В россии могут появиться частные кладбища. Частные кладбища разрешат законодательно

«Открытое кладбище» – сервис, где можно в онлайне заказать услуги по уходу за захоронениями. Важно, что весь цикл выбора услуг, оплаты, согласования качества выполненных работ вы можете пройти не вставая с дивана и из любой точки мира.

Этап 1: Неизвестность

В мае 2014 года я участвовал в «Хакатоне портала открытых данных» со своим проектом Rip24 . Тогда это был просто агрегатор ритуальных товаров и услуг с системой рекомендаций и рейтинга. Но именно в этот момент социальную значимость моего дела оценил мэр Москвы Сергей Собянин, и я понял, что двигаюсь в правильном направлении.

Затем была чреда конкурсов, «Харвестов» и «Хакатонов», где мы с переменным успехом то занимали призовые места, то нет. Михаил в то время уже третий год получал сотни заказов через свой сервис, не сильно напрягаясь – исключительно за счет органического роста. Его проект был замечен Forbes , про него писал «Деловой квартал» , однажды Михаил между делом победил с «Ле Дор Ва Дор» на Harvest в Екатеринбурге, где сервис вошел в топ лучших проектов года по версии клуба менторов .

Первый период нашей совместной жизни мы назвали – «Неизвестность».

Михаил Свердлов

Мне как-то летом 2014 года написал Леша и предложил сотрудничать. Я тогда как решил, что проект надо выводить из нишевого (мы работали на тот момент на более чем 40 кладбищах в СНГ и имели базу захоронений по каждому из них) в федеральную историю без привязки к конфессии. Мне нужны были надежные партнеры для работы в головном офисе в Москве. Ребята показались мне бодрыми, и мы очень быстро договорились, обсудили планы и стратегию развития, после чего начали работать над «захватом мира».

Этап 2: Переосмысление

Осенью 2014 нас пригласили в акселератор ФРИИ. Мы попали в 6 набор, который на момент написания материала успешно заканчиваем. В Фонде мы приступили к федерализации и к проверке гипотез по продукту для быстрого масштабирования.



Михаил Свердлов

Сооснователь проекта «Открытое кладбище»

Наша идея в том, что ритуальная сфера в России находится на уровне далеком от таких слов, как «удобство» и «прозрачность». Для человека, не имеющего возможности самостоятельно приехать на кладбище, становится невероятно сложно заботиться о месте упокоения близкого. Наш проект позволяет заказывать услуги по облагораживанию могил онлайн, а также получать фотоотчеты любым удобным для заказчика способом

С началом поступления заказов на уборку по кладбищам, где у нас не было каталога, мы столкнулись с первыми подводными камнями. Этот период нашей жизни мы назвали «Переосмысление».

Этап 3: Осознание

Так как сервис задумывался не только для Москвы, но и для регионов России и даже стран СНГ, мы выявили первую, и важнейшую, проблему – поиск захоронений. Выяснилось, что многие люди не в курсе или точно не помнят, где похоронен их родственник – наверняка знают только, на каком кладбище. А тот факт, что зачастую захоронения на кладбищах располагаются в нашей стране хаотично, а сами кладбища безразмерны и неструктурированы, делает поиск практически невыполнимым…

Мы решили обратиться в государственные организации с надеждой получить хоть какой-то прообраз базы захоронений, и выяснилось страшное. Такой базы не существует (!). Этот период жизни проекта я бы назвал – «Осознание».

Михаил Свердлов

Сооснователь проекта «Открытое кладбище»

По факту, база есть. Во-первых, существуют огромные бумажные «домовые книги» с порядковым списком захоронений, отсортированных по дате смерти и с подписанным номером могилы на кладбище. Как вы правильно понимаете, эта информация никак не соотносится с фактическим расположением захоронения. В лучшем случае детализация идет только до номера квадрата, в котором может быть захоронено более 5000 человек.

Другой вариант – «база знаний» в голове смотрителя. Она работает до тех пор, пока смотритель работает на кладбище. Парадоксально, но в многих регионах, где мы сделали каталогизацию, кладбища сами пользуются нашей системой. В Казани и Саратове у нас даже заказали каталогизацию под ключ с составлением карты захоронений. Это как раз стало началом нашей ветки B2B, когда мы реализуем для региона или кладбища систему управления с CRM, стратегией коммуникации с заказчиками, каталогом захоронений с базой и системой заказа услуг.

Можно сказать, что в этот момент мы поняли, какую серьезную сферу затронули, какой сложный путь нам предстоит, как много еще надо сделать. Собрав информацию по крупицам и заключив сотрудничество со многими общественными организациями, мы собрали базу в 150 тыс. захоронений. И она растет постоянно. В 2015 году мы добавили базы более чем на 9 кладбищах в таких городах как Одесса, Вильнюс, Минск, Москва.

Нам активно пришлось заняться стратегией развития и реинжинирингом текущего бизнес-процесса для быстрого масштабирования на страны СНГ.

Этап 4: Законотворчество – двигатель прогресса

В связи с новым законопроектом от Министерства строительства и ЖКХ РФ, наш сервис стал востребован как клиентами, так и муниципалитетами. С одной стороны, люди не хотят, чтобы по принципу заброшенности могил их родственники были перезахоронены. И тут мы готовы помочь –привести могилы в порядок. С другой стороны, кладбища обязали провести инвентаризацию, и у нас для этого есть все инструменты. Мы готовы проводить каталогизацию «под ключ» со скоростью до 10 000 захоронений в день на одном кладбище, и процесс от нашего входа на кладбища до использования ими готовой внедренной системы может составлять всего 1-2 недели (включая обучение персонала).

