Виктор михайлович васнецов - биография и описание картин. Виктор михайлович васнецов - биография и описание картин Презентация на тему васнецов виктор михайлович

Слайд 2

  • 3 (15) мая 1848
  • 23 июля 1926 (78 лет)

Виктор Михайлович Васнецов (родился 3 (15) мая 1848 года - умер 23 июля 1926 года) - один из известнейших русских художников.

Слайд 3

Виктор Михайлович Васнецов был одним из первых мастеров русской живописи, кто взялся за самые разнообразные области искусства - театральную декорацию, архитектуру, прикладное искусство и иллюстрацию.

Слайд 4

Заречная слободка Берендеевка

Заречная слободка Берендеевка

Эскиз декорации к опере Н.А.Римского-Корсакова "Снегурочка"1885г, холст, масло, Государственная Третьяковская галерея, Москва.

Когда Репин увидал декорации и костюмы В. Васнецова к опере «Снегурочка», то написал Стасову: «Васнецов сделал для костюмов рисунки. Он сделал такие великолепные типы - вoсторг... я уверен, что никто там у вас не сделает ничего пoдoбнoгo. Это просто шедевр».

Слайд 5

Эскизы костюмов к опере Н. А. Римского - Корсакова "Снегурочка»

Виктор Михайлович Васнецов очень любил театр. Для весенней сказки А.Н.Островского «Снегурочка», поставленной в частном театре в московском доме С.И.Мамонтова, Васнецов не только сочинил эскизы декораций и костюмов,но исам исполнил роль Деда Мороза.

Слайд 6

Рисунок волшебной декорации подводного дна в «Русалке», созданный Васнецовым, даже спустя многие десятилетия лишь незначительно изменялся.

Слайд 7

Конец 1890-х годов был отмечен работой Васнецова над иллюстрациями к "Песне о вещем Олеге" Пушкина для академического издaния к столетию со дня рождения поэта.

Слайд 8

Гусляры

  • Слайд 9

    Снегурочка 1899 г.

  • Слайд 10

    «Три царевны Темного царства» 1881 г.

    Слайд 11

    "Иван Царевич на сером волке" Дата: 1889 г.

  • Слайд 12

    Царевна-лягушка 1918 г.

  • Слайд 13

    Ковёр-самолёт 1880 г.

  • Слайд 14

    «Алёнушка» (1881)

    «Алёнушка» (1881)

    Простоволосая девушка, сидя на камне у пруда, задумалась над своей горькой судьбой. Окружающая природа – бледно-серое небо, колючие лапы ёлок, облетевшие осины и тёмная поверхность пруда с застывшими на нём жёлтыми листьями – всё передаёт её подавленное состояние. На густой глади омута не видно отражения тоскующей героини: её словно затягивает туда. Мастер не просто написал художественный лирический образ из сказки про Алёнушку и её братца Иванушку, он проникновенно отобразил на полотне страдающую душу русского народа.

    Слайд 15

    Академик живописи, иллюстратор, декоратор и архитектор Виктор Михайлович Васнецов скончался в своём доме в Москве 23 июля 1926 и похоронен на Введенском кладбище. Созданные им произведения являются национальным достоянием, отражающим героизм и душу русского народа.

    Посмотреть все слайды

    Виктор

    Михайлович

    Васнецов

    (1848 – 1926)

    Выполнила

    Сюзева Наталья

    Федоровна


    Русская история,

    фольклор,

    в конце XIX века

    привлекали

    особенное внимание

    и интерес.

    Исследователи начали всерьез изучать язык своего народа, его быт, собирать песни и сказания.

    Баян


    Родился В.М.Васнецов в уральской деревушке, затерявшихся среди непроходимых сказочных лесов. Здесь, наблюдая жизнь простых крестьян, он воспламенился любовью к народному искусству.

    За водой


    «Я жил в селе, среди мужиков и баб, любил их попросту, как своих друзей-приятелей, слушал их песни и сказки, заслушивался на посиделках при свете и треске лучины…». – писал В.М.Васнецов.

    Аленушка


    «Спящая царевна»

    Спящая царевна

    Своим творчеством Виктор Михайлович открыл зрителям дорогу в прекрасный мир сказки, оживил «преданья старины глубокой».



