Верхняя дека гитары. Устройство акустической гитары. Верхняя дека классической гитары

Классическая (испанская, шестиструнная) гитара — основной представитель семейства гитар, щипковый струнный музыкальный инструмент басового, тенорового и сопранового регистров. В современном виде существует со второй половины XVIII века, используется как сольный, ансамблевый и аккомпанирующий инструмент. Гитара обладает большими художественно-исполнительскими возможностями и широким разнообразием тембров.

Классическая гитара имеет шесть струн, основной строй которых — e 1 , h, g, d, A, E (ми первой октавы, си, соль, ре малой октавы, ля, ми большой октавы). Ряд музыкальных мастеров проводили эксперименты по добавлению дополнительных струн (десятиструнная гитара Фердинандо Карулли и Рене Лакота, пятнадцатиструнная гитара Василия Лебедева, девятиструнная, ГРАН-гитара и др.), однако такие инструменты широкого распространения не получили.

Характерные особенности

Классическая гитара это акустический инструмент, звук которого усиливается лишь деревянным корпусом гитары.

Используются струны из синтетики, нейлона, реже — карбона. В очень редких случаях — струны из кишок животных (жильные струны). Существуют модели шестиструнной гитары с металлическими струнами — так называемые «подъездные», «походные», «бардовские» гитары.

Наиболее распространённые породы древесины для изготовления корпуса классической гитары: палисандр или красное дерево для задней деки и обечаек, ель или кедр для верхней деки. Гриф может быть изготовлен из кедра или красного дерева.

Гриф гитары более широкий, что, с одной стороны, позволяет легче прижать нужную ноту, но, с другой стороны, требует больших усилий при игре (например, для баррэ).

Струны обычно перебирают пальцами. Часто гитаристы используют и ногти при игре, что позволяет достичь более яркого звучания.

Метки ладов на грифе расположены сбоку, а не на плоскости грифа. Это больше соответствует строгому дизайну гитары. На дорогих инструментах метки ладов могут отсутствовать.

У классических гитар между головкой грифа и корпусом гитары расположено только 12 ладов, а не 14, как у остальных.

Обычно классические гитары делают без пластмассовой пластинки под струнами. В этом нет необходимости, так как нет медиатора (плектра), которым можно повредить корпус, а каждая лишняя деталь на верхней деке ухудшает её акустику. Исключение составляют гитары-фламенко, где по корпусу часто бьют пальцами и ногтями — там такая пластинка просто необходима.

Играют на классической гитаре обычно без микрофона или усилителей. Однако, в больших помещениях, или в шумной атмосфере используют простой микрофон, пьезоэлектрические звукосниматели: прикрепляющийся к верхней деке (так называемая «таблетка»), порожковый (вставляющийся вместо нижнего порожка) — или контактные датчики.

Игра на классической гитаре предполагает и классическую посадку, при которой корпус гитары лежит на левой ноге, а гриф располагается под углом около 45° к полу. Для удобства под левую ногу ставится подставка. В последнее время также появляются так называемые «суппорты» — подставки, устанавливаемые на колено. В этом случае подставка под ногу не требуется.

Составные части классической гитары

Основными частями гитары являются корпус, гриф и 6 струн. Корпус имеет 4 поверхности: переднюю, заднюю и две боковых — левую и правую. Они называются соответственно верхняя дека, нижняя дека и обечайки.

Верхняя дека

Верхняя дека оказывает основное влияние на звучность инструмента. Это еловая или кедровая доска, толщиной 2,5-4 мм, склеенная по продольной линии из двух половин. В ее очертании видны 2 выпуклые части — верхняя и нижняя — разделенные вогнутостью. Чуть выше центра верхней деки находится розетка — круглое отверстие, диаметром 8,5 см.

На нижней, более широкой части верхней деки, находится подставка. Она представляет собой прямоугольную пластину длиной 19-20 см и шириной 3 см из дерева твердых пород (черного или палисандра). В центре подставки есть возвышение длиной 8,4 см с прорезью, в которую вставлен нижний порожек — прямоугольная пластинка из кости или пластика. Порожек держит струны приподнятыми над декой, закрепляет их нижние концы и передает колебания струн корпусу. В нижней части подставки имеется 6 отверстий для закрепления нижних концов струн.

