В каком веке жил амадей моцарт. Вольфганг амадей моцарт - биография, информация, личная жизнь. Самый счастливый период

Сияющий, лучезарный, невероятный - как только не называют Моцарта любители классической музыки. Действительно, из великого множества написанных им произведений лишь считанные единицы написаны в миноре.

Музыкальным образованием Моцарта занимался отец, сам неплохой музыкант, обративший внимание на талант сына и бережно взрастивший его. Хотя сейчас методы Моцарта-старшего показались бы жестокими по отношению к ребёнку (мальчик занимался помногу часов в день, а буквально с четырёх лет к постоянным занятиям добавились регулярные выступления в разных частях Европы), воспитанник получал от музыки исключительное удовольствие, соединяя академические музыкальные познания со страстью и эмоциями. Несмотря на короткую жизнь (он умер в 35 лет), Моцарт полностью изменил представление о музыке.

В день рождения композитора "Вечерняя Москва" предлагает вашему вниманию подборку интересных фактов из его биографии.

1. В четыре года Моцарт написал свой первый концерт для клавесина. Отец, бросив взгляд на ноты, поразился его сложности и сказал, что вряд ли хоть один из европейских виртуозов сможет его исполнить. "Какая глупость, папа! - воскликнул мальчик, - даже ребёнок может его сыграть. Например, я".

2. Однажды семилетний Моцарт приехал давать концерт во Франфурт-на-Мейне. После выступления к нему подошёл мальчик и сказал, что так замечательно играть ему никогда не научиться.

Но это же очень просто! Попробуй записывать нотами музыку, которая тебе приходит в голову.

Мне в голову не приходит музыка, только стихи.

Это же здорово! Писать стихи гораздо труднее, чем музыку.

Собеседником маленького Моцарта был юный Иоганн Вольфганг Гёте .

3. В детстве отец пытался выжать из таланта сына максимум, от этого вся жизнь Моцарта была сплошной чередой занятий и выступлений. Мальчик играл на клавире, на его выступления собирались полные залы, а отец придумывал новые и новые способы привлечь внимание к маленькому гению. Он завязывал сыну глаза и Амадей играл вслепую, платком закрывали клавиатуру, а мальчик все равно не ошибался ни в одной ноте. Казалось, что этого ребёнка ничего не может сбить. Во время одного из выступлений на сцену вышла кошка. Моцарт бросил игру и кинулся к ней, чтобы погладить. На возмущенные крики отца он ответил:

Клавесин никуда не денется, а кошка уйдёт.

4. В семь лет Моцарт написал свою первую симфонию, в 12 - первую оперу "Бастьен и Бастьенна" . В Академии в Болонье, куда предприимчивый отец хотел отправить сына, не принимали в члены академии никого, кто был младше 26 лет. Для гениального мальчика совет Академии сделал исключение - так в 14 лет Моцарт стал академиком. Когда отец поздравил его, мальчик спросил, может ли он как академик выйти и просто погулять полчаса.

5. Однажды к Моцарту обратился молодой человек, мечтающий стать композитором. Он спрашивал маэстро, как написать симфонию. Моцарт спросил, почему бы ему не начать с чего-то попроще, ведь он так молод.

Но вы написали первую симфонию в семь лет!

Да. Но мне в то время не пришло в голову спросить, как это сделать.

6. В Ватикане один-единственный раз в год исполнялось огромное сочинение Аллегри для двух хоров. Партитура этого произведения очень тщательно охранялась, и никто не видел его, кроме исполнителя. Моцарт захотел сделать подарок своей сестренке Анне - подарить ей ноты, которые были только у Папы Римского. Поэтому мальчик просто записал партитуру на слух. Узнав о "краже", Папа Римский пришел в недоумение, но проверив нотную запись и найдя её безупречной, понтифик наградил Моцарта орденом Рыцаря Золотой шпоры.

7. Вольфганг Амадей и его жена Констанция привыкли жить на широкую ногу. Гонорары Моцарта были совершенно баснословными, но уже через две недели он сидел без гроша в кармане и вынужден был занимать деньги у друзей. Один из них спросил композитора:

У тебя нет ни замка, ни дорогой любовницы, ни кучи детей, ни конюшни... Куда же исчезают твои деньги?

У меня есть жена, - отвечал Моцарт, - она мой замок, моя любовница, куча моих детей и моя конюшня.

