Урфин джюс группа серый капюшон. Александр пантыкин и группа "урфин джюс"

Свердловск - Екатеринбург

Рок-группа "Урфин Джюс" была образованная в ноябре 1980 года Александром Пантыкиньм после его ухода из экспериментальной музыкальной студии "Сонанс". Одна из наиболее интересных групп русского рока первой половины 80-х. Где впервые проявилось творчество Ильи Кормильцева как поэта. Первый состав группы "Урфин Джюс":
Александр Пантыкина - вокал, бас, клавишные,
Юрий Богатиков - гитарист,
Иван Савицкий - барабанщик.
Практически с самого начала рядом с группой всегда находился и отставной диск-жокей И.Кормильцев, ставший автором всех текстов группы, в лице которого А.Пантыкин приобрел сообщника, а у уж потом поэта. Стихи Ильи ему категорически не нравились, но других не было. После трех месяцев репетиций группа "Урфин Джюс" подготовил концертную программу, с которой 1 апреля 1981 дебютировал в большом зале Уральского политехнического института. Вскоре И.Савицкого за барабаном сменил Александр Плясунов. В этом составе был записан альбом "Путешествие". 6 июня 1981 года на рок-фестивале Архитектурного института группа "Урфин Джюс" получила первый приз жюри. Правда, это не приостановило процесс расхождения взглядов участников группы "Урфин Джюс" на музыку и будущее группы. Спкстя несколько недель "Урфин Джюс" распался.
Пару месяцев спустя на сцену вышел обновленный "Урфин Джюс": Игорь Белкин - гитара и Владимир Назимов и все тот же Илья Кормильцев. Осенью группа приняла боевое крещение на фестивале студенческой песни "АзИСИ-81" в г.Баку и получила диплом третьей степени. С декабря 1981 года по март 1982 "Урфин Джюс" усиленно репетировал, готовя материал для двух следующих альбомов, которые были объединены под одной обложкой. Двойной альбом "15" появился летом 1982 года. К тому времени послужной список "Урфин Джюс" пополнился еще одной строкой - участием в фестивале "Опус-82" г.Вильнюс. Группа вступила в наиболее плодотворный этап своего развития. В основе стиля группы лежал хард - рок, трансформированный под влиянием академического искусства, музыки барокко, неоромантизма и мелодизма. В г.Вильнюсе А.Пантыкину было откровение. К тому времени группа уже вызывала некоторое недоумение. Вопрос: в чем фокус? Играют "не очень", поют "не ахти", тексты "не люкс" и музыка "не фонтан". А зал - "на ушах". Какого черта?! "Тогда я понял, - усмехается Александр, - что дело не в музыке и не в текстах. Можно играть полную херню, самый примитивный рок-н-ролл, главное - это поток энергии, в который попадают и музыканты, и зал".
В июле 1984 года в г.Свердловск приехал Юрий Шевчук. Зазвали его И.Кормильцев с А.Пантыкиным. С документами и вещами, жить и работать. Оказалось, жить негде, а работать пришлось в группе "Глобус" при ЦПКиО им. Маяковского. Между собой группу звали "Жлобус", но это неважно. В составе: А.Пантыкин - клавишные, И.Белкин - гитара, В.Назимов - ударные, Ю.Шевчук - гитара и на бас-гитаре Игорь Скрипкарь. Плюс вокалистка Наташа и какой-то клавишник, они были вписаны руководителями ВИА, курирующего это странное музыкальное предприятие. Жил Ю.Шевчук то на балконе у А.Пантыкина, то на сцене в парке отдыха. К концу эпопеи с "Жлобусом", скончавшимся в середине сентября, отношения Юрия со свердловчанами крепко подпортились. Уехать он не мог, денег не было, в общаге САИ ему устроили платный концерт "на билеты"; после концерта Юра отблагодарил организаторов, выпили, деньги кончились. Уехал - позже - с трудом.
Свой следующей альбом А.Пантыкин и его коллеги назвали - "Жизнь в стиле Heavy Metal" ("ЖВСХМ"), альбом был попыткой выжить, неудачной во всех отношениях. Записать его в г.Свердловске никак не удавалось, в октябре 1984 года выехали в город Каменск-Уральский. Записывались на правах интернированных: в ДК "Юность" их знать не знали, гоняли из одного конца в другой. Но и здесь нашлись замечательные люди, помогали, укрывали, делились аппаратурой, инструментами... Запись шла урывками, то сидели полдня в фойе, то писали безостановочно, опасаясь в это фойе выйти. Перегревались магнитофоны, их выключали, и опять сидели. Был момент, когда Игорь Белкин устал настолько, что не мог сыграть партию. Вокал писали в зале с зеркалами, туда время от времени вбегали нимфетки в трико и принимались выделывать гимнастические упражнения. В 1984 году альбом наконец то был записан. От альбома разило провалом. А.Пантыкин запаниковал: "После записи "ЖВСХМ" я почувствовал, что с этим надо завязывать". Стали решать, выпускать альбом или нет, выпустили, но распространять не старались. Чему способствовали и внешние обстоятельства - "культурное начальство" решило с "Урфином Джюсом" кончать, хотя поводом стало обстоятельство счастливое: "Урфин Джюс" съездил в Казань. Это был подарок, в возмещение неприятностей последних двух лет: съездили - как в сказке побывали. Россия - страна великая своей территорией, в разных концах которой, невзирая на все усилия наших нелепых правителей, может одновременно происходить все что угодно. В Свердловске рокеров душили голыми руками, а в Казани принимали с распростертыми объятиями, давали без скандала отыграть целых четыре концерта. Последний организаторы попросили "сделать потише, будут из КГБ", вот и все ограничения. Одноместные номера, пресс-конференция... Концерты были отличные, зал принимал замечательно; оказалось, в Казани "Урфина Джюса" очень хорошо знают. Публика подпевала, реагировала на всякие приятные мелочи, в финале - банкет, музыкантов погрузили в поезд. Дома их ждали, чтобы напомнить, в какой стране они живут. В общем, приказали "Урфин Джюс" распустить, А.Пантыкина с работы уволить, в консерваторию, в училище, в университет разослать соответствующие приказа, и особо приготовился разбираться с бывшим своим учеником, когда в дело вмешалась судьба: в "Литературной газете" вышла статья Валерия Кичина "Урфин Джюс" меняет имя". Центральная газета сообщала, что группа живет и "распускаться" не собирается, - с подобными публикациями чиновникам из провинции спорить было "не по чину"!. Статью читали с ужасом и в управлении культуры, и сами "урфины" (которые о своем намерении сменить имя из статьи и узнали). Название осталось прежним. А.Пантыкин все чаще стал обращаться к сотрудничеству с другими музыкантами - рамки группы "Урфин Джюс" становились ему тесны.
Наступил 1985 год, все стало меняться. Появился "Наутилус Помпилиус", в сторону которого стал уклоняться И.Кормильцев, потом Е.Белкин записал свой сольный альбом "Около радио". И.Кормильцев и А.Пантыкиным уже давно друг друга терпеть не могли, ни о каком совместном творчестве речи быть не могло, но попытались этот сольник, который обоим не нравился, выдать за "Урфин Джюс № 4". Е.Белкин не согласился. Параллельно А.Пантыкин стал писать музыку для театра, и увлекся, а еще возник Скрипкарь с идеей возродить "Трек", куда настойчиво зазывал Александра. Уже существовал рок-клуб, катились волны послаблений, в городе множились рок-группы, над группой "Урфин Джюс" зависло недоброе ожидание.
Выступление группы на I фестивале Свердловского рок-клуба было прохладно встречено аудиторией. В тот день, 20 июня 1986 года, "Урфин Джюс" прекратил свое существование. Тихо, как сговорившись, четверо бывших соратников разошлись в разные стороны. "Урфин Джюс" тихо исчез, хотя официально о его распаде не сообщалось.
А.Пантыкин поиграл в группе "Кабинет", с разными составами записал и выпустил в 1996 году альбом "Урфин Джюс" - "Пять минут неба", который считать "урфиновским" нельзя ни в коем случае! В него попали и несколько нереализованных композиций группы "Урфин Джюс" и иные опусы Александра. В 2006 году группа собралась, отметила свое 25-летие. Сейчас старые соратники время от времени выступаю на различных мероприятиях, как легенда рока. Группа "Урфин Джюс" потихоньку дышит.
По матералам Леонида Порохня.

