Византия и Древняя Русь. Русско-византийские отношения в VIII-XII веках

Русско-византийские войны - походы князей Древней Руси IX-XII вв. на территорию Византийской империи с целью захвата добычи и обеспечения торговых привилегий для русских купцов в Константинополе .

Первым документально зафиксированным крупным нападением Руси на Византию считается поход варяжско-славянской дружины князей Аскольда и Дира, которая летом 860 г. в течение недели осаждала Константинополь и разоряла его окрестности.

Легендарный поход князя Олега в 907 г. не подтверждается византийскими источниками, однако вполне вероятно, что заключению русско-византийского договора 911 г. предшествовали какие-то военные действия. В середине X в. киевский князь Игорь , воспользовавшись тем, что главные силы византийской армии и флота вели борьбу с арабами на Ближнем Востоке, совершил 2 похода на Константинополь.

В 941 г. попытка русских войти в Босфор была сорвана действием огненосных кораблей византийцев, потопивших часть неприятельских ладей. Остальной русский флот отошел к черноморскому побережью Малой Азии. Высадившееся там 40-тысячное русское войско разорило прибрежные районы Вифинии и Пафлагонии, жестоко расправившись с местными жителями. Стянутые из других областей Малой Азии, а также Фракии и Македонии крупные силы византийцев вынудили русских оставить занятые ими территории и погрузиться на суда. Вслед за этим византийский флот нанес русским тяжелое поражение: большая часть их ладей была уничтожена, а захваченные в плен воины казнены. Уцелевшие с большим трудом вернулись в Киев.

Следующий поход на Византию в 944 г. русские совершили по суше и морским путем. На этот раз 80-тысячное войско князя Игоря, помимо славян и варягов, включало половцев и печенегов. Император Роман I предпочел не доводить дело до вооруженного столкновения и на Дунае заключил с Игорем компромиссный торгово-политический мирный договор . На протяжении последующих 25 лет отношения Руси и Византии оставались мирными. Отряды русских наемных воинов принимали участие в византийских военных экспедициях на Крит , в Италию и против ближневосточных арабов. Во второй половине X в., в ходе обострения болгаро-византийских отношений, Константинополь попытался использовать Русь для борьбы с Болгарией , но прибывший в 968 г. на Балканы с войском киевский князь Святослав решил удержать захваченные им задунайские земли за собой. Чтобы заставить его уйти, византийцы в 969 г. организовали нападение печенегов на Киев, но в том же году Святослав во главе 60-тысячного войска предпринял новый поход в Болгарию. Русские форсировали Дунай, преодолели Балканские горы и заняли Филиппополь, но весной 970 г. были разбиты византийцами в сражении при Аркадиополе . Святослав был вынужден отвести войско к Дунаю и попал в осаду в крепости Доростол . После 3-месячной обороны русские потерпели поражение в сражении 22 июля 971 г., Святославу пришлось подписать с императором Иоанн I Цимисхием мирный договор и уйти из Болгарии. На обратном пути он попал в печенежскую засаду у днепровских порогов и погиб. В дальнейшем отношения между Русью и Византией в целом нормализовались.

В 986-987 гг. император Василий II вновь обратился к великому князю киевскому Владимиру за помощью для борьбы с Болгарией и внутренними мятежами, пообещав выдать замуж за него свою сестру. Когда же помощь Русью была оказана, а Константинополь начал тянуть с исполнением этого условия, Владимир весной 989 г. осадил и взял византийский город Херсонес в Крыму. Впрочем, этот конфликт не сказался на общем характере русско-византийских отношений. Русь приняла христианство, а русские воинские контингенты и в дальнейшем участвовали в боевых действиях в составе византийской армии: в Болгарии, Северной Сирии, на Кавказе, в Италии, на Сицилии и в других районах.

Только в 1043 г., когда византийцы начали вводить ограничения в торговле для русских купцов, разразился новый военный конфликт. В июне русский флот с многочисленным десантом появился в виду Константинополя, но был уничтожен византийской эскадрой при помощи «греческого огня». Уцелевшие и выбравшиеся на берег русские воины пытались вернуться на Русь сухопутным путем, но были окружены и разбиты в районе Варны. Около 800 из них попали в плен. Ни одна из сторон не имела желания продолжать войну и был заключен новый мирный договор. Наконец, в 1116 г., когда император Алексей I Комнин присоединил к империи Тмутараканское княжество, великий киевский князь Владимир Мономах , в качестве средства военно-политического давления на Византию, предпринял поход на Дунай, но закрепиться здесь ему так и не удалось.

Все мы знаем о походе князя Олега на Византию в 907 году, когда он прибил свой щит к воротам Царьграда. Эффектный жест, не так ли?! Это как если бы Путин прибил айпад к дверям Пентагона.