8. Однажды Моцарт решил подшутить над Сальери , и написал очень сложную мелодию. Амадей заявил, что он - единственный человек в мире, кто сможет ее сыграть. Сальери, кинув взгляд на ноты, возразил, что никто не сможет сыграть эту мелодию, потому что в самый сложный момент нужно взять несколько нот посередине, в то время, как руки должны исполнять сложнейшие пассажи на противоположных концах клавиатуры, к тому же, все это выполнялось в очень быстром темпе. Довольный Моцарт сел за инструмент и сыграл пьесу точно по нотам, а тот сложный аккорд посередине он взял... носом!

9. Один приятель Моцарта любил пошутить. Он придумал милый розыгрыш - отправил на адрес композитора огромный сверток, в котором не было ничего, кроме бумаги и записочки "Дорогой Вольфганг! Я жив и здоров!". В ответ на это Моцарт, который и сам любил посмеяться, отправил ответное послание - тяжелую посылку с камнем внутри. А на камне было написано:" Дорогой друг, этот камень свалился у меня с души, когда я получил твое послание!".

10. Однажды к композитору обратился за милостыней один нищий. В этот день Моцарт был на мели, но отвел беднягу в кафе, где за пять минут набросал менуэт. Он отдал бумагу бедняку и посоветовал обратиться с ней к одному издателю. Нищий так и поступил. Издатель, лишь взглянув на лист, заплатил за менуэт пять золотых и попросил принести еще подобных сочинений.

Выдающийся австрийский композитор В. А. Моцарт является одним из представителей школы. Его дар проявился с раннего детства. В произведениях Моцарта чувствуется отражение идей движения "Буря и натиск" и немецкого Просвещения. В музыке претворен художественный опыт различных традиций и национальных школ. Самые известные список которых огромен, заняли свое место в истории музыкального искусства. Он написал более двадцати опер, сорок одну симфонию, концерты для разных инструментов с оркестром, камерно-инструментальные и фортепианные сочинения.

Краткие сведения о композиторе

Вольфганг Амадей Моцарт (австрийский композитор) появился на свет 27.01.1756 года в красивом городке Зальцбурге. Помимо композиторской деятельности? он был превосходным клавесинистом, капельмейстером, органистом и скрипачом-виртуозом. Он имел абсолютный шикарную память и тягу к импровизации. Вольфганг Амадей Моцарт является одним из самых не только своего времени, но и современности. Его гениальность отразилась в произведениях, написанных в разных формах и жанрах. Сочинения Моцарта популярны до сих пор. А это свидетельствует о том, что композитор прошел "испытание временем". Его имя наиболее часто упоминается в одном ряду с Гайдном и Бетховеном как представителя венского классицизма.

Биография и творческий путь. 1756-1780 годы жизни

Моцарт появился на свет 27 января 1756 года. Сочинять стал рано, примерно с трехлетнего возраста. Первым учителем музыки был отец. В 1762 году он отправляется с отцом и сестрой в большое артистическое путешествие по разным городам Германии, Англии, Франции, Швейцарии, Нидерландов. В это время создаются первые произведения Моцарта. Список их постепенно расширяется. С 1763 года проживает в Париже. Создает сонаты для скрипки и клавесина. В период 1766-1769 годов живет в Зальцбурге и Вене. С удовольствием погружается в изучение композиций великих мастеров. Среди них Гендель, Дуранте, Кариссими, Страделла и многие другие. В 1770-1774 гг. находится в основном в Италии. Знакомится с известным в то время композитором - Йозефом Мысливечеком, влияние которого прослеживается в дальнейшем творчестве Вольфганга Амадея. В 1775-1780 годах совершает поездку в Мюнхен, Париж и Мангейм. Испытывает материальные трудности. Лишается матери. В этот период написаны многие произведения Моцарта. Список их огромен. Это:

  • концерт для флейты и арфы;
  • шесть клавирных сонат;
  • несколько духовных хоров;
  • Симфония 31 в тональности Ре мажор, которая известна как Парижская;
  • двенадцать балетных номеров и многие другие композиции.