Верхняя дека укреплена с внутренней стороны системой пружин — деревянных перекладин, препятствующих ее деформации из-за натяжения струн. В основе системы пружин лежат 2 перекладины, одна крепится поперек деки выше розетки, другая — параллельно ей ниже. Эти планки соединяются с двух сторон розетки двумя другими, наклонными. На нижней части деки помещаются 2 планки, образующие тупой угол в самой нижней точке деки. От перекладины, укрепленной ниже розетки, до этих 2 планок веерообразно расходятся семь тщательно отшлифованных небольших планок различной толщины: три к одной, три к другой и одна посередине, по линии склейки деки из половин.

Нижняя дека

Нижняя дека, или задняя стенка корпуса гитары, изготавливается из палисандра, кипариса, красного, амарантового или другого специального дерева. Состоит из половин, размерами и контуром сходна с верхней декой. Иногда для достижения полного и мягкого звука нижняя дека делается из скрипичного клёна. Кленовые нижние деки свойственны русской семиструнной гитаре. Самые отзывчивые — палисандровые, мгновенно отдающие яркий звук. Также нижняя дека может быть сделанной из тонких половин одинаковой толщины, быть абсолютно плоской — что характерно палисандру и красному дереву, или слегка куполообразной, то есть чуть-чуть выпуклой. Если заранее были выбраны плоские заготовки, то их немного выгибают под паром и склеивают. Отсюда неизбежны некоторые внутренние напряжения дерева. В случае деки из скрипичного клёна она может быть «долблёной», то есть иметь разную толщину и напоминать деку альта или виолончели. В настоящее время такие деки можно увидеть исключительно из клёна у старинных или заказных инструментов. Дело в том, что из клёна одной долблёной деки может при распилке выйти две, а то и три деки — то есть она будет стоить дороже, и технология сложнее.

Обечайки

Обечайки — две полосы шириной 9-10 см, соединяющие деки между собой и образующие боковые стенки корпуса. Изготавливаются из того же дерева, что и нижняя дека. Соединение обечаек с деками упрочивается отдельными полосками из австралийской ели, которые широкой стороной прикрепляются к обечайкам, а узкой — к декам.

Гриф

Гриф изготавливается из кедра. Его длина 60-70 см, ширина 5-6 см и толщина 2,3 см. С лицевой стороны гриф плоский, с обратной — слегка выпуклый. Он крепится к корпусу гитары в месте соединения обечаек посредством закрепленного выступа, называемого килем (пяткой или коленом). Плоская верхняя часть грифа покрывается накладкой — пластиной толщиной в несколько миллиметров из твердого дерева (черного, палисандра). В накладку врезаются 19 металлических порожков, несколько закругляющихся кверху. Расстояния между ладами постепенно увеличивается по мере приближения к верхнему концу грифа.

Гитара состоит из корпуса и грифа. Боковые стороны корпуса называются обечайки.\r\nВерхняя плоскость называется верхняя дека (или просто дека).Нижняя плоскость называется нижняя дека (или дно).
Гитара (вид сверху)

