Урок внеклассного чтения по повести Б.Васильева "Завтра была война". Размышления над книгой Бориса Васильева «Завтра была война


«Это ты, наша молодость…» Молодёжь, её судьба и подвиг в повести Б.Л. Васильева «Завтра была война».

Как это было! Как совпало –

Война, беда, мечта и юность!

И это всё в меня запало

И лишь потом во мне очнулось!..

Сороковые, роковые,

Свинцовые, пороховые…

Война гуляет по России,

А мы такие молодые!

Д. Самойлов

Великая Отечественная война 1941-1945 годов принесла нашей стране не только блестящую победу над фашизмом, но и невиданные жертвы. Официально признано, что наша страна в этой войне потеряла двадцать семь миллионов человеческих жизней (по неофициальной версии намного больше). Двадцать семь миллионов! Целая страна погибших. Гибель многих из них вошла в историю, чтобы стать примером для следующих поколений. О многих написаны книги, о ком-то еще предстоит вспомнить. Теме связи поколений и вечной памяти тех, кто погиб, посвятил свою повесть «Завтра была война» Б. Васильев.

Герои этой повести пришли на войну из-за школьной парты. В военное время они были такими, какими выросли в непростые 30-е годы. Кто и как воспитал в них мужество и верность, бесстрашие и самоотверженность? Об этом размышляет писатель Б. Васильев.

«Завтра была война” - это повесть, которая может быть лишь условно отнесена к военной прозе. И всё же она о войне, хотя основное действие повести происходит в мирное время. Б.Л. Васильев развивает тему, которая всегда волновала его: в чем истоки мужества поколения, чья юность оборвалась войной, как могло выстоять в страшной войне поколение, в котором из каждых ста уцелели лишь трое (и сам Васильев был в числе этих троих). Но они и выстояли, и погибли, и победили!

«Завтра была война” - драматическая повесть о первой любви и дружбе, верности и чести. Написанная в 1972 году, она стала одним из самых лучших произведений о Великой Отечественной войне. Номера журнала «Юность» 1984 года, в которых опубликована эта повесть, были нарасхват.

Повесть называется - “Завтра была война”, но о войне в ней практически ничего не сказано, и это не случайно. Война не фигурирует в действии повести, а как бы вытекает из ее содержания, логически завершая школьные годы. Роман выверен хронологически, он заканчивается накануне 1941 года.

Юные герои повести - это поколение, оказавшееся на пороге взрослой жизни в канун Отечественной войны. Начало сороковых. Ребята учатся в советской школе, стараются быть правильными и идейными комсомольцами-активистами. В романе постоянно присутствует весь класс, с учителями, классным руководителем, директором школы, родителями. Класс самый обычный, самый типичный. И все-таки не пропустим слова Васильева - «горестно знаменитый». Здесь не только художественная особенность повествования, но и ключ к объяснению стойкости на войне учеников 9-го «Б». Полнокровно живут, любят, дружат, борются за справедливость непохожие друг на друга Искра, Вика, Зиночка, Лена, Артем, Жорка и другие ребята Коллективный герой романа - весь класс. Всё могло быть в этом классе, ученики которого только вступали в жизнь. Не могло быть только одного: предательства, измены в дружбе, низости и трусости. Никто не отступился от опального директора Николая Григорьевича, когда его чуть не сняли с работы, никто не отступился ни от Вики Люберецкой, ни от её арестованного отца в повести «Завтра была война». Думается, первоначальный замысел решения судьбы Люберецкого был страшнее. В предвоенные годы продолжались массовые репрессии работников именно такого уровня. Прямо написать об этом Васильев, видимо, не захотел (или не смог), ведь и без того повесть не публиковалась 12 лет (1972 – 1984). Одноклассники Вики уважали этого интеллигентного, умного человека, который успел дать почувствовать ребятам то, что не могли сделать другие взрослые: обаяние и силу культуры и знания. Именно они первыми не поверили, что он - враг народа.

Вика - отличница, красавица, сдержанно холодноватая, но глубокая, незаурядная натура, - кончает жизнь самоубийством. «Сознательно и добровольно», - как написала она в предсмертной записке.

Класс вздрогнул, всколыхнулся от ее смерти. Это было первое настоящее взрослое горе.

