Урок литературы Г.А. Скребицкий "Кот Иваныч". Лесной прадедушка (рассказы) Кот иваныч краткое содержание 5 6 предложений

Доброе день и солнцу, и птицам,

Добрый день улыбчивым лицам!

Мысленно пожелаем добра и удачи друг другу.

С хорошим настроение давайте начнем наше занятие.

Здравствуйте. Нашей темой будет Георгий Алексеевич Скребицский «Кот Иваныч». Ребята сейчас я вам расскажу биографию Георгия Скребицского. А после этого вы мне ответите на вопросы.

Рассказ учителя.

Георгий Алексеевич Скребицкий родился 20 июля 1903 года в Москве. В четыре года его усыновила Надежда Скребицкая. Скребицкая выходит замуж за земского врача Алексея Полилова, и они всей семьёй переезжают в г. Чернь Тульской губернии.

В семье очень любили природу, а отчим был охотником и рыболовом и смог увлечь мальчика. Георгий Скребицкий вспоминал, что его с детства интересовали природоведение и художественная литература. Именно эти увлечения и помогли ему стать писателем-натуралистом.

В 1925 году Скребицкий заканчивает литературное отделение в Институте слова, а затем зоотехнический институт и становится научным сотрудником в лаборатории зоопсихологии при МГУ. Кандидат биологических наук, он много ездил в экспедиции, наблюдал за жизнью животных в естественной среде, записывал свои воспоминания.

Первый рассказ «Ушан» о зайчонке-листопаднике Скребицкий написал в 1939 году, а сборники «Простофиля и хитрецы» (1944), «Рассказы охотника» (1948) сделали его заметным детским писателем-натуралистом. Его книги были переведены на многие иностранные языки.

Литературным соавтором Георгия Скребицкого с конца 1940-х годов стала Вера Чаплина. В совместном творчестве они обратились и к самым маленьким читателям - писали короткие познавательные рассказы о природе. В соавторстве Скребицкий и Чаплина создают сценарии к мультфильмам «Лесные путешественники» (1951) и «В лесной чаще» (1954).

В 1950-х годах Скребицкий печатает новые сборники рассказов: «В лесу и на речке» (1952), «Наши заповедники» (1957), а затем две автобиографические повести «От первых проталин до первой грозы» (1964) и «У птенцов подрастают крылья» (1966), чьё действие происходит по большей части в Черни; текст последней повести остался незавершённым - после смерти писателя к печати его готовила Вера Чаплина.

Произведения Георгия Скребицкого написаны с огромной душевной теплотой, они необычайно поэтичные и добрые.

1. Проверка восприятия.

Вопросы к биографии:

Где родился? (В Москве)

Во сколько лет его усыновили? (в 4 года)

В какой семье он жил? (в любящей)

В каком году написал свой первый рассказ? (1939 году)

Сейчас мы познакомимся с его произведение «Кот Иваныч».

2. Чтение текста учителем и учащимися.

3. Проверка восприятия художественного текста.

Вопросы по тексту:

Кто главный герой? (кот иваныч)

Описание кота Иваныча? (толстый, ленивый, неповоротливый)

От кого часто доставалось коту Иванычу? (от щенка Бобки)

Что натворил кот Иваныч? (лег на тесто)

Любил кот мыться? (да)

Куда ходил кот охотиться за крысами? (в Амбар)

Что сделал вороны? (подхватили кота за хвост и украли крысу)

Что кот делал у аквариума? (ловил рыбок)

Как отучили кота, что бы он не ловил рыбок из аквариума? (принесли раков)

Какие еще были животные в доме? (птицы, морские свинки, ёжата, зайцы)

Почему по началу Иваныч не мог подружиться с ежом? (уколол иваныча в нос)

Почему кот Иваныч был походил на собаку? (потому что везде ходил за ними)

Что больше всего переживали ребята, когда переезжали в другой дом? (что кот убежит)

Что кот начал делать, когда переехали в новый дом? (обнюхивать)

Прочитайте последнею фразу из рассказа.

4. Викторина. Подведение итогов.

Маленькая викторина вам нужно отвечать да, нет.