Кроме этого, мы, пожалуй, единственные знаем истинное количество заброшенных захоронений на тех кладбищах, где уже провели каталогизацию, и имеем в базе оценку каждого из них.


Михаил Свердлов: «Кладбища могут стать парками»


Этот этап развития нашего проекта мы назвали «Законотворчество – двигатель прогресса».

Этап 5: Где деньги, Зин?

Сейчас сервисом пользуется 120 семей (это не считая проекта «Ле Дор Ва Дор» у Михаила). 90% клиентов заказывают услуги на следующий год, а 70% рекомендуют сервис (эту планку мы не уронили, взяв все бизнес-процессы, выстроенные в проекте «Ле Дор Ва Дор», коммуникационную стратегию и систему контроля качества из проекта).

Михаил Свердлов

Сооснователь проекта «Открытое кладбище»

Мы собрали в базу более 150 тыс. захоронений с фото каждого и понимаем, что с органики по базе захоронений у нас стабильная конверсия в размере 0,1%. Это хорошо, ну на самом деле, очень хорошо. И значит, что, создав базу всех кладбищ Москвы, мы выйдем на объем 40-50 тыс. заказов без какого-либо маркетинга. А с учетом того, что средний чек у нас сейчас больше 11 тыс. рублей при марже в 75-80%, то мы четко понимаем, куда и как нам идти с точки зрения развития.

Уже сейчас мы ведем переговоры с несколькими регионами о совместной каталогизации захоронений для них «под ключ», обсуждаем партнерство с «МосГорРитуалом» и ищем инвесторов на каталогизацию захоронений Москвы. По нашим расчетам, мы до начала следующего сезона каталогизируем 3 крупных кладбища и выйдем на базу в 1 млн захоронений. Кроме того, уже сейчас мы собираем первую франшизу на проект для наших партнеров в одну из республик СНГ.

На этом этапе мы поняли, где деньги.

Этап 6: Озарение

Во время акселерации во ФРИИ нашей основной задачей было найти точку взрывного роста и «устаканить» команду. Со вторым мы успешно справились и даже разработали дорожную карту – кого и в какой момент нашего развития нам надо будет привлечь, практически с именами. В рамках точки роста мы нащупали две «огненные» темы, которые упускали из вида до этого. Обе лежат в плоскости партнерских программ. Мы смогли найти те две группы партнеров, у которых, единственных на ритуальном рынке, есть важные вещи для построения «бизнеса на уходе». Это контакты родственников, которые потенциально будут заинтересованы в уходе за могилой и расположение самой могилы. Сейчас мы запустили ряд пилотов и смотрим по воронкам – сколько нам каждый из этих оффлайн-каналов принесет.

Этот этап мы назвали «Озарение».

Конверсия, воронки продаж, LTV, CRM и реалии МУП кладбищ

Михаил Свердлов

Сооснователь проекта «Открытое кладбище»

Когда вы приходите к директору кладбища и начинаете рассказывать ему хипстерско-стартаперские истории про лояльность, LTV, конверсии в первую и вторую покупки, отток, удержание и добивая его CRM – вы ввергаете человека в ступор. Это не совсем классический B2B в виду специфики отрасли, но руководитель предприятия точно понимает историю в терминах денег. Поэтому мы говорим с кладбищем о увеличении прибыли на 5-15% и уточняем, что мы от кладбища ничего не хотим (или хотим, в зависимости от модели), готовы обучить, в отдельных случаях – даже посадить человека от нас, чтобы он вел все базы, не отвлекая партнеров от основной работы: копать, хоронить. Тут мы сразу находим общий язык и начинаем двигаться вперед вместе.

При этом для истории каталогизации нам не требуется никакого разрешения от кладбища или помощи. Наши сотрудники на порядок быстрее выполняют съемку и оцифровку с минимальными затратами, да и пользоваться iPad для съемки они не смогут. Да, мы эстеты, и любим делать работу не только быстро, качественно и недорого, но еще и красиво.

Вопрос легальности

Деятельность проекта в части публикации персональных данных усопших людей регламентируется Федеральным законом Российской Федерации от 27.07.2006 №152-ФЗ «О персональных данных».

На основании статей №3 п. 12 и №7 п. 2, этого же закона, обеспечение конфиденциальности персональных данных не требуется в отношении общедоступных персональных данных. На основании Федерального закона Российской Федерации от 27.07.2006 №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», к общедоступной информации относятся общеизвестные сведения и иная информация, доступ к которой не ограничен (статья №7 п. 1). Общедоступная информация может использоваться любыми лицами по их усмотрению при соблюдении установленных федеральными законами ограничений в отношении распространения такой информации (статья №7 п.2).

При реализации проекта мы исходим из того, что, размещая на памятнике соответствующие надписи, родственники сами делают персональные данные об усопшем общедоступными. Наша система в карточке захоронений публикует только общедоступные персональные данные, взятые с надгробных сооружений и помещенные туда родственниками усопших для всеобщего обозрения. Это:

    Фото памятника;

    ФИО усопшего;

    Дата рождения;

    Дата смерти;

    Доступная информация о надписях на надгробии;

    Доступная информация о местоположении захоронения.

Информация по месту захоронения на кладбище доступна лишь зарегистрированным пользователям.

Тем не менее, на основании статьи №8 п. 2 ФЗ №152, фотографические сведения о субъекте персональных данных могут быть в любое время исключены из общедоступных источников персональных данных по требованию субъекта персональных данных либо по решению суда или иных уполномоченных государственных органов. Требования выполняются нами неукоснительно, с соблюдением необходимых процедур, предусмотренных законом «О персональных данных».

