Весь репертуар валентины толкуновой. Русская песня. Похороны Валентины Толкуновой

Родилась 12 июля 1946 г. в г. Армавире Краснодарского края. Однако считает себя москвичкой, потому что здесь научилась говорить, ходить, любить, верить. В Москве оказалась, когда исполнился год. Школу окончила в Ховрино - Железнодорожном районе г. Москвы. Еще в детском возрасте прошла по конкурсу в ансамбль Центрального Дома Детей железнодорожников под управлением С.О.Дунаевского, где 10 лет пела в хоре под началом прекрасного музыканта Т.Н. Овчинниковой - первого педагога по музыке. В 1964 г. поступила учиться на дирижерско-хоровое отделение в Московский государственный институт культуры, окончив его в 1976 г. В 1971 г. окончила музыкальное училище им. Гнесиных. В 1966 г. по конкурсу прошла в ВИО-66 (вокально-инструментальный оркестр под управлением Ю.С.Саульского), где работала 5 лет солисткой-вокалисткой и пела джазовую инструментальную музыку.

В 1971 г. в телефильме «День за днем» В.Толкунова озвучила песни композитора И.Катаева на стихи М.Анчарова. Они быстро стали популярными, и началась активная работа с композиторами-песенниками: Э.Колмановским, М.Таривердиевым, П.Аедоницким, Е.Жарковским, М.Минковым, В.Успенским, Е.Птичкиным, Л.Лядовой и другими. В 1972 г. была приглашена поэтом Л.И.Ошаниным петь на сцене Колонного Зала на юбилейном концерте, где с успехом выступила с песней В.Шаинского. Открылась большая дорога на телевидение и радио. Она исполнила десятки песен, полюбившихся зрителями во всех уголках нашей страны. Среди них: «Стою на полустаночке» (И.Катаева, М.Анчарова), «Серебряные свадьбы» (П.Аедоницкого, Е.Шевелевой), «Поговори со мною, мама» (В.Мигули, В.Гина), «Носики-курносики» (Б.Емельянова, А.Булычева), «Где ты раньше был» (Э.Колмановского, Е.Долматовского), «Старые слова» (О.Фельцмана, Р.Рождественского), «Мой милый, если б не было войны» (М.Минкова, И.Шаферана), «Песенка без конца» (Э.Колмановского, И.Шаферана), «Я не могу иначе» (А.Пахмутовой, Н.Добронравова), «Я деревенская» (В.Темнова, П.Черняева), «Сорок пять» (В.Добрынина, М.Рябинина), «Мы на лодочке катались» и многие другие. Только в музыкальных фильмах и театральных спекталях ею исполнено более 300 песен. Валентина Толкунова 23 раза становилась лауреатом телевизионного конкурса «Песня года».

Певицей издано 12 пластинок и компакт-дисков: «Стою на полустаночке» (1972 г.), «Во всем мне хочется дойти до самой сути» (1973 г.), «Комсомолу посвящается» (1975 г.), «Носики-курносики» (1977 г.), «Диалог у новогодней елки» (1982 г.), двойной альбом «Если б не было войны» (1985 г.), двойной альбом «Разговор с женщиной» (1986 г.), «Сережа» (1989 г.), «Сорок пять» (1992 г.), компакт-диски «Я не могу иначе» (1995 г.), «Я деревенская» (1997 г.), «Сон трава» (1997 г.). В 1989 г. на базе Москонцерта, где В.Толкунова работала с 1973 г., создано Творческое Объединение «АРТ», театр музыкальной драмы и песни, художественным руководителем которого является певица. Театром созданы музыкальные спектакли и программы: опера «Русские женщины» по поэме Некрасова, на стихи Пушкина и Кольцова (1986 г.); спектакль «Ожидание» (музыка В.Успенского на стихи Р.Рождественского); спектакль «Брызги шампанского» (1989г., 1991 г.); музыкальные песенные спектакли «Я не могу иначе» (1990 г.), «Не оставляй меня, любовь» (1992 г.), посвященный 25-летию творческой деятельности В.В.Толкуновой, «Я росинка твоя, россиянка» (1995 г.), «Новая весна В.Толкуновой» (1997 г.). Все спектакли были поставлены на сцене Концертного зала «Россия».

Валентина Толкунова - одна из любимейших отечественных артисток эстрады. О географии гастрольных поездок и широком признании ее творчества свидетельствует внушительная коллекция почетных званий и наград певицы: Народная артистка России (1987 г.), Заслуженная артистка России (1979 г.), Заслуженная артистка Калмыкии (1975 г.), лауреат премии Ленинского Комсомола (1980 г.), лауреат премии МВД России (1995 г.), почетный железнодорожник России (1996 г.), заслуженный энергетик России (1997 г.), почетный артековец, почетный бамовец, почетный пограничник. Награждена орденом Дружбы Народов (1996 г.), почетным знаком ФАПСИ (1997 г.), медалью в честь «850-летия Москвы» (1997 г.), почетными грамотами Правительств Эстонии, Казахстана, Туркменистана, Украины, Калмыкии, Кабардино-Балкарии.

В августе 2009 года у певицы была обнаружена злокачественная опухоль мозга. После концерта в Могилёве (Белоруссия) 16 февраля 2010 года Валентина Толкунова была госпитализирована в реанимацию местной больницы. После выписки её перевели на обследование в Боткинскую больницу. 22 марта 2010 года в 6 часов утра Валентина Толкунова впала в кому и через два часа умерла. Перед смертью прямо в больничной палате священник провёл таинство соборования. Отпевание певицы состоялось утром 24 марта 2010 года в храме Вознесения на Большой Никитской улице в центре Москвы, похоронена - 24 марта 2010 года на Троекуровском кладбище в Москве.

