Владимир Федорович Одоевский «Городок в табакерке. Одоевский "городок в табакерке" презентация, проект, доклад Презентация к произведению одоевского городок в табакерке

1 из 22

Презентация - Литературная сказка "Городок в табакерке" В.Ф. Одоевского

1,432
просмотра

Текст этой презентации

Урок литературного чтения 4 класс Литературные сказки
Горячева Надежда Владимировна учитель начальных классов МКОУ «Чернавская СОШ Завьяловского района» Алтайского края с. Чернавка

Литературная сказка -повествовательный жанр с волшебно-фантастическим сюжетом, с персонажами реальными и (или) вымышленными, с действительностью реальной и (или) сказочной, в которой по воле автора поднимаются эстетические, моральное, социальные проблемы всех времён и народов. Литературная сказка – авторское художественное произведение, основанное на фольклорных источниках, либо придуманное самим писателем, но в любом случае подчинённое его воле. Это фантастическое, рисующее чудесные приключения вымышленных или традиционных сказочных героев, произведение, в которых волшебство, чудо играют роль сюжетообразующего фактора, помогают охарактеризовать персонажей.

Отгадай
К.Чуковский "Федорино горе"
В этой сказке нет порядка.По дороге без глядкиутварь из дому бежит:и бренчит, и дребезжит.Ах, собрались в путь кудастол, горшок, сковорода?Кто кричит им:- "Ой-ой!Воротитеся домой"!?Кто за ними вдоль забораскачет? ... Бабушка Федора!Обещает их любитьда от грязи всей отмыть.Плачет грязная посуда:-"Ох, без чистки нам так худо!"Но решают, так и быть,Бабку старую простить.Просят чистить их песочком,мыть бока им кипяточком.Станут чашечки опятьсловно солнышко... сиять!
В.М. Гаршин "Лягушка-путешественница"
В этой сказке ради шуткиЗамечательные уткиПонесли с собой на югПозабывшую испуг. Как зовётся их подружка?Да, конечно же,... А попала ли она на далёкие юга?Нет иль да? Отчего же упала лягушка?Оттого, что была та...
Нет!
Лягушка!
Хвастунишкой!

П.П.Ершов Сказка "Конёк-горбунок"
Клад искал на дне морском,И на небе был послом.На земле поймал Жар-птицу.В жёны выбрал Царь-девицу.Звать его, скажите, как?Наш ответ: Всё пустяк для Дурака,не продаст он лишь конька:хоть ушастый ростом мал,расторопен и удал!Всем известен тот конёк.Как зовётся?
А.С. Пушкин "Сказка о рыбаке и рыбке"
Он в землянке жил тридцать три года,И рыбачить ходил в любую погоду.Да бранила его жена-старуха открытоЗа разбитое, негодное корыто. Он с владычецею морской вёл беседу,И исполнила она три желания деда.А когда рассердилась, взбунтовалась -Море синее почернело, взволновалось. Назови мне скорей с улыбкой!- Это сказка о....
Иван -Дурак!
Горбунок!
Рыбаке и рыбке!

Владимир Федорович Одоевский «Городок в табакерке»

Владимир Федорович Одоевский (1803 -1869) Князь-русский писатель, философ, педагог, музыковед. Работал под псевдонимом «Дедушка Ириней». Когда ему исполнилось 30 лет, в свет вышел сборник для детей «Детские сказки дедушки Иринея». Сюда вошли сказки «Червячок», «Мороз Иванович» и «Городок в табакерке».

Словарная работа
Табакерка
маленькая изящная коробочка, вмещавшая горсточку ароматной пыли.

Бюро
письменный стол с конторкой, имеющей несколько небольших ящиков и отделений для хранения бумаг и мелких вещей. Обычно верхняя часть закрывается выдвигающейся гибкой шторкой

Горка
– это мебель для посуды
- деревянный затвор на окнах в деревянных домах.
Ставни

Флюгер
– прибор для определения направления и измерения скорости ветра.
Тисненая бумага

Объясни выражения
Затеплилась звездочка – Право - С сими словами – Учтиво –
с этими словами
очень вежливо

Рефлексия
Понравилась ли Вам сказка? Ваши впечатления от прочитанного? Действительно ли Миша побывал в табакерке? Чем закончилась история? Что хотел сказать автор читателем своей сказкой?

