Урок-конспект по картине С. Григорьева "Вратарь". Выставка одной картины (тени забытых предков. эпилог.) Сколько картин написал григорьев с а

Художника Сергея Григорьева , создана в 1949 году . По мнению искусствоведов, является ярким произведением послевоенного соцреализма . Полотно удостоено Сталинской премии II степени в 1950 году. Художник изобразил на полотне рядовой факт из повседневной жизни советских детей в послевоенном Киеве так, что он становится событием в жизни не только персонажей картины, но и её зрителей . Полотно находится в коллекции Государственной Третьяковской галереи и много раз экспонировалось на выставках в городах СССР и современной России, а также в Китае и США .

История создания и судьба картины

Григорьев говорил, что его «искания в области жанровой живописи долго оставались эмпирическими », что сначала он «всё писал с натуры и тянул много лишнего в картину», но затем «перешёл к режиссёрскому решению». Исследователи творчества художника писали о том, что по-настоящему Григорьеву впервые удалось такое решение (объединить всех персонажей единым действием, соответствующим замыслу художника-режиссёра) именно в картине «Вратарь», которая настолько продумана, «срежиссирована», что воспринимается как зарисовка непосредственно увиденного в жизни. В этом проявилось зрелое мастерство художника-жанриста. Каждой детали полотна соответствует своё символическое значение, а каждый её персонаж по-своему убедителен. Однако, несмотря на отмеченные критиками достоинства, в советское время эта картина находилась в тени двух других картин художника - «Приём в комсомол» (тот же 1949 год) и «Обсуждение двойки » (1950) .

Картина «Вратарь» создана в 1949 году. В это время Григорьев уже был профессором , заведующим кафедрой рисунка . Обращение к детской тематике художника не было случайным или первым (впервые он привлёк внимание к своим работам картиной «Дети на пляже» в 1937 году ). Григорьев ценил в детских образах непосредственность, естественность, живость реакций . Техника исполнения картины - масляная живопись по холсту . Размер - 100 × 172 сантиметров . Справа внизу находится подпись автора - «С А Григорьев 1949 г.», ещё один автограф находится на обороте полотна - «СА Григорьев 1949 год Киев » .

Картина «Вратарь» (вместе с другой картиной Григорьева «Приём в комсомол» , 1949) была удостоена Сталинской премии II степени за 1950 год . Полотно было приобретено Государственной Третьяковской галереей на Всесоюзной выставке 1950 года у самого автора . В коллекции галереи оно находится и сейчас . Инвентарный номер - 28043. Картина была представлена на многочисленных выставках: в Москве (1951), Ленинграде (1953), на Передвижной выставке в китайских городах от Пекина до Уханя (1954-1956), в Москве (1958 и 1971, 1979, 1986-1987, 2001-2002, в «Новом Манеже» в 2002 году), в Киеве (1973, 1979), Казани (1973-1974, 1977-1978), в городах США (1979-1980), на юбилейной выставке, посвящённой 225-летию Академии художеств СССР , в Москве (1983-1984) .

Сюжет и особенности трактовки

В. А. Афанасьев реконструировал события, предшествовавшие сцене, запечатлённой на картине Сергея Григорьева. Группа возвращавшихся после занятий школьников устроила импровизированный футбольный матч, соорудив ворота из портфелей, сумок и беретов . За пределами изображения на картине происходит захватывающий эпизод, который приковал внимание случайных зрителей, расположившихся на штабеле свежих досок. К событиям на поле обращено внимание и долговязого белобрысого мальчика в тёмном свитере, занимающего место в воротах . А. М. Членов обращал внимание на то, что на полотне изображена ранняя осень, когда ещё тепло, но «некоторые опасливые мамаши» уже одели своих детей в пальто. Он отмечал, что художник выбрал не сцену борьбы за мяч, которая в данный момент происходит, по его оценке, в центре поля, а самый край футбольного поля .

