Викторина «Отгадай произведение. Игра-викторина "литературный ринг" Отгадайте загадки о некоторых из них

Литературная игра для 5 классов

«УЗНАЙ-КА – УГАДАЙ-КА»

(правильный ответ оценивается в 1 балл)

1 конкурс

«Узнай писателей по фотографиям»

Задание: узнать писателей по фотографиям и сделать подписи

2 конкурс

«Узнай героя произведения»

Задание: ответь, кто из литературных героев

28 лет провёл на необитаемом острове? (Робинзон Крузо)

Потерпел кораблекрушение и был взят в плен лилипутами (Гулливер)

Вывернул волка наизнанку, застрелил бешеную шубу, вытащил себя из

болота за косичку парика (Мюнхгаузен)

Помчался вдогонку за Белым Кроликом, провалился в очень глубокий колодец и оказался в удивительной стране (Алиса)

Свергнул власть 3-х толстяков (Суок, Просперо, Тибул)

3 конкурс

«Кто это»

А) Кличка Каштанки (Тётка)

Б) Первые создатели славянской азбуки (Кирилл и Мефодий)

В) Имя няни А.С.Пушкина (Арина Родионовна)

Г) Лиса – подруга Базилио (Алиса)

Д) Известный русский баснописец (И.А.Крылов)

4 конкурс

«Догадайся, какое это произведение»

1. «Хума куотоцах» («Муха-цокотуха»)

2. «Спень о щевме Глеое» (»Песнь о вещем Олеге»)

3. «Таскир Табохтчы» («Старик Хоттабыч»)

4. «83 гуппоеав» («38 попугаев»)

5. «Кто в хагсопа» («Кот в сапогах»)

6. «Кничещулк» («Щелкунчик»)

5 конкурс

«Перевёртыши - узнай фразы»

1. «Помолчи-ка, тётя, ведь бесплатно» «Скажи-ка, дядя, ведь недаром»

2. «Не слушайте!» «Послушайте!»

3. «Ваш Ваня тихо смеётся» « Наша Таня громко плачет»

4. «Старик, ворота отвори!» «Старуха, дверь закрой!»

5. «Оттепель и луна, ночь мерзкая!» «Мороз и солнце, день чудесный!»



ОТВЕТЫ К ПОРТРЕТАМ ДЕТСКИХ ПИСАТЕЛЕЙ И ПОЭТОВ

1 ряд (слева направо)

1. А.С.Пушкин 2. Л.Н.Толстой 3. И.А.Крылов

2 ряд (слева направо)

1. А.П.Чехов 2. С.А.Есенин 3. П.П.Бажов

3 ряд (слева направо)

1. С.Я Маршак 2. К.И.Чуковский

4 ряд (слева направо)

1. А.Л. Барто 2. С.В. Михалков

к игре,карточки с указанием номера команды, пять комплектов с номерами ответов (1,2,3,4,5), звезды.

Ход игры

Ведущий: Сегодня мы собрались на игру-викторину “Литературный ринг”. Все вопросы, которые будут заданы, связаны с народным творчеством, литературными произведениями и литературными сказками.

Правила игры (слайд 2)

  • В игре принимают участие 5 команд. Вопросы будут задаваться поочередно каждой команде. Все команды могут отвечать на все вопросы.
  • За каждый правильный ответ на свой вопрос команда получает 1 балл.
  • За правильный ответ на вопрос другой команды можно получить звезду.
  • На обдумывание каждого вопроса дается 5 сек.
  • После каждого тура, а их – три, будет отсеиваться одна команда игроков, набравшая наименьшее количество очков.
  • Если у нескольких команд число очков окажется одинаковым, то будут учитываться звезды.
  • В супер-игре сразятся две команды, дошедшие до финала.

Подсчитывать очки будут… (ведущий представляет жюри)

1 тур

Ведущий: Жар-птица – воплощение лучезарного бога Солнца! Образ этой птицы был создан фантазией древнего человека и сохранился в русских волшебных сказках как идеал небесной красоты и счастья. Прообразом этой прекрасной птицы была природа, окружающая человека. Вам предстоит разгадать поэтические образы птиц, обитавших и до сих пор обитающих в наших лесах. Я думаю, что многих из них мы прекрасно знаем. Вам предстоит угадать их в мифологических описаниях, данных нашими предками.

Задание 1: (слайд 3) Перед вами изображения птиц: орла, совы, петуха, кукушки, вороны.

1.Она считалась у славян вещей птицей, посвящалась богине весны и предсказывала начало гроз и дождей.

(Кукушка)

2. Эта птица жила до трехсот лет и единственная могла приносить живую и мертвую воду.

3. В крестьянском быту она почиталась символом небесного огня и одновременно оберегом от него. Ее изображение и сейчас встречается на крышах домов.

4. Загадочная птица, любительница ночной жизни. Народная волна нарекла ее сторожем кладов и самой мудрой из земных птиц.

5. С древности эта птица стала символом гордости, могущества и вольности. Мифы рассказывают, что главный бог славян, Перун, появлялся на земле в облике этой птицы.

Ведущий: Не менее богат и разнообразен мир зверей в славянских преданиях. Главой и владыкой звериного царства считался Индрик – зверь. Много у него было подданных. Обладали они чудесными свойствами. Но были и такие, которые действительно жили и сейчас живут в наших русских лесах. Вот этим зверям мы и посвятим вопросы.

Задание 2. (Cлайд 4) Перед вами изображения животных и зверей.

1. По народным поверьям, он олицетворение темноты. Им мог оборачиваться главный славянский бог Перун, когда хотел появиться на земле. Этот зверь умел говорить человеческим голосом, был наделен мудростью и действовал во многих русских сказках.

