«Война – не женское дело». (внеклассное чтение по повести Б.Л. Васильева «А зори здесь тихие»). Анализ «А зори здесь тихие» Васильев Определение темы урока

Департамент образования и науки Приморского края

краевое государственное автономное профессиональное

образовательное учреждение

«Владивостокский судостроительный колледж»

"А зори здесь тихие…"

Методическое указание

Методическое указание «Урок - ролевая игра по повести Бориса Васильева "А зори здесь тихие…" » составлено в соответствии с рабочей программой дисциплины «Русский язык и литература» для студентов 2 курса всех специальностей.

Планируемые результаты …………………………………………………4

Ход урока…………………………………………………………………...7

Приложение А «Сценарий для постановки повести»…………………..33

Приложение Б «Вопросы для викторины»…………………………..….43

Список использованных источников…………………………………....45

Урок - ролевая игра по повести Бориса Васильева

"А зори здесь тихие…"

Целевая аудитория: группа 24-125
Тип урока: комбинированный

Планируемые результаты :

          В процессе подготовки и в ходе самой ролевой игры углубляются знания обучающихся, расширяется круг источников постижения нового.

          Приобретаемые знания становятся личностно-значимыми, эмоционально-окрашенными, так как студент побывал в роли участника событий прошлого.

          Игровая форма работы создает определенный настрой, который обостряет мыслительную деятельность обучающихся.

          Создается атмосфера раскованности, свободы мышления, мнения студентов и преподавателя становятся равнозначными, так как сам преподаватель оказывается в роли зрителя.

          Коллективная работа помогает выработать чувства взаимопомощи, поддержки, лучше узнать друг друга, выявить лидеров в коллективе.

          Коллективная работа позволяет научить деловому общению, дать опыт публичных выступлений.

          Ролевая игра дает возможность отличиться каждому студенту, даже не обладающему хорошими знаниями, преодолеть ему внутреннюю боязнь замечаний преподавателя и одногруппников.

          Для преподавателя такие формы работы дают возможность накопить наглядный материал для последующих уроков.

Образовательная цель

    анализировать художественные произведения;

Развивающая цель

    показать возможность использования самостоятельной работыстудентов при подготовке к уроку (опережающие задания) и при изучении нового материала (на уроке);

    показать организацию коллективной работы студентов при изучении

нового материала, сочетание индивидуальной, групповой, коллективной работы студентов;

    показать применение компьютерной поддержки при проведении занятия;

Воспитательная цель

    воспитывать вкусовые пристрастия в чтении;

Задачи образовательные:

    расширить знания обучающихся о ВОВ;

    показать многообразие творческой манеры писателя;

    активизировать познавательную деятельность обучающихся (через

создание ситуации для поиска материала, обработки, творческого нестандартного подхода к представлению материала);

    обучать образцовой речи, умению комментировать и делать

филологический анализ, уделяя внимание языку художественной литературы;

    формировать у студентов готовность к информационной учебной деятельности, выражающейся в их желании применять средства информационных технологий в любом предмете для реализации учебных целей и саморазвития;

Задачи развивающие:

    развивать творческие, коммуникативные качества (через организацию

работы в группах);

    развивать познавательные способности обучающихся через знакомство с современными компьютерными технологиями;

Задачи воспитательные:

    формировать у молодого поколения чувства патриотизма, любви к

Родине, культуре и родному языку;

    формировать духовно-нравственные и социальные ценности,

гражданскую активность;

    учить осознавать проблемы окружающего микромира.

Оборудование

Портрет писателя, выставка его книг, иллюстрации учеников к повести, плакат И. Тоидзе «Родина – мать зовет», стенд «Женщина и война», компьютер, телевизор, колонки, проектор, декорации к сценке.

Подготовительная работа.

    Планирование игры.

    Работа со студентами:

    сообщение темы, даты проведения ролевой игры,

    распределение ролей и заданий,

    разбивка на группы,

    знакомство с планом игры,

    объяснение целей и ожидаемых результатов,

    репетиции,

    изготовление необходимых дидактических материалов

Ход урока

1. Организационный момент.

Приветствие.

Урок начинается с показа кинокадров о войне. Звучат проникновенные слова Левитана:

Наше дело правое. Враг будет разбит. Победа будет за нами!

Учитель . С этой верой советские люди прошли самую страшную войну, которую когда-либо переживало человечество. За правое дело, за то, чтобы наш народ был свободным и счастливым, отдали свои жизни миллионы советских людей. Нет, этого нельзя забыть!

2. Основный этап.

    Определение темы урока.

Тема нашего урока: «У войны не женское лицо» по повести Бориса Львовича Васильева «А зори здесь тихие».

Сегодня у нас не простой урок, сегодня мы с вами примерим на себя роли бойцов ВОВ, попытаемся понять, чем близки нам сегодняшним героини повести « А зори здесь тихие». Каждый из нас мог оказаться на месте любой из них. Никто из них не успел осуществить свои мечты, просто не успели они прожить собственную жизнь.

Учитель читает стихотворение С. Щипачева «Павшим»

Павшим

Весь под ногами шар земной.

Живу. Дышу. Пою.

Но в памяти всегда со мной

погибшие в бою.

Пусть всех имен не назову,

нет кровнее родни.

Не потому ли я живу,

что умерли они?

Была б кощунственной моя

тоскливая строка

о том, что вот старею я,

что, может, смерть близка.

Я мог давно не жить уже:

в бою, под свист и вой,

мог пасть в соленом Сиваше

иль где-то под Уфой.

Но там упал ровесник мой.

Когда б не он, как знать,

вернулся ли бы я домой

обнять старуху мать.

Кулацкий выстрел, ослепив,

жизнь погасил бы враз,

но был не я убит в степи,

где обелиск сейчас.

На подвиг вновь звала страна.

Солдатский путь далек.

Изрыли бомбы дочерна

обочины дорог.

Я сам воочью смерть видал.

Шел от воронок дым;

горячим запахом металл

запомнился живым.

Но все ж у многих на войне

был тяжелее путь,

и Черняховскому - не мне -

пробил осколок грудь.

Не я - в крови, полуживой,

растерзан и раздет,-

молчал на пытках Кошевой

в свои шестнадцать лет.

Пусть всех имен не назову,

нет кровнее родни.

Не потому ли я живу,

что умерли они?

Чем им обязан - знаю я.

И пусть не только стих,

достойна будет жизнь моя

солдатской смерти их.

Они все хотели жить, но они погибли, чтобы люди могли сказать: «А зори здесь тихие…». Тихие зори не могут быть созвучны с войной, со смертью. Они погибли, но они победили, не пропустили ни одного фашиста. Победили, потому что беззаветно любили Родину.

Женщина на войне… Велика роль женщин на фронте. Женщины – врачи и санитарки под обстрелами и взрывами выносили с поля боя раненых, оказывали первую помощь, порой ценою собственной жизни спасали раненых.

В роли женщины - фронтовички Катерина Строганова

Женщинам-фронтовичкам посвящается
Война и женщина – слова несовместимы,
Но жизнь диктует нам свои права.
И сколько их, любимых, нежных, милых,
Та страшная година унесла.

Хрупка, тонка и в самом нижнем чине,
Ты на войне творила чудеса.
Была поддержкой сильному мужчине,
С тобою рядом слабым быть нельзя.

Ты сколько сильных вырвала у смерти,
Тебя запомнит тот, кого спасла,
Мы понимаем, что ты испытала,
За что награды Родина дала.

Радисткой, санитаркой, партизанкой
И лётчицей отважною была.
Везде нужна: на суше и на море –
Ты шла туда, куда звала страна.

Война для всех – суровая година,
В тылу, в плену война для всех – война.
Мы пропоём тебе отдельно славу:
Ты фронтовичкой, смелою была!)

    Введение в тему урока

Учитель . Дома вы должны были прочитать повесть Бориса Васильева «А зори здесь тихие». Но что нам известно об авторе произведения? Борис Васильев сам в свое время воевал, защищая родину во время ВОВ. Он был свидетелем тех ужасов и смог детально и правдоподобно воссоздать страшные моменты того времени в своих произведениях. Давайте поговорим немного о биографии писателя.

В роли биографов выступят Ольга Лубань, Ирина Первушкина

(По биографии Б.Васильева краткий конспект запишите себе в тетрадь).

Учитель. Откройте тетради, перед вами кроссворд по биографии Б. Васильева, постарайтесь сами отгадать его (самостоятельная работа).

В Великой Отечественной войне организовались целые отдельные женские батальоны. Девушкам - бойцам сурового времени и посвящаем мы сегодняшний наш урок.

Сегодня мы расскажем о девушках, которых бесчеловечно, жестоко «уравняла» война, злобно растоптав их обаяние, нежность, любовь.

Учитель . Погибли девушки, почти ваши ровесницы. «Я хотел рассказать о пережитом сегодняшним, девятнадцатилетним. Рассказать так, чтобы они сами словно бы прошли дорогами войны, чтобы погибшие девочки показались им близкими, понятными - их современницами. И в то же время - девочками тридцатых годов», - так обращается писатель к своим юным читателям.

Как вы считаете, можно ли назвать героической гибель каждой из девушек?