Иваныч это щенок? (нет)

Бобка это щенок? (да)

Бобка был ленивый, неповоротливый и толстый? (нет)

Кот Иваныч любил себя потаскать за хвост? (нет)

Кот Иваныч любил маму? (да)

Иваныч фырчал, когда его мыли? (нет)

Кот бегал от крыс? (нет)

Иваныч выгуливал рыбок? (нет)

Кот иваныч убежал в старый дом? (нет)

Вам понравился кот? (да)

Ребята у вас на столе лежат листочки, нарисуйте на них свое настроение, которое было у вас на уроке.

Пока вы рисуете я сейчас вам прочитаю стишок про кота Иваныча:

- Kот Иваныч, где ты был?

- Я мышей ловить ходил...

- Почему же ты в сметане?

- Потому что был в чулане...

- Долго ль был там?

- Полчаса...

- Hу и что там?

- Kолбаса...

- А откуда же сметана?

Отвечай-ка без обмана,

Расскажи нам поскоpей,

Kак ты там ловил мышей.

- Там сидел я возле кваса...

Hюхал жаpеное мясо,

Только глянул на твоpог -

Вижу - мышка на поpог!

Я - за мышкой по чулану

И наткнулся на сметану,

Зацепился за мешок,

Опpокинулся гоpшок,

Hа меня упало сало...

- Где же мышка?

Тип урока: комбинированный

Оборудование: книга, мультимедийная презентация, карточки «Проверь себя», песня - караоке «Черный кот» (Муз. Ю. Саульского, сл. М.Танича)

Просмотр содержимого документа
«Тема урока: Г.А.Скребицкий «Кот Иваныч»»

Тема урока: Г.А.Скребицкий «Кот Иваныч»

Цель: создать условия для усвоения содержания текста.

Познакомить учащихся с произведением Г.А.Скребицкого «Кот Иваныч»;

Способствовать развитию речи учащихся, обогащая словарный запас;

Средствами образного слова воспитывать любовь к домашним животным; наблюдательность.

Тип урока: комбинированный

Методы, приемы: наглядный, поисковый, репродуктивный, игровой

Оборудование: книга, мультимедийная презентация, карточки «Проверь себя», песня – караоке «Черный кот» (Муз. Ю. Саульского, сл. М.Танича)

Ход урока:

1. Организационный момент

Психологический настрой

Пожмем руки – поддержим друг друга

2. Введение в тему

Тему урока вы определите сами, а подскажет вам загадка.

Слайд Этот прячется на крыше -
Я зову, а он не слышит.
Притворяется, что спит,
Сам за птицами следит.
Выйдет мама из сеней -
Он скорей бежит за ней. (кот)
3. Работа по теме

Георгий Алексеевич СКРЕБИЦКИЙ

Родился он в 1903 году в Москве, в приюте. Когда мальчику исполнилось четыре года, его усыновили.

Повезло Грише с приёмными родителями: замечатель­ные люди они были. Любящая мама, чуткий и вниматель­ный друг - Надежда Николаевна. Отец - врач Алексей Михайлович, или, как его все звали, Михалыч. Он был охотником и рыболовом - человеком, который любил, знал и понимал природу. И в детях своих воспитывал он умение «поглядеть, что вокруг творится: как весна наступа­ет, как лето приходит».

В доме постоянно жили, сменяя друг друга, разные жи­вотные и птицы: ручной ёжик Пушок; скворец, которого ра­нил злодей-коршун; маленький птенчик-сиротка Сорочонок. С животными происходили забавные и смешные истории. Полюбил их с детства Георгий Алексеевич. Много книг про­читал он о зверях и птицах, в лес любил ходить за ягодами и грибами, а то и просто подышать ароматным воздухом, послушать пение птиц.

И ничего удивительного нет в том, что мечтал мальчик «сделаться смелым путешественником-натуралистом».

Мечтал - и стал серьёзным учёным-зоологом. Изучал «жизнь родной природы, жизнь птиц и зверей».

Но в памяти Григория Алексеевича Скребицкого всегда жили светлые и счастливые воспоминания детства: мать, отец, первые четвероногие и крылатые друзья. Поэтому и решил он рассказать «обо всём этом ребятам» «и их за­интересовать жизнью животных, привлечь в ряды юных на­туралистов».

В 1939 году появился первый рассказ Скребицкого «Ушан» о маленьком зайке, которого подобрал в лесу маль­чик Юра. Жаль ему стало, что может замёрзнуть бедняга. Быстро подружился зайка с другими обитателями дома: собакой Джеком и толстым неповоротливым котом Иваны­чем. О нём тоже есть у писателя рассказ - «Кот Иваныч».