http://s3.uploads.ru/BdO9t.png рамка http://cs10561.vkontakte.ru/u111299510/-5/x_70c5f3cb.jpg перо, чернильница http://img-fotki.yandex.ru/get/6434/136487634.a39/0_d5931_5c31a0b1_XL.png книги http://s1.pic4you.ru/allimage/y2012/10-26/12216/2601840.png открытая книга с пером http://lenagold.narod.ru/fon/clipart/s/svit/svitolk21.png Свитки slovari.yandex.ru http://clubs.ya.ru/fetes-galantes/posts.xml?tb=530 http://www.liveinternet.ru/users/iposlad/rubric/1663824/ http://construct.md/ru/moldova/cuzneabudulaia/storelist da-zdra-per-m.livejournal.com PlanetaSkazok.ru allskazki.ru
Интернет – ресурсы:

Код для вставки видеоплеера презентации на свой сайт:

Урок литературного чтения 4 класс

Литературные

Горячева Надежда Владимировна учитель начальных классов МКОУ «Чернавская СОШ Завьяловского района» Алтайского края с. Чернавка

Литературная сказка -повествовательный жанр с волшебно-фантастическим сюжетом, с персонажами реальными и (или) вымышленными, с действительностью реальной и (или) сказочной, в которой по воле автора поднимаются эстетические, моральное, социальные проблемы всех времён и народов.

Литературная сказка – авторское художественное произведение, основанное на фольклорных источниках, либо придуманное самим писателем, но в любом случае подчинённое его воле. Это фантастическое, рисующее чудесные приключения вымышленных или традиционных сказочных героев, произведение, в которых волшебство, чудо играют роль сюжетообразующего фактора, помогают охарактеризовать персонажей.

Отгадай К.Чуковский "Федорино горе" В этой сказке нет порядка. По дороге без глядки утварь из дому бежит: и бренчит, и дребезжит. Ах, собрались в путь куда стол, горшок, сковорода? Кто кричит им:- "Ой-ой! Воротитеся домой"!? Кто за ними вдоль забора скачет? ... Бабушка Федора! Обещает их любить да от грязи всей отмыть. Плачет грязная посуда: -"Ох, без чистки нам так худо!" Но решают, так и быть, Бабку старую простить. Просят чистить их песочком, мыть бока им кипяточком. Станут чашечки опять словно солнышко... сиять! В.М. Гаршин "Лягушка-путешественница" В этой сказке ради шутки Замечательные утки Понесли с собой на юг Позабывшую испуг. Как зовётся их подружка? Да, конечно же,... А попала ли она на далёкие юга? Нет иль да? Отчего же упала лягушка? Оттого, что была та...

Хвастунишкой!

П.П.Ершов Сказка "Конёк-горбунок" П.П.Ершов Сказка "Конёк-горбунок" Клад искал на дне морском, И на небе был послом. На земле поймал Жар-птицу. В жёны выбрал Царь-девицу. Звать его, скажите, как? Наш ответ: Всё пустяк для Дурака, не продаст он лишь конька: хоть ушастый ростом мал, расторопен и удал! Всем известен тот конёк. Как зовётся? А.С. Пушкин "Сказка о рыбаке и рыбке" Он в землянке жил тридцать три года, И рыбачить ходил в любую погоду. Да бранила его жена-старуха открыто За разбитое, негодное корыто. Он с владычецею морской вёл беседу, И исполнила она три желания деда. А когда рассердилась, взбунтовалась - Море синее почернело, взволновалось. Назови мне скорей с улыбкой! - Это сказка о....

Иван -Дурак!

Горбунок!

Рыбаке и рыбке!

Владимир Федорович Одоевский

«Городок в табакерке»

Владимир Федорович Одоевский (1803 -1869) Князь-русский писатель, философ, педагог, музыковед. Работал под псевдонимом «Дедушка Ириней». Когда ему исполнилось 30 лет, в свет вышел сборник для детей «Детские сказки дедушки Иринея». Сюда вошли сказки «Червячок», «Мороз Иванович» и «Городок в табакерке». Словарная работа Табакерка маленькая изящная коробочка, вмещавшая горсточку ароматной пыли. Бюро Бюро письменный стол с конторкой, имеющей несколько небольших ящиков и отделений для хранения бумаг и мелких вещей. Обычно верхняя часть закрывается выдвигающейся гибкой шторкой Горка Горка – это мебель для посуды

Деревянный затвор на окнах в деревянных домах.

