В н бакшеев. Бакшеев в. н. ________________ baksheev vasiliy. Награды и премии

Старейший мастер русской реалистической живописи В. Н. Бакшеев родился в 1862 году в семье коренного москвича — мелкого чиновника. Окончив в 1877 году шестиклассное уездное училище, он в этом же году поступил на архитектурное отделение Московского училища живописи ваяния и зодчества. В 1883 году перешел на отделение живописи и окончил его в 1887 — 1888 годах, получив звание классного художника и большую серебряную медаль за эскиз «Возвращение с богомолья». В годы ученья Бакшеев занимался рисунком и живописью под руководством выдающихся русских художников Е. С. Сорокина, В. Е. Маковского, И. М. Прянишникова и В. Д. Поленова.

Уже в эти годы Бакшеев успешно участвует в ученических выставках, а с 1892 года в Товариществе передвижных художественных выставок. В 1896 году он избирается членом этого товарищества. Одновременно, начиная с 1897 года, художник был участником периодических выставок Московского общества любителей художеств. В 1913 году его избрали почетным членом Академии художеств.

Постоянное участие в выставках способствовало тому, что художник в сравнительно короткое время получил всеобщее признание. Отдельные полотна Бакшеева приобретаются П. М. Третьяковым для его галереи («Девушка с голубями», «Этюд — пейзаж» — 1888 год).

Живопись Бакшеева в некоторых отношениях была близка к живописи Левитана; но отличалась от нее своеобразным индивидуальным восприятием природы, своими мотивами, своим особым звучанием красок и ярко выраженным единством колористического построения.

Выдающийся мастер русской реалистической живописи, Бакшеев с первых дней Октябрьской революции активно включился в новую жизнь страны. Его творчество в эти и последующие годы достигло новых успехов. Им были созданы «Голубая весна» (1930, ГТГ) 1 , «Последний снег» (1936, ГРМ) 2 , «Березовая роща» (1943, Львов, картинная галерея), «На окраинах города Касимова» (1948, Ярославль, областной музей искусств), «Тихий вечер» (1952) и др.

Творчество Бакшеева высоко оценено Советским правительством. Он награждается орденом Трудового Красного Знамени (1943) и дважды орденом Ленина (1952 и 1958). В 1947 году ему было присвоено звание народного художника РСФСР, а в 1956 — народного художника СССР. В 1947 году Бакшеев был избран действительным членом Академии художеств СССР.

Большое значение для развития русского и советского реалистического искусства имела многолетняя педагогическая деятельность художника. С 1897 года вплоть до 1918 года он преподавал в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. С 1933 по 1941 год он ведет класс живописи в отделении повышения квалификации при Московском художественном институте. С 1940 по 1958 год работает в Московском областном художественном училище имени 1905 года, а в 1946 — 1952 годах руководит кафедрой живописи в Художественно-промышленном училище имени М. И. Калинина.

Начиная с первых лет Советской власти Бакшеев участвовал во всех союзных и академических выставках. Его картины широко экспонировались и за рубежом: в США, Франции, Аргентине, Новой Зеландии, Египте, Сирии и Китае.

Многочисленные полотна Башкеева находятся в собраниях многих музеев нашей страны. Его произведения как жанрового, так и пейзажного характера, благодаря исключительно высокому живописному и техническому мастерству художника, отличаются изумительной свежестью и звучностью красок, не изменившихся на протяжении многих лет.

Отличная сохранность первоначального колорита полотен Бакшеева во многом объясняется исключительно внимательным и умелым обращением художника с используемыми им материалами: холстом, грунтом, красками, разбавителями, лаками.

В.Н. Бакшеев (1862-1958 гг.) прожил долгую жизнь труженика. В.Н. Бакшеев стал художником в конце 80-х годов XIX века. Свои интересы и устремления Василий Николаевич Бакшеев связал с деятельностью

В.Н. Бакшеев «Пионы» 1957 г.

Его товарищами по учебе и художественной деятельности были такие живописцы, как , И.И. С.В. Иванов. Уже в начале творческого пути В.Н. Бакшеев работал над пейзажами, но известность ему принесли .