А однажды появился в доме Воришка - молодой бель­чонок. Стали пропадать сахар, хлеб, конфеты. Как-то раз оставили на окне целую корзину с грибами. А утром посмотрели - грибов нет. Оказалось, что бельчонок «все оленьи рога над диваном грибами увешал». К зиме гото­вился, вот грибы и сушил.

Из рассказов и сказок Скребицкого можно узнать, «как удивительна жизнь любых, даже самых обычных живот­ных», надо быть только внимательным к ним, уметь видеть и слушать, чувствовать своё родство с природой.

    Что интересного запомнили из биографии Скребицкого?

2) Физминутка «Красная точка»

Проведем, друзья, сейчас упражнения для глаз.

Вправо-влево посмотрели – глазки все повеселели.

Снизу вверх и сверху вниз – ты, хрусталик, не ленись.

Посмотри на потолок, отыщи там уголок.

Чтобы мышцы крепче стали, смотрим по диагонали.

Мы не будем циркуль брать, будем взглядом круг писать.

За окно ты посмотри. Что ты видишь там вдали?

А теперь на кончик носа – повтори так 8 раз: лучше будет видеть глаз.

Глазки нас благодарят, поморгать нам всем велят.

Плавно глазками моргаем, потом глазки закрываем.

Чтобы было больше силы, к ним ладошки приложили.

3) Словарная работа

лежанка - верхняя площадка русской печи над сводом, нагревавшаяся во время топки, место для отдыха и сна в крестьянской избе

кадушка – деревянная емкость, предназначенная для хранения продуктов

свернуться калачиком – прижать конечности к телу

выводок – птенцы или детеныши млекопитающих, живущие еще с матерью

амбар - неотапливаемое, холодное сельскохозяйственное строение для хранения запасов зерновых и других культур.

половник большая разливательная ложка

4) орфоэпическая, интонационная минутка

Чёрной ночью чёрный кот прыгнул в чёрный дымоход.

Чёрной ночью чёрный кот прыгнул в чёрный дымоход?

Чёрной ночью чёрный кот прыгнул в чёрный дымоход?

Чёрной ночью чёрный кот прыгнул в чёрный дымоход.

5) Чтение учащимися

    Что было не понятно при чтении? Какие еще трудные слова встретились?

    Совпал ли ваш образ с описанием кота?

4. Закрепление

Контроль знаний. Экспресс-опрос (причинно-следственные связи)

    Кот Иваныч был очень ленивый, поэтому целые дни только ел или спал.

    Щенок Бобка был очень злой , поэтому таскал Иваныча за хвост. (озорной)

    Иваныч любил спать на лежанке или на маминой кровати, потому что там всегда тепло.

    Кот залез в кадушку, потому что хотел попробовать тесто (там было тепло)

    Иваныч не ловил мышей, т.к. был очень ленивым.

    Кот иногда ходил в амбар на охоту, т. к. любил поиграть с пойманной крысой.

    Крысы боялись Иваныча и прятались в доме, поэтому приходилось запирать все окна и двери (кот приносил домой крыс показать хозяевам)

    Кот перестал лазить в аквариум, потому что однажды упал в него и очень испугался (засунул лапу в ведро, в котором были раки)

    Кот и ёжик подружились, потому что мама кормила их из одного блюдца.

    Иваныч остался в новом доме, потому что ему понравились двор и сад . (любил своих хозяев)

Взаимопроверка теста «Сверь с образцом»

5. Итог урока

Удалось ли нам выполнить все, что планировали?

Минутка развлечения

Кот – животное очень загадочное, поэтому в народе существует много пословиц, поговорок и примет так или иначе связанных с котами. Вспомните какие – нибудь из них.

Самая известная примета связана с котами черного окраса. Я предлагаю всем вместе спеть замечательную веселую песню об этом.

Караоке «Черный кот»

6. Домашнее задание. C 58-62

    Составить характеристику-описание кота Иваныча

    Творческий пересказ от имени кота

    Найти еще пословицы, поговорки, приметы, афоризмы о котах

Жил у нас в доме огромный толстый кот - Иваныч: ленивый, неповоротливый. Целые дни он ел или спал. Бывало, залезет на тёплую лежанку, свернётся клубком и уснёт. Во сне лапы раскинет, сам вытянется, а хвост вниз свесит. Из-за этого хвоста Иванычу часто доставалось от нашего дворового щенка Бобки.