Ставни Флюгер Флюгер – прибор для определения направления и измерения скорости ветра. Тисненая бумага Объясни выражения Затеплилась звездочка – Право - С сими словами – Учтиво –

с этими словами

очень вежливо

Рефлексия

  • Понравилась ли Вам сказка?
  • Ваши впечатления от прочитанного?
  • Действительно ли Миша побывал в табакерке?
  • Чем закончилась история?
  • Что хотел сказать автор читателем своей сказкой?
Домашнее задание
  • Перечитать сказку.
  • Подобрать пословицы к сказке.

http://s3.uploads.ru/BdO9t.png

рамка

http://cs10561.vkontakte.ru/u111299510/-5/x_70c5f3cb.jpg

перо, чернильница

http://img-fotki.yandex.ru/get/6434/136487634.a39/0_d5931_5c31a0b1_XL.png

книги

http://s1.pic4you.ru/allimage/y2012/10-26/12216/2601840.png

открытая книга с пером

http://lenagold.narod.ru/fon/clipart/s/svit/svitolk21.png

Свитки

slovari.yandex.ru

http://clubs.ya.ru/fetes-galantes/posts.xml?tb=530

http://www.liveinternet.ru/users/iposlad/rubric/1663824/

http://construct.md/ru/moldova/cuzneabudulaia/storelist

da-zdra-per-m.livejournal.com

PlanetaSkazok.ru





















Да уж и было чего посмотреть! Какая прекрасная табакерка! пестренькая, из черепахи. А что на крышке-то! Ворота, башенки, домик, другой, третий, четвертый, и счесть нельзя, и все мал мала меньше, и все золотые; а деревья-то также золотые, а листики на них серебряные; а за деревьями встает солнышко, и от него розовые лучи расходятся по всему небу.


Между тем музыка играет да играет; вот все тише да тише, как будто что-то цепляется за каждую нотку, как будто что-то отталкивает один звук от другого. Вот Миша смотрит: внизу табакерки отворяется дверца, и из дверцы выбегает мальчик с золотою головкою и в стальной юбочке, останавливается на пороге и манит к себе Мишу. Да отчего же, подумал Миша, папенька сказал, что в этом городке и без меня тесно? Нет, видно, в нем живут добрые люди, видите, зовут меня в гости. Извольте, с величайшею радостью!


Динь-динь-динь! отвечал мальчик. Пройдем, не беспокойтесь, ступайте только за мной. Миша послушался. В самом деле, с каждым их шагом, казалось, своды подымались, и наши мальчики всюду свободно проходили; когда же они дошли до последнего свода, тогда мальчик- колокольчик попросил Мишу оглянуться назад. Миша оглянулся, и что же он увидел? Теперь тот первый свод, под который он подошел, входя в дверцы, показался ему маленьким, как будто, пока они шли, свод опустился. Миша был очень удивлен.


Между тем их окружили мальчики-колокольчики, теребили Мишу за платье, звенели, прыгали, бегали. Весело вы живете, сказал им Миша, век бы с вами остался. Целый день вы ничего не делаете, у вас ни уроков, ни учителей, да еще и музыка целый день. Динь-динь-динь! закричали колокольчики. Уж нашел у нас веселье! Нет, Миша, плохое нам житье. Правда, уроков у нас нет, да что же в том толку? Мы бы уроков не побоялися. Вся наша беда именно в том, что у нас, бедных, никакого нет дела; нет у нас ни книжек, ни картинок; нет ни папеньки, ни маменьки; нечем заняться; целый день играй да играй, а ведь это, Миша, очень, очень скучно. Поверишь ли? Хорошо наше черепаховое небо, хорошо и золотое солнышко и золотые деревья; но мы, бедные, мы насмотрелись на них вдоволь, и все это очень нам надоело; из городка мы ни пяди, а ты можешь себе вообразить, каково целый век, ничего не делая, просидеть в табакерке, и даже в табакерке с музыкою.


Только что Миша к нему подошел, как надзиратель закричал: Шуры-муры! кто здесь ходит? кто здесь бродит? Шуры-муры? кто прочь не идет? кто мне спать не дает? Шуры-муры! шуры-муры! Это я, храбро отвечал Миша, я Миша... А что тебе надобно? спросил надзиратель. Да мне жаль бедных мальчиков-колокольчиков, они все такие умные, такие добрые, такие музыканты, а по вашему приказанию дядьки их беспрестанно постукивают... А мне какое дело, шуры-муры! Не я здесь набольший. Пусть себе дядьки стукают мальчиков! Мне что за дело! Я надзиратель добрый, все на диване лежу и ни за кем не гляжу. Шуры-муры, шуры-муры...


