Винсент ван гог болезнь. Синдром Ван Гога, или Чем болел гениальный художник? Лечение синдрома Ван Гога

Винсент Ван Гог - один из тех художников, кого специалисты единодушно причисляют к категории художников душевнобольных. По этому поводу написано огромное количество работ, авторами которых являются психиатры и психоаналитики, историки искусства и культурологи, и даже «Википедия» при запросе «душевнобольные художники» выдает информацию о нем.

Исследователи спорят о диагнозах, выдвигая предположения о наличии у Ван Гога биполярного расстройства, шизофрении или эпилепсии, отягченных злоупотреблением алкоголя. Но все эти диагнозы лишь интерпретации уникального ансамбля текстов, написанных самим Винсентом Ван Гогом.

1. Немногие художники, взявшись за перо, оставили нам наблюдения, дневники, письма, значение которых было бы сопоставимо со сделанным ими вкладом в области живописи.

2. Но письма Ван Гога - это потрясающий, ни на что не похожий документ, растянувшийся на сотни страниц, это диалог с адресатами писем, но также и с самим собой, Богом, миром.

3. Не нуждаясь в посредниках и переводчиках, Винсент Ван Гог сам рассказывает о своем опыте переживания психического расстройства, представая перед читателями удивительным, думающим, трудолюбивым и очень чутким человеком, который в периоды между приступами ужасной болезни был куда более здоров, чем большинство его интерпретаторов и диагностов.

4. Щемящий сердце рассказ художника об опыте переживания психического расстройства начинается 2 января 1889 года в письме, адресованном его брату Тео, из психиатрической больницы французского города Арль, где Винсент оказался после всем известного происшествия с отрезанным ухом.

5. «Чтобы рассеять все твои опасения на мой счет, пишу тебе несколько слов из кабинета уже знакомого тебе доктора Рея, проходящего практику в здешней лечебнице. Я пробуду в ней еще два-три дня, после чего рассчитываю преспокойно вернуться домой. Прошу тебя об одном - не беспокоиться, иначе это станет для меня источником лишних волнений».

6. Кстати, в знак благодарности за ту помощь, которую г-н Рей оказывал Ван Гогу во время приступов болезни, художник нарисовал его портрет. Современники утверждали, что портрет получился очень похожим на модель, однако Феликс Рей был равнодушен к искусству. Картина Ван Гога провалялась на чердаке, потом ей еще какое-то время закрывали дырку в курятнике, и только в 1900 году (через 10 лет после смерти художника) картину нашли во дворе доктора Рея. Работа была приобретена знаменитым российским коллекционером Сергеем Щукиным и хранилась в его личной коллекции вплоть до 1918 года. Уезжая в иммиграцию, коллекционер оставил картину на родине, так она попала в коллекцию Государственного музея изобразительных искусств им. Пушкина в Москве.

7. После этой первой госпитализации Винсент Ван Гог напишет брату Тео: «Уверяю тебя, что несколько дней, проведенных мною в лечебнице, оказались очень интересными: у больных, вероятно, следует учиться жизни. Надеюсь, что со мной ничего особенного не случилось, - просто, как это бывает у художников, нашло временное затмение, сопровождавшееся высокой температурой и значительной потерей крови, поскольку была перерезана артерия; но аппетит немедленно восстановился, пищеварение у меня хорошее, потеря крови с каждым днем восполняется, а голова работает все яснее».

8. В письме брату Тео от 28 января 1889 года Винсент Ван Гог предлагает свой ответ на интересующий многих вопрос о связи гениальности и помешательства, искусства и психопатологии: «Не скажу, что мы, художники, душевно здоровы, в особенности не скажу этого о себе - я-то пропитан безумием до мозга костей; но я говорю и утверждаю, что мы располагаем такими противоядиями и такими лекарствами, которые, если мы проявим хоть немного доброй воли, окажутся гораздо сильнее недуга».

9. 3 февраля 1889 года Винсент Ван Гог делает любопытное наблюдение в отношении жителей города Арль - нет, не пациентов местной психиатрической лечебницы, а обычных горожан: «Должен сказать, что соседи исключительно добры ко мне: здесь ведь каждый чем-нибудь страдает - кто лихорадкой, кто галлюцинациями, кто помешательством; поэтому все понимают друг друга с полуслова, как члены одной семьи… Однако полагать, что я вполне здоров, все-таки не следует. Местные жители, страдающие тем же недугом, рассказали мне всю правду: больной может дожить до старости, но у него всегда будут минуты затмения. Поэтому не уверяй меня, что я вовсе не болен или больше не заболею».

10. Из письма художника брату от 19 марта 1889 года мы узнаем, что жители Арля обратились к мэру города с заявлением, подписанным некоторыми горожанами, о том, что Ван Гог не имеет права жить на свободе, после чего полицейский комиссар отдал распоряжение снова госпитализировать художника. «Словом, вот уже много дней я сижу в одиночке под замком и присмотром служителей, хотя невменяемость моя не доказана и вообще недоказуема. Разумеется, в глубине души я уязвлен таким обращением; разумеется также, что я не позволю себе возмущаться вслух: оправдываться в таких случаях - значит признать себя виновным».

11. 21 апреля Винсент Ван Гог сообщает брату Тео о своем решении после выхода из больницы поселиться в приюте для психически больных в Сен-Реми-де-Провансе: «Надеюсь, будет достаточно, если я скажу, что решительно не способен искать новую мастерскую и жить там в одиночестве… Работоспособность моя постепенно восстанавливается, но я боюсь потерять ее, если стану перенапрягаться и если на меня, сверх того, ляжет вся ответственность за мастерскую… Меня начинает утешать то обстоятельство, что теперь я начинаю считать безумие такой же болезнью, как любая другая».

