Верификация и фальсификация теории. Верификация и фальсификация как методологические процедуры

Знание является фундаментом науки, а фабрикой по изготовлению научных знаний выступает научная теория. Научной теорией называют систему знаний, несущую информацию, которую можно верифицировать или фальсифицировать. Это означает, что не любое знание может считаться научной теорией и не любая информация может быть отнесена к знаниям.

Верификацией называется процедура установления истинности тех или иных суждений, подтверждения теоретического знания посредством перечисления всего класса эмпирических референтов или объектов, которые охватываются данным понятием или данной гипотезой. Для установления истинности какого-либо утверждения, например о том, что все вороны - черные, надо провести наблюдение, опрос, эксперимент. В нашем случае придется объехать всю Африку, Азию, Европу и Австралию. Исключение составят Арктика и Антарктида, где вороны не водятся. Если после осмотра всех ворон они окажутся черными и не найдется ни одной белой, то наше утверждение будет верифицировано, т.е. его истинность подтвердится научными средствами.

Можно пойти облегченным путем - обойти места, которые вам доступны, и убедиться, что вокруг - только черные вороны. В таком случае нельзя утверждать, что все вороны - черные. Придется довольствоваться более скромным суждением - например, «некоторые вороны - черные». Ценность такого суждения почти нулевая, поскольку и без всякого осмотра ясно, что часть ворон - черные. Научной и познавательной ценностью обладают только суждения со словом (в логике оно называется кванторами) «все».

Принцип верифицируемое™ предполагает, что понятие или суждение имеет значение (смысл) только в том случае, когда оно эмпирически проверяемо. Непроверяемы, а значит и бессмысленны, утверждения о том, что все женщины (мужчины) - обманывают или о том, что культура развивается прогрессивно.

Количественный метод направлен на то, чтобы установить, какой процент людей придерживается того или иного мнения, какому числу людей присуща данная форма поведения. Количественные методы - это когда опрашивают большие группы людей, не меньше тысячи. Подобные исследования отвечают на вопрос «сколько?» Сколько людей что-то любит или не любит, покупает какие-то товары, ходит на выборы. Качественные исследования отвечают на вопрос «почему?»

Верификация - очень громоздкая, неблагодарная и трудозатратная процедура. Потребуется исчерпать весь класс эмпирических референтов, чтобы доказать, что все вороны - черные. Верификация напоминает перепись населения - надо обойти буквально все дома и опросить всех без исключения людей, для того чтобы получить нужную информацию. Гораздо более экономным методом служит выборочное обследование, которое преимущественно используют социологи. Достаточно опросить не всех, а лишь часть населения с тем, чтобы узнать, за кого именно люди будут голосовать на предстоящих выборах.

В методологии таким сокращенным вариантом подтверждения истинности служит фальсификация.

Фальсификация предполагает, что ученый вместо поиска всех примеров, подтверждающих гипотезу, обнаруживает один-единственный случай, опровергающий ее. Ученому надо доказать ложность гипотезы или теории с помощью единичного факта, а не искать всех ворон на Земле ради подтверждения истины. Если вы утверждаете, что все вороны черные, вам достаточно найти одну белую ворону и доказать ее исключительность - тогда вы получите право сказать, что, за редким исключением, все вороны черные.

Оказывается, опровергать гипотезу намного проще и экономичнее, чем ее подтверждать. Если вы утверждаете, что любая социальная группа имеет свою субкультуру, то вы должны либо пересчитать все большие социальные группы (пенсионеров, молодежь, национальные меньшинства, профессиональные группы и т.д.) и доказать, что у каждой есть своя субкультура, либо найти среди них такую, у которой нет своей субкультуры, и сказать, что есть единственная большая социальная группа, которую можно назвать исключением из правил. В первом случае речь идет о верификации, во втором - о фальсификации.

