Виды пейзажей. Индустриальные пейзажи эдварда буртынски Промышленный пейзаж

(от фр. paysage - страна, местность) - жанр изобразительного искусства, в котором основным предметом изображения является природа.
В качестве самостоятельного жанра пейзаж появился уже в VI веке в китайском искусстве. Традиции китайской пейзажной живописи оказали большое влияние на японское искусство.
В Европе пейзаж как отдельный жанр появился намного позже, чем в Китае и Японии. В период Средневековья, когда право на существование имели лишь религиозные композиции, пейзаж трактовался живописцами как изображение среды обитания персонажей.
Постепенно пейзаж вышел за рамки других художественных жанров. Этому способствовало развитие станковой живописи. В создании пейзажного жанра большую роль сыграли мастера венецианской школы в начале XVI в.
В русском искусстве пейзаж как жанр живописи возникает в конце XVIII века. Основоположником русского пейзажа принято считать Семёна Щедрина (1745-1804).
Расцвет пейзажной живописи ознаменовало развитие пленерного пейзажа, связанного с изобретением в XIX веке метода производства тюбиковых красок.

- пейзаж, в котором художник обращает главное внимание на изображение памятников архитектуры в синтезе с окружающей средой
Архитектурный пейзаж получил широкое распространение в XVIII веке.

Ведута - жанр Венецианской живописи XVIII века, в котором изображается городской пейзаж в виде панорамы, с соблюдением масштаба и пропорций.
Великий представитель этого стиля в живописи - венецианский художник (1697-1768).
В России родоначальником архитектурной ведуты были живописцы Ф.Я.Алексеев, М.Н.Воробьёв, С.Ф.Щедрин.

Картины пейзаж ведута
- пейзаж, в котором показывается грандиозность мироздания, природа представляется величественной и недоступной для человека.
Зрители, смотревшие на героический пейзаж, должны довольствоваться ролью созерцателей, наслаждающихся изображением и совершенствующих свой разум.
Французский живописец Никола Пуссен родоначальник героического пейзажа.

Впервые зародился в творчестве таких мастеров Харлема, как Ван Гойен, Де Молейн и Ван Рейсдал.
Для большинства голландских пейзажей характерен приглушенный колорит, состоящий из светло-серебристых, оливково-охристых, коричневатых оттенков, близких к естественным краскам природы.
Голландцы первыми пришли к изображению отдельных мотивов природы, нередко передавая виды определенной местности. В противоположность пейзажистам академического направления, воплощавшим образы природы в условно-идеальном аспекте, мастера голландского пейзажа передают скромную природу Голландии такой, как она есть, не приукрашивая ее.

Картины голландский пейзаж

Разновидность пейзажа, в котором основным предметом изображения являются , и .

Картины горный пейзаж

Разновидность пейзажа, в котором основным предметом изображения являются городские улицы, здания.

Картины городской пейзаж
- идеализированный пейзаж, в котором повествуется о совершенстве, гармонии и полноте жизни простых людей, их непосредственных связях с природой.
Для идиллического пейзажа характерны пасущиеся стада, прохладные ручьи, деревья с густыми кронами, луга, птицы, античные развалины и др.
Клод Лоррен является родоначальником идиллического пейзажа.
Индустриальный пейзаж - советская разновидность жанра пейзаж, в котором изображена романтика восстановления народного хозяйства, строительство крупных объектов промышленности.
Одним из основателей направления индустриальный пейзаж принято считать Константина Богаевского.

Интерьер (произошло от фр. intérieur - внутренний) - разновидность пейзажной живописи, в котором предметом изображения является изображение внутреннего вида помещения.

Картины интерьер

Пейзаж, в котором изображены исторические события с использованием архитектурных и скульптурных памятников, связанных с этими событиями.
Исторический пейзаж оживляет в памяти давно минувшее и дает ему определенную эмоциональную оценку.

Каприччо (произошло от итал. capriccio, буквально - каприз, прихоть) - архитектурный пейзаж-фантазия.
Самые известные художники писавшие каприччо: Франческо Гварди, .