  • Подставка - деталь, приклеенная к верхней деке гитары, за которую прикрепляются струны. (иногда говорят: подструнник или кобылка)
  • Косточка - клиновидная костяная (чаще пластиковая) пластинка, вставленная в паз на подставке. На совсем дешевых (или очень старых) гитарах ее заменяет отрезок ладовой проволоки. (иногда говорят: нижний порожек).
  • Резонатор - (точнее: отверстие резонатора) круглое отверстие в деке, украшенное розеткой в виде бумажной или пластиковой наклейки. На дорогих гитарах розетка делается врезная - как инкрустация из шпона и перламутра.
  • Окантовка - (или обкладка, обводка) декоративная светлая или темная полоска вдоль краев обечаек.
  • Резонанс (solid top) - материал деки, специальным образом (вдоль слоев) распиленная древесина, склееная в тонкий (4-6 мм) щит. Деку из такого материала иногда называют резонансной. Для дек используют ель, кедр.
  • Ламинат (laminated top) - материал деки, специальная очень тонкая "музыкальная" фанера, имитирующая резонанс.
Очень часто задают вопрос - что лучше, резонанс или "ламинат". При прочих равных, дека из резонансной ели конечно предпочтительнее. Но куда важнее КЛАСС гитары, ее качество и конструктивные достоинства. Грамотно и аккуратно сделанная гитара с "ламинатом" интереснее, чем сов.халтура с резонансом - как в смысле внешнего вида, так в отношении акустики. Да и резонанс бывает разный - тот "косослой", что стоит на большинстве отечественных гитар, весьма условно можно назвать резонансом. И потом, резонансная дека - вещь капризная и не очень надежная, она может трескаться от перепадов температуры и влажности. Еще момент - толщина деки, на дешевых гитарах ее никогда не выдерживают - дека получается слишком тяжелая для синтетических струн, оттого отечественные гитары и "не дружат" с синтетикой. Металлические струны такую деку раскачать могут, особенно если резонанс не очень кривой...на совсем дешевой "табуреточной" гитаре материал деки вообще не важен, главное, чтобы гитара была не очень страшной.

На фабричных гитарах подороже наличие резонансной деки - плюс в том случае, если дека набрана из относительно ровной елки без сучков и косослоя.

На недорогих импортных гитарах под "синтетику" всегда бывает только ламинат. резонанс появляется на импортных гитарах с ценой около 150$. Эти гитары заметно дороже аналогов с ламинатом, но качество их звука существенно выше.

Гитара (вид сбоку)


  • Верхний клец - (или клетц) доска, к которой приклеиваются правая и левая обечайки, и в которой вырезается гнездо для крепления грифа.
  • Нижний клец - примерно такая же доска внизу гитары, в нее вставляется кнопка для ремня.
  • Контробечайка - полоса фанеры, приклеенная изнутри к обечайке.
  • Пружины - тонкие бруски, поддерживающие верхнюю и нижнюю деку.
  • Стрелка - деревянный клин, стыкующий обечайки на нижнем клеце.
  • Гриф гитары состоит из ручки, к ней приклеены пятка, накладка и головка.
  • Пятка - выступающая деталь грифа, которая приклеивается (или привинчивается винтом) к корпусу.
  • Накладка - плоская тонкая доска, в которую впрессовываются лады (ладовые пластины).
  • Головка (лира) - приклеена под углом к ручке, на ней расположены колки (колковая механика).
  • Верхний порожек - (или просто порожек) пластмассовая деталь с прорезями для фиксации струн. Обычно он служит началом отсчета 1-го лада и от него отсчитывается мензура - рабочая длина струны. Иногда сразу после порожка помещают "нулевой лад" - и в этом случае мензура отсчитывается от нулевого лада.

Нормальная мензура составляет 650 мм, иногда используют 610 мм. Подростковые гитары делают с мензурой 540 и даже 480 мм, а бас-гитары 840 мм. Вообще говоря, мензуру можно сделать любую, от этого изменится только формула расчета длины ладов.

Чем болеют гитары?

Гитары - они как люди. Рождаются, живут-поют и умирают. А так же болеют - иногда тяжело, так что без лечения и скальпеля не обойтись. А иногда достаточно зарядкой по утрам заняться...

Главными симптомами недомогания являются увеличенная жесткость струн или напротив - звон струн о лады. Еще могут образоваться заметные трещины в разных деталях, потеряться строй, появиться посторонние шумы при игре. Кроме трещин и т.п. явных проявлений, остальные симптомы могут свидетельствовать как о серьезных проблемах, так и ни о чем не свидетельствовать, кроме нерадивости хозяина инструмента. Вот перечень проверок, которые следует произвести, прежде чем нести гитару в магазин на обмен или мастеру в ремонт:

1. Струны - это расходный материал. Их надо менять не реже, чем раз в полгода, даже если гитару используют мало. При активной игре струны надо менять значительно чаще. На изношенных струнах появляются характерные вмятины напротив ладов, струны меняют цвет (обычно темнеют), окисляются, ухудшается звонкость и тембр, звук (особенно басов) становится ватным, слабым. Изношенные струны теряют точный строй. Замена одной струны дела не сделает, новая струна будет явно отличаться от старых. Недопустимо использовать струны от разных комплектов (даже новые). Замена возможна только для нового комплекта, если новая струна - 100% аналог старой. Проверьте струны!