Но вот ни византийские, ни другие иностранные летописи не помнят о походе русов на Константинополь в 907 году. Зато и византийские, и русские, и некоторые независимые иностранные источники указывают на другой поход русов против Византии. Он состоялся в 860 году и судя по всему был весьма устрашающ для Константинополя и разрушителен для окрестных деревень. Попробуем вспомнить, что это было за время, что происходило в тот период на Руси? Из учебников мы помним, что в 862 году состоялось призвание варягов: Рюрика, а также двух его братьев - Синеуса и Трувора. Некоторые историки полагают, что Синеус и Трувор - это вовсе не люди, а искаженные старошведские слова sine hus (свой род) и thru varing (верная дружина). Как бы то ни было, а картина получается непонятная: 860 год - организованный разрушительный набег русов на мощное государство, а всего два года спустя на Руси полный бардак и безвластье до такой степени, что Гостомысл приглашает иностранца-конунга править Русью, пусть даже этот иностранец и его зять. Впрочем, в "Повести временных лет" вполне вероятна путаница в датах.
В 860 году Византия вела ожесточённую войну с арабами в Малой Азии. В марте гарнизон крепости Лулон, имевшей важное стратегическое значение, сдался арабам. В апреле-мае стороны произвели обмен пленными, однако уже в начале июня византийский император Михаил III во главе армии покидает Константинополь для вторжения на территорию халифата Аббасидов. Как сообщает Продолжатель Амартола, для охраны города был оставлен эпарх
Ориха. В хронике Симеона Логофета говорится, что весть о нападении руси застигла императора у Мавропотама (Чёрной реки). Точно не известно местонахождение этой речки, было несколько рек с похожим названием. Исследователи относят Мавропотам к Каппадокии, области в Малой Азии в 500 км от Константинополя.
Нападение оказалось полной неожиданностью для жителей Константинополя, не ждавших нападения с Чёрного моря. Столица Византии ограждалась двойной высокой стеной со стороны суши. Со стороны пролива Босфор и бухты Золотой рог стена была невысокая. За пределами крепостных стен и на берегах Босфора проживало немало людей, не успевших бежать. Повесть временных лет, а вслед за ней историки долго датировали нападение на Константинополь 866 годом, хотя историк русской церкви Голубинский ещё в 1880-х годах по византийским свидетельствам указывал на 860-861 годы.
В 1894 году бельгийский учёный Франц Кюмон опубликовал обнаруженную им хронику царствования византийских императоров, т. н. Брюссельскую хронику, в которой содержалось упоминание набега русов и называлась точная дата - 18 июня 860:
“ «Михаил, сын Феофила [правил] со своею матерью Феодорой четыре года и один - десять лет, и с Василием - один год и четыре месяца. В его царствование 18 июня в 8-й индикт, в лето 6368, на 5-м году его правления пришли Росы на двухстах кораблях, которые предстательством всеславнейшей Богородицы были повержены христианами, полностью побеждены и уничтожены.»
Константинополь во времена Византии с высоты птичьего полета. Историческая реконструкция.
На закате 18 июня 860 около 200 русских судов причалили к берегам Босфора. Иоанн Диакон, посол венецианского дожа Пьетро II Орсеоло и автор «Венецианской хроники», сообщает о 360 кораблях. Кроме количества кораблей русов, итальянский хронист рубежа X-XI веков расходится с византийской хроникой и в оценке итогов набега:
“ «В это время народ норманнов на трёхстах шестидесяти кораблях осмелился приблизиться к Константинополю. Но так как они никоим образом не могли нанести ущерб неприступному городу, они дерзко опустошили окрестности, перебив там большое количество народу, и так с триумфом возвратились восвояси .»
Предположительно эти корабли были довольно большие, способные вместить 30-40 человек, как типичные корабли викингов. Согласно Повести временных лет Вещий Олег, требуя дань с Царьграда, говорил, что у него 40 человек на корабль, и если он мог преувеличить, то никак не преуменьшить. Большие корабли русов просто не смогли быть проведены через днепровские пороги или низовья Дона, контролируемые хазарами. Таким образом, общее число русов, участвовавших в набеге, было до 8000.
Появление кораблей было совершенно неожиданно для жителей. Известно, что византийцы использовали передовые для того времени способы оповещения об опасности, вроде цепочки световых маяков, но со стороны Чёрного моря нападения не ждали. Высадившиеся воины начали грабить с вечера и всю ночь пригороды Константинополя, захватывать разбегающихся в панике людей. Положение осложнялось тем, что Михаил III увёл на войну с арабами даже часть гарнизона. Византийский флот, также не оказавший заметного сопротивления русам, сражался с арабами и норманнами в Эгейском и Средиземном морях.
Византийцы смутно представляли, кто напал на них. Фотий уже в дни осады называл русов «народом с севера», «народом от краев земли». В своей проповеди патриарх Фотий красочно описал ритуальные жертвоприношения русов, которые посчитал карой господа за грехи жителей:
“ «Можно было видеть младенцев, отторгаемых ими от сосцов и молока, а заодно и от жизни, и их бесхитростный гроб - о горе! -скалы, о которые они разбивались; матерей, рыдающих от горя и закалываемых рядом с новорожденными, судорожно испускающими последний вздох… не только человеческую природу настигло их зверство, но и всех бессловесных животных, быков, лошадей, птиц и прочих, попавшихся на пути, пронзала свирепость их; бык лежал рядом с человеком, и дитя и лошадь имели могилу под одной крышей, и женщины и птицы обагрялись кровью друг друга.»

Набег русов затронул не только столицу Византии, но также окрестные места, в частности Принцевы острова в Мраморном море. Опальный константинопольский патриарх Игнатий, находясь в ссылке на одном из островов, едва избежал гибели, как об этом сообщает Никита Пафлогонянин в «Житие патриарха Игнатия», сочинении начала X века:
“ «В это время запятнанный убийством более, чем кто-либо из скифов, народ, называемый Рос, по Эвксинскому понту придя к Стенону и разорив все селения, все монастыри, теперь уж совершал набеги на находящиеся вблизи Византия [Константинополя] острова, грабя все [драгоценные] сосуды и сокровища, а захватив людей, всех их убивал. Кроме того, в варварском порыве учинив набеги на патриаршие монастыри, они в гневе захватывали все, что ни находили, и схватив там двадцать два благороднейших жителя, на одной корме корабля всех перерубили секирами».Сохранились тексты гомилий (проповедей), с которыми патриарх Фотий обратился к жителям Константинополя во время его осады русами и вскоре после их отступления. Вторая гомилия предположительно датируется 4 августа, к этому времени русы покинули окрестности города. Фотий сообщает, что нападающие ушли с огромной добычей. Он ничего не говорит о причине ухода русов, рассматривая как чудо, что они не взяли Константинополь:“ «Ибо как только облачение Девы обошло стены, варвары, отказавшись от осады, снялись с лагеря, и мы были искуплены от предстоящего плена и удостоились нежданного спасения… Неожиданным оказалось нашествие врагов - нечаянным явилось и отступление их...» В то же время Фотий недвусмысленно подчеркивает, что отступление нападающих от Константинополя произошло по инициативе самих русов:
“ «О, как же все тогда расстроилось, и город едва так сказать, не был поднят на копье! Когда легко было взять его, а жителям невозможно защищаться, то очевидно, от воли неприятеля зависело - пострадать ему или не пострадать … Спасение города находилось в руках врагов и сохранение его зависело от их великодушия … город не взят по их милости и присоединенное к страданию бесславие от этого великодушия усиливает болезненное чувство пленения.» ”

