Вакханалия. Рубенс "вакханалия" Вакханалия рубенса анализ описание

Великий фламандский живописец, глава художественной школы Фландрии XVII века. После смерти отца семья возвратилась в родной Антверпен, где Рубенс учился в мастерских Тобиаса Верхахта, Адама ван Ноорта и Отто ван Веена. В 1508 году он получил звание мастера, а в 1600 - отправился в Италию. 1603-1604 годы художник пробыл в Испании, затем снова работал в Италии и только’ осенью 1608 года возвратился в Антверпен. Вскоре им была организована мастерская для выполнения многочисленных заказов, поступавших из разных стран. В 1622-1625 годах художник ездил во Францию, а в АГёриод с 1628 по 1630 - выполнял различные дипломатические поручения в Испании и Англии.

Картина «Вакханалия» воспроизводилась неоднократно на полотнах фламандских живописцев, что свидетельствовало о высокой оценке, данной этому произведению современниками Рубенса. Античная тема празднества в честь бога вина Вакха была выбрана мастером для прославления буйных стихийных сил природы. Главный герой картины, опьяневший Силен, воспитатель Вакха, окружен сатирами, сатирессами и лесными божествами. Хмельное действие вина обнаруживается в разной степени состояния персонажей, через их мимику и пластику фигур. Художника увлекает задача изображения разнообразных мотивов, выражающих эмоциональную жизнь, он расширяет шкалу передачи чувств, вводя зрителя в сферу природного инстинкта. Художник сплетает воедино образы природы и существ, ее олицетворяющих; до ощутимого правдоподобия он передает стремительный бег облаков, твердость почвы, подвижность пушистых крон деревьев, игру окутывающих тела света и воздуха.
Живописная текучесть и чувственно-осязаемая трактовка форм, а также восприятие напряженного пульса жизни как отражение динамики и ритма бытия, по всей видимости, были следствием органического понимания единства мира, которое художник так и не утратил до конца своих дней.
Картина поступила в ГМИИ имени А. С. Пушкина в 1930 году из Государственного Эрмитажа.

Масло/Холст (1615)

Описание

Динамичны движения персонажей: пышные сатирессы с усилием поддерживают опьяневшего Силена; сатир, висящий на дереве, дразнит тигра; дети с жадностью приникли к груди матери. Густой золотистый тон...

Античная мифология стала одной из главных тем творчества Рубенса. В основе сюжета картины - миф о боге плодоносящих сил природы, растительности и виноградарства Вакхе и его спутниках - Силене, сатирах и вакханках. В эпоху Рубенса считалось, что они выражают телесную, животную сторону человеческой натуры, ведут бездумное существование среди природы, в полной гармонии с ней. Все в картине пронизано ощущением жизенного напора, преизбыточности и великолепия.

Динамичны движения персонажей: пышные сатирессы с усилием поддерживают опьяневшего Силена; сатир, висящий на дереве, дразнит тигра; дети с жадностью приникли к груди матери. Густой золотистый тон пронизывает горячие краски картины, наложенные широкими свободными мазками.

Рубенс.Вакханалия,1615г Государственный музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина, Москва

Сегодня мы познакомимся с Вакханалией Рубенса и сравним с другими работами двух предыдущих художников на эту же тему.
Тициан ВАКХАНАЛИЯ http://www.proza.ru/2015/08/05/640
Никола Пуссен. Вакханалия перед изваянием Пана http://www.proza.ru/2015/08/06/1210

НЕМНОГО О ХУДОЖНИКЕ.

Первую скрипку во фламандском искусстве 17 века играл Питер Пауль Рубенс. Его называли живописцем королей и королём живописи. Он создал свою школу и за всю жизнь написал около 3 000 картин и бесчисленное множество рисунков.Господствующий стилем этой эпохи было барокко.
Рубенс начал рисовать с самого детства. Отто ван Веен стал учителем Рубенса. Античная мифология стала одной из главных тем творчества Рубенса.

ВАКХАНАЛИЯ РУБЕНСА

На картине изображено пиршество в честь бога Вакха или Диониса.Отношение к этому богу- двойственное. С одной стороны, он – бог вина, напитка, который греет и веселит душу и тело. Один из персонажей Еврипида говорит про Вакха:

Придумал он питье из винограда
И смертным дал – усладу всех скорбей.
Когда несчастный соком винограда
Пресытится, забвение и сон
Забот дневных с души снимают тяжесть,
И от страдания верней лекарства нет.