2. Высота струн над грифом - всегда компромис между терпимым звоном о лады и жесткостью игры. Для разных гитар и разных музыкантов это разные цифры, никакого стандарта не существует. Самое большая высота - для классических гитар с синтетикой. Некоторые преподаватели специально заставляют учеников играть на высоких струнах - для выработки сильной подачи. На акустических гитарах металлические струны ставят ниже. Совсем малая высота струн на электрогитарах.

На гитарах с винтовым креплением грифа высота струн выставляется с помощью ключа (или отвертки). Если гриф вклеенный, высота изменяется при помощи косточки на подставке - ее следует извлечь (ослабив струны) и подпилить по высоте - или заменить на более высокую. Можно попробовать подложить под косточку подходящую по размеру полоску пластика, хотя это плохо отражается на акустике инструмента.

Высота косточки над подставкой - 3-8мм, причем высота под басами может быть чуть больше, чем под тонкими струнами. Кость выше 12мм - это брак инструмента и повод для ремонта или гарантийного обмена.
Еще важная деталь - верхний порожек. Если пропилы в нем недостаточны, гитара может казаться жесткой даже при нормальной высоте струн. Особенно жесткими ощущаются открытые аккорды и барре на 1 ладу. При этом барре на 5-10 ладах взять явно легче. Порожек отвечает так же за строй гитары. Струна должна опираться строго на ближний к ладам край порожка. Если струна опирается на дальний край, гитара не будет строить. Порожек легко корректируется с помощью надфиля, главное - не переточить лишнего.
Посему: проверьте косточку и порожек.

3. Многие гитары (особенно под металл) имеют внутри грифа специальный стержень - анкер. Головка его выходит чаще всего снизу грифа и доступна через отверстие резонатора. Иногда головка выведена сверху грифа, возле колков, и прикрыта накладкой. Смысл анкера - напряжение и поддержка грифа. Если бы не анкер, металлические струны согнули бы тонкий гриф. Подчеркну: анкер отвечает не за высоту струн, а за прогиб грифа. Причем регулирует этот прогиб не совсем однозначно. Если Вы видите, что середина грифа явно ниже, чем его концы - анкер нужно подтянуть. Если наоборот - гриф стоит "пузом вверх" - отпустить. На практике, однако, анкер редко просто выпрямляет гриф. Чаще он как бы "распределяет" прогиб волнами, поэтому где-то гриф оказывается ниже, а в других точках - чуть выше нормы. Вы можете сильно не углубляться в этот вопрос, если прогиб грифа значительный, и простой подтяжкой анкера устранить проблему не получилось - несите гитару мастеру.
Совсем отпущенный анкер может противно громыхать внутри грифа. Исходите из того, что нормальное состояние анкера на новой гитаре - слегка затянутое. После нескольких недель анкер может ослабнуть за счет естественной усадки грифа, тогда его следует чуть подтянуть. Но сильно крутить анкер без понимания смысла процесса бесполезно, будет только хуже.

Однако: профиль грифа и анкер так же следует проверить.
Понятие "нормально" для гитар почти неприменимо. Всегда возникает вопрос: для КОГО нормально? Особенно это касается звона струн о лады. Особо занудливые субъекты способны вытрясти из продавца или мастера последние остатки политкорректности, пытаясь добиться невозможного: получить супермягкую гитару без дребезжания. Самая дорогая брендовая гитара ничем не отличается в этом вопросе от дешевого китайца. При резкой сильной подаче можно заставить звенеть любую гитару. Если ваш опыт невелик, посоветуйтесь с друзьями-гитаристами, поиграйте на их инструментах. Возможно, то, что Вам кажется дефектом Вашей гитары, вовсе не дефект, а обычное свойство. А неудобство объясняется недостатком привычки к игре. Или напротив: Вы напрасно мучаетесь с инструментом, который давно пора показать мастеру.