Смотрит, золотой шатер с жемчужною бахромою; наверху золотой флюгер вертится, будто ветряная мельница, а под шатром лежит царевна Пружинка и, как змейка, то свернется, то развернется и беспрестанно надзирателя под бок толкает. Миша этому очень удивился и сказал ей: Сударыня царевна! Зачем вы надзирателя под бок толкаете? Зиц-зиц-зиц, отвечала царевна. Глупый ты мальчик, неразумный мальчик. На все смотришь, ничего не видишь! Кабы я валик не толкала, валик бы не вертелся; кабы валик не вертелся, то он за молоточки бы не цеплялся, молоточки бы не стучали; кабы молоточки не стучали, колокольчики бы не звенели; кабы колокольчики не звенели, и музыки бы не было!


В одно мгновение пружинка с силою развилась, валик сильно завертелся, молоточки быстро застучали, колокольчики заиграли дребедень и вдруг пружинка лопнула. Все умолкло, валик остановился, молоточки попадали, колокольчики свернулись на сторону, солнышко повисло, домики изломались...


С В. Кутявина Поурочные разработки по литературному чтению: 4 класс. – М.: ВАКО,2010. slovari.yandex.ru 4/ list da-zdra-per-m.livejournal.com PlanetaSkazok.ru allskazki.ru

Разделы: Начальная школа , Конкурс «Презентация к уроку»

Презентация к уроку


























Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цели урока:

  • познакомить с жизнью и творчеством В.Ф.Одоевского;
  • изучить литературную сказку “Городок в табакерке”;
  • пополнять словарный запас учащихся;
  • формировать навыки выборочного чтения, грамотного составления ответов на вопросы.

Оборудование: презентация.

Ход урока

1. Организационный момент

. (Слайд 1)

2. Речевая разминка.

(Слайд 2)

– Прочитайте скороговорку жужжащим чтением.

– Прочитайте с вопросительной интонацией, выделяя голосом слова “ежик”, “ежа”, “ежата”, с утвердительной интонацией на этих же словах.

– Прочитайте с ускорением, с замедлением.

3. Введение в тему

.

– Сегодня мы открываем новый раздел, который называется “Литературные сказки”.

– Как вы понимаете смысл раздела? Какие произведения могут в него входить?

– Первое произведение, с которым мы познакомимся в этом разделе В.М.Одоевского “Городок в табакерке”.

4. Знакомство с биографией автора.

– В.Ф.Одоевский родился в 1803 году в Москве. Получил первоклассное по тому времени воспитание в Благородном пансионе при Московском университете. В годы пребывания в пансионе появились его первые произведения в печати. На протяжении многих лет тесные дружеские и творческие контакты связывали Одоевского с А.С.Пушкиным. Одоевский замечал и всемирно поддерживал таланты, которые он видел в современной ему русской литературе. Это и Лермонтов, и Тургенев, и Достоевский. (Слайд 3)

В. Ф. Одоевский работал под псевдонимом “Дедушка Ириней”. Когда ему исполнилось 30 лет, в свет вышел сборник для детей “Детские сказки дедушки Иринея”. Сюда вошли сказки “Червячок”, “Мороз Иванович” и “Городок в табакерке”. (Слайд 4)

– Сказка называется “Городок в табакерке” (Слайд 5)

– А что такое “табакерка”? (Слайд 6 – 8)

– В XVIII веке в Петербурге курили в основном иностранцы. Русские табак больше нюхали, т. к. считалось, что нюханье табака благотворно влияет на здоровье.

Нюхательный табак держали в табакерках из папье-маше, серебра, золота, дерева, перламутра, черепахового панциря, слоновой кости, фарфора, нефритов, украшенных бриллиантами и эмалью.

Табакерка – это маленькая изящная коробочка, вмещавшая горсточку ароматной пыли – была своего рода символом знатности и богатства и указывала на то, что ее обладатель благороден и обладает эстетическим вкусом.

Особенно были в моде музыкальные табакерки, которые превратились в особый предмет роскоши и престижа - прежде чем понюхать табак, табакерку держали в руках, так чтобы все могли ее хорошенько рассмотреть, потом неспешно открывали, поражая соседей не только тонкими миниатюрами, но и, к примеру, крохотной поющей птичкой, которая выпархивала из недр маленькой коробочки, или танцующей под музыку фигуркой пастушки.

5. Чтение произведения учителем.

По ходу чтения произведения ведется словарно-орфографическая работа .

