Верещагин Василий Петрович(Vereschagin Vasiliy). Верещагин василий петрович Художник в п верещагин картины

Живописец, график

Родился в семье живописца П. П. Верещагина, брат художников П. П. и М. П. Верещагиных. Первоначальные художественные навыки получил в семье под руководством отца и деда, иконописца И. В. Бабина. Одновременно учился у художника А. У. Орлова, с которым расписывал Спасо-Преображенский собор в Перми.

В 1856 переехал в Петербург, где поступил в ИАХ. Занимался в классе исторической живописи у А. Т. Маркова. В 1860 за программную картину «Сцены из Олимпийских игр. Борьба» удостоен малой золотой медали. В 1861 за картину «Великая княгиня Софья Витовтовна вырывает пояс у князя Василия Косого на свадьбе Василия II Темного» награжден большой золотой медалью, получил звание классного художника и право пенсионерской поездки за границу. С 1860 до 1903 регулярно принимал участие в академических выставках.

В 1862 вместе с К. Ф. Гуном и братом М. П. Верещагиным создал росписи Покровского собора в Елабуге. В том же году вступил в Московское общество любителей художеств. В 1863 в качестве пенсионера ИАХ отправился в Европу. Посетив Берлин, Дрезден, Вену, Мюнхен, поселился в Париже. В 1864 переехал в Рим.

По возвращении в Петербург за представленные работы получил от ИАХ пенсионерское содержание еще на пять лет для работы в России. В 1868 за картину «Свидание заключенного со своим семейством» получил премию Римского общества любителей художеств. Годом позже за картины «Святой Григорий проклинает умершего монаха за нарушение обета бессеребрия», «Ночь на Голгофе» и другие был удостоен звания профессора, минуя предшествующее ему звание академика. Тогда же назначен штатным профессором 2-й степени, а в 1883 - штатным профессором 1-й степени. До 1894 преподавал в ИАХ.

В 1870 еще раз посетил Рим.

В 1873 картины Верещагина экспонировались в Русском отделе Всемирной выставки в Вене, принимал участие во Всемирных выставках в Париже (1878) и Антверпене (1885). В начале 1870-х получил заказ на украшение дворца Великого князя Владимира Александровича в Петербурге, для которого выполнил цикл картин на сюжеты русских былин и истории.

В 1879 создал ряд библейских композиций для Храма Христа Спасителя в Москве.

Много работал в технике акварели, с 1882 являлся постоянным участником выставок Общества русских акварелистов. Обращался к литографии.

Мемориальные выставки художника состоялись в 1910 в залах ИАХ в Петербурге и в 1912 в галерее «Лемерсье» в Москве. Ретроспективная выставка произведений Верещагина прошла в 1935 в Пермской государственной художественной галерее. В 1984 там же была организована совместная выставка живописи и графики В. П. и П. П. Верещагиных.

Василий Петрович Верещагин - один из ведущих мастеров академического искусства второй половины ХIХ века, обладающий прекрасной профессиональной базой. Для его картин характерны тщательность исполнения, внимание к деталям, подробный подготовительный рисунок, лежащий в основе композиции. Расцвет творчества художника приходится на 1860-е, когда были созданы все наиболее известные его работы. В них он выступал продолжателем традиций К. П. Брюллова, Ф. А. Бруни, своего учителя А. Т. Маркова. В целом Верещагин находился в стороне от передовых течений в живописи этого времени, современное ему искусство передвижников не оказало на него существенного влияния.

Произведения Верещагина находятся во многих музейных и частных собраниях, в том числе в Государственной Третьяковской галерее, Государственном Русском музее, ГМИИ им. А. С. Пушкина, Киевском музее русского искусства, Пермской государственной художественной галерее.