НА УРОВНЕ СЕРДЦА

Когда я слушаю Валентину Толкунову, меня не покидает
ощущение, что она обладает способностью вдруг изменить
наш внутренний ритм, и тогда мы вдруг понимаем,
как необходима нам эта мягкая женственность...
Микаэл Таривердиев

В своей небольшой книге «Как быть счастливой», выпущенной к юбилейному концерту 2006 года, народная артистка России Валентина Васильевна Толкунова написала: «…у меня ощущение, что меня просто вели по жизни. Многие люди чувствуют это, когда словно какая-то сила направляет их. У меня было такое чувство, что все не просто так». Огромную роль музыкального и человеческого таланта Валентины Толкуновой в судьбе не только России, но и всего советского и постсоветского пространства переоценить невозможно: своей негромкой песней она согревала сердца и освещала затенённые уголки человеческой души. После её выступлений возвращалась казавшаяся утраченной вера в добро, свет и благородство, а желание жить в любви и согласии с миром обретало новую силу.

История, которая со временем станет неотъемлемой частью русской культуры, начиналась в небольшом городке Краснодарского края Армавире, где 12 июля 1946 года в семье потомственных железнодорожников Василия Андреевича и Евгении Николаевны Толкуновых родилась девочка. Над именем долго не думали: в те трудные послевоенные годы хотелось одного — здоровья и мира. Может, поэтому и назвали новорождённую очень тёплым и домашним именем — Валя, Валечка, Валюшка, Валентина… В марте 1948 года семья переехала в Москву. Первые воспоминания Вали — московские, а сама она всю жизнь будет считать себя москвичкой. По воспоминаниям Евгении Николаевны, дочурка росла очень послушной и покладистой: проблем ни с воспитанием, ни с учёбой никогда не было. В духовном формировании маленькой Валечки большую роль сыграло то, что в родительском доме всегда звучала музыка: «У нас в доме всегда было много прекрасных пластинок: Клавдии Шульженко, Лидии Руслановой, Леонида Утёсова — всех популярных исполнителей того времени. Все эти альбомы я знала наизусть, слушала их постоянно, даже когда помогала маме по дому. Я могла часами убирать квартиру и наслаждаться этими голосами. Бывало, что я застывала и просто слушала». Такая атмосфера предопределила её судьбу. Когда девочке исполнилось 10 лет, в их школу приехала комиссия по отбору детских голосов в детский хор Центрального дома железнодорожников под руководством Семена Осиповича Дунаевского — брата известного композитора Исаака Дунаевского. Валентина Васильевна вспоминает, что не хотела идти на прослушивание, но школьная учительница настояла на том, чтобы ребёнку все-таки дали возможность спеть. Валя оказалась среди семи счастливчиков, отобранных в хор, и уже через два месяца она пела в старшей группе хористов, а ещё через пару лет стала солисткой большого детского коллектива. Годы эти для Вали были, наверное, не только первыми испытаниями на трудолюбие, целеустремлённость и умение справляться с не по-детски сложными задачами, но и счастливым временем, когда она начала знакомиться с азами музыкального образования (первый педагог Татьяна Николаевна Овчинникова сумела привить маленькой солистке любовь к занятиям музыкой и заложила прекрасную певческую базу) и делать первые шаги на сцене: «…с хором мы пели в Колонном зале Дома союзов, мы почти открывали Кремлёвский Дворец съездов. […] Мы участвовали в записях с лучшими симфоническими оркестрами. К нам на занятия приходили известные музыканты: Д. Кабалевский, В. Соколов, Ю. Чичков и многие другие. Мы пели кантаты, русские народные песни, полифоническую музыку, записывались на радио и телевидении с лучшими эстрадно-симфоническими оркестрами под управлением Ю. Силантьева, А. Жюрайтиса. Возникала атмосфера удивительного мира музыки, мы были наполнены ею, мы жили и дышали только этим». В эти годы юная Валя поняла, что жизнь свою должна связать с музыкой. Имея огромный для своих 17-ти лет опыт хорового пения, которое навсегда оставило в её сердце ощущение волшебства, после школы она подаёт документы в Московский институт культуры на дирижёрско-хоровое отделение. Поступила легко: ведь за плечами — не только выступления на крупнейших концертных площадках страны, но и отличные знания общеобразовательных предметов. Когда родители вернулись из отпуска, их встречала уже студентка института культуры.

С этого времени начинается новый этап профессионального становления Валентины Толкуновой: она не только получала музыкальное образование, но и всерьёз увлеклась театром, постоянно общаясь со студентами актёрского и режиссёрского отделений и принимая участие в их студенческих постановках. Кроме этого, Валя, как студентка музыкального отделения, имела возможность бесплатно посещать симфонические концерты в консерватории и спектакли в ведущих театрах Москвы. Именно в студенческие годы вместе с сокурсниками она открыла для себя мир современного искусства и слушала выступления уже тогда легендарных Б. Окуджавы, В. Высоцкого, Е. Евтушенко, А. Вознесенского, Ю. Левитанского. В будущем такое серьёзное разностороннее образование и любовь к классическому театру и настоящей поэзии повлияло на все её творчество: Валентина Толкунова никогда не позволяла себе выступать не в полную силу, она оттачивала каждую музыкальную фразу, прорабатывала каждый динамический и интонационный оттенок в песне, продумывала каждый свой жест. Она не признавала «дурновкусицы» ни в репертуаре, ни в одежде, ни в подаче себя на сцене.