Более поздние авторы, такие как продолжатель хроники Георгия Амартола, Лев Грамматик и Феодосий Мелитенский, сообщают, что Михаил III быстро без войска вернулся в столицу, «едва пробравшись», и вместе с Фотием вознёс молитвы к Богу, погрузил мафорий Богоматери в море. Внезапно поднялась сильная буря и разметала суда русов, после чего те бежали. Эту легенду повторяют ещё более поздние «Брюссельская хроника» и «Повесть временных лет».
С другой стороны, Фотий, очевидец и участник событий, не сообщает о возвращении императора в осажденную столицу, что напрочь исключает подобный вариант развития событий, но зато говорит о спокойном море. Письмо от 28 сентября 865 папы Николая I императору Михаилу III содержит упоминание о недавнем разграблении окрестностей Константинополя язычниками (pagani), которые ушли, избежав всякой мести (nulla fit ultio).
В «Венецианской хронике» Иоанна Диакона, не заинтересованного в прославлении византийской церкви и императора, нападающие (normanorum gentes) «вернулись с триумфом» (triumpho ad propriam regressa est). Продолжатель Феофана в «Жизнеописании императора Василия» называет народ росов «неодолимым», обращаясь к крещению русов вскоре после набега 860 года. Рассказ о чудесном наказании русов, таким образом, оказывается не более чем благочестивой фантазией византийских хронистов.
Причины ухода русов неизвестны. Историки выдвигают разные версии: либо русы опасались подхода византийской армии, либо просто не желали втягиваться в осаду, удовлетворившись богатой добычей, либо надеялись заключить выгодный торговый договор с империей. По некоторым версиям, легендарный победоносный поход Вещего Олега на Царьград в 907 году, известного только по «Повести временных лет», но не упомянутый никакими другими источниками, мог отражать воспоминания об успехе набега 860 года.
ПВЛ указывает, что первый поход Руси на Царьград был в 866 году под предводительством Аскольда и Дира. Византийские источники сообщают только об одном предводителе русов. Советский историк Б.А.Рыбаков выдвинул предположение, что "Дир" - это титул или прозвище князя Аскольда.А на 6 лет ПВЛ видимо могла ошибиться.Ряд авторов считает вполне установленным фактом, что князья Аскольд и Дир с "болярами" и некоторым количеством народа приняли крещение в Киеве от епископа (возможно, от Кирилла и Мефодия), посланного Константинопольским патриархом Фотием I вскоре после похода русов на Константинополь. Эти события иногда именуют первым (Фотиевым или Аскольдовым) крещением Руси.
О посольстве русов в Константинополь вскоре после набега известно из окружного послания патриарха Фотия восточным патриархам (начало 867) и от продолжателя Феофана. Условия заключённого договора не приводятся, однако оба источника сообщают о желании русов креститься. Фотий удовлетворил это желание и направил к русам епископа:
“ «… даже для многих многократно знаменитый и всех оставляющий позади в свирепости и кровопролитии, тот самый так называемый народ Рос - те, кто, поработив живших окрест них и оттого чрезмерно возгордившись, подняли руки на саму Ромейскую державу! Но ныне, однако, и они переменили языческую и безбожную веру, в которой пребывали прежде, на чистую и неподдельную религию христиан,… поставив в положение подданных и гостеприимцев вместо недавнего против нас грабежа и великого дерзновения. И при этом столь воспламенило их страстное стремление и рвение к вере … , что приняли они у себя епископа и пастыря и с великим усердием и старанием встречают христианские обряды.»

Продолжатель Феофана содержит ещё один рассказ, составленный в 950-е годы, о крещении русов во времена Василия I (867-886) и патриарха Игнатия (867-877). Согласно ему уже сами византийцы дарами уговаривают русов принять христианство, глава же русской церкви получает сан архиепископа. Возможная дата крещения в истории Продолжателя Феофана близко соприкасается с возможной датой крещения по Фотию, но если в обоих случаях речь идёт об одном и том же событии, то свидетельство участника крещения патриарха Фотия более достоверно.
В сообщениях о первом крещении русов не приводится, где именно обитал этот народ и кто был их правителем.К. Цукерман высказывается против мнения тех исследователей, которые рассматривают сообщения Фотия и Продолжателя Феофана как описывающие одно и то же событие, и предлагает гипотезу, основанную на параллелях в церковной истории Болгарии и Руси. Согласно этой версии, русы, как и болгары, оказались недовольны отсутствием церковной самостоятельности (автокефалии), проявлением чего является то обстоятельство, что глава их церкви имеет лишь епископский, не архиепископский, сан. Недовольство могло быть вызвано также отношением Фотия к ним как к новым подданным Византийской империи. Русы изгнали своего епископа и уже новому императору Василию I и патриарху Игнатию приходится ублажать их подарками и большей церковной автономией. Точно также и примерно в это же время болгарский царь Борис I, не добившись автокефалии для своей церкви, прогнал византийское духовенство и пригласил миссионеров римского папы Николая. В 870 Игнатий сумел переманить Болгарию от папы к себе, повысив церковное представительство греческого иерарха до сана архиепископа, что являлось серьёзной политической уступкой. На Руси, вероятно, события развивались подобным же образом. В «Повести временных лет» сообщается:
“ Аскольд же и Дир остались в этом городе, собрали у себя много варягов и стали владеть землею полян. Рюрик же княжил в Новгороде. [……] В год 6374 (866). Пошли Аскольд и Дир войной на греков и пришли к ним в 14-й год царствования Михаила. Царь же был в это время в походе на агарян, дошел уже до Черной реки, когда епарх прислал ему весть, что Русь идет походом на Царьград, и возвратился царь. Эти же вошли внутрь Суда, множество христиан убили и осадили Царьград двумястами кораблей. Царь же с трудом вошел в город и всю ночь молился с патриархом Фотием в церкви святой Богородицы во Влахерне, и вынесли они с песнями божественную ризу святой Богородицы, и смочили в море её полу. Была в это время тишина и море было спокойно, но тут внезапно поднялась буря с ветром, и снова встали огромные волны, разметало корабли безбожных русских, и прибило их к берегу, и переломало, так что немногим из них удалось избегнуть этой беды и вернуться домой.

