Во сколько лучше ходить в церковь. Что должен знать человек, решивший идти в храм

Н есколько лет назад благодаря щедрости людей, мы смогли отдохнуть в Калифорнии. В этой поездке мы посетили Диснейленд, прогулялись по торговым центрам и отдохнули на побережье. А в воскресное утро мы посетили службу в мегацеркви. И когда перед нами встал вопрос о том, как распорядиться оставшимся временем, я предложила сходить еще на две-три службы в местных церквях. Ведь это так здорово !

Но мы отправились на пляж.

Мама странная.

Все дело в том, что я так люблю Церковь. Именно Церковь.

В прошлое воскресенье мы ездили в небольшой городок Либби, в штате Монтана, где Мэтт, мой муж, несколько недель замещал пастора. Это небольшая захолустная церковь. Но там такие милые люди, и поклоняться Господу с ними мне понравилось так же, как и в калифорнийской мегацеркви с ее светомузыкой, камерами и атмосферой.

Есть какая-то глубина, красота в собраниях последователей Христа.

В течение долгого времени я получала письма от своих читателей, признающихся в том, что они не посещают церковь годами. Для меня не ходить в церковь, это все равно, что одновременно отказаться от поездки в Диснейленд, торговый центр и на пляж в солнечный день.

Вчера вечером я сказала своей подруге, что собираюсь опубликовать эту статью для вас, моих читателей. Она сказала: «Интересно, с каким выражением лица ты смотришь на читателей твоей статьи о том, почему им нужно ходить в церковь?» Я изобразила это выражение ребенка, изо всех сил упрашивающего маму сводить его в развлекательный парк. Ну как, представили? Как я сижу с таким лицом и смотрю на вас?

10 главных причин, по которым нужно ходить в Церковь

1. Если Вы следуете за Христом, Вы являетесь частью тела Христова , а тело вообще-то состоит из частей не разъединенных, но соединенных между собой. Я знаю одну хорошую молодую женщину, которая восстанавливается после ампутации ноги, так что я представляю, насколько трудно примириться с ампутацией (1 Кор. 12:27).

2. Через ВАС Бог хочет открыть Себя другим. Когда вы участвуете в жизни церкви, люди обретают большее понимание Бога (1 Кор. 12:7). Звучит потрясающе, правда?

3. Бог наделил вас духовными дарами, которые следует использовать для роста тела Христова. В Вашем даре отчаянно нуждаются другие верующие (1 Кор. 12)!

4. Нужно кушать, пребывать в учении и молиться с другими верующими (Деян. 2:42-47).

5. Дарами нужно делиться, а общаясь в достаточной мере с верующими братьями и сестрами, вы сможете понять их нужды и благословить их тем, чем благословил вас Бог. И они в свою очередь захотят делиться дарами с Вами (Деян 2:45).

6. Постоянная поддержка нужна не только Вам, но и другим верующим, ведь наша жизнь трудна (Евр. 10:25).

7. Нужно уметь поддержать других верующих и в горе, и в радости. Этому можно научиться только общаясь и узнавая других верующих на протяжении долгого времени (Римл. 12:15).

8. Часто через слова и поступки верующих мы получаем мир и утешение от Бога, и Он хочет, чтобы этот мир мы передали дальше - другим верующим вокруг нас (2 Кор. 1:3-4).

9. Если Бог - ваш Отец, то церковь - это встреча членов одной семьи (Фил. 1:2).

10. Божья любовь в нас достигает совершенства, когда мы собираемся в любви с другими верующими (1 Иоан. 4:12).

Видите, вы нуждаетесь в церкви так же, как и церковь нуждается в вас.

Но не все так просто. Иногда люди могут вас ранить, и зачастую они могут разочаровать. Но церковь устроена по Божьему замыслу, и если вы все-таки отважитесь ходить в церковь, вы прославите Бога, и сами наполнитесь радостью.

Прошу вас, вы же будете ходить в церковь?

Современное общество предоставило людям достаточно свобод, в том числе, и выбор религии. От всеобщего атеизма люди, все чаще, обращаются к церкви. Но, знания о церковном укладе в советскую бытность, были выбиты очень крепко из людей, поэтому, сейчас, у многих возникают вопросы - когда ходить в церковь, что надо одевать, как вести себя в церкви? Священники отвечают на эти вопросы однозначно: к церкви надо прийти всем сердцем, а остальные правила вы изучите со временем.

По каким дням ходить в церковь

Принято считать, что ходить в церковь можно по субботам и воскресеньям, когда идут большие службы. Совершенно ошибочное мнение. Церковь открыта для людей в любой день. Церковники говорят, что обращение к богу происходит лучше в общей молитве, когда хор ее поет, а прихожанин подпевает. Еще одна причина этого, кроется в том, что основная часть прихожан в будни, занята работой, а, в церковь, идут, в свободное время, в выходные. Поэтому, почти все крупные праздники, приходятся на выходные, так что сходить, и приобщиться к всеобщей молитве в этот день труда не составляет.