    В образах этих витязей словно весь русский народ встал на защиту Отечества, заслонив собой родную землю. Художник сумел замечательно передать

    характеры своих героев.

    Благороден и храбр Добрыня Никитич,

    Хитер и увертлив Алеша Попович.

    Могуч и добр Илья Муромец,


    «Сирин и Алконост. «Песнь

    радости и печали»

    На гладях бесконечных вод,

    Вещает иго злых татар,

    Закатом в пурпур облеченных,

    Вещает казней ряд кровавых,

    Она вещает и поет,

    И трус, и голод, и пожар,

    Не в силах крыл поднять смятенных …

    Злодеев силу, гибель правых .


    Теме вечной борьбы

    добра со злом посвящено полотно «Бой Добрыни Никитича с семиглавым Змеем Горыновичем».

    Змей черной тучей навис над витязем, и, кажется вот – вот поглотит его.

    Но смел и мужествен Добрыня. Во всей его осанке ощущается уверенность в победе .


    «Витязь на распутье»

    Каждому человеку приходится стоять на распутье. Сомнения одолевают, будущее страшит.

    Перед таким же выбором стояла Россия в те годы. Царская власть или революция? По какому пути пойти?


    Былина соединяет в себе исторические факты и поэтическую фантазию. Васнецову было близко и то и другое. Недаром он написал не только картины из русской истории, но и множество чисто сказочных героев.

    «Иван царевич на сером волке»


    «Снегурочка»

    «Баба - яга»

    Его сказочные образы написаны так подробно и реалистично, что кажется, будто художник увидел их в действительности.


    В задорном танце Царевны-лягушки мы узнаем размах русской души.

    «Царевна-

    лягушка »


    «Кощей Бессмертный»

    Мрачное царство Кощея Бессмертного и сегодня еще пытается

    прельщать юные души.


    Царевна-Несмеяна с пренебрежением отворачивается от кривляний заморских поклонников.

    «Несмеяна-царевна»

    Биографическая справка Годы жизни: Годы жизни: Родился в селе Лопьял, в семье священника Родился в селе Лопьял, в семье священника Учился в духовной семинарии в Вятке (1862–1867), затем в Петербурге, в рисовальной школе Учился в духовной семинарии в Вятке (1862–1867), затем в Петербурге, в рисовальной школе Был членом «товарищества передвижников» Был членом «товарищества передвижников» Молодой Васнецов всецело следовал традициям передвижнического бытописания, – таковы его образы обедневшей старой четы, перебирающейся «с квартиры на квартиру» (в одноименной картине 1876, Третьяковская галерея), либо припозднившихся картежников (Преферанс, 1879, там же). Молодой Васнецов всецело следовал традициям передвижнического бытописания, – таковы его образы обедневшей старой четы, перебирающейся «с квартиры на квартиру» (в одноименной картине 1876, Третьяковская галерея), либо припозднившихся картежников (Преферанс, 1879, там же).


    Краткая справка ТОВАРИЩЕСТВО ПЕРЕДВИЖНИКОВ («Товарищество передвижных художественных выставок»), крупнейшее из русских художественных объединений 19 в. ТОВАРИЩЕСТВО ПЕРЕДВИЖНИКОВ («Товарищество передвижных художественных выставок»), крупнейшее из русских художественных объединений 19 в. Они создавали новое, раскрепощенное от канонов академической классики искусство, призванное открывать миру ход истории, тем самым подготавливая тем самым образ мысли к будущему. Они создавали новое, раскрепощенное от канонов академической классики искусство, призванное открывать миру ход истории, тем самым подготавливая тем самым образ мысли к будущему. У «передвижников» таким художественно-историческим «зеркалом» предстала в первую очередь современность: центральное место на выставках заняли жанрово-бытовые мотивы, «вся Россия» в ее многоликой повседневности. У «передвижников» таким художественно-историческим «зеркалом» предстала в первую очередь современность: центральное место на выставках заняли жанрово-бытовые мотивы, «вся Россия» в ее многоликой повседневности.


