В лунном сиянии автор слов. О романсе "в лунном сиянье снег серебрится"

Тогда прошлое становится тем, что вытаскивает из энергетической ямы. Тогда к нему хочется возвращаться, прикасаться, наполняться. Тогда оно похоже на желто-белую ленту старого, забытого фильма, которую вытаскиваешь из запасников только когда хочется настоящего, нетленного.

Но мне нужен ключик, который откроет вход в этот мир светлой печали. В этот раз золотым ключиком стал романс «В лунном сиянье…»




Колокольчик звенит,
Этот звон, этот звон
О любви говорит.

В лунном сиянье ранней весною
Помнятся встречи, друг мой, с тобою.
Динь-динь-динь, динь-динь-динь -
Колокольчик звенел,
Этот звон, этот звон
О любви сладко пел.

Помнятся гости шумной толпою,
Личико милой с белой фатою.
Динь-динь-динь, динь-динь-динь -
Звон бокалов шумит,
С молодою женой
Мой соперник стоит.

В лунном сиянье снег серебрится,
Вдоль по дороге троечка мчится.
Динь-динь-динь, динь-динь-динь -
Колокольчик звенит,
Этот звон, этот звон
О любви говорит

Вспоминаю автора: Юрьев Евгений Дмитриевич – русский поэт, композитор конца девятнадцатого-начала двадцатого - серебряного - века… О нем ничего неизвестно, кроме того, что прожил двадцать девять лет, из которых двенадцать (с семнадцати лет) писал стихи и романсы.

Можно только удивляться, как семнадцатилетний юноша мог так чувствовать и передать это в музыке и стихах. И даже двадцатидевятилетний - как мог? Стихи? Около тридцати, но кроме «В лунном сиянье…», да еще парочки романсов, ничего и не найдешь. Может быть где-то в каких-то архивах…

Романс настолько прост и гениален, что любое стремление показать себя, украсить его своими интонациями и режиссурой, лишает самого главного - внутреннего смысла и души романса.

Бесстрастное, тихое, неспешное, отстраненное от всего, кроме внутренней памяти сердца, исполнение романса, приписываемое автору стихов, кажется, лучшим из числа всех многочисленных исполнителей, желающих попробовать себя в этом шедевре. Тогда романс становится проявителем совсем иного – нехватки сердца.

Излишний артистизм, да и не излишний - тоже, ненужное усложнение его исполнения с акцентом на своих вокальных данных, а не на авторском настроении, лишает романс собственной интонации и очарования.

«В лунном сиянье…» гениален и не требует ничего, кроме сердца и души. А с этим у большинства исполнителей и исполнительниц особенно – напряженка. Романс по праву считается визитной карточкой Олега Погудина, сумевшего найти то, что в русском романсе считается главным - душевный нерв.

Песня "Динь-динь-динь".

«В лунном сиянии» (другие названия - «Колокольчик» и «Динь-динь-динь») - романс, относящийся к так называемым ямщицким песням, поэта и музыканта Евгения Дмитриевича Юрьева.
Евгений Дмитриевич Юрьев (1882-1911) - русский поэт и композитор, автор нескольких романсов, среди которых: «Колокольчик», «Эй, ямщик, гони-ка к „Яру“», «Зачем любить, зачем страдать» и др.
Известно более пятнадцати романсов Е. Д. Юрьева, сочиненных им в период 1894-1906 годов на собственные слова и музыку, а также одиннадцать романсов и песен, в том числе «цыганских» (то есть похожих на цыганский романс) на его слова, положенных на музыку другими композиторами, в том числе А. Н. Чернявским... Информация о биографии Е. Д. Юрьева почти не сохранилась.

Исполнителя песни на этом ролике, к сожалению, не знаю. В Инете на этом ролике указано, что исполняет песню автор, то есть - Е.Юрьев. Но я сомневаюсь в этом, поскольку видела еще один ролик с этим исполнителем, а там указано, что это Юрий Борисов... Что тоже вызывает сомнение...
Вскоре после Октябрьской революции новая власть объявила романс «буржуазным пережитком», мешающим строить светлое будущее. И в русской культуре на несколько десятилетий он был забыт.
Лишь со второй половины 1950-х годов романс, как жанр, был «реабилитирован» и стал постепенно возвращаться к советским слушателям. Романс «В лунном сиянии» продолжает в русской песенной культуре ямщицкую тематику, начатую романсом «Вот мчится тройка удалая…» в 1828 году, когда Алексей Николаевич Верстовский положил на музыку отрывок про ямщика из стихотворения Фёдора Глинки. Об истории создания романса вообще ничего не известно, просто сочинился и всё. Какое-то время с ним выступала певица Анастасия Вяльцева (1871-1913).


Анастасия Вяльцева

Как часто происходит в таких случаях, когда песня входит в структуру народной культуры, существует нескольких близких друг другу вариантов текста и музыки.