2. По преданьям, это человек, превращенный злым колдуном в дикого зверя. Он сам на человека никогда не нападает, умеет ходить на задних лапах. В его облике может появляться на земле один из главных славянских богов – Велес.

(Медведь)

3. Это животное выступает спутником колдунов или колдуний, однако он очень любим русским народом. По славянским поверьям, это очень смышлен животное. С ним связано множество примет и пословиц.

к ошка)

4. В древние времена, когда обожествлялись силы природы, темная сила выезжала на этом животном черного цвета, а боги цвета и тьмы ездили на таком же животном белой масти. Поэтическое народное слово именует его “крыльями человека”.

5. Об этом своем верном друге наш народ сложил много крылатых выражений, примет, пословиц, загадок. Он одной породы с волком, но с давних пор – его лютый враг.

(Пес, собака).

На этом первый тур окончен.

Игру покидает команда №…..

2 тур

(Cлайд 5) Ведущий: Не сомневаюсь, что вы, прежде чем научились читать, слушали сказки.

“Что за прелесть – эти сказки! Каждая есть поэма...
Сказка ложь, да в ней намек...”, – писал А.С. Пушкин о народных сказках.
Зародившись в древние времена, сказка до сих пор передается из уст в уста,
переиначивается и возникает заново.

Кто много сказок прочитал,
Легко найдет ответы.
Да ты и так давно их знал.
Ну что, проверим это!

Задание 1: (слайд 6) Перед вами 4 изображения персонажей народных сказок.

1. Кто приказывал: “Мамки, няньки, собирайтесь, снаряжайтесь! Испеките мне к утру мягкий белый хлеб, какой я у моего родного батюшки ела”?

(“Царевна-лягушка”)

2. В какой сказке говорится о четырех дерзких побегах и одном злодейском убийстве?

(“Колобок”)

3.Какая сказка заканчивается словами: “Злую ведьму привязали к лошадиному хвосту и пустили в чистое поле”?

(“Сестрица Аленушка и братец Иванушка”)

Задание 2: (слайд 7) Ведущий: Вы видите четыре рисунка, на которых изображены сказочные герои.

1. Все ли эти рисунки являются иллюстрациями к русским народным сказкам?

(“Крокодил Гена и его друзья”)

Ведущий: Крокодил Гена и его друг Чебурашка – эти сказочные герои были придуманы нашим современником Эдуардом Успенским.

В основе знаменитых сказок о царе Салтане, о мертвой царевне, о рыбаке и рыбке лежат народные сказочные сюжеты. Хорошо ли вы знаете сказки А.С. Пушкина?

Сейчас проверим! Слушайте внимательно, так как вопрос зачитывается только один раз.

Задание 3: (слайд 8) Перед вами иллюстрации к сказкам А.С.Пушкина. Назовите сказку и ее героя.

1. Три злоумышленника, находясь на службе у высокопоставленного лица, совершили подлог документа, который имел печальные, весьма драматические последствия: семья была разрушена. Мать с сыном жестоко наказаны. Но в конце концов правда восторжествовала, зло побеждено.

(Ткачиха с поварихой, с сватьей бабой Бабарихой. “Сказка о царе Салтане”)

2. Под давлением царственной особы эта женщина совершила страшное преступление. Под видом убогой нищенки она проникла к доброй, ничего не подозревающей девушке и угостила ее очень распространенным вкусным фруктом. В результате чего та замертво упала.

(Чернавка отравила молодую царевну. “Сказка о мертвой царевне и семи богатырях”)

3. Это сказочно красивая, но очень хитрая особа совершила тяжкое преступление. На поле брани она погубила двух малолетних братьев, а потом и до отца добралась.

(Шемаханская царица. “Сказка о Золотом петушке”)

Задание 4:

Ведущий: А теперь перед вами следующая группа вопросов по сказкам А. С. Пушкина. (Слайд 9)

  1. Из какого драгоценного металла сделана цепь, висевшая на дубе у Лукоморья?
  2. 1. Серебро.
    2. Железо.
    3. Платина.
    4. Золото.

    (У лукоморья дуб зеленый;
    Златая цепь на дубе том…)

  3. Каким было последнее желание старухи в “Сказке о рыбаке и рыбке”?
  4. 1. Быть столбовой дворянкой.
    2. Быть владычицей морской.
    3. Быть вольной царицей.
    4. Новое корыто.

  5. Что из перечисленного не входит в мораль сказки Пушкина о Золотом петушке?
    1. Ложь.
  6. 2. Урок.
    3. Намек.
    4. Зарок.

(Сказка ложь, да в ней намек!
Добрым молодцам урок.)

  1. Какими словами бранила старуха своего старика в “Сказке о рыбаке и рыбке”
    1. Горюшко ты моё.
    2. Пустая твоя голова.
    3. Дурачина ты, простофиля.
    4. Ах ты, мерзкий старик.

Дополнение: Дурачина ты, простофиля!
Не умел ты взять выкупа с рыбки!

Задание 5:

(Слайд 13) Перед вами иллюстрации литературных сказок.

1.В какой сказке говорится о художественном уровне вокально– инструментальных ансамблей?

(Бр.Гримм “Бременские музыканты”)

На этом заканчивается II тур.

Из игры выбывает команда № …

3 тур

В своей речи мы используем не только пословицы и поговорки, но и очень похожие на них крылатые выражения: вошедшие в нашу речь из литературных источников краткие цитаты, образные выражения, изречения исторических лиц.

Крылатые выражения находятся как бы на полпути к пословицам: как и пословицы, они широко бытуют в речи, но, в противоположность пословицам, обычно принадлежат автору, который известен.

Задание 1:

(слайд 14) Перед вами портреты А.С.Пушкина, Н.В. Гоголя, А.П. Чехова, Д.И. Фонвизина. Необходимо определить, кому из них принадлежит прочитанное мною крылатое выражение.