На одной из читательских конференций Б. Васильев сказал: « Надо иметь в виду, что речь идет о немецких десантниках, тогда еще не сдававшихся в плен. Чтобы их остановить, нужно было платить жизнью советских людей. А здесь против них всего лишь один старшина и пять неопытных девочек. Но эти девочки прекрасно знали, за что они отдают свою жизнь».

Одно знал Васков в этом бою: не отступать. Не отдавать немцам ни клочка на этом берегу. Как ни тяжело, как ни безнадежно - держать.

«…И такое чувство у него было, словно именно за его спиной вся Россия сошлась, именно он, Федот Евграфович Васков, был сейчас ее последним сынком и защитником. И не было во всем мире больше никого: лишь он, враг да Россия» (Читает отрывок «Что, взяли?…Взяли, да? Пять девчат, пять девочек было всего, всего пятеро!…А - не прошли вы, никуда не прошли и сдохнете здесь, все сдохнете!…Лично каждого убью, лично…»

Болью, ненавистью и яркостью переполняется сердце закаленного бойца, героя-патриота Ф.Васкова, и это укрепляет его силы, дает ему возможность выстоять. Единый подвиг – защита Родины - уравнивает старшину Васкова и пятерых девчат, которые «держат свой фронт, свою Россию» на Синюхиной гряде.

Так возникает еще один мотив повести: каждый на своем участке фронта должен сделать возможное и невозможное для победы, для того, чтобы зори были тихие.

Учитель . Не случайно именно девушек сделал Борис Васильев героями своей повести, чтобы показать, насколько жестока война. Ведь в женщинах начало всякой жизни. Убийство женщин - это больше, чем преступление. Фашисты убивали их тысячами…

Оля Лубань в роли дочери, плененной немцами

ПИСЬМО
Март, 12, Лиозно*, 1943 год.
Папулечка! С немецкой я неволи
пишу письмо. Вложу его в конверт.
Запрячу в печке весточку о доле...
Тебе прощальный, папенька, привет!
Пятнадцать мне исполнилось сегодня.
А сколько натерпелась бед в плену!
Но даже в этой мрачной преисподней
былое вспоминаю до минут...
Как весело встречали дни рожденья,
Как пели мы с тобою в унисон.
Читала наизусть стихотворенья,
а гости танцевали вальс-бостон...
Ну, а сейчас я на скелет похожа.

На шее номер, платье в лоскутах.
Спина в рубцах. Обветренная кожа.
И кровь спеклась на тоненьких устах.
Рабынею у Шерлона-барона.
Работаю из сил последних я.
А ем с корыта с Розою и Ноной:
"Русс был и будет грязная свинья!"
И убегала много раз из плена,
но дворник возвращал меня опять.
За наказаньем - голод шел на смену.
Теперь мне больше нечего терять.
А маму не ищи - убили звери,
когда узнать пытались о тебе.
Хлестали по лицу, словам не веря,
И застрелили в нашей же избе.
Сегодня сообщили весть плохую,
Что увезут в Германию меня

Не вынести мне долюшку лихую!
Не встретить мне и завтрашнего дня.
Не стану прозябать я на чужбине-
Уж лучше смерть в родимой стороне…
Прощай, мой добрый папенька! -

Отныне
Громи фашистов, помня обо мне!

Я верю, что отыщется конверт,
Когда-нибудь прочтешь ты мой привет....

    Формирование новых понятий.

Ребята, сейчас мы с вами познакомимся с новым понятием литературная критика. Литературная критика - род литературно-творческой и литературно-коммуникативной деятельно­сти, направленной на понимание и оценку по преимуществу совре­менных словесно-художественных произведений.

Критика (от греч. kritike-разбор, обсуждение какого-либо предмета, явления, поступка) - род социальных отношений, пред­полагающих высказывания порицательного свойства об избранном объекте.

В роли литературных критиков по произведению «А зори здесь тихие…» выступят Елена Котова, Александра Русинова .

    Физ. минутка

Учитель. Устали? Предлагаю немного отвлечься и размяться.

В роли физоргов Щедрина Cаша и Аня Шустова.

    Комментированное чтение и разбор повести по вопросам.

    Как вы думаете, почему повесть названа «А зори здесь тихие...?»

Чтение эпилога, стр. 97 .

Вывод учителя. Слишком дорогой ценой досталась эта тишина. Они все хотели жить, но погибли, чтобы люди могли сказать: «А зори-то здесь тихие». Неизмеримо высока цена тишины - пять молодых женских жизней брошено в пучину смерти... Но смертны ли они?

    Где и когда происходит действие повести?

Май 1942 г. 171 разъезд, где-то между Мурманском и Ленинградом.

    Назовите главных героев повести:

Старшина Васков Федот Евграфович, Рита Осянина, Женя Комель-кова, Галя Четвертак, Лиза Бричкина, Соня Гурвич.

    Как ведётся повествование в первых главах повести?

Первые главы повести рисуют почти идиллическую картину мирного военного быта. Война где-то вдали; здесь же, на 171-м разъезде, тишина и безделье. Патриархальным образом устроился превратившийся в «писателя» комендант разъезда старшина Васков.

Прибытие на разъезд в распоряжение старшины девушек-зенитчиц ещё более настраивает читателя на весёлый лад. Складывается комическая, озорная ситуация - и Васильев щедро вводит в повествование юмористические штрихи, подшучивая над незадачливым и простодушным комендантом, тщетно пытающимся в сложившихся обстоятельствах действовать по уставу.

    Дайте характеристику Ф. Е. Васкова.

    коротко расскажите историю жизни Васкова;

    как ведёт себя Васков с девушками.

Обобщение учителя. Васков, бесспорно, наиболее удавшийся герой повести - его стержень и фундамент. Хотя Васков сначала фигура больше комическая, но это комизм особого рода, ситуативный, так как в самом герое нет ничего смешного и могущего спровоцировать даже улыбку. Он жертва обстоятельств, и жертва невинная.

Хмурому старшине Федоту Евграфовичу Васкову немногим более 30 лет. Но в глазах окружающих - и не только девушек, бойцов его отряда - он старичок, «пенёк замшелый», «медведь глухоманный». Стариком чувствует себя и сам Васков, оглядываясь на прожитые годы.

С 14 лет он кормилец в семье. А в армии он уже давно. После семейной драмы и смерти сына он помрачнел, замкнулся, перестал улыбаться, но не озлобился на мир, не стал мизантропом и женоненавистником. В угрюмом старшине неисчерпаемый запас душевного тепла, вот только разглядеть эту «вторую» натуру Васкова нелегко - жизнь его обожгла и серьёзно потрепала, напоила горечью обид и утрат.

Комментированное чтение (стр. 66 гл. 9, стр. 74 гл.10, стр. 79 -гл.11, стр. 87-гл. 12)

Васков с честью выполнил свой долг перед Родиной. Всё, что в его силах, сделал он для того, чтобы уберечь от смерти своих насмешливых юных красноармейцев, с которыми он за время труднейшей экспедиции сросся душой, исполняя и командирские, и отцовские обязанности. Вот только тщетными оказались все его усилия, энергия, огромный жизненный опыт.

«Кто говорит, что на войне не страшно, тот ничего не знает о войне» (Ю. Друнина). Как вы понимаете эти слова?
Своеобразие сюжета. Что важнее для автора событие или переживание?
Есть ли смысл в подвиге? Во имя чего человек идёт на подвиг?


Кто знает, были ли экранизации у повести, и если были, то сколько?

Повесть Бориса Васильева «А зори здесь тихие...» была опубликована впервые в 1969-м. В 1972-м на экраны выпустили экранизацию, поставленную Станиславом Ростоцким , которая, как и книга, получила всенародное признание - надо сказать, вполне заслуженно. Десять лет назад зрителям представили многосерийный телевизионный ремейк российско-китайского производства, а теперь на экраны вышла еще одна полнометражная лента, снятая Ренатом Давлетьяровым

Внимание на экран, перед вами фрагменты из современной экранизации повести (клип).

Обобщение учителя. Итак, мы подходим к самому главному. К истокам подвига. И это не простой вопрос. На войне были всякие. Сильные, мужественные, отдавшие свои жизни... Были, к сожалению, и другие - трусы, предатели...

Девушки обладали силой духа. А это зависит от предшествующей жизни человека.

Домашним заданием для было вжиться роли персонажей повести.

    Инсценировка сценки

(Студентки играют сценку из произведения)

Сценарий театрализации

«А зори здесь тихие»

/по одноименной повести Б. Васильева/

Действующие лица:

Война – Маша Бондаренко

Старшина Васков – Олег Гладких

Рита Осянина – Ольга Лубань

Женя Комелькова- Ксения Игнатьева

Лиза Бричкина- Елизавета Кузьминина

Галя Четвертак – Ирина Первушкина

Соня Гурвич - Екатерина Строгонова

Чтецы /2 чел./ - Лена Котова, Александра Русинова

Пролог.
Занавес открывается.


Голос за кулисами:

Такою все дышало тишиной,




Выходят Война и Васков.
Война:

Я- многоликая война.