Картины каприччо

Изображение космического пространства, звезд и планет.

Картины космический пейзаж
Космополитический пейзаж - пейзаж, в котором художник изображал воображаемый ландшафт в итальянском стиле.
Космополитические пейзажи пользовались огромной популярностью в Голландии в XVII веке.

Разновидность пейзажа, в котором основным предметом изображения является изображение леса.

Картины лесной пейзаж
.

В лирическом пейзаже изображаемая природа одухотворяется незримым присутствием человека.

Алексей Саврасов является родоначальником лирического пейзажа в русской живописи.

Марина (произошло от фр. marine, итал. marina, от лат. marinus - морской) - разновидность пейзажа, в котором основным предметом предметом изображения является море, береговые линии и скалы, сцены морского сражения или иные события, происходящие на море.
Морской пейзаж получил широкое распространение в XVII веке в стране мореплавателей и рыбаков - Голландии. Лучшие художники-маринисты того времени были В. ван де Велде, С. де Влигер, Я. Порселлис, Я. ван Рейсдал.

Картины морской пейзаж

Разновидность пейзажа, в котором основным предметом изображения являются сады, парки, скверы, аллеи и др. места отдыха людей.

Картины парковый пейзаж
- пейзаж написанный на открытом воздухе (пленере).
пейзаж, в котором запечатлевается бунтарское начало, несогласие с существующим порядком вещей, стремление подняться над обыденным, изменить его.
Грозовые тучи, клубящиеся облака, мрачные закаты, буйство ветра - мотивы романтического пейзажа.
Ярчайшими представителями романтического пейзажа в Англии были Джозеф Мэллорд Уильям Тёрнер и Джон Констебл, в Германии Каспар Давид Фридрих.

Разновидность пейзажа, в котором изображена поэзия деревенского быта, его естественная связь с окружающей природой.

Картины сельский пейзаж
практически монохромный пейзаж.
Ян ван Гойен, Саломон ван Рейсдал и Питер де Молейн являются представителями тонального пейзажа, появившегося в конце двадцатых годов XVII в.
Экстерьер - разновидность пейзажной живописи, в котором предметом изображения является изображение внешнего вида помещения.

Для эпического пейзажа характерны величавые картины природы, полные внутренней силы и бесстрастного спокойствия.
Ярким представителем эпического пейзажа был М.К.Клодт, стремившийся к созданию пейзажа-картины, представляющей зрителю целостный образ России.

В 30-е годы прошлого века появилось интересное направление, получившее название «индустриальный пейзаж». Ветряки в полях, огромные тарелки в горах, коровы на фоне труб – всё это в сегодняшней подборке индустриальных пейзажей.

1. Природа и дорога. Межштатная автомагистраль Interstate 94 в Соединённых Штатах Америки, 12 января 2017.



2. В прошлом году в Китае завершили строительство (Five hundred meter Aperture Spherical Telescope). Диаметр его рефлектора - полкилометра! Телескоп FAST будет наблюдать за объектами, расположенными на расстоянии до 11 млрд световых лет от Земли. В Национальном космическом агентстве Китая планируют, что радиотелескоп также сможет обнаружить сигналы внеземных цивилизаций.

3. Интересная конструкция в Германии, взобравшись на которую открывается вид на пром зону Дуйсбурга. Ветер слегла колышет лестничную горку, создавая своеобразный «аттракцион» для любителей высоты. Горки с названием «Тигр и Черепаха» находятся в Дуйсбурге. (Фото Kevin Kurek):

4. Панели солнечных батарей хорошо сочетаются с природными ландшафтами, Ольягуэ, Чили, 9 января 2016. (Фото Pablo Sanhueza | Reuters):

7. Нефть качают недалеко от Багдада в Ираке, 14 октября 2016. Кто? По некоторым оценкам, Америка держит «под сапогом» 80% иракских нефтевышек. Не зря же в 2003 году в Совете Безопасности махали пробиркой с «сибирской язвой». (Фото Essam Al-Sudani | Reuters):