Годы

1980-1986
1989-1991

Страна

СССР СССР

Откуда Состав Бывшие
участники

Автором всех текстов группы стал Илья Кормильцев . Все магнитоальбомы группы оформил художник Александр Коротич .

История

Группа образована в декабре 1980 года ушедшими из «Сонанса » Александром Пантыкиным (вокал , бас , клавишные) и Иваном Савицким (ударные). Чуть позже к ним присоединился Юрий «Ринк» Богатиков (гитара)

В 1989 году бывший концертный менеджер «Наутилуса » Борис Агрест предложил Пантыкину реанимировать «Урфин Джюс». Поддавшись на уговоры, Пантыкин согласился и набрал новый состав: Андрей Котов за барабанами, гитарист Александр Деулин и басист Александр Доброславин. В реанимированной группе её же лидеру досталось место клавишника.

После реюниона (теперь уже в сугубо коммерческих целях) «Урфин Джюс» записал на студии фирмы «Мелодия » магнитоальбом, получивший название «5 минут неба». С программой альбома группа выступила в московском спорткомплексе «Олимпийский».

Эти песни мы с Ильей сочинили в начале 1980‑х, когда «УД» был еще на коне. Альбом получился такой странный, не похожий на три первых. Это, скорее, мой сольник

Александр Пантыкин

Увы, начало гастрольной деятельности реанимированного коллектива было сильно подорвано - в Жлобине один из концертов был сорван из-за очень плохой продажи билетов, а на концерте в Тюмени «УД» выступил как инструментальная арт-роковая команда . После жлобинской аферы группу покинул гитарист Александр Деулин, а его место занял Николай Григорьев.