Когда нельзя ходить в церковь

Вопрос, когда нельзя ходить в церковь, интересует, в основном, женщин. Существует мнение, что во время месячных, женщина, не должна переступать порог храма. Служители церкви это правило подтверждают. И, объясняют его, в соответствии с учением Христа. По церковным канонам, причащаясь, человек вкушает плоть и кровь Христа, и, становится священным, в момент соединения со святынями. А, у женщины, эта святая кровь тут же вытекает, священники считают это недопустимым. Поэтому, причащаться в месячные женщине запрещено. А, заодно, и приходить в храм не рекомендуется.

Еще один вопрос, интересующий женщин, когда можно ходить в церковь во время беременности. Церковь считает беременность и ребенка, внутри матери, благословенными Богом, чудом священным, и никакого запрета на молитвы, и присутствие в храме, не налагает. Напротив, призывает беременных молиться Божьей Матери, и, святым, защищающим мать и ребенка.

В какие часы приходить в церковь

В церкви, совершенно, не существует запретов по времени посещения храмов. Церковь открыта с утра, с момента начала заутренней, и до вечера. Ночью, посещение храма не приветствуется, потому что храм - это такое же учреждение, как и любое другое. Надо понимать разницу между общением с Богом, которое у вас может происходить постоянно, и посещением храма, там, есть определенные часы для посещения. По ночам, храмы открыты в праздничные дни, например, на Рождество, на Крещение. В любое время, когда можно ходить в церковь, вы придете для молитвы, и совершите все, что необходимо. А, по ночам, служители церкви спят, также, как и любой человек.

Что делать в церкви? Бывая в храме Божием, надо помнить что мы находимся в присутствии Господа Бога, Божией Матери, Ангелов и святых. Бойтесь оскорбить своим поведением молящихся и те святыни, которые окружают нас в храме Божием. Богу угодно, что «дух сокрушен», т.е. смиренное осознание своей греховности, которое ярче любой свечи высветит все ваши желания и нужды.

В храме принято молиться. А молиться это – и просить прощения и просить одновременно. То есть представьте, что входя в храм вы входите в дом очень сильного и могущественного. Но не забывайте, что он мудрее вас и очень справедлив (за хорошее дело обязательно наградит, за плохое дело обязательно накажет).

Что делать в церкви при входе (в храм)?
При входе в храм нужно, остановившись трижды перекреститься с поклонами и молитвами: «Боже, милостив Буди мне, грешному». (Поклон.) «Боже, очисти мя, грешного, и помилуй мя». (Поклон.) «Создавый мя Господи, прости мя». (Поклон.) Т.е. когда вы приходите в храм, остановитесь у двери храма, перекреститесь, осознайте, куда вы вошли.

Что делать в церкви первым делом, когда вошел?
…объемные сумки и другие мешающие предметы оставьте в стороне.
…войдя в храм, при необходимости напишите и подайте записки и/или купите свечи.
прежде всего принято приложиться к «праздничной» иконе, лежащей на аналое посреди церкви (главная икона сегодняшнего дня), а потом уже ко всем остальным. подходя к иконам или святым мощам, необходимо перекреститься и совершить два поклона (земных или поясных, в зависимости от периода церковного года), а приложившись, отойти, перекреститься и поклониться еще раз.
…..к другим иконам следует прикладываться один раз. Можно со слова «святой «имя Святого» помоли бога о рабе Божьем «имя» (или «обо мне»)

Когда можно подавать в храме? Когда можно прикладываться к иконам в церкви? Когда можно ставить в церкви?
…..прикладываться к иконам, ставить свечи и подавать записки можно только вне проведения службы в храме – чтобы не мешать ни священнику ни людям во время службы. Т.е. если служба не идёт, то можно подать записки, приложиться к иконам, поставить свечи.
…..если вы пришли в храм во время богослужения, нельзя покупать и ставить свечи, протискиваясь сквозь молящихся ставить свечи перед иконами, беспокоить других вопросами или просьбами передать свечу во время богослужения. Тем самым вы мешаете Богослужению и отвлекаете других. В тоже время вы провоцируете молящихся на осуждение вас. Учитывая, что осуждение это грех – вы провоцируете человека согрешить, а это ещё страшнее самого греха.

Надо ли стоять во время службы в церкви? Где стоять во время службы в храме церкви?
….. правильнее стараться внимать богослужению стоя, поскольку это является посильным каждому трудом, способствующим духовному совершенствованию.
служба в церкви – это действие по восхвалению Бога и его святых к этому процессу надо относиться крайне уважительно, как минимум не опаздывать и не уходить раньше времени. Храм (церковь) – это дом, где есть Бог. Заходя в храм, вы заходите в гости к Богу.
….. ведите себя с соответствующим уважением, более чем если бы вы пришли в дом к самому уважаемому и авторитетному человеку
по древнему обычаю, мужчины стоят в правой части храма, женщины — в левой, оставляя свободным проход от главных дверей к Царским вратам.
во время богослужения в православной Церкви молятся стоя, да и как можно сидеть в присутствии Божием, ведь в молитвах мы обращаемся к Царю царей, к Творцу вселенной. Конечно же, допустимо сидеть особо немощным и болящим. Однако нельзя сидеть, закинув ногу на ногу или вытянув ноги. Прежде чем сесть, попросите у Бога укрепить вас телесно. Во время чтения Евангелия и в особо важных местах литургии даже в немощи постарайтесь встать.
во время каждого открытия Царских врат следует поклониться в пояс.
службу надо отстоять от начала до конца. Большинство служб в церкви (храме) заканчивается отпустом – это когда священник выходит с крестом. Батюшка может сказать проповедь, а потом все должны поцеловать крест и руку (иногда запястье) священника. Иногда после литургии после отпуста все ждут, когда дочитают Благодарственные молитвы о святом Причащении.