  1. “Краткость – сестра таланта” (А. П. Чехов)
  2. “Терпи, казак – атаманом будешь!” (Н.В. Гоголь Т. Бульба – Андрию)
  3. “Не хочу учиться, а хочу жениться”. Д.И.Фонвизин

Задание 2:

  1. Автор повести “Ночь перед Рождеством”. (Н.В.Гоголь)
  2. Автор рассказов “Толстый и тонкий”, “Смерть чиновника”. (А.П.Чехов)
  3. Автор повести “Дети подземелья” (В.Г.Короленко)
  4. Автор рассказа “Му-Му”. (И.С.Тургенев)

Задание 2: (слайд 16) Перед вами герои литературных произведений По приведенному ниже описанию определите, кто этот герой, из какого произведения, кто автор произведения.

  1. “Спереди совершенный немец: узенькая беспрестанно вертевшаяся и нюхавшая все, что ни попадалось, мордочка оканчивается кругленьким пятачком, ноги очень тонкие. Но зато сзади он был настоящий губернский стряпчий в мундире, так как у него висел хвост, словно мундирные фалды…” (Черт. “Ночь перед рождеством”, Гоголь)
  2. “Босиком, в ночных сорочках. На голове фуражки. Очень толстые и ленивые. Любят жить за чужой счет”. (“Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил”, Салтыков-Щедрин.)
  3. “На них сафьяновые красные сапоги, с серебряными подковами, шаровары шириною с черное море, с тысячью складок, перетянутые золотым шнурком. Их лица немного загоревшие с черными усами. На голове бараньи шапки с золотым верхом”. (Остап и Андрий. “Тарас Бульба”, Гоголь)

Задание 3: (слайд 17) Найдите “лишнее”:

1. “Лошадиная фамилия”, “Пересолил”, “Му-Му”, “Толстый и тонкий”. (“Му-Му” написал И.С.Тургенев, а другие рассказы А.П.Чехова)

(Слайд 18)

1. “Ночь перед Рождеством”, “Ревизор”, “Капитанская дочка”, “Вечера на хуторе близ Диканьки”. (“Капитанская дочка” А.С. Пушкина, а другие произведения Н.В. Гоголя)

Ведущий: Это был последний вопрос третьего тура.

Прежде чем подсчитать набранные очки и определить две команды, вышедшие в финал, посмотрите вот сюда (показывает на ящики). Перед вами три чудесных ящика. А открыть их сможет та команда, у которой больше всех звезд.

За каждый открытый ящик вы отдаете по звезде, поэтому вы можете не открывать ящики и сэкономить звезды для финала.

Попросим жюри объявить результаты III тура…

Выбывают… (им вручаются призы).

В финал вышли …

Финал

ПОСЛОВИЦА (слайд 20)

Из слова “ПОСЛОВИЦА” нужно составить как можно больше слов. Каждую букву можно использовать столько раз, сколько она встречается в этом слове. Тот, кто назовёт последнее слово, – победит. На выполнение задания отводится 2 минуты. Время пошло...

Финалисты по порядку называют придуманные слова, но те слова, которые уже были сказаны соперником, не засчитываются.

Побеждают … Вручаются подарки (сначала проигравшей паре, затем победителям).

Литературная викторина “По страницам любимых книг”
среди учащихся 6 классов
Цели: способствовать повышению интереса учащихся к литературе и
литературному творчеству.
Задачи:
1. определить уровень литературных знаний и умений учащихся;
2. способствовать формированию навыков творческого чтения;
3. развивать воображение и творческие способности учащихся.
Участники: ученики 6 классов
Число команд: 2 команды по 5 человек во главе с капитаном.
Каждая из команд заранее выбирает название, девиз и готовит эмблему
Жюри: приглашаются члены жюри в количестве 3 человек
Ведущий (Звучит музыка1)
Добрый день, уважаемые участники и гости нашей викторины! Добрый
день дорогие болельщики! Мы начинаем литературную викторину «По
дорогам детских произведений». Сегодня участники викторины покажут нам
не только свои знания по литературе, но и сценические и актерские
способности! А у болельщиков и просто зрителей будет возможность
поучаствовать в увлекательном литературном путешествии, помочь своим
товарищам и вспомнить знаменитых писателей и их творчество.
Наша программа включает
1 РАЗОГРЕВ
2 конкурс: “Юморина»
3 конкурс: “В стране стихосложения”
4 конкурс: “Собери пословицу”
5 конкурс: Домашнее задание
6 “Узнай произведение и его автора”
7 конкурс: “Найди слова”
8 конкурс: “Буриме”
9 Узнай писателя

10 конкурс (конкурс капитанов): “Cкороговорки”
Давайте же познакомимся с почетным жюри, в состав которого вошли:
………………………………………………..
Итак, представление команд!
(Музыка 2)
Ведущий.
Известный филолог, ученый – лингвист Владимир Даль сказал: «Как из копеек
составляются рубли, так и из крупинок прочитанного составляется знание».
Эти слова будут сегодня девизом нашей литературной викторины.
1.Разогрев. (За 1 минуту команда должна правильно ответить на как можно
большее количество вопросов. Если команда не знает ответа на вопрос, то
говорит «Дальше!», и читается следующий вопрос.)
Жюри учитывает количество правильных ответов. Начинают тикать
часы (3)
Вопросы для первой команды.
1.Каково название лицея, в котором учился Пушкин? (Царскосельский)
2 Автор «Приключений Робинзона Крузо»? (Дефо)
3 Как погибли Пушкин и Лермонтов? (На дуэли)
4 Выдающийся русский ученый­энциклопедист, именем которого назван
Московский университет? (М.В.Ломоносов)
5Автор произведения «Приключения Тома Сойера»? (Марк Твен)
6 Автор сказки «Синюшкин колодец»? (Бажов)