Он был очень озорной щенок. Как только дверь в дом откроют - шмыгнёт в комнаты прямо к Иванычу. Схватит его зубами за хвост, стащит на пол и везёт, как мешок. Пол гладкий, скользкий, Иваныч по нему словно по льду покатится. Спросонья сразу и не разберёт, в чём дело. Потом опомнится, вскочит, даст Бобке лапой по морде, а сам опять спать на лежанку отправится.

Иваныч любил улечься так, чтобы ему было и тепло и мягко. То к маме на подушку уляжется, то под одеяло заберётся. А однажды вот что натворил. Замесила мама тесто в кадушке и поставила на печку. Чтобы оно лучше поднялось, сверху ещё тёплым платком прикрыла. Прошло часа два. Мама пошла посмотреть - хорошо ли тесто поднимается. Глядит, а в кадушке, свернувшись калачиком, как на перине, Иваныч спит. Всё тесто примял и сам весь измазался. Так мы без пирогов и остались. А Иваныча вымыть пришлось.

Налила мама в таз тёплой воды, посадила туда кота и начала мыть. Мама моет, а он и не сердится - мурлычет, песни поёт. Вымыли его, вытерли и опять на печку спать положили.

Вообще Иваныч был очень ленивый кот, даже мышей не ловил. Иногда мышь скребётся где-нибудь рядом, а он внимания на неё не обращает.

Как-то зовёт меня мама в кухню:

Погляди-ка, что твой кот делает!

Гляжу - Иваныч растянулся на полу и греется на солнышке, а рядом с ним целый выводок мышат гуляет: совсем крошечные, бегают по полу, собирают хлебные крохи, а Иваныч будто пасёт их - поглядывает да глаза от солнца жмурит. Мама даже руками развела:

Что же это такое делается!

А я и говорю:

Как - что? Разве не видишь? Иваныч мышей караулит. Наверное, мышка-мать попросила за ребятами присмотреть, а то мало ли что без неё может случиться.

Но иногда Иваныч любил ради развлечения и поохотиться. Через двор от нашего дома был хлебный амбар, в нём водилось много крыс. Проведал об этом Иваныч и отправился как-то после обеда на охоту.

Сидим мы у окна, вдруг видим - по двору бежит Иваныч, а во рту огромная крыса. Вскочил он в окно - прямо к маме в комнату. Разлёгся посреди пола, выпустил крысу, сам на маму смотрит: «Вот, мол, каков я охотник!»

Мама закричала, вскочила на стул, крыса под шкаф шмыгнула, а Иваныч посидел-посидел и спать себе отправился.

С тех пор Иванычу житья не стало. Утром встанет, вымоет лапой мордочку, позавтракает и отправится в амбар на охоту. Минуты не пройдёт, а он домой спешит, крысу тащит. Принесёт в комнату и выпустит. Потом уж мы так приладились: как он на охоту - сейчас все двери и окна запираем. Иваныч поносит, поносит крысу по двору и пустит, а она назад в амбар убежит. Или, бывало, задушит крысу и давай с нею играть: подбрасывает, лапами ловит, а то положит её перед собою и любуется.

Вот однажды играл он так - вдруг, откуда ни возьмись, две вороны. Сели неподалёку, начали вокруг Иваныча скакать, приплясывать. Хочется им крысу у него отнять - и страшновато. Скакали-скакали, потом одна как схватит сзади Иваныча клювом за хвост! Тот кубарем перевернулся да за вороной, а вторая подхватила крысу - и до свиданья! Так Иваныч ни с чем и остался.

Впрочем, Иваныч хотя крыс иногда и ловил, но никогда их не ел. Зато он очень любил полакомиться свежей рыбой. Как приду я летом с рыбалки, только поставлю ведёрко на лавку, а он уж тут как тут. Сядет рядом, запустит лапу в ведёрко, прямо в воду, и шарит там. Зацепит лапой рыбу, выкинет на лавку и съест. Иваныч даже повадился из аквариума рыбок таскать.

Как-то раз поставил я аквариум на пол, чтобы воду сменить, а сам ушёл на кухню за, водой. Прихожу обратно, гляжу и глазам не верю: у аквариума Иваныч - на задние лапы привстал, а переднюю в воду запустил и рыбу, как из ведёрка, вылавливает. Трёх рыбок я потом недосчитался.