Всё, что произошло далее, и закономерно, и необычно. В эти страшные годы, когда и родные репрессированных, бывало, отказывались от такого родства, - от Вики, от её веры в невиновность отца не отказался никто из её товарищей. Поддержал Вику и директор школы Николай Григорьевич, сам едва уцелевший от репрессий, и родители многих ребят – рабочие люди, честные труженики, настоящие матери и отцы. Предавать, отступать нельзя!

Этому учила молодых людей вся их предвоенная жизнь, те прекрасные, честные люди, которые встретились им в юности: отец Жени, мама Искры, директор Николай Григорьевич, отец Вики, родители одноклассников. Ребята выросли достойными родителей.

Будущий Герой Советского Союза Жора Ландыс в школе меньше других похож на героя. Жора - заядлый филателист, книжник, конькобежец, мечтатель. У него личные счеты к фашизму, потому что фашизм был против бунтующей совести и сердечного тепла, света и человеколюбия, а герой без них не мыслил своего существования. Так и у других девятиклассников возникала непримиримая вражда ко всему, что нес фашизм со своим «новым порядком». Отсюда - их честнейшее поведение на фронте. Да, большинство из них погибло в огне Великой Отечественной, потому что они в любом деле, в любые минуты жизни не умели прятаться за чужие спины.

Они уверенно шли в бой, потому что боролись не за иллюзорные, а за постоянные, высшие, истинно человеческие ценности. Артема выгоняли из школы за честность и принципиальность, за то, что не хотел кривить душой. И, конечно, восстановили, потому что было кому защитить его - тому же любимому директору школы. Так мог ли такой бескомпромиссный человек искать легких путей на фронте? Он взорвал себя вместе с мостом, потому что иначе поступить не мог...

Писатель-фронтовик Б.Л.Васильев написал о том, как сформировалось поколение победителей фашизма. О том, почему наша победа была неизбежной. О том, какие уроки, какой опыт передали всем последующим поколениям юноши и девушки, шагнувшие из школ в войну в 1941 году.

Эта потрясающая своей простотой и правдивостью повесть рассказывает о самом трудном и прекрасном времени в жизни - о юности. Талант писателя выразился, главным образом, в том, что он смог удивительно точно описать этот период человеческой жизни, хотя сам был уже далеко не молодым человеком.

Эта повесть взволновала меня до глубины души, на многое открыла глаза, многое в жизни разъяснила и помогла понять. Она читается на одном дыхании и оставляет в душе неизгладимый след. Мне и моим сверстникам было весьма полезно взглянуть со стороны на собственную жизнь, что-то пересмотреть в своем мировоззрении.

«Завтра была война» - это повесть, написанная Борисом Васильевым в 1972-м году. Она была запрещена цензурой СССР и вышла в свет только во время перестройки. За основу сюжета взяты факты биографии автора, а точнее — его одноклассников, бок о бок с которыми он провел свои школьные годы. Собственно, речь пойдет именно о них — учениках 9-Б класса, с которыми Васильев близко общался в школьные годы.

Основные мысли и тематика произведения

В этой книге рассказывается в первую очередь о взрослении, о том, как дети становятся подростками, а затем все больше начинают походить на взрослых, оформляются как личн:ости. Пролог и эпилог, несколько оторванные от основного текста и описывающие воспоминания автора 40 лет спустя, ясно дают понять, что самые яркие и светлые моменты в жизни — это юность, и память о ней остается с нами навсегда. Родители не должны контролировать взросление своих детей. Они могут и должны воспитать их, но как только они перестают быть детьми, их больше нельзя ограничивать. Все, что остается — это продолжать любить их такими, какие они стали.

Завтра была война: краткое содержание

  • Искра Полякова — активистка, к которой при случае все ходили за помощью или советом;
  • спортсмен Паша Остапчук;
  • Валька Александров по кличке «Эдисон», обожавший изобретать всякие штуки, которые, впрочем, очень редко работали;
  • Зина Коваленко — очень легкомысленная девочка, которая предпочитала полагаться на собственную интуицию или на советы подруг;
  • Лена Бокова, самая робкая и тихая из них.