И в то же время непохожи…
Васков:

Я - старшина Васков,

Я - комендант разъезда,

Я старшим был в семье,

И старшим здесь пришлось.
Война:

В тылу его осталась мать,

А братья- все под Брестом,

В далеком сорок первом

Им нелегко пришлось.
Васков:

Я жить стараюсь по уставу,

Но не выходит иногда.

Мой взвод- сопливые девчонки,

Им двадцать лет едва-едва.
Война :

Но мой закон ко всем нещаден,

И погибают прежде те,

Которых лучшими считают
Васков:

На этой проклятой войне!

Девчонки, милые девчонки,

Их было пятеро, красивых…
Война:

Но всех- один по одному-


Васков:

Когда пришел сраженья час,

Про юность вы свою забыли.

Земля стонала и рвалась,

А зори тихие здесь были…


Звучит музыкальная тема Осяниной / «Счастье мое», муз. Е.Розенфельда/. Выходит Рита Осянина:



Звучит музыкальная тема Камельковой / «В парке Чаир, сл. П. Арского», муз. Е.Листова/.
Выходит Женя Комелькова:



Выходит Лиза Бричкина:

Лиза уходит вглубь сцены.

Выходит Галя Четвертак:

Я- Галя Четвертак, Эту фамилию дали мне в детском доме. Всю жизнь я мечтала о сольных партиях, длинных платьях и всеобщем поклонении. А потом я решила влюбиться. Придумала себе жениха, и весь детский дом был вскоре наводнен записками, письмами, слезами, свиданиями. Нет, вы не думайте, я не врала! Я просто мечтала!

Галя уходит вглубь сцены. Выходит Соня Гурвич:


Соня уходит вглубь сцены.


Васков:

Наши девочки платьица белые

Раздарили сестренкам своим.

Да зеленые крылья погон…

Мы сведем с ними счеты потом.

Что идете войной наугад…





Васков:

Бричкина:


Бричкина возвращается назад.

Васков:

Гурвич:

Я подожду, я подожду,

Теперь мне некуда спешить.

«О, я хочу безумно жить:

Все сущее – увековечить,

Безличное – вочеловечить,

Несбывшееся – воплотить!»
Соня возвращается назад.

Васков:


Четвертак:


Галя возвращается назад.


Васков:


Комелькова:

Когда на смерть идут – поют,

А перед этим можно плакать.

Час ожидания атаки.

Был бой короткий, а потом

Лежала я под синим небом.

Неужто все? Неужто все?

Из нас еще никто и не жил…



Васков:

Осянина:

О чем – то мне скажешь,

Но я не услышу.

Васков:

Спрошу – не ответит,

А нас рядом двое.

Осянина:

Один только дышит.
Васков:

Я знаю, не встанет,

Я все понимаю.

Зачем же я хлеб

На две части ломаю?

Финал.

Звучат позывные звуки трубы.

Выходят два чтеца.
1-й чтец:


2-й чтец:

Но никогда под русским небом

Трава забвенья не взойдет!

    Закрепление пройденного материала (викторина)

    Рождённые в годы глухие

Пути не помнят своего.

Забыть не в силах ничего.

Невозможно переоценить воспитательное значение литературы о войне Лучшие произведения советских писателей заставляют нас постигать величие и красоту патриотизма, задуматься над кровавой платой, которая была отдана за каждую пядь родной земли, постигать «какою ценой завоевано счастье победы и обретен мир.

Это небольшая повесть не может оставить равнодушным и ни взрослых, ни подростков. Для всех трагическая судьба юных девушек, отдавших жизнь за Родину, за победу в жестокой схватке с фашизмом, олицетворяет собой то, какой ценой досталась нашему народу победа.

    Рефлексия

    Высказывание по прочитанному произведению

1. Что вы чувствовали, когда читали повесть?

2. Какая сцена или эпизод взволновали (понравились) вам? (зачитать).

3. Нравственный выбор человека на войне. Что является мерой ценности человека на войне?

    Объявление домашнего задания.

Сочинение- рассуждение на тему «Война. 70 лет спустя…»

    Выставление оценок.

    Прощание.

ПРИЛОЖЕНИЕ А

Сценарий театрализации
«А зори здесь тихие»

/по одноименной повести Б.Васильева/

Действующие лица:

Старшина Васков

Рита Осянина

Женя Комелькова

Лиза Бричкина

Галя Четвертак

Соня Гурвич

Чтецы /2 чел./
Пролог.
Занавес открывается.
На заднике сцены- восходящее солнце, силуэты сосен и берез.
Звучат звуки выстрелов и канонады.
Голос за кулисами:

Цветок, в росинках весь, к цветку приник,

И пограничник протянул к ним руки.

А немцы, кончив кофе пить, в тот миг

Влезали в танки, закрывали люки.

Такою все дышало тишиной,

Что вся земля еще спала, казалось.

Кто знал, что между миром и войной

Каких-то пять минут осталось!
/С.Щипачев, «22 июня 1941 года» /
Звучит мелодия песни «Священная война»/ муз.А.Александрова/
Выходят Война и Васков.
Война:

Я- многоликая война.

Пятнадцать тысяч раз я приходила к людям.

И все они похожи друг на друга,

И в то же время непохожи…
Васков:

Я - старшина Васков,

Я - комендант разъезда,

Я старшим был в семье,

И старшим здесь пришлось.
Война:

В тылу его осталась мать,

А братья- все под Брестом,

В далеком сорок первом

Им нелегко пришлось.
Васков:

Я жить стараюсь по уставу,

Но не выходит иногда.

Мой взвод- сопливые девчонки,

Им двадцать лет едва-едва.
Война :

Но мой закон ко всем нещаден,

И погибают прежде те,

Которых лучшими считают
Васков:

На этой проклятой войне!

Девчонки, милые девчонки,

Их было пятеро, красивых…
Война:

Но всех- один по одному-

Их смерть безжалостно скосила.
Васков:

Когда пришел сраженья час,

Про юность вы свою забыли.

Земля стонала и рвалась,

А зори тихие здесь были…

Эпизод 1. «Ах, война, что ты сделала, подлая?»
Война и Васков уходят за кулисы. Звучит музыкальная тема Осяниной / «Счастье мое», муз.Е.Розенфельда/. Выходит Рита Осянина:

Я - Рита Осянина. Из всех довоенных событий самое дорогое для меня- школьный вечер встречи с пограничниками. Именно в этот день я познакомилась со своим будущим мужем - застенчивым лейтенантом Осяниным. Мы вместе танцевали вальс, и он пошел провожать меня домой…

А потом были письма. По субботам- его короткие, а по воскресеньям- мои длинные.

Мы поженились. И тогда я не знала, что 22-го – война, а 23-го я стану вдовой.
Рита уходит вглубь сцены и становится спиной к залу.
Звучит музыкальная тема Камельковой / «В парке Чаир, сл. П.Арского», муз. Е.Листова/.
Выходит Женя Комелькова:

Я – Комелькова Женя. Помню, как однажды я приехала к отцу на учения – он у меня военный. Иду, а навстречу мне полковник. Господи! Высокий, русоволосый, кареглазый!

Я так и замерла. А он мне: «Разрешите познакомиться?». А я ему: «Разрешаю. Женя Комелькова». А он мне: «Не хотите на лошадях покататься?». А я ему: «Отчего же? Можно». А он мне: «А вы всегда такая веселая?». А я: «Всегда!». Так и влюбилась.

Но пришла война, и распорядилась по-своему: я теперь одна. Одна на всем белом свете. И мне почему-то совсем не весело…
Женя уходит вглубь сцены, становится рядом с Осяниной.
Звучит музыкальная тема Бричкиной / «Грустные ивы», сл. А.Жарова, муз. М.Блантера /.

Выходит Лиза Бричкина:

Меня зовут Лиза Бричкина. Все свои 19 лет я прожила в ожидании счастья, которое так ко мне и не пришло… Сначала я ждала возвращения в школу, которую бросила из-за болезни матери, потом- свиданий с подружками, потом- редких свободных вечеров на пятачке, возле клуба. Потом ждала, что придет Он, которого я буду любить всю жизнь, потом…

Потом ждать стало нечего: война.

Лиза уходит вглубь сцены. Звучит тема Четвертак / «У Черного моря», сл. С.Кирсанова, муз. И. Табачникова /.

Выходит Галя Четвертак:

Я - Галя Четвертак, Эту фамилию дали мне в детском доме. Всю жизнь я мечтала о сольных партиях, длинных платьях и всеобщем поклонении. А потом я решила влюбиться. Придумала себе жениха, и весь детский дом был вскоре наводнен записками, письмами, слезами, свиданиями. Нет, вы не думайте, я не врала! Я просто мечтала!

Война меня застала на третьем курсе библиотечного техникума. Она разрушила все мои мечты.

Галя уходит вглубь сцены. Звучит музыкальная тема Гурвич / «Утомленное солнце», муз. Ю.Петербургского, сл. И.Альвека/ Выходит Соня Гурвич:

Я - Соня Гурвич, бывшая студентка второго курса Минского университета. Вместо танцев я бегала в «читалку» и в театр. Как память о довоенной жизни у меня осталась только эта тоненькая книжечка со стихами Блока. Ее подарил мне очкастый сосед по лекциям, с которым я провела единственный вечер в парке имени Горького.