Середина 60-х годов в Советском Союзе была замечательна тем, что в недавно распахнутые в мир окна повеяло новым и свежим воздухом зарубежных музыкальных веяний. Талантливые композиторы той поры, почувствовав свободу выбора, начали организовывать разнообразные группы, которые так или иначе по манере исполнения перекликались со всемирно известными коллективами. Одним из знаковых ансамблей того времени стал вокально-инструментальный оркестр под управлением Юрия Саульского «ВИО 66», участники которого играли и пели джазовую музыку. Когда перед руководителем ансамбля Юрием Саульским встал вопрос о том, чтобы найти замену ушедшей вокалистке (первое сопрано), было принято решение найти певицу среди студенток музыкальных училищ и факультетов московских вузов. Как и в далёкие школьные годы, на вопрос комиссии по отбору вокалистов о девушке с высоким сопрано вся группа указала на Валентину. За лето подготовив джазовую программу, она блестяще спела её на конкурсном отборе и стала участницей знаменитого оркестра. По прошествии многих лет Валентина Васильевна будет с улыбкой вспоминать, как она осваивала новые певческие приёмы, и только мама Евгения Николаевна видела, насколько тяжело давались её дочке новые вершины мастерства. В своих интервью Валентина Толкунова не раз скажет: «Сейчас я просто обожаю джаз. Он меня захватил своей глубиной, импровизацией, свободой музыкального мышления, стал для меня тем, в чем я могла, как мне тогда казалось, найти себя и раскрыться. До сих пор люблю слушать джазовую музыку, хотя пою совершенно в другой манере, стараюсь ходить на все джазовые концерты». А тогда, осенью 1966 года, неопытной в плане джазового пения, Вале было очень трудно. Что такое синкопа, она знала только теоретически, неуверенно читала с листа. После протяжных хоровых песен и романсов, на которых выросла, джазовый ритмический рисунок представлялся ей неразрешимой загадкой. Прошло немало времени, пока она не почувствовала гармонию во всем, пока не научилась свободно петь, не думая о возможных ошибках. В ту же памятную осень 66-го двадцатилетняя Валя стала женой своего руководителя Юрия Сергеевича Саульского: «Все так быстро сложилось, что я не успела и глазом моргнуть, как была с человеком, который мне привил вкус к музыке, в том числе к джазовой музыке. Юрий Саульский, джазовый музыкант и композитор, был моим первым педагогом, сидел рядом со мной и учил играть на рояле Моцарта, Баха, Чайковского... Он меня многому научил, окунул в атмосферу эстрадного искусства и помог мне стать настоящим музыкантом. […] Я очень благодарна Юрию Сергеевичу, этому замечательному человеку, который был потрясающим музыкантом, талантливым человеком и моим мужем. Ему я благодарна за пять лет совместной жизни и за то, что он привил мне любовь к джазовой музыке, научил понимать её». Эту любовь она пронесёт через всю свою жизнь.

Напряжённый гастрольный график «ВИО 66» заставил Валентину из института перевестись сначала в музыкальное училище при Московской консерватории, а потом, из-за невозможности учиться заочно, — в музыкальное училище имени Гнесиных. В 1971 году выпускница престижной Гнесинки блестяще продирижировала хорами Георгия Свиридова и Дмитрия Шостаковича и получила на заключительном экзамене отличную отметку. В Московский институт культуры Толкунова вернётся немного позднее, получив диплом дирижёра-хормейстера в 1976 году.

Время шло. Вместе с ансамблем Саульского Валя взрослела и набиралась бесценного опыта, который в будущем поможет ей стать одной из самых успешных профессиональных певиц. Ещё во время работы в «ВИО 66» чета Толкуновых-Саульских сдружилась с семьёй композитора Ильи Катаева, который и предложил Валентине исполнить все вокальные партии готовящегося к выходу на экраны чуть ли не первого советского телесериала «День за днём». Так с лёгкой руки Ильи Катаева, с которым Валентина Васильевна будет дружить долгие годы, и поэта Михаила Анчарова, на чьи стихи были написаны песни Катаева, широкий зритель услышит новую Валентину Толкунову. Работа в этом фильме открыла для любителей музыки певицу, которая может исполнять практически все — от сложных по мелодике и технике пения вокализов до эстрадных песен — «Звук шагов», «Я ночью шла по улице», «Стою на полустаночке». Последняя из них сделала Толкунову известной. После премьеры фильма на телевидении в 1971 году Валентина поняла: из рамок джазового пения она выросла, и нужно выходить к людям с другими песнями.

Период после распада «ВИО 66» был для Вали очень тяжёлым: расставшись с Юрием Саульским, она должна была начинать новую, самостоятельную жизнь. Что спасло её тогда, в те месяцы отчаяния и безденежья? Конечно же, поддержка родных, которые всем сердцем желали ей преодолеть уже недетские трудности и помогали в этом как могли. Валентина бралась за любую работу: эпизодические роли в фильмах, участие в вокальных квартетах; она попробовала даже создать собственный коллектив из четырёх девушек. Но судьба распорядилась иначе: в 1972 году на творческом вечере уже известного в то время Ильи Катаева Валентину Толкунову услышал поэт Лев Ошанин, который как раз готовил свой творческий вечер. У него с Владимиром Шаинским была бесхитростная песня «Ах, Наташа», которую сам Шаинский считал не совсем удавшейся. Валя взялась исполнить эту песню — и, как позднее сказал Иосиф Кобзон, никто об этом не пожалел: малоизвестную певицу на бис вызывали дважды. А утром она проснулась знаменитой. В своём первом выступлении Валентина вплела в волосы нить жемчуга: «Знаю, что его на Русь впервые привезли индусы, что он очень понравился нашим Ярославнам, боярыням, а позднее — купчихам. Для меня это некий символ Руси. Разве можно себе представить женский русский народный костюм и в первую очередь головной убор без жемчуга. А ещё жемчуг в моем представлении — символ женственности и чистоты». С той поры она с этим камнем больше не расстанется никогда.

А дальше… Жемчужной россыпью на подающую надежды Валентину Толкунову, которую сразу же окрестили преемницей Клавдии Шульженко и Лидии Руслановой, посыпались предложения от тех, кого она ещё недавно считала недосягаемыми: Павла Аедоницкого, Оскара Фельцмана, Александры Пахмутовой, Микаэла Таривердиева… Песня «Серебряные свадьбы» Екатерины Шевелевой и Павла Аедоницкого окончательно убедила зрителя в том, что на сцену пришла певица, которой долгие годы суждено будет озарять светом любви и покоя души тех, кто хотя бы раз услышал её голос.