В лунном сиянии снег серебрится,


Колокольчик звенит,
Этот звон, этот звон
О любви говорит.
В лунном сиянье ранней весною
Помнятся встречи, друг мой, с тобою.
Динь-динь-динь, динь-динь-динь -
Колокольчик звенел,
Этот звон, этот звон
О любви сладко пел.
Помнятся гости шумной толпою,
Личико милой с белой фатою.
Динь-динь-динь, динь-динь-динь -
Звон бокалов шумит,
С молодою женой
Мой соперник стоит.
В лунном сиянье снег серебрится,
Вдоль по дороге троечка мчится.
Динь-динь-динь, динь-динь-динь -
Колокольчик звенит,
Этот звон, этот звон
О любви говорит.

Сейчас романс стал одним из самых популярных и входит в репертуар многих исполнителей и очень часто используется в спектаклях и кинофильмах.

Евгения Смольянинова - В лунном сиянии (1988; муз. и ст. Е. Д.Юрьева)

В лунном сиянье-О.Погудин

Дмитрий Ряхин - В лунном сияньи (Динь, динь, динь)

"Седьмая вода" - "Колокольчик"

Слова и музыка Евгения Юрьева.

В лунном сиянье
Снег серебрится;
Вдоль по дороге
Троечка мчится.


Колокольчик звенит…
Этот звон, этот звук
Много мне говорит.

В лунном сиянье
Ранней весною
Вспомнились встречи,
Друг мой, с тобою…

Колокольчиком твой
Голос юный звенел…
«Динь-динь-динь, динь-динь-динь!» —
О любви сладко пел…

Вспомнился зал мне
С шумной толпою,
Личико милой
С белой фатою…

«Динь-динь-динь, динь-динь-динь!» —
Звон бокалов звучит…
С молодою женой
Мой соперник стоит!


Лучшее исполнение. Евгения Смольянинова

Романс «Динь-динь-динь» (он же — «В лунном сиянье» и «Колокольчик») относится к так называемым ямщицким песням.

Написан поэтом и музыкантом Евгением Дмитриевичем Юрьевым (1882—1911).

Поет Олег Погудин

ЮРЬЕВ ЕВГЕНИЙ ДМИТРИЕВИЧ- — русский поэт, композитор, автор романсов, среди которых: «В лунном сиянии», «Эй, ямщик, гони-ка к „Яру“», «Зачем любить, зачем страдать» и др.

Известно более пятнадцати романсов Е. Д. Юрьева 1894—1906 годов на собственные слова и музыку, а также одиннадцать романсов и песен, в том числе «цыганских», на его слова в исполнении А. Н. Чернявского.

Геннадий Каменный. Певец, который мне нравится!

Информация о биографии Е. Д. Юрьева почти не сохранилась.

Романс «В лунном сиянии» («Динь-динь-динь», «Колокольчик») продолжает в русской песенной культуре ямщицкую тематику, начатую романсом «Вот мчится тройка удалая…» в 1828 году. Об истории создания романса вообще мало что известно, просто сочинился — и всё.

Какое-то время с ним выступала певица Анастасия Вяльцева (1871—1913).

Поет Наталия Муравьева. Мне нравится эта певица!

Сейчас романс стал одним из самых популярных и входит в репертуар многих исполнителей и очень часто используется в спектаклях и кинофильмах.


Впервые записан на грампластинку 11 июля 1909 года Марией Александровной Каринской (1884—1942), эстрадной артисткой и исполнительнецей романсов.

В мае 1904 года впервые выступила на столичной сцене в оперетте В. Казанского. Газеты довольно лестно отзывались о дебютантке, писали о ее эффективной внешности, о сильном красивом голосе (меццо-сопрано). Вскоре Мария Каринская, покинув театр, стала выступать на эстраде с исполнением романсов.

Неплохо поет Лиля Муромцева

В 1911 году Каринская стала победительницей устроенного в петербургском театре «Пассаж» конкурса на лучшее исполнение романсов, ей была присуждена первая премия и присвоено звание «Королева цыганского романса»

После этого певица оказалась на вершине отечественного эстрадного Олимпа. В 1913 году Каринская стала выступать с аккомпаниатором Вяльцевой А.Таскиным.

В годы патриотического подъёма после начавшейся войны с Германией Каринская устраивала «Вечера русской старины», где в красочных русских костюмах исполняла старинные народные песни, баллады в сопровождении оркестра народных инструментов.
Ещё до революции Мария Каринская вышла замуж за английского аристократа, служившего дипломатом в России, и уехала с мужем в Англию. Как сложилась её дальнейшая жизнь не известно.



Романс так же входил в репертуар Анастасии Вяльцевой.