И мы активно ищем людей в нашу команду и партнеров в разных городах. Как партнеров мы рассматриваем кладбища, ритуальные службы, граверные и камнерезные мастерские.

Фото на обложке: Shutterstock.

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

29.01.2015

Известно, что оборот денег на рынке ритуальных услуг является просто громадным. Только за прошлый год оборот денег в Москве составил 10 миллиардов рублей. Такие средства всегда являются очень привлекательными для всякого рода мошенников. В России давно ведутся разговоры об упорядочивании этих услуг. Было выдвинуто предложение об учреждении частных кладбищ. При этом норма об этих захоронениях была внесена в несколько редакций проектов законов. В настоящий момент на всей территории России кладбища принадлежат муниципалитетам, которые управляются государством. Московское предприятие «Ритуал» к примеру, содержит все 134 столичных кладбища.

В пятницу 16 января состоялось совещание у заместителя председателя правительства Российской Федерации, Дмитрия Козака. На этом совещании обсуждались вопросы о доработке нового закона «О погребении и похоронном деле» и есть ли смысл организовывать частные кладбища. Сама идея частных кладбищ заключается в том, что некоторые владельцы земли могут на своих участках учреждать кладбища, а также что некоторые существующие захоронения могут перейти в частную собственность. Однако все участники совещания пришли к выводу, что вводить новый закон о частных кладбищах еще рано. Это в какой-то степени связано с тем, что нужно вносить много поправок в большое количество законодательных актов, а также Земельный кодекс Российской Федерации.

Вместо этого, решено прописать новые положения о кремации и колумбариях, а также возможности привлечения к похоронному бизнесу частных инвестиций. В ближайшие годы в нескольких городах будет возвращен проект о лицензировании в похоронном деле, которое отменили еще в 2002 году. Тогда Федеральная антимонопольная служба (ФАС) резко выступала против этого предложения. В совещании у Дмитрия Козака участвовали многие представители похоронного бизнеса. Издательство «Известия» предоставило интервью участников совещания.

Елена Андреева, которая является исполнительным директором Союза похоронных организаций и крематориев, рассказала свое мнение на этот счет. Конечно вводить частные кладбища пока рано, потому что нет законодательной базы для этого. Потому данный вопрос отложен. По ее мнению, это печальный факт для многих компаний и физических лиц, которые хотели инвестировать свободные средства в похоронный бизнес. Частные кладбища скорее всего появятся, но не скоро. А вот решение о развитии крематориев и колумбариев является правильным, что позволит инвесторам вкладывать деньги. Это очень выгодно, потому что экономиться земля, которой и так не хватает. Клиенты похоронных организаций смогут в таком случае получить большую экономию, потому как такой способ захоронения значительно дешевле. Очень важным является проект о введении лицензирования, так как в захоронении участвует масса посредников и нечистоплотных агентов, которые навязывают максимум дополнительных услуг. Особенно сложная ситуация с этим в городах-миллионниках. К примеру, в Москве на одного умершего приходится 15 похоронных агентов, которые хотят заработать. Лицензирование позволит сократить это количество как минимум до двух-трех.

Илья Джус, который является пресс-секретарем Дмитрия Козака, подтвердил, что эти вопросы обсуждались на совещании, правда решения по ним пока не оформлены. А вот в Федеральной антимонопольной службе (ФАС) считают, что идея лицензирования не имеет надобности, как в этом уверяет Союз похоронных организаций. Там считают, что лицензирование в отрасли похоронных услуг не нужно, потому что это неопасная деятельность и все урегулировано смежным законодательством. Многие законы об этом прописаны в Уголовном кодексе Российской Федерации. Такое мнение высказал начальник управления контроля социальной сферы и торговли ФАС, Тимофей Нижегородцев.

Но решение о запуске лицензирования в ближайшие два года принято для образца в Москве, Санкт-Петербурге и еще в нескольких городах. Если оно даст положительный результат, то такая деятельность в похоронном деле распространится на всю страну. ФАС говорит же, что практика лицензирования была отменена в 2002 году из-за ее неэффективности. ФАС предлагает создать федеральную саморегулируемую организацию (СРО). В бизнес же стоит допускать только участников этой организации. Все проблемы по мнению ФАС возникают со стороны органов местного самоуправления. Когда земля передается своим «агентствам» и это приводит к повышению цен на услуги и соответственно низкому качеству. Тимофей Нижегородцев предлагает создать единую саморегулируемую организацию с филиалами в каждом субъекте Российской Федерации, с учетом проживания там более пятидесяти тысяч человек. Участники таких СРО будут соблюдать определенные этнические требования и правила организации, с учетом всех местных особенностей, традиций и обычаев. Как считает ФАС эта организация могла бы навести порядок на рынке ритуальных услуг и в дальнейшем в учреждении частных кладбищ.

Как считает председатель российского движения «За честный рынок», который одновременно является экспертом Национального антикоррупционного комитета Илья Хандриков, сфера ритуальных услуг одна из самых непрозрачных и коррумпированных. Сдерживать бизнес в приказном порядке нельзя, необходимо навести порядок. Поэтому идея о Федеральной саморегулируемой организации Илье Хандрикову нравится. Но по его мнению, предпринимателей должен контролировать специально созданный орган, при этом не государственный. Потому как государство часто делает совершенно противоречивые вещи по отношению к бизнесу. По его мнению, этим органом должна стать Торгово-промышленная палата. В этом случае она будет регистрировать всех представителей бизнеса, задействованных в ритуальных услугах. Тогда люди получат качественные услуги, а также организации будут контролироваться во всех отраслях ритуального бизнеса. Услуги будут честными, как в принципе и должно быть.