9. Градирни во Франции, 21 октября 2016. Это устройства для охлаждения большого количества воды потоком воздуха. Иногда градирни называют также охладительными башнями. (Фото Regis Duvignau | Reuters):

11. Мусоросжигательный завод недалеко от Парижа, 9 декабря 2016. (Фото Charles Platiau | Reuters):

12. Золотой рудник. Конго - крупнейшая африканская страна к югу от Сахары и на бумаге одна из самых богатых: здесь сосредоточены огромные залежи алмазов и золота, кобальтовых, медных, оловянных, танталовых и множества других руд. Однако нескончаемая война превратила Конго в одну из беднейших и несчастнейших стран. (Фото Pete Jones | Reuters):

14. Ветрогенератор - ну очень эффектное устройство для преобразования кинетической энергии ветрового потока в механическую энергию вращения ротора с последующим её преобразованием в электрическую энергию.Бельгия, 25 января 2016. (Фото Eric Vidal | Reuters):

16. Дымящие трубы и линии электропередач. (Фото Siphiwe Sibeko | Reuters):

17. Красивый индустриальный пейзаж. Градирня атомной электростанции в Швейцарии, 18 ноября 2014. (Фото Arnd Wiegmann | Reuters):

18. Кашага́н - крупное шельфовое нефтегазовое месторождение Казахстана, расположено в 80 км от города Атырау, в северной части Каспийского моря. (Фото Anatoly Ustinenko | Reuters):

Индустриальный пейзаж. Здесь художник стремится показать роль и значение человека – создателя, строителя заводов и фабрик, плотин и электростанций. Такой пейзаж появился в советское время. Он был вызван идеей восстановления народного хозяйства после разрушительных лет гражданской войны. Начало ему было положено в 20 – годах века картиной Б.Яковлева «Транспорт налаживается». Скупой живописно- повествовательный язык картины как бы сродни суровому времени. Поэтика индустриального пейзажа стала центральной темой творчества многих художников на протяжении всего XX века. Б.Яковлев «Транспорт налаживается».

Слайд 13 из презентации «Виды пейзажа» . Размер архива с презентацией 3166 КБ.

Изо 6 класс

краткое содержание других презентаций

«Сатирические образы человека» - Этьен. Шарж. Карикатура. Сатирические образы человека. Портрет. Силуэты, вырезанные из бумаги. Этьен де Силуэт. Силуэт. Рисование эскизов. Силуэты, нарисованные на бумаге. Создание образа героя. Воображение. Этапы работы на уроке. Создание карикатуры.

«Тест по изо» - Как называется жанр изобразительного искусства. «Богатыри». Материалы, испльзуемые в графике. В каком колорите написана картина художника И.К.Айвазовского. Цвета, которые нельзя получить смешиванием. Тесты. Натюрморт – это изображение. Цветоведение. Боевые сражения. Выберите жанр изо. Творческое задание. Какие цвета относятся к холодным. Как называется жанр изобразительного искусства. Какие цвета относятся к теплым.

«Правила перспективы» - Имеритинская низменность. Самостоятельный жанр. Правила линейной и воздушной перспективы. Рассмотрите изображения. Линии схода. Ледяной куб. Летний день. Ближние предметы. Пейзаж. Пейзажный жанр. Крытый конькобежный центр. Наука, помогающая правильно изображать предметы. Практическая работа. Осенний день. Крупные суда. Изобразительное искусство.

««Портрет» 6 класс» - Владимир Лукич Боровиковский. В. Серов. Академия художеств. Портрет в изобразительном искусстве. Валентин Серов. В.Л. Боровиковский «Портрет М.И.Лопухиной». Можно ли передать внутренний мир человека, его настроение. «Мона Лиза». Знаменитые портреты великих художников. В.Л. Боровиковский. Определите вид портрета. Леонардо да Винчи. Выражение лица. «Портрет Юсупова».

