали романтические направления, что было по вкусу и графу Воронцову.

Портрет Михаила Семеновича Воронцова кисти Лоуренса, 1823 год

С западной стороны находится главный подъезд к дворцовому комплексу. Эта часть Воронцовского дворца напоминает средневековый замок с круглыми сторожевыми башнями, узкими бойницами и глухими крепостными стенами.

Здесь же мы видим Шуваловский корпус и Шуваловский воротный проезд. Дочь Михаила Семеновича Воронцова, выйдя замуж, стала графиней Шуваловой, и в правом корпусе располагались ее апартаменты.

Шуваловский проезд между двух похожих на крепостные стен грубой кладки из серых диабазовых блоков, с круглыми зубчатыми башнями и узкими стрельчатыми окнами заставляют поверить, что мы в средневековом замке.

Шуваловский проезд

Отдельные ворота ведут на хозяйственный двор. В центре двора растет платан, посаженный при строительстве дворца. Здесь же находится музейная касса, где вместо бумажного билета вам выдадут металлический жетон.

Минуя хозяйственные постройки, мы попадаем на парадный двор перед северным фасадом дворца, обращенного окнами к Ай-Петри и верхнему парку.

Cеверный фасад дворца

По словам специалистов, в архитектуре северного фасада с его вертикальными выступами, миниатюрными декоративными башенками и большими окнами-эркерами гармонично сочетаются элементы готики шестнадцатого века и архитектуры эпохи Возрождения.

Перед дворцом расположены два партера с мраморными фонтанами в центре каждого. В тенистой перголе из цветущих глициний укрылся фонтан "Сельсибиль" - копия "фонтана Слез" из Ханского дворцы в Бахчисарае, воспетого Пушкиным.

Рядом, у левого крыла дворца – беломраморный фонтан "Источник Амура".

Обойдем дворец с восточной стороны, чтобы взглянуть на обращенный к морю южный фасад, выполненный по мотивам индийской архитектуры.

Бело-голубая эскедра с двумя ярусами арочных окон украшена двойной зубчатой подковообразной аркой и покрыта лепным алебастровым орнаментом, выполненным в восточной традиции. На уровне второго этажа по ее декоративному фризу устроены три балкончика с ажурными решетками и рельефная арабская надпись - шестикратно повторяемое славословие пророку: "И нет победителя, кроме аллаха". В глубине экседры находится широкая стрельчатая дверь, ведущая в Голубую гостиную дворца, куда мы пойдем чуть позже.

Слева и справа от экседры тянутся два симметричных крыла открытой террасы второго этажа, покоящейся на чугунных колоннах с капителями в виде бутонов лотоса. К западу от эскедры находятся Зимний сад, за ним столовая, и дальше южный фасад Шуваловского корпуса.

От эскеды к морю спускается широкая лестница с тремя парами львов - Львиная терраса. У входа во дворец львы бодрствуют, стоя на страже, на средней площадке лестницы просыпаются или засыпают, а те, что ближе к морю, мирно спят, положив морду на лапы. Заканчивается Львиная терраса площадкой с выходами в нижний парк, к скале Айвазовского и Чайному домику на берегу моря.

Фонтан "Чаша" в нижнем парке

Южная терраса - излюбленное место для фотографирования в красивых позах и красивых нарядах.

Отсюда расходятся тропинки в Нижний Воронцовский парк.

После осмотра дворцового фасада интересно взглянуть на графские покои. Сразу выяснили, что второй этаж и антресоли для осмотра закрыты: было время, когда экскурсанты поднимались в комнаты второго этажа, но от этого страдали потолочные перекрытия первого этаже. В конце концов, в музее решили оставить доступными для туристов только девять залов первого этажа.

Как и многие другие крымские дворцы, после революции 1917 года Воронцовский замок был национализирован, но не превращен в здравницу, а стал музеем дворянского быта. Возможно, это счастливое обстоятельство сыграло не последнюю роль в сохранении дворцовых интерьеров. Во время Великой Отечественной войны дворец был разграблен, но не разрушен. С 1945 по 1955 годы здесь размещалась государственная дача. И наконец, 1956 году здесь вновь открыли музей.

Войдя во дворец с северной стороны, попадаешь в коридор, где раньше находилась гардеробная. Сейчас в шкафах из мореного дуба, полностью закрывающих одну из стен от пола до потолка, хранятся книги Алупкинской библиотеки графа Воронцова, который был известным библиофилом.

