Валерий гергиев, личная жизнь. Валерий гергиев Гергиев кто по национальности

Валерий Гергиев – дирижер Лондонского симфонического и Мюнхенского филармонического оркестров. Несколько десятилетий остается бессменным худруком Мариинского театра. Талант музыканта восхищает, Гергиеву удалось открыть русскую музыку западному зрителю.

Валерий Абисалович родился 2 мая 1953 года в Москве. Единственного сына Гергиевы назвали в честь летчика-испытателя , который первым совершил беспересадочный перелет через Северный полюс. Родители – осетины по национальности, отец Абисал Заурбекович Гергиев командовал батальоном во время войны.

К сожалению, когда Валерию исполнилось 13 лет, отца не стало. Детей воспитывала мать - Тамара Тимофеевна Лагкуева. У Гергиева есть две сестры – Лариса, которая стала признанной пианисткой, оперным режиссером, получила звание Народной артистки России, и Светлана.

В 7 лет Тамара Тимофеевна привела сына в музыкальную школу, где уже занималась старшая дочь. Самого Валерия больше занимала игра в футбол, поэтому мальчик беспокойно поглядывал в окно, слушая преподавателя. Педагог наиграл мелодию и попросил мальчика повторить ритм. Валерий Гергиев повторил. Преподаватель не сдавался и попросил сделать то же самое еще раз – мальчик решил импровизировать. Учитель вынес вердикт: у Валерия нет слуха, пусть лучше занимается футболом. Позднее, вспоминая тот случай из детского периода собственной биографии, знаменитый дирижер скажет, что попытался усовершенствовать музыкальный ряд, а педагог этого не понял.


Мать добилась, чтобы сына зачислили в музыкальную школу, где тот быстро стал лучшим учеником. Уроки музыки и дворовые игры не мешали Валерию хорошо учиться в обычной школе – мальчик участвовал в математических олимпиадах. До смерти отец успел научить сына всегда идти к собственной цели и выполнять обещания, а еще любить семью.

В 1972 году Валерий Гергиев поступил в Ленинградскую консерваторию и проучился там 5 лет в классе Ильи Александровича Мусина, создателя ленинградской дирижерской школы. По словам музыканта, жизнь в общежитии стала первой школой жизни. Там же Валерий влюбился в русскую классику и , это была любовь с первой ноты, которую дирижер пронес через жизнь.

Музыка

Впервые Валерий Гергиев громко заявил о таланте еще в студенческие годы. Юноша участвовал в международном фестивале им. Герберта фон Караяна, проходившем в Берлине, и получил гран-при. Затем была следующая победа – на Всесоюзном конкурсе дирижеров, проходившем в Москве.


После окончания консерватории Валерий Гергиев работал ассистентом дирижера в Кировском театре. Через год, в 1978 году Валерий впервые встал за главный пульт. Дирижерским дебютом Гергиева стала опера «Война и мир». Затем четыре года Гергиев руководил оркестром в Армении, а в 1988 году стал главным дирижером Кировского театра. В первый год на новой должности Валерий Гергиев организовал тематический фестиваль по произведениям Модеста Мусоргского. В дальнейшем проведение таких мероприятий стало традицией.

Для постановки русских оперных шедевров маэстро приглашает режиссеров и сценографов с мировым именем. Фестиваль 1990 года Гергиев посвятил творчеству , 1991 – , а 1994 – а. Следующий фестиваль состоялся в 2006 году в Лондоне и был приурочен к столетию со дня рождения .

В 90-х Валерий Гергиев часто гастролировал за рубежом. В 1992 году музыкант дебютировал в Метрополитен-опере как дирижер оперы «Отелло». В 1995 году Гергиева пригласили дирижировать в филармоническом оркестре в Роттердаме. Как приглашенный дирижер Гергиев сотрудничал с коллективом до 2008 года.

В 2003 году дирижер основал благотворительную организацию «Фонд Валерия Гергиева», которая помогает в проведении музыкальных, образовательных и просветительских проектов. По инициативе музыканта основан и действует ряд международных музыкальных фестивалей.

2007 год начался для Валерия Гергиева с перемен. 1 января дирижер возглавил Лондонский симфонический оркестр. Критики и коллеги характеризовали творчество музыканта как яркое и эмоциональное, всегда с неординарным прочтением. На закрытии зимней Олимпиады-2010, проходившей в Ванкувере, Гергиев дирижировал оркестром на Красной площади в режиме телемоста.

В 2012 году состоялась масштабная международная акция с участием Валерия Гергиева и – 3D-трансляция «Лебединого озера» на весь мир. Через год маэстро вошел в число номинантов на премию «Грэмми» после исполнения «Симфонических танцев» с музыкантами Лондонского симфонического оркестра.


В 2014 году Валерий Гергиев участвовал в концерте, посвященном творчеству . Дирижер вместе с музыкантами оркестра Мариинского театра выступил с произведением Мориса Равеля «Болеро». В концерте прозвучали также Adagietto из Симфонии № 5 Густава Малера и сюита «Кармен» Бизе-Щедрина.

Но главное достижение Гергиева – Мариинский театр, который музыкант возглавляет уже 20 лет. Валерий Гергиев стал художественным руководителем и директором «Мариинки» в 1996 году и делал все возможное и невозможное, чтобы труппа стала лучшей в мире.


С труппами собственного театра худрук проводит 250 дней в году. За годы, проведенные в нем, Гергиев воспитал многих певцов мировой величины, обновил репертуар, включив произведения русских классиков. Валерий Гергиев тесно сотрудничает с . Музыканты вместе дают концерты, проводят музыкальные фестивали, а также выезжают на мастер-классы по музыкальным учебным учреждениям России.

5 мая 2016 года в амфитеатре Пальмиры прямо под открытым небом оркестр «Мариинки» дал концерт «С молитвой о Пальмире». Дирижировал Валерий Гергиев.

Народный артист РФ, лауреат государственных премий, многократный обладатель премий «Золотая маска» и «Золотой софит», других престижных наград Валерий Гергиев остается верен музыке и родному театру.

Личная жизнь

У Валерия Гергиева были увлечения в молодости, в основном оперными певицами. Но мать каждый раз просила сына подумать, какой та будет матерью и женой, поэтому дирижер не спешил к кардинальным переменам в личной жизни.

С будущей женой Валерий познакомился в 1998 году на музыкальном конкурсе в Санкт-Петербурге. Осетинка Наталья Дзебисова, выпускница музыкального училища имени Валерия Гергиева во Владикавказе, попала в число лауреатов и, сама того не ведая, завоевала сердце маэстро. Роман вспыхнул сразу, но первое время молодые встречались тайно. Наталья была вдвое моложе Валерия.