«Основные цвета в живописи» - Психология цвета. Цвет в произведениях живописи. Слово «радость». Живопись. Цвет – это свойство света. Цветовой строй произведения. Восприятие цвета. Урок – творческая мастерская. Колорит. Ахроматические цвета. Рисуются в душе слова. Цвет в произведениях живописи. Основные цвета. Внутренняя благодать. Структура основных цветов. Выставка творческих работ. Чёрная гора. Радужная арка. Основная функция цветов.

«Защитники Отечества» - 3.Рерих Н.К. «Микула Селянинович». «Витязь на распутье». Какое историческое значение имела победа России в Северной войне? Какие события легли в основу сюжета картины? Почему автор в своем творчестве обращается к былинной теме? Какое значение имела Куликовская битва? Найдите в коллекции Русского музея картины с изображением богатырей. Самое лучшее предназначение есть защищать свое отечество. «Поединок Пересвета с Челубеем».

Победившая Октябрьская революция 1917 года совершила коренной переворот не только в политической и социальной жизни общества; она радикальным образом преобразовала культуру, сознание, мировоззрение людей. Несмотря на тяжелейшие бытовые условия, гражданскую войну, разруху и голод, 1920-е и 1930-е годы стали одними из самых продуктивных лет в плане творческого поиска в живописи, архитектуре, литературе, театре, кинематографе. Правда, потом, по истечении этого культурного прорыва, началось возвратное движение, с подавлением «дегенеративного искусства», противоречащего по сути идеологической линии партии и советского правительства.

Но это будет в будущем, которое в 1920-е годы казалось светлым и манящим — своей перспективой, новизной, масштабом. С провозглашением программ экономических преобразований страны, электрификации, индустриализации, строительства нового, коммунистического общества, вся страна превратилась в одну большую стройку, где главным действующим лицом стал рабочий класс, преобразующий окружающую действительность невиданными ранее темпами.

На фоне аграрных ландшафтов и нетронутой природы стали массово возводиться предприятия электроэнергетики, химии и нефтехимии, машиностроения, металлургии, тяжёлой промышленности.

Масштаб преобразований потрясал не только обывателя, но и художников различных жанров и направлений. Организаторы и последователи «Бубнового валета», «Ослиного хвоста» и прочих авангардных объединений российских живописцев активно включились в овеянную трудовой романтикой и энтузиазмом жизнь, перенося акцент от «пугачей» (как называл свои фовистские портреты Илья Машков) на создание пролетарских архитектурных шедевров (таких, как «башня Татлина»), плакатов, индустриальных пейзажей.

Ниже представлена ранняя работа А.Куприна «Завод. Этюд», написанная практически в стиле кубизма, хотя автор и избегает характерного для этого направления дробления объектов.

Такие мастера, как Александр Куприн, Константин Богаевский, Александр Дейнека, Александр Лабас, а также целый ряд других художников, отложили в сторону натюрморты, портреты и обнажённую натуру ради создания нового направления, получившего название индустриальный пейзаж . В это ёмкое понятие входили не только полотна с изображением заводов или новостроек, но и другие экономические сюжеты – строительство новых городов и значимых объектов, электростанций и плотин, железных дорог и локомотивов, передовиков производства в антураже технических средств, станков, тракторов, подъёмных кранов.

Художники, писавшие индустриальные пейзажи, не были конъюнктурщиками, пробовавшими оседлать новую модную волну и одновременно понравиться власти. Их картины не были «раскрашенными фотографиями». Полотна мастеров этого направления передают зрителю мощный пульс того времени, энтузиазм работников, грандиозный масштаб экономических преобразований. При этом мы можем наблюдать передачу промышленного ритма и созидательного духа через различные стили – социалистического реализма, авангардизма, импрессионизма и даже футуризма (последнее направление для городов будущего весьма популярно и теперь). Наверное, здесь был бы уместен термин М.Ларионова и Н.Гончаровой «всеизм»,

подразумевающий использования всех техник и стилей.

Ниже представлены картины К.Богаевского, написанные им в разных стилях в 1932 и 1935 году.