Биография и творческий путь. 1779-1791 годы жизни

В 1779 году работает в Зальцбурге придворным органистом. В 1781 году в Мюнхене с большим успехом состоялась премьера его оперы "Идоменей". Это был новый поворот в судьбе творческой личности. Потом живет в Вене. В 1783 году женился на Констанце Вебер. В этот период плохо выходят оперные произведения Моцарта. Список их не так велик. Это оперы L’oca del Cairo и Lo sposo deluso, которые так и остались неоконченными. В 1786 году написана его превосходная "Свадьба Фигаро" по либретто Лоренцо да Понте. Она была поставлена в Вене и пользовалась большим успехом. Многие считали, что это лучшая опера Моцарта. В 1787 году выходит не менее удачная опера, которая также создавалась в содружестве с Лоренцо да Понте. Тогда же он получает должность "императорского и королевского камерного музыканта". За что ему платят 800 флоринов. Пишет танцы для маскарадов и комическую оперу. В мае 1791 года Моцарта взяли на должность ассистента капельмейстера Кафедрального Она не оплачивалась, но предоставляла возможность после смерти Леопольда Хофмана (который был сильно болен) занять его место. Однако этого не случилось. В декабре 1791 года гениальный композитор умер. Существует две версии причины его смерти. Первая заключается в осложнении после болезни ревматической лихорадкой. Вторая версия похожа на легенду, но поддерживается многими музыковедами. Это отравление Моцарта композитором Сальери.

Основные произведения Моцарта. Список сочинений

Опера - это один из основных жанров его творчества. У него есть школьная опера, зингшпили, оперы-сериа и буффа, а также большая опера. Из-под пера компо:

  • школьная опера: "Превращение Гиацинта", еще известна как "Аполлон и Гиацинт";
  • оперы-сериа: "Идоменей" ("Илия и Идамант"), "Милосердие Тита", "Митридат, царь Понтийский";
  • оперы-буффа: "Мнимая садовница", "Обманутый жених", "Свадьба Фигаро", "Все они таковы", "Каирский гусь", "Дон Жуан", "Притворная простушка";
  • зингшпили: "Бастьен и Бастьенна", "Заида", "Похищение из сераля";
  • большая опера: "опера Волшебная флейта";
  • балет-пантомима "Безделушки";
  • мессы: 1768-1780, созданы в Зальцбурге, Мюнхене и Вене;
  • реквием (1791);
  • оратория "Освобожденная Ветулия";
  • кантаты: "Кающийся Давид", "Радость каменщиков", "Тебе, душа вселенной", "Маленькая масонская кантата".

Вольфганг Амадей Моцарт. Произведения для оркестра

Произведения В. А. Моцарта для оркестра поражают своими масштабами. Это:

  • симфонии;
  • концерты и рондо для фортепиано с оркестром и для скрипки с оркестром;
  • концерты для двух скрипок с оркестром в тональности До мажор, для скрипки и альта с оркестром, для флейты с оркестром в тональности для гобоя с оркестром, для кларнета с оркестром, для фагота, для валторны, для флейты и арфы (До мажор);
  • концерты для двух фортепиано с оркестром (Ми бемоль мажор) и трех (Фа мажор);
  • дивертисменты и серенады для симфонического оркестра, струнного, духового ансамбля.

Пьесы для оркестра и ансамбля

Много сочинил для оркестра и ансамбля Моцарт. Известные произведения:

  • Galimathias musicum (1766);
  • Maurerische Trauermusik (1785);
  • Ein musikalischer Spa (1787);
  • марши (некоторые из них присоединялись к серенадам);
  • танцы (контрдансы, лендлеры, менуэты);
  • церковные сонаты, квартеты, квинтеты, трио, дуэты, вариации.

Для клавира (фортепиано)

Музыкальные произведения Моцарта для этого инструмента очень популярны у пианистов. Это:

  • сонаты: 1774 г. - До мажор (К 279), Фа мажор (К 280), Соль мажор (К 283); 1775 г. - Ре мажор (К 284); 1777 г. - До мажор (К 309), Ре мажор (К 311); 1778 г. - ля минор (К 310), До мажор (К 330), Ля мажор (К 331), Фа мажор (К 332), Си бемоль мажор (К 333); 1784 г. - до минор (К 457); 1788 г. - Фа мажор (К 533), До мажор (К 545);
  • пятнадцать циклов вариаций (1766-1791);
  • рондо (1786, 1787);
  • фантазии (1782, 1785);
  • разные пьесы.

Симфония № 40 В. А. Моцарта

Симфонии Моцарта создавались с 1764 по 1788 г. Три последние стали наивысшим достижением этого жанра. Всего Вольфганг написал более 50 симфоний. Но по нумерации отечественного музыковедения последней считается 41-я симфония ("Юпитер").