Другую стену украшают старинные гравюры, изображающие строительство дворца и Алупкинские пейзажи.

Пейзаж Карло Боссоли "Дворец князя Воронцова в Алупке"

Через коридор мы входим в Парадный кабинет хозяина дворца.

Центральное место на западной стене кабинета занимает портрет графа Воронцова работы Луизы Дессеме. Михаил Семёнович был одним из наиболее прославленных героев Отечественной войны 1812 года. Рядом разместились портреты героев Бородино Льва Александровича Нарышкина и Фёдора Семёновича Уварова кисти известного портретиста Джорджа Доу.

Стены кабинета оклеены расписными обоями, которые были специально заказаны в Англии. Массивные деревянные двери дополнены дубовыми панелями на стенах и лепным потолком под дерево.

У стены - антикварный книжный шкаф черного дерева в стиле Буль, купленный самим хозяином дворца. В отделке шкафа использованы панцирь черепахи и сложная резная инкрустация из бронзы.

Рядом с книжным шкафом уютно пристроились круглый стол, английские стулья и кресла с готической резьбой. Такая расстановка мебели придаёт кабинету атмосферу, располагающую не только к деловым беседам, но дружеским встречам.

Еще одно напоминание об англомании Михаила Семеновича Воронцова - окно в виде эркера. Этот часто встречаемый в английской архитектуре элемент, зрительно увеличивает пространство кабинета и дает больше света. В эркер поместили крытый зеленым сукном стол и два кресла. Сидя в кресле, можно любоваться верхним парком, а в ясную погоду и вершинами Ай-Петри.

Из кабинета мы попадаем в Ситцевую комнату. Ситцевой она названа потому, что стены комнаты действительно затянуты ситцем.

На стенах оригинальная ткань, единственный изъян которой это выгоревший цвет. Первоначально ситец был малинового оттенка с небольшими вкраплениями голубого, что сочеталось с камином из розового уральского мрамора и люстрой в форме корзины. Розовато-голубые блики подвесок на люстре перекликались с цветом ситца на стенах.

Через Ситцевую комнату проходим в Китайский кабинет хозяйки дома Елизаветы Ксаверьевны Воронцовой, чей портрет кисти Джорджа Доу можно увидеть на правой стене от входа.

Комната оформлена в модном тогда восточном стиле, но без каких-то определенных привязок к Китаю, Индии или странам Востока вообще. Дубовые панели, высокие стрельчатые окна и двери, ведущие на южную террасу, к морю, неожиданно, но удачно сочетаются с расшитыми шелком и бисером рисовыми циновками на стенах и деревянными резными деталями в интерьере.

Потолок в комнате не деревянный, как может показаться, а лепной. Русский крестьянин Роман Фуртунов умело сделал потолок из гипса, имитируя резьбу по дереву.

У окна круглый столик из карельской березы. Рядом, за портьерой - небольшой угловой шкафчик, подаренный Воронцовым императрицей Александрой Федоровной, жены Николая I, в знак благодарности за оказанное им гостеприимство.

И немного лирических отступлений. Со школьной скамьи многим известно, что Александр Сергеевич Пушкин был увлечен женой новороссийского генерала-губернатора. Считается, что именно Елизавете Воронцовой Пушкин посвятил стихи "Сожжённое письмо", "Ненастный день потух…", "Желание славы", "Талисман", "Храни меня, мой талисман…". К тому же, по числу исполненных Пушкиным портретных рисунков Воронцовой, её образ превосходит все остальные - всего насчитали 17 портретов.

Ходили слухи, что именно Пушкин был отцом одной из дочерей Елизаветы Ксаверьевны. Однако у исследователей биографии поэта есть основания предполагать и то, что Пушкин был лишь прикрытием для романа Елизаветы Ксаверьевны с её родственником и другом Пушкина Александром Раевским. В любом случае, можно сказать спасибо Михаилу Семёновичу Воронцову, который "поспособствовал" смене южной ссылки поэта на ссылку в Михайловское. Потому что именно там Александр Сергеевич написал не только роман "Евгений Онегин", но и другие свои поэтические произведения, ставшие гордостью русской литературы. И кстати, те же исследователи утверждают, что у самого Воронцова была внебрачная дочь с лучшей подругой его жены Ольгой Станиславовной Нарышкиной. Портреты Ольги Станиславовны и ее дочери всегда хранились среди личных вещей Воронцова и даже стояли на рабочем столе парадного кабинета.

