Василий кандинский и россия. Пять главных картин с выставки василия кандинского «багатели» в гмии им. пушкина Выставка кандинского в пушкинском

Мы ответили на самые популярные вопросы - проверьте, может быть, ответили и на ваш?

  • Мы - учреждение культуры и хотим провести трансляцию на портале «Культура.РФ». Куда нам обратиться?
  • Как предложить событие в «Афишу» портала?
  • Нашел ошибку в публикации на портале. Как рассказать редакции?

Подписался на пуш-уведомления, но предложение появляется каждый день

Мы используем на портале файлы cookie, чтобы помнить о ваших посещениях. Если файлы cookie удалены, предложение о подписке всплывает повторно. Откройте настройки браузера и убедитесь, что в пункте «Удаление файлов cookie» нет отметки «Удалять при каждом выходе из браузера».

Хочу первым узнавать о новых материалах и проектах портала «Культура.РФ»

Если у вас есть идея для трансляции, но нет технической возможности ее провести, предлагаем заполнить электронную форму заявки в рамках национального проекта «Культура»: . Если событие запланировано в период с 1 сентября по 30 ноября 2019 года, заявку можно подать с 28 июня по 28 июля 2019 года (включительно). Выбор мероприятий, которые получат поддержку, осуществляет экспертная комиссия Министерства культуры РФ.

Нашего музея (учреждения) нет на портале. Как его добавить?

Вы можете добавить учреждение на портал с помощью системы «Единое информационное пространство в сфере культуры»: . Присоединяйтесь к ней и добавляйте ваши места и мероприятия в соответствии с . После проверки модератором информация об учреждении появится на портале «Культура.РФ».

Василий Кандинский. «Иматра», 1917 г. Из собрания ГМИИ им. А.С. Пушкина

Куратор выставки,

заведующая отделом личных коллекции ГМИИ им. А.С. Пушкина Наталья Автономова рассказала Posta-Magazine о московском периоде художника, самой большой любви и музыке его жизни и творчества.

Московский период

«В этом году весь мир отмечает 150 лет со дня рождения Василия Кандинского , и предстоящая выставка в Галерее искусства стран Европы и Америки XIX–XX веков - одно из многочисленных юбилейных событий. Родившись в Москве, он в пятилетнем возрасте из-за болезни отца вместе с родителями переехал в Одессу. Получив юридическое образование в Московском университете, он в тридцатилетнем возрасте решает посвятить себя искусству и переезжает в Мюнхен, где поступает в частную студию живописи Антона Ашбе. Мюнхен - второй родной город Кандинского после Москвы, город прекрасной художественной школы и больших возможностей.

В 1914 году разразившаяся Первая мировая война вынуждает его вновь вернуться в Москву, где он останется вплоть до 1921-го. Московский период в творчестве Кандинского - поистине уникальное время. Особенно насыщенными были три послереволюционных года: он активно участвует в выставках, занимается педагогической работой. В этот момент он, не отказываясь от абстракции, снова возвращается к предметной живописи - создает маленькие этюды и виды из окон своего дома. В 1916 году он пишет очень интересную картину «Москва. Красная площадь», которая стала своего рода точкой отсчета его новой жизни: он встречает свою будущую вторую жену, Нину Андреевскую . Их знакомство состоялось по телефону - она позвонила ему, чтобы передать какую-то книгу или посылку, и ее голос настолько его впечатлил, что после этого разговора он написал акварельную фантазию «Одному голосу». И это не случайно - Кандинский был чрезвычайно музыкален, с музыкой у него были особые отношения. В детстве он играл на виолончели, прекрасно знал оперу, увлекался Вагнером и Скрябиным, общался с представителем Новой венской школы, революционером в музыке Арнольдом Шенбергом, которому он говорил, что тот делает в музыке то, что сам он воплощает в своих живописных произведениях.

С Ниной Андреевской Кандинский прожил тридцать лет, несмотря на солидную разницу в возрасте (на момент их встречи Нине было 23, а Кандинскому - 50). Это была удивительная пара и любовная история. Подготавливая выставку, я стала искать какие-то их письма, но ничего не обнаружила: как вспоминает Нина, они „ни на день не расставались“».