Ночевала тучка золотая
На груди утеса­великана,
Утром в путь она умчалась рано,
По лазури весело играя… ? (М. Ю. Лермонтов. «Утес»)
8 Как называется разговор двух лиц в художественном произведении?
(Диалог)
9 Автор рассказа «Тихое утро»? (Казаков)
10 Что такое аллегория? (Иносказательное изображение предмета, явления
с целью наиболее наглядно показать его существенные черты)
11 Назовите жанр стихотворного произведения, в основе которого чаще
всего лежит историческое событие, предание с острым напряженным
сюжетом (Баллада)

12 Небольшое эпическое произведение, повествующее об одном или
нескольких событиях в жизни человека. (Рассказ)
13 Автор произведения «Сказка о рыбаке и рыбке»? (Пушкин)
14 Из какого произведения эти строки:
А вы, друзья, как ни садитесь,
Все в музыканты не годитесь. (Крылов. «Квартет»)
15 Героями какого произведения А. С. Пушкина являются Наина и
Черномор? («Руслан и Людмила»)
16 В каком произведении детективного жанра жук сыграл главную роль?
(Золотой жук. Э.По)
17 Из какого произведения эти строки:
Но только что сумрак на землю упал,
По корням упругим топор застучал,
И пали без жизни питомцы столетий!
Одежду их сорвали малые дети,
Изрублены были тела их потом,
И медленно жгли до утра их огнем. (Лермонтов. Три пальмы.)
Вопросы для второй команды.
1 Имя няни Пушкина? (Арина Родионовна)
2 Какое время года больше всего любил русский поэт Пушкин? (Осень)
3 Как звали друга Тома Сойера? (Гекльберри Финн)
4 Автор произведения «Васюткино озеро»? (Астафьев)
5 Автор строк:
Сижу за решеткой в темнице сырой
Вскормленный неволей орел молодой…
(А.Пушкин)
6 Автор баллады «Кубок»? (В. А. Жуковский)
7 Из какого произведения эти строки:
Под ним струя светлей лазури,
Над ним луч солнца золотой…
А он, мятежный, просит бури,
Как будто в бурях есть покой! (М. Ю. Лермонтов. «Парус»)
8 Автор произведения «Песнь о вещем Олеге»? (А.С.Пушкин)
9 Что такое гипербола? (Чрезмерное преувеличение свойств изображаемого
предмета)
10 Назовите роды литературы. (Эпос, лирика, драма)
11 Речь одного человека в произведении? (Монолог)
12 Вымышленное имя, под которым автор публикует свои произведения?
(Псевдоним)
13 Картина природы в художественном произведении. (Пейзаж)
14 Автор сказки «Снегурочка»? (Островский)
15 Из какого произведения эти строки:

Когда в товарищах согласья нет,
На лад их дело не пойдет,
И выйдет из него не дело, только мука. (И. А. Крылов. «Лебедь, Щука и
Рак»)
16 У героини какого произведения появился двойник, с которым она
побывала в стране зеркал? (Губарев. «Королевство кривых зеркал»)
17 Кто написал произведение про Алые паруса? (Грин)
Кто весел, тот всегда молод! Звучит смех (4)
2 КОНКУРС. “Юморина”
Карточка № 1
Карточка №2
1. Кто из героев русской народной
сказки женился на земноводной
особи?
1. Назовите героиню русской
народной сказки, которая была
лягушкой.
2. Кто из сказочных героев наелся
сам и хозяйку накормил
благодаря смекалке?
3. Назовите героиню сказки
Андерсена, которая подарила
речке свои башмачки.
4. Назовите сказку русского
писателя, где герой вступает в
схватку с Головой.
5. В какой русской народной сказке
брат не послушался сестру, один
раз нарушил санитарно­
гигиенические правила и жестоко
за это поплатился?
2. В какой русской народной
сказке решаются проблемы
жилья или, говоря умным
языком, проблемы жилищно­
коммунального хозяйства?
3. Назовите героиню сказки
Андерсена, которая могла
заморозить своим поцелуем.
4. В какой сказке русского
классика у героя сила заключена
в его бороде?
5. Какой сказочный герой посеял
деньги, думая, что вырастет
денежное дерево и останется
только снимать урожай?
3 КОНКУРС. “В стране стихосложения”

(каждая команда получает стихотворения) Ребята, у меня в руках
стихотворения, но в них произошла какая­то путаница. Слушайте!
(читаем стих). Давайте попробуем правильно расставить знаки
препинания! Загадки зрителям.
Задание № 1
...Кисель там варят из резины
там шины делают из глины
кирпич там жгут из молока
творог готовят из песка
стекло там плавят из бетона
плотины строят из картона
обложки там из чугуна
там варят сталь из полотна
кроят рубахи из пластмассы
посуду делают из мяса
котлеты стряпают из сажи
там ваксу делают из пряжи
прядут там нитки из сукна
костюмы шьют из толокна
кисель там варят.
Задание № 2
В реке там рыба на бугре
мычит корова в конуре
собака лает на заборе
поет синичка в коридоре
играют дети на стене
висит картина на окне
узоры инея в печурке
горят дрова в руках девчурки
нарядная там кукла в клетке
ручной щегол поет салфетки
там на столе лежат коньки
к зиме готовят там очки
лежат для бабушки тетрадки
всегда содержатся в порядке.
4 конкурс. “Собери пословицу”
Звучит музыка (5)
Соотнесите части пословиц из 1 и 2 столбца.
Пока команды работают над пословицами, можно готовиться к домашнему
заданию!
Задание
1 Кто другому яму копает,
2 Любишь кататься,
3 Муж возом не навозит,
1 тот о том и говорит.
2 надо свой разум наточить.
4 Кто ест скоро,
5 На охоту ехать ­
6 Кто рано встаёт,
7 Любовь не картошка ­
оказаться.
4 от того и наберешься.
5 по­волчьи выть.
6 тому глаз вон.
7 враг мой.