А потом я надела форму и сапоги на два размера больше.
Соня уходит вглубь сцены.
Звучит мелодия песни Б.Окуджавы «До свидания, мальчики».
Девушки, повернувшись лицом к зрителю, медленно танцуют.
Васков:

Ах, война, что ж ты сделала, подлая?

Вместо свадеб – разлуки и дым.

Наши девочки платьица белые

Раздарили сестренкам своим.

Сапоги.… Ну куда от них денешься?

Да зеленые крылья погон…

Вы наплюйте на сплетников, девочки,

Мы сведем с ними счеты потом.

Пусть болтают. Что верить вам не во что,

Что идете войной наугад…

До свидания, девочки! Девочки,

Постарайтесь вернуться назад.
Эпизод 2. «Они легли на поле боя, жить начинавшие едва».
Девушки останавливаются, поворачиваются спиной к зрителю.
Звучит мелодия из оперы К.Молчанова «Зори здесь тихие».
Васков:

Но они не вернулись.… На 171-й разъезд пришел я один. Пять девчонок, всего только пять! А ведь справились, не пропустили гадов! И кто? /Бричкина поворачивается и идет на авансцену/.

Лиза Бричкина, родная душа. Она первая погибла. В болоте утонула. Не дошла до наших за подмогой, не смогла. А ведь мы даже как следует и не простились. Все думал, успеется. Как же так, Лизавета?

Бричкина:

Торопилась я очень, все хотела успеть,

И, как вы обещали, с вами песню допеть.

Я ведь вас полюбила.… Ах, зачем эта смерть?

Торопилась я очень, все хотела успеть…
Бричкина возвращается назад.
Соня Гурвич начинает движение на авансцену.
Васков:

А Соня Гурвич? Зачем я при ней про свой забытый кисет сказал? А она, легкая, как птица, вспорхнула: «Я принесу, я знаю, где он лежит!». Даже остановить не успел. Какое там, только сапоги затопали…

Никогда не забуду ее предсмертный крик, крик раненой птицы. Два удара ножом. Полежи тут, Сонечка, я сейчас вернусь!

Гурвич:

Я подожду, я подожду,

Теперь мне некуда спешить.

/Открывает томик стихов А.Блока и читает/

«О, я хочу безумно жить:

Все сущее – увековечить,

Безличное – вочеловечить,

Несбывшееся – воплотить!»
Соня возвращается назад.
Из глубины сцены начинает движение Галя Четвертак.
Васков:

Галина Четвертак. Четвертачок. Я так и не узнал, как себя с ней вести. Маленькая, хрупкая, с неудачным первым боевым крещением. Испугалась. Немцев испугалась, и не смогла удержаться – побежала.

Коротко ударил автомат. С десяти шагов ударил в тонкую, напряженную спину.

Четвертак:

Я так мало успела в этой жизни прожить,

Я так много мечтала верить, ждать и любить.

Я так сильно боялась, что в войне этой сгину.

Почему мне досталась эта очередь в спину?
Галя возвращается назад.

Из глубины сцены подходит Женя Комелькова.
Васков:

Женя Комелькова. Красавица, Погибла, отводя немцев от раненой Осяниной. И даже когда первая пуля ударила в бок, она просто удивилась: ведь это так глупо умирать в 19 лет. А немцы ранили ее вслепую, и она могла бы затаиться, переждать и уйти. Но она стреляла, пока были патроны. Стреляла лежа, не пытаясь убежать, и … пела.

Немцы добили ее в упор, а потом смотрели на ее и после смерти прекрасное лицо.
Комелькова:

Когда на смерть идут – поют,

А перед этим можно плакать.
Ведь самый страшный час в бою –

Час ожидания атаки.

Был бой короткий, а потом

Лежала я под синим небом.

Неужто все? Неужто все?

Из нас еще никто и не жил…
/С. Гудзенко, «Перед атакой», в обработке/
Женя возвращается назад, в глубину сцены.
На авансцену начинает движение Рита Осянина.
Васков:

Осянина Рита. Смертельно раненая осколком гранаты, застрелилась, боялась стать обузой, глупая.

Я к ней подойду и шинелью укрою.

Осянина:

О чем – то мне скажешь,

Но я не услышу.

Васков:

Спрошу – не ответит,

А нас рядом двое.

Осянина:

Один только дышит.
Васков:

Я знаю, не встанет,

Я все понимаю.

Зачем же я хлеб

На две части ломаю?
/Ю.Воронов, «Трое», в обработке/
Финал.
/По мотивам стихотворений С.Куняева, Р. Казаковой «На фотографии в газете». Р. Гамзатова «Клятва сыновей»/
Звучат позывные звуки трубы.
Васков уходит за кулисы, девушки шеренгой идут на авансцену.
Выходят два чтеца.
1-й чтец:

Они легли на поле боя, жить начинавшие едва.

И было небо голубое, была зеленая трава.
2-й чтец:

А мать-и-мачеха цветет, и сон-трава

Мохнатым зевом росу мерцающую пьет.

Но никогда под русским небом

Трава забвенья не взойдет!

ПРИЛОЖЕНИЕ Б

Вопросы для викторины

    Для общения между бойцами в лесу в случае обнаружения противника или «чего непонятного» Васков придумал определенные сигналы. Что это за сигналы? (Два кряка -внимание, вижу противника, три кряка -все ко мне)

    Старшина Васков был сверхсрочником. А за что он получил орден? (За разведку)

    Почему у Гали Четвертак была такая необычная фамилия? (Она была подкидышем. Фамилию дали в детском доме: потому что меньше всех ростом вышла, в четверть меньше)

    Что придумали девчата для того, чтобы направить немцев в обход, вокруг Легонтова озера? (Нужно создать шум, прикинуться лесорубами)

    «Дорогому защитнику Родины». Где были написаны эти слова? (На кисете старшины Васкова)

    В каком техникуме до войны училась Галя Четвертак? (В библиотечном)

    Что соорудили Гале Четвертак вместо утопленного в болоте сапога? (Чуню)

    Назовите озеро, куда двинулись Васков и пять девушек-бойцов? (Вопь-озеро)

    «...Над дальним лесом с криком перелетали птицы». Какие это были птицы, и почему они кричали? (Сороки, вспугнутые немцами)

    Куда держали путь немцы, которых обнаружила в лесу Рита Осянина? (На Кировскую железную дорогу и Беломоро-Балтийский канал)

    Рита Осянина видела немцев «в количестве двух», как сказал Васков. А сколько немцев было на самом деле? (16)

    «От левой косы Синюхина гряда начинается. С другой стороны эту гряду второе озеро поджимает...» Как оно называется? (Легонтово, названное так по имени монаха Легонта)

    О ком идет речь: «...Остренькое, некрасивое, но уж очень серьёзное личико...»? (О Соне Гурвич)

    Сколько лет было старшине Васкову? (32 года)

    Рождённые в годы глухие

Пути не помнят своего.

Мы - дети страшных лет России –

Забыть не в силах ничего.

Стихи этого поэта читала Соня Гурвич? (Александра Блока)

    Как назвал Васков «дубину какую-то», по определению Комельковой, при помощи которой идут через топь? (Слега)

    Откуда была родом Лиза Бричкина? (С Брянщины)

    Как погибла Соня Гурвич? (Побежала за кисетом Васкова и натолкнулась на немцев)

    Какую должность занимал старшина Васков? (Комендант разъезда)

    «А немцы ранили её вслепую, сквозь листву, и она могла затаиться, переждать и, может быть, уйти. Но она стреляла, пока были патроны. Стреляла лёжа, уже не пытаясь убегать, потому что вместе с кровью уходили и силы. И немцы добили её в упор, а потом долго смотрели на её и после смерти гордое и прекрасное лицо...» О какой из героинь повести идёт речь? (О Жене Комельковой)

    В какую руку был ранен старшина Васков? (В левую)

Список литературы

    Алексиевич С. А. У войны не женское лицо. Последние свидетели: повести / С. А. Алексиевич. - М. : Сов. писатель, 1988. – 367 c.

    Васильев Б. Л. А зори здесь тихие…: повесть / Б. Л. Васильев. - М. : Сов. писатель, 1977. – 144 с.

    Друнина Ю. Стихотворения. – М.: ЭКСМО, 2004.

    Егорова Н.В., Золотарёва Поурочные разработки по русской литературе. XX век. – М.: ВАКО, 2003.

    Крамской В.Л. Юность, опаленная войной. - Старый Оскол: РОСА, 2010

Сюжет и система образов повести «А зори здесь тихие…»

повесть васильев художественный жанровый

«У войны не женское лицо» -- это тезис на протяжении долгих столетий. Пережить ужас войны способны очень сильные люди, поэтому принято считать войну мужским делом. Но трагизм, жестокость войны заключается в том, что вместе с мужчинами встают и женщины, которые идут убивать и погибать.