12. Пребывание Винсента Ван Гога в психиатрической больнице, а позже в приюте для душевнобольных финансировал брат художника - Тео. Помимо этого, Теодор на протяжении более чем 10 лет обеспечивал Винсента средствами к существованию, давал деньги на аренду жилья и ателье, на холсты, краски и текущие расходы. «Я не знаю такого лечебного заведения, куда меня согласились бы принять бесплатно на том условии, что я буду заниматься живописью за свой счет, а все свои работы отдавать больнице. Это - не скажу большая, но все же несправедливость. Найди я такую лечебницу, я без возражений перебрался бы в нее».

13. Перед отъездом из Арля в приют для душевнобольных Сен-Реми-де-Прованса Винсент Ван Гог пишет брату следующее письмо: «Я должен трезво смотреть на вещи. Безусловно, есть целая куча сумасшедших художников: сама жизнь делает их, мягко выражаясь, несколько ненормальными. Хорошо, конечно, если мне удастся снова уйти в работу, но тронутым я останусь уже навсегда».

14. Винсент Ван Гог провел в приюте Сен-Реми-де-Прованса год (с мая 1889-го по май 1890-го), директор приюта разрешил художнику работать и даже предоставил отдельную комнату под мастерскую. Несмотря на повторяющиеся припадки, Винсент продолжал рисовать, видя в этом единственное средство борьбы с болезнью: «Работа над картинами - необходимое условие моего выздоровления: я лишь с большим трудом перенес последние дни, когда был вынужден бездельничать и меня не пускали даже в комнату, отведенную мне для занятий живописью…»

15. В Сен-Реми-де-Провансе художник рисует пейзажи, изображающие виды из окна мастерской и сад, а когда Винсенту разрешили под присмотром покидать приют, то на его холстах появились и окрестности Сен-Реми.

16. Несмотря на три тяжелейших припадка, которые на многие недели вывели Винсента из строя, он написал за этот год более 150 картин, сделал более 100 рисунков и акварелей.

17. Из письма Ван Гога сестре: «Здесь, правда, находятся несколько тяжелобольных, но страх и отвращение, которые вселяло в меня раньше безумие, значительно ослабели. И хотя тут постоянно слышишь ужасные крики и вой, напоминающие зверинец, обитатели убежища быстро знакомятся между собой и помогают друг другу, когда у одного из них начинается приступ. Когда я работаю в саду, все больные выходят посмотреть, что я делаю, и, уверяю Вас, ведут себя деликатнее и вежливее, чем добрые граждане Арля: они мне не мешают. Вполне возможно, что я пробуду тут довольно долго. Никогда не испытывал такого покоя, как здесь и в арльской лечебнице».

18. Искреннее восхищение вызывает стремление Винсента Ван Гога работать, несмотря на болезнь, продолжать заниматься живописью и не сдаваться: «Жизнь проходит и ее не воротишь, но именно по этой причине я и работаю не жалея сил: возможность поработать тоже не всегда повторяется. В случае со мной - и подавно: ведь более сильный, чем обычно, приступ может навсегда уничтожить меня как художника».

19. Важно отметить, что Ван Гог, вероятно, был единственным жителем приюта, который занимался делом: «Следовать лечению, применяемому в этом заведении, очень легко даже в случае переезда отсюда, ибо здесь ровно ничего не делают. Больным предоставляется прозябать в безделье и утешаться невкусной, а порой и несвежей едой».

20. В конце мая 1890 года Тео предложил брату перебраться поближе к нему и его семье, на что Винсент возражать не стал. Проведя три дня у Тео в Париже, художник поселяется в Овер-сюр-Уаз (небольшой деревушке, находящейся недалеко от Парижа). Здесь Винсент работает, не позволяя себе ни минуты отдыха, каждый день из-под его кисти выходит новое произведение. Таким образом, за последние два месяца жизни он создает 70 картин и 32 рисунка.

21. В Овер-сюр-Уаз наблюдение за художником принимает на себя доктор Гаше, который был специалистом в области сердечных заболеваний и большим любителем искусства. Об этом враче Винсент напишет: «Насколько я понимаю, рассчитывать на доктора Гаше не приходится ни в коей мере. Во-первых, как мне кажется, он болен еще больше, чем я, - уж во всяком случае не меньше; такие вот дела. А коли слепой ведет слепого, не рухнут ли они оба в канаву?»

22. Рухнули… 29 июля 1890 года уйдет из жизни Винсент Ван Гог, пустив пулю себе в грудь, он умрет в присутствии вызванного доктора Гаше. В кармане художника найдут последнее письмо, адресованное Тео Ван Гогу, которое заканчивается так: «Что ж, я заплатил жизнью за свою работу, и она стоила мне половины моего рассудка, это так…»

23. Смерть старшего брата обернется катастрофой и для Теодора Ван Гога: после неудачной попытки организовать посмертную выставку картин брата у Тео обнаружатся признаки помешательства, его жена примет решение поместить больного в психиатрическую лечебницу, где он и умрет 21 января 1891 года.

24. Совместный труд братьев будет высоко оценен посмертно, и невероятной несправедливостью кажется то, что ни один из них не дожил до того дня, когда к Винсенту Ван Гогу пришли мировая известность и признание.

Материал подготовлен при поддержке

Что такое синдром Ван Гога? Это нанесение психически больным человеком калечащего повреждения самому себе (отрезание части тела, нанесение глубоких порезов) или настойчивое требование произвести ему хирургическое вмешательство, обусловленное наличием ипохондрического бреда, галлюцинаций, импульсивных влечений.

