Валерия Вячеславовна Фадеева Кормление ребенка грудью

Вопрос 4. Сущность и значение товарооборачиваемости. Методика ее определения.

Товарооборачиваемость – один из важнейших качественных показателей деятельности ПОП.

Товарооборачиваемость – это время, необходимое для полного обновления средних товарных запасов (количество дней, за которое реализуется средний товарный запас).

Она измеряется двумя показателями:

Товарооборачиваемость в днях:

,

З – средний товарный запас,

Т/обд – дневной товарооборот,

Д – количество дней в изучаемом периоде.

Товарооборачиваемость в оборотах – показывает, сколько раз обновляется средний товарный запас за изучаемый период.

Под влиянием различных факторов товарооборачиваемость может ускоряться или замедляться. При ее ускорении повышается конкурентоспособность предприятия, высвобождаются из оборота средства, вложенные в него, используются инвестиции, сокращаются расходы предприятия по хранению, уменьшаются товарные потери, следовательно – растет прибыль, рентабельность предприятия.

При замедлении товарооборачиваемости требуется дополнительное привлечение средств к обороту, что отрицательно сказывается на финансовых результатах работы предприятия.

Сумму высвобожденных или дополнительно привлеченных к обороту средств в результате ускорения товарооборачиваемости или ее замедления можно определить путем умножения величины ускорения или замедлениятоварооборачиваемости (в днях) на фактический однодневный товарооборот.

Ускорение или замедление товарооборачиваемости в днях – разница между фактической товарооборачиваемостью в днях и нормой (плановой) товарооборачиваемостью.

Знак « - » показывает ускорение, « + » - замедление товарооборачиваемости.

Вопрос 5. Нормирование и планирование товарных запасов.

Планирование товарных запасов предполагает использование комплекса методов, направленных на определение их оптимальной величины. При планировании товарных запасов текущего назначения используют метод их нормирования, при котором сначала рассчитывают норму запаса в днях и норматив в рублях (сутки) по каждой отдельной товарной группе, а затем общий норматив по товарным запасам определяется простым суммированием товарных нормативов.



На практике норма товарных запасов одновременно является и нормой товарооборачиваемости. Нормативы товарных запасов необходимы для регулирования размера собственных оборотных средств, вложенных в товарные запасы, для определения планового размера кредита, для расчета некоторых статей расходов предприятия. Процесс нормирования товарных запасов начинается с расчета нормы товарных запасов в днях:

Т1 – первая часть производственно-торгового запаса;

Т2 – вторая часть производственно-торгового запаса;

(Т1+Т2)/2 – гарантийный (страховой) взнос.


Ольга Правук, www.uppravuk.net

Вы можете сказать, запасы - это хорошо или плохо? Когда в компании есть большие запасы - это положительное явление или нет? Очень сложно ответить на этот вопрос однозначно - в этом как раз проявляется двойственность запасов. С одной стороны, когда запасов много, мы можем удовлетворить все запросы наших клиентов, больше продать и получить больше прибыли, но с другой стороны - увеличиваются затраты на содержание запасов, замораживаются денежные средства, а значит, компания теряет прибыль. Но если запасы уменьшаются, то в компании возникают дефициты - как следствие, мы теряем продажи и прибыль.

Можно ли найти золотую середину? Для этого важно помнить, что цель создания запасов в компании - обеспечить бесперебойное снабжение клиентов с наименьшими затратами. Для контроля того, насколько выполняется эта задача, существуют показатели: уровень сервиса, оборачиваемость товарных запасов.

Можно сказать, что это индикаторы того, насколько эффективно получается соблюсти баланс. Важное уточнение: применять их необходимо вместе. Если мы будем стремиться только к удовлетворению спроса наших клиентов, мы можем сильно увеличить запасы, и с другой стороны - самая большая оборачиваемость в тех случаях, когда мы работаем с дефицитами, что приводит к потере прибыли.

Есть еще один показатель, который как раз отражает, за счет каких запасов мы получили прибыль. Этот показатель называется «валовая рентабельность инвестиций», которая характеризует эффективность вложений в запасы. В своей книге «Эффективное управление запасами» Джон Шрайбфебер называет этот индекс GMROI - Gross Margin Return On Investment , еще встречается название ROI.

Рассчитывается он как отношение валовой прибыли за прошедший год к средней стоимости запасов за тот же период:

GMROI = валовая прибыль за год / средняя стоимость запасов за год *100

Давайте рассмотрим порядок расчета на простом примере:

Предположим, мы продали товар, получили прибыль от продажи 20 000 руб, при этом средняя стоимость остатков по этому товару составила 100 000 руб. Валовая рентабельность инвестиций за этот период по данному товару составила 20 %, что означает, что мы получили 20 копеек прибыли на каждый вложенный рубль.

Обратите внимание:этот показатель растет, если увеличиваются продажи, при этом, если увеличиваются запасы, величина его уменьшается.

Давайте еще посмотрим, как с помощью этого показатель оценить, какой товар выгоднее компании.

Пример расчета ROI по товарам

В таблице 1 представлены данные об остатках товаров по состоянию на начало каждого месяца в течение года.

Таблица 1

Валовая прибыль за год по Товару 1 составила 27 837,50 рубля, по Товару 2 - 23 346,00 рубля.

Обратите внимание, что оба товара принесли практический одинаковый объем валовой прибыли. Давайте теперь посмотрим, за счет каких запасов компания получила эту прибыль. Рассчитаем среднегодовую стоимость запасов по каждому товару:

Таблица 3

Как видите, рентабельность инвестиций в Товар 2 практически в 2 раза выше, чем в Товар 1. Это связано с тем, что среднегодовые остатки Товара 1 были практически в 2 раза больше, чем Товара 2. Таким образом, очевидно, что для компании более выгоден Товар 2.