Пять совершенно разных девичьих характеров, пять различных судеб. Девушки-зенитчицы отправляются в разведку под командованием старшины Васкова, который привык жить по уставу. Несмотря на ужасы войны, он сохранил лучшие человеческие качества. Он осознает свою вину перед ними за то, что не смог сберечь девушек. Смерть пяти девчат оставляет глубокую рану в сердце старшины, он не может найти оправдания ей даже в своей душе. В скорби этого простого человека заключен высший гуманизм.

Поведение девушек -- это тоже подвиг, потому что они совершенно не приспособлены к военным условиям.

По словам автора, повесть основана на реальном эпизоде в ходе войны, когда семеро солдат, после ранения, служившие на одной из узловых станций железной дороги Адлер - Сахалин, не дали немецкой диверсионной группе взорвать железную дорогу на этом участке. После боя в живых остался только сержант, командир группы советских бойцов, которому после войны вручили медаль «За боевые заслуги». «И я подумал: вот оно! Ситуация, когда человек сам, без всякого приказа, решает: не пущу! Им здесь нечего делать! Я начал работать с этим сюжетом, уже написал страниц семь. И вдруг понял, что ничего не выйдет. Это просто будет частный случай на войне. Ничего принципиально нового в этом сюжете не было. Работа встала. А потом вдруг придумалось -- пусть у моего героя в подчинении будут не мужики, а молоденькие девчонки. И всё -- повесть сразу выстроилась. Женщинам ведь труднее всего на войне. Их на фронте было 300 тысяч! А тогда никто о них не писал»

Повествование ведется от имени Васкова. Вся повесть построена на его воспоминаниях. И это играет важную роль в идейно-художественном восприятии повести. Она написана человеком, который прошел всю войну, поэтому вся она правдоподобна. Автор посвящает её нравственной проблеме формирования и преобразования характера и психики личности в условиях войны. Наболевшая тема войны показана на примере героев повести. У каждого из них свое отношение к войне, свои мотивы борьбы с фашистами. И именно этим молодым девчонкам, предстоит проявить себя в условиях войны. Каждый персонаж Васильева имеет свой колорит и свою гамму чувств. Происходящие события заставляют сопереживать каждому герою. Как говорили в войну, жизнь одна и смерть одна. И всех девушек одинаково можно назвать подлинными героинями войны.

Для более полного раскрытия образов Васильев использует такой художественный приём как ретроспектива. Ретроспективный обзор - это обращение к прошлому. Прием ретроспекции в художественной литературе (включение в повествование событий прошлого).

Именно из воспоминаний героев повести мы узнаём больше о их жизни до войны, их социальную соотнесенность и характерах. Героини этой повести очень разные. Каждая из них уникальна, обладает неподражаемым характером и неповторимой судьбой, сломанной войной. Этих девушек объединяет то, что они живут ради одной цели. Эта цель - защитить Родину, защитить свои семьи, защитить близких людей. А для этого необходимо уничтожить врага. Для некоторых уничтожить врага значит выполнить свой долг, отомстить за смерть близких и родных им людей.

Рассмотрим каждый персонаж в отдельности. Начнем с коменданта Федота Ефграфовича Васкова. В этом персонаже мы видим одинокого человека, для которого в жизни кроме уставов, приказов начальства и вверенного ему отделения больше ничего не осталось. Все война отняла. Он жил строго по уставу и навязывал этот устав всем, кто его окружал. В жизни коменданта все поменялось с появлением присланных зенитчиц. Помимо приятной внешности вновь прибывшие были к тому же остры на язык. Несмотря на заметную грубоватость, Васков проявляет заботу обо всех пяти зенитчицах. Образ Васкова на протяжении повести испытывает перерождение. Но не только сам старшина является тому причиной. Немалую долю внесли и девушки, каждая по-своему. Федот Ефграфович тяжело переживает гибель девушек. Он душевно привязался к каждой из них, каждая из смертей оставила шрам на его сердце. У Васкова была прострелена рука, но у него в разы сильнее болело сердце. Он чувствовал себя виноватым в смерти каждой из девушек. Не потеряв кисета, он, возможно, избежал бы смерти Сони Гурвич; не отправляя натощак Лизу Бричкину и убедительнее заставив ее передохнуть на островке в болоте, тоже можно было бы избежать ее гибели. Но разве можно было знать все это наперед? Никого уже не вернешь. А последняя просьба Риты Осяниной стала настоящим приказом, ослушаться которого Васков просто не посмел. В повести есть момент, когда Васков вместе с сыном Риты возлагает цветы на памятную доску с именами всех пяти девушек-зенитчиц. Жажда мести управляла сознанием Васкова после смерти Риты Осяниной, которая попросила забрать к себе ее маленького сына. Васков впоследствии заменит ему отца.

Сложна история Елизаветы Бричкиной, которая приняла нелепую, но ужасную и мучительную смерть. Лиза - молчаливая, несколько замкнутая в себе девушка. В повести Лиза - мечтательная и спокойная, но в то же время серьезная девушка. Она жила вместе с родителями на кордоне в лесу. Преисполненная чувством надежды на счастье и ожиданием светлого будущего она шла по жизни. Она всегда вспоминала напутствия родителей и обещания ей счастливого «завтра». Попав в отряд зенитчиц, Лиза была спокойной и сдержанной. Ей понравился Васков. Лиза, не раздумывая, попросилась вместе со всеми в отряд по поискам немецких диверсантов. Васков согласился. За все время пути Лиза все больше и больше привлекала внимание Васкова. Он говорил ей: «Ты примечай все, Лизавета, ты у нас человек лесной…»(178). Осознав всю опасность положения, когда вместо двух диверсантов на горизонте показалось шестнадцать, Васков сразу понял, кого пошлет за подмогой. Лиза очень торопилась. Она хотела как можно скорее привести помощь. Всю дорогу она думала о словах Федота Евграфовича и грела себя мыслью, что они обязательно выполнят приказ и споют. Проходя через болото, Лиза испытывала невероятный страх. И это понятно, ведь тогда, когда она вместе со всеми шла, ей в случае чего обязательно помогли бы, а теперь она одна, в мертвом, глухом болоте, где нет ни одной живой души, которая смогла бы ей помочь. Но слова Васкова и близость «заветного пня»(201), который был ориентиром для Лизы, а значит твердой землёй под ногами, разогрели душу Лизы и подняли ее настроение. Но автор решает совершить трагический поворот событий. Попытки выбраться и истошные крики о помощи оказываются тщетными. И в тот момент, когда наступило последнее мгновение в жизни Лизы, появляется солнце, как обещание счастья и символ надежды. Всем известна поговорка: надежда умирает последней. Так и случилось с Лизой. «Лиза долго видела это синее прекрасное небо. Хрипя, выплевывала грязь и тянулась, тянулась к нему, тянулась и верила… И до последнего мгновения верила, что это завтра будет и для неё…»(202)

Ненужной была смерть Сони Гурвич, которая, стремясь сделать доброе дело, погибает от вражеского клинка. Студентка, готовившаяся к летней сессии, вынуждена сражаться с немецкими оккупантами. Она и ее родители были еврейской нации. В ту группу, которую набрал Васков, Соня попала потому, что знала немецкий язык. Как и Бричкина, Соня была тихоней. Ещё она любила стихи и часто их читала вслух, либо самой себе, либо своим товарищам.

Васков обронил свой памятный кисет с табаком. Соня поняла его переживания по поводу потери и решила помочь ему. Вспомнив, где она видела этот кисет, Соня побежала на его поиски. Васков шепотом приказал ей вернуться, но Соня уже не слышала его. Схвативший ее немецкий солдат вонзил ей в грудь нож. Решив сделать доброе дело своему начальнику, Соня Гурвич ушла из жизни.

Гибель Сони была первой потерей отряда. Именно поэтому все, особенно Васков, восприняли ее очень серьезно. Васков винил себя в ее смерти. Но ничего сделать уже нельзя было. Ее похоронили, а Васков снял с ее кителя петлицы. Такие же петлицы он снимет в последствие со всех кителей погибших девушек.

Следующие три персонажа можно рассмотреть одновременно. Это образы Риты Осяниной (девичья фамилия Муштакова), Жени Комельковой и Гали Четвертак. Три эти девушки всегда держались вместе. Юная Женя была невероятно хороша собой. «Хохотушка» имела тяжелую историю жизни. На ее глазах была убита вся семья, погиб любимый человек, поэтому у нее были свои личные счеты с немцами. Она вместе с Соней попали в распоряжение к Васкову несколько позже остальных, но тем не менее они сразу влились в коллектив. С Ритой у нее тоже не сразу вышла дружба, но после душевной беседы обе девушки увидели в себе хороших подруг. Женя с последними патронами стала уводить немцев от раненной подруги, дав время Васкову помочь Рите. Женя приняла героическую смерть. Она не боялась умереть. Ее последние слова означали, что убив одного солдата, пусть даже девушку, они не перебьют весь Советский Союз. Женя буквально выругалась перед смертью, выложив все то, что у нее наболело.

Невзрачную Галю они тоже приняли к себе в «компанию» не сразу. Галя показала себя как хороший человек, который не предаст и последний кусок хлеба отдаст товарищу. Сумев сохранить тайну Риты, Галя стала одной из них.