«Багатели»

«Московский период интересен еще и тем, что Кандинский возвращается к живописи на стекле - старинной традиционной технике, которая была распространена в Баварии, Чехии, Словакии и на юге России. Главными героями этих сюжетов были в основном почитаемые в народе святые. Кандинский заинтересовался этой техникой в Мюнхене, у него была целая коллекция баварских стекол, которую он собирал вместе со своей верной соратницей художницей Габриэле Мюнтер. Он сам писал композиции на стеклах, которые сейчас хранятся в собрании мюнхенской галереи Ленбаххаус.

И вот в 1917 году, когда он счастлив в новом браке, у него только родился сын, он снова обращается к подстекольной живописи. Возможно, причина в его эмоциональном состоянии, а может, он чувствовал необходимость в создании некоего интимного мира посреди голодного и холодного 1917-го. Отсюда и фольклорные, сказочные сюжеты «багателей» (от французского bagatelle, что означает «безделушка», «пустячок») . Изначально Кандинский так называл акварели, которые он писал в 1916 году в Стокгольме. Уже открыв к тому времени новые пространства в искусстве, он как бы играючи возвращается к своим старым привязанностям и темам, но уже на другом уровне и в очень свободной манере. Можно смело сказать, что это своеобразные шедевры в своем малом формате.

Также на выставке мы показываем акварели 1915-1916 годов из небольшого города Яранска, что под Вяткой, нынешним Кировым. Там в краеведческом музее около десяти лет назад совершенно неожиданно обнаружили шесть акварелей и рисунков, которые попали туда в 1920-е годы. Вообще многие вещи Кандинского московского периода оказались рассеяны по разным галереям и музеям России и бывших советских республик. Это связано с тем, что, покинув Россию в 1921 году, он оставил в Москве работы, которые впоследствии были национализированы и, в соответствии с распространенной в 1930-е годы практикой, разосланы по стране. Так, на нашей выставке мы показываем три стекла из Национального музея Азербайджана в Баку, которые долгое время были известны исследователям лишь в черно-белых фотографиях».

Интеллектуал авангарда и человек XIX века

«Нина Николаевна в своих воспоминаниях пишет, что после революции Татлин обратился к Кандинскому, пригласив его принять участие в строительстве новой культуры. У него появилось огромное поле деятельности: организация выставок, охрана памятников, строительство музеев, педагогическая деятельность в ГСХМ (Вторые государственные свободные художественные мастерские). И хотя он аккумулировал эти веяния времени, надо понимать, что Кандинский все же был родом из XIX века, в нем не было радикализма Родченко, с которым они и не смогли найти общий язык, хотя и были дружны. В отличие от Родченко, видевшего развитие живописи в союзе с архитектурой и дизайном, Кандинский, с его символистскими корнями, тяготел к музыке и поэзии . Вообще Василий Кандинский очень не прост для изучения - в его творчестве одинаково сильны интеллектуальная и интуитивная составляющие».

Детали от Posta-Magazine
Выставка открыта с 20 декабря по 12 февраля
ГМИИ им. А.С. Пушкина, Галерея искусства стран Европы и Америки XIX-ХХ веков.
Ул. Волхонка, 14
www.arts-museum.ru

Василий Васильевич Кандинский (1866–1944) – всемирно известный русский живописец и теоретик беспредметного искусства, оказавший значительное влияние на его последующее развитие в ХХ веке. На выставке в Русском музее творчество этого мастера впервые представлено в аспекте национальных истоков его ранних фигуративных произведений и абстрактных полотен 1910-х годов.

В состав выставки, приуроченной к 150-летию со дня рождения Кандинского, наряду с живописными и графическими произведениями этого мастера и образцами авторского фарфора вошли работы его знаменитых современников (Иван Билибин, Елена Поленова, Сергей Малютин, Михаил Ларионов, Наталья Гончарова, Казимир Малевич, Давид Бурлюк, Алексей Явленский, Марианна Веревкина и другие). Эти художники участвовали вместе с Кандинским в выставках Салона Издебского и общества «Синий всадник» и в начале ХХ века также свободно развивали в своих работах образные принципы символизма, модерна и экспрессионизма. Важной частью экспозиции стали иконы северного письма, лубки и образцы русского народного искусства (прялки, туеса, вышитые полотенца, игрушки, резьба по дереву), поразившие молодого Василия Кандинского своей красочностью и яркой декоративностью и оказавшие существенное влияние на формирование его живописной системы.

На выставке представлены произведения из собрания Государственного Русского музея, Государственной Третьяковской галереи, ГМИИ им. А.С.Пушкина, Государственного Эрмитажа и других музеев, а также из российских частных собраний.