Покупайте гитару в магазине, который предоставляет длительную гарантию, а не только "2 недели на обмен". Задавайте продавцу любые важные для Вас вопросы, но и не терзайте его недоверием...

Статьи о гитаре Просмотров: 34137

Из чего состоит акустическая гитара? Вообще, её можно разделить на два основных элемента: корпус и гриф. Этот ликбез подробнее расскажет вам об устройстве акустической гитары.

В этой статье мы не будем говорить о различных видах акустической гитары, об этом можно . А подробнее о разнице между "классикой" и "акустикой" читайте в этой статье .

Грубо и не вдаваясь в подробности, разложим на следующие компоненты:

  • Корпус (кузов)
    -Верхняя дека
    -Нижняя дека
    -Обечайка
  • Гриф
  • Внутреннее устройство

Устройство корпуса акустической гитары.

Корпус состоит их верхней, нижней деки и обечайки. Верхней декой является та часть гитары, где крепятся ее струны, противоположная же пластина является нижней декой. Обечайка соединяет деки.

Верхняя дека.

Звучание гитары зависит преимущественно от верхней деки. Наибольшее влияние оказывают порода дерева и прожилки годовых колец. Ель и кедр является наилучшим материалом для этой части гитары, и чем тоньше прожилки годовых колец дерева, тем лучше будет звук. Часто можно встретить верхнюю деку, состоящую из нескольких продольных частей, реже встречается дека из двух половинок. Наилучшим же вариантом будет являться дека, собранная из четырех частей, так как в этом случае мастер сможет подобрать более мелкослойные участки дерева, которые идеально смогут вписаться друг под друга.
Устройство гитары с бюджетным исполнением верхней деки несколько иное. Как правило, она делается из шпона. Иногда этот материал называют музыкальной фанерой или ламинатом, хотя у этих определений есть своя специфика.
В верхней деке есть отверстие, которое называется голосник или резонаторное отверстие. Оптимальный размер для него является 8,5 см. в диаметре. Именно такой размер голосника будет давать наилучшее звучание. Любые эксперименты с формой и размером чаще всего приводят к ухудшению звука. Голосник, как правило, украшают орнаментом. Напротив него, на внутренней стороне нижней деки, приклеивается ярлычок с информацией о мастере, который изготовил гитару.
Рядом с резонаторным отверстием, со стороны самой широкой части верхней деки находится деревянная пластина, она называется подставкой или бриджем.

На этом рисунке показана подставка или бридж (от англ. "bridge" - мост) классической гитары. Подставка имеет небольшое возвышение с отверстиями для крепления струн и нижний порожек, на которые опираются струны.
Устройство подставки гитары неклассического типа (вестерн, дредноут) несколько иное: струны вставляются в круглые пазы, продырявливающие подставку насквозь. Для фиксирования струн эти пазы закрываются пластиковыми штырьками.

Нижняя дека.

Теперь рассмотрим устройство нижней деки. Она тоже имеет влияние на звучание, но, скажем так, она скорее придает оттенок звуку, не имея настолько прямого влияния как верхняя дека. Материалы для ее изготовления используют самые разнообразные. Чаще всего встречаются акустическе гитары из следующих пород дерева: груша, кипарис, клен, орех, красное дерево, ламинат. Но самым лучшим материалом для этой части будет палисандр. Нижняя дека состоит из двух частей, и стыковочный шов соединяется кантом. Кант обычно используют на более дорогих гитарах. Он придает прочность деке, так как она достаточно массивна.

Обечайка.

Устройство гитары акустического типа включает в себя также ещё один элемент: нижняя и верхняя деки соединены между собой обечайкой. Как правило она изготавливается из того же материала что и нижняя дека.
В нижней части кузова, на обечайке, есть кнопка, которая служит креплением для ремня, который дает возможность играть на гитаре стоя. Иногда ее называют пуговицей.