В частности, еще в 2013 году глава московского департамента торговли и услуг Алексей Немерюк говорил, что появление частных кладбищ на территории новой Москвы, которая застраивается, может вызвать ряд нежелательных ситуаций. Землевладельцы могут продавать будущие участки кладбища, совершенно забыв о своей ответственности, а потом скрыться вместе с деньгами, как это часто бывает на рыке долевого строительства. Для того чтобы избежать проблем с мошенничеством, столичный чиновник предложил создать четкую законодательную базу. Как видно из предложенных интервью издательства «Известия», мнения экспертов и заинтересованных лиц в данном вопросе отличаются. Если представители похоронного бизнеса одобряют внедрение лицензии и частных кладбищ, то большинство чиновников и представителей антимонопольного комитета выступают против этого.

В ближайшее время будет известно, на опыте нескольких городов, станет ли лицензирование частью наведения порядка в очень непростом бизнесе ритуальных услуг. Но, все участники совещания пришли к выводу, что в кремацию и колумбарии можно привлекать частные инвестиции. Это без сомнения даст положительный эффект. К остальным вопросам видимо вернутся в ближайшее время.

Некоторых находчивых предпринимателей может заинтересовать вопрос, как открыть кладбище для людей и каким образом составить бизнес-план с расчетами. Ведь спрос на место под захоронение родственников существует всегда. А острая проблема с нехваткой и дороговизной таких услуг у государственных учреждений порождает мысли о реализации частного сектора данной направленности.

И если в более развитых странах подобная практика существует уже долгие годы, то у нас это пока еще лишь в планах правительства. Вполне возможно уже в скором времени можно будет реализовать этот проект, но сейчас ситуация довольно напряженная и запутанная.

Актуальность

Проблема с поиском места для захоронения людей становится с каждым годом все острее. Частично ее решают крематории, не занимая много места и соблюдая определенные экологические правила сохранения природы. И все же потребность в кладбищах, особенно в крупных городах и мегаполисах, остается.

На сегодняшний день найти могилу для усопшего родственника можно лишь после длительных поисков и дорогостоящих взяток. Немного проще обстоит дело у тех семей, которые заранее побеспокоились о наличии собственного фамильного огороженного участка, где предполагается захоронение нескольких поколений подряд.

Запреты и законы

В современных условиях в нашей стране существуют нормативы, предполагающие лишь муниципальные участки под обустройство могил. И в большинстве случаев они уже переполнены. Лишь в отдельных регионах этот вопрос решается с помощью полулегальных методов, когда частное лицо арендует землю под кладбище у городской администрации и помогает хоронить людей за умеренную плату на доступной территории.

Открыть частное кладбище по закону у нас пока не получится. На официальном уровне подобная деятельность вне государственного учреждения запрещена. Хотя в Думе уже довольно длительный период эта тема активно обсуждается и отдельные сторонники пытаются продвинуть закон по внедрению частной практики по открытию кладбищ.

Услуги для животных

Немного по-иному обстоит дело в плане захоронения домашних любимцев. В законах Российской Федерации об этом не сказано ни слова, что для большинства предпринимателей означает, что подобная деятельность не воспрещается.

А согласно нормативным документам санитарно-эпидемиологического контроля труп животного любого вида относится к прочим биологическим отходам, которые подлежат утилизации. Подобная деятельность доступна для выполнения и частному предпринимателю.

Важно только делать это согласно тем же нормам – совершать захоронение в могилах на глубину не меньше 2 метров, а каждая из ячеек должна быть защищена со всех сторон бетонными перекрытиями. При этом нужно действовать в тесном контакте с ветеринарной службой и проводить дезинфекцию всего, что только касалось трупа.

Ритуальные услуги по захоронению домашних животных считаются довольно востребованными, так как лишь в Москве насчитывается около 200 тысяч собак, проживающих в квартирах или на частных территориях, а также не менее 2,5 млн других питомцев (от кошек и до рептилий).

Привязываясь к ним, как к членам семьи, люди желают устроить им похороны ни чуть не хуже, чем для человека. Поэтому готовы заплатить любые деньги, лишь бы отдать должное любимцу после его смерти.

Необходимые документы

В России еще не налажена система по организации кладбища как бизнеса. Но такие частные секторы, по крайней мере, для животных, все чаще появляются поблизости от мегаполисов. Следует сразу отметить, что этот процесс довольно сложный и длительный, требующий подхода к представителям органов власти, выдержки, крупных финансовых вложений и терпения.

Бумажная волокита начинается еще с оформления ИП или ООО, что в целом занимает меньше всего времени. Даже индивидуальный предприниматель вполне может организовать частное кладбище для животных в рамках российского законодательства. При этом указываются следующие коды ОКВЭД:

  • 93.03 – предоставление ритуальных услуг и пр.;
  • 52.48.34 – реализация различных принадлежностей для совершения обрядов;
  • 91.31 – относится к религиозной стороне дела;
  • 93.05 – включает прочие персональные услуги;
  • 71.34 – аренда катафалка или других транспортных средств.

Система налогообложения в таком случае может быть упрощенное. Но и это еще не все. Чтобы обустроить участок, придется не просто подыскать подходящую территорию, но и оформить договор на длительную эксплуатацию (49 лет) с возможностью продления аренды. Ведь оформить в собственность подобный участок не получится.