В 1975 году она знакомится с выдающимся концертмейстером, пианистом и композитором Давидом Ашкенази, с которым будет работать 18 лет. Он станет для неё другом, учителем и надёжным партнером на сцене. Великолепный аккомпанемент рояля наполнял песни и особенно романсы, исполняемые Толкуновой, сдержанным драматизмом, погружая зрителей в атмосферу старинных музыкальных салонов.

К концу 70-х - началу 80-х годов Валентина Толкунова — долгожданная гостья на самых престижных песенных фестивалях страны, она — одна из немногих, кого ждут и необычайно тепло встречают. Годы напряжённой творческой работы и поиска новых образов дали нам такие поистине знаковые произведения, как «Поговори со мною, мама», «Я не могу иначе», «Носики-курносики», «А любовь-то лебедем», «Если б не было войны». Последняя песня помогла Валентине Васильевне по-новому почувствовать свою ответственность за то, что она предлагает слушателю: «Словно выросла — эта песня изменила и моё понимание современной эстрады, и меня саму. Чувствовала, что просто петь лирически-созерцательно, как раньше, не сумею. Что в каждой песне должна быть проблема, и проблему эту я должна нести к зрителю не только как певица, но и как актриса драматическая».

Свой репертуар Толкунова формировала долго и тщательно. По воспоминаниям Евгении Николаевны Толкуновой, композитор два-три раза играл свою песню на фортепиано, а дальше дочь работала над ней самостоятельно. Очень часто писались разные оркестровки одной песни, и уже из них певица выбирала лучшую. Так, например, было с «Если б не было войны» в 1981-м, когда после долгих поисков самого подходящего инструментального оформления песня улетела в народ и стала одной из лучших в истории военной тематики на эстраде. Так же было и с одной из последних песен «Весенний май», записанной в феврале 2010-го... Иногда произведение могло лежать на старинном рояле в доме Толкуновой год, а потом Валентина Васильевна записывала его очень быстро — так случилось с песней Александры Пахмутовой и Николая Добронравова «Я не могу иначе». Композиторы, работавшие с Валентиной Толкуновой, очень тепло вспоминают это сотрудничество с профессионалом высочайшего уровня. Микаэл Таривердиев однажды писал: «...Я помню, как мы работали с Толкуновой над песней “Это я была, это я...”. Сначала она очень точно и чисто прочла с листа мелодию, затем пела без слов, постигая все оттенки музыкального образа. Потом просто читала стихотворный текст. И только после этого зазвучала песня...».

В это же время Валентина Толкунова связывает свою судьбу с журналистом-международником, писателем Юрием Николаевичем Папоровым. Вскоре, в 1977 году, в молодой семье появляется сын Николай. Молодая мама всецело погрузилась в приятные семейные хлопоты. В её жизни это был, наверное, самый счастливый период, когда рядом — самые родные люди: родители, муж, маленький сынишка… Через много лет Валентина Васильевна с теплотой будет вспоминать, как на её глазах сын делал первые неуверенные шаги и как позже, когда Коля был школьником, на все каникулы увозила его с собой на гастроли. Лишь грустила о том, что кочевая жизнь артиста, постоянные записи и съёмки отнимали её у сына, которого вынуждена была оставлять на попечение любящей бабушке. Рождение ребёнка открыло в Валентине Толкуновой новую грань таланта: очень нежное исполнение песен для детей, первой из которых стала «Носики-курносики», спетая на «Песне-78».

Так формировался особенный стиль и жанр Валентины Толкуновой (в фильме памяти певицы её многолетний партнёр по сцене и друг Леонид Серебренников скажет об особом жанре — «Валентина Толкунова») — народность пения и в то же время тонкий аристократизм и душевность, которые не давали ей опростить русскую песню, а, наоборот, позволили создать синтез эстрадного и народного. Песни Толкуновой производили неизгладимое впечатление не только на соотечественников, но и на зарубежных музыкантов: так, в начале 80-х её пением был очарован всемирно известный композитор Мишель Легран.

Отдельным пластом творчества Валентины Толкуновой стало исполнение романсов. Она подарила слушателю непревзойдённые образцы этого жанра: «Вы вспомните меня», «Печали свет», «Музыка прожитых лет», «Не довелось»…

80-е годы были для Валентины Васильевны интересным периодом творческих поисков и экспериментов, каждый из которых открывал нам новые глубины её актёрского и певческого таланта. Любовь к театрализации на эстраде, начитанность и классическое музыкальное образование подвигли её на очень рискованный шаг — постановку в 1986 году драматической оперы «Русские женщины», в основу которой легли поэма Н. Некрасова, стихи А. Пушкина и А. Кольцова. Музыку написал давний друг И. Катаев. Партнёрами Валентины Васильевны по сцене стали легендарный Иннокентий Смоктуновский и Леонид Серебренников, артисты ансамбля «Элегия» под руководством Николая Басина, а также хор и оперные вокалисты. Сама же певица исполнила четыре заглавные роли — Невесты, Княгини, Солдатки и Свахи. Сюжет спектакля переносит зрителя в XIX век, когда после восстания декабристов высветились удивительные характеры русских женщин. Позднее музыкальные критики по-разному оценивали режиссуру пьесы, но о работе Валентины Толкуновой в качестве оперной певицы отзывались очень тепло, всецело признавая её успех в этом амплуа, необычном для эстрадной исполнительницы.

В том же году состоялся кинодебют Толкуновой в главной роли: был снят музыкальный фильм-фантазия «Верю в радугу». Согласно народному поверью, за каждым цветом радуги закреплена своя полоса жизни: красный — война, синий — море, жёлтый — хлебное поле... В этом фильме она исполнила 15 совершенно разных песен и представила настолько широкую палитру образов, что впору было лишь удивляться её искусству перевоплощения.

Следующей творческой находкой Валентины Васильевны стал телевизионный моноспектакль «Ожидание» (1989 год) на стихи Роберта Рождественского и музыку Владислава Успенского. В этом фильме драматический талант Толкуновой раскрылся в полной мере: перед нами предстала думающая актриса, способная проживать созданный ею образ, заставляя зрителя искренне сопереживать своей героине.