Верификация возникла в первой половине XX в. в недрах Венского кружка позитивистов; фальсификацию изобрел К. Поппер во второй половине XX в. Еще будучи студентом, он глубоко интересовался марксизмом и психоанализом, верил, как и создатели этих учений, в их безусловную истинность, а значит и научность. Но вскоре Поппер стал сомневаться в своих убеждениях. Нельзя было отрицать того, что многие выводы марксизма и психоанализа подтверждались - верифицировались - эмпирическими фактами (реально наблюдаемым ходом социально-экономических процессов в одном случае, клинической практикой - в другом). Однако не меньшее количество фактов эти учения не могли объяснить либо вступали в противоречие с ними. Тем не менее, сторонники марксизма и психоанализа, находясь иод обаянием теоретической мощи, игнорировали явные противоречия. Размышляя над этим, Поппер пришел к выводу, что нетрудно получить эмпирическое подтверждение почти для любой умело скроенной теории, но подлинно научные теории должны выдерживать более серьезную проверку - они должны допускать рискованные предсказания, т.е. из них должны выводиться такие факты и следствия, которые, если они не наблюдаются в действительности, могли бы опровергнуть теорию .

Социологический практикум

Предположим, что вы задались целью изучить курортный роман.

  • Каков будет план ваших действий?
  • Какие вопросы вы стали бы задавать?
  • Какие проблемы, требующие изучения, поставили бы?
  • Где взяли бы литературу?
  • Какие методы исследования - опрос, наблюдение, анализ документов или эксперимент - предпочли бы?
  • В каких городах надо проводить исследование?
  • Кто стал бы вашим респондентом?
  • Как составляли бы выборку?
  • Где достали бы статистику?
  • Какие гипотезы выдвинули бы?

Возможно, что уже сейчас у вас созрели кое-какие модели объяснения поведения людей в тех условиях и вы установили определенные тенденции, закономерности. Выпишите их здесь. Вообще напишите все об этом исследовании, последовательно отвечая на вопросы.

Поппер предупреждал: не считайте, что наука дает окончательную истину - она способна дать лишь частичную истину. Если теорию невозможно опровергнуть, то, по мнению Поппера, она стоит вне науки. Именно неопровержимость марксизма, психоанализа и астрологии, связанная с расплывчатостью исходных понятий, а также умением сторонников истолковывать любые факты в свою пользу, т.е. как подтверждение, делает эти учения ненаучными. Настоящая наука не должна бояться опровержений - рациональная критика и постоянная коррекция фактами является сутью научного познания. Научное познание для Поппера - это непрерывный поток предположений (гипотез) и их опровержений. Развитие науки он уподобил дарвиновской схеме биологической эволюции. Постоянно выдвигаемые новые гипотезы и теории должны проходить строгую селекцию в ходе критики и опровержения, что соответствует механизму естественного отбора в биологическом мире. Выживать должны только «сильнейшие теории», но и они не могут рассматриваться как абсолютные истины. Все человеческое знание носит предположительный характер. В любом его фрагменте можно усомниться, и любые положения должны быть открыты для критики .

Весьма привлекательная программа К. Поппера так и не получила признания. Методологи не только подвергли ее острой критике, обнаружив множество недостатков, но и рекомендовали не использовать на практике. Так оно и случилось. Сегодня социологи, как и 150 лет назад, стремятся подтвердить, а не опровергнуть свои теории. Облегченным путем наука не захотела идти. Ценность суждения с квантором «некоторые», как мы уже выяснили, гораздо ниже ценности утверждения с квантором «все».

Если вас не устраивают «все», укажите точно, сколько процентов людей пьют пиво «Байкал», бастуют при задержке зарплаты и т.д. Перевод стрелок с «все» на «34%» - это уже социология.

  • См.: Popper К. The logic of scientific discovery. London: Hutchinson, 1959 ; Popper K. Thepoverty of historicism. London: Routledge, 1957.
  • См.: Панасюк В. /О. Демаркация и природа знания. М., 2001.

Феномен научного знания - это результат разного рода процедур обоснования. Обосновать представления - это во многом и означает перевести их в разряд знания, придать им статус научности, поднять над произволом мнения и субъективности. Наука использует самые различные процедуры обоснования - индукцию и дедукцию, определение, придание интерпретации, объяснение, генетическое и системное обоснования, проверку на непротиворечивость и полноту теории, трансляцию языка одной теории в язык другой, уже подтвержденной теории, редукционистское (сведение к элементам) и холистическое (сведение к положению в составе целого) обоснования, и т.д.