Собиралась эта веселая компания чаще всего у Зины, поскольку у нее была своя комната и родители работали допоздна. Далее начинается основная часть краткого содержания «Завтра была война» Васильева, рассказывающая о событиях школьных лет от третьего лица. К Зиночке приходит Искра с новостью о том, что Саша Стамескин — бывший хулиган и неуч, над которым она взяла шефство, — уходит из школы, поскольку занятия стали платными, а у его матери, которая растит сына в одиночку, нет денег. Коваленко предлагает устроить его на авиазавод, при котором есть вечерняя школа, и где папа их одноклассницы Вики Люберецкой работает главным инженером.

Вика соглашается помочь, и Сашка идет к станку. Артем Шефер, тайно влюбленный в Зину, все лето работает разнорабочим и первый свой заработок определяет на празднование своего шестнадцатого дня рождения. Собирается веселая компания, все веселятся, танцуют, а потом Люберецкая читает стихи Есенина, находящегося в то время под табу. Поэзия нравится даже пролетарски настроенной Искре, и Вика дает ей книгу с собой.

Школа, в которой они учатся, построена недавно, и обязанности директора там исполняет классный руководитель Валентина Андроновна, за глаза называемая Валендрой, которая установила в школе сухую железную дисциплину. Однако через полгода ее сменяет Николай Григорьевич Ромахин, который исповедует более творческий подход к воспитанию. Дети обожают нового директора, Валендра злится и пишет на него доносы «куда надо». Она случайно узнает, что Люберецкая читала стихи Есенина, но ее отец - уважаемый человек в городе, и Валендра оставляет это без внимания. Решив рассказать Вике об этой ситуации, Искра и Зина приходят к ней в гости и знакомятся с ее отцом. Он очень рад, что у дочки есть друзья в школе.

Зиночка, как обычно, не может определиться с выбором молодого человека, который ей нравится. Она пишет несколько писем, которые хочет отправить этим молодым людям, но теряет одно, и оно попадает к Валендре. Та приносит его директору в надежде, что Коваленко за это влетит, но Ромахин сжигает письмо. Искра гуляет со Стамескиным, быстро повзрослевшим благодаря работе на заводе. Один раз в парке они целуются. Люберецкая постепенно становится подругой Поляковой. Старшеклассник Юра, который нравится Зине, зовет ее вечером в кино. Она соглашается, после сеанса они идут посидеть вдвоем в уютном дворике возле дома Люберецких.

Там подростки видят, как приезжает черная машина и трое человек, вышедших из нее, выводят Люберецкого — отца Вики. Зина бежит к Искре и все рассказывает, ее мать, комиссар, пишет в ЦК ВКП(б) письмо в защиту Люберецкого. Директор и родителе девочек решают никому ничего пока не говорить. Дети придерживаются того же мнения, но на следующий день оказывается, что Юра уже все разболтал и вся школа в курсе. Артем, Жора Ландыс и Паша решают проучить Юру, зовут его в котельную, и там Артем, имея также личные мотивы, дерется с ним. Потом весь класс отправляется к Вике, чтобы помочь ей убрать оставшийся после обыска беспорядок и поддержать по мере сил.

Валендра узнает о драке и видит в этом политические мотивы: защиту дочери «врага народа». Она настаивает, что за этот проступок следует исключать из школы, однако Зина говорит, что драка была из-за нее, и дело ограничивается выговором. Тогда классный руководитель требует, чтобы Искра провела собрание с целью исключить Вику из комсомола. Искра отказывается и падает в обморок. Очнувшись, она узнает, что это все равно случится через неделю, и Ромахин не в силах ничего поделать. Через неделю Вика позвала всех на дачу, отпраздновать конец осени. Ребята провели там все воскресенье, Вика провела время с влюбленным в нее Жорой Ландысем и позволила ему себя поцеловать. Все веселились, палили костры, но каждый помнил что завтра — день исключения Люберецкой из комсомола.

На следующий день она не пришла в школу. Валендра говорит, что директор практически уволен. Зиночка, посланная за Викой, возвращается и говорит, что та мертва. Из оставленной записки ясно, что она покончила жизнь самоубийством, и прощалась она вчера вовсе не с осенью, а со своими друзьями. Гроб на похороны несут дети, поскольку машину взять негде. Искра не выдерживает, и читает над могилой стихи Есенина. Придя домой, она получает бандероль от Вики с книгой Есенина и Грина, а также запиской, в которой она объясняла, что покончила с собой потому, что публичное предательство своего отца, которого она без ума любила, для нее хуже смерти.