Верещагин Василий Петрович (1835–1909)-выдающийся русский исторический живописец и портретист.
Василий Петрович Верещагин родился 1 (13) января 1835 года в Перми, в семье потомственных иконописцев. Отец художника, Пётр Прокопьевич Верещагин(1795-1843) и дед художника Прокопий Данилович Верещагин(1764 - после 1811) были известными иконописцами. Василий Петрович приходился братом художников Петра (1834-1886) и Митрофана (1842-1894) Верещагиных.

Начальное образование получил в уездном училище, живописи обучался у Ивана Васильевича Бабина и у Афанасия Ульяновича Орлова, принявшего активное участие в его судьбе.
Первоначальное художественное образование получил у местного иконописца; но в 1856 году поступил в Академию художеств учеником Алексея Тарасовича Маркова(1802-1878),профессора Императорской Академии художеств и одного из популярнейших ее педагогов.
В течение шестилетнего пребывания в Академии Василий Петрович Верещагин получил все академические медали. За программу «Великая княгиня Софья Витовтовна на свадьбе у великого князя Василия Тёмного…» был удостоен золотой медали 1-го достоинства и звания классного художника 1-й степени.

Отправившись за границу пенсионером Академии, Василий Верещагин посетил все важные художественные центры, но основное время работал в Риме, изучая и копируя картины старых мастеров. Возвратившись в Петербург в 1869 году, он представил в Академию в виде отчёта о своих заграничных занятиях картины: «Святой Григорий Великий проклинает умершего монаха за нарушение обета бессеребрия» (1862 год, Государственный Русский музей), «Свидание заключённого со своим семейством» (1868 год; Государственная Третьяковская Галерея), «Ночь на Голгофе» (1869 год; Государственный Русский музей), «Молитва святой Анны, матери пророка Самуила» (1864 год, Большая золотая медаль на Всемирной выставке в Париже - 1867 год;), три портрета, две большие картины и двадцать акварелей, за что и сделан профессором портретной и исторической живописи. Более 20 лет преподавал в Академии рисунок и композицию.

В 1870 году Василий Верещагин вновь отправился в Рим, а по возвращении в Петербург занялся исполнением стенной декорации дворца великого князя Владимира Александровича на темы из русской народной поэзии. Написал картины «Илья Муромец на пиру у князя Владимира» (1872 год), «Алёша Попович», «Бой Добрыни со Змеем Горынычем», «Деву-зар»» и»Овсень», в огромных размерах, на особом рубчатом полотне в подражание гобеленам; - получил за них золотую медаль на Всемирной выставке в Вене (1873 год)

К наиболее замечательным произведениям художника традиционно относят: «Крещение святого Владимира», «Водворение христианства в Киеве» и «Закладка десятинной церкви». Последние картины длительное время украшали убранство церкви дворца великого князя Владимира Александровича.
Капитальными трудами Василия Петровича Верещагина являются его работы в храме Спасителя в Москве (1875-1879), а также для Успенского собора Киево-Печерской лавры.
На академической выставке 1891 года находилась большая картина Верещагина «Защитники Свято-Троицкой Сергиевской лавры в 1608 году» (1891 год; Государственный Русский музей). Им также исполнено несколько литографий.
Очень удачными считаются его бытовые произведения, из которых лучшими могут считаться «Посещение узника» (Государственная Третьяковская галерея) и акварель «Плотник» (Государственный Русский музей). Большое собрание его рисунков, эскизов и этюдов находится в Пермском музее.

Василия Петрович Верещагин скончался 9 (22) октября 1909 года в Санкт-Петербурге, где и был похоронен.

По материалам: Wikipedia, Большая иллюстрированная энциклопедия “Мастера мировой живописи”СПб,ООО”СЗКЭО”,2011г., Информационный портал Арт Планета Small Bay- художественно-исторический музей, Информационный портал “Русская живопись от А до Я”, Большая Иллюстрированная энциклопедия живописи(под редакцией Е.В. Ивановой, Н.Ю. Николаева)” ОЛМА Медиа Групп”, Москва 2011 г., А.А.Половцев Русский биографический словарь (1896-1918) в 25 томах. СПб.: Императорское Русское Историческое Общество, 1912 год. Савинов А. Н. Н. П. Петров // Русское искусство. Очерки о жизни и творчестве художников второй половины XIX века / под редакцией Леонова А. И. - М.: Издательство «Искусство», 1962. - Т. 2.