– Что такое бюро? (Слайд 9)

– К какой горке ходил Миша? (Слайд 10)

– Что такое ставни? (Слайд 11)

– Объясните, что обозначает слово флюгер. (Слайд 12)

– Какую бумагу называют “тисненой”? (Слайд 13)

– Сказка В. Ф. Одоевского “Городок в табакерке” была написана более 150 лет назад, поэтому в сказке встречаются слова, которые редко употребляются в нашей речи.

– А знаете ли вы значение этих слов? (Слайд 14)

6. Физкультминутка.

7. Работа над содержанием сказки.

– С чего начинается сказка? Прочитайте.

– Подберите синонимы к слову “папенька”

– Найдите и прочитайте отрывки, соответствующие иллюстрации. (Слайд 15)

– Что особенного было в проводнике? Почему у него была такая поговорка?

– Какую историю вспомнил Миша? Что показалось смешным мальчику-колокольчику?

– В чем ошибся Миша, посмотрев на колокольчики?

– Кем являлся надзиратель? Как вы думаете, почему он переворачивался с боку на бок?

– С кем встретился Миша? О чем рассказала “царевна-пружинка” Мише?

– Поверил ли ей Миша? Докажите.

8. Итог урока

. (Слайд 22)

– Понравилась ли вам сказка?

– Ваши впечатления от прочитанного?

– Действительно ли Миша побывал в городке в табакерке?

– Чем закончилась история?

– Что хотел сказать читателям В.М.Одоевский в своем произведении?

9. Домашнее задание.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

  1. ФИО (полностью) Лузганова Оксана Владимировна
  2. Место работы МОУ «СОШ пос. им. Морозова»
  3. Должность учитель начальных классов
  4. Предмет Литературное чтение
  5. Класс 4
  6. Тема : В. Ф. Одоевский «Городок в табакерке» (1 урок)

Цель урока: создать условия для знакомства обучающихся с краткой биографией В. Ф. Одоевского, проведения первичного анализа произведения «Городок в Табакерке».

Задачи :

образовательные : познакомить обучающихся с краткой биографией В. Ф. Одоевского,

провести первичный анализ произведения «Городок в Табакерке»;

развивающие : продолжать развивать речь и словарный запас,

содействовать развитию памяти, мышления;

Воспитательные : продолжать воспитание коммуникативных навыков: умение работать в группе, умение слушать и слышать товарища, проявлять дружеское отношению друг к другу.

Формируемые УУД :

Развивающие УУД :

Умение выявлять проблему; определять и сохранять цель; контролировать и оценивать свою работу и полученный результат.

Познавательные УУД :

Умения сравнивать, делать выводы.

Коммуникативные УУД :

Умение работать в парах и группе, умение слушать и понимать речь других.

Предметные УУД :

Умение определять жанр произведения; умения находить литературные приемы в тексте.

Оборудование : компьютер, слайд-шоу (презентация), книга В. Ф. Одоевского, портрет автора, макет городка в табакерке, свитки с устаревшими словами, раздаточный материал.

Ход урока

Этап урока

Задачи

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Организационный момент

Здравствуйте, уважаемые ребята. Меня зовут Оксана Владимировна. Сегодня я проведу у вас урок литературного чтения.

Создание рабочей атмосферы в классе, повышение уровня мотивации к изучению нового материала

Речевая разминка

Давайте для начала прочитаем скороговорку про себя:

Гордость города городом гордится.

Прочитаем вслух медленно.

Прочитаем быстрее.

Еще быстрее.

Молодцы.

Работа со скороговоркой.

Подготовка речевого аппарата к работе на уроке: чтению, беседе

Актуализация знаний

Постановка темы и цели урока.

Что вы видите у меня в руках?

А в чем этот город?

Сейчас мы можем назвать это коробкой, шкатулкой, а раньше такие коробочки назывались табакерками.

Что же такое табакерка? Поработайте в группах: используя выданные листочки, составьте небольшой рассказ о табакерке по плану: 1. Что такое табак. 2. Историческая справка о табаке. 3. Для чего использовался нюхательный табак. 4. Что такое табакерка. 5. Особенности музыкальной табакерки.

У вас две минуты.

Итак, пожалуйста, первая группа.

С чего мы начнем рассказ о табакерке?

Продолжает вторая группа.

Для чего же использовался нюхательный табак?

А теперь поговорим о табакерке. Что такое табакерка, 4 группа?

И завершает пятая группа.

Молодцы. Что ж, посмотрим на макет табакерки и города внутри неё. Как может называться произведение, которое мы будем изучать?

Определите тему урока.