8 У кого что болит,
9 На то она и щука,
10Не говори о себе худо,
11Чтобы других учить,
12Кто старое помянет,
13Не спеши языком,
находиться,
15По одежке встречают,
16Слово – серебро,
17С кем поведешься,
18Язык мой ­
19С волками жить ­
20Не давай повадки,
8 тот сам в нее попадает.
9 чтобы не было оглядки.
10по уму провожают.
11люби и саночки возить.
12тому Бог даёт.
13молчание золото.
14что жена горшком наносит.
15другие об этом позаботятся.
16спеши делом.
17тот и работает споро.
18не выбросишь в окошко.
19собак кормить.
20чтоб карась не дремал.
1 Кто другому яму копает,
2 Любишь кататься,
3 Муж возом не навозит,
4 Кто ест скоро,
5 На охоту ехать ­
6 Кто рано встаёт,
7 Любовь не картошка ­
8 У кого что болит,
9 На то она и щука,
10Не говори о себе худо,
11Чтобы других учить,
12Кто старое помянет,
13Не спеши языком,
Ответы
8 тот сам в нее попадает.
11люби и саночки возить.
14что жена горшком наносит.
17тот и работает споро.
19собак кормить.
12тому Бог даёт.
18не выбросишь в окошко.
1 тот о том и говорит.
20чтоб карась не дремал.
15другие об этом позаботятся.
2 надо свой разум наточить.
6 тому глаз вон.
16спеши делом.

14С пчелкой водиться ­ в медку
3 а с жуком связаться – в навозе
находиться,
15По одежке встречают,
16Слово – серебро,
17С кем поведешься,
18Язык мой ­
19С волками жить ­
20Не давай повадки,
оказаться.
10по уму провожают.
13молчание золото.
4 от того и наберешься.
7 враг мой.
5 по­волчьи выть.
9 чтобы не было оглядки.
5 конкурс. Домашнее задание.
6 конкурс. “Узнай произведение и его автора”
Перед вами 6 карточек, на которых отрывок из произведения.
Подумайте, из какого произведения взят данный отрывок. Назовите
автора этого произведения. Расскажите, что произойдёт дальше.
Отрывок № 1
Отрывок № 2
И начал так: “Друзья! К чему
весь этот шум?
Я, ваш старинный сват и кум,
Пришёл мириться к вам,
совсем не ради ссоры;
Забудем прошлое, уставим
общий лад!”
(И. А. Крылов “Волк на
псарне)
“Кто, рыцарь ли знатный иль латник простой,
В ту бездну прыгнет с вышины?
Бросаю мой кубок туда золотой:
Кто сыщет во тьме глубины
Мой кубок и с ним возвратится безвредно,
Тому он и будет наградой победной”.
(В. А. Жуковский “Кубок”)
Отрывок № 4
“ Взглянул мальчик в зеркало и чуть не упал.
Увидел Петя Зубов, что превратился он в
высокого, худого, бледного старика. Выросла у
него седая окладистая борода, усы. Морщины
покрыли сеткою лицо»
(Шварц “Сказка о потерянном времени”)
Отрывок №3
Запомни же ныне ты слово
моё:
Воителю слава ­ отрада;
Победой прославлено имя
твоё;
Твой щит на вратах
Цареграда;
И волны и суша покорны
тебе;
Завидует недруг столь

дивной судьбе. (А. С.
Пушкин “Песнь о вещем
Олеге”)
Отрывок № 5
“Дело было к вечеру. Он шёл
тихо и глядел на воду. Вдруг
ему показалось, что что­то
барахтается в тине у самого
берега. Он нагнулся и
увидел...”
(И. С. Тургенев “Муму”)
Отрывок № 6
“Сначала никто этого не заметил. Мальчик
глядел тем тусклым и неопределенным
взглядом, каким глядят до известного возраста
все новорожденные дети. Дни уходили за днями,
жизнь нового человека считалась уже неделями.
Его глаза прояснились, с них сошла мутная
поволока, зрачок определился. Но дитя не
поворачивало головы за светлым лучом,
проникавшим в комнату вместе с веселым
щебетаньем птиц» (В. Г. Короленко « Слепой
музыкант”)
7 конкурс. “Найди слова”
В этом рассказике спрятаны названия пяти копытных животных. Одни –
в окончании одного слова и начале следующего. Другие – между словами
с предлогом. Третьи ­ еще где­нибудь.
А чтобы зрители не скучали, я подготовила и для них вопросы из
произведений! Выявим самого эрудированного в литературной области.
На лыжах
Однажды мы отправились кататься на лыжах. Вначале шли быстро и легко.
Затем начались трудности. Когда спускались с горки, Колька Банников упал
и сломал новую лыжу. И мы все, чтобы Кольке не было обидно, решили
вернуться. Назад он шел на одной лыже.
Домой мы добрались к вечеру, потому что Колька то и дело проваливался в
сугроб. А раньше мы успевали к обеду. Такое уж невеселое приключение
случилось с нами в тот день.
8 конкурс. “Буриме”