Лучшие симфонии Моцарта (№ 39-41) являются уникальными творениями, которые не поддаются установленной в то время типизации. В каждой из них содержится принципиально новая художественная идея.

Симфония № 40 является самым популярным произведением этого жанра. Первая часть начинается взволнованной мелодией скрипок вопросо-ответной структуры. Главная партия напоминает арию Керубино из оперы "Свадьба Фигаро". Побочная партия лирична и меланхолична, составляет контраст главной. Разработка начинается небольшой мелодией фаготов. Возникают мрачные и скорбные интонации. Начинается драматическое действие. Реприза усиливает напряжение.

Во второй части преобладает спокойно-созерцательное настроение. Здесь также используется сонатная форма. Главную тему исполняют альты, затем ее подхватывают скрипки. Вторая тема словно "порхает".

Третья - спокойная, нежная и певучая. Разработка возвращает нас к взволнованному настроению, появляется тревога. Реприза - это снова светлая задумчивость. Третья часть - менуэт с чертами марша, однако в размере три четверти. Главная тема - мужественная и решительная. Она проводится скрипками и флейтой. В трио возникают прозрачные пасторальные звучания.

Стремительный финал продолжает драматическое развитие, достигая наивысшей точки - кульминации. Тревога и волнение присущи всем разделам четвертой части. И только последние такты вносят небольшое утверждение.

В. А. Моцарт был превосходным клавесинистом, капельмейстером, органистом и скрипачом-виртуозом. Он имел абсолютный музыкальный слух, шикарную память и тягу к импровизации. Его превосходные произведения заняли свое место в истории музыкального искусства.

Всем известно, что Вольфганг Амадей Моцарт был одарённым ребёнком и «натворил» в своей жизни немало хорошего. Описать все его проделки не представляется возможным, поэтому отметим самое интересное.



Моцарт - Реквием Lacrimosa


Сам факт написания в 4 года концерта для клавира уже говорил, что его родителям сильно повезло. Кстати, однажды, когда к нему подошел один студент и спросил, как написать симфонию, Моцарт ответил, что ему лучше взять что-нибудь полегче. Студент сказал: «Но ведь, вы же, написали симфонию в 9 лет!», на что Моцарт ответил: «А я никого и не спрашивал, как это делается».


Надо отметить, что при всех своих взрослых достижениях (академиком он стал в 14 лет) он, все же, был ребенком. Однажды на концерте на сцену выбежала кошка и Моцарт, забыв про зрителей, со всех ног кинулся к животному и взял кошку на руки. Когда сердитый отец окрикнул его, маленький Моцарт ответил: « Ну, пап, клавесин же никуда не денется, а кошка может убежать».


Не позавидуешь юному дарованию! Все детство разъезжать по Европе с концертами не каждый сможет. На одном из таких концертов как то даже с завязанными глазами сыграл.


А закончив академию, он как то сказал своему отцу: «Папа, я теперь академик, можно я хоть сейчас погуляю?»


Кстати, насчет Сальери, который, как все считают, был повинен в смерти Моцарта. На самом деле вина его не была доказана, а великий композитор, возможно, скончался от естественных причин.



Десять интересных фактов о Моцарте

1. Полное имя Моцарта - Йоханнес Златоуст Вольфгангус Теофилиус Готтлиб Сигизмундус Амадеус Моцарт. Теофилиус, Амадеус Готтлиб и Сигизмундус - все эти слова имеют одно значение, только на разных языках - они означают «возлюбленный Богом».


2. Вольфганг — седьмой ребенок в семье, но почти все его братья и сестры умерли в младенческом возрасте. В живых осталась только лишь одна сестра Мария Анна, которая была старше брата на четыре с половиной года.

3. Первое мировое концертное турне Моцарта состоялось, когда юному музыканту было 7 лет и длилось... 3,5 года. Моцарт выступал с концертами в Париже, Лондоне, ряде городов Швейцарии, Германии, Голландии, Фландрии и др.

4. Рост Моцарта был всего 160 см.

5. Слабостью Моцарта был бильярд. Почти все заработанные деньги он спускал на игру.