Накануне IV фестиваля Свердловского рок-клуба группа временно меняет название на «Проект Александра Пантыкина» (ПАП) и под ним же выступает. Выступление старого-нового коллектива получилось провальным, после чего в группе опять последовала замена - басиста Александра Доброславина сменил Сергей Амелькин. После этого коллектив вернул себе старое название и продолжил гастроли по городам СССР .

Осенью 1990 года состав был усилен негритянским танцором, под которого Пантыкин писал новые песни. Однако затея не снискала никакого успеха, танцор вернулся в Москву, а «Урфин Джюс» окончательно прекратил своё существование.

Несмотря на то, что «Урфин Джюс» был включен в список «Легенд русского рока », группа никогда не была особенно известна, отчасти потому, что распалась до «триумфального шествия рок-музыки по СССР» во второй половине 1980-х годов. Тем не менее, музыкальный стиль «Урфина Джюса» оказал большое влияние на творчество представителей свердловского рока .

Дискография

  • - Путешествие
  • - Жизнь в стиле Heavy Metal
  • - 5 минут неба (магнитоальбом)
  • - 5 минут неба (сборник)

Концертные альбомы

  • - Некоторые вопросы, волнующие нас («Трек » и «Урфин Джюс», концертный альбом)
  • - Легенды русского рока

Напишите отзыв о статье "Урфин Джюс (группа)"

Литература

  • А. С. Алексеев . Кто есть кто в российской рок-музыке . - М . : АСТ: Астрель: Харвест, 2009. - С. 502, 503. - ISBN 978-5-17-048654-0 (АСТ). - ISBN 978-5-271-24160-4 (Астрель). - ISBN 978-985-16-7343-4 (Харвест).
  • Карасюк Д. История Свердловского рока. От «Эльмашевских битлов» до «Смысловых Галлюцинаций».. - Екатеринбург - Москва.: Кабинетный учёный, 2016. - 520 с. - ISBN 978-5-7525-3093-7 .
  • Карасюк Д. Ритм, который мы… Свердловская рок-энциклопедия.. - Екатеринбург - Москва.: Кабинетный учёный, 2016. - 280 с. - ISBN 978-5-7525-3094-4 .

Примечания

Ссылки

Отрывок, характеризующий Урфин Джюс (группа)

Граф Илья Андреич, смеясь, подтолкнул краснеющую Соню, указывая ей на прежнего обожателя.
– Узнала? – спросил он. – И откуда он взялся, – обратился граф к Шиншину, – ведь он пропадал куда то?
– Пропадал, – отвечал Шиншин. – На Кавказе был, а там бежал, и, говорят, у какого то владетельного князя был министром в Персии, убил там брата шахова: ну с ума все и сходят московские барыни! Dolochoff le Persan, [Персианин Долохов,] да и кончено. У нас теперь нет слова без Долохова: им клянутся, на него зовут как на стерлядь, – говорил Шиншин. – Долохов, да Курагин Анатоль – всех у нас барынь с ума свели.
В соседний бенуар вошла высокая, красивая дама с огромной косой и очень оголенными, белыми, полными плечами и шеей, на которой была двойная нитка больших жемчугов, и долго усаживалась, шумя своим толстым шелковым платьем.
Наташа невольно вглядывалась в эту шею, плечи, жемчуги, прическу и любовалась красотой плеч и жемчугов. В то время как Наташа уже второй раз вглядывалась в нее, дама оглянулась и, встретившись глазами с графом Ильей Андреичем, кивнула ему головой и улыбнулась. Это была графиня Безухова, жена Пьера. Илья Андреич, знавший всех на свете, перегнувшись, заговорил с ней.
– Давно пожаловали, графиня? – заговорил он. – Приду, приду, ручку поцелую. А я вот приехал по делам и девочек своих с собой привез. Бесподобно, говорят, Семенова играет, – говорил Илья Андреич. – Граф Петр Кириллович нас никогда не забывал. Он здесь?
– Да, он хотел зайти, – сказала Элен и внимательно посмотрела на Наташу.
Граф Илья Андреич опять сел на свое место.
– Ведь хороша? – шопотом сказал он Наташе.
– Чудо! – сказала Наташа, – вот влюбиться можно! В это время зазвучали последние аккорды увертюры и застучала палочка капельмейстера. В партере прошли на места запоздавшие мужчины и поднялась занавесь.
Как только поднялась занавесь, в ложах и партере всё замолкло, и все мужчины, старые и молодые, в мундирах и фраках, все женщины в драгоценных каменьях на голом теле, с жадным любопытством устремили всё внимание на сцену. Наташа тоже стала смотреть.