Устройство грифа акустической гитары.

Теперь можно перейти к строению грифа. Он состоит из нескольких элементов (рис.2). «Пятка грифа» - именно этой частью гриф крепится к обечайке. Само «тело гифа», его основная часть называется «шейка грифа». Лучше купить гитару из прочных пород дерева. На «шейку грифа» уже наклеивают накладку. И то и другое изготавливают чаще всего из палисандра, черного дерева, бука, граба.
По всей длине грифа расположены перекладины - это лады. Их изготавливают из разных материалов. На бюджетной гитаре можно увидеть исполнение из пластика. Чаще всего лады выполнены из стали, латуни, мельхиора. Очень важно, чтобы расстояние между ладами было правильным (расстояние рассчитывается математически, а дальше все в руках мастера), так как от этого будет зависть строй гитары. Если устройство акустической гитары сбалансировано, то инструмент не будет фальшивить. Но если строй нарушен, то, сколько бы вы не настраивали гитару, плохой звук вам обеспечен. Всё дело в том, что будет наблюдаться рассогласование звучания в разных позициях грифа. Так что лучше изначально сильно не экономить и купить хорошую акустическую гитару, которая не только несколько раз окупится, но и приносить вам будет удовольствие, а не мучение.

На самом верху «шейки грифа», на стороне накладке расположен верхний порожек с прорезями для струн. На дорогих гитарах он выполнен из натуральной кости. Расстояние между нижним и верхним порожком называется мензурой, как правило около 650 мм.

В самой верхней части грифа находится головка грифа. Здесь живут колки, на которых крепятся струны. За счет колков можно натягивать или ослаблять струну, тем самым настраивать звучание. Колки соответствуют количеству струн, на шестиструнной гитаре их будет шесть, на семиструнной, соответственно, семь.

Внутреннее устройство акустической гитары.

Мы ознакомились со всеми внешними составными частями акустической гитары, теперь можно заглянуть внутрь. На обратной стороне верхней и нижней дек находятся пружины и перегородки - их используют для улучшения звучания и для прочности корпуса.

Как уже говорилось ранее, нижнюю деку, в силу ее массивности, иногда укрепляют кантом. Есть другой способ – это сухарики. Их можно рассмотреть на последнем рисунке - это маленькие тоненькие брусочки вдоль мест соединения обечайки с деками:

Вот такие дела:) Краткое теоретическое знакомство с устройством акустической гитары можно считать законченным.

Классическая гитара (испанская) — один из самых распространенных видов акустической гитары, инструмент, применяемый для исполнения преимущественно классических произведений. В привычном дизайне существует с XVIII века.

На классической гитаре используются нейлоновые струны, реже ставится карбон. Количество струн — шесть. Основной строй такого инструмента выглядит так: e1-h-g-d-A-E.

Для изготовления корпуса такого инструмента используется в основном палисандр, красное дерево, ель и кедр. Гриф гитары, в отличие от привычного дредноута, довольно широкий — 53 мм. С одной стороны, это очень плохо, поскольку на такой ширине довольно сложно зажимать закрытые аккорды (баррэ). Но с другой стороны, в таком массивном грифе есть очень важный плюс — возможность более качественно зажать нужную струну (ноту). Еще одно отличие от дредноута в том, что между барабаном и головкой грифа находятся всего 12 ладов, а не привычные кантри-инструментам — 14. Наиболее популярный материал для грифа: красное дерево или кедр. Что касается расположения ладов, то тут все строго. Метки обозначения расположены не на самой плоскости грифа, а на его боковой (верхней части). Кстати, эти метки могут не присутствовать на дорогих инструментах.

На классической гитаре не рекомендуется играть медиатором, поскольку он может повредить синтетический материал струн. Поэтому подавляющее большинство гитаристов играют пальцами, нередко отращивая и используя ногти, которые придают инструменту более насыщенное звучание. Чаще всего игра ведется без подключения специальных устройств типа микрофона, усилителя и т.п., однако бывают случаи, когда на гитару ставят пьезоэлектрические звукосниматели. А так, наиболее популярные методом увеличения громкости в больших помещениях является установка микрофона в непосредственной близости от струн.