В 1987 году Валентина Толкунова становится художественным руководителем организованного ею Московского театра музыкальной драмы и песни (позже — творческого объединения «АРТ»), в котором были поставлены музыкальные спектакли и сольные программы: уже упомянутое «Ожидание», «Не оставляй меня, любовь» (1992 г.), «Я росинка твоя, россиянка» (1995 г.), «Новая весна Валентины Толкуновой» (1997 г.), «России нежная душа» (2006 г.), «Как быть счастливой» (2009 г.), «Я сегодня обеты молчанья нарушу» (2010 г.).

Нельзя не сказать о том, каким чудесным сценическим партнёром была Валентина Васильевна: в истории советской и российской эстрады навсегда останутся её дуэты со Львом Лещенко, Леонидом Серебренниковым, Муслимом Магомаевым, Владимиром Мигулей, Иосифом Кобзоном и, конечно же, совместные выступления с родным братом — профессиональным певцом, заслуженным артистом России Сергеем Толкуновым.

90-е годы для Валентины Васильевны оказались трудными: общество, считавшее себя новым и прогрессивным, попыталось отодвинуть на обочину истории прежних кумиров. Кто-то сломался, кто-то в спешке, чтобы выжить, до неузнаваемости менял репертуар, кто-то начал преподавать, писать мемуары или ушёл в бизнес. Остались из той золотой когорты семидесятников немногие, и среди них — Валентина Толкунова. Она не стала бороться за телеэфиры и первые строчки в новомодных чатах, а уезжала с концертами по России и зарубежью: «Я осталась тем, на кого училась, я осталась с музыкой, театром, со своими друзьями, которые писали мне песни, и песни эти становились популярными. Это, наверное, меня и спасло, так как я занимаюсь тем, что мне всегда нравилось. И благодаря моей энергии, силе воли и прекрасным людям, которые меня окружали, все получилось. По-прежнему мы ездили с гастролями, обкатывали наши спектакли. Это были сумасшедшие гонки на гастролях, съёмки на телевидении. Я очень благодарна тем людям, которые были со мной в то время». Финляндия, Япония, Индия, Германия, Люксембург, США, Канада, Греция, Австралия, Китай, Вьетнам, Сингапур, Израиль — вот неполный список стран дальнего зарубежья, где Валентина Васильевна побывала с концертами. И всегда она собирала аншлаги: люди приходили за тем, чего им не хватало в жизни, — за нежностью, добротой и светом, которыми были наполнены выступления российской певицы. Валентина Толкунова пела для ветеранов Великой Отечественной войны, в госпиталях для солдат, раненных в Афганистане и Чечне, в женских колониях, принимала участие в благотворительных концертах для многодетных и малообеспеченных семей. Она содействовала восстановлению одного из храмов Задонского монастыря в Липецкой области.

Ответственная гражданская позиция, забота о сохранении традиций русской духовности и культуры подвигли Валентину Васильевну на широкую общественную деятельность. Она помогала подмосковному детскому дому, шефствовала над Кадетским корпусом Министерства юстиции в Москве и Кадетским корпусом УВД Перми, являлась членом правления Фонда Мира Москвы и членом правления Центрального дома работников искусств, членом учредительного совета и членом правления Центра народной помощи «Благовест».

В песнях же Валентина Толкунова все чаще обращалась к проблемным темам: сложные взаимоотношения родителей и детей («Родители наши», «На этой огромной планете, сынок», «Запоздалая песня», «Здравствуй, сынок», «Пёстрая косыночка»), мужчины и женщины («Старый вальс», «Одиночество вдвоём»), человека и природы («Рубили дерево», «Прости, лес»). Были в её репертуаре военные («У старого окопа», «Дети Ленинграда») и патриотические («Россиянка», «Прости меня, Россия», «Турмалины») песни. Менялись интонации, но неизменной оставалась сердечность, теплота, душевность и духовность. В интервью певица не уставала повторять: «Духовное возрождение тогда и будет, когда каждый человек поработает над своей душой. Научится духовности. И поймёт, что свою землю надо любить, надо спасать. Не позволять разрывать её на разные куски. Каждый человек на своём месте должен поднимать свою Родину с колен. И тогда Россия выздоровеет и станет самой счастливой, самой духовной страной мира».

Желание Валентины Толкуновой возродить духовность проявилось на качественно новом этапе её творчества, который ознаменован исполнением таких песен, как «Спаси и сохрани» Евгения Крылатова и Анастасии Сухановой, произведений на стихи Надежды Дерзновенко, песен автора и исполнительницы Светланы Копыловой.

Первое десятилетие ХХІ века стало для певицы очень плодотворным: она была востребована, записала десятки песен, с коллективом сделала несколько больших сольных музыкально-поэтических программ. Она спешила отдать своё сердце зрителю. Как и в прежние времена, возле неё были самые родные люди: вернувшийся из многолетней командировки муж, мама, брат. Повзрослевший сын стал незаменимым помощником в подготовке и проведении концертов. Но болезнь, которая, казалось, навсегда отступила, напомнила о себе 5 лет назад. Все уговоры семьи и близких поберечь себя были напрасными, и ответ был один: «Я должна идти с песней к людям. Они меня ждут, и я не могу разочаровать их». Опять концерты — не только по России, но и по зарубежью, участие в творческих вечерах и концертах памяти коллег и друзей, сотрудничество с новыми авторами и записи новых песен, съёмки в передачах и документальных фильмах. Валентину Васильевну пригласили преподавать в Российскую академию музыки имени Гнесиных на вокальное отделение эстрады. Прослушав абитуриентов, она пришла к неутешительному выводу: молодёжь осталась без выбора, видя лишь настойчиво предлагаемые образцы западной современной музыки: «…каждый из них старается не быть самим собой, а быть дублёром какого-то модного певца. А если бы у молодёжи был выбор, то наверняка она бы сориентировалась, поскольку песня многообразна».