На сцене были ровные доски по средине, с боков стояли крашеные картины, изображавшие деревья, позади было протянуто полотно на досках. В середине сцены сидели девицы в красных корсажах и белых юбках. Одна, очень толстая, в шелковом белом платье, сидела особо на низкой скамеечке, к которой был приклеен сзади зеленый картон. Все они пели что то. Когда они кончили свою песню, девица в белом подошла к будочке суфлера, и к ней подошел мужчина в шелковых, в обтяжку, панталонах на толстых ногах, с пером и кинжалом и стал петь и разводить руками.
Мужчина в обтянутых панталонах пропел один, потом пропела она. Потом оба замолкли, заиграла музыка, и мужчина стал перебирать пальцами руку девицы в белом платье, очевидно выжидая опять такта, чтобы начать свою партию вместе с нею. Они пропели вдвоем, и все в театре стали хлопать и кричать, а мужчина и женщина на сцене, которые изображали влюбленных, стали, улыбаясь и разводя руками, кланяться.
После деревни и в том серьезном настроении, в котором находилась Наташа, всё это было дико и удивительно ей. Она не могла следить за ходом оперы, не могла даже слышать музыку: она видела только крашеные картоны и странно наряженных мужчин и женщин, при ярком свете странно двигавшихся, говоривших и певших; она знала, что всё это должно было представлять, но всё это было так вычурно фальшиво и ненатурально, что ей становилось то совестно за актеров, то смешно на них. Она оглядывалась вокруг себя, на лица зрителей, отыскивая в них то же чувство насмешки и недоумения, которое было в ней; но все лица были внимательны к тому, что происходило на сцене и выражали притворное, как казалось Наташе, восхищение. «Должно быть это так надобно!» думала Наташа. Она попеременно оглядывалась то на эти ряды припомаженных голов в партере, то на оголенных женщин в ложах, в особенности на свою соседку Элен, которая, совершенно раздетая, с тихой и спокойной улыбкой, не спуская глаз, смотрела на сцену, ощущая яркий свет, разлитый по всей зале и теплый, толпою согретый воздух. Наташа мало по малу начинала приходить в давно не испытанное ею состояние опьянения. Она не помнила, что она и где она и что перед ней делается. Она смотрела и думала, и самые странные мысли неожиданно, без связи, мелькали в ее голове. То ей приходила мысль вскочить на рампу и пропеть ту арию, которую пела актриса, то ей хотелось зацепить веером недалеко от нее сидевшего старичка, то перегнуться к Элен и защекотать ее.
В одну из минут, когда на сцене всё затихло, ожидая начала арии, скрипнула входная дверь партера, на той стороне где была ложа Ростовых, и зазвучали шаги запоздавшего мужчины. «Вот он Курагин!» прошептал Шиншин. Графиня Безухова улыбаясь обернулась к входящему. Наташа посмотрела по направлению глаз графини Безуховой и увидала необыкновенно красивого адъютанта, с самоуверенным и вместе учтивым видом подходящего к их ложе. Это был Анатоль Курагин, которого она давно видела и заметила на петербургском бале. Он был теперь в адъютантском мундире с одной эполетой и эксельбантом. Он шел сдержанной, молодецкой походкой, которая была бы смешна, ежели бы он не был так хорош собой и ежели бы на прекрасном лице не было бы такого выражения добродушного довольства и веселия. Несмотря на то, что действие шло, он, не торопясь, слегка побрякивая шпорами и саблей, плавно и высоко неся свою надушенную красивую голову, шел по ковру коридора. Взглянув на Наташу, он подошел к сестре, положил руку в облитой перчатке на край ее ложи, тряхнул ей головой и наклонясь спросил что то, указывая на Наташу.
– Mais charmante! [Очень мила!] – сказал он, очевидно про Наташу, как не столько слышала она, сколько поняла по движению его губ. Потом он прошел в первый ряд и сел подле Долохова, дружески и небрежно толкнув локтем того Долохова, с которым так заискивающе обращались другие. Он, весело подмигнув, улыбнулся ему и уперся ногой в рампу.
– Как похожи брат с сестрой! – сказал граф. – И как хороши оба!
Шиншин вполголоса начал рассказывать графу какую то историю интриги Курагина в Москве, к которой Наташа прислушалась именно потому, что он сказал про нее charmante.
Первый акт кончился, в партере все встали, перепутались и стали ходить и выходить.
Борис пришел в ложу Ростовых, очень просто принял поздравления и, приподняв брови, с рассеянной улыбкой, передал Наташе и Соне просьбу его невесты, чтобы они были на ее свадьбе, и вышел. Наташа с веселой и кокетливой улыбкой разговаривала с ним и поздравляла с женитьбой того самого Бориса, в которого она была влюблена прежде. В том состоянии опьянения, в котором она находилась, всё казалось просто и естественно.
Голая Элен сидела подле нее и одинаково всем улыбалась; и точно так же улыбнулась Наташа Борису.
Ложа Элен наполнилась и окружилась со стороны партера самыми знатными и умными мужчинами, которые, казалось, наперерыв желали показать всем, что они знакомы с ней.
Курагин весь этот антракт стоял с Долоховым впереди у рампы, глядя на ложу Ростовых. Наташа знала, что он говорил про нее, и это доставляло ей удовольствие. Она даже повернулась так, чтобы ему виден был ее профиль, по ее понятиям, в самом выгодном положении. Перед началом второго акта в партере показалась фигура Пьера, которого еще с приезда не видали Ростовы. Лицо его было грустно, и он еще потолстел, с тех пор как его последний раз видела Наташа. Он, никого не замечая, прошел в первые ряды. Анатоль подошел к нему и стал что то говорить ему, глядя и указывая на ложу Ростовых. Пьер, увидав Наташу, оживился и поспешно, по рядам, пошел к их ложе. Подойдя к ним, он облокотился и улыбаясь долго говорил с Наташей. Во время своего разговора с Пьером, Наташа услыхала в ложе графини Безуховой мужской голос и почему то узнала, что это был Курагин. Она оглянулась и встретилась с ним глазами. Он почти улыбаясь смотрел ей прямо в глаза таким восхищенным, ласковым взглядом, что казалось странно быть от него так близко, так смотреть на него, быть так уверенной, что нравишься ему, и не быть с ним знакомой.