Юная Галя жила в детском доме. На фронт она попала обманом, соврав про свой возраст. Галя была очень робкой. С раннего детства лишенная материнского тепла и заботы. Она придумывала истории про свою мать, веря, что она не сирота, что мать вернется и заберет ее. Все смеялись с этих историй, а несчастная Галя старалась придумать другие истории, чтобы позабавить других.

Смерть Гали можно назвать глупой. Поддавшись испугу, она срывается с места и с криком бежит. Немецкая пуля моментально ее настигает, Галя гибнет.

Рита Осянина за свои девятнадцать лет успела побывать замужем и родить сына. Ее муж погиб в первые дни войны, но об этом она не знала и всё время его ждала. Рита сама ушла в зенитчицы, желая отомстить за мужа. Рита по ночам стала убегать в город к сыну и больной матери, возвращаясь под утро. Однажды таким же утром Рита и наткнулась на диверсантов.

Смерть Риты Осяниной психологически самый сложный момент повести. Б. Васильев очень точно передает состояние молодой двадцатилетней девушки, прекрасно осознающей, что рана ее смертельна и что, кроме мучений, её ничего не ждет. Но при этом её заботила только одна мысль: она думала о маленьком сыне, понимая, что ее робкая, болезненная мать вряд ли сможет вырастить внука. Сила Федота Васкова в том, что он умеет найти в нужный момент самые точные слова, поэтому ему можно верить. И когда он говорит: «Не тревожься, Рита, понял я все»(243), становится ясно, что он действительно никогда не бросит маленького Алика Осянина, а скорей всего усыновит его и воспитает честным человеком. Описание смерти Риты Осяниной в повести занимает всего несколько строк. Вначале тихо прозвучал выстрел. «Рита выстрелила в висок, и крови почти не было. Синие порошинки густо окаймили пулевое отверстие, и Васков почему-то особенно долго смотрел на них. Потом отнес Риту в сторону и начал рыть яму в том месте, где она до этого лежала».(243)

Трагизм и нелепость происходящего подчеркивает сказочная красота Легонтова скита, расположенного рядом с озером. И здесь, среди смерти и крови, «тишина могильная стояла, аж звон в ушах». Война - явление противоестественное. Вдвойне же страшной становится война, когда погибают женщины, потому что именно тогда, по мнению Б. Васильева, «обрываются ниточки»(214). Будущее, к счастью, оказывается не только «вечным», но и благодарным. Не случайно в эпилоге приехавший отдохнуть на Легонтово озеро студент написал в письме другу: «Здесь, оказывается, воевали, старик. Воевали, когда нас еще не было на свете... Мы разыскали могилу - она за речкой, в лесу... А зори-то здесь тихие, только сегодня разглядел. И чистые-чистые, как слезы...».(246) В повести Б. Васильева мир торжествует. Подвиг девушек не забыт, память о них будет вечным напоминанием о том, что «у войны - не женское лицо».

Б.Л. Васильев в своей повести «А зори здесь тихие…» создал образную систему персонажей. Образ главного героя старшины Васкова раскрывается при взаимодействии с героинями повести. Эти сопоставление позволяет показать внутренний мир героев.

Повесть "А зори здесь тихие", написанная Васильевым Борисом Львовичем (годы жизни - 1924-2013), появилась на свет впервые в 1969 году. Произведение, по словам самого автора, основано на реальном военном эпизоде, когда после ранения семеро солдат, служивших на железной дороге, не дали ее взорвать немецкой диверсионной группе. После сражения удалось выжить лишь одному сержанту, командиру советских бойцов. В данной статье мы проведем анализ "А зори здесь тихие", опишем краткое содержание этой повести.

Война - это слезы и горе, разрушение и ужас, безумие и истребление всего живого. Она всем принесла беду, постучавшись в каждый дом: жены потеряли мужей, матери - сыновей, дети вынуждены были остаться без отцов. Множество людей прошли через нее, испытали все эти ужасы, но им удалось выстоять и победить в тяжелейшей из всех войн, когда-либо перенесенных человечеством. Анализ "А зори здесь тихие" начнем с краткого описания событий, попутно комментируя их.

Борис Васильев в начале войны служил молодым лейтенантом. В 1941 году он ушел на фронт, еще будучи школьником, и через два года был вынужден покинуть армию в связи с тяжелой контузией. Таким образом, войну этот писатель знал не понаслышке. Поэтому его лучшие произведения - именно о ней, о том, что человеку удается остаться человеком, лишь выполнив до конца свой долг.

В произведении "А зори здесь тихие", содержание которого составляет война, она ощущается особенно остро, поскольку повернута непривычной для нас гранью. Все мы привыкли ассоциировать с ней мужчин, а здесь главные герои - девушки, женщины. Они встали против врага одни посреди земли русской: озер, болот. Противник - выносливый, сильный, беспощадный, хорошо вооруженный, многократно превосходит их по числу.

События разворачиваются в мае 1942 года. Изображается железнодорожный разъезд и его командир - Федор Евграфыч Васьков, 32-летний мужчина. Солдаты прибывают сюда, но потом начинают гулять и пить. Поэтому Васьков пишет рапорты, и в конце концов ему присылают девчат-зенитчиц под командованием Риты Осяниной, вдовы (ее муж погиб на фронте). Затем приезжает Женя Комелькова, вместо убитой немцами подносчицы. У всех пяти девушек был свой характер.

Пять разных характеров: анализ

"А зори здесь тихие" - это произведение, в котором описаны интересные женские образы. Соня, Галя, Лиза, Женя, Рита - пять разных, но в чем-то очень похожих девушек. Рита Осянина - нежная и волевая, отличается душевной красотой. Она - самая бесстрашная, мужественная, она - мать. Женя Комелькова - белокожая, рыжая, высокая, с детскими глазами, всегда смешливая, веселая, озорная до авантюризма, уставшая от боли, войны и мучительной и долгой любви к женатому и далекому человеку. Соня Гурвич - это ученица-отличница, утонченная поэтическая натура, как будто вышедшая из книги стихов Александра Блока. всегда умела ждать, она знала, что предназначена для жизни, и невозможно ее миновать. Последняя, Галя, всегда активнее жила в воображаемом мире, чем в действительном, поэтому очень боялась этого беспощадного ужасного явления, которое представляет собой война. "А зори здесь тихие" изображает эту героиню смешной, так и не повзрослевшей, неуклюжей по-детски детдомовской девочкой. Побег из детского дома, записки и мечты... о длинных платьях, сольных партиях и всеобщем поклонении. Она хотела стать новой Любовью Орловой.

Проведенный анализ "А зори здесь тихие" позволяет сказать, что никто из девушек так и не смог осуществить свои желания, потому что они не успели прожить жизнь.

Дальнейшее развитие событий

Герои "А зори здесь тихие" сражались за Родину, как никто, никогда и нигде не дрался. Они всей душой ненавидели врага. Девушки выполняли приказы всегда четко, как и следует молодым солдатам. Они испытали все: потери, переживания, слезы. Прямо на глазах этих бойцов умирали их хорошие подруги, но девушки держались. Они стояли насмерть до самого конца, никого не пропустили, и таких патриотов были сотни и тысячи. Благодаря им удалось отстоять свободу Родины.

Смерть героинь

Разная смерть была у этих девушек, как и разными были жизненные пути, по которым следовали герои "А зори здесь тихие". Рита была ранена гранатой. Она понимала, что не сможет выжить, что рана смертельна, а умирать придется мучительно и долго. Поэтому, собрав остаток сил, она выстрелила себе в висок. У Гали смерть была столь же безрассудной и болезненной, как и сама она - девушка могла бы спрятаться и сохранить себе жизнь, но не сделала этого. Остается лишь предполагать, что двигало ей тогда. Возможно, просто минутное смятение, возможно, трусость. У Сони смерть была жестока. Она даже не сумела понять, как лезвие кинжала пронзило ее жизнерадостное молодое сердце. У Жени - немного безрассудная, отчаянная. Она до самого конца верила в себя, даже когда уводила от Осяниной немцев, ни на миг не сомневалась в том, что все завершится благополучно. Поэтому даже после того, как первая пуля попала ей в бок, она лишь удивилась. Ведь так неправдоподобно, несуразно и глупо было умирать, когда тебе всего девятнадцать лет. Смерть Лизы случилась неожиданно. Это была очень глупая неожиданность - девушку затянуло в болото. Автор пишет, что до последнего мгновения героиня верила, что "завтра будет и для нее".

Старшина Васков

Старшина Васков, о котором мы уже упомянули в кратком изложении "А зори здесь тихие", остается в итоге один среди муки, беды, наедине со смертью и тремя пленными. Но теперь у него впятеро больше сил. То, что было в этом бойце человеческого, лучшего, но спрятанного глубоко в душе, раскрылось внезапно. Он перечувствовал и пережил и за себя, и за его девочек-"сестричек". Старшина сокрушается, он не понимает, почему это произошло, ведь им детей рожать надо, а не умирать.

Итак, по сюжету все девушки погибли. Что же руководило ими, когда они шли в бой, не жалея собственной жизни, отстаивая свою землю? Возможно, всего лишь долг перед Отчизной, своим народом, возможно, патриотизм? Все смешалось в этот момент.