Ромахина увольняют, однако вскоре он снова возвращается на свой пост, во многом благодаря Коваленко, который просил за него по всем возможным инстанциям. Искра видит, что Стамезкин трусит иметь дело с дочерью врага народа и ее друзьями. Идя домой, она плачет. Валендра пытается заставить Зиночку пересесть на место Вики, однако весь класс дает ей дружный отпор. С тех пор контакт между ней и этими детьми навсегда потерян. Под конец ноября Люберецкого выпустили и оправдали. Ребята пришли к нему, все 45 человек, и рассказали все, что случилось. Они все надеются что год, который наступит после этого, будет лучше.

Следующим наступит 1941-й год... В эпилоге автор от своего лица рассказывает, как едет в город, в котором родился, на собрание одноклассников. Из всей компании в живых остались, не считая его, Валька Эдисон, Зиночка Ковалева и Паша Остапчук. Артем погиб, когда взрывал мост. Жора Ландыс был пилотом самолета-истребителя и тоже погиб. Искра была связной в руководимом Ромахиным подполье — и дочь, и мать повесили немцы. Зина родила двоих детей — Артема и Жору. Вот и все.

Повесть Бориса Васильева «Завтра была война» была написана в 1984 году. В 1987 году по произведению был снять одноимённый фильм.

Действие происходит в СССР в 1940 году. Повесть рассказывает об учащихся 9 «Б» класса обычной советской школы. Вчерашние девчонки и мальчишки успели повзрослеть.

Многие из них уже чувствуют ответственность за самих себя, за своё будущее и даже за своих школьных товарищей. Новый учебный год принёс ребятам немало испытаний.

Школьники уверены в том, что грядущий 1941 будет намного счастливее. 1940 не принёс удачи потому, что был високосным. Никто не знал, что новый год готовит не только 9 «Б», но и всему советскому народу.

Искра Полякова

Искра – учащаяся 9 «Б». Это «совесть класса». Искра старается не только хорошо учиться, но и заниматься общественной работой. Девушка считает своей обязанностью перевоспитание Сашки Стамескина, не желающего учиться хулигана. В классе Полякову не просто боятся, а по-настоящему уважают, ведь она одна из самых ответственных и серьёзных учениц.

Кумиром Искры всегда была её мать, комиссар Полякова. Суровая женщина, прошедшая гражданскую войну, воспитала дочь в строгости и преданности советской власти. Искра не помнит своего отца, давшего ей необычное имя. Комиссар Полякова сочла своего спутника жизни слишком слабым и малодушным. Рядом с таким человеком невозможно бороться за свои идеалы. Родители Искры расстались, и мать безжалостно уничтожила все фотографии бывшего возлюбленного. Однажды личность матери открывается девушке совсем с иной стороны: комиссар Полякова способна плакать, а в глубине души она просто несчастная женщина.

Трансформация взглядов героини
Слабость, живущая в душе матери Искры, заставляет смягчиться и саму главную героиню. К концу повести девушка пересматривает некоторые свои взгляды. Первый поцелуй заставляет Искру задуматься о том, что помимо общественной работы в жизни может быть и личное счастье, окрыляющее душу и дающее силы бороться за свои политические идеалы.

Полякова меняет своё мнение и об одной из одноклассниц, которую всегда считала надменной ханжой. Стихи «упадочнического» Есенина также перестают казаться девушки антисоветскими.

Искра геройски погибла в годы Великой Отечественной войны. Поляковых казнили фашисты.

Вика Люберецкая

Вика – одноклассница Искры. Отец Вики занимал высокий пост, что позволяло ему всячески баловать свою дочь. Девушка рано осталась без матери и стала единственной радостью в жизни инженера Люберецкого.

Достаток семьи Вики отдалял её от остальных одноклассников. Ребята никогда не вступали с ней в открытые конфликты, но всегда сторонились хорошо одетой «буржуйки», которая приезжала в школу на машине. Девушка не пыталась стать своей, но и не противопоставляла себя классу. Отец Вики знал, что его дочь достаточно благоразумна для того, чтобы правильно распорядиться своими возможностями, и многое ей позволял.