Также следует составить кадастровый план площади, паспорт на землю и указать ее целевое назначение. Получите от государственных властей разрешение на строительство различных помещений – крематорий, могильник и пр.

Отдельно стоит уделить внимание согласованию деятельности с санитарно-эпидемиологическим контролем, ведь с ним придется постоянно сотрудничать и получать различные справки. При захоронении животных нужно получать также разрешительные документы и от ветеринарной службы, с которой следует наладить контакт изначально.

Здесь можно скачать в качестве образца.

Организационные моменты

Важно найти удобное и просторное место в относительной удаленности от города. При этом клиентам должно быть комфортно добраться до него на собственном или городском транспорте. Чтобы внушить желание воспользоваться услугами захоронения именно на данном участке, желательно его и облагородить – посадить деревья, кусты, обустроить различные постройки для обслуживающего персонала.

Чтобы выбранное место отвечало всем требованиям контролирующих органов желательно тщательно изучить такие документы, как ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» №52 от 30.03.99 и ФЗ «О погребении и похоронном деле» №263 от 29.12.2006. Среди основных параметров выделяют:

  1. Определенная отдаленность от жилых домов.
  2. Отсутствие свалок и промышленных зон поблизости.
  3. Землю также подготавливают соответствующим образом, а в некоторых случаях завозят свежий слой грунта.
  4. Обязательно наличие ограждений общей территории, чтобы на нее не смогли попасть дикие или бездомные животные.
  5. Предусматривается и охрана участка.

Обратите внимание на желаемые размеры свободной площади. Поскольку земля берется в аренду на 49 лет и в дальнейшем ее желательно продлевать, то и доходы должны поступать весь этот период. Ведь если место закончится намного раньше, то успех бизнеса окажется под сомнением. Рекомендованный размер участка составляет не менее 10 га земли.

Также предпринимателю нужно позаботиться о приобретении следующего специализированного оборудования:

  • морозильная камера для катафалка;
  • хирургические инструменты для вскрытия животного для совершения экспертизы;
  • печь для кремации;
  • холодильное оборудование для трупов;
  • осветительные приборы с возможностью их переноса на любое место.

На участке придется построить некоторые здания – крематорий, административный корпус, зал для ритуальных услуг, мавзолеи, религиозное учреждение. Удобно, если на этой же территории будет расположена и ветеринарная клиника. Так, не придется перевозить животного на специальном транспорте и проводить дополнительную дезинфекцию всех поверхностей.

Хоть кладбищенский бизнес не предполагает массовой рекламы, тем более с помощью СМИ, все же проинформировать население о предоставляемых услугах каким-то образом потребуется. Для этого рекомендуется использовать следующие каналы:

  1. Создать сайт и на определенных ресурсах совершать ненавязчивую рекламу похоронных услуг в частном порядке.
  2. Распечатайте полиграфическую продукцию рекламного характера (листовки, визитки) и оставляйте их в местах, где они могут быть актуальны, например, в ветеринарных клиниках, зоомагазинах и пр.
  3. Уместно заказать информационный пост в специализированных издательствах про животных, где редактор отведет для него место в правильной рубрике.

Как только о вас узнают местные владельцы домашних питомцев, новость быстро распространится с помощью «сарафанного радио». Именно оно будет работать на вас бесплатно и без лишних усилий. От владельца частного кладбища лишь понадобится соблюдение установленных расценок для самых разных слоев населения (эконом-класс, VIP-участки) и предоставление широкого спектра услуг на качественном уровне.

Видео: ритуальный бизнес.

Финансовая часть

С подсчетами в организации кладбищенского бизнеса помочь почти никто не может. Существующие предприниматели в данном сегменте не желают делиться подобной информацией, так как пытаются защитить себя от конкуренции. Кроме того, сумма вложений сильно зависит от региона страны, расценок на землю, арендуемой площади и того перечня построек, на которые ориентируется владелец бизнеса. В целом показатели могут следующими.

Инвестиции Цена, в рублях
1 Возведение крематория и других сооружений 100 000
2 Общее обустройство территории 100 000
3 Приобретение оборудования 200 000
Итого: 400 000

К этому придется добавить существенную сумму на выплату арендной платы за землю, которая колеблется в пределах 30-50 тысяч за квадратный метр. А также не забывайте про ежемесячные расходы.

В зависимости от предоставляемых услуг и наличия смежных дополнительных учреждений доход также сильно колеблется. Тем более, что рядом с мегаполисом востребованность подобного кладбища значительно выше, чем в отдаленной местности, что также повлияет на количество клиентов и уровень их платежеспособности.

При грамотном подходе в крупных городах можно вполне рассчитывать на годовую прибыль около 1 млн рублей. Благодаря этому удастся покрыть первоначальные инвестиции уже на протяжении 6-18 месяцев.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

К маю 2015 года в Госдуму планируется внести доработанный проект федерального закона «О погребении и похоронном деле». В последнюю редакцию документа после обсуждения с бизнесом и представителями конфессий вернули положение о возможности создания частных кладбищ. Об этом «Известиям» сообщил замминистра строительства и ЖКХ РФ Андрей Чибис. Согласно проекту, частные некрополи станут единственным вариантом для тех, кто решит возвести нестандартный памятник на могиле, например, часовню. Для государственных кладбищ введут ограничения по установке скульптур.