Недуг и искусство

История, от которой берет свое название этот синдром, произошла давно. Настолько давно, что верифицировать ее может разве что опытный некромант, а нам остается довольствоваться версиями и догадками. Винсент Ван Гог, голландский художник 19 века, страдал хроническим психическим недугом. Каким именно - тоже остается загадкой. По одной из версий, у него была шизофрения, по другой, более вероятной, - эпилептический психоз, по третьей - пагубные последствия злоупотребления абсентом, по четвертой - болезнь Меньера.

Эпилептический психоз – такой диагноз поставили Ван Гогу его доктор Феликс Рей на пару со своим коллегой доктором Теофилем Пейроном в приюте Сен-Реми-де-Прованс при монастыре Сен-Поль-де-Мусоль. Там художник находился на лечении с мая 1889 по май 1890 года, когда симптомы его болезни стали особенно яркими: подавленное состояние с чувством тоски, озлобленности и безысходности, приступы ярости и бессмысленные импульсивные поступки - так, однажды он попытался проглотить краски, которыми рисовал.

…Усилия медиков так и не смогли избавить художника от терзающих его душу болезненных переживаний. Закончив писать картину «Пшеничное поле с воронами», 27 июля 1890 года Ван Гог выстрелил себе в грудь, а спустя 29 часов его не стало.

Так или иначе, в ночь с 23 на 24 декабря 1888 года Ван Гог отрезал себе мочку левого уха. Как сообщил полиции его друг и соратник по искусству Поль Гоген, между ним и Ван Гогом произошла ссора: Гоген собирался покинуть Арль, где он некоторое время гостил у Ван Гога, но последнему эта идея не понравилась. Ван Гог швырнул в друга стакан с абсентом, Гоген ушел ночевать в ближайшую гостиницу, а Ван Гог, оставшись дома один и пребывая в самом плачевном состоянии духа, опасной бритвой отсек себе мочку уха. Потом завернул ее в газету и отправился в бордель к знакомой проститутке показывать трофей и искать утешения. Так, по крайней мере, Гоген рассказал полиции.

Причины синдрома

Почему при данном нарушении больные упорно и целенаправленно причиняют себе вред? И каковы причины возникновения синдрома Ван Гога?

Прежде всего, это дисморфоманический бред, то есть твердая убежденность в том, что собственное тело или некая его часть уродливы настолько, что вызывают у окружающих отвращение и ужас. Сам обладатель этого «уродства» при этом испытывает нестерпимые нравственные и физические страдания. И единственным логически правильным решением пациент считает избавление от ненавистного дефекта любым способом: уничтожить его, отсечь, ампутировать, прижечь, сделать пластическую операцию. И это при том, что на самом-то деле никакого дефекта или уродства нет и в помине.

К схожим выводам и последствиям может привести ипохондрический бред. Пациенту кажется, что какой-то орган, часть тела или весь организм тяжело (возможно, даже смертельно или неизлечимо) больны. И он действительно ощущает, как именно всё это болит, и эти ощущения тягостны и невыносимы, от них хочется избавиться любой ценой, даже через нанесение себе увечий.

Импульсивные влечения, как и следует из названия, носят характер внезапного толчка: надо, и точка! Ни критика, ни контрдоводы просто не успевают подключиться: человек подскакивает - и действует. Чик - и готово.

Галлюцинации, особенно императивные, то есть повелевающие, тоже могут заставить больного лишить себя части тела, нанести себе глубокие раны, избить самого себя, а то и придумать какое-нибудь более изощренное самоистязание. Кстати, эпилептический психоз, которым, вероятно, страдал Ван Гог, как раз может сопровождаться галлюцинациями, бредом, а также импульсивными влечениями и соответствующими поступками.

Случай из практики

Есть у меня на участке паренек по имени, скажем, Александр, и как раз с дисморфоманическим синдромом Ван Гога. Наблюдается довольно давно, лет около десяти, – диагноз шизофрения. Симптоматика одна и та же уже много лет: параноидная (то есть галлюцинации и бред) с суицидальными и членовредительскими тенденциями, неоднократными попытками нанесения телесных повреждений самому себе, вплоть до попыток самоубийства. И всё это при отсутствии критики к своим стремлениям и переживаниям, с мизерным и непродолжительным эффектом от медикаментозного лечения. При всём при этом парень спокойный, тихий, всегда вежлив, корректен - ну, просто паинька.

Отличился он несколько лет назад. Попал в стационар после очередной такой попытки - кажется, наглотался азалептина. До этого он прошел курс лечения, дело уже шло на поправку - по крайней мере, так всем казалось. Незадолго перед выпиской он был отправлен домой в лечебный отпуск (опять же, была Пасха). Вернулся Саша с опозданием и в сопровождении мамы, с выпиской от хирурга на руках. Оказывается, дома больной закрылся в ванной и маникюрными ножницами, вскрыв мошонку, удалил себе яичко. Выйдя из ванной, он уточнил у мамы:

– Я всё правильно сделал?

Рана зажила достаточно быстро: помощь была оказана своевременно, сначала сотрудниками линейной бригады, затем хирургом, а потом уже и психиатрами. После года ремиссии второе яичко было удалено в домашних условиях тем же способом. Потом были еще суицидальные попытки, госпитализации, упорное лечение без надежды на эффект... Недавно он пришел сдаваться в больницу сам:

– А то снова что-нибудь с собой сделаю, а я уже устал с ней бороться, – признался страдалец.

– Ну, с ней . Вы не понимаете? Я ведь для кого всё делаю? Для неё . Она попросила отрезать - я отрезал. Она попросила спрыгнуть с высоты - я спрыгнул (было дело, долго потом кости срастались). Я всё делаю, как она просит, а она ко мне не приходит.

Так и не выяснив у Александра имени прекрасной и опасной незнакомки, столько лет изводящей его обещаниями неземного блаженства взамен на нечеловеческие страдания, я сел писать направление в стационар.