В.Н. Бакшеев «Житейская проза» 1892-1893 гг.

Эти картины отличают психологическая точность характеров, взаимоотношений, верность обстановки. Художник раскрывает драматическое содержание «будней жизни» мещанской среды, сочувственно рассказывает о тяжелой доле тружеников.

В.Н. Бакшеев «Дорога в лесу» 1925 г.

После революции В.Н. Бакшеев с его демократизмом и реалистическим строем живописи естественно стал активным участником Ассоциации художников революционной России, создал ряд картин, изображающих новую жизнь.

В.Н. Бакшеев «Колхозница» 1955 г.

Постепенно главным жанром в творчестве В.Н. Бакшеева стал , в котором он достиг замечательных успехов, продолжая традицию, идущую от , И. Левитана, М. Нестерова.

В.Н. Бакшеев «На террасе» 1892 г.

Наиболее известны произведения В.Н. Бакшеева: «Девушка, кормящая голубей» (1887 г.), «Житейская проза» (1892-1893 гг.), «Первое мая в Петрограде в 1917 году» (1927 г.), «Дорога в лесу» (1925 г.), «Последний снег» (1936 г.).

В.Н. Бакшеев «Голубая весна» 1930 г.

«Голубая весна» — один из лучших пейзажей В.Н. Бакшеева. Он пишет свое любимое время года – раннюю весну. К этой теме обращались многие художники, включая и Левитана, однако Бакшеев сумел по-своему раскрыть красоту весеннего пейзажа.

Художник описывал свои впечатления, вдохновившие его на создание этой картины, как впечатления от земли, освободившейся от снега и почти сухой. Душистый воздух наполняет всё; пахнет прелым листом, кое-где пробивается первая травка; вдоль дороги, где шел художник, цветут ивы, источая приторный запах меда. Слышно птичье пение. На голубом фоне неба вырисовываются ажурные, с нераспустившимися почками ветви берез желтовато-розового цвета; голубовато-лиловые тени от деревьев тянутся, переплетаясь друг с другом, по влажной земле. Весь наполняет теплый весенний свет. Художник написал этюд и по нему начал писать картину «Голубая весна».

В этой картине одной из главных живописных задач для художника была передача яркого солнечного освещения. Мы ощущаем, как солнце слепит своим блеском, вспыхивает и мерцает. Свет пронизывает весь , появляется какая-то размытость очертаний стволов, теней – всех форм. Бакшеев – мастер пленэра. Его колористическая гамма предельно точна и удивительно сложна. Оттенки цвета трудно определить словами (розоватые, лиловые, нежно-зеленые, желтоватые, серебристо-серые), но торжествует надо всем яркая бирюза весеннего неба. «Голубая весна» В.Н. Бакшеева – это поистине «весна света».


(1862-1958)

Русский художник, мастер живописных пейзажей и жанров в духе «Союза русских художников» («союзников»).

Родился в Москве 12 (24) декабря 1862 в семье чиновника. Занимался в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (МУЖВЗ; 1877-1888), в частности у А.К.Саврасова и В.Д.Поленова . Жил в Москве. Был членом «Товарищества передвижников», а также одним из организаторов и самых характерных мастеров «Союза русских художников» (с 1903). С 1922 состоял в АХРР. Жил преимущественно в Москве.

Продолжил традицию поэтического бытописания «передвижников» в своих жанрах - идиллических (Девушка, кормящая голубей, 1887, Третьяковская галерея) или, напротив, гнетуще-тревожных (Житейская проза, 1892-1893, там же). Много работал как пейзажист, соединяя сдержанно-импрессионистичную манеру с мягкой символической обобщенностью образов (Осенние лучи, 1916, Русский музей). После революции пейзаж стал ведущим руслом его творчества (популярная Голубая весна, 1930; Весенний день, 1940; обе работы - в Третьяковской галерее). Порой придавал своим образам мемориально-политическое значение (цикл На родине М.И.Калинина, 1947), в целом же демонстрировал тенденцию к «уединению в пейзаже», характерную для многих российских художников тех лет, в особенности бывших «союзников».