Как молиться во время службы, если я не знаю и не понимаю слова?
Если вы не понимаете слова песнопения и священника, то повторяйте про себя Иисусову молитву «Господи, Иисусе Христе, сыне Божий, помилуй мя грешного» или «Господи, Иисусе Христе, сыне Божий, помилуй нас грешных» или «Господи, Иисусе Христе, сыне Божий, помилуй « имя того, за кого вы молитесь»

Как поздороваться, если увидел знакомого в храме? Не следует здороваться со …..знакомыми за руку, а поприветствуйте его молчаливым поклоном. Недопустимо ведение разговоров во время службы. Не вступайте в разговоры, в т.ч. обсуждением новостей.
…..в храме не любопытствуйте, не рассматривайте присутствующих. Вы должны смотреть в сторону алтаря или на иконы и молиться – для чего вы, собственно, и пришли в храм.

Что делать в церкви, если раскричался ребенок?
Родители, придя в храм с детьми, должны наблюдать за их поведением и не допускать, чтобы они отвлекали молящихся, шалили, смеялись. Плачущего ребенка нужно постараться успокоить, если это не удается, просто выйдите на время с ребенком из храма. Если вас раздражает поведение чужого ребенка, соберитесь с силами, усильте молитву (в том числе и за этого младенца) и не обращайте на плачь внимания.

Что делать в церкви, когда читают Евангелие?
Во время Евангелия должны все стоять, нельзя разговаривать и ходить по храму. Во время чтения Евангелия, пения Херувимской песни и Евхаристического канона следует хранить благоговейное молчание и полностью сосредоточиться на молитве. Во многих храмах в такие моменты прихожане просто замирают, слышен малейший шорох в храме.

Кто идет первый в храме на Исповедь или Причастие?
На исповедь, Причастие, Елеепомазание, целованием Креста и т.д. первые идут люди с маленькими детьми, дети, потом болящие, потом мужчины, потом женщины. Но, если очередь «сбилась», не стоит никого фанатично одергивать и «строить», можно аккуратно шепотом напомнить человеку последовательность.

Куда смотреть во время каждения?
Во время каждения храма надо отойти от стены, давая проход священнослужителю, и, повернувшись к нему, поклониться на каждение, но не следует постепенно разворачиваться вслед за священнослужителем и становиться спиной к алтарю.

Что нельзя делать в храме (церкви)?
— Проходить между амвоном (возвышенной площадкой перед иконостасом) и центральным аналоем (подставка под центральную икону).
— без нужды поворачиваться спиной к алтарю.
— в Православной Церкви положено молиться стоя, тихо и благоговейно, поэтому нехорошо как-либо внешне проявлять свои особенные молитвенные чувства: делать во время службы земные поклоны, стоять на коленях головой в пол и т.п. (если этого не требует сама служба, например во время выноса Чаши при Литургии). Тем не менее, если в храме тесно, то лучше не делать земной поклон даже в положенные моменты литургии (при возгласе «Святая святым» и при выносе Св. Даров), чтобы не расталкивать окружающих.
— нельзя одергивать и учить, если кто-нибудь из прихожан по незнанию делает что-то не так. Если же его действия мешают общей молитве, то следует со смирением подсказать ему.
— не осуждайте никого в храме, даже если ошибается сам священник – лучше помолись за них (Господи, Иисусе Христе, сыне Божий, наставь этого человека, помогу ему делать все правильно)

Когда можно креститься в храме, а когда нельзя перекреститься?
Во время службы, когда священник благословляет предстоящих рукой или совершает каждение молящихся с амвона, следует делать поклон без крестного знамения, но когда благословение совершается крестом или Чашей, полагается перекреститься и поклониться. До окончания службы не следует уходить из храма, разве что по действительно важной причине.

Что надо делать в церкви перед выходом?
Перед выходом из храма нужно совершить три поклона с крестным знамением и молитвой, поблагодарив Бога и испросив Его благословения. Выйдя на улицу, следует обернуться к храму и еще раз поклониться.

Что делать, когда прохожу перед храмом?
Всегда, проходя мимо храма, следует остановиться и поклониться в его сторону с крестным знамением.