В развитии западной рациональной мысли пройден этап так называемого «фундаментализма», когда структура процедур обоснования мыслилась как подведение представлений под некоторые незыблемые, раз и навсегда определенные «начала» познания, играющие роль фундамента научного знания. После выявления подлинных начал знания должно быть показано, как из них выводится все величественное здание науки. Ее развитие мыслилось как надстройка все новых и новых этажей, причем созданное ранее не должно подвергаться изменению.

На смену фундаментализму с середины 20 века приходит в современную западную философию науки критическое отношение к любым процедурам обоснования - «антифундаментализм». Первым ударом по фундаментализму оказалась революция в физике конца 19 - начала 20 века, но только кризис логического позитивизма привел к тому, что устои фундаментализма действительно зашатались.

Существующий долгое время фундаментализм в проблеме обоснования научного знания сменяется во второй половине 20 века установкой антифундаментализма. Последний обнаруживает, что любые основания могут быть подвергнуты критике, т.е. в свою очередь могут быть подвергнуты процедурам обоснования. Но отсюда антифундаментализм делает вывод об отказе от процедур обоснования вообще, тем самым неявно солидаризируясь с фундаментализмом в принятии в качестве идеала обоснования фундаменталистского образа иерархической рациональности. И фундаментализм и антифундаментализм оказываются привержены одному и тому же идеалу обоснования научного знания, но второй лишь обнаруживает невозможность реализации этого идеала в реальности научного познания. Более радикальным - и потому не столь антипатическим - оказывается здесь подход Лаудана, изменяющего сам идеал научной рациональности, предлагающий рассмотреть вместо иерархической «сетевую» модель рациональности. В «сетевой» модели все основания теряют безусловный статус только оснований, все начала выступают и основаниями, и обосновываемым, возникает феномен «взаимного обоснования». Вместо образа антифундаментализма, столь ярко и безнадежно представленного К. Поппером в виде здания на сваях, вбитых в болото, возникает образ скорее сгустка живой массы, поддерживающего самого себя в невесомости и способного к росту в любом направлении.

Ч. Пирса упрекали в смешении логических и психологических аспектов позитивизма как методологии научного мышления. Согласно Пирсу, познание позволяет преодолевать «беспокойное и неприятное состояние сомнения», в результате чего достигается вера, на основании которой человек может действовать без сомнений и колебаний. Также он вводит представление о том, что научное познание может начинаться с любых гипотез, в том числе и ошибочных. Акцентирование предположительного характера научного знания привело Ч. Пирса к обоснованию фаллибилизма.

Фаллибилизм - это методологическая позиция, согласно которой любое знание лишь приблизительно и вероятностно. Научное исследование - это «жизненный процесс», протекающий в критических спорах и проверках предположений как научных гипотез. Позитивным результатом такого процесса является корректировка гипотетического знания и повышение вероятности его как знания истинного. В критическом реализме К.Поппера идея фаллибилизма образована с учетом ориентировки на роль критического размышления в построении объективного знания и возможность оценивания правдоподобия научных гипотез.

Наиболее глубоко и подробно проблема обоснования знания стала разрабатываться с появлением естественных наук, поскольку заявленной целью деятельности ученых изначально был поиск объективной истины об окружающем мире. Проблема научного познания включает в себя два аспекта: определение источника знаний и определение истинности знаний.

Все попытки определить источник человеческих знаний можно разделить на два направления. Первое можно обозначить, как подход «изнутри», поскольку предполагается, что все исходные предпосылки истинного знания находятся внутри человека. При этом не важно, проявляются ли они в виде божественного озарения, общения с «миром идей» или являются врожденными, главное, что для их получения нет необходимости во внешней деятельности, только во внутренней духовной работе (рациональном размышлении, самоанализе, медитации или молитве). В рамках этой концепции существует очень много вариантов философских систем. Для проблемы научного знания важна позиция рационализма, сформулированная Рене Декартом и получившая название картезианство. Декарт стремится построить всеобъемлющую картину мироздания, в которой вселенная предстает в виде обособленных материальных тел, разделенных пустотой и действующих друг на друга посредством толчка, подобно частям единожды заведенного часового механизма. В том, что касается познания, Декарт полагает, что, критически анализируя содержание собственных убеждений и используя интеллектуальную интуицию, индивид может подойти к некоему нерушимому основанию знания, врожденным идеям. Однако при этом возникает вопрос об источнике самих врожденных идей. Для Декарта такой источник - Бог. Для того чтобы такая система работала, врожденные идеи должны быть у всех одинаковые, причем такие, чтобы в точности отражать внешний мир. В этом состоит слабое место подхода «изнутри» в целом - нерешенность проблемы выбора между теориями. Если оппоненты с помощью интеллектуальной интуиции не придут к единому мнению, выбор позиции окажется исключительно делом вкуса.