«Новгородская первая летопись младшего извода», по убедительному мнению русского историка Шахматова, содержит в начальной части сведения из более древней летописи XI века. В описании похода эта летопись не упоминает об участии Аскольда и Дира в нём, равно как и об их связи с Рюриком. На основании этого многие историки предполагают, что сведения «ПВЛ» (написанной в XII веке) об Аскольде и Дире как предводителях похода на Константинополь являются позднейшей вставкой русского летописца, призванной объединить в единое целое разрозненные сведения по древней истории Руси.
Само по себе описание похода на Царьград в древнерусских летописях заимствовано из славянского перевода византийской хроники продолжателя Георгия Амартола. Текст летописи повторяет фантастические детали этого недостоверного позднего источника и радикально противоречит свидетельству очевидца событий -патриарха Фотия. Так, в точности воспроизведен фантастический рассказ о возвращении императора в Константинополь и о буре, якобы уничтожившей «безбожных росов» у стен осажденного города после совместной молитвы патриарха и императора. Таким образом, у первых русских летописцев конца XI - начала XII веков не сохранилось никаких сведений об обстоятельствах похода IX века. Как заметил К. Цукерман, русские летописцы, воспользовавшись византийским источником (в данном случае, наименее достоверным), превратили успешный набег русов в полное поражение. В первых русских летописях не сохранилось и сведений о крещении Руси при Фотии, поскольку это событие не упомянул продолжатель Георгия Амартола. Итальянский историк XV века Флавио Бьондо в сообщении о набеге норманнов на Константинополь в 860 году заметил, что норманны после того вернулись в Британское море (Britannicum mare). Историк-визаентиевед А.А. Васильев обсуждал возможность набега руси со стороны Средиземного моря, так как арабский ученый конца IX века ал-Якуби, написав о набеге норманнов на испанскую Севилью в 844 году, назвал напавших «ал-маджус, которых именуют ар-рус». Т. М. Калинина, собрав сведения о набеге норманнов на Севилью, предположила, что те русы были скорее всего викингами из Скандинавии, грабившими по всему побережью Западной Европы и проникавшими в Средиземное море через Гибралтар.
Большинство историков придерживаются версии, изложенной в древнерусских летописях, так как Никита Пафлогонянин определенно указал, что набег произошел со стороны Черного моря. Фотий в 1-й гомилии назвал напавших врагов скифами, что как и Первое крещение Руси указывает на родину этих русов где-то в Восточной Европе.

В 1847 году патриарх Фотий был прославлен в лике святых Константинопольским Патриархатом. Канонизация не была воспринята в синодальной Российской Церкви. По прошествии 1000 лет русские помнили нехорошие высказывания Фотия о русах. Вот они.

Русско-византийские войны - это серия военных конфликтов между Древнерусским государством и Византией в период со второй половины IX века до первой половины XI века. По своей сути, эти войны не были войнами в полном понимании этого термина, а скорее - походами и набегами.

Первым походом Руси против Византийской Империи (с доказанным участием русских войск) стал набег в начале 830х годов. Точная дата нигде не указана, но именно на 830-ые годы указывает большинство историков. Единственное упоминание о походе есть в «Житии святого Георгия Амастридского». Славяне напали на Амастриду и разграбили ее - это все, что можно извлечь из творчества предположительно патриарха Игнатия. Остальные сведения (как, например, русы попытались вскрыть гроб Святого Георгия, но у них отнялись руки и ноги) не выдерживают никакой критики.

Следующим было нападение на Царьград (Константинополь , современный Стамбул, Турция), которое произошло в 866 году (согласно Повести временных лет ) или 860 году (согласно европейским хроникам).

Предводитель этого похода нигде не указан (как и в походе 830х годов), но мы почти наверняка можем утверждать, что это были Аскольд и Дир. Набег был совершен на Константинополь со стороны Черного моря, чего византийцы не ожидали. Надо отметить, что в то время Византийская империя была сильно ослаблена продолжительными и не слишком успешными войнами с арабами . Когда византийцы увидели по разным данным от 200 до 360 кораблей с русскими воинами, они заперлись в городе и не предприняли попыток отбить атаку. Аскольд и Дир спокойно разграбили все побережье, получив добычи более чем достаточно, и взяли Царьград в осаду. Византийцы были в панике, поначалу они даже не знали, кто на них напал. После полуторамесячной осады, когда город фактически пал, и его могли взять несколько десятков латников, русы неожиданно покинули побережье Босфора. Точная причина отступления неизвестна, но Константинополь чудом уцелел. Автор хроник и очевидец событий патриарх Фотий описывает это с бессильным отчаянием: «Спасение города находилось в руках врагов и сохранение его зависело от их великодушия … город не взят по их милости … и бесславие от этого великодушия усиливает болезненное чувство…»

Существует три версии причины отхода:

  • опасение прибытия подкрепления;
  • нежелание втягиваться в осаду;
  • заранее продуманные планы в отношении Царьграда.

Последнюю версию «хитрого плана» подтверждает то, что в 867 году русы прислали посольство в Константинополь, и с Византией был заключен торговый договор, более того - Аскольд и Дир совершили первое крещение Руси (неофициальное, не такое глобальное как крещение Владимира).