В 1999 году влюбленные поженились – свадьбу праздновали во Владикавказе с размахом. На торжество съехались более тысячи гостей из разных уголков России и СНГ. Через год в семье родился первенец Абисал. В 2001 году появился на свет второй сын Валерий, а в 2003 году – дочь Тамара. Семейные фото маэстро нередко появляются в сети.

Журналисты писали, что у Валерия Гергиева есть внебрачная дочь Наталья, которая родилась в 1985 году от связи с филологом Еленой Остович.

Валерий Гергиев сейчас

Сейчас Валерий Гергиев ведет активную творческую деятельность. Осенью маэстро провел дружескую встречу с финалистами проекта «Ты супер! Танцы», участниками, прибывшими из стран постсоветского пространства. Маленькие артисты встретились с маститым дирижером после просмотра оперы «Рождественская сказка».


В декабре Валерий Гергиев вместе с музыкантами Мюнхенского филармонического оркестра провели заключительные концертные выступления года. В это же время в филармонии «Гастайг» прозвучала опера «Очарованный странник». Фестиваль в честь композитора, где также выступил оркестр Мариинского театра, прошел позднее в Москве, в зале . Все подробности творческой жизни дирижер освещает на официальном сайте .

Проекты

  • Фестиваль «За мир на Кавказе» во Владикавказе
  • «Миккели Фестиваль» в Финляндии
  • Фестиваль Красного моря в Эйлате
  • Киров–Филармония
  • Роттердам Филармоник
  • Московский пасхальный фестиваль
  • «Звезды белых ночей» в Санкт-Петербурге

Валерий Гергиев - выдающийся музыкант современности, яркая звезда мировой величины, дирижер от Бога, покоривший сердца слушателей и любителей классической музыки в десятках стран. Сегодня он является художественным руководителем знаменитого Мариинского театра, дирижером лучших оркестров Европы - Мюнхенского филармонического и Лондонского симфонического, а также почетным дирижером Роттердамского филармонического оркестра.

Гергиев Валерий Абисалович, фото которого представлены в статье, - это талантливейший человек, который добился необычайных высот в своей профессии и жизни. Награды, премии, звания исчисляются десятками. Пожалуй, редко какой политик или общественный деятель сможет встать на одну ступень рядом с Валерием Абисаловичем. Этот человек своим творчеством и присущим ему громадным чувством любви и ответственности творит подлинную историю.

Яркие инициативы

Именно по инициативе Валерия Гергиева состоялся известный всему миру концерт симфонической музыки в полуразрушенной Пальмире (2016). Этот концерт выдающийся дирижер посвятил памяти погибшего при освобождении древнего города героя России русского офицера Александра Прохоренко и смотрителя музея под открытым небом Халеда Асаада, который отказался подчиняться требованиям исламских боевиков и был казнен игиловцами. (ИГИЛ - запрещенная в России террористическая организация.)

Свою гражданскую позицию гениальный дирижёр проявил и в 2008 году, когда вместе с музыкантами оркестра Мариинского театра дал концерт на площади Цхинвала, посвятив его памяти людей, ставших жертвами короткой, но кровопролитной войны между Грузией и Южной Осетией. Перед концертом он высказал во всеуслышание свою боль, напомнив мировому сообществу о том, что под танковым обстрелом этого города погибли тысячи мирных людей в своих постелях, не успев проснуться. Он отметил, что бить из танков по детям - это позор.

«Беслан. Музыка во имя жизни» - целую серию благотворительных концертов, посвященных трагедии Беслана, организовал дирижер Валерий Гергиев в разных столицах мира - Москве, Париже, Нью-Йорке, Лондоне, Риме и Токио (2004).

Валерий Гергиев: биография. Истоки

Родился Гергиев Валерий Абисалович в Москве 2 мая 1953 года. Родители будущего знаменитого музыканта еще в юном возрасте увезли своего сына в родные края - Северную Осетию. Поэтому Валерий Гергиев рос и учился во Владикавказе (Орджоникидзе). Отец, Абисал Заурбекович Гергиев, был ветераном Великой Отечественной войны, служил командиром батальона. Он воспитывал у сына замечательные человеческие качества, которые и помогали тому всю жизнь упорно идти к своей цели. Отец завещал Валерию любить свою семью и всегда держать обещания, данные людям. Однако отцу не довелось увидеть славных дел своего сына. Он умер, когда Валерию было 13 лет. Поэтому воспитывала его и двух сестер мама, Тамара Тимофеевна Лагкуева.

По зову сердца

Мать всегда замечает в своем ребенке те способности и качества, которые не видят другие люди со стороны. Как и все мальчишки, Валерий очень любил играть в футбол и даже не помышлял о музыке, а окружающие просто не видели в нем никаких особых музыкальных способностей. Однако материнское чутьё подсказывало Тамаре Тимофеевне, что сын обладает большими музыкальными способностями, которые необходимо развивать.

Когда Валерию исполнилось 7 лет, мама отвела его в музыкальную школу, в которой уже училась старшая сестра мальчика. Однако первая встреча с учителем музыки оказалась неудачной. Валерию вовсе не хотелось сидеть долго в классе, он то и дело заглядывался на окно, за которым его сверстники играли в футбол. Поэтому педагога он слушал не очень-то и внимательно. Преподаватель, тестируя музыкальные способности будущего ученика, проиграл мелодию, а затем попросил Валерия воспроизвести ритм. Мальчик справился с этим заданием успешно. Однако педагог, чтобы исключить случайность, настаивал, чтобы Валерий еще раз повторил услышанное. Валерию Гергиеву было скучно, поэтому он стал импровизировать, по словам самого дирижера, попытался даже звукоряд несколько усовершенствовать.

Однако такого учитель просто не ожидал, да и не понял, что перед ним мальчик с удивительными музыкальными способностями, и в стандартные рамки педагогической практики, которые применяют к обычным детям, музыкальные возможности Валерия Гергиева просто не вписываются. Увы, преподаватель вынес свой «приговор» - у мальчика вообще отсутствует музыкальный слух, и лучше ему действительно заняться футболом.

Однако Тамара Тимофеевна была упорной, она настаивала, чтобы Валерия непременно приняли в музыкальную школу, что в конце концов и случилось. Очень быстро Валерий Гергиев превратился в лучшего воспитанника своего музыкального учебного заведения. Занятия музыкой не помешали и другому таланту юного Валерия Гергиева - математическому. Он очень хорошо учился в общеобразовательной школе, участвовал и побеждал в математических олимпиадах, продолжал играть в футбол. Однако музыка стала главной в его жизни, любовь к ней пересилила все другие увлечения.