В соответствии со ст.1282 ГК РФ произведения данного автора перешли в общественное достояние

Гений руской классики - Верещагин, Василий Петрович

Сначала я хочу сказать несколько слов. Моя профессия архитектора. Как студенты мы изучали истории искусства. Картины этого невероятного гения произвели таково невероятное впечатление, что до сих пор всоминаю каждаю его картину. Мне было очень трудно выбрать фотографии на этот пост , ну и так...наслаждайтесь.

Верещагин, Василий Петрович

http://gallerix.ru/album/Vereshagin

Русский живописец, профессор в Императорском Академии художеств; родился в 1835 г. Первоначальное художественное образование получил у местного иконописца; но в 1856 г. поступил в Академию художеств учеником А. Т. Маркова. В течение шестилетнего пребывания в Академии он получил все академические медали. Отправившись за границу пенсионером Академии, В. посетил все важные художественные центры, но главным образом работал в Риме, изучая и копируя картины старых мастеров. Возвратившись в Петербург в 1869 г., он представил в Академию в виде отчета о своих заграничных занятиях картины: "Св. Григорий Великий наказывает нарушение монашеского обета", "Свидание узника с семейством", "Ночь на Голгофе", три портрета, две большие картины и двадцать акварелей, за что и сделан профессором портретной и исторической живописи. В 1870 году В. отправился снова в Рим, а по возвращении в Петербург занялся исполнением стенной декорации дворца вел. кн. Владимира Александровича на темы из русской народной поэзии. Он, между прочим, написал "Илью Муромца", "Алешу Поповича", "Добрыню Никитича", "Деву-зарю" и "Овсень", в огромных размерах, на особом рубчатом полотне в подражание гобеленам. К наиболее замечательным произведениям его следует причислить: "Крещение св. Владимира", "Водворение христианства в Киеве" и "Закладка десятинной церкви". Эти последние картины находятся в церкви дворца вел. кн. Владимира Александровича. Капитальными трудами В. считаются колоссальные работы его в Москве, в храме Спасителя. Упомянем еще о следующих его картинах: "Снятие со креста", "Римские девочки", "Чучар", "Ау!". В 1891 г. В. издал "Альбом историй государства Российского в изображениях державных его представителей". На академической выставке 1891 г. находилась большая картина В. "Защитники Свято-Троицкой Сергиевской лавры в 1608 г.". В. Чуйко. {Брокгауз} Верещагин, Василий Петрович (Vereschaguine). Профессор И. А. худ., род. 1835. Ученик И. А. X. и А. Маркова; получил медали, — золотые: 2-ю 1860 за карт. Олимпийские игры и 1-ю 1861 за карт. Вел. кн. Витовт на свадьбе в. кн. Василия Темного. Профессор за карт. Св. Григорий Вел. проклинает монаха за сребролюбие. Им исполнено несколько литографий, a именно: 1. Святополк Окаянный, преследуемый тенями своих братьев: "Верещагин. — Печ. в лит. Поль-Пети, в СПб.". Большой лист в ширину, печатан тоном; помещен в III выпуске Русск. Художеств. Альбома 1861 г. 2. Святая, держащая крест перед открытою пастью медведя: "С оригинальной картины рис. В. Верещагин". 3. Три львиные головы, "Lione della Barbaria". Рис. пером на камне в Риме в 1868 г., как опыт для Художест. Автографа. 4—13. Девять рисунков в Худож. Автографе 1869 г. изд. СПб. Артели Худож. в лит. Ильина, с картин и этюдов Верещагина, выставленных в Академии худ.; a именно: Ночь на Голгофе, — Католические процессии в Рокко ди Папа, Помпеянка, — Джиованина (Чучарка), — Свидание заключенного с семейством; - Григорий Великий наказывает нарушение монастырского устава; "Потоп"; — Средневековый испанский костюм и такой же венецианский. 14. "Истории Государства Российского | в изображениях | Державных его Правителей | с кратким пояснительным текстом. Рисунки | Профессора исторической живописи Имп. Акад. Худ. В.П. Верещагина. | 1890 г." (Е.Е. Рейтерн). {Ровинский} Верещагин, Василий Петрович учитель истории и географии в СПб. и Арханг. училищах, писатель; † 1851 г. {Половцов} Верещагин, Василий Петрович (1835—1909) — исторический живописец и портретист; уроженец г. Перми, учился в Академии художеств у А. Т. Маркова, с 1869 — профессор Академии. В. — последователь "академического" направления, писавший холодные исторические картины ["Осада Троице-Сергиевой Лавры" (Русский музей), "Илья Муромец на пиру у кн. Владимира", "Бой Добрыни со Змеем Горынычем", "Алеша Попович" (3 последних — для дворца вел. кн. Владимира Александровича, ныне Дом ученых в Ленинграде)], а также не менее холодные церковно-исторические и религиозные композиции (роспись в Храме Спасителя в Москве, "Василий Великий" в Русском музее и др.). Более удачны его бытовые произведения, из которых лучшими могут считаться "Посещение узника" (Третьяковская гал.) и акварель "Плотник" (Русский музей). Большое собрание его рисунков, эскизов и этюдов находится в Пермском музее.