Второе направление поисков источника знания - «внешнее». Познание человеком реальности идет исключительно через чувства, переживания. С появлением естественных наук такой подход получает новое звучание. В развитие этих взглядов в Англии формируется концепция эмпиризма, важность которой для развития научного знания невозможно переоценить. Фактически, эмпирический подход лежит в основании всей научной практики. Его основа хорошо сформулирована Френсисом Бэконом: знание получается путем постепенного восхождения от фактов к закону, путем индукции. Для классического эмпиризма характерно отношение к разуму ученого как к tabula rasa, чистой доске, свободной от предрассудков и ожиданий.

Верификацией (от лат. verus -- истинный и facere -- делать) называется процедура установления истинности тех или иных суждений, подтверждения теоретического знания посредством перечисления всего класса эмпирических референтов или объектов, которые охватываются данным понятием или данной гипотезой. Для установления истинности какого-либо утверждения -- например о том, что все вороны черные, -- надо провести наблюдение, опрос, эксперимент. В нашем случае придется объехать всю Африку, Азию, Европу и Австралию. Исключение составят Арктика и Антарктида, где вороны не водятся. Если после осмотра всех ворон они окажутся черными и не найдется ни одной белой, то ваше утверждение будет верифицировано, т.е. его истинность подтвердится научными средствами.

Можно пойти облегченным путем -- обойти места, которые вам доступны, и убедиться, что вокруг только черные вороны. В таком случае нельзя утверждать, что все вороны черные. Придется довольствоваться более скромным суждением -- например «некоторые вороны -- черные». Ценность такого суждения почти нулевая, поскольку и без всякого осмотра ясно, что часть ворон черные. Научной и познавательной ценностью обладают только суждения со словом (в логике они называются кванторами) «все».

Да и для повседневной жизни такие утверждения -- настоящий клад. Они помогают ориентироваться в окружающей обстановке и принимать правильные решения. Люди стараются получить их любой ценой, даже пренебрегая научными методами. Принцип верифицируемости предполагает, что понятие или суждение имеет значение (смысл) только в том случае, когда оно эмпирически проверяемо.

Верификация -- очень громоздкая, неблагодарная и трудозатратная процедура: Гораздо более экономным методом служит выборочное обследование, которое преимущественно используют социологи: достаточно опрашивать не всех, а лишь часть населения с тем, чтобы узнать, за кого именно люди будут голосовать на предстоящих выборах.

В методологии таким сокращенным вариантом подтверждения истинности является фальсификация. В обычной жизни под этим понимается искажение правды. Фальсифицированный продукт -- значит недоброкачественный. Фальсифицированный товар называют еще контрафактной продукцией, т.е. несоответствующей заявленному факту, противоречащей тому, что говорится на титуле, в рекламе, на вывеске, в его названии. В политике фальсифицируют голоса избирателей, т.е. подтасовывают их, зачисляют в список несуществующих людей, вычеркивают лиц, проголосовавших за представителей враждебной партии, подделывают бюллетени и т.д.

Если верификация -- это подтверждение истины, то фальсификация -- ее искажение. Хотя процедуры верификации и фальсификации зародились в рамках естествознания, формировались по поводу решения естественно-научных задач, рассчитаны на математический аппарат естествознания, они с успехом применяются и в социологии. Этим мы обязаны американским социологам -- представителям количественной методологии, научная школа которых существовала в 20--30-е гг. XX в. (П. Лазарсфельду, Дж. Ландбергу и др.).

Верификацией называется метод подтверждения гипотезы или теории путем ее независимой опытной проверки или установления ее соответствия эмпирически проверенным и общепринятым фундаментальным теориям (9. - С.102-104).