Показатель рентабельности инвестиций в товарные запасы можно использовать как для оценки эффективности управления товарными запасами, так и для оценки товарных категорий. Этот показатель может стать одним из основных KPI работы категорийных менеджеров и специалистов по закупкам.

С поставщиками компания работает на разных условиях - по предоплате, по факту поставки или с отсрочкой поставщикам. Это означает, что в компании на складе может быть товар, который не оплачен. С клиентами компании также работают на разных условиях. И если мы работаем с клиентом с отсрочкой платежа, то не получаем деньги при отгрузке товара. Есть ли возможность рассчитывать валовую рентабельность инвестиций в запасы с учетом всех этих условий? Да, есть.Подробно это расчет рассматривается в другой статье

При определении прибыльности товара или группы товара чаще всего оценивают рентабельность. Рентабельность - отношение прибыли от реализации товара к ее полной себестоимости, выраженное в процентах. Но иногда возникает вопрос: что выгоднее? Товар с высокой рентабельностью, но он пролежал на складе год, прежде чем его купили, или товар,с меньшей рентабельностью, но который постоянно оборачивается.

Какой показатель может это определить? Существует два показателя, которые могут помочь выявить что выгоднее в таких ситуациях. Эти показатели- доходность товара и рентабельность инвестиций в запасы.

Многие компании оправдывают хранение некоторых запасов годами тем, что купили эти товары очень дешево, а со временем выгодно продадут их. Индекс доходности помогает уравновесить оборачиваемость и прибыль. Он рассчитывается как произведение показателя оборачиваемости на валовую прибыльность и учитывает случаи, когда высокая рентабельность компенсирует низкую оборачиваемость запасов.

Допустим, запас какого-то товара оборачивается четыре раза за год, а каждая продажа приносит 30% валовой прибыли. Индекс доходности будет равен 120. Мы получим ту же рентабельность вложений в запас этого товара, если он обернется только дважды, но принесет 60% прибыли с каждой продажи:

2 оборота * 60% прибыли = 120.

С другой стороны, запас товара, приносящего 20% прибыли с каждой продажи, должен обернуться шесть раз, чтобы достичь того же индекса доходности.

Сходный с индексом доходности показатель — это рентабельность инвестиций (или валовая рентабельность инвестиций в запасы). Встречается еще одно название этого показателя- ROI инвестиций в запасы .Этот показатель характеризует рентабельность вложений в товарные запасы.

Рассчитывается это показатель как отношение валовой прибыли за прошедший год к средней стоимости запасов в тот же период. Рассчитать его несложно во многих информационных системах есть данные о прибыли,полученной от реализации товара или группы товаров. Средние остатки можно рассчитать по формуле, описанной в моем видео о расчете оборачиваемости .

Например, если бы вы получили 20 000 рублей валовой прибыли с 10 000 рублей, вложенных в запасы, показатель ROI инвестиций в запасы был бы равен 200% (20 000 руб./10 000 руб. = 2). Другими словами, вы получили бы 2 рубля на каждый рубль, вложенный в запасы.

При повышении оборачиваемости величина средней стоимости запасов уменьшается, а величина ROI растет. Поэтому при оценки рентабельности товаров или группы лучше использовать показатели, которые учитывают не только прибыль, получаемую от реализации товара, но и сколько этот товар находится на складе.

С момента оплаты поставщику до момента получения денег от потребителя товар в системе образует запас. Стоимость запаса равна сумме вложенных в приобретение денег плюс совокупные затраты на логистику. Таким образом, скорость оборота денежных средств, вложенных в товар, характеризуется в логистике коэффициентом оборота запасов (КОЗ):

Конечно, это важный логистический показатель, характеризующий продолжительность функционального цикла движения товара по логистической цепочке и оборачиваемость денежных средств. Однако так ли он важен сам по себе, без других параметров? Предположим, что единственная наша задача - это сокращение этого показателя, т.е. повышение оборачиваемости денег. Тогда возникает необходимость доставлять все товары транспортными самолетами или торговать «с колес». Функциональный цикл ускорится, деньги, вложенные в товар, будут быстро оборачиваться. Но получим ли мы в этом случае прибыль?

Есть еще один логистический показатель - коэффициент прибыльности товара (КП):

В логистике собранная наценка равна объему реализации минус стоимость товара у поставщика и минус все логистические затраты, включая затраты на связанный в запасах капитал. Тоже важный логистический показатель, но, опять же, не сам по себе. Предположим, что есть два товара, имеющих одинаковую прибыльность, но оборачиваемость запасов первого товара в два раза выше, чем второго. Понятно, что инвестиции в первый товар предпочтительнее.

Наиболее полным финансовым и логистическим показателем является рентабельность запасов (РЗ):

Максимальное значение этого коэффициента соответствует оптимальному запасу товаров в системе и оптимальному размещению в них денежных средств соответственно. На самом деле, если уровень запасов в системе недостаточен, падает объем продаж, появляются потери на недополученную прибыль, себестоимость товара повышается за счет роста доли косвенных затрат, т.е. уменьшается коэффициент прибыльности товара. Если уровень запасов больше оптимального, снижается оборот запасов, т.е. уменьшается коэффициент оборота запасов. Если функциональный цикл меньше оптимального, увеличиваются затраты, например, на транспортировку и снижается уровень собранной наценки, если же функциональный цикл больше оптимального - повышаются затраты на связанный капитал, что также снижает собранную наценку; в обоих случаях это приводит к уменьшению коэффициента прибыльности товара.