Свидание заключенного с семейством

Св. Григорий Великий проклинает монаха за сребролюбие.

Живописец, график (акварелист, литограф). Автор картин на исторические сюжеты, жанрист, портретист. Профессор живописи. Сын пермского живописца П.П. Верещагина, брат художников Петра Петровича и Митрофана Петровича Верещагиных. Первые художественные навыки получил сначала у отца, затем у деда – иконописца И. Бабина. Занимался у художника А.У. Орлова, с которым расписывал Спасо-Преображенский собор в Перми. В 1856-1861 гг. учился в ИАХ у проф. А.Т. Маркова (класс исторической живописи). В 1860 г. за программу «Сцены из Олимпийских игр. Борьба» награжден золотой медалью. В 1861 за программу «Великая княгиня Софья Витовтовна вырывает пояс у князя Василия Косого на свадьбе Василия Темного» удостоен большой золотой медали, звания классного художника 1-й степени и права пенсионерской поездки за границу. В 1862 году вместе с К.Ф. Гунном и братом М.П. Верещагиным расписывал Покровский собор в Елабуге. С 1863 по 1869 – пенсионер ИАХ за границей. Посетил Берлин, Дрезден, Вену, Мюнхен, Париж, с 1864 года жил и работал в Риме. По возвращении из-за границы ввиду «замечательных трудов» получил от ИАХ пенсионерское содержание еще на пять лет для работы в России. Жил в Санкт-Петербурге. Получил звание профессора ИАХ, преподавал, занимался с учениками акварелью в костюмном классе. В начале 1870-х годов исполнил серию больших картин на сюжеты русских былин и русской истории для украшения дворца великого князя Владимира Александровича в Петербурге (ныне - Дом ученых); в 1879 году работал над полотнами для храма Христа Спасителя в Москве. Участник академических выставок; член Общества русских акварелистов, Московского общества любителей художеств и петербургского художественного общества «Мюассаровские понедельники». В 1907 году В.П. Верещагин передал в Пермский музей несколько картин своих и покойного брата; именно эти картины послужили началом для организации художественного отдела музея. Посмертные выставки произведений В.П. Верещагина состоялись в С.-Петербурге (1910) и Москве (1912). Выставка произведений мастера прошла в Пермской Государственной художественной галерее в 1984 году. В настоящее время произведения В.П. Верещагина представлены в крупнейших музейных собраниях России: ГТГ, ГРМ, Саратовский художественный музей имени Радищева, Пермкой и Приморских картинных галереях.