Старшина Васков в итоге винит во всем себя, а не ненавистных ему фашистов. Как трагический реквием воспринимаются его слова о том, что он "всех пятерых положил".

Заключение

Читая произведение "А зори здесь тихие", невольно становишься наблюдателем будней зенитчиков на разбомбленном разъезде в Карелии. В основу этой повести положен эпизод, незначительный в огромных масштабах Великой Отечественной войны, но о нем рассказано так, что все ее ужасы встают перед глазами во всем своем уродливом, страшном несоответствии с сущностью человека. Оно подчеркивается и тем, что названо произведение "А зори здесь тихие", и тем, что ее герои - девушки, вынужденные участвовать в войне.

Повесть «А зори здесь тихие» Бориса Васильева – одно из самых проникновенных и трагических произведений о Великой Отечественной войне. Впервые опубликована в 1969 году.
Повествование о пяти девушках-зенитчицах и старшине, вступивших в бой с шестнадцатью немецкими диверсантами. Герои говорят с нами со страниц повести о противоестественности войны, о личности на войне, о силе духа человека.

В главной теме повести – женщина на войне отражена вся «беспощадность войны», сама же тема до появления повести Васильева в литературе о войне не поднималась. Чтобы разобраться в событийном ряде повести, можно читать краткое содержание «А зори здесь тихие» по главам на нашем сайте.

Главные герои

Васков Федот Евграфыч – 32-х лет, старшина, комендант разъезда, куда прикомандированы на службу девушки-зенитчицы.

Бричкина Елизавета -19 лет, дочь лесника, жившая до войны на одном из кордонов в лесах Брянщины в «предчувствии ослепительного счастья».

Гурвич Соня – девушка из интеллигентной «очень большой и очень дружной семьи» минского врача. Отучившись год в московском университете, ушла на фронт. Любит театр и поэзию.

Комелькова Евгения – 19 лет. У Женьки свой счет к немцам: ее семью расстреляли. Несмотря на горе, «характер ее был весел и улыбчив».

Осянина Маргарита – первая из класса вышла замуж, через год родила сына. Муж, пограничник, погиб на второй день войны. Оставив ребенка маме, Рита ушла на фронт.

Четвертак Галина – воспитанница детдома, мечтательница. Жила в мире собственных фантазий, и на фронт ушла с убеждением, что война – это романтика.

Другие персонажи

Кирьянова – сержант, помкомвзвода девушек-зенитчиц.

Глава 1

В мае 1942 года на 171 железнодорожном разъезде, оказавшемся внутри идущих вокруг военных действий, уцелело несколько дворов. Немцы прекратили бомбежки. На случай налета командованием были оставлены две зенитные установки.

Жизнь на разъезде была тихой и спокойной, зенитчики не выдерживали искушения женским вниманием и самогоном, и по рапорту коменданта разъезда старшины Васкова один «опухший от веселья» и пьянства полувзвод сменял следующий…Васков просил прислать непьющих.

Прибыли «непьющие» зенитчики. Бойцы оказались совсем молоденькими, и были они… девушками.

На разъезде стало спокойно. Девушки над старшиной подтрунивали, Васков чувствовал себя неловко в присутствии «ученых» бойцов: образования у него было всего 4 класса. Главное же беспокойство вызывал внутренний «беспорядок» героинь – они все делали не «по уставу» .

Глава 2

Потеряв мужа, Рита Осянина, командир отделения зенитчиц, стала суровой и замкнутой. Однажды убили подносчицу, и вместо нее прислали красавицу Женю Комелькову, на глазах которой немцы расстреляли близких. Несмотря на пережитую трагедию. Женька открыта и озорна. Рита и Женя подружились, и Рита «оттаяла» .

Их подругой становится «заморыш» Галя Четвертак.

Услышав о возможности перевода с передовой на разъезд, Рита оживляется – оказывается, у нее рядом с разъездом в городе сын. По ночам Рита бегает навещать сына.

Глава 3

Возвращаясь из самовольной отлучки через лес, Осянина обнаруживает двух незнакомцев в маскировочных халатах, с оружием и пакетами в руках. Она спешит рассказать об этом коменданту разъезда. Внимательно выслушав Риту, старшина понимает, что она столкнулась с немецкими диверсантами, двигающимися в сторону железной дороги, и решает идти на перехват противника. В распоряжение Васкова выделены 5 девушек-зенитчиц. Беспокоясь за них, старшина старается подготовить свою «гвардию» к встрече с немцами и подбодрить, шутит, «чтоб засмеялись, чтоб бодрость появилась» .

Рита Осянина, Женя Комелькова, Лиза Бричкина, Галя Четвертак и Соня Гурвич со старшим группы Васковым отправляются коротким путем к Вопь-озеру, где рассчитывают встретить и задержать диверсантов.

Глава 4

Федот Евграфыч благополучно проводит своих бойцов через болота, минуя топи (только Галя Четвертак теряет в болоте сапог), к озеру. Здесь тихо, «как во сне» . «И до войны края эти не очень-то людными были, а теперь и вовсе одичали, словно и лесорубы, и охотники, и рыбаки ушли на фронт» .

Глава 5

Рассчитывая быстро справиться с двумя диверсантами, Васков все-таки «для подстраховки» выбрал и путь отступления. В ожидании немцев девушки пообедали, старшина дал боевой приказ задержать немцев при их появлении, и все заняли позиции.

Галя Четвертак, промокшая в болоте, заболела.

Немцы появились только наутро: «из глубины все выходили и выходили серо-зеленые фигуры с автоматами наизготовку» , и оказалось их не двое, а шестнадцать.

Глава 6

Понимая, что «пятеркой смешливых девчат да пятью обоймами на винтовку» с фашистами не справиться, Васков посылает «лесную» жительницу Лизу Бричкину на разъезд, сообщить, что нужно подкрепление.

Стараясь спугнуть немцев и заставить их идти в обход, Васков с девушками делают вид, что в лесу работают лесорубы. Они громко перекликаются, палят костры, старшина рубит деревья, а отчаянная Женька даже купается в реке на виду у диверсантов.

Немцы ушли, и все хохотали «до слез, до изнеможения» , думая, что самое страшное миновало…

Глава 7

Лиза «летела через лес как на крыльях» , думая о Васкове, и пропустила приметную сосну, возле которой нужно было повернуть. С трудом двигаясь в болотной жиже, оступилась – и потеряла тропу. Чувствуя, как трясина поглощает ее, в последний раз увидела солнечный свет.

Глава 8

Васков, понимающий, что враг хоть и скрылся, но может напасть на отряд в любую минуту, идет с Ритой в разведку. Выяснив, что немцы обосновались на привале, старшина принимает решение поменять расположение группы и отправляет Осянину за девушками. Васков расстраивается, обнаружив, что забыл кисет. Увидев это, Соня Гурвич бежит забрать кисет.

Васков не успевает остановить девушку. Через некоторое время ему слышится «далекий, слабый, как вздох, голос, почти беззвучный крик» . Догадываясь, что может означать этот звук, Федот Евграфыч зовет с собой Женю Комелькову и идет на прежнюю позицию. Вдвоем они находят убитую врагами Соню.

Глава 9

Васков с яростью преследовал диверсантов, чтобы отомстить за смерть Сони. Незаметно подобравшись к идущим без опаски «фрицам», старшина убивает первого, на второго сил не хватает. Женя спасает Васкова от гибели, убивая немца прикладом. Федот Евграфыч «печалью был полон, по самое горло полон» из-за гибели Сони. Но, понимая состояние Женьки, которая мучительно переносит совершенное ею убийство, объясняет, что враги сами преступили человеческие законы и потому ей надо понять: «не люди это, не человеки, не звери даже – фашисты» .

Глава 10

Отряд похоронил Соню и двинулся дальше. Выглянув из-за очередного валуна, Васков увидел немцев – те шли прямо на них. Начав встречный бой, девушки с командиром заставили диверсантов отступить, только Галя Четвертак от страха отбросила винтовку и упала на землю.

После боя старшина отменил собрание, где девушки хотели судить Галю за трусость, он объяснил ее поведение неопытностью и растерянностью.

Васков идет в разведку и в целях воспитания берет с собой Галю.

Глава 11

Галя Четвертак шла вслед за Васковым. Она, всегда жившая в своем выдуманном мире, при виде убитой Сони была сломлена ужасом реальной войны.

Разведчики увидели трупы: раненых добили свои же. Диверсантов оставалось 12.

Спрятавшись с Галей в засаде, Васков готов расстреливать показавшихся немцев. Вдруг наперерез врагам кинулась ничего не соображающая Галя Четвертак, и была сражена автоматной очередью.

Старшина решил увести диверсантов как можно дальше от Риты и Жени. До ночи он метался между деревьями, шумел, кратко стрелял по мелькающим фигурам врага, кричал, увлекая немцев за собой все ближе к болотам. Раненый в руку, спрятался на болоте.

На рассвете, выбравшись из болота на землю, увидел старшина чернеющую на поверхности топи армейскую юбку Бричкиной, привязанную к шесту, и понял, что Лиза погибла в трясине.