Поставьте цель, которую нам нужно будет достичь.

В одной руке – шкатулка, в другой – коробка, внутри которой расположен город.

Таба́к - род многолетних и однолетних растений семейства Паслёновые. Употребление табака в различных видах и различными способами (курение, жевание, нюхание) вызывает вредное привыкание, оказывает отрицательное влияние на здоровье человека.

В 18 веке в Петербурге курили, в основном, иностранцы. Русские табак больше нюхали, т. к. считалось, что нюханье табака благотворно влияет на здоровье.

Нюхательный табак держали в табакерках из папье-маше, серебра, золота, дерева, перламутра, черепахового панциря, слоновой кости, фарфора, нефритов, украшенных бриллиантами и эмалью.

Табакерка – это маленькая изящная коробочка, вмещавшая горсточку ароматной пыли – была своего рода символом знатности и богатства и указывала на то, что ее обладатель благороден и обладает эстетическим вкусом.

Особенно были в моде музыкальные табакерки, которые превратились в особый предмет роскоши - прежде чем понюхать табак, табакерку держали в руках, так чтобы все могли ее хорошенько рассмотреть, потом неспешно открывали, поражая соседей не только тонкими миниатюрами, но и, к примеру, крохотной поющей птичкой или танцующей под музыку фигуркой пастушки.

Город(ок) в табакерке.

Тема урока: В. Ф. Одоевский «Городок в табакерке».

Цель урока: проанализировать произведение В. Ф. Одоевского «Городок табакерке».

Используя свой личный жизненный опыт, дети не только узнают новое, но и определяют тему и цель урока.

Первичное усвоение новых знаний

Судя по названию, предположите, к какому жанру будет относиться «Городок в табакерке»?

Да, вы совершенно правы. Но это немного необычная сказка. В чем ее особенность, мы узнаем в процессе знакомства. Но для начала необходимо познакомиться с тем, кто подарил нам это произведение.

Его написал В. Ф. Одоевский.

Владимир Федорович был не только писателем, но и философом, филологом, музыковедом и даже педагогом. Родился Одоевский был 1-ого августа 1803 года в Москве. Отец его был потомком княжеского рода, а родители мамы были крепостными крестьянами. Будущий писатель и знаменитый филолог учился в Московском университетском благородном пансионе. В то же самое время Одоевский начал сотрудничать с журналом «Каллиопа» (в 1820-ом году). Два года своей жизни он возглавлял самый первый философский кружок в России – «Общество любомудрия». Центральным произведением Владимира Фёдоровича стали «Русские ночи», которые принято считать основным литературным памятником русского любомудрия. В 1826-ом году Одоевский переезжает в Петербург, и поступает на службу в Комитет иностранной цензуры. В это же время он знакомится и сближается с А. С. Пушкиным. В 1844-ом году выходит полное собрание сочинений Одоевского в трех томах. С 1846-ого года Одоевский служил помощником директора Публичной библиотеки и директором Румянцевского музея. 27-ого февраля 1869-ого года Владимир Фёдорович Одоевский скончался в Москве в возрасте 63 лет.

В тексте вам будут встречаться незнакомые слова, ведь действие происходит 183 года назад! Но герои нашей сказки уже позаботились о нас с вами и подготовили свитки со значениями устаревших слов. Когда мы будем встречать какое-то незнакомое, непонятное слово – эти свитки будут помогать нам в его растолковании.

К сказке – ведь город не может располагаться в шкатулке/табакерке.

Слушают рассказ учителя.

Познакомить учащихся с биографией В. Ф. Одоевского.

Анализ произведения.

Постановка проблемного вопроса

Итак, это произведение вами уже прочитано. Что ж, давайте рассмотрим сказку подробнее, обсудим ее.

Кто главный герой сказки?

С чего начинается сказка?

Почему Миша называют своего папу именно так – «папенька»? как еще можно называть отца?

Чем табакерка привлекла внимание Миши?

Как назывался этот городок? Зачитайте это описание.

Какое природное явление показано в сказке?

Что произошло, когда папенька тронул пружинку? Зачитайте этот фрагмент.

Что увидел Миша внутри табакерки?

Что наказал не делать ему папенька?

С какой проблемой столкнулся Миша?

Что произошло в следующей части?

Давайте посмотрим, как художники представляли себе встречу Миши и мальчика-колокольчика. (Видеофрагмент)

Что значит «учтиво поклонился»?

Что такое «свод»?

Как мальчикам удалось пройти сквозь своды? Найдите подтверждение в тексте.