У мальчика забинтовано правое колено, и это, по мнению О’Махоуни, - знак преданности своей команде, готовности поступиться ради неё своим здоровьем. Григорьев опирался на характерную для культуры и идеологии предвоенных лет метафору «вратарь-пограничник», доблестный защитник рубежей Родины от коварных и жестоких врагов (искусствовед Галина Карклинь отмечала, что вратарь значительно старше всех других детей, изображённых на полотне, и как ученик младшей школы с гордостью демонстрирует своё футбольное мастерство малышне ). Однако картина написана в 1949 году, и метафора , с точки зрения О’Махоуни, обрастает рядом дополнительных смыслов. Изображён пустырь на окраине города или посёлка (одновременно за городом и в непосредственной близости от него, такая «линия обороны», по мнению британского искусствоведа, - отсылка к обеим столицам, Москве и Ленинграду , у самых подступов к которым в период войны находилась линия фронта). Фон картины рассказывает о восстановлении страны - на двух зданиях видны строительные леса; вблизи, справа, ведутся экскаваторные работы; зрители сидят на досках, что также служит намёком на то, что матч проходит на строительной площадке .

Киевский художественный институт, в саду которого, по мнению А. М. Членова, происходит действие картины

В своей книге о творчестве художника Т. Г. Гурьева сделала вывод о том, что фоном изображённой на картине сцены является панорама Киева : видны Андреевская церковь над Днепром , стройки, массив домов . Искусствовед А. Членов считал, что можно точно определить и само место, где происходит матч. Это - сад Киевского художественного института, где в то время работал художник на кафедре рисунка. Именно отсюда, по мнению Членова, открывается изображённый Григорьевым вид на Андреевский собор и здания над крутыми склонами Днепра, спадающими к Подолу - нижней части Киева .

Зрители, за единственным исключением, - дети. Они смотрят, как и вратарь, за раму картины, на противника, готовящегося нанести удар. На некоторых детях - зрителях матча спортивная одежда; один мальчик стоит за вратарём и словно ассистирует ему. «Ворота» - школьные ранцы, уложенные на землю по обе стороны от вратаря. По мнению О’Махоуни, это указывает на скорее импровизированный , чем запланированный характер самого события. Среди детей, по оценке О’Махоуни, Сергей Григорьев изобразил двух девочек (в отличие от него, Афанасьев насчитывает четырёх девочек, относя к ним самого маленького ребёнка, а также персонажа в сиреневом пальто-капоре , Гурьева считает девочками троих персонажей, включая в это число персонажа в красном капюшоне ). О’Махоуни утверждает, что девочки играют на картине второстепенную роль. Одна из девочек (она одета в спортивные штаны, такие же, как у мальчиков) нянчит куклу, что говорит о ней скорее как о будущей матери, чем как о спортсменке; вторая, одетая в школьную форму , стоит за спинами других детей . Т. Г. Гурьева отмечает разнообразие и убедительность психологических характеристик детей, а также юмор художника. В отличие от Карклинь, она относит старших детей на картине к подростковому (пионерскому) возрасту . Мальчик в красном лыжном костюме широко расставил ноги и заложил за спину руки, выпятив живот, он отличается, по её мнению, спокойным, созерцательным характером (в игру «малыша» не принимают, но он сумел приобщиться к состязанию, подбирая мячи, вылетевшие за линию ворот ). Членов отмечал, что он преисполнен сознанием собственной важности, смотрит на играющих «свысока» (несмотря на малый рост), его не волнует, какая из команд одержит победу в матче . На досках сидят как более темпераментные, так и вполне спокойные болельщики. Оживлённо реагирует на игру малыш в сером капюшоне. Спокойно наблюдают за игрой девочка с куклой и школьница с красным бантом в коротко стриженых волосах. Пригнувшись и упёршись руками в колени, увлечённо следит за матчем девочка в красном капюшоне . Выражение полного безразличия к игре В. А. Афанасьев видит лишь в изображении «лопоухой собачонки» и «укутанной в тёплый платок малышки» . Молодой парень (так Гурьева оценивает взрослого персонажа картины)