    Биографическая справка Между тем Васнецовы жили совсем просто - как и большинство семейств сельских священников. Между тем Васнецовы жили совсем просто - как и большинство семейств сельских священников. «Критическая» школа живописи второй половины 19-го века любила изображать попов корыстолюбивыми пьяницами. (партийные интересы) «Критическая» школа живописи второй половины 19-го века любила изображать попов корыстолюбивыми пьяницами. (партийные интересы) Васнецов же в своих письмах говорил об отце: "Вспомнить моего дорогого отца, глубоко религиозного и философски настроенного, который, прогуливаясь с нами, детьми, по полям в звездные августовские ночи, влил в наши души живое неистребимое представление о действительно сущем Боге!" Васнецов же в своих письмах говорил об отце: "Вспомнить моего дорогого отца, глубоко религиозного и философски настроенного, который, прогуливаясь с нами, детьми, по полям в звездные августовские ночи, влил в наши души живое неистребимое представление о действительно сущем Боге!"


    Биография и творчество Положение семьи не позволило молодому человеку обучаться в художественной школе Положение семьи не позволило молодому человеку обучаться в художественной школе Пришлось соблюдать традицию и обучаться в духовной семинарии (там обучение было бесплатным), но Виктор не доучился там всего год Пришлось соблюдать традицию и обучаться в духовной семинарии (там обучение было бесплатным), но Виктор не доучился там всего год На последнем курсе он продал две свои картины «Молочница» и «Жница» и поехал в Москву с 10 рублями в кармане На последнем курсе он продал две свои картины «Молочница» и «Жница» и поехал в Москву с 10 рублями в кармане Сдав успешно экзамены, поступил в Академию. Там он подружился с Репиным Сдав успешно экзамены, поступил в Академию. Там он подружился с Репиным Дебют прошел в 1874 г. с полотном «Чаепитие в трактире» Дебют прошел в 1874 г. с полотном «Чаепитие в трактире» Академии Васнецов не окончил - его влекла иная живопись. Распростившись в 1875 году с ней, он в 1876 году уехал за границу и более года жил в Париже, где тесно общался с находившимися там в пенсионерской командировке Репиным и Поленовым. Академии Васнецов не окончил - его влекла иная живопись. Распростившись в 1875 году с ней, он в 1876 году уехал за границу и более года жил в Париже, где тесно общался с находившимися там в пенсионерской командировке Репиным и Поленовым.


    Биография и творчество Васнецов переехал на жительство в Москву, сблизился с С. Мамонтовым и П. Третьяковым, стал активнейшим членом Абрамцевского художественного кружка. Он подолгу жил в Абрамцеве, спроектировал для имения церковь Спаса Нерукотворного, оформлял спектакли мамонтовской Частной оперы, увлекся русским фольклором. Москва стала для художника землей обетованной, здесь он понял, что (цитируя Васнецова) "только среди московских исторических памятников, ее великого, незабываемого, волнующего прошлого расцветет мое дарование, окрепнет умение, разовьется вдохновение, сбудутся поэтические мечты". Васнецов переехал на жительство в Москву, сблизился с С. Мамонтовым и П. Третьяковым, стал активнейшим членом Абрамцевского художественного кружка. Он подолгу жил в Абрамцеве, спроектировал для имения церковь Спаса Нерукотворного, оформлял спектакли мамонтовской Частной оперы, увлекся русским фольклором. Москва стала для художника землей обетованной, здесь он понял, что (цитируя Васнецова) "только среди московских исторических памятников, ее великого, незабываемого, волнующего прошлого расцветет мое дарование, окрепнет умение, разовьется вдохновение, сбудутся поэтические мечты".


    Биография и творчество О произошедших переменах возвестило показанное в 1880 году на VIII передвижной выставке полотно "После побоища Игоря Святославича с половцами", созданное по мотивам "Слова о полку Игореве". Картину приняли неоднозначно - Васнецов утверждал, что все "стояли к ней спиной". Это не так, конечно, - о ней восхищенно отзывались И. Крамской, П. Чистяков и И. Репин, хотя патриарх передвижничества Г. Мясоедов топал перед ней ногами, требуя убрать эту "мертвечину" с выставки за измену критическому "направлению". О произошедших переменах возвестило показанное в 1880 году на VIII передвижной выставке полотно "После побоища Игоря Святославича с половцами", созданное по мотивам "Слова о полку Игореве". Картину приняли неоднозначно - Васнецов утверждал, что все "стояли к ней спиной". Это не так, конечно, - о ней восхищенно отзывались И. Крамской, П. Чистяков и И. Репин, хотя патриарх передвижничества Г. Мясоедов топал перед ней ногами, требуя убрать эту "мертвечину" с выставки за измену критическому "направлению".