Понятие верификации (проверки и подтверждения) предложено в 20-е гг. XX в. группой ученых, объединившихся в т.н. «Венский кружок» (Карнап, Нейрат, Гедель и др.) и развивавших ряд идей Л.Витгенштейна («логический позитивизм»).

Первоначально верификация представляла собою способ фиксации опытных фактов без какого-либо их субъективного изменения. Такие факты признавались достоверными, и науке предлагалось работать именно с ними. На их основе формируются первичные обобщения (т.н. «протокольные предложения»). То, что не совпадает с протокольными предложениями, из науки рекомендовалось устранять.

Сегодня суть верификации состоит в скрупулезном соблюдении предметности, проблемности и методичности познания и в применении т.н. «критериев истины».

В гуманитарных науках и философии использование верификации ограничено высокой долей субъективизма в интерпретациях. Здесь такое подтверждение распространяется, в первую очередь, на логику рассуждений и на соблюдение общепринятых правил организации текста, например, на соотнесенность ученого с определенной традицией, научным контекстом или квалификационными требованиями.

Главную же верификационную роль в философском познании, как и в художественном творчестве, играют вкус и аргументация. Философская работа должна быть убедительной и интеллектуально красивой.

Вместе с этим, верификация как способ окончательного доказательства вступает в конфликт с тем обстоятельством, что для полной верификации любой теории должно быть собрано бесконечное число фактов.

Другой, альтернативный способ проверки теории – фальсификация (10. – С.752). Идея фальсификации предложена К.Поппером и, по мнению как его самого, так и его последователей (например, И.Лакатоса), она работает более точно и добивается большей достоверности, чем верификация. Предполагается, что, если для верификации теории нужно бесконечное множество фактов, то для фальсификации и опровержения бывает достаточно и одного. Однако отсутствие опровергающих фактов не придает теории качество истинности, она становится лишь научной и оправданной.

Фальсификация так же, как и верификация позволяет установить соответствие гипотезы опытным данным и фундаментальным теориям. Однако если верификация добивается прямого соответствия, то фальсификация осуществляет проверку путем непрерывной критики и попытки опровержения теорий.

При фальсификационном подходе идет поиск опровергающих данных. Эта идея исходит из представлений о том, что теория должна работать не только для узкой группы изученных предметов, но и для всех предметов данного класса. Поэтому появление в поле зрения науки новых предметов вынуждает в первую очередь применять к ним уже имеющиеся теории и этим проверять способность теорий к объяснению.

Из-за своей критической направленности фальсификация более чем верификация соответствует диалогу разнообразных точек зрения и позиций, непрерывно идущему в гуманитарных науках. Поэтому здесь подтверждение имеет скорее фальсификационный, чем верификационный характер.

Верифицируемость и фальсифицируемость результатов исследования является основой для подтверждения его научного статуса. Так, например, в грамотном исследовании проблема, предмет и методы указываются в самом начале работы. Их заявка позволяет осуществлять независимую экспертизу результатов и составляет т.н. «академический стиль» научных работ. Если поставлена проблема, определен предмет, выбран метод и получен результат, а затем написана статья, то любой специалист может поставить ту же проблему, взять тот же предмет и метод и тогда он должен получить такие же или похожие результаты. Если результаты оказались другими, то это значит, что кто-то ошибся, выполнил работу некорректно и его квалификация в качестве специалиста своего профиля невысока.

Слово "фальсификация" происходит от латинских слов "facio" , что значит "делаю" и "falsus" - "ложный". Понятие применяется в различных отраслях жизни человека. Так, например, существует термин "фальсификация товаров". Это действие направлено на обман потребителей и представляет собой подделку продукта в корыстных целях.

Принцип фальсификации являет собой проверку ложности теории при помощи теоретического анализа или термин в научный оборот был введен Поппером.

Принцип фальсификации предполагает, что научными могут считаться только те теории, которые могут быть опровергнуты в принципе. Другими словами, научное предположение способно доказать свою ложность. Верификация и фальсификация являются формально симметричными процедурами. Последняя связана с разрывом дедукции и индукции.