Почему у Миши и мальчика-колокольчика случилась небольшая размолвка, ссора?

Мог ли мальчик-колокольчик не говорить «динь-динь»?

А про какие же тогда поговорки говорил папа Миши?

Главный герой – мальчик Миша.

Папа поставил на стол табакерку.

Так раньше называли папу. Еще можно говорить «папа», «папочка», «отец» и т.д.

На ней располагался красивый город.

Этот городок назывался Динь-Динь. Зачитывают отрывок.

Заиграла музыка – зачитывают фрагмент.

Смена дня и ночи.

Внутри табакерки располагались разные колокольчики, молоточки, пружинки…

Папенька наказал ему не трогать пружинку.

Миша уснул и встретил мальчика-колокольчика.

Просмотр видеофрагмента.

Почему играет музыка?

Учтиво – очень вежливо.

Свод – перекрытие в форме дуги, соединяющее стены какого-то сооружения.

«Вдали все кажется маленьким…»

Миша обиделся на то, что колокольчик смеялся над ним. В ответ он сказал, что, по словам его папы, использовать поговорки нельзя. Колокольчик обиделся.

Нет, так как он на самом деле издавал этот звук.

«Типа», «как бы».

Проводить анализ произведения: обсуждение главных героев и причин их поступков. Находить взаимосвязь предметов «литературное чтение» и «окружающий мир». Поиск проблемы урока.

Физминутка

Немного отдохнем.

Выполним наклоны влево-вправо, как будто мы все – мальчики или девочки-колокольчики.

Постучим, как дядьки-молоточки.

Поприседаем, как пружинка.

Руки на пояс. Переворачиваемся слева направо, как г-н Валик.

Повторяют за учителем

Физическая и эмоциональная разрядка учащихся

Первичная проверка понимания.

Анализ произведения.

Хорошо, продолжим обсуждение нашей сказки.

Найдите в тексте и прочитайте, что увидел Миша, открыв очередные двери?

Почему колокольчики были разного роста, «не одинакие»?

Что понял Миша, обсудив жизнь мальчиков-колокольчиков? Согласился ли он с ними? А вы согласны?

С кем же затем познакомился Миша?

Понравились ли ему дядьки-молоточки?

Какая поговорка была у них? Почему?

Прочитайте разговор с господином Валиком ПО РОЛЯМ. Стр. 164.

Какой вывод сделал для себя Миша?

А как считаете вы – нужно ли присматривать за вами, детьми? Почему?

С кем еще встретился Миша? Прочитайте.

О чем рассказала царевна Пружинка?

Какая поговорка была у нее?

Поверил ли ей Миша?

Почему папа запрещал ему это делать?

Чем закончилась история?

Попробуйте рассказать механизм работы музыкальной табакерки на примере этой сказки.

Какова главная мысль этой сказки? Что автор хотел сказать своим читателям, то есть нам с вами?

«Улицу…» Стр. 162.

Они были неодинаковыми: кто больше – у того и голос толще.

Весь день заниматься один и тем же делом – скучно.

Высказывания детей.

Миша познакомился с дядьками-молоточками.

Нет, они были грубы и без сожаления били мальчик.

«Тук-тук-тук» - звук молотка.

Чтение по ролям.

«теперь вижу, что бывает с бедными мальчиками, когда за ними никто не смотрит».

Высказывания детей.

Царевна-Пружинка.

Она подробно описала механизм работы музыкальной табакерки.

Зиц-зиц-зиц.

Мише захотелось проверить, правду ли она говорит.

С. 166 – «В одно мгновение пружинка …»

Так можно сломать табакерку.

Миша проснулся – всё его путешествие оказалось просто сном.

Пружинка толкает валик – валик вертится и цепляет молоточки, молоточки стучат по колокольчикам, колокольчики звенят и издают мелодичный звук.

Возможно, если часто думать о какой-то проблеме, то ее решение придет во сне.

Он боялся ослушаться папу – надо слушаться старших.

Анализ произведения. Составление полной цепочки событий, происходящих в сказке. Знакомство с устройством музыкальной табакерки. Принцип и алгоритм ее работы.

Первичное закрепление.

Подведем итог: что мы сегодня узнали?

Какое произведение изучали и обсуждали?

С кем познакомился герой во время своего путешествия по табакерке?

Где могут пригодиться знания, полученные сегодня на уроке?

Самостоятельная работа: ответьте на вопросы:

  1. Как звали автора сказки?