БУРИМЕ – стихотворение на заранее заданные, необычные рифмы. Форма
буриме возникла в первой половине 17 века во Франции, поводом послужил
следующий случай. Некий поэт Дюло заявил, что он потерял рукопись с 300
сонетами. Такое количество произведений вызвало у публики сомнение. Тогда
Дюло признался, что написал не 300 сонетов, а лишь заготовил для них
рифмы, и его друзья решили написать сонеты на готовые рифмы. Так возникла
форма буриме как стихотворной игры. Попробуйте и вы поиграть в буриме!
Музыка 6.
Задание:
Пели – смотрели
Кружок – пирожок
Капустный – вкусный
Другой – курагой
В прятки – лошадки
Ушли – легли.
Без огня – у меня
Днем ­ в нем
Вечерком – огоньком
С травой – живой.
Пример:
Мы сегодня песни пели,
Много мультиков смотрели.
Потом сели в кружок,
Чтоб готовить пирожок.
Пирожок капустный,
Очень­очень вкусный.
Решили сделать другой.
Правда, с курагой.
Затем играли в прятки,
Скакали как лошадки.
Затемно домой пришли,
очень быстро спать легли.
9 КОНКУРС. “Узнай писателя по фото”
Подумайте, чье фото перед вами на экране. Назовите фамилию писателя
и его произведения.
10 конкурс (конкурс капитанов). “Cкороговорки”
1.Стоит поп на копне, колпак на попе, копна под попом, поп под колпаком.
2. Пришёл Прокоп – кипел укроп, ушёл Прокоп – кипит укроп. Как при
Прокопе кипел укроп, так и без Прокопа кипит укроп.
Ведущий (Музыка 1)
Как прекрасен мир книги! Как удивителен литературный мир! Сколько
открытий мы делаем, читая строки талантливых писателей! Так хочется

пожелать всем нашим участникам, зрителям и гостям, быть ближе к
миру литературы!
Итак, подведем итоги нашей викторины! Слово Жюри!
До свидания, дорогие друзья, до новых встреч!
Для Зрителей!
Отрывок № 1
“Что за улица! Что за городок! Мостовая вымощена перламутром; небо
пестренькое, черепаховое, по небу ходит золотое солнышко; поманишь его,
оно с неба сойдет, вкруг руки обойдет и опять поднимается”.
(В. Ф. Одоевский “Городок в табакерке”)
Отрывок № 2
“Подъезжают; у ворот
Из столбов хрустальный свод;
Все столбы те завитые
Хитро в змейки золотые;
На верхушках три звезды,
Вокруг терема сады;
На серебряных там ветках,
В раззолоченных во клетках
Птицы райские живут,
Песни царские поют.
А ведь терем с теремами
Будто город с деревнями;
А на тереме из звемзд –
Православный русский крест”
(П. П. Ершов “Конёк­горбунок”)
Отрывок № 3
“В праздничный день и пришел он к тем людям, у кого сиротка жила. Видит –
полна изба народу, больших и маленьких. У печки девчонка сидит, а рядом с
ней кошка бурая. Девчонка маленькая, и кошка маленькая и до того худая да
ободранная, что редко кто такую в избу пустит. Девчонка эту кошку гладит, а
она до того звонко мурлычет, что по всей избе слышно”.
(П. Бажов “Серебряное копытце”)
Отрывок № 4

“Старичок хотел заспорить,
Но с иным накладно вздорить;
Царь хватил его жезлом
По лбу; тот упал ничком,
Да и дух вон. – Вся столица
Содрогнулась...”
(А. С. Пушкин “Сказка о Золотом петушке”)
Отрывок № 5
“Живет в поповом доме,
Спит себе на соломе,
Ест за четверых,
Работает за семерых;
До светла все у него пляшет,
Лошадь запряжет, полосу вспашет,
Печь затопит, все заготовит, закупит,
Яичко испечет, да сам и облупит”.
(А. С. Пушкин “Сказка о попе и работнике его Балде”)
Загадки
Ждали маму с молоком,
А пустили волка в
дом…
Кем же были эти
Маленькие дети?
В детстве все над ним смеялись,
Оттолкнуть его старались:
Ведь никто не знал, что он
Белым лебедем рожден.
Покупала самовар,
А спасал ее комар.
Была она артисткой
Прекрасной, как
звезда,
От злого Карабаса
Сбежала навсегда.
Уплетая калачи,

Ехал парень на печи.
Прокатился по
деревне
И женился на царевне.
Эта скатерть знаменита
Тем, что кормит всех
досыта,
Что сама собой она
Вкусных кушаний полна.
Сладкий яблок аромат
Заманил ту птицу в сад.
Перья светятся огнём,
И светло вокруг, как
днём.
Как у Бабы у Яги
Нет совсем одной ноги,
Зато есть
замечательный
Аппарат летательный.
Какой?
Он разбойник, он
злодей,
Свистом он пугал людей.
И зайчонок, и волчица ­
Все бегут к нему
лечиться.
В гости к бабушке пошла,
Пироги ей понесла.
Серый Волк за ней
следил,
Обманул и проглотил.
Он в Италии родился,
Он своей семьёй гордился.
Он не просто мальчик­лук,

Он надёжный, верный
друг.
Над простым моим вопросом
Не потратишь много сил.
Кто мальчишку с длинным носом
Из полена смастерил?
Мой вопрос совсем не трудный,
Он ­ про город Изумрудный.
Кто там был правитель славный?
Кто там был волшебник главный?
Наряд мой
пестрый,
Колпак мой острый,
Мои шутки и смех
Веселят всех.
Всех важней она в
загадке,
Хоть и в погребе жила:
Репку вытащить из грядки
Деду с бабкой помогла.
Вот совсем
нетрудный,
Коротенький вопрос:
Кто в чернилку сунул
Деревянный нос?
Красна девица
грустна:
Ей не нравится весна,
Ей на солнце тяжко!
Слезы льет бедняжка!
Носик круглый, пятачком,
Им в земле удобно рыться,
Хвостик маленький