Когда в храме надо креститься и кланяться?
……обычно молящиеся совершают крестное знамение и поклон, если звучат богослужебные песнопения, побуждающие к этому и содержащие слова: «спаси нас», «слава Тебе, Господи», «поклонимся», «помолимся» и т. д.
…..во время ектений, когда звучат прошения, завершаемые возгласом: «Господи, помилуй» или «Подай, Господи», после каждого из этих прошений традиционно совершаются крестное знамение и поясной поклон.
…..в ответ на призыв священнослужителя: «Главы ваша Господеви преклоните» - следует без крестного знамения склонить голову и держать ее склоненной до тех пор, пока не прозвучит слово «Аминь», завершающее возглас.
…..когда священнослужитель произносит «Мир всем!» или другой возглас, имеющий характер благословения, и осеняет верующих рукой или свечами, следует делать поясной поклон без крестного знамения.
…..также следует только поклониться священнослужителю после произнесения им отпуста, за исключением случаев, когда следует осенение верующих крестом.
……Не следует креститься на священника, который благословляет вас рукой, а также на архиерея, благословляющего дикирием или трикирием (подсвечником с двумя или тремя свечами). Однако если духовное лицо осеняет народ крестом, Евангелием, иконой, Чашей со Святыми Дарами, то верующий человек осеняет себя крестным знамением и делает поясной поклон.
……крестное знамение без поклонов трижды совершается во время чтения шестопсалмия (шести избранных псалмов во время богослужения утрени), когда чтец произносит слова «Аллилуиа, алли- луиа, аллилуиа, слава Тебе Боже».
…..также положено креститься без поклонов во время произнесения слов «Силою Честнаго и Животворящего Креста», в начале чтения Символа веры, Апостола, Евангелия. Крестным знамением без поклона принято осенять себя также во время произнесения отпуста на словах: «Христос истинный Бог наш…».
…..в дни великих праздников, в период от Светлого Христова Воскресения до дня Святой Троицы, а также от Рождества Христова до Крещения Господня земные поклоны в церкви отменяются.
…..Подходя к иконам или святым мощам, необходимо перекреститься и совершить два поклона (земных или поясных, в зависимости от периода церковного года), а приложившись, отойти, перекреститься и поклониться еще раз.

Что делать в церкви, если встретил священника или общаешься со священником?
При встрече со священником следует (при этом христианин кладет правую ладонь на левую крестообразно) и затем уже начинать разговор. При последующих встречах с ним в этот день брать благословение не нужно. Также при прощании со священником после продолжительного с ним разговора или общего дела принято брать благословение (благословите, батюшка, идти надо).
При обращении к священнику по телефону начинать разговор нужно испрашиванием благословения словами: «Батюшка, благословите» или «Отец (имя), благословите».

/————————————————————-
Как сделать, чтобы Бог меня любил?
…..Если мы любим друг друга, то Бог в нас пребывает, и не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, которого не видит? То есть, хотите чтобы вас любил Бог – любите жизнь и людей (не обвиняйте, не жалуйтесь и уж тем более не оскорбляйте), больше радуйтесь и помогайте.
…..Бог встречается в глубинном молчании души, и только в этом глубинном молчании находящиеся в храме могут между собой стать едиными во Христе.

Многих может волновать вопрос «Как начать ходить в церковь?». Вот захотел человек прийти туда, а неловко как-то. Все новое, ничего не понятно, страшно сделать что-то не так. Потому для ответа на этот вопрос и была написана эта статья. У меня нету благословения учить людей правильному пониманию церковной жизни, но могу просто рассказать на своем опыте, какие проблемы возникали при первых посещениях храма и какие вопросы терзали мою душу. Может быть кому-то это поможет.

Итак, захотелось посетить церковь. Куда идти? Если есть Интернет, лучше посмотреть по карте, где находятся ближайшие православные храмы. Особой разницы нет, куда именно идти, в собор или простую церквушку. Лучше, чтобы это было недалеко от дома, так как ездить через весь город будет долго и неудобно. Потому смело выбираем храм, находим дорогу и топаем туда.

Приходить можно практически в любое время, но лучше до 19:00-20:00, так как в это время уже обычно в храмах службы заканчиваются. Одеваться можно как угодно, но без тематических наклонностей аля металлический металлист, обскубанный панк, клубная девочка на ходулях, или парень «только с пляжа». Можно обычные штаны или джинсы, футболка или рубашка, куртка, пиджак и т.д. Короче так, как нормальные люди ходят по обычным нормальным улицам. Если кто-то хочет, можно одеться и в костюм. В принципе, и так люди иногда приходят, чтобы подчеркнуть свое уважение к Церкви и Богу, в этом нет ничего необычного. Женщинам нужно одеть что-то на голову. Лучше платок, но если нету, то можно и шапку или даже капюшон, если все совсем плохо. Юбки носить не обязательно, можно и брюки и джинсы. Джинсы лучше не сильно обтягивающие, чтобы не отвлекало мужчин от молитвы. Женщинам в этом плане лучше одеваться поскромнее, нужно иметь уважение к Богу и окружающим.

Если Вы вошли в храм и там нет никаких пений а все довольно тихо – значит служба сейчас не идет. Тогда можно тихонечко постоять, побеседовать с Богом, облегчить свою душу. Если захотелось поставить свечку за родных или знакомых – ищем продавщицу. Обычно свечи продают на входе в храм. «Куда ставить свечи за здравие, а куда за упокой?» — извечный вопрос. По-моему это был мой первый вопрос, заданный живому человеку внутри храма. За живых ставить свечу можно где угодно и перед любой иконой. Особых ритуалов не нужно. Помолиться тихонечко, попросить за человека и поставить свечу. За упокой обычно ставят свечи на специальных столиках, на которых установлено распятие.