Поход 907 года указан только в нескольких древнерусских летописях, в византийских и европейских его нет (либо они утрачены). Тем не менее, заключение нового русско-византийского договора в результате похода доказано и сомнений не вызывает. Это был тот самый легендарный поход Вещего Олега , когда он прибил свой щит к вратам Константинополя.

Князь Олег напал на Константинополь 2000-ми ладей с моря и всадниками с суши. Византийцы сдались и результатом похода стал договор 907 года, а затем и договор 911 года.

Неподтвержденные легенды о походе:

  • Олег поставил свои корабли на колеса и по суше с попутным ветром двинулся на Царьград;
  • греки запросили мира и вынесли Олегу отравленную пищу и вино, но тот отказался;
  • каждому воину греки заплатили по 12 золотых гривен, плюс отдельные выплаты всем князьям - Киева, Переяславля, Чернигова, Ростова, Полоцка и других городов (правдоподобно).

В любом случае, тексты договоров 907 и 911 года, включенные в «Повесть временных лет », подтверждают факт похода и его успешный результат. После их подписания торговля Древней Руси вышла на новый уровень, а русские купцы появились в Константинополе. Таким образом, его значение велико, даже если бы он задумывался как обыкновенный грабеж.

Причины двух походов (941 и 943 гг.) князя Игоря на Константинополь точно не известны, вся информация мутная и частично достоверная.

Существует версия, что русские войска помогали византийцам в конфликте с Хазарским каганатом (иудеями), который репрессировал греков на своей территории. Поначалу боевые действия развивались успешно, но что-то произошло после поражения русских в районе Керченского пролива у Тмутаракани (какие-то переговоры с элементом шантажа), и древнерусское войско вынуждено было пойти походом против Византии. Кембриджский документ гласит: «И пошел тот против воли и воевал против Кустантины на море четыре месяца…». Кустантина - это, конечно же, Константинополь. Как бы то ни было, русские оставили евреев в покое и двинулись на греков. В сражении у Константинополя византийцы познакомили князя Игоря с «греческим огнем» (зажигательная смесь из нефти, серы и масла, которую с помощью мехов - пневматическим способом - выстреливали через медную трубу). Русские корабли отступили, и их поражение окончательно оформил начавшийся шторм. Второй поход византийский император Роман предупредил сам, послав к Игорю посольство с целью вернуть мир. Мирный договор был подписан в 944 году, результатом конфликта стала ничья - ни одна из сторон ничего не приобрела, кроме возврата мирных отношений.

Приблизительно с таким же итогом закончился и русско-византийский конфликт 970-971 годов во время княжения Святослава . Причиной стали разногласия и взаимные претензии на территории Болгарии. В 971 году князь Святослав подписал мирный договор, а по возвращении домой был убит печенегами. После этого большая часть была присоединена к Византии.

В 988 году князь Владимир Великий осадил Корсунь (Херсонес - современный Севастополь), который был под властью Византии. Причина конфликта неизвестна, но результатом стала женитьба Владимира на византийской принцессе Анне, а в итоге - полным крещением Руси (Корсунь, конечно же, пал).

После этого на долгие годы в отношениях Руси и Византии воцарился мир (если не считать нападения 800 ренегатов в 1024 году на византийский остров Лемнос; все участники похода были убиты).

Поводом для конфликта 1043 года стало нападения на русский монастырь в Афоне и убийство знатного русского купца в Константинополе. События морского похода были идентичны походу Игоря, включая шторм и греческий огонь. Руководил походом князь Ярослав Мудрый (Мудрым его назвали не за это сражение, а за введение «Русской правды» - первого свода законов). Мир был заключен в 1046 году и скреплен браком сына Ярослава (Всеволода) с дочерью византийского императора.

Отношения Руси всегда были тесно связаны с Византией. Обилие конфликтов объясняется становлением государственности Руси в тот период (так было и у древних германцев и франков с Римской Империей , и у многих других стран на этапе становления). Агрессивная внешняя политика приводила к признанию государства, развитию экономики и торговли (плюс доход от грабежей не будем забывать), а также развитию международных отношений, как бы странно это ни звучало.

Сотрудничество Руси и Византии было выгодно и Руси (торговля, культура, выход на другие государства с помощью греков), и Византийской империи (военная помощь в борьбе с арабами , сарацинами, хазарами и т.д.).