сидит рядом с ребячьей мелюзгой так, как сидят только на стадионе - готовый вот-вот вскочить, полный спортивного азарта, выкриками и жестами подбадривающий игроков. Шляпа его сдвинута на затылок, ворот вышитой украинской рубахи распахнут, пиджак расстёгнут. Рука придерживает папку с бумагами, но он о них уже не помнит, как не помнит и о делах, с которыми куда-то направлялся. Увлечённый игрой, он присел «на минутку» и… забыл обо всём, целиком отдавшись переживанию игры

На картине изображён только один взрослый. О’Махоуни отмечает, что поза, в которой мужчина изображён художником, сразу обращает на себя внимание зрителя: он сидит, выставив левую ногу вперёд в направлении невидимого противника, положив руку на колено, повторяя положение рук вратаря. В свою очередь его же дублирует и маленький мальчик, сидящий слева от мужчины. Судя по одежде, мужчина не является тренером. Папка и документы в его правой руке указывают на то, что это ответственный работник некоего государственного учреждения. На лацкане его пиджака - орденские планки и ленты, указывающие на то, что он участвовал в минувшей войне. В картине он играет, по мнению О’Махоуни, роль наставника, передающего детям опыт своего поколения . А. М. Членов «узнал», по его словам, студента, молодого художника, «навёрстывающего… фронтовые годы» . В начале 1940 года сам художник был призван в ряды Красной армии . До конца 1945 года, когда он вернулся в Киев, на художественных выставках не появилось ни одного произведения, подписанного его именем. Григорьев сам неоднократно с гордостью говорил, что во время своей службы в армии он не работал в качестве художника, а участвовал в военных действиях как политработник , вступил в ряды коммунистической партии .

Картина в оценке искусствоведов и зрителей

Т. Г. Гурьева писала, что картина «Вратарь» завершает целый особый этап творческого развития Григорьева, когда он создавал живые жанровые зарисовки быта советских людей. Такие картины способствовали созданию «скромной, но прочной славы опытного, умелого жанриста, автора занимательных и свежих живописных новелл». Это уже начинало тяготить художника, который искал новые и более значительные темы и образы . Искусствовед замечала, что картина напоминает ей в жанровом отношении новеллу , а как одно из наиболее важных достоинств отмечала её достоверность . Важно, с её точки зрения, что «Вратарь» подталкивает зрителя к обобщениям широкого идейного плана .

О’Махоуни считает неслучайным присуждение Сталинской премии за эту картину: Григорьев подчёркивает значимость спорта в эпоху «восстановления страны и возрождения нации». На первый план выдвинута роль старшего поколения, а его знания и опыт переданы художником «как жизненно важные для превращения советской молодёжи в новых защитников СССР» .

По мнению Т. Г. Гурьевой, ландшафт написан интересно, тонко, но его недостаток - оторванность фигур переднего плана от городского пейзажа на горизонте, что создаёт ощущение некоторой искусственности, «словно фоном для живой сценки на переднем плане является театральный задник». Гурьева отмечает умелое создание художником светлого, радостного колорита, который, по её словам, передаёт влюблённость художника в жизнь, его оптимистическое настроение . Г. Н. Карклинь отмечает «ржаво-золотистый колорит тёплого ясного дня с отдельными декоративными акцентами красного» . По мнению В. А. Афанасьева, пейзаж, «исполненный задумчивой нарядности», не играет в картине доминирующей роли, он подчинён повествованию о захватывающем зрелище на импровизированном футбольном поле. Осенний пейзаж, по его словам, написан «легко и свободно». Искусствовед отмечает мягкий сдержанный колорит с преобладанием тёплого желтоватого цвета. Повышает напряжённость происходящего на полотне «обилие тактично разбросанных, тонально разнообразных пятен красного» (одежда малыша за спиной главного героя, шапочка на голове «надутой девочки», вышивка на рубахе взрослого персонажа, штанишки на девочке в капюшоне, банты у девочек и пионерские галстуки на мальчиках) . А. М. Членов отмечал, что эти пятна красного цвета уравновешены холодными тонами, к которым он относил портфели, одежду вратаря и взрослого персонажа, а также общим желтоватым колоритом листвы .