Лечение синдрома Ван Гога

Как лечить синдром дисморфомании? Прежде всего, необходимо установить, какая болезнь вызвала его в данном конкретном случае. И все усилия направить на ее устранение, а также на последующую реабилитацию больного. Прогноз лечения синдрома Ван Гога при различной этиологии неоднозначный: к примеру, для приступообразно-прогредиентной шизофрении, послужившей причиной развития синдрома, прогноз более благоприятен и предсказуем, нежели для эпилепсии с психотическими эпизодами. Проще всего справиться с галлюцинациями: тут помогает адекватная медикаментозная терапия. Гораздо сложнее работать с бредом, и неважно, дисморфоманический он или ипохондрический: бредовые конструкции всегда более стойки и резистентны к медикаментам и психотерапии, чем галлюцинации. Не многим лучше поддаются терапии импульсивные влечения, и не в последнюю очередь из-за своей непредсказуемости: беда может случиться внезапно, когда кажется, что человек уже достиг стойкой ремиссии.

Именно поэтому пациенты с синдромом Ван Гога в психиатрии - всегда объект самого пристального внимания специалистов. Как в силу опасности проявлений самого синдрома, так и в силу сложности его лечения.

«Диагноз Гаше расходится с диагнозом Рея, который был подтвержден доктором Пейроном, - оба они считали болезнь Винсента формой эпилепсии. С тех пор многие врачи интересовались болезнью Ван Гога. Одни считали, что это диффузный менинго-энцефалит, другие - что это шизофрения (такого мнения придерживался, в частности, Карл Ясперс), третьи - что это психическая дегенерация и конституциональная психопатия... И в самом деле, безумие Ван Тога не так легко поддается определению и классификации. Это безумие невозможно рассматривать изолированно от той исключительной (в самом прямом смысле слова) личности, какой был Ван Гог. Оно столь же неотрывно связано с нею, как и его гений, и судить о нем надо на том уровне, где общепринятые понятия во многом теряют свой обычный смысл. То, что обусловило талант Ван Тога, обусловило все обстоятельства его жизни и его болезнь». (Перрюшо, 1973, с. 307.)

Данные, свидетельствующие в пользу шизофренического заболевания

«Шизотимическое предрасположение. В детстве особенного таланта в рисовании замечено не было. Начало шизофренического процесса в 1887 г., еще раньше наблюдалось постепенное усиление интроверсий и регрессии к инфантильным комплексам. С расцветом шизофрении в его живописи наблюдается сильный экспрессионизм и регрессия, доходящая до орнаменталистики» (Westerman-Hoistijn, 1924.)
«Кто читал описание его психоза, сделанное Гогеном, у того вряд ли возникнут сомнения в шизофрении» (Winkler,1949,c. 161.)
«Начало психоза в конце 1887 г., установление диагноза - весной 1888 г. Во время Рождества 1888 г. перенес острый психоз. С 1888 г. отмечается изменение стиля творчества. Никакой эпилепсии нет, так как отсутствуют судорожные припадки и специфическое изменение личности со снижением интеллекта. Диагноз - приступообразная шизофрения» (Jaspers, 1926.)
«Хорошо известно, что в Арле в жизни Винцента разразился кризис. Обычно биографы связывают это с сильным переутомлением, недоеданием, чрезмерным курением, длительным пребыванием на солнце и т. д., но каждому психиатру известно, что все эти факты не бывают причинами процессуальных психозов... Проявления психоза, наблюдавшееся у Винцента в Арле, были уже иными, чем ранее в Боринаже и Голландии.., Пребывание на юге привело к изменению биологического качества процесса, вялотекущая шизофрения-приобрела более активное и периодическое течение... Помещенный затем в приют Сент-Реми для душевнобольных, он сделал из окна несколько рисунков с изображением толпы. С шизофренической дурашливостью он кр^" чал: "Я - святой дух, я в своем Уме!" Такую же надпись он сделал на стене палаты... Новый экспрессионистский стиль с тяготением к иррациональности, обостренной эмоциональной гротескностью образов, судорожно изломанными фигурами, нарочитым искажением внешнего мира в соответствии с переживаниями, был прямым эффектом большой погруженности Винцента в болезненные переживания и отрешением от реальности. Вместе с тем это было выражением более примитивного характера творчества. В целом его картины последнего времени весьма хаотичны, краски стали грубее, они уже не полны внутреннего напряжения и не такие яркие, преобладает фон пустыни. Чувствуется явный упадок тонкости ощущений. [Картины, созданные в больнице] ...были скорее странные, чем искаженные, хотя, очевидно, выявлялась склонность к стереотипичности, орнаментализации, сгруженности, потере психической пластичности и целостности изображаемого, как в рисунках больных шизофренией... Таким образом, больше всего оснований думать о шизофреническом процессе, вначале вялотекущем, а затем с периода Арля принявшем течение, обозначаемое как онейроидная кататония". В Овере произошла трансформация онейроидных приступов в депрессивное состояние. Большой полиморфизм симптоматики, трансформация синдромов также говорит в пользу шизофрении». (Целибеев, с- 241-243, 245-246.)