За 44 года творческой деятельности Валентина Толкунова спела более 600 песен, работала более чем со 190 композиторами и 230 поэтами, она 26 раз становилась лауреатом телевизионного фестиваля «Песня года». Имела множество наград — начиная от званий заслуженной артистки Калмыкии (1975 г.), заслуженной (1979 г.) и народной (1987, 1991 гг.) артистки Российской Федерации, государственных и общественных орденов России (орден Дружбы, орден Почёта, орден «Меценаты столетия», Международный орден Чести, орден Петра Великого и др.) и заканчивая званиями заслуженного энергетика, почётного пограничника, почётного железнодорожника…

Она беззаветно любила людей, была настоящим Гражданином и дарила свой талант зрителю. На себя же времени не оставалось… Февральский концерт в белорусском Могилеве оказался для Валентины Васильевны последним: до конца отработав программу, она, улыбаясь, ушла за кулисы... 22 марта 2010 года Валентины Толкуновой не стало.

Голос Валентины Толкуновой очаровывал всех, начиная от мэтров музыки, заканчивая маленькими любителями «усталых игрушек». На ее концертах не было дорогих декораций, света и группы поддержки на заднем плане. Только сила голоса. А им Толкунова могла достать до глубины чужой души!

Казалось бы, репертуар народной артистки знаком ее поклонникам так же хорошо, как и сама Валентина Толкунова. Мы нашли запись песни, которую певица нечасто пела на концертах, а на телевидении эту запись показывали только раз. Специально для зрителей Первого канала архив Общественного российского телевидения предоставил запись этой песни. На потертой временем пленке Толкунова поет о любви. О любви к мужчине. Вот только кто он? Признание, слава… Валентина Толкунова была счастлива в творческой жизни и несчастлива в личной - об этом говорят все ее друзья. Ей не везло с мужчинами. Но в жизни знаменитой артистки все же было место настоящей любви.

В мае 1972 года на творческом вечере поэта Льва Ошанина его песню «Ах, Наташа» исполнила никому не известная певица Валентина Толкунова. Колонный зал взорвался аплодисментами. Начинающую артистку дважды вызывали на бис. Это было первое выступление Толкуновой на телевидении, но вскоре без ее голоса не будет обходиться ни один значимый концерт.

Для многих как тогда, так и теперь остается загадкой, как из выпускницы дирижерско-хорового отделения Московского института культуры выросла народная артистка. И народная не по званию, а по сути! Вроде бы и пела обычные песни, порой даже незамысловатые. Валентина Толкунова действительно никогда не гналась за хитами от именитых авторов, для нее важнее был смысл самой песни, чтобы она отражала ее душу, ее чувства. И в этом был один из секретов успеха певицы и феноменальной любви народа к ней. Толкунова не просто пела - она проживала каждую песню! Искренность - вот чем подкупала Толкунова поклонников своего таланта. Ее песни запоминали с первого раза.

«Я не могу иначе» станет одной из самых популярных песен в исполнении Валентины Толкуновой. Где бы она ни была, на любом концерте ее обязательно просили исполнить эту композицию. А ведь в 1995 году текст этой песни почти год пролежал на полке. А все потому, что репертуар Толкунова формировала тщательно. Бывало, что на одну песню писались разные оркестровки. Из них певица выбирала лучшую. Иногда произведение лежало месяцами на полке, а потом Толкунова записывала его очень быстро, как и случилось с песней Александры Пахмутовой и Николая Добронравова «Я не могу иначе».

«Каждая песня - это судьба!» - говорила Валентина Толкунова. Для нее судьбоносной стала песня Виктора Гина «Поговори со мною, мама». Певица очень любила свою маму, всегда брала ее на свои концерты, усаживала на самое почетное место в первом ряду. Мама Валентины Толкуновой, Евгения Николаевна, была самым строгим и уважаемым критиком певицы. Толкунова всегда прислушивалась к ней. У нее не было музыкального образования, но слух был абсолютный. Только это не главное. Просто в семье Толкуновых иначе к старшему поколению относиться не могли.

Увы, с собственным единственным сыном у певицы не сложилось взаимной любви. Николай родился во втором браке Толкуновой с журналистом-международником Юрием Папоровым. Отношения были странными, Толкунову называли «соломенной вдовой». Ведь она жила в России, а муж - в Мексике, где 12 лет писал книгу о Троцком.

Николаю не было и года, когда его отец уехал в многолетнюю командировку, и фактически сын рос без отца. Толкуновой оставалось лишь любить его за двоих. Только как быть рядом с маленьким Колей, когда профессия артистки обязывает уезжать подолгу на гастроли? Ребенку будет не хватать родительской любви, и за это он будет всю жизнь обижен на мать. Валентина Толкунова будет пытаться купить прощение сына - вначале дорогими игрушками, потом машинами и квартирами. Только Колю никогда не интересовало то, о чем переживает его мать, как она себя чувствует. Даже наоборот, Николай норовил ее обидеть. Например, творчество, за которое Толкунову обожали миллионы, он называл самодеятельностью и балаганом! Сейчас Николаю 39 лет. Он живет в Болгарии, в квартире, подаренной его мамой. С журналистами он не общается. Специально для нашего фильма мы встретились с братом Валентины Толкуновой - Владимиром. Он дал нам откровенное интервью. Рассказал, что Коля действительно сейчас живет в Болгарии, он распродал все, что досталось ему в наследство от мамы.

Квартиру на Бронной сын пытался продать еще при жизни бабушки. Та женщина, что ему когда-то заменила мать, чуть было не оказалась на улице. В день, когда Евгению Николаевну Толкунову хоронили, единственный внук так и не появился у ее гроба. Зато пришел выселять Валентину Житкову - ту, что всю свою жизнь прожила вместе с Толкуновыми на правах домработницы и стала им родным человеком. Валентина Житкова не любит вспоминать эту историю, но для нас она сделала исключение и дала эксклюзивное интервью.