Первые успехи

Окончив школу, молодой талант Валерий Гергиев отлично сдал экзамены и стал студентом Ленинградской консерватории, которая носит имя композитора Римского-Корсакова. Большой удачей для будущего выдающегося музыканта стало то обстоятельство, что он попал в класс симфонического дирижирования к профессору Илье Мусину.

Великолепный учитель нашел для себя того самого ученика, который появляется только раз в жизни - готового работать над собой, шлифовать, доводить до совершенства свои уникальные музыкальные способности. Результат превзошел все ожидания, и в 19 лет студент Валерий Гергиев был приглашен к сотрудничеству с Мариинским (Кировским) театром. По сути дела, это нонсенс, однако факт свидетельствует о том, какой громадный талант смог раскрыть в своём ученике профессор Илья Мусин.

Ошеломительный успех в 23 года для Валерия Гергиева был закономерен - первая премия Всесоюзного конкурса дирижеров, причем профессионалов, а не студентов, за плечами которых есть серьезный творческий опыт. Как вспоминает сам Валерий Абисалович, средний возраст участников конкурса - за 30, и даже серьезное жюри, состоящее из именитых музыкантов, не совсем понимало, что же делать со столь молодым талантом и можно ли дать ему первую премию. Вполне ожидаемой стала и победа Валерия Гергиева на берлинском дирижерском конкурсе, который носит имя Г. фон Караяна (1977 год).

Валерий Гергиев: Мариинский театр

Юрий Темирканов, великий маэстро, пригласил Валерия Гергиева, еще совсем молодого, но подающего большие надежды музыканта, стать ассистентом главного дирижера Мариинского театра сразу после консерватории. Дебютировал Валерий Абисалович за дирижерским пультом в опере «Война и мир» в 1978 году. А через 10 лет в результате голосования творческого коллектива театра, которое было единогласным, Валерий Гергиев становится художественным руководителем Мариинского. Далее, спустя еще 8 лет, - директором.

Девяностые были непростыми для России, и особенно для Мариинского. Музыканты и артисты потянулись в Европу за приличной зарплатой, за более благополучной жизнью. В такой трудный момент Валерий Гергиев ставит перед коллективом почти фантастическую задачу - стать лучшим театром мира. И у него это получилось.

Оркестр Валерия Гергиева пополнился молодыми и талантливыми музыкантами. В репертуар театра были включены новые спектакли - «Тристан и Изольда», «Лоэнгрин», «Летучий голландец», «Парсифаль» Рихарда Вагнера, музыка которого так близка по творческому духу самому Валерию Абисаловичу.

Впервые в России была осуществлена замечательная постановка сложного и блестящего спектакля-тетралогии «Кольцо нибелунга». Под руководством Гергиева Мариинский взрастил новых оперных звезд мировой величины - Анну Нетребко, Ольгу Бородину, Галину Горчакову. Началось активное сотрудничество со знаменитыми зарубежными театрами. Это и великая Ла Скала, и Метрополитен, и Королевский Ковент-Гарден и многие другие. Такое творческое взаимопроникновение рождало новые взаимоотношения с зарубежным зрителем, глубокое понимание русского музыкального искусства.

Фестивали

По сути дела, талант Валерия Гергиева - не только музыкальный. Он великолепный администратор, который смог буквально «вытащить» Мариинский театр, дать ему новую жизнь. Как рассказывает сам знаменитый директор и главный дирижер, ему приходилось придумывать много нового, организовывать фестивали, совместные выступления, поездки, чтобы оживить Мариинский, не дать ему пойти ко дну. Он буквально создавал новые музыкальные события мирового значения - знаменитые фестивали.

К примеру, замечательный петербургский фестиваль «Звезды белых ночей», который проводится ежегодно, начиная с 1993 года. Сердце этого форума музыки и красоты - сам Валерий Абисалович. Впрочем, он характеризует его талант еще и с другой стороны - как замечательный предпринимательский дар.

Валерий Гергиев рассказывает, что сегодня имя Мариинского театра и петербургского фестиваля привлекает туристов со всего мира. Они приносят прибыль в миллион долларов за месяц. А когда Валерий Абисалович только начинал «раскрутку» русского искусства, эта цифра была всего лишь 15 тысяч долларов.

Его музыкальные детища - фестивали, которые проводятся и в России, и в других странах мира, теперь пользуются любовью и известностью среди почитателей классической музыки. Чудесный московский Пасхальный фестиваль, финский Микелли, израильский фестиваль Красного моря, Гергиев фестиваль в Голландии - все эти выдающиеся и роскошные праздники музыкального искусства зрители из разных стран мира встречают с восторгом.

Награды

Валерий Абисалович Гергиев за своё выдающееся творчество и деятельность, направленную на распространение русского искусства, был удостоен множества наград в разных странах мира. Среди них орден Почетного легиона (Франция), орден «За заслуги перед Итальянской Республикой», орден Льва (Финляндия), орден Восходящего солнца с золотыми лучами и лентой (Япония) и многие другие. Однако самые дорогие сердцу награды, конечно же, отечественные: звание Герой труда, ордена «За заслуги перед Отечеством», Александра Невского, Дружбы и особенно медаль «За освобождение Пальмиры».

Не менее важны и награды церковные - ордена Святого благоверного князя Даниила Московского, Святого равноапостольного князя Владимира, медаль Преподобного Сергия Радонежского. Также были присвоены почетные звания народного артиста России, Украины, Северной Осетии, заслуженного деятеля Казахстана, «Дирижер года» от международной организации International Classical Music Awards, «Артист ЮНЕСКО во имя мира» и многие другие. Кроме этого, следует отметить международные и отечественные премии, звания лауреата конкурсов, как международных, так и российских. В том числе государственные премии Российской Федерации и премии президента России в области литературы и искусства.

Семья

В 1998 году Валерий Гергиев в Санкт-Петербурге на музыкальном конкурсе познакомился со своей будущей женой - Натальей Дзебисовой. Она завоевала не только звание лауреата, но и сердце великого маэстро. Через год состоялась грандиозная осетинская свадьба во Владикавказе, на которой в качестве гостей побывали люди из самых разных стран мира, музыканты, коллеги, друзья. Сегодня у Валерия Абисаловича двое детей, сын и дочь - крепкая, надежная и любящая семья.

Валерий Абисалович Гергиев (осет. Гергити Абисали фурт Валери). Родился 2 мая 1953 года в Москве. Советский и российский дирижёр, педагог, театральный деятель, продюсер. Художественный руководитель и генеральный директор Мариинского театра (с 1988). Народный артист РФ (1996). Герой Труда РФ (2013). Лауреат Государственной премии РФ (1993, 1998, 2016).