Картина «Биби-Эйбат», на которой художник изобразил нефтяные разработки вблизи Баку, поражает нас своей статичностью и полным отсутствием движения. Зритель видит только возвышающиеся нефтяные вышки, жилые и производственные строения возле них. Ничто не указывает на дату; внешний наблюдатель как бы попадает в пространство, лишённое времени. Только производственные сооружения, которые ждут рабочих. Кто и когда даст сигнал к началу работ, остаётся загадкой. Полная статичность и недосказанность делает картину похожей на «промышленную икону». По своему исполнению шедевр К.Богаевского напоминает полотна Де Кирико, работавшего в метафизическом стиле.

Совершенно иные подходы выбирает художник при написании картин о строительстве Днепровской ГЭС. На одном из них Днепрострой изображён в почти импрессионистской манере, где игра света занимает одно из центральных мест. Лучи прожекторов и всполохи от сварочных работ оживляют композицию динамикой и созидательным началом, показывая при этом, что работы не прекращаются даже в вечернее и ночное время.

В картине «Панорама строительства Днепрогэса» Богаевский придерживается реалистического стиля, тщательно выписывая детали обширной стройки.

Работы Александра Куприна выдержаны в более единообразном и узнаваемом стиле, где изображаются не только производственные площадки, но и чётко различимые рабочие, занимающиеся созидательным трудом.

Неповторимым стилем и харизмой обладают полотна А.Лабаса, выбирающего для индустриального пейзажа особую палитру красок, характерную для пастелей. В исполнении художника предприятия и окружающий их пейзаж приходят в состояние гармонии, которая радует глаз внешнего наблюдателя.

Картины художников, представлявших индустриальный пейзаж, в довоенный и послевоенный период пользовались

спросом со стороны корпоративного сектора. Этот вид живописи был близок и трудящимся массам, которые воспринимали его как понятный, доступный, передовой. Для полотен индустриалистов не требовались дополнительные разъяснения и лекции, почти необходимые для супрематизма Малевича или абстракций Кандинского. Всё было выполнено не только в высокохудожественном стиле, но и имело воспитательно-пропагандистскую функцию, настраивавшую зрителя на созидательный лад.

Проекцией с индустриального пейзажа стали монументальная живопись, мозаики и чеканки, украшавшие здания советских городов, территории предприятий и парковые зоны. Индустриальные пейзажи были и продолжают оставаться непременным атрибутом кабинетов руководителей предприятий, вестибюлей и корпоративных музеев. Эта советская традиция сохранилась в несколько трансформированном виде и теперь, став частью организационной культуры не только промышленных, но и сервисных, транспортных и прочих компаний.

Нельзя не отметить, что со временем отношение к индустриальному пейзажу изменилось. Особенно хорошо это стало заметно после техногенных катастроф в Бхопале, Чернобыле, обширных розливов нефти, появления промышленного смога над городами.

Трубы промышленных предприятий стали символом загрязнения окружающей среды, увеличения содержания парниковых газов, сточных вод, эксплуатации людей и окружающей природы. В конце 1990-х и 2000-х годах индустриальный пейзаж всё чаще стал использоваться в жанре гротеска и карикатуры.

Вместе с тем индустриальный пейзаж продолжает развиваться с учётом новых тенденций в промышленном и ландшафтном дизайне, переходя на новую стадию своей эволюции.

Достижения научно-технического прогресса, которые стали одной из важнейших примет двадцатого века, затронули буквально все сферы жизни человека. Они не просто предоставили в его руки немыслимые ранее возможности, но изменили само восприятие и понимание мира, ставшего благодаря усилиям многочисленных ученых и инженеров глобальным, где события, происходящие в одно время в разных частях света, оказываются взаимосвязанными, способными в одночасье влиять на судьбы миллионов людей. Противоречивая сущность этого процесса беспокоила не только специалистов естественных и технических наук, но и социологов, философов, писателей, художников. Изобразительное искусство наравне с философией, литературой, кинематографом чутко отреагировало на те перемены, которые претерпевал окружающий мир под воздействием интенсивно развивающихся науки и промышленности. Открытия и изобретения, имевшие место на рубеже XIX и XX веков, во многом предвосхитили и подготовили те социальные революции, которые вскоре потрясли и преобразили весь мир. И, как представляется, не случайно именно в России после победы Октябрьской революции, действительно ознаменовавшей начало совершенно нового этапа отечественной и мировой истории, индустриальная, или промышленная, тема получила столь целенаправленное и плодотворное развитие. Обнаружив свою идеологическую значимость для молодого советского государства, она нашла отражение и в тематической картине, и в портрете, и в пейзаже.