Данные, свидетельствующие в пользу эпилептического заболевания

«Мы не разделяем мнение, что это была типичная эпилепсия. Против такого предположения говорит то обстоятельство, что у него не было эпилептических судорог: об этом нет данных ни в записях истории болезни психиатрической больницы St. Remy, ни в его личных описаниях своей болезни в письмах к брату Тео. В новейшее время Kleist под названием "Episodische Dummern zustande" описал состояние болезни, близко стоящее к эпилепсии. Следовательно, эпилептоидное состояние, которое так близко во многом совпадает с картиной его болезни, поразительно убеждает нас в такой диагностике болезни Ван-Гога... Jaspers, можно сказать, помимо своей воли, принужден был сказать относительно Ван-Гога следующее: "...При таких сильных приступах психотического заболевания у него сохранилось в полной мере критическое отношение к окружающему - при шизофрении - явление необычное"». (Риизе, 1927, с. 141 - 142.)
«Сомнамбулической формой эпилепсии, согласно записям больницы в Арле, страдал Ван-Гог... Свидетельством психического состояния Ван-Гога является его ""Автопортрет с отрезанным ухом"». (Боголепов, 1971, с. 400.)
«Эпилептоидный психоз без эпилептических приступов. Латентная эпилепсия». (Doiteau, Leroy, 1928, с. 124, 128.)
«Эпизодические сумеречные состояния, близкие к эпилепсии». (Goldbladt, 1928, с. 67-68.)
«Височная эпилепсия». (Muller, 1959, с. 418.)
«Желтые и оранжевые цвета, весьма характерные для видений во время так называемой ауры - предвестника эпилептического припадка, как и существующие данные о припадках, которыми страдал Ван Гог, свидетельствуют об эпилепсии. Впрочем, именно от этой болезни лечили его многие врачи, и безуспешно». (Филонов, 1990, с. 3.)

Данные, свидетельствующие в пользу других заболеваний

«Одновременное сочетание шизофрении и эпилепсии». (Bleuler, 1911, с. 145; Вгаип, 1940, с. 68-69.)
«Циклотимическая личность с периодическими депрессиями и маниями». (Perry, 1947, с. 171.)
«...Отсутствие специфических изменений личности, свойственных большинству форм шизофрении и эпилепсии, позволяют поставить под сомнение эти диагнозы. Творчество и жизнь художника, его переписка говорят, что в данном случае, по-видимому, речь идет об особом периодическом психозе у дисгармонической личности». (Буянов, 1989, с. 212.)
«Ван Гог страдал от приступов маниакально-депрессивного психоза с его характерной циклической сменой настроения... В некоторых своих письмах к брату Тео Ван Гог писал, что его угнетают резкие переходы от творческого подъема к полному душевному крушению, неработоспособности и смертельному отчаянию... В пользу предположения о маниакально-депрессивном психозе говорят и циклические приливы в сексуальной активности художника, о которых свидетельствуют его собственные признания в письмах к брату Тео». (Филонов, 1990, с. 3.)
«Алкоголизм (злоупотребление абсентом) при наследственном предрасположении к эпилепсии по линии матери». (Vinchon, 1924, с. 143.)
[Ряд авторов пытаются исправить ошибочное историческое представление о том, что] «...болезненное состояние Винсента Ван Гога определялось наличием эпилепсии в сочетании с помешательством. Эти заболевания бы диагностированы при жизни художника, однако они не имеют стойких несомненных критериев. Анализ личных писем к семье и друзьям, написанных в период между 1884 г. и самоубийством художника в 1890 г., выявляет личность человека с полным самосознанием, страдавшего тяжелыми, лишавшими дееспособности, повторявшимися головокружениями, которые носили характер приступов, но не припадков. Художник счел себя больным эпилепсией вследствие письменного заключения д-ра Пейрона, - врача из приюта Св. Реми (Франция), - где 9 мая 1889 г. Ван Гог добровольно заточил себя в лечебницу для эпилептиков и умалишенных. Однако содержащиеся в его письмах клинические данные соответствуют не эпилепсии, а болезни Меньера. [Авторы подчеркивают, что в то время синдром Меньера (лабиринтное расстройство) еще не был достаточно известен и часто ошибочно диагностировался как эпилепсия.]» (Arenbergudp., 1990, с. 70.)
«Болезнь Ван Гога проявлялась в двух различных аспектах: с одной стороны, с момента его двадцатилетия возник биполярный психоз со сменявшимися депрессивными и маниакальными состояниями, подкреплявшимися семейной наследственной предрасположенностью. С другой стороны, начиная с 1888 года, наблюдалось сумеречное состояние и полная потеря сознания, сопровождавшиеся слуховыми и зрительными галлюцинациями, агрессивностыо, доходившей до буйного помешательства и причинения себе увечий, депрессивным настроением и чувством страха, повышенной суициальной опасностью и совершенной ясностью ума, - все это симптомы парциальной эпилепсии височной доли с признаками лимбической психомоторной эпилепсии». (Ноймайр, 1997а, с. 401.)


Особенности творчества

«Многое остается неясным и спорным до настоящего времени в патографии этой тяжелой бионегативной личности. Можно предположить сифилитическое провоцирование шизо-эпилептического психоза. Его лихорадочное творчество вполне сопоставимо с повышенной продуктивностью головного мозга перед началом сифилитического заболевания мозга, как это было у Ницше, Мопассана, Шумана. Ван Гог представляет хороший пример того, как посредственный талант, благодаря психозу, превратился во всемирно признанного гения». (Lange-Eich-baum, Kurth, 1967, с. 373.)
«... Психоз возникает именно тогда, когда начинается неправдоподобно быстрое развертывание "нового стиля"! ["Шизофрения не привносит ничего абсолютно" нового, но как бы идет навстречу имеющимся силам. При ее посредстве возникает нечто такое, что отвечает исходным устремлениям, но вообще не возникло бы без психоза». , 1999, с. 209.)

