Волшебные литературные авторские сказки. Русские народные сказки

Детство… Все мы проходим через него, только оно очень быстро заканчивается… Мы теряем его во времени, но оно навсегда остается в нас внутри! Согласитесь, ведь в каждом из нас живет маленький ребенок, который время от времени напоминает о себе. И если мы не подружимся с ним, если не найдем общий язык, то жизнь наша становится сплошной проблемой, напряжением, а не удовольствием.

Да, каждый из нас хранит в себе маленькою девочку или мальчика - того, кем мы были несколько десятков лет назад. Наверное, поэтому мы, будучи взрослыми, так любим сказки, истории, мультфильмы. Мы готовы читать детские книги и от этого получаем не меньше удовольствия, чем сами дети. Есть сказки, которые стоит читать не только малышам, но и взрослым тоже. Это те сказки, которые наполнены огромным глубоким смыслом. Их подтекст не воспринимается в детстве, а только по прошествии лет. Эти сказки написаны не только для детей, но и для взрослых. Не зря психологи так советуют читать детям сказки вслух. Они способны многое открыть и многому научить не только ребенка, но и взрослого!

Ниже вы найдете лучшие отрывки из всем известных сказок, которые наполнены философским смыслом. Эти сказки стоит перечитать и пересмотреть!

Чтобы ознакомить ребёнка с культурой своего народа, психологи рекомендуют читать ему сказки. Они в простой и доступной форме доносят до малыша вечные ценности, помогают познать мир. Русские народные сказки читать можно с раннего возраста. В этом случае детям проще «впитать» родной менталитет.

Поучительные истории

Русские народные сказки – это яркое отражение мира, отношений между людьми. В них показаны особенности человеческого характера, сделан акцент на добре и зле. Намного проще понять эти тонкости в развлекательной форме, чем в скучной беседе. Любимые сказочные персонажи отражают дух, тонкости национального характера.

С помощью взрослых маленькая девочка или мальчик легко понимает смысл, который заключён в народных произведениях. Книги полезно читать на ночь, перед сном. Это занятие:

  • развивает ребёнка;
  • помогает расслабиться и настроиться на отдых;
  • поднимает настроение.

Большой выбор

На нашем сайте вы увидите несколько десятков русских народных произведений. Посетителям доступно бесплатное чтение текста онлайн. Вам не нужно скачивать книги на компьютер, достаточно зайти в интернет и посетить ресурс. Младшие школьники могут делать это самостоятельно даже на перерывах в классе. Пользоваться детским сайтом будет удобно дома и за его пределами.

Елена Мазурова
«Мы поставим сказку сами» - развлекательное мероприятие с элементами фольклора

Цель. В игровой театрально-импровизированной форме разыграть сюжетную линию сказки , которую читает ведущий. Дети используют в игре свой жизненный опыт, а также знания, накопленные при прочтении народных сказок .

Предварительная подготовка. Ведущий знакомится с текстом сказки .

Оборудование. Костюмы для действующих лиц (достаточно будет подготовить по одному элементу костюма для каждого сказочного героя . Так у Царя и Царицы это могут быть картонные короны,

у Царевны – головной платочек или кокошник с прикрепленной сзади косой, у Ивана-царевича – картонный меч,

у Серого волка и мухи – полумаски,

у Соловья-разбойника – черная повязка на глазу и серьга из фольги ). На площадке, где разыгрывается сказка , надо поставить несколько стульев . Можно использовать музыкальные фонозаписи.

Действующие лица.

Рассказчик (ведущий)

Разбойники

Мать Кузьмы

Серый Волк

Три дерева

Соловей разбойник

Продолжительность. 20 минут

Рекомендации к проведению. Ведущий читает сказку по написанному заранее тексту. Он же выбирает исполнителей сказки – читает перечень действующих лиц и каждого, кто изъявляет желание участвовать в сценической импровизации, назначает на конкретную роль. Ребята, которые исполняют роли действующих лиц, пантомимически разыгрывают содержание сказки .

Сказочник . Ребята. Сегодня мы с вами будем слушать сказку про Ивана-царевича . Но вам придется не только слушать сказку , но и показывать ее вместе со мной. Давайте сначала выберем исполнителей главных ролей. Нам понадобятся Царь и Царица – пожалуйста, кто будет играть эти роли. Вручаю вам знаки царского достоинства – короны. Теперь прошу Царя и Царицу пройти ко мне и сесть рядом на стулья. Следующие персонажи – Царевна и Иван-царевич. Вот ваши элементы костюмов . Пока вы можете сидеть на местах, а по ходу сюжета вы сами поймете ваши действия. Серый волк и Муха – тоже получите свои полумаски. Выберем, кто исполнит роль Соловья-разбойника и его помощников-разбойников. А рядом с площадкой, где будет разыгрываться основное действие, попрошу встать еще трех человек – это будут три заповедных дерева. Ну вот, основных персонажей мы выбрали. Но и все остальные ребята не останутся у нас без дела – они будут одновременно и зрителями и раками. Итак, сказка начинается .