По оценке Афанасьева, во «Вратаре» Григорьеву впервые в своём творчестве удалось не только объединить большое количество персонажей единым действием, но и «срежиссировать» сцену так, что она воспринимается зрителем как зарисовка, непосредственно увиденная в жизни. Каждой детали «найдено своё место», а каждый персонаж раскрыт «по-своему убедительно» . Украинский искусствовед и литературовед Олег Килимник (укр.) русск. отмечал, что «каждый представленный мастером детский образ чарует своей правдивостью, достоверностью, силой детской непосредственности» .

Наряду с другими картинами Григорьева «Вратарь» в современной Украине подвергался критике. В. А. Афанасьев и украинский искусствовед Л. О. Лотиш в своих статьях отмечали возникшую среди художественных критиков тенденцию представлять художника «как хитрого циника, оседлавшего кобылу соцреализма ». Афанасьев и Лотиш в противовес этой точке зрения отмечали эмоциональность, эстетическую и историко-культурную ценность его полотен «Вратарь», «Приём в комсомол», «Обсуждение двойки », «Вернулся », их большой успех у широкого зрителя .

Картина Сергея Григорьева на уроках в средней школе

Картина «Вратарь» неоднократно рекомендовалась авторами пособий по методике преподавания в средней школе для анализа учащимися. Так, ознакомление школьников с картиной рекомендовали в своих пособиях В. Н. Кожухов на уроках рисования и А. В. Текучёв на уроках русского языка , а детальный анализ её использования даётся в книге доктора педагогических наук Л. А. Ходяковой, где картина предлагается как тема сочинения на уроке русского языка .

Примечания

  1. , с. 201-204.
  2. , с. 202-204.
  3. , с. 29.
  4. , с. 288.
  5. Кожухов В. Н. Рассматривание картин на уроках рисования: пособие для учителя.. - М. : Учпедгиз, 1956. - С. 70. - 79 с.
  6. Ходякова Л. А. Живопись на уроках русского языка: теория и методические разработки уроков: учебное пособие . - М. : Флинта, 2000. - С. 162-167. - 336 с.
  7. , с. 9.
  8. Решетников, Фёдор. Доброта и правда искусства // Огонёк: Журнал. - 1970. - 18 июля. - С. 8 .
  9. , с. 8.
  10. Григорьев Сергей Алексеевич. «Вратарь» (Сталинская премия второй степени, 1950) (неопр.)
  11. , с. 48.
  12. , с. 24.
  13. Григорьев Сергей Алексеевич (неопр.) . Музей украинской живописи. Днепр. Дата обращения 2 июля 2017.
  14. , с. 45.

Художник Григорьев Сергей Алексеевич родился на Украине в городе Луганске 22 июня (по старому стилю 5 июля)и 1910 года в семье Алексея Васильевича Григорьева железнодорожного служащего. Годом позже позже семья Григорьевых переехала в Запорожье, где с 13 лет отроду учился в художественной школе Запорожья до 1926 года.

Юный художник проявлял большую любовь к рисованию и живописи, его мечтой было поступить в Ленинграде в академию художеств, но тамошние преподаватели не заметили в молодом парне талантливого художника. Покинув Ленинград позже в 1928 году он поступает в художественный институт В Киеве, где в последствии заслуживает специальность живописца-графика. Еще во время учебы в институте он вступает в студенческий творческое объединение под названием "Союз молодых художников Украины"

После окончания института в 1932 году художник переезжает в город Харьков, где его принимают на работу в издательстве "Мистецтво". Как мы знаем то был настоящий советский период и художники создавали свои работы под девизами советской власти. Вот некоторые работы молодого художника, в основном это были плакаты "Даешь стране хлеб" , "Передовики Донбаса", "Комсомолия" и другие.