На празднике участвуют козлоногие сатиры и сатирессы. Именно Рубенс стал создателем сатиресс – козлоногих существ женского пола. В античных источниках вместо них представлены вакханки – безумные, опьяневшие красавицы. Интересно, что этот праздник очень часто изображался греками. Но в античной традиции присутствуют ритм, гармония, совершенство тела и движения.

У Рубенса все герои находятся в движении. Силен уже не стоит на ногах и давно бы упал без поддержки сатирессы. Чернокожая сатиресса выливает вино из кувшина, из куста вылезает рогатый сатир и замахивается дубиной, львица машет лапой. Движение несколько затихает в нижнем правом углу, где опьяневшая сатиресса засыпает, но всё же кормит своих сатирят. Но мы поднимаем глаза и видим другого сатира в кустах и движение продолжается вновь.

Рубенс, в отличие от предшественников, отнюдь не стремится изображать совершенного человека. Он пишет человеческое тело, как оно есть, без прикрас.
Интересно проследить, что Рубенс делает с цветом. Он совершенно раскрепощает цвет. Существует мнение, что во всей истории искусств всего лишь три живописца – Тициан, Рубенс и Ренуар – действительно умели изображать человеческое тело. Причём Рубенс делал это особенно.

Давайте присмотримся к сатирессе слева. Девушка переливается, как жемчужина. Она реальная и настоящая. У неё естественный, жизненный изгиб спины, ветерок развевает её локон. Цвет её тела – серо голубой. Даже просвечивает грунт и дополняет цветовую гамму картины.
Рядом Силен. И цвет его тела тоже живой. Но краски совсем другие. И тоже естественные.
Негритянка – новый вызов для Рубенса.Он специально включает её в композицию, чтобы попробовать другой цвет человеческого тела и блестяще с этим справляется.
Мастер вводит красный цвет ткани, это цветовая связкой между Силеном, негритянкой и другим сатиром. Ткань бросает множество разноцветных бликов на живот Силена и на кожу негритянки.

В своей «Вакханалии» Рубенс не изображает никакой морали. Он просто восхищается человеческим телом и немного улыбается, изображая этих сатиров. Они пришли из леса, праздник пройдёт и они снова уйдут в свой лес. Рубенс восхваляет жизнь. Человек – существо, которое находится между всем и ничем, бытиём и небытиём. Рубенс задумывается над этим, он считает, что непременно нужно ловить момент и наслаждаться полнотой жизни.

«Вакханалию» Рубенс написал для себя, совсем не по заказу. И до конца дней она оставалась у Рубенса в доме. В коллекцию ГМИИ картина попала из Эрмитажа.

Интересно, что хотя Рубенс изображал пышные, тучные тела, сам он был необычайным стоиком. Философия стоицизма была очень популярна в те дни. «Если не можешь что-либо изменить, измени своё отношение к этому». Рубенс не только её принял, но и следовал ей. Вставал художник ежедневно в 5 утра. Работал, шёл на мессу, трапезничал, совершал конные прогулки. Во время работы он просил, чтобы ему читали Сенеку, Плутарха, Тацита.

Картина Питера Пауля Рубенса «Вакханалия» написана в 1615 году и относится к числу зрелых работ автора камерного формата. Художник обращается к излюбленной античной теме, в основе которой лежит мифологический сюжет. Мы видим сцену праздника в честь бога плодородия, растительности и виноделия Вакха (Диониса). Как гласит древнегреческий миф, несколько раз в году устраивались своего рода Дионисии, целью которых было восстановление плодородия почвы. Вакханалии проходили обычно ночью на вершине горы и имели характер диких безумств. Традиционными героями таких празднеств были менады, сатиры, а также вечно пьяный Силен - учитель бога Вакха.