6. Моцарт — автор первой в истории нелегальной музыкальной копии: всего один раз прослушав «Мизерере» Аллегри в Сикстинской капелле, исполняемое раз в год, он практически безошибочно воспроизвел эту музыкальную собственность Ватикана (ноты имелись только у Папы Римского) по памяти. Узнав об этом, Папа был поражен и наградил Моцарта орденом Рыцаря золотой шпоры.

8. Уши Моцарта были разными: он родился с дефектом левой ушной раковины.

9. Моцарт испытывал творческий подъем, слушая своего любимого ручного скворца. Когда скворец воспроизвел Моцарту один из фрагментов только что сочиненного фортепианного концерта № 21, заменив при этом диезы на бемоли, Моцарт признал, что в интерпретации скворца этот кусок звучит лучше, и включил его в окончательный вариант сочинения.

10. Почти во всех аэропортах перед началом объявлений звучат первые ноты Короткой мессы ре мажор, написанной Моцартом в 18-летнем возрасте.
И всё же самым гениальным произведением является "Реквием - Lacrimosa"

Имя Вольфганга Амадея Моцарта известно далеко за пределами его Родины – Австрии. Он был великим композитором и музыкантом. Подборка интересных фактов о Моцарте поможет всмотреться в личность этого уникального человека, который обладал невероятной работоспособностью, абсолютным музыкальным слухом и исключительной памятью.

  • О гениальных музыкантах часто говорят, что искусство у них в крови. Моцарт – не исключение. Любовь к музыке была у него с рождения. У него и у всей его семьи. Отец, Леопольд Моцарт, был непревзойденным виртуозом игры на органе и скрипке, руководителем церковного хора и композитором при дворе архиепископа Зальцбургского. Старшая сестра, Мария Анна Вальбург Игнатия, с раннего детства овладела игрой на фортепиано и клавесине.
  • Будущий композитор появился на свет в многодетной семье. Однако не все дети остались в живых. Из семерых – только двое, Амадей и его старшая сестра.
  • Полное имя «солнечного гения» – Иоганн Хризостом Вольфганг Теофил Моцарт. Откуда же появилось имя Амадей? Дело в том, что Теофил, буквальный перевод которого означал «любимый Богом», ещё при жизни виртуоза имел несколько вариаций. Амадей это итальянский вариант. Сам композитор всем остальным предпочитал имя Вольфганг.
  • Необычайная личность Моцарта породила множество мифов и легенд. К примеру, существует весьма распространённое мнение, что музыкант был похоронен в общей погребальной яме как бедняк. Он, действительно, в конце жизни испытывал крайнюю нужду. Однако, с покупкой гроба помог меценат Готфрид ванн Свитен, и его похоронили в простой неприметной, но отдельной могиле, как и многих в то время горожан, принадлежащих к венскому среднему классу.
  • Еще один миф – преждевременная смерть Моцарта и возможное отравление виртуоза его завистником Сальери. Если говорить кратко, то история эта достаточно сомнительная, потому как не существует каких-либо достоверных данных об этом. В посмертном заключении говорилось, что единственная причина смерти – ревматическая лихорадка.
  • Факты биографии для детей знакомят ребят с жизнью и творчеством великого композитора. К примеру, когда юному дарованию исполнилось всего 12 лет, ему последовал заказ на оперу «Мнимая простушка». И он прекрасно справился с этим заданием. Потребовалось ему немного времени – всего несколько недель.
  • Детство Моцарта прошло в бесконечных гастролях по городам Европы. Их инициатором был отец композитора. С одной стороны, он восхищался талантом сына и хотел, чтобы он с течением времени не похоронил его, а всегда учился чему-то новому и стремился к большему. А с другой, были у него и честолюбивые планы – европейская слава и покровительство сильных мира сего. Однажды они побывали в Голландии. Случилось это во время строго поста, когда непозволительно веселиться, играть или слушать музыку. Однако, слава вундеркинда шла впереди него, и духовенство сделало исключение. Его музыка – это дар Божий, а значит, она должна была звучать в любое время.
  • Доподлинно известно, что Моцарт был масоном. В это закрытое общество со множеством тайн и загадок композитор вступил в 1784 году. Официальной целью вступления была исключительно благотворительность. Для их ритуалов он писал музыку, и неоднократно тема масонств поднималась в его музыкальных произведениях.
  • Однажды Моцарт, оформляя документ о своих доходах, в графе о гонорарах придворного композитора написал следующую фразу: «Эта сумма слишком большая по сравнению с тем, что я создаю, и слишком маленькая по сравнению с тем, что я мог бы создать».