«Своеобразная биполярность, так ярко выраженная в жизни и психозе этого замечательного больного, параллельно выражается и в его художественном творчестве. По существу стиль его произведений остается все время одинаковым. Только все чаще повторяются извилистые линии, придающие его картинам дух разнузданности, который достигает своей кульминационной точки в его последнем произведении, где ярко подчеркнуто стремление вверх и неминуемость разрушения, падения, уничтожения. Эти два движения -движение подъема и движение падения - образуют структурный базис эпилептических манифестаций подобно тому, как два полюса образуют базис эпилептоидной конституции». (Мин-ковская, 1935, с. 493.)
«Рисовал гениальные картины Ван-Гог в перерывах между приступами. И главной тайной его гениальности была необыкновенная чистота сознания и особый творческий подъем, которые возникали в результате его болезни между приступами. Об этом особом состоянии сознания писал и Ф.М. Достоевский, страдавший одно время аналогичными приступами загадочного душевного расстройства». (Кандыба, 1998, с. 350-351.)
[Письмо к брату Тео от 10.09.1889 г.] «В связи с моей болезнью я думаю о многих других, тоже страдавших художниках; это состояние не препятствует живописи, и дело в этом случае обстоит так, будто и нет никакой болезни». (Ван Гог, 1994, т. 2, с. 233.)

Обилие патографического материала с анализом приводимых фактов делает излишними какие-либо комментарии составителя. Дискуссии в отношении диагноза Винсента Ван Гога могут еще продолжаться, однако никто не сомневается, что его психическое расстройство повлияло как на содержание творчества, так и на сам творческий про­цесс. Более того, оно определило и его судьбу.

Винсент Ван Гог - один из тех художников, кого специалисты единодушно причисляют к категории душевнобольных. По этому поводу написано огромное количество работ, авторами которых являются психиатры и психоаналитики, историки искусства и культурологи, и даже «Википедия» при запросе «душевнобольные художники» выдает информацию о нем.

Исследователи спорят о диагнозах, выдвигая предположения о наличии у Ван Гога биполярного расстройства, шизофрении или эпилепсии, отягченных злоупотреблением алкоголя. Но все эти диагнозы лишь интерпретации уникального ансамбля текстов, написанных самим Винсентом Ван Гогом.


Немногие художники, взявшись за перо, оставили нам наблюдения, дневники, письма, значение которых было бы сопоставимо со сделанным ими вкладом в области живописи.


Но письма Ван Гога - это потрясающий, ни на что не похожий документ, растянувшийся на сотни страниц, диалог с адресатами писем, но также и с самим собой, Богом, миром.


Не нуждаясь в посредниках и переводчиках, Винсент Ван Гог сам рассказывает о своем опыте переживания психического расстройства, представая перед читателями удивительным, думающим, трудолюбивым и очень чутким человеком, который в периоды между приступами ужасной болезни был куда более здоров, чем большинство его интерпретаторов и диагностов.


Щемящий сердце рассказ художника об опыте переживания психического расстройства начинается 2 января 1889 года в письме, адресованном его брату Тео, из психиатрической больницы французского города Арль, где Винсент оказался после всем известного происшествия с отрезанным ухом.


«Чтобы рассеять все твои опасения на мой счет, пишу тебе несколько слов из кабинета уже знакомого тебе доктора Рея, проходящего практику в здешней лечебнице. Я пробуду в ней еще два-три дня, после чего рассчитываю преспокойно вернуться домой. Прошу тебя об одном - не беспокоиться, иначе это станет для меня источником лишних волнений».


Кстати, в знак благодарности за ту помощь, которую г-н Рей оказывал Ван Гогу во время приступов болезни, художник нарисовал его портрет. Современники утверждали, что портрет получился очень похожим на модель, однако Феликс Рей был равнодушен к искусству. Картина Ван Гога провалялась на чердаке, потом ей еще какое-то время закрывали дырку в курятнике, и только в 1900 году (через 10 лет после смерти художника) картину нашли во дворе доктора Рея. Работа была приобретена знаменитым российским коллекционером Сергеем Щукиным и хранилась в его личной коллекции вплоть до 1918 года. Уезжая в иммиграцию, коллекционер оставил картину на родине, так она попала в коллекцию Государственного музея изобразительных искусств им. Пушкина в Москве.


После этой первой госпитализации Винсент Ван Гог напишет брату Тео: «Уверяю тебя, что несколько дней, проведенных мною в лечебнице, оказались очень интересными: у больных, вероятно, следует учиться жизни. Надеюсь, что со мной ничего особенного не случилось, - просто, как это бывает у художников, нашло временное затмение, сопровождавшееся высокой температурой и значительной потерей крови, поскольку была перерезана артерия; но аппетит немедленно восстановился, пищеварение у меня хорошее, потеря крови с каждым днем восполняется, а голова работает все яснее».


В письме брату Тео от 28 января 1889 года Винсент Ван Гог предлагает свой ответ на интересующий многих вопрос о связи гениальности и помешательства, искусства и психопатологии: «Не скажу, что мы, художники, душевно здоровы, в особенности не скажу этого о себе - я-то пропитан безумием до мозга костей; но я говорю и утверждаю, что мы располагаем такими противоядиями и такими лекарствами, которые, если мы проявим хоть немного доброй воли, окажутся гораздо сильнее недуга».


3 февраля 1889 года Винсент Ван Гог делает любопытное наблюдение в отношении жителей города Арль - нет, не пациентов местной психиатрической лечебницы, а обычных горожан: «Должен сказать, что соседи исключительно добры ко мне: здесь ведь каждый чем-нибудь страдает - кто лихорадкой, кто галлюцинациями, кто помешательством; поэтому все понимают друг друга с полуслова, как члены одной семьи… Однако полагать, что я вполне здоров, все-таки не следует. Местные жители, страдающие тем же недугом, рассказали мне всю правду: больной может дожить до старости, но у него всегда будут минуты затмения. Поэтому не уверяй меня, что я вовсе не болен или больше не заболею».