В законопроект о похоронном деле мы снова вернули пункт о частных кладбищах. В ходе обсуждения этого вопроса с субъектами федерации, представителями профессионального сообщества и различных конфессий, которые имеют земли в собственности, мы посчитали разумным и целесообразным дать возможность создавать частные кладбища в установленном правительством порядке, - пояснил Чибис. - Законопроект предполагает введение жестких ограничений по захоронению на публичных (государственных. - «Известия») кладбищах: там не может быть памятников нестандартного образца, все монументы будут одинаково «почтенны». Предполагается, что на частных кладбищах каждый желающий сможет реализовать свои дополнительные пожелания, например возвести часовню или семейный склеп.

Напомним, сейчас все кладбища в стране принадлежат муниципалитетам, а управляются госпредприятиями. При этом правительство уже несколько лет обсуждает идею дать право бизнесменам-землевладельцам учреждать кладбища на принадлежащей им земле. Уже существующие кладбища, как предполагается, не смогут перейти в частные руки. Норма о частных кладбищах изначально была включена в несколько редакций «О погребениях и похоронном деле», но в январе 2015 года было принято решение отказаться от этой идеи. Взамен предполагалось прописать положения о частных крематориях и колумбариях.

Изначально мы предлагали узаконить создание частных кладбищ, потом в результате обсуждений пришли к выводу, что, возможно, будет достаточно частных колумбариев для хранения праха. Но при следующей дискуссии решили, что целесообразно разрешить появление частных кладбищ, - пояснил Андрей Чибис.

По словам замминистра, требования к частным кладбищам сейчас обсуждаются, они будут прописаны в акте правительства РФ, который будет подготовлен ко второму чтению .

Исполнительный директор Союза похоронных организаций и крематориев Елена Андреева пояснила, что в настоящее время нет законодательных ограничений по установке памятников на кладбищах.

На любом из существующих кладбищ можно увидеть совершенно разные памятники, у кого-то возведены целые монументы, а на других могилах - деревянные кресты. Если законодательно запретят установку нестандартных памятников на публичных кладбищах, то правильно, что люди смогут реализовать свои желания хотя бы в частных некрополях, - сказала она. - При этом необходимо прописать в законе нормы и правила для создания и содержания таких кладбищ. Скорее всего, этим бизнесом будут заниматься компании, которые будут состоять в саморегулируемой организации, специализирующейся на частных кладбищах. При такой организации бизнеса ответственность за содержание кладбищ будет лежать не только на компании-подрядчике, но и на головной организации.

По словам Андреевой, места на частных кладбищах будут пользоваться спросом в городах-миллионниках, таких как Москва и Екатеринбург.

В мегаполисах такого уровня остро стоит земельный вопрос, потому что на существующих кладбищах мест уже не хватает, - сказала эксперт. - К тому же в крупных городах и спрос будет на такую услугу, и найдутся заинтересованные инвесторы.

Глава московского департамента торговли и услуг Алексей Немерюк сомневается в том, что частные кладбища приживутся в России.

Дело в том, что это несколько новое веяние для нашей страны и трудно сказать, пойдет ли оно в принципе. Частные кладбища предполагают ежемесячную оплату, в частности за охрану и уборку территории. Сомневаюсь, что большинство людей захотят ежемесячно выплачивать такого рода «квартплату» за место на кладбище, - сказал Немерюк.

Также столичный чиновник отметил, что практика организации частных некрополей распространена в Европе и Америке.

Мы тоже можем это попробовать, но надо четко и грамотно продумывать систему обязательств и прав компаний, которые будут строить такие объекты. Важно не допустить ситуации, как с обманутыми дольщиками - чтобы компании не могли бесследно исчезнуть после продажи земельных участков, оставив клиентов у разбитого корыта, - сказал Немерюк.

По словам председателя профсоюза работников ритуальных служб Антона Авдеева, большое кладбище - около 40 га - можно содержать в складчину, если каждый будет платить по 500 рублей в год. Цены на похороны сейчас на государственных кладбищах могут превышать 100 тыс. рублей.

Отметим, что, по информации профсоюза работников похоронной отрасли, оборот только столичного рынка ритуальных услуг составляет 7–8 млрд рублей в год. Согласно всероссийскому справочнику ритуальных услуг, на территории России 323 кладбища.

Антимонопольное ведомство предлагает сделать рынок похоронных услуг конкурентным, более того — начать создавать частные погосты как альтернативу престижным государственным кладбищам, где продажа участков давно поставлена на поток.

Все эти предложения содержатся в поправках к закону "О погребении и похоронном деле"

Частное кладбище Байдагунова.



Директор ООО "Похоронный дом "Реквием"" Рафаэль Лятиф оглы Байдуганов (для не самых близких знакомых Рафаэль Иванович) родился в Кировабаде, в Тольятти переехал в 1976-м, после армии, и до начала 90-х трудился на заводе — делал, как и большинство жителей города, "Жигули". А потом как-то вдруг стал гробовщиком.

"Я этим делом занялся от возмущения,— объясняет он свой неординарный выбор.— Увидел, какой беспредел творится в городе: всего одна муниципальная похоронная контора, ужасные деревянные гробы, бумажные венки, сатиновые ткани..." Свой товар он нахваливает не хуже мастера Безенчука из "Двенадцати стульев": "У нас на гробах только бархат, венки достойные, похороны организуем самого высокого уровня". Похороны высокого уровня в Тольятти бурных 90-х оказались настолько востребованными, что к середине нулевых бывший рабочий Байдуганов оказался в состоянии вывести свой бизнес на принципиально новый уровень.