Может быть оттого, что единственный ребенок, надежда, опора и любовь всей ее жизни, отвернулись от нее, Валентина Толкунова решит искать утешение на стороне. В начале 80-х годов она встретила российского ученого-физика, члена-корреспондента РАН Владимира Баранова. Эта любовь была и окрыляющая, и изматывающая одновременно. Оба были несвободны: он женат, она замужем. Они оба знали: на чужом несчастье счастья не построишь, но ничего не могли поделать со своими чувствами. То расставались, то вновь сходились. За 20 лет тайного романа Владимир Баранов так и не решился пойти дальше - сделать Валентину Толкунову своей женой. Он умер от рака в 2005 году. Впервые для нашего фильма дала интервью режиссер Ирина Тайманова. Валентина Толкунова рассказывала ей о своем романе с Барановым, делилась своими переживаниями и доверяла самое сокровенное.

В 90-х Валентина Толкунова уже получит высшее звание народной артистки. На ее счету будут сотни исполненных песен. А сколько орденов, медалей и наград! В глаза Валентину Толкунову будут называть «Душа России». Правда, за глаза популярная эстрада определит ее творчество модным, но таким обидным словом - неформат. Продюсеры будут предлагать Толкуновой изменить внешность: сменить макси на мини и если не отстричь волосы, то хотя бы убрать жемчужную нитку из волос. Но Валентина Толкунова откажется изменить себя и уж тем более себе. Она не сможет иначе. Именно за это ее и любили. Да, ее больше не показывали по ТВ, не крутили песен по радио, но на концертах всегда были неизменные аншлаги, до последнего дня ее жизни.

При всех ее званиях Валентину Толкунову обошла стороной звездная болезнь. Она была по-настоящему народной - простой и скромной. И в этом, наверное, был главный секрет успеха Валентины Толкуновой. Ей не нужны были особняки и личные водители, она не вкладывала деньги в акции и бриллианты. И отдыхать предпочитала не на роскошных заграничных курортах, а в родных местах. Например, в Зубцовском районе Тверской области. Запросто ходила в лес, ночевала в обычной деревенской избе. Часто выступала с концертами абсолютно бесплатно. Мы съездили в Зубцовский район, поговорили с друзьями певицы и побывали в доме, который она, увы, не успела достроить…

Валентина Толкунова мечтала о любви сына, мечтала о настоящей любви с мужчиной - увы, не сложилось. Но у нее была бескрайняя любовь ее слушателей, друзей, коллег. Талант, искренность, теплота и трудолюбие сделали ее той певицей, которую мы знаем и любим. И пусть судьба обделила ее простым женским счастьем, но всенародная любовь останется с ней навсегда, и этого уже не отнимешь.

В фильме принимают участие:

Владимир Толкунов - брат,

Сергей Толкунов - брат,

Ирина Мирошниченко - актриса,

Иосиф Кобзон - певец,

Лев Лещенко - певец,

Алексей Тирошвили - концертный директор Валентины Толкуновой,

Ирина Тайманова - режиссер, подруга В.Толкуновой,

Андрей Дементьев - поэт,

Карина Филиппова - поэтесса, подруга Толкуновой,

Юрий Нугманов - соло-гитарист коллектива Толкуновой,

Валентина Житкова - домработница Толкуновых.

ООО «Контраст»

Режиссер: Илья Ульянов

Продюсеры: Андрей Сычев, Олег Вольнов

Валентину Толкунову называли душой русской песни и хрустальным голосом советской эстрады. Интересно, что сценический образ артистки (длинные волосы, аристократическая осанка, платье-макси и минимальный набор косметики и украшений) сохранялся на протяжении длительной карьеры.

Валентина родилась в городе Армавире Краснодарского края, но первые полтора года жила в станице Белореченской. Там служил отец Толкуновой, Василий Андреевич, военный железнодорожник. Мама Евгения Николаевна трудилась на железнодорожной станции. Семья прибыла из Забайкалья, хотя отец был родом из Саратовской области. Спустя три года после рождения Вали появился младший брат Сергей, который тоже стал певцом, заслуженным артистом России.

В 1948-ом году семья Толкуновых переехала в Москву. Валентина росла не только в дружной и любящей семье, но и в окружении хорошей вокальной музыки. В доме постоянно играли пластинки , . И Валя выучила их песни и подпевала любимым исполнителям.

В 1956 году девочку приняли в хор Центрального Дома детей железнодорожников. Управлял коллективом Семен Осипович Дунаевский, а педагогом девочки стала Татьяна Николаевна Овчинникова, которая помогла будущей певице освоить азы музыкальной грамоты и познать секреты вокального мастерства.


После школы девушка поступила на дирижерско-хоровое отделение Московского государственного института культуры, а затем окончила еще и легендарную Гнесинку. Первым коллективом Валентины Толкуновой был вокально-инструментальный оркестр «ВИО-66», которым руководил , будущий супруг артистки. Там молодая певица исполняла песни под джазовую музыку, а позднее начала сольную карьеру.

Музыка

Звездным стартом для творческой биографии молодой артистки стало исполнение песен на стихи Михаила Анчарова и музыку Ильи Катаева для музыкального сопровождения фильма «День за днем». После выхода кинокартины на экраны песню, исполненную Валентиной Толкуновой «Стою на полустаночке», напевала вся страна. Певица мгновенно стала знаменитой, а пластинка с музыкальными композициями не задерживалась на полках музыкальных магазинов. Позднее на конкурсе «Артлото» молодая певица с этим шлягером выиграла первую премию.

Первое сольное выступление Валентины Толкуновой состоялось в 1972 году в рамках юбилейного концерта . Артистка исполнила композицию «Ах, Наташа», а так как концерт транслировался по телевидению, молодую певицу увидела и услышала миллионная аудитория. Вместе с начинающей артисткой на сцену в тот вечер выходили , . Там же Валентина Толкунова впервые встретилась с , певицей, которую девушка боготворила с детства.