Строже остальных одноклассников по отношению к Люберецкой настроена Искра. Вика кажется ей слишком избалованной, заносчивой и неприспособленной к жизни. Советская школьница просто не имеет права быть такой. Серьёзная неприятность в семье Люберецких заставляет Искру сожалеть о своём презрении к однокласснице. Отца Вики арестовали по подозрению в шпионской деятельности. Девушка понимает, что недолюбливавшие её товарищи будут ненавидеть её ещё больше. Тем не менее, одноклассники отнеслись к семейному горю с пониманием. К Вике стали относиться намного лучше, чем раньше.

Несмотря на поддержку одноклассников, Вика не вынесла тяжести испытания. Она стала дочерью «врага народа». Чтобы реабилитироваться в глазах общественности, ей следовало отказаться от своего отца. Но Вика не могла этого сделать. Не найдя выхода из своего положения, девушка отравилась. Отчаянный поступок дочери «врага народа» вызвал ещё большее сочувствие ребят в классе. Смерть Вики оказалась напрасной. С её отца были сняты все обвинения.

После гибели Люберецкой Искра получила от неё бандероль, в которой нашла две книги и письмо. Одна из книг оказалась сборником стихов Есенина, вторая – неизвестного Искре писателя Грина. Это были любимые книги умершей одноклассницы. В своём письме Вика сожалела, что Искра не стала её подругой раньше. Люберецкая всегда мечтала дружить с самой честной девушкой в классе, но боялась сделать первый шаг.

Прочие персонажи

Помимо Искры Поляковой и Вики Люберецкой в повести есть и другие главные герои, заслуживающие внимания читателя. К таким персонажам можно отнести Зиночку Коваленко, легкомысленную и всегда влюблённую в кого-то девушку; Ваньку Александрова, получившего прозвище «Эдисон» за свою страсть к изобретательству; Жорку Ландыса, безответно любившего Вику Люберецкую, и многих других.

Важное место в жизни молодых людей занимает педагогический коллектив школы. Классная дама 7 «Б» Валентина Андроновна когда-то исполняла обязанности директора учебного заведения. При ней школа превратилась в подобие солдатской казармы с суровой военной дисциплиной. За свой несносный характер Валентина Андроновна получила прозвище Валендра. Жестокой директрисе недолго довелось занимать свой пост. На её место был принят Николай Ромахин, при котором учащиеся наконец-то почувствовали долгожданную свободу.

Главная идея

Почти каждому человеку свойственно паниковать и драматизировать. Незначительная неприятность нередко приводит к унынию и большому отчаянию. Учащимся 9 «Б» кажется, что в их жизнь пришли настоящие, «взрослые» проблемы. Однако никто из них и не догадывается о том, что всего через несколько месяцев страну ожидает настолько тяжкое испытание, что даже смерть близкой подруги меркнет на фоне грядущей трагедии.

Существуют в мире литературы особенные произведения, для знакомства с которыми вряд ли подходит краткое содержание. «Завтра была война» (Васильев) – это повесть о взрослении. Юноши и девушки, которых продолжают считать детьми, уже успели утратить детскую наивность, но ещё не потеряли той непосредственности, которая свойственна только ребёнку. При этом молодые люди хотят участвовать в общественной жизни, быть полезными и нужными членами общества.

Анализ повести «Завтра была война» Бориса Васильева Повесть Бориса Васильева «Завтра была война» посвящена последнему предвоенному году в России. Точнее, последнему предвоенному учебному 1940 году, поскольку главные герои повести – школьники, ученики девятого класса в маленьком городке.

Шестнадцатилетние в 1940 году – это то самое поколение, которое родилось сразу после революции и гражданской войны. Все их отцы и матери так или иначе участвовали в этих события.

Следовательно, эти дети выросли с двойственным чувством: с одной стороны, им жаль, что гражданская закончилась до них, что они не успели принять в ней участие, а с другой – они искренне верят, что на них возложена не менее важная миссия, они должны сохранить социалистический строй, должны совершить что-то достойное.

Жажда личного подвига

Это поколение, живущее с мечтой о личном подвиге, который должен принести пользу родине. Все мальчишки этого класса хотели стать командирами Красной Армии, чтобы не отставать от своих отцов.

Главная же героиня повести, комсомолка-активистка Искра Полякова, яростно отрицает для себя личную жизнь и личное счастье, мечтая о гордом духе слова «комиссар».