Принцип фальсификации применим только к изолированным эмпирическим предположениям. Их можно отклонить при наличии конкретных результатов экспериментов либо в связи с несовместимостью с фундаментальными теориями. Однако при объединении множества гипотез в одну теорию, найти опровержение достаточно сложно, так как допускается некоторая корректировка некоторых фрагментов в испытываемой теории, исходя из результатов эксперимента. Вместе с этим появляется необходимость в сохранении отвергнутых идей до формирования более эффективных предположений - более альтернативных, способных обеспечить действительное продвижение в познании мира.

Принцип фальсификации имеет вместе с этим минусы. Одним из существенных считают положение, которое касается соотношения относительной и При этом истинность знаний является относительной, вместе с тем, что ложность может приобретать характер абсолютный.

Подобно тому, как не поддается верифицированию так и не поддается фальсифицированию фальсификация. Другими словами, эти системы не могут быть доказаны или опровергнуты при использовании собственной доказательной базы.

Фальсификационный принцип являет собой логическое завершение неопозитивистской установки на проведение всего, в том числе философского знания.

Основные идеи, представлявшие собой приведение философии к принципу верификации, сведению философского знания к логическому анализу научного языка, трактовке математики и логики в качестве формальных научных преобразований, были сформулированы участниками Венского кружка математиков и логиков. Эти идеи стали весьма популярными в тридцатые-сороковые годы.

Принцип верификации, в частности, был обоснован Шликом (руководителем кружка) и требовал всякое научное утверждение, являющееся осмысленным, сводить к комплексу протокольных предложений, которые следует проверять опытным путем. Те же предложения, которые не поддаются этой процедуре, то есть не подвергаются сведению к считаются теориями, лишенными всякого смысла.

На смену методологии позитивизма логического пришел комплекс методологических концепций не является особым философским направлением, школой или течением. Постпозитивизм представляет собой этап научной философии. Его наступление связывают с выходом методологического труда Поппера и книги Куна.

Отличительная особенность этого этапа - существенное многообразие методологических концепций, а также их взаимная критика. Постпозитивизм признавал, что в научной истории революционные и существенные преобразования неизбежны. Они приводят к пересмотру знания ранее обоснованного и признанного. Поппер пришел к выводу о том, что не существует индуктивной логики. В связи с этим, попытка трансляции истины с эмпирического на теоретический уровень безнадежна. Таким образом, Поппер указывает на наличие в рамках дедуктивной логики деструктивной дедукции, которая и является принципом фальсификации.

Различия научного познания и обыденного не абсолютны. Они не исключают взаимосвязи и тождественности, а также здравого смысла. Научное познание, безусловно, стоит выше обыденного, но никоим образом не может вытиснуть его полностью. И это понятно, ведь обыденное - необходимое условие для развития научного. Какие критерии существуют для разграничения этих двух видов познания? В чем их суть и различия?

Критерии

Современное научное сообщество признает на сегодня два критерия для различия псевдонаучного от научного знания:

  • принцип верификации.

Первый предложен Карлом Поппером. А второй - Бертраном Расселом.

Суть первого в том, что любое знание относительно и опровержимо. Только оно может претендовать на звание «научного». Такой принцип фальсификации лишает знание неизменности, абсолютности и законченности. Бесспорность этого принципа подвергается сомнениям. Однако мнение, что научная теория может и должна ошибаться, имеет право на существование.

Поппер и его утверждения

Согласно Попперу, принципы различаются относительно возможности постановки эксперимента, который даст хотя бы шанс получить результат, опровергающий конкретную теорию. Это утверждение отнесено к разряду научных, но не является критерием истинности теории или ее возможного успешного применения.

В природе система, в основании которой лежал бы принцип фальсификации, была бы обречена на уничтожение. В жизни необходимость изменения знания является производной его неподтвержденности. Но тогда по логике может быть один из двух исходов:

  1. Опровержение имеющегося знания, т. е. отказ от него.
  2. Замена знания на более ценное - научное.

Критерий Поппера, т. е. принцип фальсификации, нарушает законы логики. Необходимость дополнения знания выходит из единства неопределенности с определенностью. Поппер с большим уважением относился к науке. Он увлеченно изучал ее. И все же, когда он следовал логике метафизики, то не останавливался перед тем, чтобы усомниться в стандартах науки.

Опровержения

Принцип верификации говорит о том, что только то знание научно, которое может быть рано или поздно подтверждено прямо или косвенно.