С этого дня с Иванычем просто беда: так от аквариума и не отходит. Пришлось сверху стеклом закрывать. А как забудешь, сейчас двух-трёх рыбок вытащит. Уж мы не знали, как его отучить от этого.

Но только, на наше счастье, Иваныч и сам очень скоро отучился.

Принёс я однажды с реки вместо рыбы в ведёрочке раков, поставил, как всегда, на лавку. Иваныч сразу прибежал - и прямо в ведро лапой. Да вдруг как потянет назад! Глядим - за лапу рак клешнями ухватился, а за ним второй, а за вторым - третий… Все из ведёрка за лапой тащатся, усами шевелят, клешнями щёлкают. Тут Иваныч глазищи от страха вытаращил, шерсть дыбом поднялась: «Что за рыба такая?»

Тряхнул лапой, так все раки на пол посыпались, а сам Иваныч хвост трубой - и марш в окно. После этого даже близко к ведёрку не подходил и в аквариум перестал лазить. Вот как напугался!

Кроме рыбок, у нас в доме было много разной живности: птицы, морские свинки, ёж, зайчата… Но Иваныч никогда никого не трогал. Он был очень добрый кот, дружил со всеми животными. Только с ежом Иваныч вначале не мог ужиться.

Этого ежа я принёс из леса и пустил в комнате на пол. Ёжик сначала лежал, свернувшись в клубок, а потом развернулся и забегал по комнате. Иваныч очень заинтересовался зверьком. Дружелюбно подошёл к нему и хотел обнюхать. Но ёж, видимо, не понял доброго намерения Иваныча - он растопырил колючки, подскочил и пребольно кольнул Иваныча в нос.

После этого Иваныч стал упорно избегать ежа. Стоило тому вылезти из-под шкафа, как Иваныч поспешно вскакивал на стул или на окно и никак не хотел спускаться вниз.

Но вот как-то раз после обеда мама налила Иванычу в блюдечко супа и поставила его на коврик. Кот сел около блюдца поудобнее, начал лакать. Вдруг мы видим - из-под шкафа вылезает ёжик. Вылез, носиком потянул, прямо направился к блюдцу. Подошёл и тоже за еду принялся. А Иваныч не убегает видно, проголодался, косится на ежа, а сам торопится, пьёт.

Так вдвоём всё блюдечко и вылакали.

С этого дня мама начала их каждый раз вместе кормить. И ведь как они хорошо к этому приладились! Стоит только маме половником о блюдечко стукнуть, а они уже бегут. Усядутся рядышком и едят. Ёжик мордочку вытянет, колючки приложит, гладенький такой. Иваныч его совсем перестал опасаться. Так и подружились.

За добрый нрав Иваныча мы все его очень любили. Нам казалось, что по своему характеру и уму он больше походил на собаку, чем на кошку. Он и бегал за нами, как собака: мы на огород - и он за нами, мама в магазин - и он следом за ней бежит. А возвращаемся вечером с реки или из городского сада - Иваныч уж на лавочке возле дома сидит, будто нас дожидается.

Как увидит меня или Серёжу, сразу подбежит, начнёт мурлыкать, об ноги тереться и вслед за нами скорее домой спешит.

Дом, где мы жили, стоял на самом краю городка. В нём мы прожили несколько лет, а потом переехали в другой, на той же улице.

Переезжая, мы очень опасались, что Иваныч не уживётся на новой квартире и будет убегать на старое место. Но наши опасения оказались совершенно напрасны.

Попав в незнакомое помещение, Иваныч начал всё осматривать, обнюхивать, пока наконец не добрался до маминой кровати. Тут уж, видимо, он сразу почувствовал, что всё в порядке, вскочил на постель и улёгся. А когда в соседней комнате застучали ножами и вилками, Иваныч мигом примчался к столу и уселся, как обычно, рядом с мамой. В тот же день он осмотрел новый двор и сад, даже посидел на лавочке перед домом. Но на старую квартиру так и не ушёл.

Значит, не всегда верно, когда говорят, что собака людям верна, а кошка - дому. Вот у Иваныча вышло совсем наоборот.