Но не будем задерживаться в Китайском кабинете, а пойдем дальше - в Парадный вестибюль.

Парадный вестибюль расположен в центре дворца. С юга и севера к нему симметрично прилегают два небольших тамбура, а с запада и востока расположены кабинеты и комнаты для отдыха. Северный тамбур, как и северный фасад дворца, выполнен в английском стиле. В противовес английскости южный тамбур украшают ковры с изображением персидского шаха Фатх-Али.

Следуя традициям английского стиля, архитектор соединил вестибюль с покоями второго этажа лестницами, однако спрятал их за стеной, отчего с первого взгляда и не поймешь, как хозяева попадали с первого этажа в свои спальни.

На стенах вестибюля развешаны портреты именитых предков владельцев резиденции, чтобы с порога входящий во дворец имел представление о знатности рода и происхождении хозяев дома. Со стен на нас смотрят родители Елизаветы Ксаверьевны Воронцовой - графиня Александра Васильевна Браницкая и её супруг, коронный гетман Польши Ксаверий Браницкий. Самое большое полотно - парадный портрет императрицы Екатерины II кисти Рокотова.

Из вестибюля мы проследуем в восточное дворцовое крыло, которое начинается с Голубой гостиной. Невозможно не заметить контраста между соседним парадным вестибюлем и этой залитой солнцем комнатой. Нежно-голубые стены и потолок покрыты лепным узором из листьев и цветов. Как и потолок в Китайского кабинета, искусная лепнина гостиной выполнена Романом Фуртуновым и его помощниками.

Гостиная поделена на южную и северную части выдвижными деревянными занавесами, которые в сложенном виде почти незаметны. В южной части располагался "зрительный зал", где разместился мебельный гарнитур, перевезенный в Алупку в конце XIX века из Одесского дворца. Интерьер дополняют резной камин из белого каррарского мрамора и огромные вазы - кратеры, расписанные в голубых тонах.

Для проведения музыкальных вечеров и театральных постановок в северной части Голубой гостиной установлен рояль. В 1863 году здесь выступал один из основоположников русского реалистического театра Михаил Семенович Щепкин. В 1898 году в Воронцовском дворце под аккомпанемент Сергея Рахманинова пел Федор Шаляпин.

Из Голубой гостиной гости Воронцовых выходили в Зимний сад. В XIX веке почти в каждом европейском дворце был свой зимний сад, который использовался для чтения и отдыха.

Зимний сад служит переходом из центрального корпуса в столовый. Первоначально это была лоджия, которую впоследствии застеклили, сконструировав сверху большой фонарь для лучшей освещенности. Стены зимнего сада оплетает фикус-репенс. Фонтан и мраморные скульптуры стоят в окружении араукарий, саговника, финиковых пальм и монстеры.

У застекленной стены, состоящей из огромных французских окон, расположен ряд мраморных бюстов, среди которых скульптурные портреты представителей семейства Воронцовых - Семёна Романовича Воронцова, самого Михаила Семеновича и его жены Елизаветы Ксарьевны. По соседству с ними мраморный бюст Екатерины II работы Иоганна Эстеррейха. Говорят, за излишнюю реалистичность её изображения в камне стареющая императрица не только не заплатила за работу, но и выслала скульптора из России в течение суток.

Минуя Зимний сад, не забывая полюбоваться на открывающийся из окон вид на Южную террасу и море, попадаем в следующий зал - Парадную столовую. Это самая большая и помпезная часть дворца.

Площадь столовой около 150 кв.м., высота потолка 8 м. При Воронцовых её освещали десятки канделябров и люстр. Огромный стол, состоящий из четырех сдвинутых частей с полированными столешницами красного дерева, возвышается на тумбах со звериными лапами и занимает значительную часть комнаты. У окна установлен массивный сервант на таких же львиных лапах, как и столы, а под сервантом - ванна в египетском стиле для охлаждения вина, которую наполняли колотым льдом.

В центре северной стены парадной столовой между каминами расположен фонтан, ниша которого украшена майоликовым панно с изображением фантастических птиц и драконов. Над фонтаном - резной деревянный балкон для музыкантов.