07:05 pm - Краткая хронология походов Славянских племен 483 - 1 170

Краткая хронология колониальных походов,
междоусобных и оборонительных войн
483 г. – Первый поход славянских племен на Византию.
491 г. – Поход славянских племен на Византию.
499 г. – Походы славянских племен на Византию и Фракию.
VІ в. – Началось грандиозное движение славянских племен на юг к Дунаю и на Балканы, изменившее
всю этническую карту Европы. Военный союз восточных славян во главе дулебов. Первые
известия о Руси и русах. Будущие Киев, Любеч и Чернигов принадлежат Древлянской лесной
земле, которая раньше входила в Антский союз.
502 г. – Поход славянских племен на Византию.
547 г. – Славяне неожиданно форсировали реку Истр и стремительно овладели всей Иллирией.
551 г. – Один из отрядов славян, числом около 3 тысяч воинов переправился через реку Истр. Римляне были наголову разгромлены.
552 г. – Славяне вновь форсировав реку Истр и вторглись во Фракию.
597 г. – Славяне вновь вторглись во Фракию и захватили Фессалоники. Город был захвачен с помощью осадной машины для метания камней, "черепах", массивных железных таранов, а также громадных крючьев.
VІІ в. – Поляне оттесняют древлян от Днепра и устья Десны к следующему водному рубежу - Ирпеню и закладывают у Киева и постоянно действующую переправу.
610 г. – Славянами была произведена осада Солуни, причем как на суше, так и со стороны моря.
623 г. – Славяне высадили морской десант на побережье острова Крит.
626 г. – Поход славянских племен на Византию.
790 г. – Русы напали на укрепленный город Сурож (Судак).
840 г. – Русы разграбили Амастриду, богатый торговый город в Пафлагонии (Малой Азии) и город Сурож (Судак).
860 г. – Неудачный поход на Царьград (Константинополь), буря потопила большинство из 200-х ладьей русичей.
863 г. – Аскольд совершают успешный набег на хазар и накладывают на них дань.
864 г. – Рюрик прислал в Полоцк из Новгорода сборщиков дани. Аскольд и Дир, узнав об этом, пришли к Полоцку и разорили город. Аскольд с войском на 360 кораблях появляется у Константинополя и подвергают страшному опустошению его окрестности.
866 г. – Аскольд и Дир предприняли второй неудачный поход на Константинополь.
880 г. – Поход русов на Каспий.
882-85 гг. – Подавление Олегом антиваряжских восстаний федеративных земель при помощи союза с печенегами.
883 г. – Олег подчинил древлян, северян и радимичей - славянские племена, жившие к северу от Киева.
884-85 гг. – Началась русско-хазарская война. Поход Олега на северян и радимичей, покорение их и обложение данью.
907 г. – Поход Олега на Византию. Греки замкнули гавань и заперли город. Олег вышел беспрепятственно на берег, корабли были выволочены; много побили греков, много палат разбили и церквей пожгли; пленных секли мечами, других мучали, расстреливали из луков, бросали в море. Предание гласит, что Олег велел поставить лодки свои на колеса, и флот при попутном ветре двинулся на парусах к Константинополю. После похода был заключен выгодный для русичей договор, дающий право беспошлинной торговли.
909-10 гг. – Русское войско на 500 ладьях поднялось по Дону, и, перетянув ладьи в Волгу, спустились в Каспий. Основные силы были направлены в Северный Азербайджан, а небольшой отряд захватил Табористан, где сжег город Сари. На обратном пути русы послали Хазарскому кагану за невмешательство часть добытых богатств, однако тот предательски напал на утомленную долгим походом русскую дружину. После трехдневной битвы русы потерпели поражение.
912-913 гг. – Войско руссов принимало участие в походе в качестве союзника Византии на Каспийское побережье Закавказья. В связи с тем, что казна Киевской Руси была истощена, Игорь предпринял ряд грабительских набегов на ранее дружественные государства Закавказья.
921 г. – Игорь подавляет восстание древлян и возлагает на них дань больше Олеговой.
941 г. – Неудачый поход Игоря на Царьград. Флот русичей впервые сталкивается с «греческим огнем».
943 г. – Русские дружины осуществили крупный поход на западное побережье Каспийского моря и вернулись с богатой добычей. Они захватили Дербент и столицу Албании Бердаа.
944 г. – Поход на Византию. Заключение мирного договора, менее почетного, чем заключал Олег - ограничения в торговле, свободе передвижения по Византии, а также времени пребывания там. Договор ограждал крымские владения Византии от посягательств со стороны Руси. Русы обязуются оказывать военную помощь в охране Херсонеса и в противодействии болгарам.
945 г. – Поход русов на Кавказ, взят город Бердаа на реке Куре. Много награблено, местное население вырезано.
946 г. – Княгиня Ольга с дружиной и варягами разбивает древлянское войско и сжигает город Искоростень.
963 г. – Воевода Свенельд воспитывает князя в кочевых печенежско-половецких обычаях. Святослав совершает походы на хазар. Берет город Саркел и укрепления на Северном Кавказе и Кубани. Подчиняет себе Тмутараканской княжество и вятичей - последнее из славянских племен, платившее дань хазарам.
965-66 гг. – Святослав совершает поход на волжских болгар, разоряет столицу Булгар. Святослав осуществил поход на Волжскую Болгарию, разгромил Хазарский каганат, завоеваны ясы и касоги. Укрепление и расширение границ Киевской державы - присоединены Саркел, Керчь. Открыт свободный торговый путь на Восток. Обострились отношения с Византией.
967 г. – По просьбе императора Никиформа Фоки Святослав совершил поход на Дунай в Болгарию, овладел столицей и пленил кагана Бориса. Святослав переносит свою ставку в Переяславец на Дунае. Начинается война Святослава с Византией. Объединившись с болгарами, он начал расширять зоны влияния на Дунае. Святослав ушел на Русь с выкупом, болгары были подчинены Византией. Под контроль взят торговый путь Волга - Каспийское море, под ее властью оказались также ясы - предки осетин и кубанские черкесы.
970-71 гг. – Святослав начал борьбу против Византии за Болгарию. Командуя объединенным войском руссов, венгров, болгар, печенегов (частью), занял и разграбил окрестности Константинополя, но терпит поражение и покидает Балканы.
971 г. – Вернувшись в Киев, Святослав разрушает христианские храмы. Неудачный поход на Византию. 100-тысячное византийское войско при поддержке флота, вооруженного «греческим огнем» окружило русичей на берегу Дуная. После 2-месячной осады и нескольких попыток пробиться по мирному соглашению было выпущено 22 тыс. уцелевших русских воинов.
974 г. – Покорение Свенельдом Смоленской и Радимичской земель; начало войны с Древлянской и Новгородской землями.
975 г. – Лют, сын Свенельда, убит Олегом Святославичем при провокационном рейде в Древлянскую землю.
977 г. – Варяжско-полянское войско во главе с Ярополком и Свенельдом, при поддержке печенежского хана Кури, штурмом взяло столицу Древлянской земли Овруч. В побоище на замковом мосту убит Олег Святославич; Свенельд занял Древлянский престол. Новгородское войско во главе с Владимиром и Добрыней эмигрирует в Швецию. Разгром балтийских варягов русским флотом совместно со шведским королем Эриком, нареченным Победоносным.
979-80 гг. – Реванш новгородского войска: захват Новгорода, Полоцка, Турова, маневр в обход главного днепровского «пути из варяг в греки». Выход на окраины Киева. Владимир захватывает Киев. Бегство из Киева Ярополка со Свенельдом за подмогой навстречу печенежскому хану Куре. Ярополк убит, будучи преданным своим воеводой Блудом, варягами-наемниками Владимира. Владимир женится на невесте Ярополка Рогнеде.