Вот фотография столика, на котором ставят свечи на упокой.

Подставка для свечей за здравие на фото ниже.

Потому спутать сложно.

Что делать, если вошел, а там во всю идет служба? Ну, для начала, не убегать. Лучше занять место поскромнее и повторять за всеми. Женщинам принято стоять в левой части храма, а мужчинам — в правой. Но если не вышло стать куда положено не стоит вообще об этом думать. Просто спокойной стоять и молиться о своем. Сомневаюсь, что в первый раз, попав на службу, вы поймете хоть что-нибудь из того, что на ней поют. Я, например, вообще первых 2-3 месяца практически ничего не понимал, просто молча стоял и повторял за всеми, когда они крестятся (обычно так делают когда на службе звучат слова «Отец, Сын и Святой Дух»). Потому сначала лучше постараться просто освоиться. Влиться в общий поток так сказать.

И надо кое-что понять сразу. Если пришли в храм, сначала может быть много необоснованных страхов и чувства, что вы не в своей тарелке. Ничего страшного. Вы становитесь на путь воина, это первая Ваша битва. Готовьтесь идти до конца.

Стоя на службе, может показаться, что она бесконечна. Я помню, сначала вообще думал, что в храме они круглосуточно идут, и им нету конца и края. Человеку неподготовленному сложно выстоять 2-3 часа (именно столько длится богослужение в среднем). Но уверяю Вас, когда-нибудь наступит конец и пение утихнет, и это будет не час ночи, а около семи часов вечера. Так что если Вам не нужно срочно бежать куда-нибудь – достойте до конца.

Часто можно увидеть, как люди подходят и целуют иконы. Не стесняйтесь это делать. Когда-то мне было очень стеснительно подойти и поцеловать икону. Но сейчас уже оно стало так привычно, что целую уже все подряд. Так что смело крестимся и целуем икону, нечего бояться. Часто возле икон лежат платочки, чтобы можно было после себя протереть стекло рамки.

Если вдруг во время службы все начали становиться на колени — ничего страшного, если Вы стесняетесь и этого не сделали. Но еще лучше будет сделать это вместе со всеми. Хотя на практике обычно тех, кто становится на колени в определенные моменты службы меньше, чем тех, кто остается стоять на ногах.

Не стоит бояться спрашивать у людей время богослужений. Если Вам, допустим, захотелось попасть конкретно на начало вечерней или утренней службы, то ни в коем случае не стоит бояться спрашивать время ее начала. Спросить можно у продавщицы свечей на входе в храм. Не переживайте, что доставите ей хлопот своим вопросом. Их дергают будь здоров, не Вы первый не Вы последний. И вообще, организационные вопросы типа «где что» и «когда и как» всегда нужно спрашивать. Это более чем нормально.

Хочу сделать небольшое отступление, и сказать пару слов по поводу внутреннего состояния человека, который вдруг попал в храм после длительного (порой длиною в жизнь) периода неверия. Вполне вероятно, что у Вас появится масса вполне естественных на первый взгляд страхов и логически обоснованных доводов покинуть храм и больше туда не ходить. Не ведитесь на них. Возможно, в голову полезут хульные помыслы, вплоть до оскорблений святых и Бога. Не переживайте за такие мысли, просто старайтесь переключить свое внимание. Иногда даже поход в храм может показаться глупой затеей. На это тоже не стоит обращать внимание. Главное следовать заранее намеченной благой цели и все будет как надо.

Для тех, кто вдруг захотел исповедоваться, можно сказать вот что. Исповедоваться можно священнику в любом храме. Исповедь бесплатна, заранее записываться на нее не нужно и никто денег за нее не берет. Как правило, она проходит во время вечернего богослужения либо на Литургии утром. Обычно стоит столик, на котором лежит крест и Евангелие и у которого стоит священник. Где конкретно это будет находится и когда будет проходить исповедь спрашивать можно у продавщицы свечей, либо у прихожан. Если храм посещает много людей, скорее всего определить где проходит исповедь можно по очереди к стоящему в стороне батюшке. Человек подходит, священник его выслушивает, накрывает голову эпитрахилью (часть облачения похоже на полотенце) и отпускает грехи.

Подходите к священнику, кладете два пальца на Евангелие и называете, в чем раскаиваетесь, указываете грехи, о которых душа болит. Сзади стоящие люди Вас скорее за все не услышат. По крайней мере, ни разу не было, чтобы я разобрал о чем кается человек передо мной. Так получается еще и потому, что часто исповедь проходит во время службы и пение с клироса заглушает голоса, если конечно, кающийся не орет во всю глотку. Если Вы первый раз на исповеди, скажите об этом обязательно и спросите «что делать дальше?». Батюшка скажет какие шаги предпринимать на первых порах. Когда покаялись целуете крест, Евангелие и идете дальше достаивать до конца службу. Вот и все. И еще одно. Не нужно бояться исповедовать какие-то грехи, потому что якобы стыдно. Это глупо и смертельно опасно. Глупо потому что за свою жизнь батюшки такого успевают наслушаться, что ничего нового Вы им не скажете. А если и скажете, то оно займет почетное место в списке того «нового и до невозможности стыдного», чего священник слышал уже много раз и что уже наверное научился воспринимать адекватно. А опасно потому, что «нету хуже греха, чем нераскянный».