С востока к Столовой примыкает Бильярдная. О близости этой комнаты к Столовой напоминают расположенные друг напротив друга два больших натюрморта кисти фламандского художника Петера Снейерса "Кладовая овощей" и "Кладовая с рыбой".

Воронцовы, как и многие другие аристократы, коллекционировали картины. Особенно в то время ценились полотна живописцев Голландии, Фландрии, Италии XVI- XVIII веков.

Это последняя доступная для осмотра комната покоев Воронцовых. Теперь мы можем прогуляться по Верхнему парку.

Работа по созданию парка, начатая даже несколько раньше, чем строительство дворца, в 1820 году, была поручена главному садовнику Южного берега Крыма Карлу Антоновичу Кебаху. При закладке парка учитывалось обилие горных источников, которые использовались для создания искусственных озер, многочисленных каскадов и небольших водопадов. В этой части парка беспрестанно слышится журчание воды.

Большинство дорожек Верхнего парка ведет к озерам и Большому Хаосу - огромному каменному завалу естественного происхождения.

Самое большое из озер парка - Лебединое. Садовник намеренно придал ему неправильную форму, чтобы создать иллюзию его природного, а не искусственного происхождения. При Воронцовых дно озера было усыпано полудрагоценными "коктебельскими камешками" - яшмой, сердоликами, халцедонами, которые в изобилии встречались в Коктебеле.

Рядом с Лебединым озером - Форелевый пруд и ещё дальше - Зеркальный. На Зеркальном пруду вода кажется неподвижной, отчего деревья и небо отражаются на его глади как в зеркале.

К востоку от озер в пейзажной части парка расположены четыре живописные поляны - Платановая, Солнечная, Контрастная, где посреди газона возвышаются кедр гималайский и тис ягодный, и Каштановая.

Выше прудов по дорожке сквозь Зал гротов, между искусно размещенными обломками скал, путь идет к Большому и Малому Хаосу. Миллионы лет назад застывшая магма в результате землетрясений и оползней превратилась в россыпь огромных обломков. Создатели парка оставили нетронутыми каменные глыбы, лишь убрали мелкие осколки и засадили верх соснами. Так получился знаменитый "алупкинский хаос".

На этом прервем прогулку по Воронцовскому парку, чтобы было зачем возвратиться сюда еще раз.

Воронцовский дворец в Алупке (Крым) по праву считается одной из жемчужин полуострова. Изящное и, в то же время, величественное строение расположено у подножия горы Ай-Петри. Его окружает уникальный парковый комплекс, а с парадной лестницы открывается удивительный вид на Черное море.

Дворцовый комплекс органично вписывается в окружающий ландшафт благодаря тому, что его расположение соответствует горному рельефу. Именно поэтому дворец имеет такой оригинальный образ. Воронцовский дворец в Крыму и прилегающий к нему парк часто становились съемочной площадкой. Как минимум 17 кинофильмов получили признание широкой публики.

Цены на билеты в Воронцовском дворце в 2019 году

Стоимость билетов указана на официальном сайте комплекса. Они зависят от выбранных экспозиций и экскурсий.

  • Отдельные экспозиции и выставки: взрослые — от 50 до 350 руб., студенты, пенсионеры и подростки 16-18 лет — от 25 до 200 руб.
  • Экскурсии по парку пешие: взрослые — 100 руб., студенты, пенсионеры и подростки 16-18 лет — 70 руб.
  • Экскурсии по парку на электромобиле: 800 руб. с группы 4-20 человек.
  • Для льготной и бесплатной категории посетителей, а также для детей от 7 до 16 лет: взимается плата 70 руб. за использование аудиогидов.
  • «Единый билет» (все экспозиции и выставки): взрослые — 830 руб., студенты, пенсионеры и подростки 16-18 лет — 450 руб.

Режим работы Воронцовского дворца

Посещать экспозиции, временные и постоянные выставки можно ежедневно с 09:00 до 17:00. При этом Парадные залы и Южные террасы по субботам открыты до 20:00. По дворцовому парку проводятся экскурсии в 11:00; 13:00 и 15:00, но только в том случае, если соберется группа от 15 до 20 человек. Есть варианты пеших прогулок и поездки на электромобиле. «Единый билет» можно приобрести в любой день, кроме понедельника и среды.