Вскоре репертуар артистки пополнился музыкальными композициями Эдуарда Колмановского, Марка Минкова. А уже с 1973 года Толкунова регулярно становился участницей телеконкурса «Песня года». Мелодичный ласковый голос певицы сделал ее по-настоящему народной артисткой. На телевидение приходили мешки писем от зрителей с просьбами увидеть выступление любимой певицы вновь.

Валентина начала появляться в программах «Утренняя почта», «Голубой огонек», а также на творческих вечерах выдающихся композиторов из Колонного зала Дома Союзов.

Вторая волна славы настигла Толкунову после премьеры песни «Поговори со мною, мама» на Всесоюзном радио. Композитор писал ее для , но, услышав композицию в исполнении Толкуновой, изменил решение.

Изюминкой Толкуновой было то, что артистка всегда пела о людях и для людей, в репертуаре фактически отсутствовали советские лозунги и социально-политические подтексты, что для того времени было редкостью. Для Валентины каждая песня – это чья-то судьба, чья-то жизненная история.

В 1975 году состоялась судьбоносная встреча Толкуновой и ее партнера по сцене – инструменталиста, композитора Давида Ашкенази. Коллеги сотрудничали на протяжении 18 лет. Совместно исполненным шлягером стал романс «Сероглазый король» на музыку и стихи .

Имели огромную популярность песни «Я не могу иначе», «Серебряные свадьбы», «Вечер школьных друзей». Также голос Толкуновой звучал и в саундтреках известных кинофильмов и мультиков. Например, в мультфильме «Зима в Простоквашино» певица исполнила композицию «Кабы не было зимы», а в мелодраме «Романс о влюбленных» – «Колыбельную», в комедии «Невеста с севера» – «Пушинку белую».

И, конечно, нельзя не сказать о детской песенке «Спят усталые игрушки», ставшей заставкой вечерней передачи «Спокойной ночи, малыши!», на которой воспитывалось не одно поколение детей. Еще одна детская песня Толкуновой – «Носики-курносики» – особенно полюбилась поклонникам таланта певицы.

В 1979 году Валентина Толкунова впервые выступила с сольным концертом. Творческие вечера состояли из популярных и народных песен, но все чаще певица стала обращать внимание на музыкальные композиции о Великой Отечественной войне, первой из которых стала «Если б не было войны». За 10 лет в репертуаре артистки появилось 22 песни о военной доле, которые Толкунова выпустила отдельной пластинкой.

Талант Толкуновой требовал новых форм, и в 1986 году из-под пера Ильи Катаева вышла опера «Русские женщины», которая создавалась в расчете на исполнение Толкуновой. Премьера оперы состоялась в концертном зале «Россия». В этом же году артистка дебютировала в полнометражной музыкальной ленте «Верю в радугу» режиссера Виталия Фетисова.

Через год певица организовала Московский театр музыкальной драмы и песни, постановки которого «Брызги шампанского», «Ожидание», «Как быть счастливой» пользовались особой любовью зрителей. Последней концертной постановкой стала сольная музыкальная программа «Я сегодня обеты молчанья нарушу», которая появилась на сцене театра в 2010 году.

В 2000-е годы репертуар Толкуновой пополнялся в основном духовными песнями – «Ангел мой», «Рождественская ночь», «Спаси и сохрани», «Молитва». Благодаря альбому «Мой придуманный мужчина», в который вошли песни автора Василия Попова, Валентина Толкунова получила премию международного благотворительного фонда «Русская культура».

Личная жизнь

В первом ансамбле Валентина Толкунова познакомилась с композитором и дирижером , который и стал первым мужем, но этот брак продлился только 6 лет. Сказалась большая разница в возрасте, ведь певице на момент бракосочетания было всего 19 лет, а супругу 37.

Через три года после развода Толкунова на светском вечере в мексиканском посольстве познакомилась с элегантным журналистом-международником Юрием Папоровым. Роман развивался стремительно, и через пару месяцев влюбленные стали мужем и женой. Вскоре родился сын Николай, единственный ребенок Народной артистки. Но женского счастья у Валентины не получилось и во втором браке. Юрий Папоров разъезжал по заграничным командировкам, а в один период отсутствовал дома на протяжении 10-ти лет.


По словам бывшего директора певицы Николая Басина, у Валентины была еще одна романтическая страница в личной жизни, связанная с именем физика Владимира Баранова. Этого человека Валентина называла «мужем от Бога», но покинуть семьи ни он, ни она не решились. С Юрием Папоровым женщина прожила до последних дней жизни, а супруг пережил жену только на полтора месяца.

Валентина Толкунова всегда тянулась к церкви, а позднее воцерковилась. Певица даже приобрела домик недалеко от монастыря, чтобы иметь возможность больше времени уделять церковной службе и молитвам. Кроме того, артистка финансово помогала восстановлению храмов, давая благотворительные концерты.

Болезнь и смерть

Еще в 1992 году у Валентины Толкуновой был обнаружен рак молочной железы. После операции и курса химиотерапии болезнь отступила, но спустя 16 лет все-таки вернулась. А позднее у певицы дополнительно обнаружили опухоль мозга. Валентина Васильевна отказалась вновь ложиться под нож, продолжала гастролировать.


Последний концерт певица дала 16 февраля 2010 года в Могилеве, после него женщина была госпитализирована. С тех пор Толкунова находилась в больнице, но помощь врачей оказалась уже бессильной. 22 марта певица впала в кому и через несколько часов ушла из жизни. Метастазы стали причиной смерти артистки.

Похоронена певица на Троекуровском кладбище, куда сейчас приезжают родственники и поклонники. На могиле рядом со скульптурным изваянием стоит портретное фото певицы.

Дискография

  • 1972 - «Стою на полустаночке»
  • 1974 - «Год любви»
  • 1976 - «Уж отзвенели ливни сенокоса»
  • 1980 - «У новогодней елки»
  • 1981 - «Если б не было войны»
  • 1986 - «Разговор с женщиной»
  • 1995 - «Я не могу иначе»
  • 1997 - «Я деревенская»
  • 2002 - «Мой придуманный мужчина»
  • 2011 - «Как быть счастливой»