Другие девочки класса не разделяют ее активной позиции, хотя также верят в коммунизм. Но мечты у них другие: и веселая хохотушка Зиночка Коваленко, и рассудительная Лена Бокова, и мечтательная Вика Люберецкая – для всех них важнее их собственное счастье, важнее любить и быть любимыми.

Однако ни одна из этих мечт не может полноценно реализоваться в Советском союзе 1940 года, где свирепствуют репрессии и контроль над обществом, где скоро начнется война.

Борьба за человеческое достоинство и справедливость

Кульминация этой повести – момент ареста отца Вики Люберецкой, крупного авиаконструктора. Вику после этого объявляют «дочерью врага народа», в школе начинается травля девушки. Не желая предавать своего отца и отрекаться от него, как того требовала комсомольская организация, Вика кончает жизнь самоубийством.

Не она одна стремится защитить справедливость. После известия об аресте отца Вики ее одноклассники, вопреки запретам школы, отправляются поддержать девушку, т.к. считают, что она-то точно ни в чем не виновата.

Артем Шефер дерется на «дуэли» с десятиклассником, разболтавшим эту новость по школе. После гибели Вики директор школы Николай Григорьевич специально отправляет ее одноклассников на похороны, где больше никого нет.

Особенно интересен в той повести характер главной героини, Искры Поляковой. Если вначале она была классической комсомольской активисткой, свято верящей в правое дело партии, то после событий, связанных с Викой, она постепенно меняет свою позицию: начинает верить, что и партия, и школа, и комсомол иногда могут быть не правы.

В эпилоге повести показано, что всем ребятам действительно удалось воплотить свою юношескую мечту о подвиге. Воплотили они ее на фронтах Великой Отечественной войны, и трагически – почти все ученики бывшего 9 «Б» погибли. Повествование же во вступлении и эпилоге ведется от лица якобы их одноклассника – самого Бориса Васильева.