крючком,
Вместо туфелек -
копытца.
Трое их - и до чего же
Братья дружные похожи.
Отгадайте без подсказки,
Кто герои этой сказки?
Возле леса, на опушке,
Трое их живет в избушке.
Там три стула и три
кружки,
Три кроватки, три
подушки.
Угадайте без подсказки,
Кто герои этой сказки?
Болото – дом ее родной.
К ней в гости ходит
Водяной.
Толстяк живет на
крыше,
Летает он всех выше.
Скорей бы приблизился
вечер,
И час долгожданный настал,
Чтоб мне в золоченой карете
Поехать на сказочный бал
Она была подружкой
гномов
И вам, конечно же,
знакома.
С кем Мороз играет в прятки,
В белой шубке, в белой шапке?
Знают все его дочурку,
И зовут ее…

Стрела молодца угодила в болото,
Ну где же невеста? Жениться
охота!
А вот и невеста, глаза на макушке.
Невесту зовут …
Гармошка в руках,
На макушке
фуражка,
А рядом с ним важно
Сидит Чебурашка.
Редчайший зверь и прячется в засаде,
Его поймать никто не может.
Он с головами впереди и сзади,
Лишь Айболит нам угадать его
поможет.
А ну­ка думай и смекай,
Ведь этот зверь – …
ОТВЕТ
Приходит он ко всем глубокой ночью,
И зонтик свой волшебный открывает:
Зонт разноцветный – сон ласкает очи,
Зонт чёрный – снов в помине не бывает.
Послушным детям – зонтик разноцветный,
А непослушным – чёрный полагается.
Он гном­волшебник, многим он известный,
А ну скажи, как гном тот называется.
ОТВЕТ
Из танцзала короля
Девочка домой бежала,
Туфельку из хрусталя
На ступеньках потеряла.
Тыквой стала вновь

карета…
Кто, скажи, девчушка эта?
ОТВЕТ
Отвечайте на вопрос:
Кто в корзине Машу нёс,
Кто садился на пенёк
И хотел съесть пирожок?
Сказочку ты знаешь
ведь?
Кто же это был? …
ОТВЕТ
Родилась у мамы дочка
Из прекрасного цветочка.
Хороша, малютка просто!
С дюйм была малышка ростом.
Если сказку вы читали,
Знаете, как дочку звали.
ОТВЕТ
Кто любил играть и
петь?
Два мышонка ­ Круть и...
ОТВЕТ
Дед и баба вместе жили,
Дочку из снежка слепили,
Но костра горячий жар
Превратил девчурку в
пар.
Дед и бабушка в печали.
Как же их дочурку звали?
ОТВЕТ
Что за сказка: кошка,
внучка,
Мышь, ещё собака Жучка

Деду с бабой помогали,
Корнеплоды собирали?
ОТВЕТ
Они везде вдвоём всегда,
Зверята - «неразлейвода»:
Он и его пушистый друг,
Шутник, медведик Винни­
Пух.
И если это не секрет,
Скорее дайте мне ответ:
Кто этот милый толстячок?
Сын мамы­хрюшки - ...
ОТВЕТ
Она Буратино учила писать,
И ключ золотой помогала искать.
Та девочка­кукла с большими
глазами,
Как неба лазурного высь, волосами,
На милом лице - аккуратненький
нос.
Как имя её? Отвечай на вопрос.
ОТВЕТ
Сказку быстро вспоминай:
Персонаж в ней - мальчик
Кай,
Королева Снежная
Сердце заморозила,
Но девчурка нежная
Мальчика не бросила.
Шла она в мороз, метели,
О еде забыв, постели.
Шла она на помощь другу.
Как зовут его подругу?
ОТВЕТ

Этот сказочный герой
С хвостиком, усатый,
В шляпе у него перо,
Сам весь полосатый,
Ходит он на двух ногах,
В ярко­красных
сапогах.
ОТВЕТ
У этого героя
Дружок есть -
Пятачок,
Он Ослику в подарок
Нёс пустой горшок,
Лез в дупло за мёдом,
Пчёл гонял и мух.
Имя медвежонка,
Конечно, - ...
ОТВЕТ
Любит есть он бутерброд
Не как все, наоборот,
Он в тельняшке, как
моряк.
Звать кота, скажите, как?
ОТВЕТ
В Простоквашино живёт,
Службу там свою несёт.
Почта­дом стоит у речки.
Почтальон в ней -
дядя...
ОТВЕТ
Его отца схватил Лимон,
В темницу бросил папу он...
Редиска - мальчика подруга,
Не бросила в беде той друга

И помогла освободиться
Отцу героя из темницы.
И знает каждый без
сомнений,
Героя этих приключений.
ОТВЕТ
На снежных санях Королева
По зимнему небу летела.
Коснулась мальца,
невзначай.
Холодным, недобрым стал …
ОТВЕТ

Библиотечный урок

на тему: «Игра-викторина по литературным произведениям»

Возраст: 1-4 классы специальной (коррекционной) школы VIII вида

Цели: закрепить знания детьми литературных произведений; активизировать внимание, развивать речь детей;

воспитывать любовь и интерес к чтению.

Оборудование: карточки с заданиями, сундучок, портреты литературных героев.

Оформление: иллюстрации и детские рисунки к литературным произведениям, плакаты о необходимости чтения.

    Организация начала мероприятия .

    Постановка проблемы. Формулирование темы и целей урока.

На свете есть чудесная страна,

Где книги добрые живут.

Известна всем читателям она,

И там всегда нас в гости ждут.

В любой стране ты сможешь побывать,

Не выходя из комнаты своей,

Лишь стоит книгу в руки взять,

Наедине оставшись с ней.