Рассказы о братьях наших меньших просты только на первый взгляд. За короткими, емкими описаниями скрывается глубокая мысль и великая любовь автора к каждому живому существу. Поэтому не стоит думать, что такие небольшие произведения хороши только для младших школьников. Иногда простые, но от того не менее насущные истины забываются вечно занятыми взрослыми. Да и кому не хочется вернуться в уютную атмосферу детства с помощью старых добрых книжек? Рассказ "Кот Иваныч" отлично для этого подходит.

Об авторе

Известный русский и советский писатель-натуралист Георгий Алексеевич Скребицкий родился в 1903 году. Неброские пейзажи тульских лесов и лугов произвели на мальчика глубокое впечатление и навсегда остались в его памяти и произведениях. Получив серьезное многопрофильное образование - литературное и зоотехническое, - Скребицкий наилучшим образом объединил свои главные жизненные увлечения, написав свои первые произведения в конце 1930-х. Уже первые сборники рассказов «Простофиля и хитрецы» и «Рассказы охотника» принесли Георгию Алексеевичу известность и любовь больших и маленьких читателей.

Впоследствии Скребицкий активно сотрудничал с журналом "Мурзилка", печатая короткие рассказы для самых маленьких. Также автор внес свой вклад в составление сборника "Родная речь". Сценарии к мультфильмам "Лесные путешественники" (о смелых белочках) и "В лесной чаще" (о забавном барсучонке) также созданы этим замечательным писателем.

Вершиной творчества Скребицкого стали две повести: "От первых проталин до первой грозы" и "У птенцов подрастают крылья". В обеих работах рассказывается многое о детстве и отрочестве самого писателя. К сожалению, вторая повесть осталась незаконченной из-за скоропостижной смерти Скребицкого в 1964 году.

Особенности творчества

Главной темой произведений Георгия Скребицкого всегда была природа в своей постоянной изменчивости и особой красоте. Глубокие знания о жизни самых разных животных, а также увлекательные научные экспедиции и азартная охота были отличным подспорьем для писателя.

Характерная черта его творчества - короткие, но емкие и необычные названия рассказов. "Речной волк", "Чир Чирыч", "Воришка", "Длинноносые рыболовы", "Куйка".

Часто использует Скребицкий в начале рассказов неторопливые, но и не затянутые описания окружающей природы, увлекая читателя в карельские болота или задумчивые леса средней полосы. И зачастую внезапно вводит главного героя - зверушку, рыбку или птичку. Да не простую, а со своими повадками и привычками. А что случится с этим героем дальше - зависит уже от рассказа. Даже рассказы об охоте и рыбалке не выглядят у Скребицкого кровожадными. Они полны веселым азартом и полностью доказывают, что борьба между добытчиком и добычей идет на равных.

"Кот Иваныч" - еще один яркий пример того, с каким юмором и любовью Скребицкий описывает "брата меньшего" и его своеобразную жизнь. Небольшой забавный рассказ покоряет своей искренностью и детей, и взрослых.

"Кот Иваныч": краткое содержание

По сути, весь рассказ представляет собой сборник мини-зарисовок из жизни самого обыкновенного, на первый взгляд, домашнего кота. В какие только приключения не попадал кот Иваныч! И в тесте вымазывался, и крыс в амбаре ловил (правда, исключительно для собственного удовольствия), и даже непростую дружбу с ежом завел.

Все случаи в рассказе полуанекдотические, сейчас существует много видеороликов с подобными сюжетами. Страсть, которую питал кот Иваныч к рыбе, быстро улетучилась после того, как его схватил за лапу большой рак. Достается котику и от ворон, которые покусились на его добычу из амбара. А то, как кот Иваныч обустроился в тесте, и вовсе заставляет от души посмеяться над его любовью к комфорту.

Только последний эпизод заставляет читателя напрячься. Переезд на новую квартиру - непростое время для домашних питомцев, и автор переживает, как воспримет это всеобщий пушистый любимец. Однако за преданность Иваныча беспокоиться не стоит: после краткого обзора нового дома он понимает, что все близкие - рядом, и полностью принимает новую жизнь.

Главные герои

Всех персонажей рассказа разделил на две группы Кот Иваныч, щенок Бобка, еж, вороны и другие зверушки - первая и главная группа. Несмотря на реализм рассказа (звери не разговаривают и не уподобляются людям), читатель сразу понимает характер каждого героя: Бобка - веселый и глуповатый, вороны - наглые, ежик - поначалу дикий, как и всякий лесной житель, но потом привыкает к новому другу, видя, что тот ничего плохого ему не сделает.