История Воронцовского дворца

Первым владельцем дворца был светлейший князь Михаил Семенович Воронцов, потомок древнего рода, известного с 14 века, герой-орденоносец, участвовавший во многих военных кампаниях и вышедший в отставку в звании генерала-фельдмаршала, новороссийский и бессарабский генерал-губернатор, почетный член Петербургской Академии наук. После его смерти в 1856 году, дворцом поочередно владели близкие родственники князя. После свершения революции объект был национализирован.

Период строительства Воронцовского дворца в Крыму относится к периоду 1828—1848 гг. К тяжелым работам были привлечены оброчные крепостные, а рельефную отделку выполняли потомственные каменотёсы, причем вручную. Вначале возвели Столовый корпус, затем Центральный. Уже в сороковые годы 19 столетия появилась бильярдная, флигели, башни, гостевой и хозяйственные корпуса, а также библиотека. Над уступами Южной террасы усердно трудились сапёры. Благодаря им, Воронцовский дворец в Алупке обзавелся шикарной парадной лестницей, на постаменты которой в 1948 году были водружены львы, изготовленные итальянским мастером Джованни Боннани. Это явилось завершающим аккордом оформления общего ансамбля дворцового комплекса.

Уже в 1921 году Воронцовский дворец в Крыму, так и не поменявший своего нарицательного имени, превратился в музей. В годы Второй мировой войны экспонаты спрятать не успели, поэтому многие из них были вывезли оккупанты. Суммы похищенного оказались колоссальными. Во время Ялтинской конференции (февраль 1945-го) дворец на время превратился в резиденцию У.Черчилля и его свиты. Вплоть до 1956-го здесь располагалась правительственная дача. Впоследствии было вынесено решение вновь открыть музей, который функционирует до сих пор, но уже в новом статусе. В 90 годах прошлого столетия комплекс стал именоваться дворцово-парковым музеем-заповедником.

Архитектура

В облике строения просматриваются элементы различных эпох и удачное сочетание архитектурных стилей — строгого английского, с направлением к неоготике, и пышного восточного, неомавританского. Интересен тот факт, что дворец начал строиться по одному проекту (итальянца Франческо Боффо и англичанина Томаса Харрисона), а заканчивался — по другому (известного британского архитектора-эклектика Эдварда Блора). Кстати, последний, работая над проектом, Алупку не посещал, так как был слишком загружен заказами королевской семьи у себя на родине.

Основной материал строительства Воронцовского дворца в Алупке — диабаз, превосходящий по прочности гранитные камни. Музей-заповедник включает в себя пять отдельных зданий, внутренние дворики, террасу, парадную и дополнительные лестницы, а также парковую зону.

Дворец внутри

Официальный сайт Воронцовского дворца предлагает к посещению несколько интереснейших экспозиций. Основной экспозицией комплекса являются Парадные залы, расположенные в Главном корпусе комплекса. Их отделка сохранилась практически в первоначальном виде. Оформление и убранство Парадного кабинета выполнены по всем правилам английского стиля. Здесь присутствуют портреты первого владельца, а также его соратников, участвовавших в Бородинском сражении. Китайский кабинет способен удивить посетителей искусно декорированной мебелью и циновками из рисовой соломки, занимающими бо́льшую часть поверхности стен. Вестибюль с деревянными профилированными потолками, строгой мебелью и каминами, украшенными диабазовыми порталами, соседствует с тамбуром, в котором имеется вышитое изображение персидского шаха. Голубая гостиная поражает своей утонченностью и изумительным лепным орнаментом, выполненным когда-то крепостным мастером.

В Зимнем саду можно увидеть вьющийся фикус, сохранившийся с 1838 года, и редкие экзотические растения. Здесь находятся любопытные скульптуры и фонтан. Парадная столовая Воронцовского дворца в Алупке (Крым) напоминает рыцарский замок. В ней привлекает внимание оригинальный балкончик для музыкантов и фонтан, по форме напоминающий камин. Завершает Парадные залы Бильярдная с художественными полотнами, размещенными на стенах.

К следующей экспозиции относится одноэтажный Шуваловский флигель, в который имели доступ лишь близкие к семье дочери М. С. Воронцова люди. Уютный домик имеет несколько комнат, каждая из которых интересна по-своему. Далее можно пройти в квартиру дворецкого, расположенную Хозяйственном корпусе, и посмотреть, как жил обслуживающий персонал князя, получая полный пансион, да еще и зарплату. Здесь же можно заглянуть в Воронцовскую кухню. И, наконец, еще одна экспозиция «Южных террас» включает саму парадную лестницу, скульптуры львов, цветущие клумбы и каскадные фонтаны.