Из письма художника брату от 19 марта 1889 года мы узнаем, что жители Арля обратились к мэру города с заявлением, подписанным некоторыми горожанами, о том, что Ван Гог не имеет права жить на свободе, после чего полицейский комиссар отдал распоряжение снова госпитализировать художника. «Словом, вот уже много дней я сижу в одиночке под замком и присмотром служителей, хотя невменяемость моя не доказана и вообще недоказуема. Разумеется, в глубине души я уязвлен таким обращением; разумеется также, что я не позволю себе возмущаться вслух: оправдываться в таких случаях - значит признать себя виновным».


21 апреля Винсент Ван Гог сообщает брату Тео о своем решении после выхода из больницы поселиться в приюте для психически больных в Сен-Реми-де-Провансе: «Надеюсь, будет достаточно, если я скажу, что решительно не способен искать новую мастерскую и жить там в одиночестве… Работоспособность моя постепенно восстанавливается, но я боюсь потерять ее, если стану перенапрягаться и если на меня, сверх того, ляжет вся ответственность за мастерскую… Меня начинает утешать то обстоятельство, что теперь я начинаю считать безумие такой же болезнью, как любая другая».


Пребывание Винсента Ван Гога в психиатрической больнице, а позже в приюте для душевнобольных финансировал брат художника - Тео. Помимо этого, Теодор на протяжении более чем 10 лет обеспечивал Винсента средствами к существованию, давал деньги на аренду жилья и ателье, на холсты, краски и текущие расходы. «Я не знаю такого лечебного заведения, куда меня согласились бы принять бесплатно на том условии, что я буду заниматься живописью за свой счет, а все свои работы отдавать больнице. Это - не скажу большая, но все же несправедливость. Найди я такую лечебницу, я без возражений перебрался бы в нее».


Перед отъездом из Арля в приют для душевнобольных Сен-Реми-де-Прованса Винсент Ван Гог пишет брату следующее письмо: «Я должен трезво смотреть на вещи. Безусловно, есть целая куча сумасшедших художников: сама жизнь делает их, мягко выражаясь, несколько ненормальными. Хорошо, конечно, если мне удастся снова уйти в работу, но тронутым я останусь уже навсегда».


Винсент Ван Гог провел в приюте Сен-Реми-де-Прованса год (с мая 1889-го по май 1890-го), директор приюта разрешил художнику работать и даже предоставил отдельную комнату под мастерскую. Несмотря на повторяющиеся припадки, Винсент продолжал рисовать, видя в этом единственное средство борьбы с болезнью: «Работа над картинами - необходимое условие моего выздоровления: я лишь с большим трудом перенес последние дни, когда был вынужден бездельничать и меня не пускали даже в комнату, отведенную мне для занятий живописью…»


В Сен-Реми-де-Провансе художник рисует пейзажи, изображающие виды из окна мастерской и сад, а когда Винсенту разрешили под присмотром покидать приют, то на его холстах появились и окрестности Сен-Реми.


Несмотря на три тяжелейших припадка, которые на многие недели вывели Винсента из строя, он написал за этот год более 150 картин, сделал более 100 рисунков и акварелей.


Из письма Ван Гога сестре: «Здесь, правда, находятся несколько тяжелобольных, но страх и отвращение, которые вселяло в меня раньше безумие, значительно ослабели. И хотя тут постоянно слышишь ужасные крики и вой, напоминающие зверинец, обитатели убежища быстро знакомятся между собой и помогают друг другу, когда у одного из них начинается приступ. Когда я работаю в саду, все больные выходят посмотреть, что я делаю, и, уверяю Вас, ведут себя деликатнее и вежливее, чем добрые граждане Арля: они мне не мешают. Вполне возможно, что я пробуду тут довольно долго. Никогда не испытывал такого покоя, как здесь и в арльской лечебнице».


Искреннее восхищение вызывает стремление Винсента Ван Гога работать, несмотря на болезнь, продолжать заниматься живописью и не сдаваться: «Жизнь проходит и ее не воротишь, но именно по этой причине я и работаю не жалея сил: возможность поработать тоже не всегда повторяется. В случае со мной - и подавно: ведь более сильный, чем обычно, приступ может навсегда уничтожить меня как художника».


Важно отметить, что Ван Гог, вероятно, был единственным жителем приюта, который занимался делом: «Следовать лечению, применяемому в этом заведении, очень легко даже в случае переезда отсюда, ибо здесь ровно ничего не делают. Больным предоставляется прозябать в безделье и утешаться невкусной, а порой и несвежей едой».


В конце мая 1890 года Тео предложил брату перебраться поближе к нему и его семье, на что Винсент возражать не стал. Проведя три дня у Тео в Париже, художник поселяется в Овер-сюр-Уаз (небольшой деревушке, находящейся недалеко от Парижа). Здесь Винсент работает, не позволяя себе ни минуты отдыха, каждый день из-под его кисти выходит новое произведение. Таким образом, за последние два месяца жизни он создает 70 картин и 32 рисунка.


В Овер-сюр-Уаз наблюдение за художником принимает на себя доктор Гаше, который был специалистом в области сердечных заболеваний и большим любителем искусства. Об этом враче Винсент напишет: «Насколько я понимаю, рассчитывать на доктора Гаше не приходится ни в коей мере. Во-первых, как мне кажется, он болен еще больше, чем я, - уж во всяком случае не меньше; такие вот дела. А коли слепой ведет слепого, не рухнут ли они оба в канаву?»