Фламандский мастер вводит новое представление о мифологической концепции, которая предстает во всей полноте внутренней гармонии и единства, филигранно соединяя реальное с иррациональным. Он не хочет останавливаться на сухом пересказе античного сюжета. Мы видим, как вакханки и сатиры приобретают черты сверхъестественного и изображены с козлиными ногами и рогами. Как известно, козел в Древней Греции был символом сладострастия. Все полотно пронизано аллегориями, которые как световые вспышки возникают на каждом шагу, будь то тамбурин, кувшин с вином или веточка винограда. Как раз сочетание сакрального и реалистического и дает ощущение жизни. Стоит отметить, что аллегоризм был излюбленным инструментом мастера, играющий ключевую роль как в содержательном плане, так и в композиционном. Картина «Вакханалии» пронизана жаждой жизни. Художник по средством образов обращается к зрителю со своей неиссякаемой энергией бытия.
Первое, что бросается в глаза, это укрупненность плана, герои словно выходят навстречу зрителю. Это еще одна отличительная особенность живописца, которая идет рука об руку с его размахом воображения. Поэтому, когда смотришь на работу художника «Вакханалии», то пространственные границы между зрителем и произведением стираются, и он становится вовлеченным в сюжетную линию, задуманную автором. На первый план выходит торжество жизни, а композиционное построение фигур, вписанных в круг, придают черты вечного движения. Идея красоты рождается во всем великолепии силы природы. Натурализм отображения жажды бытия настолько силен, что образы героев предстают перед зрителем гиперреалистично, во всей своей преизбыточности. Мы видим живое воплощение человеческой натуры, Рубенс не стремится к идеализации форм. Только масштаб изображаемого действа стирает грань с полным отождествлением с натурой. Стихийность происходящего подчеркнута бесконечным движением. В картине отсутствует симметрия центра, все преисполнено движением волнообразными линиями, гармонично переплетенными между собой. Фигуры героев, выражения лиц и поворот головы – все это рождает неустойчивость равновесия и создает впечатление напряжения. Подобные живые картины обладают столь сильным контрастирующим эффектом, словно они навечно вставлены в проектор души, потому что даже при первом взгляде на зрителя, они производят неизгладимое впечатление. Именно асимметрия происходящего и рождает завершенную гармонию целого, представляя единый образ. Мастерски расставленные цветовые акценты способствуют уравновешиванию композиции. Именно о таких картинах, как «Вакханалия» Рубенса, выдающийся искусствовед и литератор своей эпохи Поль Клодель очень точно заметил: «Бывают картины, на которых некий оттенок лилового цвета, ярко-розовый, парадоксально желтый или ослепительно белый внезапно вторгаясь в бормотанье зеленых, лиловых, бронзовых тонов, зажигают весь этот фейерверк красок» . Зритель погружается в динамическое воздействие цветовых пятен, направленных на создания впечатление беспокойства и незавершенности. К примеру, как красная ткань, накинутая на Силена, связывает этого героя с темнокожей менадой и сатиром, стоящим за его спиной, благодаря рефлексам, создающим множество цветовых переходов на коже героев. Художник организует тональные превращения от света к тени, тем самым добавляя еще больше жизни в происходящее. Не стоит забывать и о любимом приеме Рубенса - вихревом движении внутрь картины, где освещение, цветовые контрасты, расположение планов – все способствует погружению в единый поток происходящего, становясь осязаемым и живым. Краски теплых тонов (красный, желтый, белый, зеленый), наложенные широкими мазками, чередуясь и откликаясь между собой, подчеркивают неугасающую динамику сюжета. Рубенс хочет показать все гамму разнообразия природы со своими формами и красками. Освещение довершает это впечатление, переплетая воедино образы героев и природу, отдельными вспышками загораясь то сильнее, то утихая, уходя в тень. Хотелось бы обратить внимание, как объемно и тонко художник передает фактуру, живой мазок, подчеркивающий округлость и текучесть линий, еще сильней подчеркивает глубину пространства. Мы видим невесомые лессировки, благодаря которым легко и практически прозрачно прописана кожа вакханок, создавая эффект свечения, и вот мы уже ощущаем дуновение ветерка, который развевает волосы менады. В совокупности этих средств Рубенс хочет показать полноту бытия. Он не ставит перед зрителем вопросов, обращенных вглубь души. Здесь мы видим сиюминутный отрезок жизни, кульминацию праздника в честь природных сил. Именно через мифологический сюжет фламандский мастер и реализует свое представление о торжестве бытия. .