Кроме основных объектов Воронцовского дворца в Алупке, на его территории размещаются временные и постоянные выставки. Среди них — русский и западноевропейский фарфор-фаяс, живопись художников разных периодов, включая вторую половину 20 века, скульптуры, графика и пр.

Парк Воронцовского дворца

Итальянским регулярным стилем характеризуется нижняя часть парка. Вокруг дворцового комплекса растут преимущественно хвойные деревья — ели, пихты, кедры, сосны и кипарисы, поэтому территория всегда остается в зелени. Весной и летом в парке цветут магнолии, экзотические кустарники и удивительный церцис, стволы которого в апреле густо облепливаются фиолетово-багряными цветками, напоминающими мотыльков. Парк Воронцовского дворца невероятно красив, а прогулки по нему доставляют невероятное удовольствие.

Воронцовский дворец — как добраться

Вариантов посещения дворцово-паркового комплекса в Алупке несколько. Через город проходят две трассы — верхняя и нижняя, поэтому попасть сюда можно с разных населенных пунктов полуострова, связанных между собой Южнобережным и Севастопольским шоссе.

Из Ялты

По маршруту Ялта — Воронцовский дворец регулярно ходит два автобуса — № 132 из центра и № 102 с автовокзала. Они останавливаются в пешей доступности от достопримечательности — всего в 10 минутах ходьбы. Остановка маршрутных такси, курсирующих между Ялтой и Алупкой (№ № 107 и 115), находится чуть дальше от комплекса — в 15 минутах ходьбы.

Из Севастополя

В Воронцовский дворец можно доехать прямым автобусным рейсом «Севастополь — Алупка» либо до остановки «Автостанция» и пройтись пешком, либо до остановки «Питомник» с пересадкой на городской автобус № 1А, курсирующий по круговому маршруту. Выход — на остановке «Центр».

Из Алушты

Путь Алушта — Воронцовский дворец состоит из двух этапов. Вначале нужно добраться на крымском троллейбусе № 53 до Ялты, а затем пересесть на автобус или маршрутное такси (описание выше).

Из Симферополя

Из Симферополя до троллейбусной станции Ялты, расположенной поблизости от «Автовокзала» можно доехать напрямую от аэропорта «Симферополь» на троллейбусе № 55 или от железнодорожного вокзала рейсом № 52. Другой вариант предусматривает пересадочную стыковку в Алуште с троллейбуса № 51, идущего от железнодорожного вокзала Симферополя, или № 54, отправляющегося от аэропорта, на троллейбус № 53, следующий до Ялты. Далее путь в Воронцовский дворец — как добраться, описано выше. Быстрее до Ялты можно доехать междугородним автотранспортом.

Крымские таксисты и частные извозчики прекрасно знают, где находится Воронцовский дворец, поэтому пассажиров они доставляют не только из Ялты, но и из Фороса, Гурзуфа, Алушты и даже Симферополя. При самостоятельной поездке на машине придется заранее позаботиться о навигаторе.

Важная информация До октября 2017 года до Воронцовского дворца можно было добраться морским путем. В настоящее время Алупкинский причал закрыт по причине его разрушения

Дворец М.С. Воронцова в Алупке является одной из самых известных достопримечательностей Крымского полуострова. Он находится у подножия горного массива Ай-Петри. Окружающий его прекрасный парк, как и сам дворец, с 1956 г. является музеем.

Фото Воронцовского дворца:



Архитектура дворца

Стиль, в котором построено здание – это сочетание английского и неомавританского направлений, они не только отлично сочетаются между собой, но и прекрасно учитывают окружающий рельеф местности. Автор проекта – английский архитектор Эдвард Блор – сумел органично соединить элементы английского стиля от древнего периода до XVI в, что наблюдается в западной его части. Восточные элементы представлены на Южном входе, где арка, выполненная в виде подковы, и двухъярусный свод богато украшены резьбой. Есть даже арабский текст, он гласит: « и нет победителя, кроме Аллаха». Дымовые трубы в этой части напоминают башни минаретов.