Выставка организована при поддержке ПАО «НОВАТЭК»
Выставка проходит
«П од эгидой V Санкт-Петербургского культурного форума »




В Государственном музее изобразительных искусств им. А.С. Пушкина открылась выставка «Багатели», приуроченная к 150-летию со дня рождения художника. С 20 декабря 2016 года по 12 февраля 2017 года ее можно посетить в Галерее искусства стран Европы и Америки XIX-XX веков.

Для юбилейной выставки собрали уникальные и редко выставляемые работы из самых разных музейных и частных собраний. На ней представлены графические работы московского периода (1915-1920 гг.), а также пожалуй самые необычные работы Кандинского, созданные в технике живописи по стеклу.


“Амазонка с голубыми львами” 1918

Технику создания живописных «стёкол» Кандинский изучил в Баварии. Он называл такие работы багателями, что в переводе с французского означает «безделушки» или «пустячки». Техника состоит в том, что художник пишет маслом на оборотной стороне стеклянной основы, учитывая оптические и цветовые особенности восприятия.

“Амазонка в горах” 1918

Творчество художника сформировалось на основе национальных традиций двух культур – русской и немецкой. Выставка в Пушкинском музее посвящена московскому периоду Василия Кандинского, который с началом первой мировой войны как гражданин России вынужден был покинуть Германию (он проживал там с 1896 года).

Все произведения московского периода Кандинский вынужден был оставить на временное хранение во II Музее новой западной живописи перед отъездом в Германию в декабре 1921 года. После принятия художником немецкого гражданства, произведения были национализированы и распределены между советскими музеями.


“Белое облако” 1918

Помимо произведений Кандинского в состав экспозиции также вошли семь работ его супруги, Нины Кандинской, которые впервые представлены российскому зрителю. Художником Нина Николаевна не была, но живя рядом с гением, решилась попробовать себя в этом – копировала работы мужа и экспериментировала с техниками.


“Одному голосу” 1916

Многие работы художника связаны с его супругой. Представленная на выставке знаменитая акварель «Одному голосу» (1916), была написана под впечатлением от первого телефонного разговора Василия Кандинского с будущей женой Ниной Николаевной Андреевской в мае 1916 года. Голос Нины его очаровал. В сентябре того же года Кандинский впервые встретился с ней в залах Музея имени Александра III (ныне ГМИИ им. А.С. Пушкина). В 1917 году после свадьбы молодожены отправились в Финляндию, в местечко Иматра, известное своим водопадом (в результате поездки была написана акварель «Иматра» (1917)).

Василий Кандинский. Синий всадник. 1903

Небольшая, по сравнению с более поздними монументальными полотнами, картина «Синий всадник» была написана Кандинским в самом начале его художественной карьеры. Можно сказать, что эта работа - одна из самых важных и знаковых не только для раннего периода творчества Кандинского, но и для всего его творческого пути.

Василий Кандинский. Пейзаж с радугой в Мурнау. 1909

16 декабря 2016 года исполнилось 150 лет со дня рождения Василия Васильевича Кандинского (1866−1944) - выдающегося художника, педагога и основоположника абстракционизма. Этой дате посвящена и особая выставка: 20 декабря 2016 года в Государственном музее изобразительных искусств им. Пушкина открылась экспозиция, которая представила публике поистине уникальные произведения Василия Кандинского, выполненные в технике живописи на стекле, а также графические произведения 1915−1920 годов.


Василий Кандинский. Железная дорога в Мурнау. 1909

На выставке представлены работы московского периода, созданные с 1915 по 1920 годы, хранящиеся в различных музеях и частных коллекциях - серия абстрактных акварелей и около 27 так называемых «стекол».

В примитивистских сценках Кандинский возвращается к предметной тематике, к манере своих ранних символистских работ 1908−1909 годов. Художник назвал их «багателями», что в переводе с французского означает «пустячки», «мелочи»; часто это название использовалось для определения малых форм музыкальных произведений.

Василий Кандинский. День Всех Святых І. 1911

В «багателях» Кандинского можно отметить неоромантические приемы: декоративность, стилизацию, обращение к средневековым мифологическим образам. Всего в состав экспозиции включены более 50 произведений Василия Кандинского.