Так, уже в 1930-е годы в качестве самостоятельного и важного раздела советского искусства сформировался индустриальный пейзаж, где тема создания новой, рукотворной природы находила отражение как в пронизанной динамикой современности конструктивной графичности полотен представителей Общества станковистов, так и в обращенных к традициям реалистического искусства XIX века пейзажах А. Куприна и К. Богаевского. Очередной всплеск интереса к индустриальному пейзажу приходится на 1960-е годы - время новых масштабных строек и значительных научных открытий. Именно в это время одним из крупнейших мастеров индустриального пейзажа выступил А. В. Пантелеев, в творчестве которого нашли отражение не только завоевания технического прогресса, но и его издержки, многие из которых оказались губительными и для природы, и для человека. Здесь необходимо сразу обратить внимание на то, что индустриальный пейзаж представляет собой обширный раздел промышленной темы, охватывающей различные жанры, темы и сюжетные мотивы, в той или иной степени связанные с отражением трудового подвига народа, пафоса стремительного преображения мира под влиянием деятельности человека. Круг художественных традиций, к которым обращались авторы этих работ - и автор книги вполне обоснованно подробно останавливается на этой проблеме, - достаточно широк. Те существенные изменения, которые претерпело советское искусство на рубеже 1950 - 1960-х годов, в значительной степени затронули и характер пластической интерпретации «промышленной темы». Наряду с реабилитированным в то время наследием Общества станковистов, ставшим одним из важнейших художественных ориентиров и для Александра Пантелеева, в сфере внимания художников оказались основательно забытые традиции русского и зарубежного авангарда начала XX века. И, как представляется, не случайно именно пластические открытия Пикассо и итальянских футуристов, а также их русских единомышленников позволяли адекватно воплотить совершенно новые для промышленной темы сюжеты и мотивы. Они, как правило, уже не были плодом трагических прозрений и пророчеств философов и литераторов и представали как отклик неравнодушного человека на трагические события, ставшие следствием глубинных противоречий, изначально заложенных в прогрессе техногенной цивилизации.

И здесь Пантелееву суждено было стать родоначальником и даже классиком «технической темы» - совершенно особого, специфического для советского искусства 1970 - 80-х годов жанра, высветившего обширный круг серьезных проблем, которые еще только предстояло решать в традиционной форме станковой картины. В начале XXI века, когда проблемы, вызванные безудержным развитием технического прогресса во всех его формах, стали совершенно очевидными, обращение к творчеству А. В. Пантелеева - художника, сумевшего увидеть и показать как торжествующе-утвердительную, так и драматическую сторону техницизма, представляется особенно актуальным и необходимым.

Необходимо особо отметить, что автор часто сопоставляет работы Пантелеева с произведениями других советских художников - его предшественников (А. Дейнека, К. Богаевский, А. Куприн, Г. Нисский) и современников (Т. Салахов, С. Юнтунен, Н. Кормашов, Э. Браговский, В. Ветрогонский), выявляя черты сходства и различия в стилистическом, живописно-пластическом и образно-содержательном истолковании промышленной темы. При этом И. Б. Балашова находит верные интонации и дает справедливую оценку творчества каждого из весьма солидных авторов. Кроме того, она проводит смелые и интересные исторические параллели между характером образного решения работ Пантелеева и мастеров прошлых эпох - речь идет, в частности, о рисунках Леонардо да Винчи, работах крупнейшего представителя классицистического пейзажа XVII века Никола Пуссена, а также о древнерусском искусстве, к которому восходит иконографическое решение ряда поздних произведений художника, посвященных образу робота - нового героя эпохи научно-технической революции.

картина урбанистический индустриальный пейзаж