Людей в рассказе немного - сам автор, его мама и брат. Любопытен тот факт, что все они появляются по сюжету лишь эпизодически, в основном выступая в роли наблюдателей. Конечно, маме приходится выпутывать Иваныча из теста и мыть его в тазу. Разумеется, она пугается страшной добычи, которую кот приносит из амбара. И все же она относится к его проделкам спокойно и с юмором, принимает их как должное. И кот Иваныч видит ее теплое отношение, отвечая тем же. Неслучайно его любимое место во время семейных ужинов - рядом с мамой рассказчика. Именно там кот полностью понимает и принимает переезд семьи в новый дом.

Теплые и хозяев и животных описывает Георгий Скребицкий в своем рассказе. И все же не люди здесь главные герои. "Кот Иваныч" - произведение больше именно о зверушках, наделенных своими характерами и особенностями.

Образ Иваныча

Неслучаен выбор автором имени для главного героя. Это не простая кличка, как, например, Мурзик или Пушок - не просто так назвал свой рассказ Георгий Скребицкий. "Кот Иваныч"... Вы только вслушайтесь! Важность, солидность, характер сочетаются здесь с теплым, дружеским отношением (иначе кота звали бы Ивановичем).

С первых строк узнает читатель одну из главных черт кота - лень. Причем лень эта не вызывает раздражения, мы сразу понимаем, что это чувство абсолютно нормально не только для котов. А уж когда автор противопоставляет лень Иваныча Бобкиной глупости, выбор становится совсем очевидным.

Иваныч любит простые житейские удовольствия - теплую лежанку (пусть даже и в кадушке с тестом), вкусную рыбку (из аквариума тоже сойдет), небольшие развлечения и похвальбу перед хозяевами Иногда коту приходится пострадать за них, но он переносит все стойко. И тут мы узнаем еще об одной, самой главной черте Иваныча - доброте.

С преданной собакой сравнивает своего героя Скребицкий. Кот Иваныч всюду неотступно следует за своими хозяевами, встречает и провожает их. И даже когда автор опасается, что их любимец убежит на старую квартиру, он ошибается. В который раз сравнивая Иваныча с собакой, писатель делает вывод: их кот далеко не самый обычный.

"Кот Иваныч": главная мысль

Темой многих произведений Скребицкого становилось взаимодействие людей и животных, домашних либо диких. И характерной чертой этого взаимодействия является взаимопонимание. И люди, и звери принимают друг друга со всеми достоинствами и недостатками, уживаются вместе и становятся друзьями.

Да, у Иваныча много черт дикой кошки: жадность, лень, озорство, время от времени просыпающиеся охотничьи инстинкты. Но в то же время он - добрый и ласковый домашний питомец, который ни за что не предаст семью. Даже к дикому колючему ежику привык Иваныч, разделив с ним обед. И это видят его хозяева, ценят его преданность и мягкость по отношению к тем, кого он любит.

Особенности языка

Рассказ читается на одном дыхании не только из-за небольшого объема. Он написан очень простым житейским языком. Мы словно слушаем мальчика, который рассказывает интересные истории о своем коте. Любопытно, что мы не знаем, какого цвета Иваныч - знаем только то, что он большой и толстый. Это дает нам возможность сравнить с ним практически любого кота, тем самым сделав его еще роднее читателям.

О повседневных занятиях кота Скребицкий рассказывает в настоящем времени, и мы словно видим, как Иваныч умывается, греется на солнышке или лезет в аквариум за рыбками. А особенные происшествия описываются в прошедшем времени.

Истории настолько плавно перетекают из одной в другую, что читатель этого почти не замечает. сменяется его похождениями в амбар, однако потом выясняется, что крыс он не ест, но зато любит рыбу. Так и начинается очередной эпизод. Размеренная жизнь кота отлично отражается в размеренном, бесконечном повествовании.

Рассказ Скребицкого входит в школьную программу младших классов и активно обсуждается на уроках чтения. Изучив отзывы, можно сделать вывод, что доступный язык, веселые приключения и харизматичный главный герой делают произведение одним из любимых у маленьких читателей, после его прочтения они охотно делятся похожими историями из жизни собственных питомцев. Как уже отмечалось, текст читается легко, родители говорят, что детей не нужно даже особо упрашивать дочитать рассказ до конца. Целесообразно после разбора произведения "Кот Иваныч" проводить выставки детского творчества на тему "Мой питомец", а также составлять тематические фотогалереи или видеоподборки. Можно также предложить детям инсценировать отдельные эпизоды рассказа.