Рухнули… 29 июля 1890 года уйдет из жизни Винсент Ван Гог, пустив пулю себе в грудь, он умрет в присутствии вызванного доктора Гаше. В кармане художника найдут последнее письмо, адресованное Тео Ван Гогу, которое заканчивается так: «Что ж, я заплатил жизнью за свою работу, и она стоила мне половины моего рассудка, это так…»


Смерть старшего брата обернется катастрофой и для Теодора Ван Гога: после неудачной попытки организовать посмертную выставку картин брата у Тео обнаружатся признаки помешательства, его жена примет решение поместить больного в психиатрическую лечебницу, где он и умрет 21 января 1891 года.


Совместный труд братьев будет высоко оценен посмертно, и невероятной несправедливостью кажется то, что ни один из них не дожил до того дня, когда к Винсенту Ван Гогу пришли мировая известность и признание.

Почему Винсент Ван Гог отрезал себе ухо? Какова была точная природа его болезни? И почему он покончил с собой? Выставка «На грани безумия: Ван Гог и его болезни» в музее художника в Амстердаме впервые сфокусируется непосредственно на его состоянии здоровья. А во время сопутствующего симпозиума обсуждать симптомы и диагнозы знаменитого постимпрессиониста будут как искусствоведы, так и врачи.

Историю борьбы Ван Гога с болезнью расскажут приблизительно 25 картин и рисунков, которые художник сделал в последние полтора года жизни, а также множество документов и писем того периода.

Винсент Ван Гог. Натюрморт с тарелкой и луковицами. 01.1889, 50×64 см

Среди экспонатов будут не только произведения, принадлежащие Музею Ван Гога, но и несколько сокровищ, одолженных другими учреждениями. Например, это две картины, написанные после «инцидента с ухом» в 1888 году, — «Натюрморт с луковицами» из голландского музея Крёллер-Мюллер, а также портрет Феликса Рея, врача художника, из Пушкинского музея в Москве. Эта картина будет показана в Амстердаме впервые.

Винсент Ван Гог, «Автопортрет у мольберта» (1887)

Посетители смогут увидеть оригинальные письма и уникальные документы, которые до сих пор не выставлялись на публику. Среди них — полицейский протокол и петиция, подписанная в 1889 году жителями Арля, — в этом городе на юге Франции Ван Гог перенёс несколько срывов. Местное население обратилось к мэру с требованием принудительно поместить художника в психиатрическую клинику.

Винсент Ван Гог. Портрет доктора Рея. 1889, 64×53 см

В конце концов, Ван Гог решил добровольно переехать в приют для душевнобольных в Сен-Реми. Картины и рисунки этого периода, например, «Приютский сад» из Музея Ван Гога в Амстердаме, показывают его сражение с заболеванием и то, что работа стала для него единственным спасательным кругом.

Винсент Ван Гог. Приютский сад. 1889, 71.5×90.5 см

Заключительный раздел выставки содержит незавершённую картину «Корни деревьев», над которой 37-летний художник, по-видимому, работал 27 июля 1890 года — в тот день, когда он выстрелил себе в область сердца из револьвера.

Винсент Ван Гог. Пшеничное поле с жнецом и солнцем. 06.1889, 72×92 см

У Ван Гога был зафиксирован ряд симптомов — галлюцинации, провалы памяти, непредсказуемое поведение по отношению к родным, друзьям и незнакомым людям. «Никто не мог жить с ним», — утверждает Стивен Найфле (Steven Naifeh), соавтор книги «Ван Гог: Жизнь», опубликованной в 2011 году. В течение всей жизни художник также страдал эпилепсией, биполярным и пограничным расстройствами личности.

Винсент ван Гог, «Маки и бабочки» (май 1889). Музей Ван Гога в Амстердаме

14 сентября Музей Ван Гога проведёт встречу экспертов, на котором международные медицинские светила и специалисты по Ван Гогу попытаются сформулировать диагноз живописца. Их выводы будут представлены на следующий день. Учёные также обсудят потенциальную роль, которую болезнь играла в его творчестве, сравнят её историю со случаями других художников.

«Ван Гог определённо страдал от некоторых психических заболеваний, усугублённых алкоголем, — говорит доктор Крамер, консультант выставки. — Что же касается эпилепсии, то во Франции того времени это был модный диагноз. Если у вас была икота, её тоже могли назвать эпилепсией».

Винсент Ван Гог. Пейзаж в сумерках. 06.1890, 50.2×101 см

Медицинское «увлечение» Ван Гогом прослеживается до его лечащего врача Феликса Рея, который утверждал, что держал ухо знаменитого пациента в банке в своём кабинете.

Стивен Найфле заметил, что многие врачи пытались поставить диагноз Ван Гогу, чтобы удовлетворить собственные амбиции. Он приводит некоторые маловероятные, по его мнению, предположения, сделанные на протяжении многих десятилетий. Один из них — острая перемежающаяся порфирия, то есть нарушение обмена веществ, которое может вызывать галлюциногенный бред. Это заболевание, предположительно, было причиной приступов безумия британского короля Георга III.

Другим примером является болезнь Меньера — заболевание внутреннего уха, при котором накопившаяся в нём жидкость влияет на ориентацию тела в пространстве и сохранение равновесия. Сторонники этого диагноза утверждают, что Ван Гог отрезал себе часть уха для того, чтобы прекратить шум в ушах — отличительный признак этого заболевания.

Эмиль Шуффнекер, копия картины Винсента ван Гога «Автопортрет с перевязанным ухом» (1892 — 1900)

Сам биограф считает, что Ван Гог страдал от комбинации височной эпилепсии (неврологического расстройства, вызывающего изнурительные припадки) и биполярного расстройства. Кроме того, Стивен Найфле уверен, что это состояние усугубляли абсент, который пил художник, и ртуть, которой он, возможно, лечил сифилис.

Выставка «На грани безумия: Ван Гог и его болезни» в Амстердаме откроется 15 июля и будет работать до 25 сентября.