981 г. – Поход на вятичей и обложение их данью. Война с поляками из-за захвата Болеславом Перемышля и соседних городов. После победы русов был заключен брак между Святославом Владимировичем и Ядвигой Болеславной. Завоевание Владимиром Червенской Руси с городами Червен и Перемышль.
983 г. – Поход Владимира против литовского племени ятвягов и овладение речными путями по Неману, Бугу и Висле в направлении Балтийского моря. Владимир покорил племена радимичей и вятичей.
985 г. – Поход Владимира против волжских болгар, подписание договора о мире и торговле с болгарами (а через них - с арабами). Вернувшись в Киев, Владимир совершает жертвоприношения Перуну.
987-988 г. – Владимир вступил в союз с Византией и по условию, поставленному императором, принимает христианство. Личное крещение Владимира в своем княжеском поместье Васильево под Киевом, в день Преображения Господня. Князь обязуется помочь в подавлении восстания Варды Фоки и Варды Склира в Малой Азии. Русская флотилия для помощи направлена в Константинополь. Закладка богатырских застав и оборонительных валов на основе древних Змиевых валов. Раздача Владимиром земель сыновьям. Владимир крестит Киевлян и Русь. Заложен первый каменный христианский храм – Десятинная церковь. Поход на Каспий в помощь эмиру против местных раисов.
988-89 гг. – Владимир осадил византийский город Херсонес (Корсунь), принадлежавший Византии, и захватил его благодаря предательству местного епископа. Он требовал выдать за него императорскую дочь Анну (отпустить ее в Киев) и крестить Русь без вассального присоединения к Византии.
989 г. – Поражение у Хризополя и победа при Абидоне над Вардой Фокой.
990 г. – Окончательное удельное дробление Руси. Владимир заменяет племенных князей своими сыновьями. Новгород подчиняется Ярославу, Полоцк - Изяславу, Туров - Святополку, Ростов - Борису, Муром - Глебу, Древлянскую Землю - Святославу, Тьмутаракань - Мстиславу, Волынь - Всеволоду. Таким образом каждый князь становился хозяином удела и передавал его по наследству.
992-97 гг. – Битвы с печенегами. Для ограждения Киева от набегов князь Владимир велел поставить города по Десне, Остру, Трубежу, Суле и Стугне, поселив в них лучших мужей от славян.
1007-14 г. – Русское войско оказывало поддержку византийскому императору в его походах против волжских болгар.
1013 г. – Первые походы киевских князей на Кавказ.
1015 г. – Сын Владимира Борис сражается с печенегами, а сам Владимир собирается в поход на Новгород, против своего сына Ярослава, вышедшего из подчинения, но не успевает выступить. 15 июля от болезни он умирает. Власть в Киеве захватывает Святополк, опирающийся на польского князя Болеслава I, своего зятя. Убийство его братьев Бориса и Глеба. Убийство древлянского князя Святослава.
1016 г. – Князь Ярослав (Мудрый), сын Владимира, силой захватывает княжество в Киеве.
1018 г. – После завоевания Болгарии Византией многие образованные болгары находят убежище в Киеве, куда они привозят свои книги по литургии и где играют в дальнейшем решающую роль в распространении письменности среди восточных славян. Август. Киев взят войсками польского короля Болеслава, помогавшие вернуться на престол Святополку.
1019 г. – Князь Ярослав Мудрый разбил Святополка и взошел на княжеский престол. Святополк бежал в Богемию, где и закончил свою жизнь.
1024 г. – Князь тмутараканский и черниговский князь Мстислав Владимирович совершил поход на киевские земли. Несмотря на победу над войсками Ярослава, Мстислав не решился идти на Киев. Ярослав отдает Мстиславу черниговскую землю во владения.
1029 г. – Поход князя Ярослава на ясы (осетин).
1030 г. – Утверждение власти Ярослава в землях чуди, основание Юрьева. Походы на ятвагов, в Литву, против Польши, в Мазовию. Вдоль реки Рось созданы пограничные укрепления для защиты Киева от набегов кочевников. Поход на Каспий в помощь правителю Аррана. Взят Байлакан.
1031 г. – Вместе с Мстиславом в Ярослав отвоевал червенские города (Галицию), захваченные в 1018 году Болеславом I Храбрым.
1031-33 гг. – Ежегодные походы на Каспий в Ширван, поражение от эмира Дербента Мансура. Отмщение ему в союзе с аланами.
1036 г. – Победа Ярослава над печенегами под Киевом. После смерти Мстислава Ярослав, наконец, объединяет славянские земли в единое государство.
1037 г. – Ярослав одержал победу над печенегами. Над местом победной битвы заложен собор св. Софии. На Руси установился мир почти на 25 лет - до прихода кипчаков, или куманов, которые в русских летописях называются половцами.
1043 г. – Неудачный поход Владимира Ярославича на Византию. Одно из последних враждебных столкновений Руси с Византией. Заключение мирного договора, повторяющего статьи договора 944 года.
1059-60 гг. – Победы Ярославичей над торками.
1061 г. – Киевляне одержали победу над половцами.
1066-68 гг. – Междоусобная война Ярославичей с полоцким князем Всеславом. Это была война одной ветви Рюриковичей с другой. Ярославичам удалось вероломно захватить в плен Всеслава вместе с его малолетними детьми.
1069 г. – Князь Изяслав Ярославич, с поддержкой поляков, возвращает себе престол.
1078 г. – Изяслав погиб от руки своего племянника Олега Святославовича Черниговского в битве на Нежатой Ниве. Всеволод Ярославич стал великим князем Киевским.
1079 г. – Выступление Тмутараканского князя Романа Святославича с половецким войском против Всеволода Ярославича.
1092-94 г. – Началась война с половцами.
1093 г. – Половцы в ходе войны разбили объединенное войско князей Владимира Мономаха, Святополка и Ростислава Всеволодовича в Триполье (20 мая). Ростислав при этом погиб. Половцы разбили русское войско в сражении в урочище Желани (23 июля), после чего рассеялись по русским землям и пленили много людей.
1095 г. – Вероломное убийство полоцких князей, гостивших в русских землях.
1103 г. – На Долобском озере, вблизи Киева Владимир Мономах убедил Святополка Изяславича выступить вместе против половцев, в результате чего битва была выиграна.
1111 г. – Владимир Мономах одержал блестящую победу над половцами при Сальнице.
1116 г. – Поход Владимира на половцев. Поход ослабил силы половцев и дал подчиненным торкам и печенегам освободиться от их зависимости.
1116-20 гг. – Конфликт Владимира с Глебом Всеславичем Минским. Взявши Минск, Мономах не стал отнимать его у князя Глеба, дав ему наставления. И только через 4 года, когда Глеб так и не унялся, у него отняли Минск и самого привели в Киев, где он в том же году и умер.
1127-30 гг. – Борьба великого князя Мстислава с полоцкими удельными князьями. Ссылка полоцких князей в Византию и ликвидация независимости Полоцкого княжества.
1130 г. – Поход сыновей Мстислава на чудь.
1131-32 гг. – Успешный поход Мстислава на Литву. Но на обратном пути киевские полки пошли отдельно от княжеской дружины. Литовцы настигли их и побили много воинов.
1132-39 гг. – Борьба Ярополка II с Ольговичами.
1151 г. – Война великого князя Киевского Изяслава в союзе с Венгрией против Владимира Володаревича, князя Галицкого. На Долобском озере потерпел поражение от киевлян князь Юрий Долгорукий. Половцы пытались захватить Киев. У Золотых ворот убит Свенч Бонякович, сын половецкого хана Боняка.
1168 г. – Победа войска князя Мстислава Киевского над половцами.
1170 г. – Поражение русов под Дербентом.