    12(24).12.1862, Москва, ‒ 28.9.1958, там же], советский живописец, народный художник СССР (1956), действительный член АХ СССР (1947). Учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1877‒88) у В. Е. Маковского, А. К. Саврасова, В. Д.… … Большая советская энциклопедия

    - (1862 1958), советский живописец. Народный художник СССР (1956), действительный член АХ СССР (1947). Учился в МУЖВЗ (1877 88) у В. Е. Маковского, А. К. Саврасова, В. Д. Поленова и др.; преподавал там же (1894 1918). Передвижник (с 1896),… … Художественная энциклопедия

    - (1862 1958) российский живописец, народный художник СССР (1956), действительный член АХ СССР (1947). Передвижник. Жанровые картины (Житейская проза, 1892 93). В советское время продолжал традиции русского пленэрного лирического пейзажа (… … Большой Энциклопедический словарь

    - (1862 1958), живописец, народный художник СССР (1956), действительный член АХ СССР (1947). Член Товарищества передвижных художественных выставок. Писал жанровые картины («Житейская проза», 1892 93), продолжал традиции русского пленэрного… … Энциклопедический словарь

    Род. 1862, ум. 1958. Художник передвижник, создатель жанровых полотен. В советское время пейзажист. Действительный член АХ СССР (1947), народный художник СССР (1956). Лауреат Государственной премии СССР (1943) … Большая биографическая энциклопедия

    - … Википедия

    Бакшеев, Василий Николаевич [[Файл: | 200px| Фотография]] Дата рождения: 12 (24) декабря 1862 Место рождения: Москва Дата смерти: 28 сентября 1958 Место смерти … Википедия

Оригинал взят у kolybanov в Русский художник Василий Николаевич Бакшеев (1862-1958)

Автор - Откровения_Красоты . Это цитата этого сообщения



Голубая весна

Драматичность и тонкий психологизм жанровых сцен, лирические пейзажи в мягких ненавязчивых тонах - все эти милые сердцу особенности реалистической традиции в русской живописи ярко воплотились в творчестве художника Василия Николаевича Бакшеева (1862-1958). Живописи Василия Бакшеева присуще качество, которое очень дорого воспитанному в духе русской культуры человеку, это качество - душевность, задушевность. Понятие душевности настолько близко и понятно русскому человеку, что не стоит пытаться объяснять его словами. И всё же скажу, что для меня душевность - это участие, глубокое и в то же время ненавязчивое, непосредственное и искреннее сопереживание человеку, природе, родной земле...

Русский художник Василий Николаевич Бакшеев (1862-1958)


Иней


За обедом. Неудачники
">


За советом


Московский дворик


Старая уходящая и новая Москва


Возвращение домой


Житейская проза


Весной (На крыльце)


...


Встреча зари после выпускного бала


Великий четверг


На окраине города Касимова


Летний вечер


Последний наряд

Василий Николаевич Бакшеев (1862-1958) родился в Москве.
Поступил на отделение архитектуры МУЖВЗ, но затем перевёлся на живописное отделение.
Учителями Бакшеева были Владимир Маковский и Саврасов.
В 1888 году за картину «Возвращение с богомолья» получил звание классного художника.
В 1889 году был избран членом Передвижных выставок и преподавателем Училища живописи, где проработал более двадцати лет.
В 1913 году получил звание академика живописи.
Входил в «Товарищество передвижников», был одним из организаторов «Союза русских художников».
После Октябрьской революции принимал участие в организации московских районных музеев.
Около сорока лет жизни провел в деревне Зайцево нынешнего Одинцовского района Московской области.
В Зайцево он приехал студентом. Там находилось имение его друга Лосева. Сестра Лосева, красивая пятнадцатилетняя Анна, произвела впечатление на молодого художника, и он написал её портрет: «Девушка, кормящая голубей».

Эту работу Бакшеев выставил на ученической выставке. Выставку посетил Третьяков, ему понравилась картина, и он приобрёл её для своей коллекции. В 1892 году Бакшеев женился на Анне.
В начале своего творчества работал как художник-жанрист.
В 1922 году вступил в Ассоциацию художников революционной России (АХРР).
С 1932 года член творческого объединения «Искусство - социалистическому строительству».
В последующие годы в основном писал пейзажи.