    Биография и творчество Между тем в этой и последующих за ней работах Васнецов пытался показать "положительные" пути российскому обществу, вступающему в период беспочвенности, нестроения и смут (менее чем через год революционеры разорвали бомбой на части императора Александра II). Между тем в этой и последующих за ней работах Васнецов пытался показать "положительные" пути российскому обществу, вступающему в период беспочвенности, нестроения и смут (менее чем через год революционеры разорвали бомбой на части императора Александра II).


    Биография и творчество Выполнением той же благородной задачи был обусловлен и следующий этап жизни и творчества Васнецова, связанный с его деятельностью по оформлению Владимирского собора в Киеве, которой он отдал более десяти лет (). Поначалу искусствовед А. Прахов привлек к этой работе М. Врубеля, но его иконопись оказалась слишком "модернистской" и не слишком органичной для традиционного православного сознания. В конце концов, собор расписали В. Васнецов и М. Нестеров - Васнецов после этого стал популярнейшим русским иконописцем, ему подражали, на него просыпался дождь церковных заказов. (Справа – Икона: Богоматерь с младенцем) Выполнением той же благородной задачи был обусловлен и следующий этап жизни и творчества Васнецова, связанный с его деятельностью по оформлению Владимирского собора в Киеве, которой он отдал более десяти лет (). Поначалу искусствовед А. Прахов привлек к этой работе М. Врубеля, но его иконопись оказалась слишком "модернистской" и не слишком органичной для традиционного православного сознания. В конце концов, собор расписали В. Васнецов и М. Нестеров - Васнецов после этого стал популярнейшим русским иконописцем, ему подражали, на него просыпался дождь церковных заказов. (Справа – Икона: Богоматерь с младенцем)


    Биография и творчество Слава художника росла - особенно после триумфальной персональной выставки 1899 года, где он показал публике своих "Богатырей". В 1893 году Васнецов получил звание действительного академика живописи, годом ранее - профессора Академии. Последнее звание он сложил с себя в революционном 1905 году - в знак протеста против большего увлечения студентов академии политикой, нежели живописью. Слава художника росла - особенно после триумфальной персональной выставки 1899 года, где он показал публике своих "Богатырей". В 1893 году Васнецов получил звание действительного академика живописи, годом ранее - профессора Академии. Последнее звание он сложил с себя в революционном 1905 году - в знак протеста против большего увлечения студентов академии политикой, нежели живописью.


    Биография и творчество Революции Васнецов, разумеется, не принял. Он доживал свою долгую жизнь в стране, которую уже не мог назвать любимой Россией, - сама аббревиатура "СССР" была ему ненавистна. Распоясывающиеся на глазах художественные журналы громили его творчество, самого художника называя "обветшалым", "ретроградом и мракобесом". Но до последних дней Васнецов не выпускал кисти из рук. Он умер в своем московском доме 23 июля 1926 года - последняя работа художника, портрет его старого товарища и во многом ученика, продолжившего его дело, М. Нестерова, остался неоконченным. (справа икона «снятие с креста») Революции Васнецов, разумеется, не принял. Он доживал свою долгую жизнь в стране, которую уже не мог назвать любимой Россией, - сама аббревиатура "СССР" была ему ненавистна. Распоясывающиеся на глазах художественные журналы громили его творчество, самого художника называя "обветшалым", "ретроградом и мракобесом". Но до последних дней Васнецов не выпускал кисти из рук. Он умер в своем московском доме 23 июля 1926 года - последняя работа художника, портрет его старого товарища и во многом ученика, продолжившего его дело, М. Нестерова, остался неоконченным. (справа икона «снятие с креста»)