Итого, надеюсь, в этой статье чуточку было прояснено, как начать ходить в церковь. А то сегодня получается так, что все вроде бы и всё о Церкви знают, а как суть до дела доходит, то ничего не понятно. Так что, если возникло желание посетить храм, стоит сделать это как можно скорее.

У нас в Украине есть еще «скрытая угроза» ошибочно попасть в храмы, которые находятся под покровительством несуществующего Киевского Патриархата. Хотя их не так уж и много, но все равно желательно конечно обратить внимание на объявления перед храмом, либо посмотреть в Интернете списки церквей, которые находятся под покровительством Киевской Митрополии Московского Патриархата. В них и нужно ходить. Именно МОСКОВСКОГО, и ничего тут нет антинационального. Просто так уж сложилось, что Филарет был отлучен от Церкви.

Комба БАКХ — Учись!

Зачем ходить в церковь, если Бог в душе? Не важнее ли быть хорошим человеком? Сегодня часто можно услышать эти вопросы. А может ли и должна ли Церковь делать людей хорошими? В чем истинный смысл церковной жизни? О «хороших людях» в церкви и вне ее мы поговорили со священником московского подворья Троице-Сергиевой лавры Сергием Фейзулиным.

Сегодня многие люди хотя и не отрицают веру, хотя и признают Бога, но с церковной жизнью не имеют ничего общего, считая, что Бог у них в душе, и искать Его нужно именно там, а не в построенном человеческими руками храме.

Сразу вспоминается один эпизод из моей священнической практики. Жена одного человека решила привести его в церковь. Она ходила уже сама несколько раз, была на исповеди, причащалась, а муж ее отказывался. И вот она как-то расстроенная стоит – муж рядом с храмом, но не заходит. Я предложил пойти познакомиться с ним. Очень хороший, приятный человек, но отказывался зайти, потому что у него «Бог в душе». Я помолился про себя, думаю, ну что ему сейчас сказать, и вдруг меня осенило, я говорю: «Скажите, а завтракаете вы тоже в душе?» Он как-то так смешался, задумался и так смущенно говорит: «Нет». Так вот, подумайте над этим, вера – это то, что должно быть осуществляемо практически, вера не может быть теоретическая, она должна быть живая, подтвержденная жизнью, непосредственно, нашими поступками.

Но почему нельзя осуществлять веру практически, просто живя по совести, стараясь исполнять заповеди, творить добрые дела? Многие считают, что гораздо важнее быть хорошим человеком, чем регулярно ходить в церковь.

Что такое быть хорошим человеком? Это настолько относительное понятие, все люди хорошие. Бог создал все свое творение хорошим, и человек есть венец творения, самая совершенная его часть. Человек может быть подобен Богу, он есть образ Божий – каждый человек! Независимо от того, знает он об этом или не знает, пытается ли он найти в себе этот образ Божий и осуществить его, приблизиться к Богу, стать похожим на Него, стать Ему родным. Этого Господь ждет от нас – чтобы мы уподобились Ему. А в этом смысле – каждый человек хорош, и не просто хорош, каждый человек прекрасен, человек – это совершенство.

Но в обыденном смысле хороший человек, говорят еще “порядочный человек”, – это очень относительная вещь, все мы для кого-то хороши, а для кого-то не очень хороши. Можно быть, скажем, замечательным врачом и скверным семьянином, невыносимым в личных отношениях. Можно быть готовым на самопожертвование ради своей Родины, и в то же время, жестоким, беспощадным и не иметь милосердия к врагу. Это хороший человек? Для кого хороший? Церковь не призывает нас быть хорошими, более того, желание «быть хорошим» – это очень опасно. Желание быть с каждым человеком хорошим – это не любовь к человеку, а человекоугодие и лицемерие. Об этом говорит сам Господь в Евангелии: «Горе вам, когда все люди будут говорить о вас хорошо». Человек приспосабливается к другому, чтобы произвести на него впечатление, таким образом вызвать о себе доброе мнение, на это затрачивается очень много душевных усилий, и это страшная вещь. Христос в Евангелии таких людей называет унылыми лицемерами.

Мы призваны не к тому, чтобы быть хорошими, а мы призваны быть святыми, это совсем другое измерение человеческого духа. Паскаль, французский философ и ученый, говорит, что условно можно разделить всех людей на праведников и грешников. Праведники, говорит Паскаль – это те, кто считает себя грешниками, а истинные грешники – это те, кто считает себя праведниками, чувствуют себя хорошими людьми. Именно поэтому они не видят своих недостатков, не чувствуют, как далеки они от Бога, от любви. Потому что любви всегда должно быть мало, должна быть великая жажда. Любовь – это когда я всегда во всем ищу собственную вину, в каких-то обстоятельствах, в общении с людьми, в семейных, в профессиональных отношениях. Я чувствую, что у меня всегда не хватает любви. Мы призваны – «Будьте святы, как Я свят». И в этом смысле хороший – это тот, кто постоянно чувствует себя, условно говоря, плохим, недостаточным, чувствует свои недостатки – недостаток веры, надежды, и конечно, любви, недостаток благочестия, молитвенности. В общем-то, это в любом творческом деле так – как только человек начинает удовлетворяться, возникает самодовольство, которое ограничивает его творческие импульсы, и человек замирает, остывает, его творческий огонь не освещает больше его жизнь.