а) Владимир Иванович Одоевский

б) Александр Сергеевич Пушкин

2. Кто не является героем произведения?

а) молоточек

б) колокольчик

в) винтик

3. Из чего была сделана табакерка?

а) из черепахового панциря

б) из золота

в) из папье-маше

4. При изучении какой науки могут пригодиться полученные сегодня знания?

а) механика

б) биология

в) астрономия

Узнали биографию В. Ф. Одоевского, выяснили значение новых слов.

Обсудили сказку «городок в табакерке».

Миша познакомился с мальчиками-колокольчиками, дядьками-молоточками, господином Валиком и Царевной Пружинкой.

Полученные знания могут пригодиться на уроках физики; в беседе со сверстниками или взрослыми…

в) Владимир Фёдорович Одоевский

в) винтик

а) из черепахового панциря

а) механика

Закрепление изученного материала. Проверка усвоения материала.

Домашнее задание

Разделить текст на части, озаглавить их. Стр. 168, № 8.

Записывают д/з.

Оформление записи домашнего задания в дневнике

Рефлексия

А закончим мы наш урок заполнением «Табакерки настроения».

У вас на партах лежат герои сказки: Пружинка, мальчик-колокольчик, господин Валик.

Каждый герой характеризует определенное отношение к уроку:

Пружинка – та, без кого табакерка не могла бы издавать этот прекрасный звук. Если вам понравился урок и произведение, изучаемое на уроке – выбираем Пружинку.

Мальчик-колокольчик был проводником Миши в городок в табакерке, но в определенный момент они даже немного повздорили. Если во время урока или прочтения сказки у вас возникли какие-то противоречия – выбирайте Колокольчика.

Господин Валик показал себя ленивым участником событий, совершенно не следил за дядьками-молоточками и мальчиками-колокольчиками. Если вам что-то не понравилось во время урока или осталось непонятным – выбираем Валика.

Заполняем нашу табакерку этими героями. Посмотрим, кем же будет населён наш Городок в табакерке.

Спасибо за урок!

Выбирают героя и прикрепляют его изображение на доску.

Осознание смысла и способа собственной деятельности,

объективная оценка своих результатов,

обнаружение проблем, возникших по ходу урока.

Резерв

Составление синквейна о главном герое.

Составить творческое описание главного героя. Применить знания об имени существительном, имени прилагательном, глаголе, синонимах на практике.

Тема урока: В. Ф. Одоевский «Городок в табакерке». Цель урока: проанализировать произведение В. Ф. Одоевского «Городок в табакерке».

Произведения В. Ф. Одоевского

Московский университетский благородный пансион А. С. Пушкин Румянцевский музей

Владимир Фёдорович ОДОЕВСКИЙ 1 августа 1803 – 27 февраля 1869 г.г. В 1826-ом году Одоевский переезжает в Петербург и поступает на службу в Комитет иностранной цензуры. В это же время он знакомится и сближается с А. С. Пушкиным. В 1844-ом году выходит полное собрание сочинений Одоевского в трех томах.

Господа дядьки-молоточки Надзиратель Валик

Царевна Пружинка

Это был сон…

Подведём итог… Выберите правильный ответ: Как звали автора сказки? а) Владимир Иванович Одоевский б) Александр Сергеевич Пушкин в) Владимир Фёдорович Одоевский 2. Кто не является героем произведения? а) молоточек б) колокольчик в) винтик 3. Из чего была сделана табакерка? а) из черепахового панциря б) из золота в) из папье-маше 4. При изучении какой науки могут пригодиться полученные сегодня знания? а) механика б) биология в) астрономия

Синквейн – нерифмованное стихотворение, состоящее из пяти строчек, где: 1-я строчка – тема (одно имя существительное); 2-я строчка – описание (два имени прилагательных); 3-я строчка – действие (три глагола); 4-я строчка – отношение к теме (фраза из четырёх слов); 5-я строчка – синоним к теме (одно слово).

Домашнее задание: стр. 168, № 8 . Разделить текст на смысловые части, озаглавить их. Дополнительное задание: Выполнить иллюстрацию к сказке.

Если вам понравился урок и произведение, изучаемое на уроке – выбирайте Пружинку. Если во время урока или прочтения сказки у вас возникли какие-то противоречия – выбирайте мальчика-колокольчика. Если вам что-то не понравилось во время урока или осталось непонятным – выбирайте господина Валика.

Верьте в чудеса. Слушайтесь родителей. И помните, что в этом мире всё взаимосвязано… Спасибо за урок!