Самые популярные материалы мая для класса.

Моцарт родился 27 января 1756 года в Зальцбурге, бывшем тогда столицей независимого архиепископства, теперь этот город находится на территории Австрии. На второй день после рождения он был крещён в Соборе св. Руперта. Запись в книге крещений даёт его имя на латыни как Johannes Chrysostomus Wolfgangus Theophilus (Gottlieb) Mozart . В этих именах первые два - имена святых, не использующиеся в повседневной жизни, а четвёртое при жизни Моцарта варьировалось: лат. Amadeus , нем. Gottlieb , Amade (Амадей). Сам Моцарт предпочитал, чтобы его называли Вольфганг.

Музыкальные способности Моцарта проявились в очень раннем возрасте, когда ему было около трёх лет. Его отец Леопольд был одним из ведущих европейских педагогов, преподающих музыку, его книга "Versuch einer grundlichen Violinschule" (Эссе об основах игры на скрипке) была опубликована в 1756, в год рождения Моцарта. Отец обучил Вольфганга основам игры на клавесине, скрипке и органе.

В Лондоне малолетний Моцарт был предметом научных исследований, а в Голландии, где во время постов строго изгонялась музыка, для Моцарта было сделано исключение, так как в его необычайном даровании духовенство усматривало перст Божий.

В 1762 г. отец Моцарта, бывший единственным его учителем, предпринял с сыном и дочерью Анной, также замечательной исполнительницей на клавесине, артистическое путешествие в Мюнхен и Вену, а затем и во многие другие города Германии, Париж, Лондон, Голландию, Швейцарию. Всюду Моцарт возбуждал удивление и восторг, выходя победителем из труднейших задач, которые ему предлагались специалистами. В 1763 г. изданы в Париже первые сонаты Моцарта С 1766 по 1769 г., живя в Зальцбурге и Вене, Моцарт изучал Баха, Генделя, Страделла, Кариссими, Дуранте и других великих мастеров. По желанию императора Иосифа II Моцарт написал за несколько недель оперу "La Finta semplice", но члены итальянской труппы, в руки которых попало это произведение 12-летнего композитора, не пожелали исполнять музыку мальчика, и их интрига оказалась настолько сильной, что его отец не решился настаивать на исполнении оперы.

1770-74 гг. Моцарт провёл в Италии. В Милане, несмотря на разные интриги, опера Моцарта "Mitridate, Rе di Ponto" (Митридат, царь Понтийский), поставленная в 1771 г., была принята публикой с энтузиазмом. С таким же успехом была дана и вторая его опера, "Lucio Sulla" (Луций Сулла) (1772). Для Зальцбурга Моцарт написал "Il sogno di Scipione" (по поводу избрания нового архиепископа, 1772), для Мюнхена - оперу "La bella finta Giardiniera", 2 мессы, офферторий (1774). Когда ему минуло 17 лет, между его произведениями насчитывались уже четыре оперы, несколько духовных стихотворений, 13 симфоний, 24 сонаты, не говоря о массе более мелких композиций.

В 1775-1780 гг., несмотря на заботы о материальном обеспечении, бесплодную поездку в Мюнхен, Мангейм и Париж, потерю матери, Моцарт написал, между прочим, 6 сонат, пьесу для арфы, большую симфонию в r e, прозванную Парижской, несколько духовных хоров, 12 балетных номеров.

В 1779 г. Моцарт получил место придворного органиста в Зальцбурге. 26 января 1781 г. была представлена в Мюнхене, с огромным успехом, опера "Идоменей", которую сам автор ценил чрезвычайно высоко, ставя в уровень с "Дон Жуаном". С "Идоменея" начинается реформа лирико-драматического искусства. В этой опере видны ещё следы староитальянской opera seria (большое число колоратурных арий, партия Идоманты, написанная для кастрата), но в речитативах и в особенности в хорах ощущается новое веяние. Большой шаг вперёд замечается и в инструментовке. Во время пребывания в Мюнхене Моцарт написал для мюнхенской капеллы офферторий "Misericordias Domini" - один из лучших образчиков церковной музыки конца XVIII ст. С каждой новой оперой творческая сила и новизна приёмов М. выступали всё ярче и ярче. Опера "Похищение из Сераля" ("Die Entfuhrung aus dem Serail"), написанная по поручению имп. Иосифа II в 1782 г., была принята с энтузиазмом и вскоре получила большое распространение в Германии, где её, по духу музыки, стали считать первой немецкой оперой. Она была написана во время романтической любви Моцарта, похитившего свою невесту, Констанцию Вебер, и тайно обвенчавшегося с ней.