По национальности - осетин. Свое имя получил в честь знаменитого летчика .

Отец - Абисал Заурбекович Гергиев, во время Великой Отечественной войны командовал батальоном. Умер, когда Валерию было 13 лет.

Мать - Тамара Тимофеевна Лагкуева.

Сестра - Лариса Абисаловна Гергиева, Народная артистка России и Украины.

Сестра - Светлана Абисаловна Гергиева.

Вырос в Орджоникидзе (ныне Владикавказ), столице Северной Осетии. С ранних лет демонстрировал уникальный музыкальный слух. Окончил музыкальное училище по классам фортепиано и дирижирования.

В 1972 году поступил в Ленинградскую консерваторию в класс дирижирования Ильи Мусина. Во время учебы в 1976 году победил на престижном международном конкурсе дирижёров Герберта фон Караяна в Берлине. В том же году одержал победу на Всесоюзном конкурсе дирижёров в Москве.

В 1981-1985 годах Гергиев руководил Государственным симфоническим оркестром Армении.

С 1988 года стал занял место главного дирижёра Кировского театра. В свой первый сезон на новом посту Гергиев провёл фестиваль, посвящённый операм М.П. Мусоргского. Далее организовывал музыкальные фестивали регулярно.

Дирижёрское искусство Гергиева характеризуется яркой эмоциональностью и индивидуальностью прочтения партитуры. Обширная дискография дирижёра включает оперные спектакли, симфонические и концертные произведения.

Осуществил записи произведений Белы Бартока, Александра Бородина, Иоганнеса Брамса, Рихарда Вагнера, Джузеппе Верди, Клода Дебюсси, Гаэтано Доницетти, Густава Малера (все симфонии), Модеста Мусоргского (все оперы за исключением «Саламбо» и «Женитьбы»), Сергея Прокофьева (все симфонии, все фортепианные и скрипичные концерты, ряд опер), Мориса Равеля, Сергея Рахманинова, Николая Римского-Корсакова, Игоря Стравинского, Петра Чайковского (все симфонии за исключением «Манфреда» и реконструированной Седьмой, все балеты, ряд опер и симфонических произведений), Дмитрия Шостаковича (все концерты, все симфонии, опера «Нос»), Родиона Щедрина (ряд симфонических произведений и опер, премьеры некоторых из которых прошли под управлением Гергиева).

С начала 1990-х годов стал часто выступать за границей. В 1992 состоялся дебют Гергиева в Метрополитен-опера в опере Верди «Отелло». В дальнейшем он неоднократно выступал там как приглашённый дирижёр.

В 1995-2008 годах занимал место главного приглашённого дирижёра Роттердамского филармонического оркестра. В 2007-2015 годах был главным дирижёром Лондонского симфонического оркестра.

С 2010 года - декан факультета искусств Санкт-Петербургского государственного университета. С 15 февраля 2013 года - председатель Всероссийского хорового общества.

Совместно с оркестром Мариинского театра участвовал в церемонии закрытия зимних Олимпийских игр в Ванкувере в 2010 году и церемонии открытия и закрытия зимней Олимпиады-2014 в Сочи.

В 2015 году возглавил оркестр Мюнхенской филармонии.

Владеет 15% акций производителя мяса индейки «Евродон». По данным Форбс, является наиболее финансово состоятельным российским музыкантом, один из самых богатых деятелей культуры России.

Общественно-политическая позиция Валерия Гергиева

В 2001 году при содействии Валерия Гергиева на русском кладбище Сент-Женевьев-де-Буа был открыт памятник на могиле Гайто Газданова - русского писателя-эмигранта, осетина по происхождению.

21 августа 2008 года Валерий Гергиев с оркестром Мариинского театра выступил с концертом в Цхинвале - в память жертв среди мирного населения в войне. Перед концертом он заявил на русском и английском языках: "Мировое сообщество говорит, что русские вошли в Грузию? Но никто не говорит, что тысячи людей заживо были погребены в спящем городе! Так что, бить из танков по детям - это доблесть мужчины-воина на Кавказе?! Это позор!".

В 2012 году был доверенным лицоом кандидата в Президенты РФ .

11 марта 2014 года подписал обращение деятелей культуры Российской Федерации в поддержку внешней политики России и президента РФ В.В. Путина на Украине. После подписания Гергиевым данного обращения в руководстве Мюнхена и мюнхенского филармонического оркестра возникли дискуссии о правомерности предоставления дирижёру возможности с 2015 года руководить городским филармоническим оркестром.

В мае 2016 года оркестр Мариинского театра под управлением Валерия Гергиева дал концерт в амфитеатре сирийской Пальмиры, освобождённой армией правительства Сирии при поддержке российских военных. Концерт был посвящён памяти казнённого боевиками ИГИЛ смотрителя Пальмиры Халеда Асаада и российского офицера и героя Российской Федерации Александра Прохоренко, погибшего при освобождении Пальмиры от ИГИЛ.

В ходе президентских выборов 2018 года был доверенным лицом Владимира Путина.

Входит в состав Общественного совета при Следственном комитете Российской Федерации.

Валерий Гергиев в программе "Познер"

Личная жизнь Валерия Гергиева:

Женат. Супруга - Наталья Дзебисова, выпускница музыкального училища имени Валерия Гергиева во Владикавказе. Познакомились в 1998 году на музыкальном конкурсе в Санкт-Петербурге. Поженились в 1999 году. Торжество состоялось в гостинице «Интурист», здании, которым до 1917 года владели предки матери Валерия Гергиева.

В браке родились сыновья Абисал (2000 г.р.) и Валерий (2001 г.р.), а также дочь Тамара (2003 г.р.).

Имеет внебрачную дочь Наталью (1985 г.р.) от филолога Елены Остович.