Крепко тесное объятье, Время - кожа, а не платье. Глубока его печать. Словно с пальцев отпечатки, С нас - его черты и складки, Приглядевшись, можно снять. А Кушнер Повесть Бориса Львовича Васильева “Завтра была война” написана в 1972 году. И наряду с другой повестью этого писателя “А зори здесь тихие...” стала одним из самых лучших и известных в нашей стране произведений о периоде Великой Отечественной войны.
Эта потрясающая своей простотой и правдивостью повесть открывает глаза читателей на самое трудное и прекрасное время в нашей жизни - юность. Талант писателя выразился, главным образом, в том, что он смог удивительно точно описать этот период человеческой жизни, хотя сам был уже далеко не молодым человеком.
Повесть начинается прологом и заканчивается эпилогом. Через пролог Васильев вводит читателя в мир своих воспоминаний о юности, знакомит со своими бывшими одноклассниками и учителями, со школой и родителями и тому подобное. Одновременно писатель как бы размышляет, обдумывая и переоценивая все, что произошло с ним сорок лет назад.
Основная часть - это рассказ о жизни автора, написанный так, будто он по цепочке вытаскивает одно за другим воспоминания из шкатулки своей памяти. Начиная описывать одноклассников или какое-нибудь происшествие, он переключается на более ранние события, затем вновь возвращается к нему и так далее. Вместе с писателем мы перемещаемся то в третий, то в пятый, то в девятый класс, вспоминая урывками прошедшие события. Несмотря на такую необычную и сложную структуру, эти воспоминания не запутывают нас, не позволяют заблудиться в довольно сложной цепочке рассуждений, потерять нить повествования, но, напротив, складываются удивительно ловко и точно, составляя завершенный характер повести, что, несомненно, свидетельствует о мастерстве писателя.
Эпилог подытоживает повесть, резко, но тем не менее гармонично вливаясь в содержание. Мы снова оказываемся почти на сорок лет вперед, в 1972 году, размышляя вместе с автором над прошлым.
В центре повествования оказываются несколько одноклассников. Искра Полякова - бойкая и целеустремленная девочка, мечтающая стать комиссаром, отличница, активистка, редактор стенгазеты. Подруги всегда идут к ней за советом, и для всех у Искры есть точный и меткий ответ, решение самых неразрешимых проблем и вопросов. Правда, в конце повести Искра сильно меняется, она начинает сомневаться в тех “истинах”, которые так старательно внушала ей мать. То есть Искра постепенно взрослеет.
Зина Коваленко - ветреная и непостоянная. Искра говорила, что она настоящая девчонка. Все свои вопросы Зина решает либо с помощью Искры, либо доверяясь безошибочной интуиции. Но и она начинает взрослеть, чувствует, что нравится мальчикам, и даже приобретает в конце повести самостоятельность и рассудительность Искры.
Вика Люберецкая - самая загадочная и непонятная для одноклассниц девочка. Она, похоже, была морально старше их и потому до девятого класса не имела друзей. Вика восхищена своим отцом, считает его идеалом, любит до самозабвения. Самое страшное для нее - это сомневаться в отце. И когда его арестовывают, Вика кончает жизнь самоубийством не из каприза, а как взрослый человек.
Взросление девочек происходит сначала физически, а затем морально. Несколько по-другому взрослеют мальчики, они как бы тянутся за своими повзрослевшими одноклассни цами. Так, хулигана Сашу Стамескина берет под свою опеку Искра, делает его отличником, записывает в авиакружок, а затем помогает ему устроиться на авиазавод.
Жора Ландыс, верный друг и помощник всех мальчиков класса, влюбляется в Вику и стремится повзрослеть. Тот же процесс происходит и с некоторыми другими ребятами.
В принципе можно сказать, что инициатором всех этих возрастных изменений невольно стал новый директор школы - Николай Григорьевич Ромахин. Его необычная система воспитания не сковывает взросление и духовный поиск детей, а, наоборот, провоцирует взросление.
Антиподом Ромахина в повести является классная руководительница и учитель литературы Валентина Андроповна (Валендра, как ее называют ребята). Ее не устраивает распорядок нового директора в школе. В почти открытой борьбе с ним она использовала все средства, например, писала доносы в высшие инстанции, спорила и тому подобное. Однако Валентину Андроповну нельзя считать отрицательным персонажем. Автор пишет, что она абсолютно искренно верила в правильность своих убеждений, в то, что новый директор губит школу. И эта искренность в конце концов позволила ей найти общий язык с повзрослевшим классом и измениться.
Велико значение второстепенных персонажей в повести. Учителя литературы и директора нельзя отнести к ним, так как вокруг их взаимоотношений разворачивается основной конфликт повести. Второстепенные персонажи - это родители учеников и два учителя, не участвующие в конфликте. Родители, воспитывая своих детей, создали свою точную копию, со своими чертами характера, но все они с пониманием восприняли взросление своих детей, их новое понимание действительности. И даже товарищ Полякова - мать Искры, - “железная” женщина, привыкшая командовать дочерью, как подчиненным, встретив отпор повзрослевшей Искры, смиряется, поняв, что это должно было произойти. То же можно сказать и об отце Вики Люберецкой, который невольно изменил жизнь многих ребят, став их идеалом.
Тематика произведения выражается именно этим взрослением (о котором я говорил выше, описывая героев отдельно). Основной идеей, пронизывающей мыслью произведения является то, что ни в коем случае взрослым нельзя влиять на взросление детей, воспитывать их, конечно, необходимо, но взросление идет своим особым путем.
Впрочем, такая идея прослеживается лишь в основной части повести, а в прологе и эпилоге появляется новая идея. Тема пролога и эпилога - воспоминания автора о своей молодости. А идея выражается в том, что запоминается в жизни только самое прекрасное - юность. Повесть называется - “Завтра была война”, но о войне в ней практически ничего не сказано, и это не случайно. Война не фигурирует в действии повести, а как бы вытекает из ее содержания, логически завершая школьные годы. Борис Васильев пишет, что разница между поколением его молодости и нынешним заключается в том, что они знали, что война будет, а мы знаем, что ее не будет, и искренне в это верим.
И сейчас, через сорок лет, в поезде, символизирующем жизнь, эти вечные девятиклассники вспоминают не войну, не то, как горели в танке и шли в бой, а то, что было до этого.
Эта повесть тронула меня до глубины души. На многое открыла глаза, многое в жизни разъяснила и помогла понять. Борис Васильев, безусловно, талантлив, так как повесть читается на одном дыхании и оставляет в душе неизгладимый след. Мне, как ребенку, хотя и взрослеющему, было весьма полезно взглянуть со стороны на собственную жизнь, что-то пересмотреть в своем мировоззрении.