Позже Григорьев работает педагогом, выставляет свои работы на выставках, одна из них в Польше в 1933 г. , ассистирует в факультете по живописи и графике в художественном институте в г. Харьков. Все эти годы прошли не зря, благодаря его заслугам в 1934 г. его принимают доцентом в Киевский художественный институт.

С 1938 г. по 1939 г. плодотворно участвует в различных выставках, где демонстрирует работы "Лыжник ", "Дети на пляже", "Баянист", "Маевка", Эпраздник молодежи" и другие.

В 1939 г. художник призван на военную службу, где частично занимается оформительской деятельностью и параллельно создает картину "Детская музыкальная школа" Во время войны был политработником. несмотря на то, что в армии он был до 1946 года, ему никогда не пришла мысль о создании картин на военную тематику.

В 1947 г. ему присваивается звание профессора, он работает заведуя кафедрой рисунка в Киевском художественном институте и создает такие свои произведения, как, "Портрет маршала Конева И. С". и "На собрании"

С 1950 г. в течении 3-х лет принимает участие во всесоюзной выставочной деятельности, работает в комитете назначений Сталинских премий в области изобразительного искусства, литературы и архитектуры. В этом же году создает картину "Обсуждение двойки"

В 1951 по 1955 г. Григорьева назначают ректором КГХИ, он руководит в мастерской жанровой живописи. Также его избирают депутатом, участвует в районном совете депутатов г. Киева.

С 1952 г. по 1957 г. исполняет обязанности руководителя живописи от УССР. В 1954 создает картину "Вернулся"

С 1953 г. член корреспондент. В 1958 году действительный член академии художеств Советского Сюза.

В 1960 году создана картина "Родительское собрание" в которой ему позировала его дочь для образа молодой учительницы. Также в 60-х годах им была оборудована мастерская в поселке Конча-Озерная, где живописец писал различные пейзажи и ряд портретов

В 1973 году открывается персональная выставка с работами художника в г. Киеве

В 1987 году Григорьев снова участвует в Республиканской выставке в г. Киеве

Как мы видим послужной список из биографии художника Сергея Григорьева довольно таки многогранный и плодотворный, благодаря заслугам и таланту художника он везде был в почете и уважаем и ему доверяли многие ответственные посты. Его карьерному росту могли позавидовать многие его коллеги.

Сергей Григорьев прожил свою творческую жизнь не зря, он создал немало живописных и графических работ, создано огромное количество монографий, плакатов, отражающих ту действительность в которой он жил и трудился на благо советских людей. Его картины сегодня находятся в различных музеях Украины, России, Болгарии и Японии.

За время своего творчества и занимаемых должностей Григорьев награжден многими наградами советской эпохи, двумя Сталинскими премиями за картины "Вратарь ", "Прием в Комсомол " и "Обсуждение Двойки", ему присвоено почетное звание народного художника СССР и УССР, также его награды различные медали и 3 ордена. Им написаны мемуары о своем пройденном пути "Книга воспоминаний"

Образовательные .
Научить детей понимать картины, как произведения искусства, дать информацию о биографии С. Григорьева и его творческом наследии. Проанализировать одну из картин художника - «Вратарь»

Развивающие .
Развивать умение логично доносить свои мысли до окружающих, облачая их в литературную форму, высказывать собственное отношение к творческому наследию человечества.

Воспитательные .
Воспитывать лояльность к чужой точке зрения, чувства прекрасного

Оборудование:

  • информационные карточки с биографией С. Григорьева;
  • репродукции картин художника.

Ход урока

Организационный момент

Учитель контролирует готовность учеников к работе на уроке, здоровается с ними.