Звучит тихая загадочная музыка. Ведущий читает сказку , ребята-артисты разыгрывают по ролям экспромтом всё, о чем читает ведущий.

Жили-были Царь и Царица. Жили они, поживали в любви и согласии. И была у них дочка-красавица, звали ее царевна, которую они очень любили.

Царевна выходит и садится рядом с родителями.

Царь и Царица часто гладили Царевну по голове и никогда не бранили ее. А у Царевны был жених – Иван-царевич.

Иван-царевич выходит вперед и гордо прохаживается перед зрителями.

Был он парень бравый, сильный, героический. Он часто приезжал в гости к своей невесте-Царевне верхом на Сером волке.

Иван-царевич «верхом» на Сером волке приезжает к Царевне и садится рядом.

Сядет, бывало, Иван-царевич рядом с Царевной, глядит на неё - не наглядится. Возьмет Царевну за белы рученьки, смотрит на неё – не насмотрится. Часто Иван-царевич рассказывал Царевне о своих подвигах – как он дрался браво и героически. Поговорит он вот так, порасскажет, а потом домой уедет.

Иван-царевич «уезжает» на Сером волке.

Но вот, однажды, ворвался во дворец к Царю и Царице злой Соловей-разбойник со своими друзьями-разбойниками.

С гигиканьем врывается банда разбойников. Они окружают Царя, Царицу, Царевну и пугают их.

Разбойники сначала напугали всех, а потом похитили Царевну – схватили ее и утащили в дремучий лес.

Идет сцена похищения

Царевна долго сопротивлялась и визжала. Но разбойники увели ее к трем заповедным деревьям и посадили на верхушку самого высокого дерева.

Разбойники приводят Царевну к трем заповедным деревьям и прячут за ними.

Иван-царевич, ни о чем не подозревая, прискакал на Сером Волке во дворец Царя, а там родители рыдают навзрыд. Спросил Иван-царевич, что случилось и где его ненаглядная Царевна. Тогда родители рассказали ему о своем горе и поведали обо всем, что случилось. Узнав о трагедии, Иван-царевич поклялся догнать разбойников и освободить свою красавицу невесту. Он сел на Серого Волка и поскакал в дремучий лес искать Царевну.

Иван-царевич скачет к 3 деревьям.

В лесу он долго искал Соловья-разбойника, но в конце концов устал, лег на травку и задремал. Вдруг какая-то муха, которая сидела за деревом, вылетела и укусила Ивана- царевича.

Вылетает муха, кружится, жужжит и кусает Ивана- царевича.

Иван-царевич проснулся, стремительно оседлал Серого Волка, поскакал и увидел разбойников. Он бесстрашно налетел на них и показал им Кузькину мать (выводит перед зрителями мать Кузьмы, а еще где раки зимуют (обводит рукой всех сидящих в зале) . Разбойники испугались и убежали. Затем Иван-царевич снял Царевну с дерева, взял за руку, сел вместе с ней на Серого Волка и поскакал в Царский дворец. Прискакал, вручил Царевну родителям. Царь и Царица обрадовались, стали обнимать дочку и Ивана- царевича. А Царь потом сказал Ивану-царевичу : «Раз ты её спас, то и женись!» И устроили они пир на весь мир.

Тут и сказке конец , а кто её поставил – молодец !

Все артисты выходят на поклон.

«Сказки слово в слово» Джозефа Редьярда Киплинга впервые целиком выпущены на русском языке. Некоторые сказки из этого сборника - «Кошка, гулявшая сама по себе», «Слоненок» - хорошо известны русскоязычному читателю в классических переводах Корнея Чуковского. Другие истории для многих станут открытием: специально для этого издания их перевели Рената Муха, Владимир Левин, Евгения Канищева и Ян Шапиро.

Большинство сказок посвящено диким экзотическим животным. Несмотря на свои «научно-популярные» названия («Откуда у леопарда пятна», «Отчего у дикобраза такая прическа»), сказки фактически лишены прямолинейной «познавательности» и напоминают мифы древнего населения Земли, отражающие картину мира первобытного человека. Здесь появляется краб, который играет морем, топающий ногой мотылек, пляшущий кенгуру. Киплинг пишет о «новеньком» мире, в котором всё происходит впервые: верблюд «на глазах» читателя получает свой горб, леопард - пятна, а человек придумывает алфавит.

Каждая сказка представляет собой развернутый ответ на детское «почему»: откуда у слона хобот? Отчего у верблюда горб? Почему кенгуру ни на кого не похож? Только ответы здесь дает не биолог-эволюционист, а философ. «Сказки слово в слово» - настоящий учебник… чего? Фантазии? Любопытства? Скорее всего, понимания.