Это как раз очень страшная мысль и очень обывательское представление, что достаточно быть хорошим человеком. Но, слава Богу, Господь помогает нам почувствовать эту свою недостаточность через какие-то обстоятельства, когда мы видим, что у нас нет любви к людям, что мы не можем устоять перед какими-то соблазнами, падаем,– это тоже милость Божья, таким образом самый главный грех обнаруживается – это самодовольство, это себялюбие. Оно противоположно любви. Любовь – это недовольство собой, это сознание собственной ничтожности, малости, и святые – это люди, которые всю жизнь живут в сознании собственной малости, именно поэтому им становится доступно величие Божие. Церковь не призывает нас быть хорошими, это глубочайшее заблуждение. Церковь помогает человеку почувствовать как раз свою греховность, почувствовать глубокую нарушенность личности, глубокую болезнь личности. И Церковь, одновременно обнаруживая эту болезнь, ее и исцеляет.

Почему же только Церковь может исцелить человека? Почему он не может спасаться сам по себе, зачем обязательно быть частью Церкви?

Надо для себя осмыслить, что такое Церковь вообще. Вопрос мирского человека, для которого Церковь – это что-то непонятное, чуждое, отвлеченное, далекое от его реальной жизни, поэтому он и не входит в нее. Апостол Павел отвечает на него так, как никто больше не смог ответить за всю историю человечества: «Церковь есть тело Христово», при этом добавляет – «столп и утверждение истины». И дальше добавляет, что мы все «уди от части», то есть члены этого организма, частички, клеточки, можно сказать. Здесь уже чувствуешь какую-то очень глубокую тайну, это уже не может быть чем-то отвлеченным – организм, тело, кровь, душа, работа всего тела и соподчиненность, соорганизованность этих клеточек. Мы подходим к вопросу отношения к вере в Бога мирского человека и церковного. Церковь – это не столько юридический институт и общественная организация, но, прежде всего, это то, о чем говорит апостол Павел – некое таинственное явление, общность людей, Тело Христово.

Человек не может быть один. Он должен принадлежать какому-то направлению, философии, взглядам, мировоззрению, и если в какое-то время ощущение свободы, внутреннего выбора, оно – особенно в молодости – интересно для человека, то опыт жизни показывает, что человек не может добиться ничего в жизни один, ему нужно иметь какой-то круг, какую-то социальную общность. На мой взгляд, чисто индивидуалистичен такой мирской подход к «личному» Богу вне церкви, это просто иллюзия человеческая, это невозможно. Человек принадлежит человечеству. И та часть человечества, верующая в то, что Христос воскрес, и свидетельствующая об этом – это и есть Церковь. «Будете Мне свидетелями», – говорит Христос апостолам – «даже до края земли». Православная церковь это свидетельство свое осуществляет, и во время гонений осуществляла, и эта традиция сохранилась поколениями людей в разных обстоятельствах.

В православии, в церкви есть очень важная вещь – есть реальность, есть трезвость. Человек постоянно вглядывается в себя и не своим собственным зрением исследует что-то в себе и в окружающей жизни,а просит помощи и участия в своей жизни благодати Божией, которая как бы просвечивает всю его жизнь. И здесь очень важен становится как раз авторитет традиции, тысячелетний опыт церкви. Опыт живой, действенный и действующий в нас через благодать Духа Святаго. Вот это дает другие плоды и другие результаты.

Однако, как часто мы видим одну только внешнюю «церковность», но на деле – отсутствие любви и какую-то закостенелость. Сколько людей исправно посещают церковь, но живут совсем не по Евангелию. И исповедь их нередко формальна, и причастие – «привычно». И в то же время, встречаются потрясающие люди, совсем далекие от церкви, даже убежденные атеисты, но живущие – на деле, а не на словах – истинно христианской жизнью.

Да, такое возможно, но это недоразумение, как в том, так и в другом случае. То есть человек чего-то недопонял в своей жизни. «По плодам их узнаете их», «Не всякий, говорящий Мне: “Господи! Господи!”, войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного»,– говорит Христос. Когда человек пытается воцерковиться, он как бы меняет оболочку, надевает длинную юбку, отращивает бороду или еще что-то такое, а сущность, внутренность его, она в каком-то замороженном состоянии пребывает. Он сохраняет себялюбие, сохраняет отчужденность от людей.