Александр Пантыкин - один из зачинателей русского рока, создатель группы "Урфин Джюс", основатель знаменитой "свердловской школы", закономерно получивший почетное звание "дедушки уральского рока", а ныне - глава Союза композиторов Свердловской области, автор балетов, мюзиклов, "лайт-опер", музыки к 70 кинофильмам, и к более чем 100 театральным спектаклям.

Александр Пантыкин окончил 6-ю музыкальную школу, по классу фортепиано. В 12 лет стал в Свердловске лауреатом конкурса пианистов, сыграв ля-минорный концерт Баланчивадзе со знаменитым струнным оркестром музыкальной школы-десятилетки. Тогда же начал писать музыку. Занимался композицией. Полупрофессионально, овладел инструментовкой и оркестровкой. Еще в школьные годы организовал рок-группу "Слепой музыкант", которая пользовалась популярностью. Вскоре в 1975 году он организовал группу "Сонанс", которая играла в стиле арт-рок, с использованием классических инструментов, где культивировалось и художественное чтение, и хоровое пение. Это был сплав симфонической музыки, джаза и рока.

Сам Александр вспоминал о том времени так: "Прошел кое-какой путь в рок-музыке: предтечей "Сонанса" была школьная рок-группа "Слепой музыкант". Так что рок-н-ролл в "Урфине Джюсе" был для меня не шагом вперед, а отступлением назад. Желание стать популярным для молодого человека, думаю, естественно. "Сонанс" же не мог обеспечить финансово и был очень труден организационно. Студии было трудно выживать в стране, где до сих пор живы традиции сталинских постановлений о современной музыке. Я уже хорошо знал, как обращались с такими духовно близкими нам композиторами, как Губайдулина, Сильвестров, Шнитке или Денисов. А в рок-музыке к тому времени наметилось потепление. И в 79-м "Сонанс" развалился, из его осколков собрались группы "Трек" и "Урфин Джюс". Тогда я и занялся рок-н-роллом в чистом виде. Мы активно выступали и в Свердловске и на гастролях, играли в Черноголовке с московскими группами "Виктория", "Машина времени"…"

В 70-е годы в Свердловске была потрясающая культурная ситуация. Город занимал одно из ведущих мест по числу студентов на душу населения. Студенты это особая аудитория. Активно проводились смотры, фестивали, конкурсы. В институтах и университетах, в училищах и в консерватории, на каждом факультете - свой конкурс. И они естественно подталкивали людей к творчеству. Особенно выделялся Архитектурный - он считался студенческим бомондом. Там учились самые отъявленные эстеты: Владимир Хотиненко, Вячеслав Бутусов, Александр Сычев.

Клуб Архитектурного института стоял от него отдельно - маленькое деревянное здание, которое в кино прославил Алексей Балабанов, он тогда снимал фильмы на Свердловской киностудии. Город был очень мощным котлом, где вываривалось творчество и регулярно появлялось что-то новенькое - студенческие театры, музыкальные группы…

Стоит вспомнить, что в эти же времена в свердловском университете учился Александр Башлачёв, который тоже варился в этом же котле. В УПИ возникли "Пилигримы" и первыми спели из репертуара Deep Purple - это была революция, их всех повыгоняли из института, но концерт помнят многие. В Архитектурном тогда наделала шуму группа "Каталог".

Сам Пантыкин окончил физтех УПИ, по профессии инженер-технолог. В 1981 году он поступил на джазовое отделение музыкального училища им. Чайковского, и окончил его за два года, всё это время играя на фортепиано в джазовом оркестре В. Турченко. И в 1985 году его приняли на композиторское отделение свердловской консерватории, учеба в котором длилась долгие 9 лет, что было связано с регулярными академотпусками.