Фильмография Валерия Гергиева:

1991 - Сергей Прокофьев. Сюита жизни (документальный)
1993 - Променад в Мариинском (документальный)
2001 - Русский ковчег - эпизод
2005 - Священная сцена: Мариинский театр (Sacred Stage: The Mariinsky Theater) (документальный)
2006 - Завещание барона Штиглица (документальный)
2016 - После тебя - камео
2016 - Прокофьев наш (документальный)
2016 - Прокофьев: во время пути (документальный)

Продюсерские работы Валерия Гергиева:

2017 - Матильда

Награды и звания Валерия Гергиева:

Герой Труда Российской Федерации (1 мая 2013 года) - за особые трудовые заслуги перед государством и народом;
- Орден «За заслуги перед Отечеством» III степени (24 апреля 2003 года) - за выдающийся вклад в музыкальную культуру;
- Орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени (2 мая 2008 года) - за большой вклад в развитие отечественного и мирового музыкально-театрального искусства, многолетнюю творческую деятельность;
- Орден Александра Невского (4 июля 2016 года) - за большой вклад в развитие отечественного и мирового музыкально-театрального искусства, многолетнюю творческую деятельность;
- Орден Дружбы (12 апреля 2000 года) - за особые заслуги в подготовке и провидении важных гуманитарных внешнеполитических акций;
- Медаль «В память 300-летия Санкт-Петербурга» (2003 год);
- Благодарность Президента Российской Федерации (15 января 2009 года) - за проведение концерта Большого симфонического оркестра Мариинского театра под руководством Валерия Гергиева в поддержку пострадавших в период грузино-осетинского конфликта жителей города Цхинвала;
- Медаль «За освобождение Пальмиры» (Минобороны России) (16 мая 2016 года);
- Премия Министерства обороны Российской Федерации в области культуры и искусства (2016) - за культурно-просветительские проекты;
- Медаль «За доблестный труд» (Татарстан) - за плодотворное сотрудничество с Республикой Татарстан, активное участие в реализации республиканских проектов в области культуры, выдающийся вклад в развитие отечественного и мирового музыкального искусства;
- Орден «Слава Осетии» (Северная Осетия-Алания) (14 мая 2016 года) - за выдающийся вклад в развитие музыкального искусства Республики Северная Осетия-Алания;
- Медаль «Герой Кузбасса» (Кемеровская область) (22 октября 2014 года) - за значительные заслуги и достижения в концертной и просветительской деятельности, а также за большой личный вклад в развитие и сохранение классического искусства;
- Орден Святого Месропа Маштоца (Армения, 2000 год);
- Великий офицер ордена «За заслуги перед Итальянской Республикой» (Италия, 2001 год);
- Орден «Данакер» (2001 год, Киргизия);
- Медаль «Данк» (Киргизия, 1998 год);
- Рыцарь ордена Нидерландского льва (Нидерланды, 2005 год);
- Орден князя Ярослава Мудрого V степени (Украина, 10 мая 2006 года) - за весомый личный вклад в развитие культурных связей между Украиной и Российской Федерацией, высокий профессионализм и многолетнюю плодотворную творческую деятельность;
- Крест I класса ордена «За заслуги перед Федеративной Республикой Германия» (ФРГ, 2001 год) - за личный вклад в популяризацию музыки немецких композиторов;
- Командор ордена Льва Финляндии (Финляндия, 2006 год);
- Офицер ордена Почётного легиона (Франция, 2007 год);
- Орден искусств и литературы (Франция);
- Орден Восходящего солнца с золотыми лучами и лентой (Япония, 2006 год);
- Орден «Уацамонга» (Южная Осетия, 29 января 2009 года) - за проявленное мужество и высокий патриотизм, неоценимую помощь и поддержку народа Южной Осетии в период ликвидации последствий грузинской агрессии в августе 2008 года;
- Серебряная медаль Валенсии (Испания, 2006);
- Медаль Pro Mikkeli (г. Миккели, Финляндия, 2005 год);
- Медаль имени Йохана ван Олденбарнефелта (Роттердам, Нидерланды, 2008 год);
- Золотая медаль «За заслуги в культуре Gloria Artis» (Польша, 2011 год);
- Почётный знак Президента Болгарии за вклад в развитие болгарской культуры и духовности (Болгария, 2017);
- Орден Святых Кирилла и Мефодия за вклад в развитие духовности и болгарской культуры (Болгария, 2017);
- Орден святого благоверного князя Даниила Московского III степени (Русская Православная Церковь, 2003 год);
- Орден святого равноапостольного князя Владимира (Украинская Православная Церковь, 2001 год);
- Медаль преподобного Сергия Радонежского I степени (Русская Православная Церковь, 2010 год);
- Орден святого благоверного князя Даниила Московского II степени (Русская Православная Церковь, 2013 год);
- Памятная золотая медаль «Ветка оливы с бриллиантами» (Российско-Армянский (Славянский) государственный университет);
- Народный артист Российской Федерации (20 июня 1996 года) - за большие заслуги в области искусства;
- Народный артист Украины (2004 год);
- Народный артист Северной Осетии - Алании;
- Заслуженный деятель Казахстана (2011 год);
- Почётный гражданин Санкт-Петербурга (2007 год);
- Почётный гражданин Владикавказа (2003 год);
- Почётный гражданин Лиона;
- Почётный гражданин Тулузы;
- Звание «Дирижёр года» (1994 год) присуждено решением жюри международной организации «International Classical Music Awards»;
- Звание «Артист ЮНЕСКО во имя мира» (2003 год);
- Почётный доктор Санкт-Петербургского государственного университета (2001);
- Почётный профессор МГУ им. М. В. Ломоносова (2001);
- Почётный дирижёр Роттердамского филармонического оркестра (2008);
- Член Шведской королевской музыкальной академии (2011);
- Почётный гражданин Беломорска (2014 год);
- Почётный доктор наук Национальной музыкальной академии имени профессора Панчо Владигерова (2017);
- Государственная премия Российской Федерации 1993 - За программы фестивалей, посвященных 150-летию М. П. Мусоргского в 1989 году и 100-летию С. С. Прокофьева в 1991 году;
- Государственная премия Российской Федерации 1998 - За спектакли Государственного академического Мариинского театра «Парсифаль», «Летучий голландец» Р. Вагнера, «Лебединое озеро» П. И. Чайковского, «Симфония до мажор» Ж. Бизе, «Умирающий лебедь» К. Сен-Санса;
- Государственная премия Российской Федерации 2015 - За выдающиеся достижения в области гуманитарной деятельности;
- Лауреат Премии Президента Российской Федерации в области литературы и искусства 2001 года (30 января 2002);
- Пятикратный лауреат театральной премии страны «Золотая маска» (с 1996 по 2000 гг.);
- Четырёхкратный лауреат театральной премии Санкт-Петербурга «Золотой софит» (1997, 1998, 2000 и 2003);
- Российская оперная премия «Casta diva» за лучший спектакль - «Парсифаль» (1998 год);
- Лауреат Царскосельской художественной премии (1999 год);
- Лауреат премии им. Д. Шостаковича (Фонд Юрия Башмета, 1997 год);
- Лауреат премии Шведской королевской музыкальной академии Polar Music Prize (2006 год);
- Лауреат премии имени Герберта фон Караяна (Баден-Баден, 2006 год);
- Лауреат премии Фонда американо-российского культурного сотрудничества (2006 год);
- Международная премия имени Сергея Рахманинова (2015 год)

Известный российский дирижер Валерий Гергиев, личная жизнь которого всегда интересовала женщин, родился в 1953-м году в Москве. Оба его родителя были родом из Северной Осетии. Отец являлся командиром батальона. Он погиб, когда сыну было 13 лет. В дальнейшем Валерия и его двух сестер воспитывала только мать.