Ребята, а какое значение имеет книга для вас? (из книг можно узнать много интересного и полезного, с ней интересно коротать время, поездки становятся увлекательней с книгой, по-настоящему грамотным можно стать только благодаря книге)

Сегодня на уроке мы будем говорить о книгах, о литературных произведениях, их авторах и героях, вспомним произведения, с которыми знакомились на уроках, на библиотечных часах, при самостоятельном чтении.

    Проведение игры

Игровое упражнение «Узнай сказку».

Я зачитаю вам отрывки из разных произведений, а вы попробуйте узнать и назвать их.

1. А дорога далека,

А корзинка не легка.

Сесть бы на пенёк,

Съесть бы пирожок.

(«Маша и медведь».)

2. «Лети-лети, лепесток,

Через запад на восток,

Через север, через юг,

Возвращайся, сделав круг...»

(В. Катаев «Цветик-семицветик».)

3. «...У старшего сына стрела упала на боярский двор...» («Царевна-лягушка».)

4. «...Жил старик со своею старухой у самого синего моря...» (А. С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке».)

5. «- Яблонька, матушка, спрячь меня.

Поешь моего лесного яблочка, спрячу» («Гуси-лебеди».)

6. «...Вырой ямку, положи золотой, полей хорошенько из лужи, да не забудь сказать: «Рекс, пекс, фекс...» (А. Толстой «Золотой ключик».)

7. «...Идут вёдра по деревне, а народ дивится...» («По щучьему велению».)

8. «...Тут конёк ему заржал.

Не тужи, Иван, - сказал, -

Велика беда, не спорю,

Но помочь могу я горю...» (Ершов «Конёк-Горбунок».)

9. «Кто ложился в мою постель и смял её?» («Три медведя».)

10. «Чем тебе крот не муж? У самой королевы нет такой чёрной бархатной шубы, как у него» (Г. X. Андерсен «Дюймовочка».)

Игровое упражнение «Кто этот герой?»

    Появился я на птичьем дворе, и до того был безобразный, с большой головой, длинной шеей, что птицы не приняли меня в свою семью. (Андерсен «Гадкий утенок»)

    Я на балу никогда не бывала,

Чистила, мыла, варила и пряла.

Когда же случилось попасть мне на бал,

То голову принц от любви потерял.

(Перро «Золушка»)

    Это было тогда, когда на наших окнах зацвели прекрасные розы. Мы жили дружно и весело, но однажды мне в глаз попал осколок. (Кай из сказки Андерсена «Снежная королева»)

Игровое упражнение «Узнай по картинке» (узнать литературного героя на картинке)

Игровое упражнение «Угадай произведение по отрывку»

    Вот моя деревня,

Вот мой дом родной,

Вот качусь я в санках

По горе крутой.

(И. Суриков «Детство»)

2. Жил человек рассеянный

На улице Бассейной,

Сел он утром на кровать,

Стал рубашку надевать,

В рукава просунул руки,

Оказалось – это брюки.

(С. Маршак «Человек рассеянный»)

    Ветер, ветер, ты могуч,

Ты гоняешь стаи туч,

Ты волнуешь сине море,

Всюду веешь на просторе.

(А. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»)

4. Лихо меряли шаги

Две огромные ноги,

Сорок пятого размера

Покупал он сапоги.

(С. Михалков «Дядя Степа»)

5. Мишка очень любит мед,

Почему? Кто поймет?

В самом деле – почему

Мед так нравится ему?

(А. Милн «Вини-Пух и все, все, все»)

6. Кто стучится в дверь ко мне

С толстой сумкой на ремне,

С цифрой «пять» на медной бляшке,

В синей форменной фуражке.

(С. Маршак «Почта»)

Игровое упражнение «Сказочные фразы».
В сундучке лежат волшебные цветочки, на их лепестках написаны фразы из сказок, но половина каждой фразы исчезла. Нам нужно закончить фразу. Желающий выходит, берёт цветок, читает начало фразы, а все хором продолжают.

В некотором царстве…(в некотором государстве). . По щучьему велению…(по моему хотению). . Скоро сказка сказывается…(да не скоро дело делается). . Несёт меня лиса…(за дальние леса, за быстрые реки, за высокие горы). . И я там был, мёд – пиво пил…(по усам текло, а в рот не попало). . Стали они жить - поживать…(и добра наживать).

Игровое упражнение «Дедушка-путаник»

Я расскажу вам сказку, как только вы услышите ошибку, хлопайте в ладоши.

Жила-была одна девочка, и звали ее Желтая Шапочка.

Нет, Красная.

Ах, да, Красная Шапочка. Однажды мама позвала ее и говорит: «Зеленая Шапочка…»

Да нет же, Красная!

Ах, да. Красная. «Сходи, пожалуйста, к тете и отнеси ей эту картофельную шелуху...»

Нет! «Пойди к бабушке и отнеси ей пирожки».

Ну ладно. Вошла девочка в лес, а навстречу ей жираф.

Нет, не жираф, а волк.

Да. Волк и говорит:»Сколько будет пятью пять?»

Нет. Он спросил:»Куда идешь, Красная Шапочка?»

Твоя правда. А Черная Шапочка отвечает…

Она Красная!

А она отвечает: «Я иду на рынок за томатным соусом»

Нет. «Я иду навестить больную бабушку, только вот заблудилась и не найду дороги».

Правильно. А лошадь и говорит…

Какая лошадь? Там ведь был волк!

Конечно, волк. Волк и говорит: «Сядь на 75 трамвай, выходи на площади, поверни направо, пройди по лестнице, купи жевательную резинку». Или не так?

О какой сказке идет речь?

    Подведение итогов

Что мы сегодня вспомнили и повторили?

Считаете ли вы наше занятие нужным и полезным? Почему?

Какой вывод можно сделать?