Историческая справка

Воронцовский дворец возводили 20 лет, в 1828 — 48 г.г. для графа М.С. Воронцова, бывшего на тот момент губернатором Новороссийского края. Начинали строительство зодчие Ф. Боро и Т.Харрисон. Английский же архитектор Э. Блор сменил их после внезапной смерти Хариссона. Он не приехал ни разу, лишь хорошо изучил местность, на основании чего и создал свой шедевр. Руководил строительством У. Гунт, его ученик.

Интересно:
Строили дворец крепостные крестьяне Московской и Владимирской губерний. При выполнении сложнейшей рельефной отделки использовались только ручной труд и примитивные инструменты.

Первым был в 1830 – 34 г.г. возведён корпус столовый, завершено строительство в 1840 – 46 г.г. библиотечным корпусом. Одновременно в 1840 — 48 г.г. велись масштабные работы по устройству парка. К сооружению террас у южного фасада привлекли даже солдат сапёров.

Парк с 1824 по 1851 г. создавал немец К.А. Кебах, который был главным садовником всего ЮБК. Площадь парка 40 га. Здесь представлено более 200 видов растений.

Интересно:
На дно Лебединого озера, украшающего парк, было высыпано 20 мешков полудрагоценных камней для создания необыкновенной игры света в солнечную погоду.

Завершающей точкой в создании великолепного садово-паркового ансамбля стала установка на центральной лестнице у главного входа мраморных львов, созданных итальянскими мастерами.


Немного о заказчике и первом хозяине

Граф Михаил Семёнович Воронцов более всего известен нам с не очень лестной стороны. И это, благодаря едким эпиграммам А.С. Пушкина, который находился под его надзором во время южной ссылки. И правда, как можно относиться к тому, в чью жену ты влюблён без взаимности. Вот и наш великий стихотворец отыгрывался на муже Елизаветы Ксаверьевны со всем пылом. Каждый школьник знаком с пушкинской характеристикой генерала:

Полу-милорд, полу-купец,
Полу-мудрец, полу-невежда,
Полу-подлец, но есть надежда,
Что будет полным наконец.

В действительности же М.С. Воронцов умный, достойный уважения человек и настоящий герой. Фигура его не случайно представлена на памятнике 1000-летию России. Родился он в знаменитой семье, крестной его матерью стала Екатерина II. Образование (блестящее!) юноша получал в Лондоне, там отец его служил посланником.

Начав военную службу в 21 год, он участвовал во многих сражениях. Вот только некоторые из них:

  • — 1804 г. – штурм крепости Гянджа на Кавказе;
  • — 1809 г. – штурм крепости Базарджик на Балканах;
  • — 1812 г. – Бородино (рана штыком в рукопашном бою);
  • — 1813 г. – баталия под Лейпцигом;
  • — 1814 г. – взятие Парижа.

М.С. Воронцов возглавлял оккупационные войска в Париже, а когда они покидали Францию, собрал информацию о долгах офицеров и солдат местному населению и компенсировал из личных средств все (почти 1 500 000 тех рублей), продав для этого одно из своих имений.

Он очень много сделал для экономического развития Бессарабии, Одессы, Крыма, Новороссийской области, всей Южной России.

Военную службу М.С. Воронцов продолжил на Кавказе в 1844 г. За успехи получил титул князя, затем, светлейшего, звание генерал-фельдмаршала, должность Кавказского наместника.

Личные качества М.С. Воронцова.

Он был библиофилом и являлся членом Российской Академии наук. Имел уникальную библиотеку, которую начали собирать ещё его отец и родная тётка Е.Р. Дашкова.

Его награды за военные и государственные заслуги составляют огромный список, среди них

  • Георгиевский крест трёх степеней (за личное мужество);
  • — 2 золотые шпаги (за храбрость),
  • — Ордена Святого Владимира;
  • — Александра Невского;
  • — Андрея Первозванного и ещё очень много русских и иностранных орденов и наград.

Его любили солдаты, для которых он отменил физические наказания, был с ними прост в обращении и доступен, любили и уважали офицеры. После его смерти родилась грустная поговорка у военных: «До Бога высоко, до царя далеко, а Воронцов умер»

Существует несколько памятников генералу, созданных на деньги, которые собрали благодарные ему люди. Умер он в 1856 г., похоронен был в Одессе. С воинскими почестями в 2005 г его прах и прах супруги перенесли в Спасо-Преображенский собор.
В общем, не прав был великий поэт.