Итоги

Литература о животных никогда не предастся забвению, и произведения Георгия Скребицкого - яркое тому подтверждение. Смешные и забавные, но в то же время преданные и добрые питомцы учат нас быть терпеливыми и ответственными.

Чаплинская Жанна Геннадьевна

учитель начальных классов

КГУ ОШ № 117

г.Алматы

Урок литературы

Тема: Г.А. Скребицкий «Кот Иваныч»

Цель:

обучающая – формировать представление о творчестве Г.А. Скребицкого, совершенствовать умение работать с текстом;

развивающая – развивать внимание, логическое мышление, творческие способности, расширять читательский кругозор и словарный запас;

воспитывающая – воспитывать чувство юмора, любви к домашним животным.

Тип урока: усвоение новых знаний.

Форма организации урока: индивидуальная, групповая, коллективная.

Дидактическое обеспечение урока: портрет Г.А. Скребицкого, опорные слова, иллюстрации к рассказу,стикеры.

ХОД УРОКА

1 Организационный этап. Проверка готовности к уроку, психологический настрой.

2 Актуализация.

1.Проверка домашнего задания.

    Чтение стихотворения С. Есенина «Черёмуха».

    Выставка рисунков учащихся.

    Ответить на вопрос: «Как поэт относится к природе? В чём особенность его поэзии?»

2.Фаза вызова интереса.

Отгадайте загадки.

3.Сообщение темы.

Сегодня мы познакомимся с биографией Г.А. Скребицкого и его рассказом «Кот Иваныч».

4.Подготовка к восприятию произведения.

Чтение биографии и работа по вопросам.

    Где прошли детские годы будущего писателя?

    Чем интересовался?

    Как удалось воплотить свою мечту? (Подтвердить словами из текста).

    Кто герои его книг? (Подтвердить словами из текста).

3 Применение. Формирование умений и навыков.

Работа над произведением.

1. Целевая установка.

Какие ассоциации вызывает у вас название рассказа «Кот Иваныч»?

2. Первичное чтение текста (работа в группах).

- Чтение 1 части (до слов «Но иногда Иваныч…»).

Чтение 2 части (до слов «Принёс я однажды…»).

Чтение 3 части (до конца).

3. Проверка восприятия.

1 группа. Словарная работа (лежанка, кадушка).

    Знакомство с котом.

    Озорной щенок Бобка.

    Случай с тестом.

    Кот сторожит мышат.

2 группа. Словарная работа (амбар, кубарем, клешня).

Что запомнилось больше всего?

От чьего имени ведётся повествование?

Какие части выделили и озаглавили:

    Охота на крыс.

    Неприятности охоты.

    История с воронами.

    Кот-рыбак.

    Страшные раки.

3 группа. Словарная работа (намерение, половник, нрав).

Что запомнилось больше всего?

От чьего имени ведётся повествование?

Какие части выделили и озаглавили:

    Интересный зверёк.

    Страх и дружба с ежом.

    Любовь к Иванычу.

4. Анализ произведения.

Понравился ли вам кот Иваныч?

Что в его поведении рассмешило, а что удивило?

Опишите кота (внешность, манера поведения, отношение с другими персонажами).

В каких поступках лучше всего раскрывается его характер?

Расскажите о развлечениях Иваныча.

А как он охотился? С каким чувством это описывает автор?

За что все любили кота? Прочитайте.

Можно ли Иваныча назвать ленивым? Обоснуйте свой ответ.

5. Работа с иллюстрацией.

Рассмотрите иллюстрацию. К какому эпизоду она сделана? Соответствует ли она настроению, которое вызывает этот эпизод?

А что нарисовали бы вы?

6. Определение идеи произведения.

В чём состоит главная мысль рассказа?

7. Творческая работа.

Расскажите о проделках своего четвероногого друга. За что вы любите своего питомца?

4 Этап информации о домашнем задании.

5 Подведение итогов урока.

Понравилось ли произведение?

Что показалось особенно интересным?

Чему учит?

Реализация цели и задач достигнута.