Сталкивается уже на рубеже VIII-IX вв. Объединившись с варяжскими дружинами, восточные славяне совершали набеги на византийские владения в Крыму, на южное побережье Чёрного моря, а в 860 г. осадили Константино-поль, как с суши, так и с моря. Это вооружённое противостояние за-вершилось взаимовыгодным мирным соглашением и контрибуцией (военная дань). Между союзами племён восточных славян и импе-рией установились прочные связи по торговому пути «из варяг в греки».

В 907 г. дружины правителя Древнерусского государства Олега совершили хорошо подготовленный поход на Константинополь. Столица империи была осаждена, её окрестности разорены. Импе-рия была вынуждена заключить с молодым восточнославянским го-сударством договор о дружественных отношениях, нормах между-народной торговли и мореплавания.

В 911 г. был заключён второй договор Руси с Византией. Он был во многих отношениях ещё более выгоден Древнерусскому государ-ству. В одной из его статей говорилось об установлении между Визан-тией и Русью военно-политического союза. Русские дружины укре-пили византийскую армию.

По примеру князя Олега в 941 г. князь Игорь, сын Рюрика, осно-вателя династии древнерусских великих князей, привёл огромное войско под Константинополь. Задачей его было побудить империю следовать ранее подписанному договору. Однако на подступах к сто-лице флот Игоря был практически уничтожен «греческим огнём».

В 944 г. князь Игорь совершил более удачный поход. Обе страны восстановили мирные союзные отношения. Примечательно, что православная империя на равных вела дипломатию с «варварами»!

В 957 г. княгиня Ольга, вдова Игоря, отправилась в Константи-нополь. Русская княгиня и её свита были приняты императрицей. Император Константин VII Багрянородный дал в её честь обед. В Константинополе княгиня Ольга приняла православную веру (под именем Елена). Обряд был совершён в главном храме импе-рии — Святой Софии.

К сыну княгини Ольги, великому князю Святославу, который ос-тавался язычником, из Константинополя было направлено посоль-ство с целью подтверждения мирных отношений Руси с Византией. Однако князь Святослав в целях укрепления своей державы предпо-чёл вмешаться в византийско-болгарскую войну. В 971 г. императо-ру Иоанну I Цимисхию удалось остановить продвижение дружины Святослава и возобновить мир с Русью.

Сын Святослава великий князь Владимир неоднократно оказывал военную помощь византийскому императору Василию II. Желая по-родниться с императорским домом (взять в жёны сестру Василия II Анну) и видя, что император стал медлить с династическим браком, русский князь осадил и в 988 г. захватил византийский город на юж-ном берегу Крыма — Корсунь, вынудив императора поспешить со свадьбой. В этом же году он принял христианство по византийско-му образцу, а затем своей великокняжеской волей крестил населе-ние Древнерусского государства . В Киев константинопольским пат-риархом был направлен первый митрополит. Крещение Руси яви-лось большой дипломатической победой Византии. В то же время оно открывало для Древнерусского государства блистательные пер-спективы развития. Материал с сайта

Последний военный поход на Константинополь русские дружи-ны и флот во главе с князем Владимиром Ярославичем, сыном Яро-слава Мудрого, и воеводой Вышатой осуществили в 1043 г. Вызван он был нарушением империей торговых соглашений с Русью.

Около западных берегов Чёрного моря русский флот попал в сильную бурю. Часть кораблей затонули, остальные двинулись обратно. Их пресле-довали греческие суда. Завязалось сражение, в котором греки потерпели поражение. Однако несколько тысяч русских воинов, которые высадились на берег, были разгромлены греческой армией. Взятых в плен воинов осле-пили, им отрубили правые руки, чтобы они никогда не поднимали меч на Ви-зантию.

В 1046 г. Древнерусское государство и Византийская империя за-ключили новый мир. Дочь императора Константина IX была выда-на замуж за князя Всеволода, другого сына Ярослава Мудрого. С это-го времени духовные, культурные и торговые отношения между Ру-сью и Византией не прерывались до гибели империи в 1453 г.