Мария Ольшанская

В лунном сиянии
снег серебрится…

(продолжение истории русского романса)



Динь-динь-динь («Колокольчик»)

В лунном сиянье снег серебрится, Вдоль по дороге троечка мчится. Динь-динь-динь, динь-динь-динь — Колокольчик звенит, Этот звон, этот звон О любви говорит. В лунном сиянии ранней весною Вспомнятся встречи, друг мой, с тобою. Колокольчиком твой, Голос юный звенел, Этот звон, этот звон О любви сладко пел. Вспомнятся гости шумной толпою, Личико милой с белой фатою. Динь-динь-динь, динь-динь-динь — Звон бокалов шумит, С молодою женой Мой соперник стоит. В лунном сиянье снег серебрится, Вдоль по дороге троечка мчится. Динь-динь-динь, динь-динь-динь — Колокольчик звенит, Этот звон, этот звон О любви говорит.


В средине декабря в Харькове пошёл снег. Не спалось. Среди ночи я встала, подошла к окну… «В лунном сиянии снег серебрится…» Теперь мне кажется, что я даже пропела в ритме вальса эту строку, возникшую из ничего, если не принимать во внимание красоту заснеженного сквера за окном. Но видит Бог! Ни разу я не слышала этих стихов и этой мелодии в последние 20 с лишним лет, а уж в последние два года так и вообще было мне не до романсов.

А сколько людей до меня подходило к окну среди ночи и смотрело на снег. Может, рождались и у них в голове стихи в ритме вальса? Да существовал ли вообще на белом свете таинственный Евгений Юрьев, автор, как пишут, стихов и музыки? Уж не разыграл ли кто-то знакомых, подсунув им в начале 20 века стилизацию под ямщицкий романс? Но вот информация на сайте Российского Государственного Архива литературы и искусства: Юрьев Евгений Дмитриевич (1882-1911).

У фантомов не бывает архивных ячеек. Тем не менее, авторское исполнение романса «В лунном сиянии» (также называемом «Колокольчик» и «Динь-динь-динь») вызывает недоверие у слушателей. От него за версту разит стилизацией.

А если учесть, сколько фильмов и спектаклей о самых разных временах сопровождалось этой мелодией и стихами в исполнении самых разных певцов и певиц…


Мария Ольшанская



«Динь, динь, динь» (романсъ Юрьева)
А.Д. Вяльцева, меццо-сопрано

Посмотреть выходные данные пластинки и послушать романс в исполнении Анастасии Вяльцевой (запись 1912 года) можно на сайте «Мир русской грамзаписи».

Лауреат Международного конкурса,
руководитель творческой группы «Благовест»
певица Людмила Борисовна Жоголева:

«В начале ХХ века это имя очень многое говорило русскому сердцу. Популярность ее была невероятная! Она была из крестьянского сословия. Она умерла в 1913 году, прожила всего 42 года, и так много добилась в искусстве! Успела объехать с гастролями всю страну. Стала одной из самых богатых женщин России. Для гастролей у нее был даже специальный вагон, который прицепляли к различным составам. Там были оборудованы гримерная, библиотека, кухня. Потом вагон певицы перешел адмиралу Колчаку… На гастроли за границу Вяльцева принципиально не ездила. Выступала только перед русской публикой.

Она по двадцать раз выходила петь на бис. Ее концерты длились до четырех часов. Ей кричали: «Чайка! Чайка!.. » И она без устали возвращалась на сцену… Анастасию Дмитриевну звали «Чайкой русской сцены». Ее романс «В лунном сиянии снег серебрится» в начале прошлого века был невероятно популярен. При Царском дворе больше ценили певицу Плевицкую, но этот романс в исполнении Вяльцевой хорошо знал и любил Государь Николай II. Популярность романса была настолько велика, что даже сделала его невольным свидетелем очень мрачной страницы нашей истории. В ту пору появились первые грампластинки с романсами Вяльцевой (они сохранились в Бахрушинском музее). И вот в декабре 1916 года, как вспоминали позднее участники этого рокового события, во дворец князя Юсупова был предательски заманен и убит там друг Царской Семьи Григорий Ефимович Распутин. Убийцы, чтобы скрыть свои замыслы, чтобы не было слышно на улице криков и шума борьбы, включили на полную громкость граммофон именно с этим романсом Анастасии Вяльцевой. Под эту чудную музыку, под ее дивный голос погиб молитвенник за Царя…

Недавно вышел фильм французского режиссера Жозе Дайана «Распутин» с Жераром Депардье в за-главной роли. К артисту у меня нет претензий. Он глубоко проникся этим ярким русским образом (который потом причудливо преломился в его последующей личной судьбе). И все же фильм на «русский сюжет» неудачный, снят он холодными, безтрепетными руками. Но в фильме не случайно несколько раз звучит именно этот романс…

Сейчас романс «В лунном сиянии» поет Евгения Смольянинова. Есть он и в моем репертуаре. Я исполнила его на сцене Бахрушинского музея, как и другие романсы Анастасии Вяльцевой. Концерт прошел на большом подъеме, при переполненном зале. Исполнять произведения великой артистки, находясь в атмосфере того времени, среди старинных вещей, которые могли принадлежать ей, пластинок, книг, под звуки рояля той эпохи (мы ведь работали в театральном музее!), — это и радость, и ответственность. В Бахрушинском музее хранится большой архив «Чайки русской сцены».