Биография Валерия Гергиева

В 7-летнем возрасте Гергиев поступил в музыкальную школу. В тот момент он сам больше любил футбол и не очень был рад вынужденным посещениям музыкальной школы. И действительно, преподаватели заявили, что у мальчика нет слуха, пусть идет играть в футбол. Но мать Валерия не сдавалась и не захотела забирать сына из музыкальной школы. Там он постепенно стал учиться лучше, а в итоге и вовсе стал одним из лучших учеников. Более того, Гергиев стал хорошо учиться и в обычной школе, стал частым участником математических олимпиад.

После окончания школы Валерий поступил в Ленинградскую консерваторию, где учился в течение 5 лет. Жил он во время учебы в общежитии. Именно там он полюбил русскую классику и Вагнера в частности. Талант Гергиева стал проявляться еще сильнее. Он становился участником различных престижных фестивалей, включая международный фестиваль в Берлине, где он получил главный приз. Позже юноша стал победителем Всесоюзного конкурса дирижеров в Москве.

Окончив консерваторию, Гергиев стал ассистентом дирижера в Кировском театре. Уже через год после этого его назначили главным дирижером. В качестве дирижерского дебюта была опера «Война и мир» Прокофьева. Затем Гергиева назначали руководителем оркестра в Армении. В 1988-м году о Валерие узнали как о главном дирижере Кировского театра. Кроме того, он придумал тематический фестиваль по произведениям Мусоргского, который стал традиционным.

В 90-е годы Гергиев стал гастролировать за границей. Он пробовал себя в качестве дирижера в Метрополитен-опере и филармонического оркестра в Роттердаме. Значительные перемены произошли в жизни Валерия в 2007-м году, когда его назначили директором Лондонского симфонического оркестра. Еще через 3 года он дирижировал оркестром на Красной площади в режиме телемоста во время закрытия зимней Олимпиады 2010-го года, которая проходила в Ванкувере.

Но все же своим главным достижением сам Гергиев считает Мариинский театр, руководителем которого он является уже больше 20 лет. Все эти годы он старается всячески улучшать и совершенствовать труппу театра. Дирижер признается, что проводит с участниками труппы по 250 дней в году, воспитывает певцов мировой величины, регулярно обновляет репертуар, не забывает о произведениях русских классиков.

Весной 2016-го года Валерий вместе с оркестром «Мариинки» дал концерт под открытым небом в сирийской Пальмире. Дирижера награждали званием Народного артиста Российской Федерации, различными государственными премиями, премией «Золотая маска» и «Золотой софит».

Личная жизнь Валерия Гергиева

Что касается личной жизни Гергиева, то еще в юности он увлекался оперными певицами. Свою жену он встретил в 1998-м году в Санкт-Петербурге, где тогда проходил музыкальный конкурс. Это была осетинка Наталья Дзебисова, в которую дирижер сразу влюбился. Первое время они встречались тайно, но уже в 1999-м году официально вступили в брак. Примечательно, что Наталья в 2 раза младше Валерия. Их свадьба проходила во Владикавказе. Это было пышное торжество с больше 1000 гостей. В 2000-м году у пары родился мальчик, а через год – еще один сын. В 2003-м году Наталья подарила мужу дочку. В СМИ есть неподтвержденная информация о том, что у Валерия есть еще одна дочь по имени Наташа, которая родилась в 1985-м году вне брака.

1146 Просмотров

Беседу вела Валентина Серикова

Реальный успех Валерия Гергиева затмевает все мифотворчество «пиара». Гергиев принял Мариинский театр в тяжелейшем моральном и финансовом состоянии. Сейчас слово «Мариинка» превратилось в музыкальный брэнд мировой значимости.
Личная жизнь маэстро - тайна за семью печатями. Известно лишь, что в 1999 году он, знаменитый холостяк, взял в жены 19-летнюю Наталью Дзебисову. Год спустя родился первый наследник, названный в честь Гергиева-деда, а затем еще один сын и дочь.