Джозеф Киплинг известен большинству российских читателей как автор «Маугли» (это сокращенная версия двухтомной «Книги джунглей»). Между тем история про мальчика, выросшего в волчьей стае, - лишь одно из многих творений Киплинга. Он создал сотни стихотворений, статей, рассказов, несколько романов, и почти во всех текстах так или иначе затрагивал тему образования и воспитания. Неслучайно он постоянно обращается к своему «юному читателю», «сыну», просит его запоминать, думать, ведет с ним прямой и непосредственный диалог: «Слушай, мой милый мальчик, слушай, внимай, разумей!» «Маугли» - это тоже роман о становлении человека. Квитэссенцией «философии воспитания по Киплингу» стало знаменитейшее стихотворение «If»*.

Наполни смыслом каждое мгновенье,
Часов и дней неумолимый бег, -
Тогда весь мир ты примешь, как владенье,
Тогда, мой сын, ты будешь Человек!

Киплинговский идеальный человек, владетель мира, появляется и в «Сказках слово в слово» - то в образе Моряка, то в образе Вождя. Как стать этим идеальным человеком, рыцарем без страха и упрека? Один из ответов на этот вопрос содержится в так называемом «тегумайском цикле». Три сказки этого цикла повествуют не о животных, а о людях из семьи «простого Первобытного Человека» по имени Тегумай Бопсулай (что значит «Человек-который-ни-за-что-не-станет-торопиться»). В сказке «Как было написано первое письмо» дочь Тегумая Таффи отправляется с отцом на рыбалку и случайно изобретает письменность. А через неделю после этой истории Таффи, вновь оказавшись на рыбалке, придумывает алфавит, о чем рассказывает вторая сказка цикла. В третьей истории Тегумай, Таффи и вождь племени накладывают табу на свою реку, чтобы сохранить в ней рыбу («Истории про тегумайские табу»).

Казалось бы, зачем современному ребенку читать про какие-то первобытные табу? Да знает ли он вообще, что это такое - табу? Скорее всего, нет. Зато он наверняка знаком с многочисленными (и зачастую непонятными и бессмысленными) запретами, которые с рождения окружают наших детей. В такой же ситуации растет и Таффи, дочь первобытного охотника. Родительские запреты она постоянно нарушает, за что отец грозит ей жуткими наказаниями: он сварит дочь живьем, спустит с нее шкуру, а самое ужасное - не поцелует на ночь!

«Идеальный человек» Киплинга, подобно Тегумаю, сочетает в себе нежность и жесткость, он очень дисциплинирован, обладает огромной внутренней свободой и твердыми внешними границами, которые создает себе сам. «История про тегумайские табу» рассказывает о том, как Таффи начинает понимать необходимость запретов и важность их соблюдения. Это история о самоконтроле и об умении владеть собой, о том, как стать властителем не только животного мира, но и самого себя. И эта история адресована детям.

«Сказки слово в слово» надо читать медленно, вслух, как и рекомендует автор. И, по возможности, обсуждать с ребенком. Потому что каждая из сказок Киплинга - шаг в становлении личности, одного из ключевых ее качеств. Названия сказок обманчивы: в сказке про глотку Кита рассказывается о том, как смелость и находчивость помогают Моряку добраться до родины. Сказка про Верблюда - история о лени и трудолюбии. Сказка про Носорога повествует о связи внешнего и внутреннего облика человека, а сказка про Кенгуру - про гордость и самолюбие.

И ветер, и зной,
И дождь проливной,
И голод, и труд благотворный
Разгладят ваш горб,
Невиданный горб,
Косматый, мохнатый и черный!

Кстати, многие свои педагогические идеи Киплинг озвучивает сам, в авторских комментариях и рисунках, которые впервые опубликованы в этом сборнике. Вряд ли эти комментарии заинтересуют детей (в отличие от сказок), зато для взрослых они могут стать поводом для серьезных размышлений.

Анна Рапопорт

___________________________

*Существуют десятки вариантов перевода этого текста, познакомиться с ними можно на специализированном сайте «If. Дань одному стихотворению»

Сказки — поэтические рассказы о необыкновенных событиях и приключения, с участием вымышленных персонажей. В современном русском языке понятие слова «сказка» приобрело свое значение с 17 века. До того момента в этом значение предположительно применялось слово «басня ».

Одной из основных особенностью сказки является то, что в её основе всегда находится придуманная история, со счастливым концом, где добро побеждает зло. В рассказах заложен определенный намек, который дает возможность ребенку учиться распознавать добро и зло, постигать жизнь на наглядных примерах.

Детские сказки читать онлайн

Чтение сказок — один из основных и важных этапов на пути вашего ребенка в жизнь. Разнообразные истории дают понять, что мир вокруг нас достаточно противоречив и не предсказуем. Слушая рассказы о приключениях главных героях, дети учатся ценить любовь, честность, дружбу и доброту.

Читать сказки полезно не только детям. Повзрослев, мы забываем, что в конце всегда добро побеждает зло, что все невзгоды нипочем, а прекрасная принцесса ждет своего принца на белом коне. Подарить чуточку хорошего настроения и окунутся в сказочный мир достаточно просто!