И вот на этом благодатном фоне культурной жизни в декабре 1980 года Александр Пантыкин создает группу «Урфин Джюс». Эта группа просуществовала до июня 1986, и стала одним из самых ярких явлений в рок-музыке Свердловска. Можно смело сказать, что группа повлияла не только на становление уральского рока, но прогремев тогда на всю страну, повлияла на очень многих музыкантов всего Советского Союза. Это тем более удивительно, так как «Урфин Джюс» с Пантыкиным записали всего три магнитоальбома и совместно дали не больше 25 концертов, многие из которых заканчивались скандалами.

Был номинально записан А. Пантыкиным и четвертый альбом «Урфин Джюса», «Пять минут неба», вышедший на компакт-диске в 1996 году. Но все же это было большое индивидуальное творчество композитора.

Классическими тремя магнитоальбомами группы считаются «Путешествие»(1981), «15» (1982) (который сами музыканты ласково называли «Пятнадчик»), и «Жизнь в стиле HeavyMetal» (1984). На первом альбоме группы, кроме А. Пантыкина (бас-гитара и клавишные), играют гитарист Юрий Богатиков и барабанщик Александр Плясунов. Последний сменил Игоря Савицкого, бывшего барабанщика «Сонанса», так как Пантыкин понял, что Игорь не откровенно не тянет его новую музыку. Это послужило предметом многолетней ссоры двух старых друзей. Но Пантыкин для пользы дела пожертвовал другом.

Этот состав музыкантов не продержался долго. К 1982 году в группе появились новый гитарист Игорь (Егор) Белкин, пришедший из «Р-клуба» и барабанщик Владимир Назимов из «Бумеранга». Этот состав «Урфин Джюса» стал классическим и просуществовал до самого конца. Именно в таком составе были записаны два последующих магнитоальбома группы.

Особая, наиважнейшая роль в группе была отведена молодому поэту Илье Кормильцеву, на стихи которого были написаны практически все композиции «Урфин Джюса». Илья был полноправным членом коллектива, активно участвовал в процессе записей и часто использовался как постановщик разных трюков на концертах.

Александр Пантыкин совершенно изводил новых музыкантов бесконечными репетициями, нежно и терпеливо подтягивая их к своей навороченной музыке, и в конце концов это принесло плоды в виде безумно-гениального альбома «15», где каждый музыкант выложился на 100 процентов и мог с завязанными глазами с любого места повторить любую часть всех 15 композиций. Для фоновой записи некоторых вещей альбома А. Пантыкин пригласил струнный коллектив из консерватории. Запись этого альбома была очень долгой в отличие от записи «Путешествия», который был записан в пожарном порядке за пару ночей. Она несла много элементов импровизации музыкантов, которые тут же записывались Пантыкиным на ноты в виде чётких музыкальных партий.

Успех альбома «15» был огромным еще потому что А. Пантыкин через почту растиражировал альбом по всей стране. Тогда же в 1982 году про группу написали острокритическую статью в "Литературной газете", которая называлась "Урфин Джюс" меняет имя". Эта статья только добавила группе популярности.

В первые годы своего существования, в 1981 и 1982 годах, «Урфин Джюс» стал победителем двух рок-фестивалей в Баку и Вильнюсе, и тогда о них уже стали говорить во всесоюзном масштабе.

Начиная с 1984 года группа как-то незаметно вошла в черную полосу. Она была связана с большой невостребованностью музыкантов, смертью и сменой генсеков, после которых начинали закручивать гайки. Несколько концертов группы прошли совершенно скандально, после чего посыпались всяческие запреты и санкции. Рокеров тогда душили голыми руками.

Правда был записан альбом «Жизнь в стиле HeavyMetal». Но сам Пантыкин потом вспоминал, что альбом получился усталый, хоть всё было многократно отрепетировано и сыграно на совесть.

К перестроечному времени «Урфин Джюс» совсем уже сдулся и сыграв 20 июня 1986 года последний концерт на фестивале свердловского рок-клуба, группа прекратила свое существование.

Распавшись до триумфального шествия рок-музыки в СССР, «Урфин Джюс» став уже легендарным, оказал огромное влияние на дальнейшее развитие рок-музыки. В частности музыканты группы плавно перекочевали в группу «Настя». Пантыкин с Кормильцевым идейно и художественно оплодотворяли набирающий мощный ход «Наулилус Помпилиус». А. Пантыкин принимал участие в записи сольного альбома Егора Белкина «Около радио».

После он создает группу «Кабинет», просуществовавшую около 4 лет и плавно перешедшую в новую пантыкинскую команду «Проект Александра Пантыкина». Но уже в это время Александр Пантыкин начинает много работать в театре и много писать музыки для кино и телевидения. И время на рок-музыку у него почти не остается. Правда в период 1996-2003, он играет в группе «Поезд куда-нибудь».