Для игры на классической гитаре существует и классическая посадка: корпус инструмента лежит на левом бедре, гриф направлен вверх и располагается к полу под углом 45 градусов.

Чаще всего классические гитары производят без гольпеадора (пластмассовая пластина), поскольку в ней нет нужды, и она негативно влияет на звук инструмента. Исключениями являются гитары-фламенко, где довольно мощная игра с ударами по корпусу.

Отходя от общих представлений о классической гитаре, хотелось бы в общих чертах рассказать о ее составляющих.

В центре внимания верхняя дека — элемент, оказывающий непосредственное влияние на звучание инструмента, состоящий из двух дощечек: верхней и нижней. Чуть выше середины верхней деки расположена розетка, на нижней — подставка, на которой расположен пластиковый или костяной порожек, удерживающий струны приподнятыми. С обратной стороны находится нижняя дека, своими размерами идентичная верхней деки.

Связные детали, соединяющие между собой верхнюю и нижнюю деки, называют обечайки. Материал обечаек всегда совпадает с материалом нижней деки.

Другую половину гитары занимает гриф, изготавливаемый из кедра. С лицевой стороны он всегда плоский, с обратной — немного выпуклый. Гриф крепится к барабану в месте схождения обечаек с помощью выступа, который называют пяткой (также именуют порогом или килем). На плоской части грифа расположена накладка из твердого дерева, в которую врезаны 19 железных порожков. На верхней части грифа расположена головка с колковым механизмом.

Отходя от темы описания гитарных составляющих, хотелось бы сказать, что данный инструмент неоднократно предавался экспериментам. На его базе создавались другие гитары, отличающиеся, в основном, количеством струн, однако широкой популярности они не получили.

Итак, подведу итог вышесказанного. В данной статье я в общих чертах рассказал от том, что же из себя представляет классическая гитара и разобрал основные комплектующие этого инструмента. Надеюсь, вам понравился этот материал. Мне остается только пожелать всем вам удачи в изучении гитарной науки. Мы с вами обязательно встретимся в следующих статьях.

ID в контакте: http://vk.com/id17968709

Вконтакте

Верхняя дека - основной звучащий элемент любого струнного инструмента. Поэтому ей уделяется значительное внимание. И начинается это внимание с материала. Итак: берем с полки отборный, выдержанный материал…

Фуганком выстругиваем (фугуем) место склейки. Т.е. делаем фугу (не путать с музыкальным произведением).

То же самое можно сделать и полуфуганком.

Проверяем на просвет качество фуги. Если все идеально и фуга не «светится», переходим к склейке деки.

Склеиваем деку в «вайме».

Склеенную деку выпиливаем по контуру гитары. И, вчерне, доводим до необходимой толщины.

Те же операции проводим и с нижней декой. Она нам то же пригодится.

Теперь готовим инструмент для врезки розетки.

Размечаем центр будущего резонаторного отверстия.

Располагаем розетку относительно центра резонаторного отверстия и обводим острым ножом контур розетки. Карандаш не подойдет - слишком толстый и грубый инструмент.

Получаем вот такой контур розетки.

Если розетка несколько отличается от идеального круга прорезаем контур на толщину розетки резаком. Обычно 1.5 мм.

Если розетка идеально ровная или вы ее выравнивали - прорезаем «балериной».

Фрезером выбираем углубление на толщину розетки.

Получили вот такое ложе, где будет располагаться розетка.

примеряем розетку «на сухую».

Наносим клей в ложе розетки. Не забываем равномерно распределить клей по поверхности ложа…

Устанавливаем розетку, накрываем прижимом.

…и зажимаем струбцинами.

Вырезаем резонаторное отверстие «балериной»

Резонаторное отверстие прорезано насквозь. Не забываем незаполненный промежуток между концами розетки заклеить вставкой.

Удаляем вырезанный круг.

Подчищаем клей и, если необходимо, проверяем и корректируем толщины деки…

Следующий этап - приклейка пружин. Берем прямослойные колотые пружины.