- Валерий Абисалович, кто помог в свое время преодолеть трудности и поднять театр?
- Прежде всего - коллектив: он трудился. Ведь можно найти спонсора, уговорить дать деньги. Но все усилия сведутся к нулю, если нет качественной труппы, способной, как магнитом, притягивать зрителей не только Москвы и Санкт-Петербурга, но и других мировых столиц. Конечно, помогли и мои молодые годы, и способность работать чуть-чуть больше остальных. Если б я работал меньше, люди сразу бы почувствовали. Да, я не жалел коллектив, и ему приходилось трудиться в пять, в десять раз интенсивнее, чем прежде, но еще больше не жалел себя. Это все знают. Я никогда не уходил из театра раньше часа ночи.
Очень много было сделано. Надо знать и понимать, что у нас оркестр - 250 человек, Академия молодых певцов - 150 человек, огромная балетная труппа. Ее многие считают лучшей в мире, по крайней мере, одной из двух-трех лучших совершенно точно. За последние 15 лет мы поставили более 100 новых спектаклей, это очень большая цифра.
- Гастроли вашего театра проходят на сценах театров - мировых музыкальных лидеров: нью-йоркской Метрополитен-оперы, лондонского Ковент-Гардена, миланского Ла Скала, парижской Гранд-опера и др.
- Да, Мариинка довольно часто бывает за границей. На гастроли выезжает по 300-400 человек. Правда, не всегда с моим участием. Так что театр активный, и мы стараемся распределять свои силы одновременно чуть ли не на все пять континентов.
В Америке мы выступаем на самых известных площадках с идеальной акустикой, это крайне важно.
- Как продвигается ваша собственная работа в Америке?
- Я много дирижирую в Метрополитен-опере, может быть, даже слишком много. Среди самых интересных последних работ - произведения Стравинского: балет «Весна священная», опера «Соловей» и опера-оратория «Царь Эдип». Но событием едва ли не более важным стало для меня выступление оркестра Мариинского театра на открытии сезона в Карнеги-холле в Нью-Йорке. Для Америки открытие сезона - очень большая и важная акция, даже не знаю, с чем можно сравнить. В российской современной культуре нет таких параллелей. А там начало и конец театрального сезона, безусловно, главные события года. Один этот концерт, собравший, кажется, всех патронов и спонсоров, принес Карнеги-холлу $2,6 млн.
Оркестр играл замечательно. Мы оказались в центре внимания всей музыкальной Америки. Обычно я не люблю расписывать свои достижения, нет необходимости. Но США - государство, где много всего происходит, один из центров мировой культуры, поэтому такой резонанс важен. А Россия закрепила за собой славу страны, продвигающей на мировую сцену талантливых певцов и музыкантов. Тут мы лидируем. Мою точку зрения, кстати, разделяют многие.
- В Метрополитен-опере работают артисты, уехавшие из России, певцы, в частности. Встречаете ли старых знакомых?
- Там, наверное, 20% - российские певцы. Из них примерно 70% - из Мариинского театра. Америка жителей всего постсоветского пространства считает и называет русскими - и русских, и армян, и украинцев. Я, например, осетин, но мне не обидно, когда меня называют русским, потому что мы всем обязаны колоссальной советской музыкальной школе. Но Россия, может, чуть раньше других бывших республик поняла, что надо укреплять свои главные культурные символы.
- Все это хорошо, Валерий Абисалович, но ведь нужен слушатель, зритель.
- На Пасхальном фестивале в Москве, а он уже стал ежегодным, на открытом воздухе нас слушает до полумиллиона людей. Цифра сопоставима с населением крупного французского или немецкого города. Поэтому я бы не говорил об упадке.
У классической музыки масса поклонников. Уменьшилось ли их число, я не знаю. Но до сих пор на своих концертах я вижу множество людей, в том числе молодых, которые хотят слушать такую музыку. Следовательно, ситуация с классической музыкой не такая уж плохая. И неважно, есть при этом световое шоу или нет.
- Деньги тоже имеют не последнее значение, и вы их нашли…
- Должен сказать, что лет шесть назад спонсорская поддержка в России отсутствовала. А сегодня только спонсорские средства составляют $10 млн в год, причем большая часть - российские деньги.
Я в очередном перелете из Америки не спал и посмотрел два фильма - замечательный чешский и менее качественный американский. И это при том, что бюджет чешской картины раз в сто меньше, чем американской. Мой «мэссидж» читателю в связи с этим такой: далеко не все зависит от денег. Талант, интеллект, острота важнее, чем финансовые вложения.
- Согласна, но вы себе такие «мэссиджи», или послания, позволяете, потому что есть поддержка.
- Да, наш генеральный спонсор - «Газпром». Все изменилось, когда поднялись и железные, и бархатные занавесы. Мы летаем над Европой десятки раз в год и в принципе можем приземлиться и выступить в любом городе. Однажды примерно по такой схеме мы организовали концерты Ла Скала. Я договорился с «Газпромом», который дал два самолета. Останавливались в Вильнюсе, Петербурге и Москве, еще и в Польшу залетели. Красивая получилась акция. «Газпром» и не заметил трат, а для зрителя и слушателя приезд национальной гордости Италии стал грандиозным событием.
Немаловажно, что многих первых лиц страны я знаю лично: прямой разговор всегда результативен.
В целом в России дела идут намного лучше, чем три года назад. Намного! Это касается и поддержки культуры. Правда, вкусы становятся несколько буржуазными, что называется, новорусскими. Но со временем все станет на свои места.
- В ваших, замечу, нечастых интервью вы говорите в основном о работе. Расскажите о собственной жизни. От кого у вас любовь к классической музыке?
- От родителей. Правда, отец - офицер, бывший фронтовик - рано ушел из жизни: сказались полученные раны. Мне тогда было 13 лет, а ему 49. Но он многому успел меня научить.
В музыкальной школе сказали: «У этого мальчика нет чувства ритма и музыкальной памяти». Хотя я упрямо и настойчиво выстукивал нужный ритм (точнее, чем экзаменовавшие), все равно получил двойку. Маме не хотелось мириться с мнением педагогов, и мы пошли к другим.
В школе я побеждал на математических олимпиадах, и в конце концов учителя вызвали родителей в школу и заявили: «Ваш сын - прирожденный математик, а вы отвлекаете его музыкой». Родители рассудили иначе, и я продолжил занятия, поскольку страсть к музыке оказалась сильнее.
В том, что у меня все так сложилось, огромная заслуга моей семьи. Мама никогда не руководила театром, но, когда я в своей работе готов был сделать ошибку, она всегда это понимала и предупреждала меня. И что удивительно, всегда оказывалась права.
- Вы сформулировали для себя принцип руководства театром?
- Безусловно. Лидер должен быть лидером. Если он не идет впереди дивизии или театра, дело не двинется. Вот в семь часов вечера в зрительном зале потушили свет - и надо что-то делать на сцене. Приказами: делай это или то - здесь не ограничишься, тут природные качества нужны. Творческому организму надо ощущать присутствие вожака.
Я не стараюсь намекать на свои лидерские качества, но должен сказать, что себя я не щадил. Не говорю, что был талантливым дирижером, или очень красиво дирижировал, или много думал о музыке - это все лишние слова. Но в жизни физически вожак должен беречь себя в последнюю очередь, а коллектив - в первую, прежде всего. Других удачных рецептов я не знаю.