В 1994 им основана «Студия TUTTI Records» независимая студия звукозаписи и музыкальный лейбл, бессменным генеральным директором которой является до сих пор.

Интересны рассуждения Александра Пантыкина о рок-музыке в интервью Российской газете: «Рок возник как альтернатива музыкальным течениям, доминировавшим в середине ХХ века. И он связан с технологиями. С помощью микрофона и без голоса можно петь на концертах. Безголосие заменяла харизма, и этого достаточно, чтобы стать фронтменом. Можно не уметь играть на гитаре, но если ты умеешь зажать аккорд эмоционально и с энергетикой, ты уже становишься рок-музыкантом. Рок был прежде всего энергетическим направлением - его энергия сшибала всех. Но она требовала иных навыков. Появлялись новые приемы в технологиях композиторских и исполнительских, новые возможности для аранжировок, для совмещения рок-музыки с симфонической. Появился арт-рок, синтезирующий традиции симфонической музыки с электронной. Так что для меня рок - одна из красок. Ведь я прошел через практику всех музыкальных направлений и современных технологий. Многие композиторы сошли со сцены именно потому, что остались мастерами в чем-то одном. А сегодня нужно владеть многим.

Это касается и рок-н-ролла. Его идея исчерпала себя сначала как идея социальная. Он родился как бунт против зажимов. Сегодня можно делать что угодно, и группа "Ленинград" уже выступает в голом виде, так что в этом смысле у нас супердемократическая страна. Исчез противник - и рок-н-роллу стало не с кем бороться. Надо заняться более тонкими психологическими материями, нужны полутона - а для них такой брутальный вид творчества, как рок-н-ролл, не приспособлен. Это уже ближе к серьезной литературе, поэзии, музыке. Но ситуация интересна тем, что с появлением изощренных компьютерных технологий именно они и стали следующей страницей музыкального развития. Появилось множество "домашних композиторов". Это тоже крайность: им не хватает музыкального образования - но, владея технологией, они ею прикрывают дефицит профессионализма, музыкальную безграмотность. Это, конечно, большая беда. Но зато профессиональные композиторы, взявшие эти технологии на вооружение, сегодня на коне.»

В 2002 году именем Александра Пантыкина назвали детскую школу искусств в уральском городке Верхняя Тура. Подруга жены Александра, Т. Дерябина, которая стала руководить этой школой, приехала как-то к ним, расплакалась и стала жаловаться, что школа не финансируется и вообще нет самых необходимых вещей для работы. Тогда Александр, шутя предложил ей назвать школу своим именем, мол тогда сразу обратят на нее внимание. Т. Дерябина отнеслась к шутке серьезно, пробила все необходимые документы, и вскоре школа искусств стала носить имя Александра Пантыкина. И действительно дела там вскоре наладились самым лучшим образом. И теперь Александр Пантыкин, являясь высоким руководителем, уделяет этой школе много внимания.

Александр Пантыкин награжден многочисленными призами и наградами, стал лауреатом премии «Золотая маска» за музыку к спектаклю «Мёртвые души» САТ музкомедии, лауреатом «Ники» за музыку к фильму «Мусульманин» В. Хотиненко. В 2005 году награждён медалью «За вклад в отечественную культуру».

Начиная с 2008 года группа «Урфин Джюс» стала опять давать концерты. Причем состав музыкантов самый классический: Пантыкин-Белкин-Назимов. Конечно это нельзя считать полноценным возрождением группы, но с другой стороны все музыканты живы, здоровы и периодически играют вещи из старого репертуара на радость новому и старому поколению зрителей.

Вл. Селицкий

Путешествие (1981)

Жизнь в стиле Heavy Metal (1984)

Группа «Урфин Джюс» - это рок-группа, которая происходит из Свердловска. Она была образована в 1980 году, в декабре. Коллектив назван в честь одного из главных персонажей книги Волкова «Урфин Джюс и его деревянные солдаты». Также была версия, будто имя группы происходит от транскрипции фразы «Евреи-Сироты». Автором текстов является Александр Коротич - художник, оформивший все магнитоальбомы коллектива.

История

Данная группа работала в стилях арт-рок, постпанк, прогрессив и авант-прог. Ее создали ушедшие из «Сонанса» Александр Пантыкин и Иван Савицкий. Первый взял на себя вокал, клавишные и бас, второй - ударные. Данная советская рок-группа была дополнена Юрием Богатиковым (сценический псевдоним - "Ринк"), который играл на гитаре. Весной 1981 года коллектив сменил барабанщика. На место Савицкого пришел Александр Плясунов. Последний ранее играл в филармонических коллективах. 1 апреля того же года коллектив дебютировал в большом зале Политехнического института.