Дворец генерал-губернатора

Это сегодня Южный Берег Крыма является роскошным и популярным курортным местом, а в первые годы XIX в. он только обретал известность. Русские помещики осваивали благодатные места, не стал исключением и М.С. Воронцов – один из богатейших людей своего времени. Его выбор пал на небольшое татарское селение Алупка.

Что привлекло Новороссийского генерал-губернатора? Безусловно, то же, что высоко ценят современные туристы:

  • — целебный климат;
  • — роскошные пейзажи;
  • — тёплое море;
  • — окрестные родники.

Архитекторы отдали дань любви М.С. Воронцова ко всему английскому, но при этом подчеркнули и недавнее турецкое влияние, сохранившееся в Крыму. Всё это учтено в гармоничном смешении английского и восточного стилей, не забыто и участие в формирование образа дворца горного массива Ай-Петри.

Интересно:
Для повышения сейсмо устойчивости в плиты фундамента залит свинец.

Продолжение истории

После смерти хозяина дворец перешел к его племянникам, Павлу Андреевичу Шувалову, затем Михаилу Андреевичу. Последней владелицей стала внучка М.С. Воронцова Елизавета Андреевна Воронцова-Дашкова.

В советский период имение национализировали. Сначала здесь находилась дача НКВД, а в 1921 г. во дворце начал работать музей.

Во время Великой отечественной войны экспонаты эвакуировать не успели, вывезено в Германию было раритетов на 4 980 000 рублей (в исчислении 1945 г.)

Интересно:
Музей дважды спасал от разрушения С.Г. Щеколдин, сотрудник музея, назначенный немцами его директором. Он предотвратил взрыв от заложенного НКВД динамита. Удалось ему спасти здание и от авиабомб. Он же предоставил список похищенного. НО! Был осуждён «за сотрудничество с оккупантами» на 10 лет. Реабилитирован лишь в 1991 г.

В феврале 1945 года во время Ялтинской конференции во дворце жила делегация англичан, возглавляемая У. Черчиллем. До 1955 г. здесь была государственная дача.

С 1956 г. это музей, а с 1990 г. музей-заповедник, включающий парк и дворец.

Интерьеры дворца

В здании 150 комнат, расположенных в 5 корпусах. Здесь также сочетаются элементы английского стиля и восточные мотивы.

Комнаты симметричны, их двери находятся напротив друг друга. В каждой комнате имеется камин, на стенах портреты известных людей и пейзажи. Скульптуры в оранжерее – изображения членов семьи первого владельца.

В 1914 г. во дворце появилось электричество.

В настоящее время для посетителей доступны 10 комнат на первом этаже. В них, практически, сохранился первоначальный интерьер. Это парадные помещения, где хозяева принимали гостей, и оранжерея. Среди предметов мебели есть оригинальные. Остальные подобраны с таким умением, что не нарушают общую картину.


Интересно:
Паркет дворца подлинный – ему почти 200 лет.

Видео обзор дворца:

Информация для туристов

Помимо основной экспозиции вниманию посетителей предлагаются следующие выставки:

  • — квартира дворецкого;
  • — кухня Воронцовых;
  • — дом Шувалова;
  • — парковая скульптура
  • и ряд других.
Важно:
Можно покупать билеты на каждую выставку отдельно, но выгоднее купить единый билет за 650 рублей. Дети до 16 лет посещают дворец бесплатно. Студенты, пенсионеры и граждане 16 -18 лет за 325 рублей.

По парку можно покататься на электромобиле. Стоимость такой экскурсии 800 рублей за всю группу (от 4 до 20 человек.) Экскурсионное обслуживание предусмотрено и в музее.

Основная экспозиция работает без выходных с 8:00 до 20:00. Остальные выставки выходные в понедельник и среду.

Подробная и самая актуальная информация на сайте дворца: http://worontsovpalace.org (официальный сайт)

Как добраться в Воронцовский дворец

Из Ялты сюда идут автобусы с центрального автовокзала. Ехать до остановки «Алупкинский дворец». Далее по парку пешком. На маршрутке можно доехать до местного автовокзала и, ориентируясь по указателям, пройти 850 м. пешком. Можно на катере по морю – это дополнительное удовольствие и впечатления. Затем от пляжа в гору. Адрес: Алупка, Дворцовое шоссе, 18.

Воронцовский дворец на карте Крыма

GPS Координаты: N 44.419861, E 34.055972 Широта/Долгота