Несмотря на успех Моцарта, его материальное положение было не блестящее. Оставив место органиста в Зальцбурге и пользуясь скудными щедротами венского двора, Моцарт, для обеспечения своей семьи, должен был давать уроки, сочинять контрдансы, вальсы и даже пьесы для стенных часов с музыкой, играть на вечерах венской аристократии (отсюда его многочисленные концерты для фортепиано). Оперы "L"oca del Cairo" (178З) и "Lo sposo deluso" (1784) остались неоконченными.

В 1783-85 гг. созданы шесть струнных квартетов, которые он, в посвящении Гайдну, называет плодами долгого и тяжкого труда. К этому же времени относится его оратория "Davide penitente".

С 1786 г. начинается необычайно плодовитая и неустанная деятельность Моцарта, которая была главной причиной расстройства его здоровья. Примером невероятной быстроты сочинения может служить опера "Свадьба Фигаро", написанная в 1786 г. в шесть недель и тем не менее поражающая мастерством формы, совершенством музыкальной характеристики, неиссякаемым вдохновением. В Вене успех "Свадьбы Фигаро" был сомнительный, но в Праге она возбудила восторг. Не успел да Понте кончить либретто "Свадьбы Фигаро", как ему пришлось, по требованию Моцарта, спешить с либретто "Дон-Жуана", которого Моцарт писал для Праги. Это великое произведение, имеющее глубокое значение в музыкальном искусстве, появилось впервые в 1787 г. и имело в Праге ещё больший успех, чем "Свадьба Фигаро".

Гораздо меньший успех выпал на долю этой оперы в Вене, вообще относившейся к Моцарту холоднее, чем другие музыкальные центры. Звание придворного композитора, с содержанием в 800 флоринов (1787), было весьма скромной наградой за все труды Моцарта. Всё-таки он был привязан к Вене, и когда в 1789 г., посетив Берлин, получил приглашение стать во главе придворной капеллы Фридриха-Вильгельма II, с содержанием в 3 тыс. талеров, то не решился променять Вену на Берлин. После "Дон-Жуана" Моцарт сочиняет три наиболее замечательные симфонии: № 39 ми-бемоль мажор(KV 543), № 40 соль минор(KV 550) и № 41 до мажор (KV 551), написанные в течение полутора месяца в 1788 г.; из них в особенности знаменита последняя, называемая "Юпитером". В 1789 г. Моцарт посвятил прусскому королю струнный квартет с партией концертирующего виолончеля (ре мажор).

После смерти Иосифа II (1790) материальное положение Моцарта оказалось настолько безвыходным, что он должен был уехать из Вены от преследований кредиторов и артистическим путешествием хоть немного поправить свои дела. Последними операми Моцарта были "Cosi fan tutte" (1790), прекрасной музыке которой вредит слабое либретто, "Милосердие Тита" (1791), заключающая в себе чудные страницы, несмотря на то, что была написана в 18 дней, для коронации императора Леопольда II, и наконец, "Волшебная флейта" (1791), имевшая успех колоссальный, чрезвычайно быстро распространившийся. Эта опера, в старых изданиях скромно названная опереттой, вместе с "Похищением из Сераля" послужила основанием самостоятельного развития национальной немецкой оперы. В обширной и разнообразной деятельности Моцарта опера занимает самое видное место. Мистик по натуре, он много работал для церкви, но великих образцов в этой области он оставил немного: кроме "Misericordias Domini" - "Ave verum corpus" (KV618), (1791) и величественно-горестный реквием (KV 626), над которым Моцарт в последние дни жизни работал неустанно, с особенной любовью. Помощником Моцарта в сочинении реквиема был ученик его Зюссмейер, и ранее принимавший некоторое участие в сочинении оперы "Милосердие Тита". Умер Моцарт 5 декабря 1791 г. от болезни, вызванной возможно почечной инфекцией (хотя до сих пор причины смерти вызывают споры, включая версию об отравлении другим австрийским композитором - Антонио Сальери). Похоронен в Вене, на кладбище Св. Марка в необозначенной могиле, поэтому само место захоронения до наших дней не сохранилось.