Активизация опорных знаний

Учитель напоминает, что дети уже неоднократно работали с картинами разных художников, позволяющими ярко представить отраженные на них моменты жизни.

Мотивация

Учитель предлагает детям подумать над тем, какую пользу приносит человеку рассматривание картин и их словесный анализ.

Работа над новым учебным материалом

Учитель раздает детям карточки (одна на парту) с биографией С. Григорьева. Ученики должны законспектировать наиболее важные факты.

Созданные живописцем картины оценила советская власть, присудив их создателю в 1952 году звание народного художника УССР. В 1958 г. Сергей Григорьев стал действительным членом Академии художеств Советского Союза.

Живописец учился в Киевском художественном институте, который успешно окончил в 1932 г.

Он подарил миру преимущественно жанровые картины, запоминающиеся своей невероятной жизненностью и оптимизмом, яркостью отображенных типов и событий. Особенно интересовала художника тема молодежи и детей, их послевоенной жизни. Обращался он и к вопросам морали.

Особенную популярность Сергею Алексеевичу Григорьеву принесли картины «На собрании», написанная в 1947 г., «прием в комсомол» и «Вратарь», созданные в 1949 г. За эти две картину ему была присуждена Сталинская премия. Интересны и картины, переданные на хранение в Третьяковскую галерее - «Вернулся» и «Обсуждение двойки».

Художник не только создавал изумительные жизненные полотна, но и занимался преподавательской деятельностью. В 1934 году он начал преподавать в Киевском художественном институте».

После написания конспекта учитель дает слово ребятам, которые готовились на дому. Тематика выступлений может быть посвящена как эпизодам из жизни художника, так и истории создания отдельных его картин.

После того, как все дети представят подготовленную информацию, учитель предлагает рассмотреть картину «Вратарь» и ответить на вопросы:

  • Что изображено на картине?
  • Какова тема картины?
  • Каким человеком представляется художник, когда вы познакомились с его творчеством?
  • Сколько объектов можно выделить на картине?

После того, как дети делают вывод о том, что на картине можно выделить несколько важных объектов, учитель указывает на то, что и сочинение будет состоять из нескольких описаний, которые будут связаны в единое целое при помощи общих окончания, начала и заглавия.

Учитель также предлагает подумать над тем, почему картине дано название «Вратарь», иллюстрирует ли она тренировку, или настоящий футбольный матч. Важно, чтобы дети сумели описать главного героя картины: его колени согнуты, он напряжен и сосредоточен, а острые глаза уверенно смотрят вперед.

Каждому из учеников предлагается составить короткое описание картины (не более 10 предложений). Несколько работ прочитываются вслух и устно комментируются другими учащимися класса. Отдельно оценивается содержание, образность речи, наличие стилистических ошибок. Каждую выставляемую оценку дети также должны прокомментировать.

Итог урока.

Учитель предлагает вопросы:

  • Что нового вы узнали на уроке?
  • Понравился ли урок?
  • Понравились ли картины С. Григорьева? Почему?
  • Какие сложности возникли в процессе написания мини-сочинения и почему?

Домашнее задание

Подготовить короткие высказывания, характеризирующие картину «Вратарь»

Составить с ребенком устное описание любой, из нравящихся ему картин.


1910-1988 г.г.