Надежды на помощь теперь не было…

Глава 12

С тяжелыми мыслями о том, что «проиграл он вчера всю свою войну» , но с надеждой, что живы Рита и Женька, Васков отправляется на поиски диверсантов. Набредает на заброшенную избу, оказавшуюся убежищем немцев. Наблюдает, как прячут они взрывчатку и уходят на разведку. Одного из оставшихся в ските врагов Васков убивает и забирает оружие.

На берегу речки, где вчера «спектакль фрицам устраивали» , старшина и девушки встречаются – с радостью, как сестры и брат. Старшина говорит о том, что Галя и Лиза погибли смертью храбрых, и о том, что всем им предстоит принять последний, по всей видимости, бой.

Глава 13

Немцы вышли на берег, и бой начался. «Одно знал Васков в этом бою: не отступать. Не отдавать немцу ни клочка на этом берегу. Как ни тяжело, как ни безнадежно – держать» . Казалось Федоту Васкову, что он последний сын своей Родины и последний ее защитник. Отряд не давал немцам перейти на другой берег.

Риту тяжело ранило в живот осколком гранаты.

Отстреливаясь, Комелькова старалась увести за собой немцев. Веселая, улыбчивая и неунывающая Женька не даже не сразу поняла, что ее ранили – ведь глупо и невозможно было погибнуть в девятнадцать лет! Она стреляла, пока были патроны и силы. «Немцы добили ее в упор, а потом долго смотрели на ее гордое и прекрасное лицо…»

Глава 14

Понимая, что умирает, Рита рассказывает Васкову о сыне Альберте и просит о нем позаботиться. Старшина делится с Осяниной своим впервые появившимся сомнением: стоило ли беречь канал и дорогу ценой гибели девочек, впереди у которых была вся жизнь? Но Рита считает, что «Родина не с каналов начинается. Совсем не оттуда. А мы ее защищали. Сначала ее, а уж потом канал» .

Васков направился навстречу врагам. Услышав слабый звук выстрела, вернулся. Рита застрелилась, не желая мучиться и быть обузой.

Похоронив Женю и Риту, почти обессилевший, Васков брел вперед, к заброшенному скиту. Ворвавшись к диверсантам, убил одного из них, четверых же взял в плен. В бреду ведет раненый Васков диверсантов к своим, и, только поняв, что дошел, теряет сознание.

Эпилог

Из письма туриста (оно написано много лет спустя после окончания войны), отдыхающего на тихих озерах, где «полное безмашинье и безлюдье» , мы узнаем, что приехавшие туда седой старик без руки и капитан-ракетчик Альберт Федотыч привезли мраморную плиту. Вместе с приезжими турист разыскивает могилу когда-то погибших здесь зенитчиц. Он замечает, какие здесь тихие зори…

Заключение

Много лет трагическая судьба героинь не оставляет равнодушными читателей любого возраста, заставляя осознавать цену мирной жизни, величие и красоту истинного патриотизма.

Пересказ «А зори здесь тихие» дает представление о сюжетной линии произведения, знакомит с его героями. Проникнуть же в суть, почувствовать прелесть лирического повествования и психологическую тонкость авторского рассказа возможно будет при чтении полного текста повести.

Тест по повести

После прочтения краткого содержания обязательно попробуйте ответить на вопросы этого теста.

Рейтинг пересказа

Средняя оценка: 4.6 . Всего получено оценок: 2445.

А зори здесь тихие...

Май 1942 г. Сельская местность в России. Идёт война с фашистской Германией. 171-м железнодорожным разъездом командует старшина Федот Евграфыч Васков. Ему тридцать два года. Образования у него всего четыре класса. Васков был женат, но жена его сбежала с полковым ветеринаром, а сын вскоре умер.

На разъезде спокойно. Солдаты прибывают сюда, осматриваются, а потом начинают «пить да гулять». Васков упорно пишет рапорты, и, в конце концов, ему присылают взвод «непьющих» бойцов - девчат-зенитчиц. Поначалу девушки посмеиваются над Васковым, а он не знает, как ему с ними обходиться. Командует первым отделением взвода Рита Осянина. Муж Риты погиб на второй день войны. Сына Альберта она отправила к родителям. Вскоре Рита попала в полковую зенитную школу. Со смертью мужа она научилась ненавидеть немцев «тихо и беспощадно» и была сурова с девушками из своего отделения.

Немцы убивают подносчицу, вместо неё присылают Женю Комелькову, стройную рыжую красавицу. На глазах Жени год назад немцы расстреляли её близких. После их гибели Женя перешла фронт. Её подобрал, защитил «и не то чтобы воспользовался беззащитностью - прилепил к себе полковник Лужин». Был он семейный, и военное начальство, прознав про это, полковника «в оборот взяло», а Женю направило «в хороший коллектив». Несмотря ни на что, Женя «общительная и озорная». Её судьба сразу «перечеркивает Ритину исключительность». Женя и Рита сходятся, и последняя «оттаивает».

Когда речь заходит о переводе с передовой на разъезд, Рита воодушевляется и просит послать её отделение. Разъезд располагается неподалёку от города, где живут её мать и сын. По ночам тайком Рита бегает в город, носит своим продукты. Однажды, возвращаясь на рассвете, Рита видит в лесу двоих немцев. Она будит Васкова. Тот получает распоряжение от начальства «поймать» немцев. Васков вычисляет, что маршрут немцев лежит на Кировскую железную дорогу.

Старшина решает идти коротким путём через болота к Синюхиной гряде, тянущейся между двумя озёрами, по которой только и можно добраться до железной дороги, и ждать там немцев - они наверняка пойдут окружным путём. С собой Васков берет Риту, Женю, Лизу Бричкину, Соню Гурвич и Галю Четвертак.

Лиза с Брянщины, она - дочь лесника. Пять лет ухаживала за смертельно больной матерью, не смогла из-за этого закончить школу. Заезжий охотник, разбудивший в Лизе первую любовь, обещал помочь ей поступить в техникум. Но началась война, Лиза попала в зенитную часть. Лизе нравится старшина Васков.

Соня Гурвич из Минска. Её отец был участковым врачом, у них была большая и дружная семья. Сама она проучилась год в Московском университете, знает немецкий. Сосед по лекциям, первая любовь Сони, с которым они провели всего один незабываемый вечер в парке культуры, ушёл добровольцем на фронт.

Галя Четвертак выросла в детском доме. Там её «настигла» первая любовь. После детского дома Галя попала в библиотечный техникум. Война застала её на третьем курсе.

Путь к озеру Вопь лежит через болота. Васков ведёт девушек по хорошо известной ему тропке, по обе стороны которой - трясина. Бойцы благополучно добираются до озера и, затаившись на Синюхиной гряде, ждут немцев. Те появляются на берегу озера только на следующее утро. Их оказывается не двое, а шестнадцать.

Пока немцам остаётся около трёх часов ходу до Васкова и девушек, старшина посылает Лизу Бричкину обратно к разъезду - доложить об изменении обстановки. Но Лиза, переходя через болото, оступается и тонет. Об этом никто не знает, и все ждут подмоги. А до тех пор девушки решают ввести немцев в заблуждение. Они изображают лесорубов, громко кричат, Васков валит деревья.

Немцы отходят к Легонтову озеру, не решаясь идти по Синюхиной гряде, на которой, как они думают, кто-то валит лес. Васков с девушками перебирается на новое место. На прежнем месте он оставил свой кисет, и Соня Гурвич вызывается принести его. Торопясь, она натыкается на двоих немцев, которые убивают её. Васков с Женей убивают этих немцев. Соню хоронят.

Вскоре бойцы видят остальных немцев, приближающихся к ним. Спрятавшись за кустами и валунами, они стреляют первыми, немцы отходят, боясь невидимого противника. Женя и Рита обвиняют Галю в трусости, но Васков защищает её и берет с собой в разведку в «воспитательных целях». Но Васков не подозревает, какой след в душе Гали оставила Сонина смерть. Она напугана до ужаса и в самый ответственный момент выдаёт себя, и немцы убивают её.

Федот Евграфыч берет немцев на себя, чтоб увести их от Жени и Риты. Его ранят в руку. Но ему удаётся уйти и добраться до острова на болоте. В воде он замечает юбку Лизы и понимает, что помощь не придёт. Васков находит место, где остановились на отдых немцы, убивает одного из них и идет искать девушек. Они готовятся принять последний бой. Появляются немцы. В неравном бою Васков и девушки убивают нескольких немцев.

Риту смертельно ранят, и пока Васков оттаскивает её в безопасное место, немцы убивают Женю. Рита просит Васкова позаботиться о её сыне и стреляет себе в висок. Васков хоронит Женю и Риту. После этого он идет к лесной избушке, где спят оставшиеся в живых пятеро немцев. Одного из них Васков убивает на месте, а четверых берет в плен. Они сами связывают друг друга ремнями, так как не верят, что Васков «на много вёрст один-одинешенек». Он теряет сознание от боли только тогда, когда навстречу уже идут свои, русские.

Через много лет седой коренастый старик без руки и капитан-ракетчик, которого зовут Альберт Федотыч, привезут на могилу Риты мраморную плиту.