«Динь-динь-динь», ром. Юрьева,
исполняет М.А. Каринская,
известная исп. цыг. Романсовъ
(Москва, X-63754, запись 11-7-1909)



* * *

«Евгений Онегин» Римаса Туминаса в Театре Вахтангова

«Онегина» Туминаса и сценографа Адомаса Яцовскиса надо бы пересказывать по мизансценам. Летят по саду Ольга и Ленский (Мария Волкова и Василий Симонов) — высокие, кудрявые, сияющие юностью, окутанные песенкой «В лунном сиянии снег серебрится…» У Ольги на груди всегда висит детский аккордеон: в сцене бала у Лариных Онегин будет перебирать его лады… И каким воплем прозвучит эта «Троечка» в последний раз, когда Ольга пойдет под венец с уланом (о спектакле — ).




Над Петербургом храм серебрится Молится Ксения в спящей столице. Над широкой Невой Ангел песню поет В этот храм, чудный храм Всех на праздник зовет. Ксения бродит ранней порою И повстречаться может с тобою. В трудный час, в скорбный час Всем она говорит: «Царь с копьем на коне От беды сохранит». Тихо в часовне, свечи мерцают. Матушка Ксения всех принимает. За весь мир помолись, Мати Ксения, вновь, Чтобы наши сердца Освящала любовь. Над Петербургом храм серебрится Молится Ксения в спящей столице…

«В лунном сиянии снег серебрится» — начинается самый просто и самый любимый русский романс. Возможно наивны слова, возможно бесхитростен напев, но почему замирает душа, едва слышатся первые звуки, почему ликует она и плачет, почему ей и простота эта милее всего и краше, как первый цветок, сорванный по-детски без стебелька, как наливное яблоко с ветки, как тающий на ладони снег, как ласка мамы, как горящая свечечка в руке, на которую нельзя дышать?…

Евгения Смольянинова, русская певица, исполнитель русских народных песен, романсов и авторской песни, композитор, заслуженная артистка РФ.

Необыкновенно проникновенная, чистая, чарующая манера исполнения, льющаяся как родничок. Известность к Евгении Валерьевне Смольяниновой пришла благодаря кинематографу. В телефильме “Жизнь Клима Самгина” (1987) она так спела популярный романс “В лунном сиянии” , как его никто не смог спеть ни до, ни после нее.

Родилась Евгения Валерьевна 28 февраля 1964 года в семье учителей в Новокузнецке , потом семья переехала в Кемерово. Евгения поступила в музыкальное училище Петербурга на фортепианное отделение, и одной из замечательных сторон в начинаниях Евгении стал интерес к музыкальным архивам Петербурга, благодаря которому она сначала открыла для себя, а потом дала 2-ю жизнь целому ряду забытых городских романсов и песен ХIХ и начала ХХ веков. В 1982 году состоялось её первое выступление как певицы, в театре Вячеслава Полунина в спектакле «Картинки с выставки» на музыку М. Мусоргского и в спектакле «Муму» Малого драматического театра. Во время летних поездок с однокурсниками в фольклорные экспедиции занималась собиранием русского фольклора по северным областям России.

В ее репертуаре русские фольклорные песни, классические романсы, редчайшие деревенские романсы, монастырские песни, песни на собственные стихи и стихи Набокова, Блока, Ахматовой, малоизвестного поэта русской эмиграции Николая Туроверова… А как звучат в ее исполнении песни из репертуара Вертинского, трудно поверить – Высоцкого и, наконец, псковской крестьянки Ольги Сергеевой! Она не только сама аранжирует, но и пишет музыку.

Талантливая исполнительница и аранжировщик, Евгения Смольянинова удостоена за свое творчество премии «Национальное достояние России» международного благотворительного фонда «Меценаты столетия», ордена Святой княгини Ольги Русской Православной Церкви и ордена «Торжество Православия» общественного фонда «Народная награда».

В лунном сиянии… (муз. и ст. Е.Юрьева)

В лунном сиянье снег серебрится,
Вдоль по дороженьке троечка мчится.

Динь-динь-динь динь-динь-динь —
Колокольчик звенит.
Этот звон, этот звон о любви говорит.

В лунном сиянье ранней весною
Помнишь ли встречи, друг мой, с тобою.