Он стал первым в России владельцем частного кладбища. "Вообще-то, идея эта — взять в длительную аренду кладбище — была не моя, а администрации. Есть у нас такое кладбище "Приморское", оно было совершенно заброшенное, и ко мне стали приставать с просьбами: ты, дескать, все равно рядом живешь, возьми и приведи его в порядок". Байдуганов согласился. В 2005 году он заключил с местной администрацией договор о содержании кладбища и оказании похоронных услуг сроком на 49 лет и с тех пор, говорит, инвестировал в "Приморское" уже 29 млн руб. "Только мусора я вывез 220 машин, провел электричество, воду, дорожки выложил плиткой, часовню возвел",— перечисляет Байдуганов. Так как кладбище по факту частное, а формально муниципальное, продавать как таковую землю под погребения он не может и зарабатывает по-прежнему на предоставлении ритуальных услуг (средняя стоимость погребения — 19-25 тыс. руб.). Планов было еще больше: Байдуганов хотел построить первый в регионе крематорий, но тут уже администрация потребовала передать его в собственность города, и проект не состоялся.

"В этом бизнесе много с чем бороться приходится,— жалуется Байдуганов.— Я много лет веду борьбу против торговли покойниками — это когда врачи и полиция берут взятки у похоронных служб и сливают им нужную информацию". Сам Байдуганов в таких методах работы не нуждается благодаря придуманному им удачному маркетинговому ходу — созданию некоммерческого партнерства "Единая городская ритуальная справочная", которая, впрочем, справки дает как раз о похоронном доме "Реквием".

"За это на меня даже напали конкуренты однажды и сильно избили. Очень много криминала в бизнесе, и методы соответствующие",— рассказывает Байдуганов. Свой бизнес особо прибыльным он не считает, полагая, что вложенные в "Приморское" деньги вернутся к нему только через десять лет. Вот если бы участки можно было продавать, тогда другое дело. Тем не менее прибыль от этого бизнеса уже позволила ему построить другой — завод по производству плитки и кирпича. Часть плитки идет, опять же, на обустройство погоста.

Разделяй и хорони

Искоренить пороки похоронного бизнеса, сделав этот бизнес более рыночным, менее государственным, много лет мечтает Федеральная антимонопольная служба (ФАС). В числе прочих новаций, предлагаемых ведомством,— создание частных кладбищ. Поправки в закон с мрачным названием "О погребении и похоронном деле" не так давно внесены в правительство.

Предприниматель Байдуганов со своим кладбищем опередил время, и в этом, конечно, есть глубокий философский смысл, о чем мы ему и говорим. Рафаэль Иванович обещает подумать об этом на досуге (пока занимался мусором и плиткой, было некогда), но говорит, что ему эти поправки "как мертвому, что называется, припарка". Главный рецепт избавления рынка от криминала ФАС видит в разделении между компаниями сфер деятельности: одни обслуживают кладбища, другие занимаются похоронными услугами. А у Байдуганова — все вместе, и делить ему это совсем не хочется.

Официально хоронить на Ваганьковском, согласно особым правительственным постановлениям, можно только выдающихся граждан, но на самом деле за $150 тыс. похоронят любого

Фото: Василий Шапошников, Коммерсантъ

Очевидно, что не хочется этого и другим игрокам рынка. Московский рынок, например, с лужковских времен двигался как раз в сторону срастания государства с имеющимся очень специфическим бизнесом. Бывший глава департамента потребительского рынка и услуг Москвы Владимир Малышков рассказывал "Деньгам", что именно благодаря усилению роли государства на кладбищах был изведен криминал. Усиление этой роли произошло таким образом: два десятка похоронных агентств обязали передать блокпакеты своих акций в ГУП "Ритуал", а этот ГУП управляет всеми принадлежащими Москве кладбищами (59 из них внутри МКАД, 12 — за пределами), помимо того, владеет крематориями, мастерскими, собственным транспортным парком.

"Криминала в этом бизнесе больше нет,— утверждает Малышков.— А что творили до нас! На кладбищах такие сидели... Выявляли, где могилы бесхозные, где родственники не ухаживают, и перепродавали эти участки. Мы все это прекратили, подготовили кадры профессиональные, полностью контролируем ситуацию".

Нынешний глава ГУП "Ритуал" Егоров уверяет, что с тех пор контроль слабее не стал: "Из-за плотности захоронений на московских кладбищах выкапывание могил можно доверить только профессионалам: этим занимаются только сотрудники ГУП. Мы изменили подход как к людям, так и к условиям труда — нет сейчас пьяного землекопа с золотой цепью на шее".

Но в победу, одержанную государством над криминалом на кладбищах, никто, похоже, на самом деле не верит. Даже ГУП "Ритуал", призванный эту победу собой символизировать, разместил на своем сайте статью протоиерея Геннадия Беловолова, в которой утверждается, что криминал на кладбищах под силу победить только церкви. Церковь для кладбищенского монополиста, безусловно, предпочтительнее рынка, но московские власти, похоже, все-таки постепенно склоняются к рынку.

На прошлой неделе Мосгордума приняла закон, обязывающий ГУП "Ритуал" продать полученные усилиями Малышкова акции ритуальных компаний. Конечно, до таких экзотических новаций, как частные кладбища, еще далеко, и большого интереса со стороны бизнеса к этой теме пока нет. "Инвестиции в создание нового кладбища в крупном городе будут составлять около 400 млн руб. А возврат денег — десятилетия. Мало кто захочет ждать его окупаемости. Компании будут снимать сливки и заявлять о банкротстве",— уверен директор Корпорации руководителей похоронных предприятий Андрей Цветнов. Но существенные изменения на рынке все же произойдут. Велика вероятность того, что благодаря инициативам ФАС и московских властей уже в следующем году в Москве управление кладбищами и ритуальные услуги будут разведены.