Василий Кандинский. «Амазонка с голубыми львами» (1918). Стекло, масло. Коллекция ГРМ

Помимо произведений Василия Кандинского, в состав экспозиции вошли семь работ супруги художника, Нины Кандинской: шесть - из собрания ГМИИ и одна - из Национального музея искусств Азербайджана, которые впервые будут показаны российской публике.

Знаменитая акварель мастера «Одному голосу» (1916) была написана после первого телефонного разговора Василия Кандинского с будущей женой, Ниной Николаевной Андреевской, в мае 1916 года. В сентябре того же года Кандинский впервые встретился с ней в залах Музея имени Александра III (ныне ГМИИ им. А.С. Пушкина).

Василий Кандинский. Святой Георгий и дракон. 1915

Техника подстекольной живописи ставит сложные оптические и цветовые задачи - художник пишет маслом на обороте стеклянной основы, учитывая восприятие зрителем композиции «слева направо». Старинную технику «Hinterglasmalerei» Кандинский изучил и освоил в начале 1910-х годов в Баварии. «Картинки под стеклом» на протяжении столетий были практичной и доходчивой формой для изображения религиозных и исторических сюжетов, а также сценок из повседневной жизни.

Василий Кандинский. «Амазонка в горах» (1918). Стекло, масло. Коллекция ГРМ

Из девяти произведений малого формата в технике живописи на стекле и аппликации, хранящихся в собрании ГМИИ, шесть работ связаны с именем супруги Кандинского.

Ее опыты в этом жанре связаны с домашним семейным кругом, с совместными творческими занятиями. Зрители увидят первую работу Нины «Прогулка», которая, согласно оставленной Кандинским надписи на обороте, была выполнена 2 апреля 1917 года. Некоторые живописные стекла были сделаны ею по ранним рисункам мужа. Будет представлен фарфор с росписью по эскизам Василия Кандинского, созданный в 1920-х годах, а также образцы народного творчества, оказавшего большое влияние на художника: лубки, деревянные игрушки, подстекольная живопись из собрания ГМИИ им. А. С. Пушкина и частных коллекций.

Василий Кандинский. «Иматра». 1917. Бумага, акварель.

В 1917 году после свадьбы Василий и Нина Кандинские отправились в Финляндию, в местечко Иматра, известное своим водопадом. Под впечатлением от поездки Кандинский написал акварель «Иматра», которая также будет представлена на выставке в ГМИИ им. Пушкина.

Василий Кандинский. «Дама с цветком» (1917). Стекло, масло.
Коллекция Национального музея искусств Азербайджана

Среди участников проекта - Государственный Русский музей, Вятский художественный музей им. В.М. и А. М. Васнецовых, Яранский краеведческий музей, Государственный музей керамики и «Усадьба Кусково ХVIII века», Музей Московской государственной художественно-промышленной академии имени С. Г. Строганова, Национальный музей искусств Азербайджана. Для самых любознательных посетителей поготовлено иллюстрированное издание со статьями научных сотрудников ГМИИ им. А.С. Пушкина- Наталии Автономовой и Алексея Петухова. Также в издательстве «Искусство - XXI век» готовится к выходу в свет книга Нины Кандинской «Кандинский и я» в переводе Марины Изюмской.

Василий Кандинский. Эскиз к композиции «Красное с черным» (1915)
Бумага, акварель. Вятский художественный музей им. В.М. и А.М.Васнецовых

Выставка «Багатели» Василия Кандинского» в ГМИИ им. Пушкина будет открыта для публики до 12 февраля 2017 года.

Василий Кандинский. Красочная жизнь. 1907

Премия Кандинского - названы лауреаты

Рассказывая о Кандинском и новой выставке его уникальных работ, устроенной в честь юбилея, будет уместно сообщить читателям и о победителях десятого, юбилейного конкурсного года Премии Кандинского, имена которых объявили 14 декабря 2016 года. Из 9 финалистов победителями в трех номинациях стали:

Новые лауреаты Премии Кандинского - Таус Махачева, Виктор Мизиано, Андрей Кузькин.

«Проект года» - Андрей Кузькин, за проект «Право на жизнь». «Молодой художник. Проект года» - Супер Таус (Таус Махачева), за видеодокументацию перформанса «Без названия-2», исполненного персонажем-супергероем. «Научная работа. История и теория современного искусства» - Виктор Мизиано, за альбом-монографию «Виноградов и Дубосарский», выпущенного издательством «Авангард».