Выстрагиваем рабочие плоскости пружин.

Клеим подрозетник и подпоставник. Кто-то не клеит - ну и ладно. Сколько мастеров - столько и мнений.

Теперь приклеиваем пружины веера или какой-то другой схемы расположения пружин. А так-же все несущие пружины. И верхняя дека готова…

__________________
Автор статьи: . Сайт: www.babichew.net

Дата публикации: 11.02.2012

Комментарии:

    Приятного дня. У меня такой вопрос. Какое дерево используется для изготовления деки. Что можно делать из шпона?

    Комментарий by Андрей — 18.08.2013 @

    При изготовлении верхней деки любого струнного инструмента(гитара, скрипка, балалайка, рояль) используется только ель, кедр и пихта. В редком случае, сосна, которая может быть иногда лучше ели, но в промышленном масштабе сосну, как музыкальное дерево, не заготавливают. Очень большой «отход» и низкая прогнозируемость положительного результата. Из шпона верхнюю деку делать не стоит категорически, но обечайки и нижнюю деку делают. Березовую или кленовую рубашку фанеруют шпоном палисандра, ореха, струйчатого клена, красного дерева(общее название рода древес, насчитывающих около 2000 пород, от почти белого цвета до темно-коричнегово) и пр.

    Приветствую! Деки делают ещё и из массива некоторых пород красного дерева и звук бывает очень хорош.

    Конечно, ведь красное дерево — это общее название различных пород древес, насчитывающих более 2000 разновидностей. Преимущественно хвойных. Например ливанский кедр или сэквойя.Но «красное дерево» применяется в редких случаях, когда есть необходимость повлиять на звук, путем применения того или иного материала, а в обычной ситуации мастер воспользуется старыми проверенными материалами и технологиями.

    Из чего же всё-таки делаются деки? шпон, массив, ламинат? из чего на изображении сделана дека? это массив или фанера? нигде не могу найти конкретного ответа, одни поверхностные » ель, кедр, сосна» а массив или шпон, или что -то другое, никто не пишет…

    Комментарий by Дмитрий — 04.01.2014 @

    Дмитрий, на изображении дека сделана из массива ели (глупо делать мастеровой инструмент из фанеры, а уж тем более, из ламината…). Обычно пишут из чего сделан инструмент. Правда очень хитро пишут — если из массива какого-либо дерева, то так и пишут — из массива палисандра, ВД — массив такой-то ели. Если фанеровка — то пишут гитара из палисандра с еловой декой(не уточняя, что это фанеровка.)
    По Аглицки, это звучит так: Массив ели — Solid Sprus. Массив палисандра — Solid Rosewood. (от лат. solidus - твердый, прочный, массивный).

    здравствуйте, в связи с географическим расположением моего местонахождения (узбекистан) не имею возможности найти ель, кедр или пихту, а так хочется сделать своими руками инструмент, в наличии из вышеназванных имеется сосна и орех.
    могу ли я сделать деку из сосны для классической гитары? с грифом проблем нет.

    Комментарий by Шухрат — 03.02.2014 @

    Шухрат, если нет возможности приобрести ель или кедр, что-ж тут поделаешь. Сосна, если она прямослойная, мелкослойная и с малой поздней зоной(темная и более тонкая часть слоя) может дать очень хороший результат. Выбираем участок бревна(радиально распиленной доски) без сучков и других дефектов, распиливаем так, что бы дечная пластина была строго радиального распила, далее клеим деку и т.д….
    Надеюсь, Вы понимаете, что материал должен быть выдержанным (хотя бы года три, с момента рубки дерева).
    Удачи Вам, Шукрат.

    Я немного в другой последовательности делаю деку — сначала приклеиваю футор под голосник, а потом вырезаю отверстие. Не требуется после этого подгонять диаметры отверстий. И режу дремелем. Ручной резак буду делать по окончании этого сезона — летом.
    Еще хочу поинтересоваться — доводилось ли вам делать деки из пихты? Как вы оцените звучание деки из этого дерева?