Лидер ставит перед собой грандиозные цели и идет к ним без ссылок на плохое государство и «про нас забыли». Я категорически не принимаю такие установки. Если ты лидер - пробейся к президенту, премьер-министру, дай гневное интервью, сделай что-то! 1991-1995 годы были для нас самыми жуткими. Но мы были молоды, а я - так еще, можно сказать, и зверски энергичен. Потому что не мог спокойно видеть, как национальные символы рушатся один за другим, будто карточные домики. Сегодня уже можно говорить об этом без надрыва, а в то время все разваливалось и все разбегались. Но нам удалось сохранить былое величие Мариинки.
- Откуда берет начало ваш опыт руководителя?
- С молодости. Дирижеру перед генеральной репетицией с участием 300 человек: оркестра, хора, певцов, ассистентов режиссера, осветителей и так далее - надо уметь заинтересовать их. Как только дал слабину, или даже еще до того - и тебя уже никто не слушает. Иногда стоит решиться на неординарный поступок, неожиданный, заставляющий обратить на себя внимание. Мне едва исполнилось 28 лет, когда мне предложили возглавить оркестр в Армении. Наездами: я не мог уехать из Ленинграда. По сравнению с театром оркестр показался совсем маленьким коллективом. Но он мне был необходим, несмотря на то что затея стоила здоровья: приходилось очень много летать. Зарабатывал я прилично, к тому же меня всегда вкусно кормили в домах моих друзей, спасибо им. Но все гонорары уходили на перелеты. С Божьей помощью я все выдержал и вышел из этой истории с колоссальным опытом.
- Скажите, а солистов из других театров страны вы в свои проекты не думали привлекать?
- Я не хочу никого перетаскивать к себе специально. Мы живем уже в совершенно другом мире: не обязательно приносить трудовую книжку и отмечаться в табеле. Метрополитен-опера, например, не имеет собственных солистов, она просто заключает контракты с дарованиями и дает им возможность через два-три года проявить себя.
Наша система гораздо мобильнее. Если я сам замечаю или мои помощники рекомендуют мне талантливого исполнителя, есть все шансы буквально за три-четыре месяца вывести его в звезды. Я люблю рисковать, хотя иногда риск заканчивается неудачей. Может, и не стоит взваливать на молодые плечи такие испытания, но так мы работали в 90-х годах в трудных финансовых условиях. Не бегали по кабинетам в поисках денег, а просто делали много чего интересного и хорошего. Потом скорее за нами бегали, чтобы показать в Японии, Европе или Америке. Богатство наше измерялось не бюджетами, а идеями.
Не так давно мы поставили весь цикл «Кольцо нибелунгов» Вагнера на немецком языке - огромный труд с фантастическим сценографическим решением. Кому-то нравится, кому-то нет. Но эта работа не уступает образцам, которые по многим показателям считаются сегодня лучшими в мире…
- Кстати, насчет «кому-то нет». Вы следите за критическими отзывами о постановках Мариинки?
- Знаете, великий дирижер Джордж Шолти однажды сказал мне: «Никогда ничего о себе не читай. Потому что если будешь верить хорошему, то должен поверить и плохому». Я его послушался и не читаю, хотя, разумеется, и не пренебрегаю мнением о наших спектаклях.
- О вас изредка можно услышать: «менеджер Мариинки»…
- Для генерального руководства театром не обязательно быть менеджером, но важно не быть полным дураком. Я не Сорос и не Билл Гейтс, у меня нет своего бизнеса. Но я возглавляю один из самых крупных и динамичных театров России и мира. У нас есть спектакли по $3 млн, большие проекты. Что-то я беру на себя, что-то берут на себя мои помощники. Бывает, ругаемся, не сходимся во мнениях, но без оскорблений и без ненависти. Мы стараемся полностью изжить в театре желчную зависть друг к другу. Проявления недружелюбия абсолютно не поддерживаю, эту отраву надо искоренять.
- Своих сыновей на родину, во Владикавказ, уже возили?
- Наверное, я виноват перед сыновьями, что пока не привез их в Осетию. Сам я рос без выставления на показ. У меня были причины считаться не самым незаметным мальчиком в этом городе, но меня никогда специально не «демонстрировали». И слава богу. Я не думаю, что надо портить детство ребенку. Я в этом убежден, иначе с человеком происходят вещи, которые потом трудно поправить.
- Музыкальное училище, где вы учились, носит ваше имя. Что вас с ним теперь связывает?
- Вы знаете, училище названо моим именем, скорее всего, для того, чтобы поощрить надежды как родителей, так и самих юных музыкантов. Все-таки по происхождению я осетин, вырос в Осетии, многие меня там знают и, глядя на мою творческую судьбу, планируют собственное творческое и артистическое будущее. Я бы очень хотел, чтобы на всем Кавказе жизнь быстрее вошла в нормальное русло. Это замечательно красивый край, и там много талантливых людей.
- Вы много лет связаны с Питером. Можете назвать себя петербуржцем?
- Я не случайно попал в Петербург 30 лет назад. Вообще ничего не бывает случайным. Первый раз приехал в апреле, помню, шел снег, дул промозглый ветер - огромная разница с Владикавказом. А экзамены проходили в июне, в период белых ночей. Это было замечательно! Да и кто может выдержать искушение белыми ночами? Только человек без воображения, не способный видеть красоту вокруг себя. Хотя тогда я никак не думал, что свяжу жизнь с этим изумительным городом.
- Вам в Америке не предлагали постоянный контракт?
- Мое будущее здесь. А в Америке у меня масса друзей. Пять лет назад они отказывались верить, что я не ищу постоянное место в Нью-Йорке, хотя я совершенно определенно высказывался на этот счет. Единственный человек, который меня понял, - генеральный менеджер Метрополитен-оперы Джозеф Вольпе. Он сказал: «Мы, конечно, предложим Гергиеву позицию руководителя, но я знаю, что он не согласится, потому что “женат на Маринке”».
- Вы можете на репетиции появиться перед оркестром в футболке с коротким рукавом и на спектакле за пультом - в черной стильной рубашке. Что вам в одежде важно?
- То, что нравится и удобно. Одежда должна быть комфортной, ласкать тело. Не человек должен служить одежде, а она ему. Тем более что мне еще иногда надо размахивать руками. Модные марки для меня особой роли не играют, хотя я уважаю всех, кто добился успеха, модельеров в том числе.
- И последний вопрос. Вы живете в крайне насыщенном временном графике. Наверное, очень устаете?
- Я в таком графике живу уже много лет. Не считаю, что он самый лучший, но иного пока не смог наладить. Те, кто делает девять дел одновременно, всегда найдут время для десятого. Другие не могут сделать ничего, но постоянно жалуются на нехватку времени. По-настоящему деловые люди на поверку оказываются гораздо более талантливыми. Есть даже такая поговорка: хочешь, чтобы что-то было сделано, попроси об этом самого занятого человека.
Хотя в последнее время для меня гораздо более важно чуть больше бывать с семьей, чуть больше заботиться о здоровье. А одно из главных удовольствий в жизни я нахожу в общении. Особенно если оно приносит мысли. С человеком, способным подарить мне мысль, я готов проговорить до трех часов ночи, даже если он и не музыкант. Справка «БОССа» Гергиев Валерий Абисалович, директор и главный дирижер Мариинского театра. Родился в 1953 году в Москве в осетинской семье, вырос во Владикавказе. В 1977 году окончил Ленинградскую консерваторию. В 1976 году одержал победу на конкурсе дирижеров Герберта фон Караяна в Берлине. С 1978 года - дирижер Ленинградского театра оперы и балета им. С.М. Кирова, с 1995-го - руководитель Роттердамского филармонического оркестра, с 1997-го - главный приглашенный дирижер Метрополитен-оперы в Нью-Йорке. Народный артист России, лауреат Государственной и Президентской премий, премии «Триумф» и многих других международных наград.