    Васнецов Виктор Михайлович Художник-живописец Биография

    • Виктор Михайлович Васнецов родился 15 мая 1848 года в русском селе Лопьял Уржумского уезда Вятской губернии (ныне Кировская область), в семье православного священника Михаила Васильевича Васнецова (1823-1870), происходившего из древней вятской фамилии Васнецовых.
    • Учился в духовном училище (1858-1862), затем в Вятской духовной семинарии. Брал уроки рисования у гимназического учителя рисования Н. Г. Чернышева. С благословения отца оставил семинарию с предпоследнего курса и уехал в Петербург для поступления в Академию художеств. Учился живописи в Петербурге - сперва у И. Н. Крамского в Рисовальной школе общества поощрения художеств (1867-1868), затем в Академии художеств (1868-1873). В годы учебы приезжал в Вятку, познакомился со ссыльным польским художником Эльвиро Андриолли, которого просил заниматься живописью со своим младшим братом Аполлинарием.
    • По окончании Академии ездил за границу. Выставлять свои работы начал с 1869 года, сначала участвуя в экспозициях Академии, потом - в выставках передвижников.
    • Член мамонтовского кружка в Абрамцево.
    • В 1893 году Васнецов становится действительным членом Академии Художеств.
    • Кузнецов Н. Д. Портрет В. М. Васнецова (1891)
    • После 1905 года был близок к Союзу русского народа, хотя и не был его членом, участвовал в финансировании и оформлении монархических изданий, в том числе «Книги русской скорби».
    • В 1915 году участвовал в учреждении Общества возрождения художественной Руси, наряду со многими другими художниками своего времени.
    • Виктор Васнецов скончался 23 июля 1926 года в Москве, похоронен на Введенском кладбище.
    Творчество
    • В творчестве Васнецова ярко представлены разные жанры, ставшие этапами очень интересной эволюции: от бытописательства к сказке, от станковой живописи к монументальной, от приземленности передвижников к прообразу стиля модерн. На раннем этапе в работах Васнецова преобладали бытовые сюжеты, например в картинах «С квартиры на квартиру» (1876), «Военная телеграмма» (1878), «Книжная лавочка» (1876), «Балаганы в Париже» (1877).
    • Позже главным направлением становится былинно-историческое - «Витязь на распутье» (1882), «После побоища Игоря Святославича с половцами» (1880), «Алёнушка» (1881), «Иван-Царевич на Сером Волке» (1889), «Богатыри» (1881-1898), «Царь Иван Васильевич Грозный» (1897).
    • В конце 1890-х годов все более заметное место в его творчестве занимает религиозная тема (работы во Владимирском соборе в Киеве и в храме Воскресения в Санкт-Петербурге, акварельные рисунки и вообще подготовительные оригиналы стенной живописи для собора святого Владимира).
    • После 1917 года Васнецов продолжал работать над народными сказочными темами, создавая полотна «Бой Добрыни Никитича с семиглавым Змеем Горынычем» (1918); «Кощей Бессмертный» (1917-1926).

    Преферанс

    Витязь на распутье

    Воины Апокалипсиса

    После побоища Игоря

    Святославича с половцами

    половцами

    Богатыри

    Снегурочка

    Царевна-лягушка

    Алёнушка. 1881.

    Илья Муромец

    Сирин и Алконост. Песнь радости и печали.

    С квартиры на квартиру

    Кащей Бессмертный

    Витязь на распутье

    Крещение великого князя Владимира

    Васнецов Аполлинарий Михайлович (1856-1933)

    Новодевичий монастырь

    Базар 17 века

    ПРОВЕРКА

    19. После 1917 года Васнецов продолжал работать над народными сказочными темами? Название РАБОТ?

    Ответы 1. Преферанс 2. Воины Апокалипсиса 3. Гамаюн 4 . После побоища Игоря Святославовича с половцами 5. Царевна-лягушка 6. Снегурочка 7. Илья Муромец 8. Алёнушка 9. Витязь на распутье 10. Крещение великого князя Владимира 11. Богатыри 12. Аленушка 13. Богатыри 14. Царевна –лягушка 15 Сирин и Алконост 16 Спящая царевна 17 Кащей 18 Бой Добрыни Никитича с семиглавым Змеем Горынычем» (1918); «Кощей Бессмертный» (1917-1926).