Если человек формально относится к себе, он поверхностно воспринимает и мало значения придает своему внутреннему миру (таких людей тоже много, к сожалению), то для него и исповедь формальна – перечисление, наименование грехов. Человек не сознает самое опасное как раз – он хочет быть «хорошим». Хочет быть хорошим в собственных глазах, быть в ладу со своей совестью, в ладу с людьми. Для него это страшное разочарование – оказаться ничтожным, пустым, далеким от великих каких-то вещей. И человек внутренне бессознательно сопротивляется такому страшному знанию, он выстраивает психологические защиты, он пытается спрятаться от самого себя, от Бога, в какую-то тень уйти. Поэтому для него проще назвать какие-то грехи, чем попытаться понять, в чем же он виноват на самом деле.

Ну, а если человек пришел в церковь только потому, что ему кто-то посоветовал – у тебя плохое самочувствие, ты болеешь, ты вот сходи, и у тебя все наладится в жизни – это глубоко противно христианскому отношению вообще к жизни, такая модель восприятия себя и своего места в жизни. Может быть, с этим, конечно, он и останется, к сожалению.

И атеист, который по сути своей христианин и по сути своей несет в себе любовь, радость – это тоже недоразумение, то есть недопонимание, недодуманность какая-то. Это атеизм иллюзии, когда человек не понимает, о чем он говорит. Когда начинаешь с таким человеком общаться, выясняешь, что он верующий человек, и жизнь его, по сути, церковна, то есть он любовью связан с другими людьми. Но он не додумал самую важную мысль. Он живет, подчиняясь не мысли, а своему сердцу, интуиции. Такие люди часто очень страдают в жизни, потому что многие вещи не могут принять, они пытаются отделить свет от тьмы, зерна от плевел, любовь от лицемерия и не могут этого сделать, очень часто ощущая тщету всего того, что они делают. Им недоступно Богообщение, поэтому полноты бытия у них все равно нет. У них есть любовь как деятельность, но любовь как полнота жизни для них недоступна.

А так ли доступно Богообщение в церкви? Ведь там мы встречаем так много несовершенного, неправильного, отвлекающего, множество людей, со всеми их недостатками. Чтобы общаться с Богом, люди ищут уединения, зачем же нужно это разноречивое скопление людей?

Первая церковь – это Адам и Ева, а вообще первая Церковь – это . Ведь если мы говорим о любви, а Бог есть любовь, сказано в Евангелии, значит, любовь должна на кого-то изливаться. Любовь – это когда ради кого-то я готов даже жизнь свою отдать, я готов умереть ради этого человека. Поэтому не может человек, находясь один, находясь в одиночестве, осуществить высший смысл. Конечно, подвижники-пустынники являются в этом смысле исключением. У подвижников это особый дар Божий – находясь в одиночестве, точнее, в уединении, осуществлять высший смысл. А высший смысл – это любовь. Она неосуществима в одиночестве. Человек должен выйти за пределы, за собственную оболочку, чтобы разрешить проблему любви. Любовь – это когда кого-то ты любишь. Поэтому Бог – это Святая Троица. Как сказал один богослов, если мы понимаем Троицу, мы понимаем, что такое любовь. И напротив, если мы чувствуем любовь, то для нас тайна Святой Троицы становится очевидной. Потому что любовь – это когда ты стремишься отдать кому-то что-то. Когда ты любишь сам себя, то это не любовь, это замыкание в самом себе, это уже почти болезнь. Поэтому в наше время, когда многие люди думают, что можно прожить без Церкви, мы видим, я думаю, такую пандемию психических патологий. Особенно в странах, где религия совершенно четко отделена от государства, где у людей разрушена традиция общежития, где нарушено бытие народа, и люди разделены на островки индивидуальной жизни. Что интересно, после Реформации, когда в протестантских храмах люди перестали исповедоваться, через какое-то время психология становится самостоятельной наукой, и возникает психоанализ как попытка хоть какого-то исцеления. Возвращается языческое отношение к человеку как к мере всех вещей. Возникает сначала антропоцентризм – вокруг человека начинает вращаться вселенная, и потом это приводит уже через какое-то время к разным патологиям в области душевной жизни.

У человека должна быть ответственность и за себя, и за других. Отвечать за себя только перед самим собой – это трагизм, потому что рано или поздно мы чувствуем свою ограниченность и недостаточность, свою немощь и какую-то слабость. И любой человек чувствует потребность в прощении, потому что у каждого, каким бы прекрасным он ни был, все равно в тайниках души возникают какие-то помыслы, человек никакой не может быть идеален. А мы призваны к святости: «Будьте совершенны как Отец ваш Небесный», – говорит Христос. Поэтому святость непременно включает в себя чувство своей недостаточности, глубокое сознание своей греховности, но это одновременно и вера в то, что великий Бог, Владыка мира, тем не менее, любит меня вот таким, какой я есть. Это примиряет. Не я сам себе судья, а Бог мне Судья. Бог, распятый на кресте за меня – вот суд Божий. Взять мой грех на себя, взять мою боль, умереть за меня. Когда это чувствуешь, когда невинный Бог берет нашу вину на себя, что может быть кроме благодарности? Любовь – это когда человеку стыдно за себя и за других людей, он чувствует зло, которое они совершают, как свое собственное. Чувствует, что другой человек совершил нечто, но меня это касается, потому что я тоже человек. Это и есть полнота церковности, это и есть жизнь в Церкви.