В ыдающийся советский живописец и график. Народный художник СССР.
Сергей Алексеевич Григорьев родился 22 июня (5 июля) 1910 года одиннадцатым ребенком в многодетной семье служащего железной дороги в г. Луганск.
В 1911 году семья будущего художника переезжает в г. Александровск (в 1921 году переименован в г.Запорожье).
С.А.Григорьев учился: с 1923 по 1926 год - в Запорожской художественно-профессиональной школе у В.Н.Невского, М.Н.Кузнецова, С.З.Кочергиной, с 1926 по 1927 год - в Высших художественно-технических мастерских (ВХУТЕМАС, Москва) у В.А. Фаворского, с 1928 по 1932 год - в Киевском художественном институте у Ф.Г. Кричевского, Ф.С.Красицкого.
В 1929 году вступил в студенческую организацию «Объединение молодых художников Украины».
После окончания учебы Сергей Григорьев переезжает в г. Харьков, где работает в республиканском издательстве «Мистецтво». Создает серию плакатов «Передовики Донбасса»,«Даешь контакт», «Даешь стране хлеб», «Комсомолия».
В 1933 году - начало педагогической деятельности - художник назначен на должность ассистента по рисунку и графике в Харьковском художественном институте.
В этом же году картина художника отобрана для участия в Выставке советского искусства в Варшаве.
В 1934 году С.А.Григорьев переезжает в Киев и получает назначение на должность доцента Киевского художественного института (КХИ), а в 1947 году - назначен профессором, заведующим кафедры рисунка, а в 1950 году - руководителем мастерской жанровой живописи.
В 1948 году художнику присвоено звание Заслуженного деятеля искусств УССР.
В 1950 году - присуждена Сталинская премия за картины «Вратарь» и «Прием в комсомол».
В 1951 году присуждено звание Народного художника УССР, награжден орденом «Трудового Красного Знамени», присуждена Сталинская премия за картину «Обсуждение двойки».
С 1951 по 1955 год Сергей Алексеевич Григорьев - ректор Киевского государственного художественного института.
В 1953 году избран член-корреспондентом, а в 1958 году - действительным членом Академии Художеств СССР.
С 1958 года и до конца жизни возглавлял Творческие мастерские Академии искусств УССР.
В 1974 году присвоено звание "Народный художник СССР"
Умер С. А. Григорьев 9 апреля 1988 года. Похоронен на Байковом кладбище в г. Киев.
Проиведения художника представлены в Государственной Третьяковской галерее, Национальном художественном музее Украины, Киевском музее русского искусства, Одесском, Полтавский, Черниговском и Харьковском художественных музеях, Запорожском краеведческом музее, Национальном музее во Львове, Национальной художественной галерее Народной Республики Болгарии (София), галерее Gekosso (Токио, Япония) и в других музейных, галерейных и частных коллекциях в Украине и за ее пределами.

Представленная на сайте картина была подарена Сергеем Алексеевичем Григорьевым жене своего друга и ученика, художника Колесника Владимира Артемьевича с дарственной надписью.


Чтобы увидеть картину в увеличенном размере, нажмите на превью

(1910 г. - 1988 г.) - советский художник, живописец и график. Народный художник УССР (1951 г.), народный художник СССР (1974 г.), действительный член АХ СССР (1958 г.).

Родился 5 июля (22 июня) 1910 года в Луганске в многодетной украинской семье служащего железной дороги.

В 1928 году поступил в Киевский художественный институт, где обучался по 1932 год. Среди его преподавателей был первый ректор Украинской академии искусств, профессор Ф. Г. Кричевский.

Известность пришла к Григорьеву в послевоенный период. Картины художника, посвященные нравственным проблемам воспитания молодого поколения страны Советов, написанные в рамках традиций социалистического реализма , оставили заметный след в развитии советского бытового жанра.

В период рассвета творческой деятельности Сергей Алексеевич дважды удостаивался звания лауреата Сталинской премии второй степени: 1950 г. - за картины "Вратарь" и "Приём в комсомол", 1951 г. - за картину "Обсуждение двойки".

Григорьев С. А. в своем творчестве не ограничивался только жанровой живописью. Он также является автором многих портретов и пейзажей. Однако наиболее известными произведениями художника являются полотна, посвященные детям.

Сергей Алексеевич активно занимался педагогической деятельностью. В период с г. по г. Григорьев преподавал в Киевском художественном институте (с года профессор). В 1950 году он создал при институте мастерскую современной жанровой живописи. Процессу воспитания молодых художников мастер посвятил значительную часть своей творческой деятельности.

Детские образы в творчестве Григорьева С. А.