Поппер считал, что эта теория окончательно дискредитирована, потому что общие предположения не могут иметь исчерпывающего подтверждения. Частичные же подтверждения, могут быть у любой теории. У множества событий может быть бесконечное число элементов, следовательно, их никогда нельзя исчерпывающе подтвердить. Поэтому выход один — использовать принцип опровержения.

Каждая гипотеза, согласно Попперу, всегда носит вероятный характер. Но это не означает, что она не может стать истинной или как минимум частично отразить объективность. О ложности гипотез свидетельствуют опровергающие их эмпирические факты.

Дисгармония и зависимость

Асимметрия, которую имеют принципы верификации и фальсификации, является результатом действия демаркации - опровергающего критерия. Но в действительности здесь зависимость только обратная. Асимметрия заключается в том, что для опровержения какого-либо общего утверждения, достаточно единичного факта, противоречащего этому утверждению. Одновременно для его закрепления в статусе «истинного» недостаточно никакого числа единичных констатаций. Другими словами, общие утверждения всегда фальсифицируемы, а экзистенциальные всегда верифицируемы.

Эксперимент

Существующие принципы фальсификации (теория Поппера) применимы исключительно к изолированным эмпирическим предположениям. Они могут быть отклонены при наличии конкретного результата эксперимента, а также при несовместимости с фундаментальной теорией. Но при объединении множества гипотез в одну найти опровержение очень сложно. Это связано с тем, что допускается некоторая корректировка определенных фрагментов в испытываемой теории, учитывая результаты эксперимента. Одновременно с этим появляется необходимость сохранять отвергнутые идеи до формирования альтернативного, более эффективного предположения, способного обеспечить настоящее продвижение в познании мира.

Невозможность доказательства

Интересно, что сам принцип фальсификации в философии имеет свои минусы. Один из них - это положение об относительной и абсолютной истине. При этом истинность относительна, а ложность приобретает абсолютный характер.

Системы верификации и фальсификации не могут быть доказаны или опровергнуты с помощью использования собственной доказательной базы.

Фальсификационный критерий — это логическое завершение неопозитивистской позиции по отношению к критическому анализу всего, включая философское знание.

Основные мысли относительно приведения философии к верификации, сведению ее знаний к анализу научного языка при помощи логики и трактовке ее наряду с математикой (в качестве формальных научных преобразований) были определены членами Венского кружка математиков и логиков.

Вообще принципы верификации и фальсификации кратко можно описать следующим образом:

  • ученый стремится к тому, чтобы научные концепции удовлетворяли критериям верификации или фальсификации;
  • ученые тщательно проверяют собственные и чужие открытия, что является их характерной чертой, в отличие от людей, далеких от науки;
  • согласно критериям верификации, научное осмысление имеют исключительно проверяемые утверждения;
  • для определения того, что проверяется, и того, что невозможно проверить в принципе, используют «круг Карнапа», который, как правило, изучается в курсе философии по теме «Неопозитивизм».

Постпозитивизм

В частности принцип верификации был обоснован руководителем кружка Шликом. Он требовал всякого осмысленного научного утверждения, сведенного к комплексу предложений, оформленных протокольно и подлежащих проверке опытным путем. Предложения, не поддающиеся этой процедуре, относятся к теории, лишенной всякого смысла.

На смену логического позитивизма пришел постпозитивизм - комплекс методологических концепций без причастности к особым философским направлениям, школам и течениям. Это определенный этап научной философии, наступление которого связывают с появлением методологических трудов Поппера и книги Куна.

Особенность, характерная для этого этапа, - внушительное многообразие методологических концепций и их взаимная критика. Постпозитивизм не отрицал, что в истории научного знания неизбежны революционные и существенные преобразования, приводящие к пересмотру ранее признанного и даже обоснованного.

Итак, принцип фальсификации предполагает, что теория или система высказывания содержит информацию об эмпирическом мире тогда, когда обладает способностью столкнуться с эмпирическим опытом.

Поппер сделал вывод о том, что индуктивной логики не существует. Поэтому попытка трансляции истины с эмпирического на теоретический уровень, не имеет даже надежды. Так, мыслитель указал на наличие деструктивной дедукции в рамках дедуктивной логики, являющейся принципом фальсификации.