Могила Жириновского

Для москвичей это, безусловно, благо. Теневая торговля землей на кладбищах за последние годы выросла до гигантских размеров. По экспертным оценкам, годовой оборот рынка похоронных услуг Москвы составляет 10 млрд руб., а рост рынка превышает 10% в год, и не за счет увеличения смертности (она-то как раз на пару процентов в год снижается), а за счет повышения цен. "У нас все поставлено с ног на голову,— говорит начальник управления контроля социальной сферы и торговли ФАС Тимофей Нижегородцев.— Во всем мире основные деньги на рынке похоронных услуг приносит обслуживание могил, а у нас — их продажа".

Официальная позиция сводится к следующему: места на кладбищах предоставляются бесплатно, но в действительности захоронения возможны только в родственные могилы по истечении санитарного срока (13,5 года). Свободные захоронения на данный момент, по сведениям ГУП "Ритуал", возможны только на одном Перепечинском кладбище (Солнечногорский район Московской области) и вообще невозможны на Новодевичьем и Ваганьковском (запрет снимается для захоронения выдающихся людей специальными правительственными распоряжениями). Однако на черном рынке возможно все.

Создание СРО на рынке похоронных услуг должно привести к цивилизованному рынку и сокращению числа его участников

Стоимость самых дешевых участков на областных кладбищах начинается с 5-6 тыс. руб. (Новобогородское кладбище, Ногинский район), а на Хованском (1,5 км от МКАД) участок продается уже за 150 тыс. руб. Самые дорогие — на Ваганьковском. Цена могилы тут соответствует стоимости квартиры — от $100-150 тыс. за участок ближе к забору. Покупка участков происходит под видом оплаты услуг. Так, например, вице-спикер Госдумы Владимир Жириновский, как он сам утверждает, совершенно бесплатно добился постановления московского правительства о выделении участка земли на Троекуровском кладбище ("Очень хотел на Новодевичьем, но не разрешили, видать, к элите не отношусь",— горько шутил Жириновский), но за "услуги" официально заплатил 2 млн руб. Могилу оформили мрамором, и вице-спикер намерен пока что перезахоронить в нее останки своего отца Вольфа Эйдельштейна с кладбища в Израиле и бабушки, похороненной в Казахстане.

"На самых простых кладбищах в административных границах Москвы цена начинается от 700 тыс. руб., но квитанцию вам выпишут, конечно, тысяч на пятнадцать. Все будет идти в черную кассу",— объяснили "Деньгам" в одном из ритуальных агентств. Для перепродажи правительство Москвы и ГУП "Ритуал" придумали сложную систему эвфемизмов, которые вполне официально позволяют обходить существующие ограничения по захоронению. Тот же "Ритуал" не продает землю на кладбище — продается обустройство будущих могил: работы по озеленению места захоронения, установке цоколя, ограды и т. д. "Земля у нас бесплатная, люди покупают услуги — водоотвод, уборку, подготовку к установке памятника",— уточняет сложную терминологии Егоров.

Еще один официальный способ получения места на московском кладбище — опекунство над заброшенным захоронением. Таких захоронений на старых кладбищах от 7% до 15%. Новый владелец должен отреставрировать памятник, а на тыльной стороне написать фамилию из прежнего захоронения, чтобы родственники, если вдруг объявятся, могли найти могилу.

Наконец, продаются могилы родственников. Для этого тоже разработан вполне легальный механизм передачи права пожизненной аренды или передоверие права ответственности за место захоронения — это особенно актуально для престижных исторических кладбищ в центре Москвы.

Покой не купишь

Если ситуацию с продажей мест на кладбищах задуманный в ФАС рынок исправить теоретически может, то главную проблему — "торговлю покойниками" — никакими поправками, похоже, не решить.

"Недавно женщина жаловалась, что в первый час после смерти мужа ей позвонили 15 агентов. Звонки начались сразу после приезда врача скорой помощи и закончились только когда она отключила телефон",— рассказывает заместитель руководителя департамента потребительского рынка и услуг правительства Москвы Алексей Сулоев.

""Черные агенты" пасутся не только в моргах — финансовые отношения связывают их с полицией, врачами, пожарными, и среднюю стоимость каждого "слива" оценивают примерно в 10 тыс. руб. Случается, что каждое из ведомств, замешанных в этих отношениях, лоббирует интересы своих агентов: врачи своими способами, полиция — своими",— описывает механизм продажи информации один из участников рынка.

"Помимо нанесения моральных страданий родственникам коммерческая продажа информации из МВД, из скорой помощи — одна из причин увеличения стоимости похорон",— утверждает генеральный директор ГУП "Ритуал" Александр Егоров. По оценке Алексея Сулоева, завышение цен у "черных агентов" составляет 200%, а занимают они до 30% рынка.

Впрочем, у ФАС все-таки есть надежда на то, что рыночные механизмы хоть и не до конца и не полностью, но исправят этот перекос — главным образом за счет появления саморегулируемых организаций (СРО). "Для начала будут прописаны законодательные требования к участникам рынка похоронных услуг,— говорит Андрей Цветнов.— У каждого ритуального агентства должны быть определенное количество помещений, транспорт, квалифицированные кадры. Сегодня много таких игроков, которые с утра развозят буханки по магазинам, потом на том же транспорте покойников возят, а договоры оформляют на подоконнике. Они с рынка уйдут. Полностью систему продажи информации это, конечно, не остановит, но покупателей станет хотя бы меньше".