Музыка

Группа «Урфин Джюс» приняла участие в первом свердловском который был организован по инициативе комсомола Института архитектуры. Коллектив завоевал главный приз жюри. После записи первого альбома под названием «Путешествие» Пантыкин пригласил новых музыкантов. Ушли Юрий Богатиков и Плясунов, появились Владимир Назимов и Игорь Белкин. Группа «Урфин Джюс» в таком составе записала два альбома. Далее c подачи Кормильцева и Белкина в 1984 г. объединилась в единый коллектив с малоизвестным тогда «Наутилусом Помпилиусом». Музыканты помогли Белкину записать его сольный альбом под названием «Около радио». В 1986 г. коллектив вновь разделяется на новые проекты «Настя» и «Наутилус». В первый ушли бывшие музыканты группы «Урфин Джюс», а их лидером стал Белкин.

Коллектив никогда не был особенно известен. При этом группа была включена в список «Легенды русского рока». Однако она распалась до колоссального шествия рок-музыки по территории СССР, которое происходило в конце 1980-х годов. При этом музыкальный стиль проекта оказал влияние на деятельность творческих представителей Свердловска.

Дискография

Группа «Урфин Джюс» в 1981 году записала альбом «Путешествие». В 1982 г. вышла в свет работа «15». В 1984 году появилась «Жизнь в стиле Heavy Metal». В 1987-м была создана пластинка «5 минут неба». Среди концертных альбомов следует отметить «Некоторые вопросы, волнующие нас» и «Легенды русского рока».

Лидер

Александр Пантыкин является одним из основателей описанной выше группы, поэтому о нем поговорим подробнее. Он появился на свет в 1958 году в России в городе Свердловске, который ныне назван Екатеринбургом. Речь идет о российском композиторе и драматурге. Он является основателем нового направления музыкального театра - «лайт-опера». Занимает пост председателя Союза композиторов в Свердловской области. Академик «Ники». Состоит в Союзе композиторов России. Признан заслуженным деятелем искусств РФ. Лауреат театральной премии под названием «Золотая Маска». Получил приз на международном конкурсе композиторов. Награжден призом «Белое крыло» в качестве «PR-персоны года». Советская рок-группа «Урфин Джюс» стала его детищем. Является директором студии под названием TUTTI Records. Участвует в Союзе кинематографистов России. Женат. Имеет 5 детей. Именем нашего героя в 2002 г. названа школа искусств города Тура, который расположен в Свердловской области. Состоит в Союзе театральных деятелей.

В 1981 г. окончил УПИ, физико-технический факультет. Его специальность - «инженер-технолог». В 1985 г. прошел обучение в эстрадном отделении Свердловского музыкального училища. Направлением выбрал джазовое фортепиано. В 1994 г. прошел обучение в Уральской Государственной Консерватории, где получил специальность «композитор». В студенчестве играл в коллективах «Слепой музыкант» и «Сонанс». Позднее стал лидером коллектива «Урфин Джюс». В 1982 г. стал клавишником и продюсером «Наутилуса Помпилиуса» при записи альбома «Переезд». С этой группой он сотрудничал еще дважды в работе над пластинками «Человек без имени» и «Отчёт».

В 1986-1990 годах участвует в группе «Кабинет». С 1990 г. создает «Проект Александра Пантыкина». Является автором мюзикла под названием «Конец света». Пишет музыку для документальных фильмов и театральных спектаклей. Играл в коллективе «Поезд куда-нибудь». Был председателем жюри фестиваля под названием Rock-Line. Получил премию «Зеленое яблоко» за создание музыки к фильму, режиссером которого выступил Д. Астрахан.

Урфин Джюс

«Урфин Джюс» в классическом составе: Александр Пантыкин, Владимир Назимов, Егор Белкин
Основная информация
Жанр арт-рок
постпанк
психоделический рок
прогрессив-рок
авант-прог
экспериментальный рок
Годы 1980-1986
1989-1991
Страна СССР СССР
Откуда Свердловск
Состав Александр Пантыкин
Егор Белкин
Владимир Назимов
Бывшие
участники

Юрий Богатиков

Автором всех текстов группы стал Илья Кормильцев . Все магнитоальбомы группы оформил художник Александр Коротич .

История [ | ]

Эти песни мы с Ильей сочинили в начале 1980‑х, когда «УД» был еще на коне. Альбом получился такой странный, не похожий на три первых. Это, скорее, мой сольник

Александр Пантыкин

Увы, начало гастрольной деятельности реанимированного коллектива было сильно подорвано - в Жлобине один из концертов был сорван из-за очень плохой продажи билетов, а на концерте в Тюмени «УД» выступил как инструментальная арт-роковая команда . После жлобинской аферы группу покинул гитарист Александр Деулин, а его место занял Николай Григорьев.

Накануне IV фестиваля Свердловского рок-клуба [когда? ] группа временно меняет название на «Проект Александра Пантыкина» (ПАП) и под ним же выступает. Выступление старого-нового коллектива получилось провальным, после чего в группе опять последовала замена - басиста Александра Доброславина сменил Сергей Амелькин. После этого коллектив вернул себе старое название и продолжил гастроли по городам СССР].